Реферат по предмету "Психология"


Эрих Фромм. Искусство любить

Конспекткниги Эриха Фромма «Искусство любви»

Эта книга не даетинструкций в искусстве любви. Эта книга, как раз напротив, ставит цельюпоказать, что любовь – не сентиментальное чувство, испытать которое можетвсякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости, что удовлетворениев индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своегоближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины. В культуре, гдеэти качества редки, обретение способности любить обречено оставаться редкимдостижением.
В первой главе даннойкниги автор задает вопрос « является ли любовь искусством?» И в дальнейшем книгаоснована на предпосылке, что любовь – искусство и требует знания и усилия. Длябольшинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том,чтоб уметь любить. Значит сущность проблемы заключается в том, чтобы их любили,чтобы они возбуждали чувство любви к себе. К достижению этой цели они идутнесколькими путями. Мужчины обычно стремятся достигнуть успеха, стать сильным,богатым настолько, насколько это позволяет социальная ситуация. Женщины обычноделают себя привлекательными, следя за своим телом, лицом, одеждой и т.п. Общийпуть для мужчин и для женщин состоит в том, чтобы выработать хорошие манеры,умение вести интересную беседу, скромность, умение прийти на помощь. Очевидно,что для большинства людей нашей культуры умение возбуждать любовь это всущности, соединение симпатичности и сексуальной привлекательности.
В качестве второйпредпосылки отношения к любви как к чему-то, не требующему обучения, авторприводит допущение, что проблема любви – это проблема объекта, а не проблемаспособности. Люди думают, что любить просто, а найти объект любви сложно. Этаустановка, по мнению Фромма, имеет несколько причин, коренящихся в развитиисовременного общества. «В викторианскую эпоху любовь не была спонтанным, личнымпереживанием, которое затем должно привести к браку. Напротив, брак основывалсяна соглашении – то ли между семьями, то ли между посредниками в делах брака; онзаключался на основе социальных условий, а любовь, как полагали, начнетразвиваться с того времени, как брак будет заключен.»
В качестве еще однойхарактерной черты современного общества автор приводит жажду покупать. «Счастьесовременного человека состоит в радостном волнении, в момент, когда он смотритна витрину магазина и покупает все то, что он может себе позволить. Подобнымобразом он смотрит и на человека. Привлекательность человека зависит от модыданного времени, как физической, так и духовной.»
Третье заблуждение, помнению Фромма, состоит в смешении первоначального чувства влюбленности сперманентным состоянием пребывания в любви.
«Установка, что нетничего легче, чем любить, — продолжает оставаться преобладающей относительнолюбви. И эта установка становится причиной разочарований в любви. Для тогочтобы избежать неудач в любви автор предлагает исследовать причины этих неудачи перейти к изучению смысла любви.»
Процесс обученияискусству любви можно разделить на два этапа: первый – овладение теорией;второй – овладение практикой. Наряду с теорией и практикой существует третийфактор, необходимый для того, чтобы стать мастером в любом искусстве –овладение искусством должно стать предметом наивысшего сосредоточения.
Вторая глава книгиназывается «Теория любви» и состоит из трех частей. В первой части любовьрассматривается как ответ на проблему человеческого существования. Основноймысль данной главы заключается в том, что осознание человеческой отдельностибез воссоединения в любви это источник стыда и в то же время это источник виныи тревоги. Также здесь рассматривается вопрос о том, как люди пытаютсяпреодолеть отделенность, достичь единства, выйти за пределы своей собственнойиндивидуальной жизни и обрести единение. Далее приводятся примеры такихпопыток. Один путь достижения этой цели составляет все виды оргиастическихсостояний. «Они могут иметь форму транса, в которой человек вводит себя сам илис помощью наркотиков. Многие ритуалы примитивных племен представляют живуюкартину такого типа решения проблемы. Кажется, что после оргиастическогопереживания человек может на некоторое время расстаться со страданием, котороево многом проистекает из его отделенности. Постепенно тревожное состояния опятьнарастает и снова спадает благодаря повторному исполнению ритуала. Все формы оргиастическогосоюза характеризуются тремя чертами: силой и бурностью; они захватывают и ум итело человека; они преходящи и периодичны.» Прямо противоположна им формаединства, которая основана на приспособлении к группе, ее обычаям, практике иверованиям. «Такое единение осуществляется тихо, диктуется шаблоном и именно поэтой причине часто оказывается недостаточным для усмирения тревоги одиночества.»Стадный конформизм обладает только одним достоинством: он стабилен, а непериодичен.
«Третий путь обретенияединства состоит в творческой деятельности, в том, чтобы стать артистом илимастером. В любом виде творческой работы творческий человек объединяет себя сосвоим материалом, репрезентирующим внешний мир. Однако такое единение немежличностно, а значит дает только частичный ответ на проблему существования.Полный ответ – в достижении межличностного единения, слияния с другимчеловеком, в любви.»
Говоря о любви, авторделит ее на зрелую и незрелую формы. Последнюю он называет симбиотическимсоюзом. Симбиотическое единство имеет свою биологическую модель в отношенияхмежду беременной матерью и плодом. Они являются двумя существами, но в то же времячем-то единым. «В этом единстве два тела психически независимы, но тот же видпривязанности может существовать и в психологической сфере. Пассивная формасимбиотического единства – это подчинение, клинический термин – мазохизм.Мазохист делает себя неотъемлемой частью другого человека, который егонаправляет и руководит им. Активная формы симбиотического единства этогосподство, или, используя психологический термин, соотносимый с мазохизмом, — садизм. Садист делает другого человека неотъемлемой частью самого себя. Оннабирается силы, вбирая в себя другого человека, который ему поклоняется.» Исадист и мазохист одинаково сильно зависят друг от друга. Разница только в том,что садист отдает приказания, издевается, причиняет боль, а мазохист выполняетприказы, терпит боль и издевательства. Главное, что их объединяет – слияние безцелостности.
В противоположностьсимбиотическому единению зрелая любовь это единение при сохранение собственнойцелостности. «Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая объединяетего с другими. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним иостаются при этом двумя».
Здесь я полностьюсогласен с автором книги. На мой взгляд, любовь, в которой один или обачеловека теряют свою индивидуальность скорее похожа на болезнь. Такая любовьдеформирует людей и делает людей только хуже. Они становятся рабами своейзависимости и теряют контроль над своей жизнью.
Фромм рассматриваетлюбовь как активность, а не как пассивный аффект, как помощь, а не какувлечение. Любовь это прежде всего давать, а не брать. Люди, чья главнаяориентация не продуктивна рассматривают давание как обеднение. Поэтомубольшинство индивидов подобного типа отказываются давать. Для продуктивногохарактера давание имеет совершено иное значение. «Давание – это высшеепроявление силы. Давать – более радостно, чем брать не потому что это лишение,а потому, что в этом акте давания проявляется выражение жизнеспособности.»Истинность этого принципа автор подтверждает примером из сферы секса. Мужчинадает себя, свой сексуальный орган, свое семя. Если он не может давать – онимпотент. У женщин этот процесс несколько сложнее. Она тоже отдает себя, онаоткрывает мужчине свое женское лоно: получая, она отдает. Если она не способнак акту давания, то она фригидна.
В сфере материальныхвещей давать означает быть богатым. «Не тот богат, кто имеет много, а тот, ктомного дает. Скупец, который тревожится, как бы чего не лишится, впсихологическом смысле – нищий, бедный человек. самая важная сфера давания –это специфическая человеческая сфера.» Люди дают друг другу себя, свою жизнь.Этим даванием они обогащают другого и увеличивают чувство жизнеспособности.Кроме давания, любовь предполагает заботу, ответственность, уважение и знание. «Любовь– это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим.»Забота и заинтересованность ведут к ответственности. Ответственность, по мнениюавтора, — это от начала до конца добровольный акт. «Ответственность могла былегко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не былоуважения. Уважение – это способность видеть человека таким, как он есть,осознавать его уникальную индивидуальность.» Я понимаю уважение как способностьпринимать любимого человека таким, как он есть. И это дает возможностьоставаться индивидуальностью при единении с любимым человеком.
Фундаментальнаяпотребность в единении объясняется Фроммом еще и желанием познать «тайнучеловека». Этого можно достичь симбиотическим единением, садистским способом.Другой путь познания «тайны» — любовь. «Любовь представляет собой активноепроникновение в другого человека, в котором желание познания удовлетворяется благодаряединению.»
 Автор рассматриваетлюбовь не только как преодоление человеческого одиночества, но и какбиологическую потребность6 желание единства мужского и женского полов. Фроммкритикует теорию Фрейда относительно секса. И строит свою критику на том, чтосекс не был понят им достаточно глубоко и видит необходимость откорректироватьи углубить фрейдовскую теорию.
Во второй части второйглавы Фромм рассматривает любовь между родителями и детьми.
При рождении ребенокиспытывает стресс, связанный с отделением от матери. Новорожденный не способенобъективно воспринимать окружающий мир. Он воспринимает только положительноедействие тепла, пищи и не отличает их от их источника6 матери. Когда ребенокразвивается, он становится способным воспринимать вещи как они есть. Он учитсяобходиться с людьми и понимает, что мать о нем забоится, а значит и любит его. «Материнскаялюбовь безусловна, ее не надо заслуживать, достаточно просто быть ее ребенком.С возрастом к ребенку приходит желание не только быть любимым, но и любить,дать что-нибудь матери или отцу. Постепенно эта любовь перерастает в зрелуюлюбовь. Потребности другого человека становятся такими же важными как и своисобственные.» Детская любовь действует по принципу: «Я любим, потому что ялюбим». Зрелая любовь следует принципу: «Я любим, потому что я люблю». Незрелаялюбовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовьговорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя». С развитием способностилюбить тесно связано развитие объекта любви. Третья часть данной главы так иназывается: «Объекты любви». Основная мысль автора заключается в следующем:если мы действительно любим какого-то человека, то мы любим весь мир, всехлюдей, любим жизнь. Однако, это не значит, что не существует разницы междуразными типами любви. Далее рассматриваются различные типы любви: братскаялюбовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к богу.
Фундаментальным видомлюбви, Фромм называет братскую любовь. «Братская любовь основывается начувстве, что все мы одно, главное здесь идентичность человеческой сущности.Любовь начинает проявляться тогда, когда мы любим тех, кого не можемиспользовать в своих целях. Братская любовь – это любовь равных.»
Материнская любовь, какупоминалось ранее безусловна, а потому считается высшим видом любви и наиболеесвященной изо всех эмоциональных связей. «Здесь искусство любить заключается втом, чтобы любить не только полностью зависящего от матери младенца, арастущего ребенка. Мать должна хотеть и поддерживать отдаление ребенка, а этодействительно трудно.»
«Эротическая любовьжаждет полного слияния, единения с одним единственным человеком. Это самаяобманчивая форма любви. Из-за того что половое желание в понимании большинствалюдей соединено с идеей любви, они легко впадают в заблуждение, принимаяфизическое влечение за любовь. Эротическая любовь делает предпочтение, но вдругом человеке она любит все человечество.»
Распространении мнение,что любить других людей хорошо, а любить себя — это плохо. Для Фрейда любовь ксебе – это нарциссизм, обращение либидо на самого себя. Фромм считает, чтолюбовь к своему собственному «я» нераздельно связана с любовью к любому другомусуществу. Мне кажется, что если человек не любит себя, то он и не сможетполюбить другого человека. Но нельзя любить только себя или любить себя больше,чем всех остальных, это, на мой взгляд, называется эгоизмом.
Фромм пишет, чтоэгоистичный человек интересуется только собой, желает всего только для себя,чувствует удовлетворение не тогда когда отдает, а тогда, когда берет. Авторсчитает, что на самом деле эгоист ненавидит себя, и, делая все исключительнодля себя, он компенсирует свою неспособность любить. В принципе, такоеутверждение Фромма, только подтверждает мое убеждение, что человек, который нелюбит себя не может любить других.
Любовь к богу Фроммрассматривает с различных позиций понимания бога, рассматривает различия междуматриархальными и патриархальными элементами религии и с точки зрения разныхфилософских подходов. В итоге все сводится к следующему: «природа любви к богусоответствует природе его любви к человеку и характер его любви к богу ичеловеку часто остается бессознательным, будучи скрыт и рационализирован болеезрелой мыслью о том, что есть его любовь.»
Третья глава называется«Любовь и её распад в современном обществе». Фромм рассматривает влияниезападного капиталистического строя на современное общество (примерно 1950годов). Он пишет, что капитализм нуждается в свободных, независимых людях,неподвластных какому – либо принципу, или совести – и при этом готовыхподчиняться приказу. Из этого следует, что современные люди становятся всеболее отчуждены от себя, от своих ближних, от природы. «Брак и любовь – этовсего лишь убежище от непереносимого чувства одиночества. Создается союз двоихпротив мира, и этот эгоизм вдвоем ошибочно принимается за любовь и близость.Увеличилось количество индивидуальных форм патологии любви, которые приводят ксознательному страданию, и психиатры считаю их невротическими. Все эти патологииберу свое начало в детстве и идут из семьи. Нездоровое отношение родителей кребенку и невротические отношения между родителями способствовали этомуувеличению.»
Я думаю, что в то время,когда Фромм писал эту книгу, ситуация была гораздо лучше, чем сейчас. В нашевремя любовь, в истинном ее смысле, практически потеряла свою ценность,особенно у подростков. Гораздо более важны стали деньги, социальный статус исекс, как просто физиологическая потребность, которую необходимо удовлетворять.
Далее, в четвертой главе,автор переходит к проблемам практики искусства любви. Практика любого искусстваимеет определенные общие требования. Прежде всего – это дисциплина. «Для тогочтобы стать мастером в каком-либо искусстве требуется дисциплина всейсобственной жизни.»
Сосредоточенность такженеобходимое условие для овладения искусством. Фромм считает, что в последнеевремя людям все сложнее сосредоточиться, из-за того, что люди делают нескольковещей одновременно: слушают радио, курят, едят, пьют, читают и т.д. быть всостоянии сосредоточенности это значит быть в состоянии оставаться наедине ссобой, и эта необходимое условие способности любить. Фромм предлагает несколькоупражнений, которые помогают научится концентрироваться на себе, потому что онсчитает, что невозможно научиться сосредоточенности, не умея чувствовать себя.
Третий фактор этотерпение. В погоне за быстрым результатом никогда не научишься искусству. «Современнаяиндустриальная система опять таки содействует прямо противоположному –поспешности.» Все машины предназначены для быстроты: автомобили и самолеты длябыстроты передвижения, производственные машины ускоряют процесс производства. Исо временем эти машины становятся все более совершенными, а значит все болеебыстрыми
Последним условиемобучения всякому искусству является высшая заинтересованность в обретениимастерства в этом искусстве.
По мнению Фромма особоезначение для способности любить имеют следующие качества: преодолениесобственного нарциссизма, объективность разума, смирение, вера.
«При нарциссистскойориентации человек воспринимает как реальность только то, что происходит внутриего самого, он не может объективно смотреть на окружающий мир. Способностьдумать объективно это разум. Эмоциональная установка, основанная на разуме, этосмирение. Способность любви зависит от способности освободиться от нарциссизма;она зависит от нашей способности расти, развивать созидательную ориентацию внаших отношениях к миру и к себе. Эти процессы требуют необходимого качества –веры. Вера — это прежде всего не верование во что-то, а определенность истойкость, которые свойственны нашим убеждениям.»
В завершении Этих Фроммговорит о том, что общество должно быть организовано таким образом, чтобысоциальная, любящая природа человека не отделялись от его социальногосуществования, а воссоединилась с ним.
Это, конечно, идеальнаямодель общества, но, на мой взгляд, мало реальная, по крайней мере, в нашемсовременном обществе, где большинство людей озабочено зарабатыванием денег,карьерой и социальным статусом. Сейчас доминирующими стали материальныеценности, а духовные, к сожалению, отошли на второй план. Остается тольконадеяться, что это временная ценностная ориентация современного общества.

Литература
любовьискусство фромм
Эрих Фромм «Искусство любви». Творческо-производственныйцентр «ПОЛИФАКТ». Минск 1991 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Паслін чорний пастернак посівний первоцвіт весняний 2
Реферат Падіння ефективності організації Пасивність працівника
Реферат Передавальний пристрій одноволоконної оптичної мережі
Реферат Парило звичайне папороть чоловіча паслін солодко-гіркий
Реферат Пам ятки писемності у слов ян
Реферат Паскаль подання чисел та інших значень
Реферат Педагогічна система Я -А Коменського
Реферат Перехід України до ринкових відносин
Реферат Пенсійне забезпечення
Реферат Перша медична допомога при пораненнях кровотечах відмороженнях опіках електротравмах перело
Реферат Перед грипом усі ми рівні і незахищені
Реферат Педагогічні функції вчителя
Реферат Педагогічні ідеї В Гумбольдта Ф Дістервега Й Гербарта та Р Оуена
Реферат Педагогіка в практичній діяльності соціального працівника
Реферат Перу Економічна і географічна характеристика