Теоретическаячасть. Этические проблемы в психологическом исследовании
Интереск этическим проблема в психологии вырос в последнее время. Это связано с тем,что возрастает востребованность психологов и расширяются возможности, а сдругой — возникают какие-то новые, неведомые по прошлому опыту проблемы. Вчастности, одним из источников этих проблем оказывается то, что психолог непросто взаимодействует испытуемым, пациентом, клиентом, подозреваемым и т.д.,но так или иначе воздействует на него. Подобного рода воздействие в медицинесейчас принято называть вмешательством. Однако если в медицине имеется в видувмешательство прежде всего, хотя и не исключительно, в телесную сферу, то здесьречь идет о вмешательстве в психическую жизнь человека; при этом следуетподчеркнуть, что в обоих случаях оно может иметь очень серьезные и порой далеконе всегда позитивные последствия. Иначе говоря, вмешательство можетрассматриваться в самых разных аспектах, и в том числе подвергаться этической,моральной оценке.
Первымдокументом, регулирующим профессиональное поведение психологов стал Этическийкодекс Американской психол. ассоц. (АРА), принятый в 1953 г.
Откликнувшисьна неуклонно возраставшую потребность в официальном этическом кодексе, Н. Хобспринял на себя руководство Комиссией по этическим нормам вскоре после окончанияII мировой войны и возглавил работу над этим проектом. Эта комиссия работала напротяжении 5 лет, собрав от членов АРА 1000 кратких эпизодов, в которыхописывались ситуации этичного и неэтичного поведения. В конечном счете онаразработала документ объемом 171 с. — «Этические нормы психологов» (Ethicalstandards of psychologists), включавший сборник ситуаций и Этический кодекс,состоящий из 6 основных разделов и 28 подразделов.
Развитиенауки и практики психологии за прошедшие с той поры годы сопровождалосьзаметным изменением в частоте и характере этических проблем, с которымисталкиваются психологи.
Сейчасв нашей стране и за рубежом известны два наиболее важных исходных документа вотношении этических проблем, возникающих перед психологами, — это «Этическиепринципы психологов» (Ethical principles of psychologists) и «Этическиепринципы проведения исследований с людьми» (Ethical principles in the conductof research with human participants) Американской психологической ассоциации(АРА). В дополнение к этому, «Критерии для аккредитации докторских программ иинтернатур в профессиональной психологии» (Criteria for accreditation ofdoctoral programs and internships in professional psychology) требуют дляполноценной подготовки в профессиональной психологии прохождения обязательныхкурсов научной и профессиональной этики, а также изучения соответствующих норм.
Этическиепринципы представляют собой оценочные суждения, часто трудно переводимые вреальное поведение; психологи, которые не дают себе труда задуматься над этимипроблемами, нередко сталкиваются с этическими дилеммами. Ниже будут рассмотренытри важных этических принципа из «Этических принципов психологов» АРА:публичные высказывания, конфиденциальность и компетентность.
Публичныевысказывания. Этот принцип относится к деятельности психологов, направленной наоказание помощи людям, которая связана с принятием более обоснованных решений.Публичные высказывания следует основывать на современном состоянии гуманитарныхи естественных наук, не забывая, что в отношении любого научного исследованиясуществуют пределы раскрытия и ограничения на использование полученных в немданных. Кроме того, данный принцип предостерегает психологов, предоставляющихиндивидуальные диагностические и терапевтические услуги, от выхода за рамки профессионально-психологическихотношений с клиентом.
Второйвопрос, не выходит ли помощь с использованием СМИ за рамки контекстапрофессионально-психологических отношений, представляет сложность дляопределения. Большинство профессиональных психологов согласились бы (и суд тожесоглашается), что профессиональные отношения начинаются с момента вступленияклиентом в контакт (даже по телефону) со специалистом и согласия специалистапродолжить обсуждение с этим клиентом его психологических проблем. Это могло быслужить парадигмой для коммуникации с использованием СМИ. Однако не каждыйпсихолог готов оказывать психологическую помощь через СМИ. Один важный вопрос,требующий рассмотрения, а именно: перевешивают ли выгоды от психологическогоконсультирования через каналы СМИ, связанные с этим риски, — являются не толькоэтической, но и эмпирической проблемой.
Конфиденциальность.В преамбуле к этому принципу АРА формулируется, что конфиденциальнаяинформация, получаемая в результате работы психолога, не подлежит разглашению,если только ее утаивание не влечет за собой явной опасности или для самогоклиента, или для других людей. Тем самым устанавливается, что разглашение тайныможет оправдываться только исключительными обстоятельствами.
Этапроблема сопряжена с двумя интересными этическими дилеммами. Первая из нихсвязана с юридическими аспектами. Зискин указывает на определение Верховногосуда Калифорнии, требующее от терапевтов добросовестной заботы о защитепотенциальных жертв от возможной опасности со стороны их клиентов. Это требуетоценки терапевтом вероятности того, что данный клиент будет представлять собойугрозу. Такая оценка должна осуществляться в соответствии со стандартами,принятыми в профессии этого терапевта. Таким образом, первая дилемма дляпсихолога — это проблема выбора между неразглашением тайны и требованиемзакона. В описанной ситуации этические принципы не создают особого конфликта ввыборе между этикой и законом.
Болеесложная дилемма вытекает из факта, что прогнозы опасности, предоставляемые психологамии другими специалистами в области психического здоровья, как правило, не могутдостигать высокой степени точности.
Компетентность.В соответствии с этическими принципами, психологам надлежит использовать толькоте инструменты и процедуры, в отношении которых они обладают достаточнымуровнем подготовки и опыта работы. Кроме того, они должны предоставлять точныесведения об уровне своего образования, подготовки, опыта и компетентности.
Однакопрофессиональная компетентность является понятием, которое не так-то легкоопределить. В частности, необходимо задаться следующим вопросом: компетентностьв отношении каких проблем, каких групп населения и каких случаев? Все этопредставляет собой трудные вопросы, многие из которых действительно связаны сэтическими проблемами.
Неподлежит сомнению, что экспериментальный метод является мощной эмпирическойстратегией. В отличие от других рассмотренных подходов, экспериментальный методпозволяет исследователям не только контролировать и предсказывать определенныефеномены, но и давать им объяснение. Вот, в сущности, и все, что можно сказатьоб экспериментальном методе. Где бы он ни применялся, этот метод даетвозможность получать информацию, которую не добыть с помощью других методов. И,тем не менее, экспериментальный метод имеет свои ограничения, по крайней мере вобласти психологии личности. Во-первых, некоторые проблемы изучатьэкспериментальным путем просто неэтично, хотя это было бы очень простоосуществить. Например, психологи не могут преднамеренно моделировать условия,представляющие потенциальный риск для испытуемых, угрожающие или чреватыевозможностью получения каких-либо повреждений. Представьте себе исследователя,заинтересованного в изучении влияния хронического одиночества на самооценку иразвитие депрессии у детей. Несомненно, это эмпирически важный вопрос, ноочевидные этические соображения мешают собрать сотню десятилетних детей, вслучайном порядке отобрать из них пятьдесят и поместить их в такиеэкспериментальные условия, в которых они не имели бы возможности близкообщаться с окружающими.
Другойэтический вопрос связан с обманом и хитростью — часто бывает так, чтоиспытуемого или вводят в заблуждение относительно истинной цели эксперимента,или информируют не полностью. Представьте себя на месте испытуемого вэксперименте, в котором импозантный мужчина в белом халате сообщает вам, чтопосле короткой отсрочки вы получите серию болезненных ударов электрическимтоком. Потом вы заполняете анкету, где сообщаете о своем предпочтенииприсоединиться или не присоединиться к другим, а затем возвращаете ееисследователю, который, в свою очередь, тут же говорит вам, что оказывается васне будут бить током это была всего лишь шутка. Нет сомнения в том, что выпочувствуете себя в глупом положении, даже если все это делается ради науки. Выможете даже задаться вопросом: действительно ли соображения науки оправдываютобман? Те, кто оправдывают практику введения испытуемого в заблуждение внаучном исследовании, напоминают о том, что многие аспекты поведения человека простоневозможно было бы изучать экспериментально, если бы исследователям запрещалосьутаивать истинные цели исследования от испытуемых (Aronson et al., 1985;Christensen, 1988). С другой стороны, некоторые психологи (Baumrind, 1985)считают, что подобная практика утаивания подрывает доверие людей кпсихологическому исследованию, и это может иметь отдаленное негативное влияниена испытуемых, даже если подлинный смысл исследования открывается им сразупосле его проведения.
Решение проводить исследования должноосновываться на осознанном желании каждого психолога внести ощутимый вклад впсихологическую науку и способствовать благополучию человека Ответственныйпсихолог обдумывает различные направления, где нужны энергия и возможностичеловека
Американская психологическаяассоциация (American Psychological Association, 1973) выдвинула ряд этическихпринципов, которым должны следовать экспериментаторы при работе с людьми.
Приняв решение о проведенииисследований, психологи должны осуществлять свои замыслы с уважением к людям,принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии.
Принципы, о которых говорится ниже,разъясняют исследователю этичное ответственное отношение к участникамэкспериментов в ходе проведения исследовательских работ — от первоначальногозамысла до шагов, необходимых для защиты конфиденциальности данныхисследований. Эти принципы должны рассматриваться в контексте документов,прилагаемых в качестве дополнения к принципам.
1. При планировании опытаисследователь несет персональную ответственность за составление точной оценкиего этической приемлемости, опираясь на принципы исследований.
Если, опираясь на эту оценку ивзвесив научные и человеческие ценности, исследователь предлагает отклонитьсяот принципов, то он дополнительно берет на себя серьезные обязательства поразработке этических рекомендаций и принятию более строгих мер по защите правучастников исследований.
2. На каждом исследователе всегдалежит ответственность за установление и поддержание приемлемой этикиисследования. Исследователь также несет ответственность за этичное обращениеколлег, ассистентов, студентов и всех других служащих с испытуемыми.
3. Этика требует, чтобы исследовательинформировал испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиятьна их желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о другихподробностях исследования.
Невозможность ознакомления с полнойкартиной эксперимента дополнительно усиливает ответственность исследователя заблагополучие и достоинство испытуемых.
4. Честность и открытость — важныечерты отношений между исследователем и испытуемым. Если утаивание и обманнеобходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяснитьиспытуемому причины таких действий для восстановления их взаимоотношений.
5. Этика требует, чтобы исследовательотносился с уважением к праву клиента сократить или прервать свое участие впроцессе исследований в любое время.
Обязательство по защите этого праватребует особой бдительности, когда исследователь находится в позиции,доминирующей над участником.
Решение по ограничению этого праваувеличивает ответственность исследователя за достоинство и благополучиеучастника.
6. Этически приемлемое исследованиеначинается с установления четкого и справедливого соглашения между исследователеми участником эксперимента, разъясняющего ответственность сторон. Исследовательобязан чтить все обещания и договоренности, включенные в это соглашение.
7. Этичный исследователь защищаетсвоих клиентов от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. Еслириск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать обэтом испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять все возможные мерыдля минимизации вреда. Процедура исследований может не применяться, если естьвероятность, что она причинит серьезный и продолжительный вред участникам.
8. Этика работы требует, чтобы послесбора данных исследователь обеспечил участникам полное разъяснение сутиэксперимента и устранил любые возникающие недоразумения. Если научные иличеловеческие ценности оправдывают задержку или утаивание информации, тоисследователь несет особую ответственность за то, чтобы для его клиентов небыло тяжелых последствий.
9. Если процедура исследования можетиметь нежелательные последствия для участников, то исследователь несетответственность за выявление, устранение или корректировку таких результатов (втом числе и долговременных).
10. Информация, полученная в ходеисследования, является конфиденциальной.
Если существует вероятность, чтодругие люди могут получить доступ к этой информации, то этика практикиисследований требует, чтобы эта вероятность, а также планы по обеспечениюконфиденциальности были объяснены участникам как часть процесса по достижениювзаимного информационного согласия.
В данной контрольной работе описано,какие этические проблемы могут возникать в ходе проведения психологическогоисследования, а также приведены этические принципы, которым должны следоватьэкспериментаторы при работе с людьми. Кроме того, на основе этих этическихпринципов составлен Этический кодекс психолога.
Гдеи как может использоваться Этический кодекс психолога?
Дляпрофессионала этический кодекс выступает, прежде всего, не как ответственностьперед карающей силой внешних инстанций, а как внутренний регулятор собственнойпрофессиональной деятельности, как внутренний критерий профессионализма.Конкретные положения этического кодекса возникли изнутри терапевтическойпрактики предшествующих поколений психотерапевтов, поэтому эти правила,внутренне осмысленные и включенные в ткань психотерапевтического процесса,разделяются и соблюдаются психотерапевтами самых разных направлений.
Осведомленностьо содержании этического кодекса психолога поможет и клиенту обезопасить себя отобщения с непрофессионалом и предупредить опасность столкновения с«профессиональным злоупотреблением».
Практическаячасть
Внимание – это специфический психический процесс, которыйявляется необходимой стороной всех других психических процессов и неотделим отних. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов исостояний человека. Вместе с тем внимание имеет свои, характерные только длянего специфические характеристики (например, колебания внимания или его объем).
Внимание – это направленность психики (сознания) на определенныеобъекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость,сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной,интеллектуальной или двигательной активности.
Выделяютследующие характеристики внимания
· Направленностьвнимания – избирательный(селективный) характер протекания познавательной деятельности.
· Избирательность – выбор данной деятельности, отборданных воздействий и в более или менее длительном их сохранении (длительномудержании определенных образов в сознании).
· Сосредоточение(концентрация)психической деятельности сосредоточение субъекта на объекте). Сосредоточениепредполагает отвлечение от всего постороннего, не относящегося к даннойдеятельности, и торможение (игнорирование, устранение) побочной, конкурирующейдеятельности. Благодаря этому отражение объектов данной деятельности становитсяболее ясным и отчетливым.
С сосредоточенностью связана интенсивность, илинапряженность, внимания. Чем больше интерес к деятельности (чем большеосознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем менее она знакомачеловеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным(напряженным) будет внимание.
· Устойчивостьвнимания определяетсядлительностью сохранения интенсивного (концентрированного) внимания. Устойчивость – характеристика внимания во времени. Показательустойчивости –высокая продуктивность деятельности (объем, точность работы) втечение некоторого промежутка времени.
· Колебание внимания. Под колебанием внимания понимаютпериодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивностивнимания. Колебания внимания проявляются во временном изменении интенсивностиощущений.
· Переключениевнимания проявляется вбыстром переходе от одной деятельности к другой. Это – быстрое перемещение внимания,
обусловленное сознательно и преднамеренно поставленной новойзадачей. Переключение может также проявлятьсялибо в переходе от одного объекта определенной деятельности к другому, либо от одной операции к другой. В этом случае переключение происходит внутри одной деятельности. Прихарактеристике процесса переключения возможно выделение ряда показателей:
— переходныйинтервал, или время переключения, т. е. время, затраченное на переход от одной деятельности(одного объекта, операции) к другой;
— объемработы в единицу времени (по сравнению с объемом работы, выполненным в то жевремя в деятельности без переключения
внимания) (в качестве показателя производительности можнорассматривать и время выполнения определенного по объему материала);
— точностьработы, ее безошибочность или наличие ошибок переключения, в которых может проявляться тормозящее влияние предыдущейдеятельности.
· Распределениевнимания. Подраспределением внимания понимают такое его свойство, которое обусловливаетуспешность одновременного выполнения двух (или более) видов деятельности (илинескольких действий в процессе одной деятельности). В сложных современных видахтруда может одновременно совмещаться два или несколько видов деятельности;деятельность может складываться и из нескольких различных, но одновременнопротекающих процессов (действий), каждый из которых отвечает различным задачам.Во всех этих случаях человеку необходимо распределять внимание, т. е.одновременно сосредоточивать его на различных процессах (объектах).
· Объем внимания – это такая его характеристика,которая
определяется количеством информации, одновременно способнойсохраняться в сфере сознания человека. Средний объем внимания человека равен5-7 единицам информации.
Самую распространенную группу лабораторных методовисследования внимания составляют бланки, которые объединены под общим названием«корректурные пробы». Они могут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр,геометрических фигур и др. Задание для испытуемого – найти заданный стимулсреди других и зафиксировать его на бланке.
Методическое обеспечение исследования внимания требуетпридерживаться определнных условий (чтобы успешность выполнения не былаобусловлена специальными способностями). Действия испытуемого должны поддаватьсяконтролю, а показатели успешности должны иметь количественное выражение. Этимусловиям отвечает метод корректруной пробы (Бурдона-Анфимова).
Измерение концентрации внимания корректурным методом Бурдона Анфимова
Цель исследования: изучить концентрацию внимания.
Объект исследования: внимание.
Предмет исследования: концентрация внимания.
Гипотеза: отсутствие отвлекающих факторов повышает успешностьдеятельности.
Контргипотеза: отсутствие отвлекающих факторов снижаетуспешность деятельности.
Конкурирующая гипотеза: отвлекающие факторы не влияют науспешность деятельности.
Экспериментальное влияние: отвлекающий фактор (введение помехна 2-й и
4-й минутах).
НП (независимая переменная): наличие или отсутствиеотвлекающего фактора.
ЗП (зависимая переменная): показатели успешности в выполнениидеятельности.
Характеристика выборки исследования:
АА: 32 года, жен., тренер
АБ: 29 лет, жен., менеджер
АВ: 25 лет, жен., работник сферы обслуживания
АГ: 27 лет, жен., работник сферы обслуживания
АД: 31 год, жен., тренер
АЕ: 39 лет, жен., тренер
АЖ: 26 лет, жен., маркетолог
АЗ: 26 лет, жен., работник сферы обслуживания
АИ: 22 года, жен., курьер
АК: 42 года, жен., уборщица
Обработка и анализ результатов
Согласно результатам высчитывается коэффициент точностивыполнения (формула Уиппла):
А= N-v/ N+p;
где N – общее количество зачеркнутых стимулов;
р – количество пропущенных стимулов;
v – количество неправильно вычеркнутых стимулов.
Условный показатель концентрации внимания – это отношениекоэффициентов точности выполнения на фоне помех и без помех.
К= Ап/ Абп;
где Ап – точность на фоне помех;
Абп – точность без помех.
t – время (1-я минута, 2-я минута...).
Бланк ААt Условия Результат Характеристика внимания N v p А= N-v/ N+p 1 бп 62 1 2 п 60 1 3 бп 61 1 0,98 4 п 54 1 5 бп 60 1
Ᾱп=А2+А4/2=1
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,99
К=Ᾱп/Ᾱбп=1,01
Бланк АБt Условия Результат Характеристика внимания N v p А= N-v/ N+p 1 бп 46 1 2 0,94 2 п 40 1 3 0,91 3 бп 59 2 0,97 4 п 37 3 0,93 5 бп 52 2 0,96
Ᾱп=А2+А4/2=0,92
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,96
К=Ᾱп/Ᾱбп=0,96
Бланк АВt Условия Результат Характеристика внимания N v p А= N-v/ N+p 1 бп 37 1 2 п 31 1 0,97 3 бп 34 1 0,97 4 п 24 1 4 0,82 5 бп 47 1
Ᾱп=А2+А4/2=0,9
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,99
К=Ᾱп/Ᾱбп=0,91
Бланк АГt Условия Результат Характеристика внимания N v p А= N-v/ N+p 1 бп 57 1 2 п 45 1 3 бп 49 1 4 п 49 1 5 бп 44 1
Ᾱп=А2+А4/2=1
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=1
К=Ᾱп/Ᾱбп=1
Бланк АДt Условия Результат Характеристика внимания N v p А= N-v/ N+p 1 бп 74 1 0,99 2 п 71 2 0,97 3 бп 75 1 0,99 4 п 64 1 5 бп 60 1
Ᾱп=А2+А4/2=0,99
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,99
К=Ᾱп/Ᾱбп=1
Бланк АЕt Условия Результат Характеристика внимания N v p А= N-v/ N+p 1 бп 76 1 2 п 54 1 0,98 3 бп 71 1 0,99 4 п 33 1 5 бп 59 1
Ᾱп=А2+А4/2=0,99
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,99
К=Ᾱп/Ᾱбп=1
Бланк АЖt Условия Результат Характеристика внимания N v p А= N-v/ N+p 1 бп 57 1 2 п 36 2 2 0,94 3 бп 37 1 0,97 4 п 30 1 0,97 5 бп 53 1 0,98
Ᾱп=А2+А4/2=0,95
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,98
К=Ᾱп/Ᾱбп=0,97
Бланк АЗt Условия Результат Характеристика внимания N v p А= N-v/ N+p 1 бп 34 1 0,97 2 п 23 2 0,92 3 бп 57 1 1 0,96 4 п 29 1 0,97 5 бп 38 1
Ᾱп=А2+А4/2=0,94
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,98
К=Ᾱп/Ᾱбп=0,96
Бланк АИt Условия Результат Характеристика внимания N v p А= N-v/ N+p 1 бп 34 1 1 0,94 2 п 27 1 1 0,93 3 бп 31 1 4 п 25 1 5 бп 23 1 0,96
Ᾱп=А2+А4/2=0,96
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=0,97
К=Ᾱп/Ᾱбп=0,99
Бланк АКt Условия Результат Характеристика внимания N v p А= N-v/ N+p 1 бп 33 1 2 п 26 2 0,93 3 бп 32 1 4 п 24 1 0,96 5 бп 31 1
Ᾱп=А2+А4/2=0,94
Ᾱбп=А1+А3+А5/3=1
К=Ᾱп/Ᾱбп=0,94
Таблица сведенных результатов№ п/п Шифр Характеристики внимания К Ап Абп 1 АА 1,01 1 0,99 2 АБ 0,96 0,92 0,96 3 АВ 0,91 0,90 0,99 4 АГ 1 1 1 5 АД 1 0,99 0,99 6 АЕ 1 0,99 0,99 7 АЖ 0,97 0,95 0,98 8 АЗ 0,96 0,94 0,98 9 АИ 0,99 0,96 0,97 10 АК 0,94 0,94 1
Ᾱп=Ап1+Ап2+Ап3+Ап4+Ап5+Ап6+Ап7+Ап8+Ап9+Ап10/10=0,96
Ᾱп=0,96*100%=96%
Ᾱбп=Абп1+Абп2+Абп3+Абп4+Абп5+Абп6+Абп7+Абп8+Абп9+Абп10/10=0,98
Ᾱбп=0,98*100%=98%
Ҟ=К1+К2+К3+К4+К5+К6+К7+К8+К9+К10=0,97
Ҟ=0,97*100%=97%
Далее используем математико-статистические методы дляобработки групповых результатов.
Полученные эмпирические результаты коэффициента вниманиязаписываем в строчку:
1,01; 0,96; 0,91; 1; 1; 1; 0,97; 0,96; 0,99; 0,94
Число вариант статистической совокупности N=10.
Упорядочиваем значения статистической совокупности:
0,91; 0,94; 0,96; 0,96; 0,97; 0,99; 1; 1; 1; 1,01
На основе упорядочивания данных строим график.
Эмпирическая кривая распределения
Эмпирическую кривую распределения сравниваем с теоретическойкривой распределения Гаусса:
/>
Сравнение проводим согласно параметрам нормальногораспределения: Мо, Ме, М(х).
М(х) =0,97
Мо=1
Ме=0,96
Мера рассеивания
Ɠ=√1/10Ʃ(0,91-0,97)²+(0,94-0,97)²+(0,96-0,97)²+(0,96-0,97)²+(0,97-0,97)(0,96-0,97)²+(0,99-0,97)²+(1-0,97)²+(1-0,97)²+(1-0,97)²+(1,01-0,97)²=0,032042
Высчитываем стандартную погрешность среднего значения:
Ɠх=Ɠ/√10=0,032042/3,162277=0,01013257
Высчитываем интервал доверия:
0,97+-0,01013257
И интервал значимости:
0,97+-0,03039771
Выводы
На основе результатов, полученных в данной группе, можносделать вывод, что отсутствие отвлекающих факторов в большинстве случаевповышают успешность деятельности (коэффициент точности без помех в среднем погруппе изменился на 2% в сторону увеличения). Точно также можно сказать о том,что для данной группы верно то, что наличие отвлекающих факторов снижаетуспешность деятельности. Есть также и результаты по группе, когда наличиеотвлекающих факторов не влияет на успешность деятельности (3 человека: бланкиАГ, АД, АЕ), хотя данных одного исследования недостаточно, чтобы говорить обэтом как о закономерности (нужна более большая выборка испытуемых, а такжеповторные корректурные пробы для этих испытуемых, чтобы можно было сделатьтакой вывод). Также можно сделать вывод о том, что у данной группы испытуемыххорошие показатели концентрации произвольного внимания– способности сохранятьсосредоточенность при наличии помех – этим показателям соответсвуют 97%испытуемых в группе.
Литература1. ДружининВ. Н. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000.2. КорниловаТ.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. – М.:Аспект Пресс, 2002.3. МаклаковА. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010.4. Методичнірекомендації та вказівки до вивчення курсу «Експериментальна психологія» дляслухачів спеціальності «Психологія». / Укладач: Т.С. Кириленко. – Київ, 2007.5. Практикумпо общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/В. Д. Балин,В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, С А.Маничева. – СПб: Питер, 2000.6. Психологическаяэнциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2006.7. Психологическийпрактикум «Внимание»: Учеб.- метод. пос. / Сост.: Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид /Под общ. ред. Л.И. Дементий. – Омск: ОмГУ, 2003.8. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009.