Реферат по предмету "Психология"


Эмоции как форма познания

--PAGE_BREAK--
1.3 Классификация эмоций

Изучение различных форм запечатления и проявления эмоциональной направленно­сти людей требует и адекватной этой задаче классификации эмоций.

Существуют разнообразные классификации эмоций. Многие отечественные  и зарубежные психологи, и не только, пытались её создавать, но создать какую-то единую не удавалось и не удалось и по сей день, а это может свидетельствовать только о том, что,  очевидно, универ­сальную классификацию эмоций создать во­обще невозможно,

11

 так что классификация, пригодная для решения одного круга задач, неизбежно должна быть заменена другой при решении задач иного сорта, принципиально отличных от первых. Во всяком случае, не столько в противовес прежним попыткам классифицировать эмоции, сколько в допол­нение к ним предлагаем свой особый подход к решению данного вопроса. При этом следу­ет сразу же предупредить, что объектом нашего внимания будут не все эмоции, а только те из них, в которых субъект чаще всего испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности, приобретающей благодаря этому качество интересной рабо­ты, интересной учебы, интересной игры или “сладостных” мечтаний, отрадных воспоми­наний и т. д. Эмоции, которые не могут вой­ти в “ткань” какой-либо склонности индиви­дуума, нас здесь интересовать не станут. По этой причине, например, в сфере нашего внимания, окажется такое переживание, как грусть (ибо есть люди, любящие слегка погрустить), и выпадет из этой сферы та­кая эмоция, как зависть (даже о завист­никах нельзя сказать, что им нравится за­видовать).

Иными словами, классификации будут подлежать только эмоции, которые в созна­нии людей предстают в качестве “ценных” пережиганий.

Приступая к классификации эмоций, нельзя упускать из виду, что они уже опре­деленным образом смоделированы и классифицированы в самом языке, которым мы пользуемся. При этом словесные “ярлычки” эмоций часто обозначают не цельное пере­живание, а лишь его определенное, особенно ярко выраженное качество — например, ка­чество высокой положительной интенсивно­сти чувств (восторг) или даже только одну высокую его интенсивность (волнение). В других случаях, наоборот, за одним сло­вом скрывается не отдельная эмоция, а до­вольно “пестрый” их конгломерат (рев­ность). Можно было бы доказать, что для целей речевого общения людей такое по­ложение дел удобно. Однако для класси­фикаторов эмоциональных явлений оно пред­ставляет большую опасность оказаться жертвой “синдрома Пигмалиона”, как аме­риканский математик Дж. Синг окрестил слу­чаи, когда ученый принимает “модельный мир” (“М-Мир”) за “действительный мир” (“Д-Мир”)8. Увы, немало психоло­гов, рассматривая эмоции, анализируют не столько переживания, сколько семантику слов.

В связи со сказанным перед исследовате­лем эмоций исключительно остро встает не только проблема нахождения правильного основания их классификации, но и вопрос о принципах выделения “эмоциональных кван­тов”, поскольку слова отнюдь не “квантуют” эмоциональную реальность однозначным об­разом. Разрешить обе эти задачи на строго тео­ретическом уровне пока, к сожалению, вооб­ще невозможно, поскольку психологам до сих пор не удалось еще полностью разобраться в “опорной базе” эмоций — структуре чело­веческих потребностей. Поэтому для класси­фикации эмоций нам пришлось избрать по­луэмпирический путь, при котором мы шли не от потребностей к эмоциям, а от предва­рительно собранного огромного “сырого ма­териала” о “ценных” переживаниях к




8Дж. Синг. Беседы о теории относительно­сти. М., 1973, стр. 18—21.

12

“про­свечивающим” через них корреспондентным потребностям, положенным, в конце концов, в основание классификации. Вспомогатель­ными критериями при этом служили, во-первых, наличие некоторой инварианты в эмоциональных ситуациях, порождающих эмоции той или иной категории (служение другим людям, решение познавательных за­дач и т. д.), во-вторых, — частая сочетаемость эмоций одной категории друг с другом, их коррелятивность. Это была долгая, много­этапная работа, в процессе которой постепен­но уменьшался разрыв между эмпиричес­кими и теоретическими доводами в пользу той или иной группировки эмоциональных переживаний9.

В разработанной таким путем и предла­гаемой ниже классификации “ценных” пере­живаний используются только те их “рече­вые модели”, которые обязательно передают специфический компонент эмоции, ее окра­шенность “в цвет” определенной потребно­сти. Такой моделью является, например, сло­во “нежность”, но не являются слова “удовольствие”, “радость”, “восторг” без указа­ния на их источник, ибо удовольствие от поедания шашлыка есть иная эмоция по сравнению с удовольст­вием от созерцания красивой картины, a“безумный восторг делания”  отнюдь не тождествен “восторженной нежно­сти” и т. д.

Ниже приведена классификация эмоция Додонова Б.И.  “цен­ных” эмоций с примерами непосредственных высказываний людей об особо влекущих их переживаниях и специальным “эмоциональ­ным инвентарем”, предназначенным для ре­шения задач.

1. Альтруистические эмоции.Эти переживания возникают на основе потреб­ности в содействии, помощи, покровительст­ве другим людям. Альтруистические пережи­вания хорошо отражены в таких высказыва­ниях студентов:

“Если говорить честно, то я больше всего люблю испытывать… нежность, заботу, тре­вогу за кого-то. Просто необходимо мне чув­ство, что я кому-то нужна, что то, что я де­лаю, тоже нужно другим, тогда у меня и ра­бота спорится и, кажется, делать ее легко и приятно”.

“Самое желанное чувство — когда сдела­ешь что-то приятное, нужное людям. В шко­ле часто, даже регулярно, помогала друзьям в учебе. Ученик чего-то недопонимал, ты по­мог ему и видишь, как хорошо он отвечает на уроке… Такое ощущение, как будто душа рвется из меня, так хорошо”.

Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и, не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем:

“Меня приводит в умиление, в трога­тельно-восторженное состояние, даже вызы­вает слезы радости, когда я читаю те книги, в которых описаны добрые дела какого-либо человека”.

Инвентарий альтруистических эмо­ций: “Желание приносить другим радость и счастье”,



9Додонов Б.И. «Эмоция как ценность» М., Политиздат, 1978. (стр. 46)

13

“Чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота”, “Сопере­живание удачи и радости другого”, “Чувство нежности или умиления”, “Чувство преданности”, “Чувство участия, жалости” .

2. Коммуникативные эмоции.Эти эмоции возникают на основе потребности в общении.

В формулировках студентов коммуника­тивные переживания переданы так: “Боль­ше всего люблю те чувства, которые у меня возникают среди людей, которых я уважаю. В это время испытываю припод­нятое, возвышенное состояние”. “Когда тот или иной человек делает тебе что-то приятное, то… прямо реветь хочется от сча­стья”.

Коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим. Надо отметить, что не всякая эмоция, возникающая при общении людей, является непременно ком­муникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоцио­нальной близости (иметь друга, сочувст­вующего собеседника и т. п.).

Инвентарий этих эмоций: “Желание общаться, делиться мыслями и пережива­ниями, найти им отклик”, “Чувство симпатии, расположения”, “Чувст­во уважения к кому-либо”, “Чувст­во признательности, благодарности”, “Чувство обожания кого-либо”, “Желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей” .

3. Глорические эмоции(от лат. gloria— слава). Эти эмоции связаны с по­требностью в самоутверждении, во славе. Ти­пичная для них эмоциональная ситуация — реальное или воображаемое “пожимание лавров”. Она хорошо выявлена в следую­щем высказывании одного из наших рес­пондентов: “Наиболее приятные пережива­ния я испытываю тогда, когда являюсь предметом всеобщего внимания и восхище­ния. В противном случае у меня возникают самые неприятные чувства”.

Инвентарий: “Стремление завое­вать признание, почет”, “Чувство уязвленного самолюбия и желание взять ре­ванш”, “Приятное щекотание само­любия”, “Чувство гордости”, “Чувство превосходства”, “Чувство удовлетворения тем, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность сво­ей личности” .

4. Праксические эмоции.Термин “праксические чувства” введен в употреб­ление П. М. Якобсоном, предложившим на­звать так переживания, “вызываемые дея­тельностью, изменением ее в ходе рабо­ты, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и заверше­ния”10 .

В примерах праксических чувств у П. М. Якобсона, однако, выступают очень сложные комплексы переживаний, в кото­рые входят и такие эмоции, как эстетиче­ские, интеллектуальные и другие, только окрашенные в “праксические тона”. Мы выделяем праксические эмоции в их чистом виде и специфичность таких эмоций, следуя взглядам К. Д. Ушинского и И. П. Павлова, связываем с “рефлексом цели”11 ,“ибо цель или




10 Я. М. Якобсон. Психология чувств. М., 1958, стр. 228.

11 Я. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Вве­денский. Физиология нервной системы. Избранные труды, вып. IV. М., 1952, стр. 420.

14

задача жизни есть только другая форма для выражения того же понятия “труда жизни””12.

Приведем несколько описаний студентами своих переживаний, которые мы относим к праксическйм: “Совершение полезного и ну­жного с большим напряжением воли”. “Наи­более приятным для меня чувством является увлеченность работой, когда эта работа вы­полняется строго по тому плаву, который я задумала, и приносит желаемые результаты; В этом случае появляется какое-то вдохно­вение и хочется сделать как можно больше и лучше. И особенно странно то, что абсо­лютно не чувствуется усталость, а наоборот, голова ясная и, как говорится, хорошо на ду­ше”. “У меня всегда хорошее настроение и бодрое состояние после того, когда работа уже закончена, и я чувствую, что я выпол­нила ее добросовестно и добилась желае­мого”.

Инвентарий: “Желание добиться ус­пеха в работе”, “Чувство напряже­ния”, “Увлеченность, захваченность работой”, “Любование результатами своего труда, его продуктами”, “При­ятная усталость”, “Приятное удовлет­ворение, что дело сделано, что день прошел не зря”.

5. Пугнические эмоции(от лат. pugna— борьба). Эмоции, по нашему мне­нию, происходят от потребности в преодоле­нии опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

Яркое описание этих переживаний мы находим, например, в воспоминаниях гене­рал-полковника Глеба Бакланова, Героя Со­ветского Союза, мастера спорта СССР: “Я обогнал тех восемь или десять человек, которые поднялись в атаку вместе со мной. Я испытывал необычайное, восторженное возбуждение. В горле пощипывало. Време­нами перехватывало дыхание. Разгорячен­ное лицо пылало огнем”. Он же признается: “Конечно, все, что приходилось делать мне на войне, делалось отнюдь не из “спортив­ного интереса”… Но в самом ходе боя… часто возникали переживания и ощущения, сход­ные с теми, которые были знакомы мне по спорту”  13.

Хорошо передает переживание названно­го типа перед прыжком с парашютом космо­навт Алексеи Леонов: “Перед шестым прыж­ком в душе все равно рождается какое-то то­мнительно-ликующее ожидание и вместе с тем захватывающее чувство высоты, власти над природой, опасности”.

“… Я люблю это чувство — опасность”, — сказал о себе укротитель Вальтер Запашный, объясняя, почему он предпочитает работать с хищниками.

Любовь к подобным переживаниям отме­чали и некоторые наши студенты, особенно с факультета физвоспитания: “Люблю острые ощущения, взвинчивающие нервы”. “Ощу­щаешь какое-то тревожное возбуждение. Ка­жется, что переступаешь какую-то неведо­мую грань. Это страшновато и приятно”.

Инвентарий: “Жажда острых ощу­щений”,  “Упоение опасностью, рис­ком”, “Чувство спортивного азарта”, “Решительность”, “Спортив­ная злость”, “Чувство сильнейшего




12
К.Д. Ушинский. Человек как предмет вос­питания, т. 2. СПб., 1873, стр. 381.112

13
Г. Бакланов. Точка опоры. М., 1971, стр. 139.
15

волевого и эмоционального напряжения, предельной мобилизации своих физических и ум­ственных способностей” .

6. Романтические эмоции.
В ака­демическом “Словаре русского языка” ро­мантизм определяется как “умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью”, а роман­тиком словарь называет того, “кто настроен романтически, склонен к мечтательности, к идеализации жизни и людей”.

Однако не все употребляют слово “роман­тик” именно в таком значении. К романтиче­ским натурам нередко относят отважных пу­тешественников, разного рода “первопроход­цев”, то есть людей, которых менее всего мо­жно отнести к созерцателям. Общепризнан­ные романтические поэты Байрон и Лермон­тов отнюдь не были склонны к идеализации действительности.

В настоящей работе мы под романтизмом имеем в виду стремление ко всему необычай­ному, необыкновенному, таинственному.

Чувство таинственности как типичная “романтическая эмоция” появляется у нас в связи не с любой тайной, а только там, где мы живо “ощущаем” свою включенность в число объектов, на которые распространяет­ся действие загадочного фактора, особенно когда ему приписывается сознательная воля, одухотворенность. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас что-то произойдет, что окажет решаю­щее влияние на мою судьбу (или судьбу лица, за которое я “болею”). Там, где этого ожидания (хотя бы подсознательного) нет, там нет и чувства таинственности. Описание секрета самого хитрого технического устрой­ства у нас такой эмоции не вызывает. Позна­ние тайн природы, очевидно, может сопро­вождаться чувством таинственности в зави­симости от того, насколько личностно и фи­лософски значимо человек воспринимает объ­ект исследования

Инвентарий: “Стремление к необы­чайному, неизведанному”, “Ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда”, “Манящее чувство да­ли”, “Волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, пол­ным значительности и тайны”, “Чувство особой значительности происходя­щего”, “Чувство зловеще-таинственно­го” .

7. Гностические эмоции.Гности­ческие (от греч, gnosis— знание) эмоции

издавна описываются в учебниках психоло­гии под рубрикой интеллектуальных чувств. Часто, однако, при этом в одном ряду оказы­ваются и конкретные переживания (удивле­ние), и свойства личности (чувство нового). Нас интересуют только первые.

Гностические эмоции мы связываем, не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в “ког­нитивной гармонии”. Суть ее в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное, приводя таким образом всю наличную, ин­формацию к одному “общему знаменателю”. Альберт Эйнштейн очень метко назвал.это человеческое стремление “бегством от удив­ления”.
16

Типичная эмоциональная ситуация, возбуждающая гностические эмоции, — это проблемная ситуация. В ответах наших сту­дентов гностические переживания описыва­лись так: “Для меня самое приятное пережи­вание — разобраться в трудном вопросе”. “Самое приятное чувство — решить зада­чу, когда вначале казалось, что я её не решу”.

Инвентарий: “Стремление нечто по­нять, проникнуть в сущность явления”, “Чувство удивления или недоуме­ния”, “Чувство ясности или смутно­сти мысли”, “Неудержимое стремле­ние преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему”, “Чувство догадки, близости реше­ния”, “Радость открытия истины”.

8. Эстетические эмоции.Кате­гория эстетических чувств выделена давно. Тем не менее, в вопросе о природе и самом составе эстетических переживаний до насто­ящего времени остается еще много неясного. Сложность проблемы состоит в том, что эстетические отношения к изображаемому проявляются через все другие чувства — радость, гнев, тоску, отвращение, страдание, горе и т. д. Однако не ясно, “что представ­ляет собой эстетическое чувство в чистом виде, без тех чувств, которые ему сопутст­вуют”14.

Несколько схематизируя разные точки зрения на эту проблему, можно выделить два основных взгляда. Согласно первому, эстети­ческих эмоций в чистом виде просто не су­ществует. “Своеобразие эстетических пере­живаний заключается в специфическом и не­повторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций”15. Эстетическое впечатление — ре­зультат того, что “все чувства, переживания, мысли смешались, столкнулись друг с дру­гом”, и “это столкновение “очищает”, прео­долевает обычные чувства, зарождающиеся в процессе эстетического восприятия произве­дения искусства”16, Согласно второму взгляду, эстетическая эмоция есть отражение потребности челове­ка в гармонии с окружающим, которая пред­ставляет собой “соответствие, совпадение мер человека и мер предметов”17. Соответствие это отражается в чувстве красоты.

Первый взгляд, хотя и не лишен основа­ния, все же представляется нам узким. Про­тив него говорит уже тот факт, что эстетиче­ское чувство у нас может вызвать созерцание самого простого предмета, например, дерева, цветка или даже красиво окрашенной ткани. Никакого столкновения противоречивых чувств в этом случае нет. Мы также реши­тельно отказываемся наперед считать всякое переживание эстетическим только потому, что оно вызвано у человека произведением искусства. По крайней мере, литература, те­атр, кино “задевают” самые разные потреб­ности. Нам лично ближе вторая точка зре­ния, хотя ее и нельзя признать достаточно отчетливой.Думается, что в более или менее чистом виде эстетические эмоции вызываются толь­ко такими видами искусства, в которых фор­ма и содержание совершенно неразделимы. К ним мы относим в первую очередь музыку. Такое же чисто эстетическое впечатление часто производит на нас красота природы.

14Б. Г. Кубланов. Эстетическое чувство и ис­кусство. Львов, 1966, стр. 28.

15Г. X. Шингаров. Эмоция и чувства как формы отражения действительности, стр. 172.

16Л. Г. Юлдашев. Эстетическое чувство и про­изведение искусства. М., 1969, стр. 156.

17А. С. Молчанова. На вкус, на цвет… М., 1966, стр. 120.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 17

Процитируем несколько высказываний сту­дентов: “Люблю то состояние грусти или ка­кой-то прозрачной печали, когда слышу пре­красные звуки музыки”. “Самое приятное переживание — внутренняя сосредоточен­ность, возвышенность, связанная обычно с музыкой, стихами или природой”. “Наибо­лее приятные ощущения возникают у меня, когда я иду в слегка пасмурную погоду од­на, а вокруг шумят деревья, омытые дождем, пахнет цветами; тихо и очень красиво”.

Интересно отметить, что те наши респон­денты, которые в качестве самых приятных для них переживаний назвали эстетические, чаще всего испытывали их вместе с чувством некоторой меланхолии, с “горчинкой грусти”. Они как бы тяготели одновременно к тем и другим эмоциям. Тем не менее, связь пережи­вания красоты с грустью не является без­условной. Вследствие этого мы из состава эс­тетических переживаний выделяем специаль­ную модификацию — лирические пережива­ния, в которых очень значителен (иногда он даже преобладает над эстетическим) компонент светлой, “опоэтизированной” печали, очевидно, возникающей в связи с подавлен­ными коммуникативными интенциями лю­дей.

Инвентарий эстетических эмоций:

“Жажда красоты”,  “Наслаждение кра­сотой чего-либо или кого-либо”, “Чув­ство изящного, грациозного”, “Чувство возвышенного или величественного”, “Наслаждение звуками”,  “Чувство волнующего драматизма” (“Сладкая боль”). К лирическим чувствам как разновид­ности  эстетических относятся: “Чувство светлой грусти и задумчивости"” ,( “По­этически-созерцательное состояние”,“Чувство душевной мягкости, растроганно­сти”,“Чувство родного, милого, близ­кого”, “Горьковато-приятное чувства одиночества” .

9. Гедонистические эмоции.К указанной категории мы относим эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

В высказываниях наших респондентов гедонистические переживания и соответству­ющие им эмоциональные ситуации описыва­лись так: “Очень люблю состояние покоя, благополучия, свободы от обязанностей”. “Люблю наслаждаться покоем и хорошим физическим самочувствием”. “Самые лучшие радости, на мой взгляд, радости самые про­стые: вкусно поесть, сладко поспать, поне­житься под солнцем на пляже”.

Инвентарий: “Наслаждение прият­ными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т. д.”, “Чувство беззаботности, безмятежности”, “Не­га” (“Сладкая лень”), “Чувство весе­лья”, “Приятная бездумная возбуж­денность” (на танцах, вечеринках и т. д.), “Сладострастие”, (Эта эмоция включена в данную категорию с некоторой “натяжкой”).

10. Акизитивные эмоции(от франц. acquisition— приобретение). Эти эмо­ции возникают в связи с интересом к накоп­лению, “коллекционированию” вещей, выхо­дящему за пределы практической нужды в них.

Конечно, коллекционирование предметов людьми чаще всего связано с удовлетворени­ем не одной, а нескольких потребностей. Но в их числе, как мы думаем, можно выделить и чистую коллекционерскую потребность, проявляющуюся в том, что люди увлекаются коллекционированием чего угодно — от про­изведений искусства до зажигалок.

18

Переживание эмоций акизитивного типа может быть описано с помощью такого инвентария: “Стремление нечто много­кратно приобретать, накапливать, коллекцио­нировать”,  “Радость по случаю уве­личения своих накоплений” ,  “При­ятное чувство при обозрении своих накопле­ний, коллекций и т. д.”18.

Создать классификацию Эмоций, которая имела бы возможность охватить весь их спектр, на мой взгляд необычайно сложно. Именно поэтому, на мой взгляд, на данный момент ещё не существует какой- то одной, единственной в своем роде классификации. Додонов Б.И. попробовал определенным образом систематизировать, все известные эмоции, и у него, на мой взгляд, это получилось довольно не плохо. В принципе я согласно с его классификацией, мне кажется, что нельзя создать её абсолютно законченной, и что она имеет возможность расширяться, какие – то её пункты, возможно, могут объединяться, с течением времени.



18  Додонов Б.И. «Эмоция как ценность» М., Политиздат, 1978. (стр. 122)
19

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ.

2.1 Потребности, как основа и движущая сила человеческого поведения.

Если исключить человека, то потребности живых организмов сводятся к одной, к поддержанию своего индивидуального и видового существования. Не бывает потребностей положительных и отрицательных.  В нормальном организме потребность всегда отрицательна, как состояние и положительна по своим целям, будь то потребность в получении пищи (голод) или  потребность в прекращении болевого раздражения.  Соответственно факторы, мешающие  удовлетворению данной потребности( отсутствие пищи, действие вредных факторов, неблагоприятные температурных  условий), всегда отрицательны.19

Наличие потребностей обусловлено самой природой живого,  для которого характерно сочетание постоянного самообновления химического состава наряду с относительным постоянством внутренней организации. Вот почему многие потребности имеют врожденный характер. Кроме голода, жажды, полового влечения, к числу врожденных потребностей, можно отнести сон и бодрствование, сохранение своей целостности, заботу о потомстве(родительский инстинкт), получение внешней информации, тренировку мышечной системы и внутренних органов. Вместе с тем было бы ошибкой абсолютизировать генетическое происхождение потребностей.  Известно, что систематическое введение в организм химических веществ, таких, как морфий, алкоголь, никотин, порождает в дальнейшем, сильную потребность в этих веществах, явного не существующую от рождения. Условия воспитания способны существенно изменить степень и формы проявления врожденных потребностей. Так, обезьянка, для которой мать, была заменена куклой с искусственной соской, став взрослой, весьма холодно относилась к своему детенышу. Специальными приемами можно нарушить у крысы потребность в строительстве гнезда. Т.о. даже у животных потребности формируются при влиянии окружающей среды.  Еще сложнее обстоит дело с формирование социально  обусловленных потребностей человека.  Потребность в общении, в трудовой деятельности,  в восприятии художественных произведений возникает в процессе индивидуального развития.  В зависимости от эпохи, социального строя, классовой принадлежности и культурного уровня, круг потребностей одного человека крайне отличается от  потребностей другого.20

Потребности различаются не только по качеству, но и по количеству, степени напряжения. Каждая потребность имеет свою объективную и субъективную меру. Объективная мера той или иной потребности носит видовой характер. Для человека научно установлена суточная потребность в количестве пищи, в ее отдельных компонентах (белки, жиры, углеводы), в газовом составе воздуха, в оптимальной температуры окружающей среды, в продолжительности суточного сна. Врожденные и приобретенные особенности данного человека или животного определяют его субъективную «шкалу» потребностей.     

19Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1966. (стр.12)

20Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1966. (стр.14)                                                                         20

    

Голодание одной и той же продолжительности может ни как не отразиться на состоянии одного человека и породить острую потребность в утолении голода у другого.Потребность легче определять для больших отрезков времени (сутки, месяц), где можно воспользоваться статическими приемами исследования. Труднее произвести объективное измерение потребности живого организма в данный момент.  В этих случая  чаще всего используется приблизительный метод, где  мерилом потребности служит величина внешнего воздействия, порождающего потребность.

Например, о потребности в устранении боли, судят по силе электрического тока, о потребности в пище – по длительности интервала между кормлениями, о потребности в поддержании температурного баланса – по температуре окружающей среды, точнее, по отклонению температуры от оптимальной.21

Не мене широко используется метод двигательных и вегетативных  реакции организма на возникающую потребность.  Этот метод позволяет оценить величину субъективной потребности, т.е  потребности  данного, изучаемого живого существа. О степени потребности судят по голосовым и  речевым реакциям (сообщение взрослого человека, плач ребенка), по движению (его скорости и величине), по изменениям электрической активности мозга, кровяного давления, пульса,  дыхания, химического состава крови и т.д. Основной недостаток метода состоит в том, что большинство перечисленных реакций определяется не исключительно потребностью, а целым рядом факторов и прежде всего, эмоциями, которые, отнюдь не тождественны потребностям. Потребность в сохранении жизни у храброго человека ничуть не меньше, чем у трусливого, но в критической ситуации, у первого из них почти не наблюдается вегетативные сдвиги, а в организме второго бушует «вегетативная буря».  Только наивные и поверхностные люди полагают, что бесстрашный – это кому «жизнь не  дорога».

Особенно трудным является измерение потребностей в единицах, которые позволяли бы сопоставить одну потребность с другой. НА данный момент потребности оцениваются только с точки зрения их прямого столкновения, биологической конкуренции.

Теоретически можно представить единицу измерения, общую для различных потребностей.  Любое воздействие (температура, голод, электрический ток) характеризуется определенным диапазоном сдвигов возникающих в организме, от самых слабых(пороговых) до несовместных с жизнью или существенно нарушающих нормальную жизнедеятельность22. Отказ от взгляда на мышление человека, как на первоисточник и движущую сил его деятельности, признание потребностей в качестве определяющей причины человеческих поступков, послужило началом подлинно научного объяснения целенаправленного поведения людей. Несмотря на то, что центральное положение потребностей в структуре человеческой личности, давно уже стал общепринятым, роль потребностей нередко как бы отступает на второй план при переходе к конкретному анализу поведения.

21Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1966. (стр.14)

22Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1966. (стр.18)                                                                                                                   21

              

Человечество до сих пор «находится в плену» традиционного представления о сознании как о верховном регуляторе поведения:  человека, руководствующегося социально ценными мотивами мы называем «сознательным», а нарушение норм общежития, эгоизм, антиобщественные поступки относим за счет «несознательности».

Так же в настоящее время убедительно показано, что потребность в информации (в новизне, изменчивости внешней среды) является одной из древнейших и самостоятельных потребностей живых систем.

Потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире.

Дело в том, что «инстинкт» всегда предполагает нечто врожденное и общее с животными, в то время как потребность может быть сколь угодно сложной и социально детерминированной.

Ключевое положение потребностей среди любых проявлений человеческой психики-мышления, воли, чувств — непреложно вытекает из информационной теории эмоций.

Комплекс наук о человеке, куда входят и физиология, и психология, и социология, сегодня не располагает общепринятой классификацией потребностей. Но, тем не менее, можно попробовать создать определенную их классификацию, путем систематизации накопленных сведений о разнообразии потребностей. Симонов П.В. сделал именно это:

1. Биологические и продиктованные ими материальные потребности в пище, одежде, жилище, в технике, необходимой для создания материальных благ, в средствах защиты от вредных воздействий, в обеспечении своего индивидуального и видового существования.

2. Социальные потребности в узком и собственном смысле слова (поскольку социально детерминированы все побуждения человека). В данном случае речь идет о потребности принадлежать к социальной группе (общности) и занимать в этой группе определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Попытки свести все многообразие социальных потребностей человека к «жажде власти» безнадежно устарели. Потребность лидерства — лишь одна из многочисленных разновидностей этой группы мотиваций. Потребность быть «ведомым» нередко перекрывает желание быть лидером по силе и остроте.

3. Идеальные (духовные, культурные) потребности познания в самом широком смысле: познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле. Так называемая эстетическая потребность, безусловно, относится к данной группе23.

С моей точки зрения, эта классификация  является наиболее обоснованной и непротиворечивой.

23СимоновП. В. Эмоциональный мозг. М., 1981. (Стр. 122)
22

Дело в том, что потребности всех трех перечисленных выше групп (биологические, социальные и идеальные) в свою очередь образуют две разновидности, одну из которых можно назвать «потребностями нужды», а вторую-«потребностями роста». Эти две разновидности потребностей обусловлены диалектикой сохранения и развития, присущей процессу самодвижения живой природы, включая человека и общество. Удовлетворение потребности нужды означает сохранение, удержание генетически заданных констант или ранее достигнутого в онтогенезе. Примером нужды в сфере биологических потребностей может служить голод. В области удовлетворения социальных потребностей нужда есть сохранение занимаемой позиции, а рост — ее улучшение. Овладение уже имеющимися сведениями удовлетворит нужду познания. Потребность роста применительно к познавательной деятельности побуждает искать принципиально новое, отсутствующее в современной науке.

Наличие потребностей нужды и роста, сохранения и развития объясняет тот повседневно наблюдаемый факт, что удовлетворение потребности в одних случаях редуцирует, ослабляет эту потребность, а в других — индуцирует, усиливает ее.

Появляется принципиально новый взгляд на значение эмоций, с точки зрения потребностей. Впервые с этой точки зрения эмоции рассматривает именно Симонов П.В… Его информационная теория претерпела множество критических осуждений, в том числе со стороны Додонова Б.И. Но нельзя обесценивать его вклад в проблему изучения эмоций, так как он поистине огромен.

2.2 Эмоция, как отражение силы потребности и вероятности её удовлетворения в данный момент.

У птиц и у животных нервные центры эмоционального реагирования могут быть активированы по механизму безусловного рефлекса. Экологически специализированные раздражители способны вызвать страх или ярость без предварительного научения. Так, выращенные в условиях полной изоляции птицы, обращаются в бегство при демонстрации движущегося силуэта ястреба. Правда изучение врожденных, как и приобретенных эмоциональных реакций, всегда требует уточнения: имеем ли мы дело с эмоциями в собственном смысле этого термина, или рефлекторный акт ограничивается воспроизведением соответствующего двигательного стереотипа -  реакции убегания, атаки и. т.п. Например, нападение льва на добычу обладающего многими внешними признаками агрессивности, не сопровождается эмоцией ярости, т. к. представляет типичное для данного вида пищедобывательное поведение24.

Даже в сфере врожденной, безусловной активации эмоций обнаруживается существенное отличие от других безусловных рефлексов: Эмоциональные реакции не имеют однозначно и стабильно вызывающих эти реакции поводов. Начнем с того, что большинство эмоциональных реакции обладает выраженной способностью к угасанию по мере повторения эмоциональных стимулов.

24СимоновП.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М.: Наука, 1970.(стр18)

23

Раздражитель при первых своих применениях вызывавший бурную эмоциональную реакцию, может стать практически безразличным.

Хотя потребность, составляет основу любой эмоции, степень эмоционального напряжения, не определяется одной лишь потребностью, силой подкрепления, величиной поощрения или наказания.

Эмоция есть отражение мозгом силы потребности, и вероятности её удовлетворения в данный момент25.

Определения термина «эмоция», которые, казалось бы, должны в наиболее концентрированном виде отражать степень нашего проникновения в природу и внутреннюю структуру определяемого явления, как правило, носят абстрактно-описательный характер, или требуют дополнительных разъяснений.

«Эмоции — одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности. Эмоции представляют интегральное выражение измененного тонуса нервнопсихической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организма человека»26. Определение эмоции как переживания (а переживания — как эмоции) можно встретить не только у психологов, но и в физиологических работах: «Эмоции — физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения». Правда, физиологический подход к определению эмоций, как правило, хотя и далеко не у всех исследователей, обнаруживает тесную связь эмоций с потребностями организма. «С точки зрения физиологической перед нами стоит задача раскрыть механизм тех конкретных процессов, которые в конечном итоге приводят к возникновению и отрицательного (потребность) и положительного (удовлетворение) эмоционального состояния».27

Связь эмоций с потребностями бесспорна, однако, считать эмоцию функцией одной лишь потребности вряд ли правомерно. Неудовлетвореннаяпотребность необходима для положительных эмоций не менее чем для отрицательных. Для того чтобы убедиться в этом достаточно представить себе состояние человека, который после обильной трапезы получает приглашение снова сесть за стол. Тем не менее, гомеостатическое отождествление эмоций с самим фактом возникновения или устранения потребностей (с редукцией драйва) продолжает кочевать по страницам научных работ.

Так же можно дать еще одно определение эмоций – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции — как форма отражения биологического качества раздражителей, его полезности или

25 СимоновП.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М.: Наука, 1970.(стр46)

26Лебединский, Мясищев, 1966, (стр. 222)

277 СимоновП.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М.: Наука, 1970.(стр49)       24

вредности для организма, входя в функциональную систему поведенческого роста, способны в значительной мере модулировать его направленность и конечный результат. Утверждение о том, что полезное для организма оценивается им как «приятное, эмоционально положительное», а вредное — как «неприятное, эмоционально отрицательное», тривиально. Представим на минуту, что сталось бы с эволюцией, если бы живые существа стремились ко всему вредному, разрушительному и избегали все полезное, необходимое для жизни. Сказать, что полезное — приятно, а вредное — неприятно, значит, ничего не добавить к самоочевидному положению вещей.

 Функции Эмоций
    продолжение
--PAGE_BREAK--Отражательно-оценочная функция
Эмоция  есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:

Э=f[П, (Ин-Ис),...],

где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин-Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:

— индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего, индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.;

— фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;

— качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели — фрустрацию; и т. д., и т. п.

Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются два, только два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения.

Термин «информация» здесь имеется  в виду в прагматическом значении, т. е. изменении вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) благодаря получению

                                                                                                                                                   25

данного сообщения. Таким образом, речь идет не об информации актуализирующей потребность (например, о возникшей опасности), но об информации, необходимой для удовлетворения потребности (например, о том, как эту опасность избежать). Под информацией мы понимаем отражение всей совокупности средств достижения цели: знания, которыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергетические ресурсы организма, время достаточное или недостаточное для организации соответствующих действий и т. п. Спрашивается, стоит ли в таком случае пользоваться термином «информация»? Симонов полагает, что стоит и вот почему. Во-первых, мозг, генерирующий эмоции, имеет дело не с самими навыками (куда входит и тренировка периферического исполнительного аппарата), не с самими энергетическими ресурсами организма и т. д., а с афферентацией из внешней и внутренней среды организма, то есть с информацией об имеющихся средствах. Во-вторых, все многообразие сведений о необходимом для удовлетворения возникшей потребности и реально имеющемся в данный момент у субъекта трансформируется мозгом в единый интегральный показатель — в оценку вероятности достижения цели (удовлетворения потребности). Оценка же вероятности по самой природе своей есть категория информационная.

Термин «потребность» мы употребляем в его широком понимании, отнюдь не сводимом к одному лишь сохранению (выживанию) особи и вида. «Дай человеку то лишь, без чего не может жить он,- ты его сравняешь с животным»,- писал Шекспир в «Короле Лире», но и потребности животных не ограничиваются самосохранением. Подробнее проблема потребностей будет рассмотрена нами ниже, а сейчас мы ограничимся лишь возможно более точным определением термина. Нередко потребность квалифицируют как нужду в чем-либо, но подобное определение есть не более чем игра в синонимы. По нашему мнению, потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире. Соответственно поведение мы определим как такую форму жизнедеятельности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность28.
Переключающая функция эмоций
С физиологической точки зрения эмоция есть активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция — об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить,




28СимоновП. В. Эмоциональный мозг. М., 1981. (Стр. 16)
26

повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе. Этот гедонистический принцип максимизации — минимизации, равно применимый к человеку и животным, позволит преодолеть кажущуюся недоступность эмоций животных для непосредственного экспериментального изучения.

В отличие от клинико-физиологических исследований, в процессе которых врач сохраняет речевой контакт с пациентом, физиолог-экспериментатор может судить об эмоциях животного только по внешним поведенческим проявлениям этих эмоций.

Переключающая функция эмоций обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условнорефлекторной деятельности, включая ее наиболее сложные проявления. Надо лишь помнить, что оценка вероятности удовлетворения потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне. Ярким примером неосознаваемого прогнозирования служит интуиция, где оценка приближения к цели или удаления от нее первоначально реализуется в виде эмоционального «предчувствия решения», побуждающего к логическому анализу ситуации, породившей эту эмоцию.

Переключающая функция эмоций особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Так, в боевой обстановке борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме переживается субъектом в форме борьбы между страхом и чувством долга, между страхом и стыдом. Зависимость эмоций не только от величины потребности, но и от вероятности ее удовлетворения чрезвычайно усложняет конкуренцию сосуществующих мотивов, в результате чего поведение нередко оказывается переориентированным на менее важную, но легко достижимую цель: «синица в руках» побеждает «журавля в небе». Постоянная угроза такой переориентации потребовала от эволюции формирования специального мозгового аппарата, способного купировать эту «ахиллесову пяту» эмоций. На уровне высшей нервной деятельности человека он предстает перед нами в качестве физиологических механизмов воли.

Частной, хотя и качественно специфичной разновидностью переключающей функции эмоций, является их подкрепляющая функция.

Подкрепляющая функция эмоций

Феномен подкрепления занимает центральное положение в системе понятий науки о высшей нервной деятельности, поскольку именно от факта подкрепления зависят образование, существование, угашение и особенности любого условного рефлекса. Многочисленные факты показывают, что условный рефлекс можно выработать, сочетая и так называемые индифферентные раздражения, хотя скорость замыкания условной связи, ее стойкость и дальнейшая судьба в решающей мере зависят от видовых особенностей животного, интенсивности стимулов, их сенсорной модальности и порядка
27

сочетаний. Заметим, что с «индифферентностью» стимулов надо обращаться очень осторожно.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.