Воспитание
культуры безопасности школьников в учебном процессе включает ряд подсистем,
состоящих из компонентов и элементов.
1)
Деятельность субъектов педагогического процесса: педагога, приглашенных на урок
специалистов по проблемам безопасности, школьников с различным уровнем развития
культуры безопасности и т.д.
2)
Цели, содержание, средства и результаты воспитания культуры безопасности.
3)
Диагностика, планирование, стимулирование, организация, коррекция в воспитании
культуры безопасности (реализуются как компоненты процесса воспитания и функции
управления в воспитании).
4)
Воспитание культуры безопасности в учебном процессе начальной школы, основной
школы и в старших классах.
5)
Наука, искусство и практика воспитания культуры безопасности.
6)
Подготовка школьников к безопасной жизнедеятельности в преподавании
гуманитарных, естественно-математических, практических дисциплин, искусства,
ОБЖ, валеологии.
Системные
свойства воспитания культуры безопасности проявляются в функциях данной
составляющей педагогического процесса: профилактика виктимности школьников;
коррекция деструктивности учащихся; стимулирование деятельности школьников по
присвоению культуры безопасности; совершенствование способностей (силы,
ловкости, наблюдательности и т.д.) как основы безопасности жизнедеятельности;
развитие личностных качеств школьников: смелости, оптимистичности и т.д.;
формирование опыта профилактики, преодоления и минимизации вредных и опасных
факторов жизнедеятельности. Рассмотрим названные подсистемы воспитания культуры
безопасности, проанализируем характер взаимосвязи входящих в них компонентов.
Механизмом
реализации целей, содержания, планов, программ воспитания культуры безопасности
является деятельность педагога, школьников и других субъектов педагогического
процесса (приглашенных на урок специалистов, родителей и т.д.). Совместная
деятельность педагога и школьников является системообразующим фактором воспитания
культуры безопасности. Деятельность педагога и школьников объединяет основные
компоненты воспитания культуры безопасности: цели воспитания (стремление
школьников научиться быть безопасными и цели учителей помочь им овладеть
культурой безопасности), содержание воспитания (в личности и деятельности,
отношениях, общении опредмечены и распредмечиваются основные элементы культуры
безопасности), средства (методы, формы, приемы обучения и воспитания) и
результаты воспитания (изменение готовности школьников и учителей к безопасной
жизнедеятельности).
Направленность
и эффективность воспитания культуры безопасности зависит от ряда педагогических
условий и прежде всего от уровня культуры безопасности учителя. Виктимность
личности и деятельности учителя способствует распредмечиванию и присвоению
школьниками элементов контркультуры деструктивности, развитию в их деятельности
и личности черт виктимности и деструктивности. Виктимность учителя препятствует
распредмечиванию культуры безопасности и подготовке школьников к безопасной
жизнедеятельности. Наоборот, высокий уровень готовности учителя к безопасной
жизнедеятельности способствует присвоению школьниками культуры безопасности,
профилактическому и корректирующему эффекту взаимодействия школьников как с
элементами культуры безопасности, так и проявлениями контркультуры
деструктивности.
Цели,
содержание и средства воспитания культуры безопасности являются основными
компонентами деятельности педагога и школьников в процессе распредмечивания
культуры безопасности и совершенствования на этой основе готовности учащихся к
безопасной жизнедеятельности. Взаимосвязь данных трех основополагающих
компонентов воспитания культуры безопасности основана на влиянии внешних для
учебного процесса факторов: опасных и вредных факторов жизнедеятельности
школьников (реальных и потенциальных), контркультуры деструктивности. Опасные и
вредные факторы жизнедеятельности, содержание контркультуры деструктивности
являются объективной предпосылкой цели воспитания культуры безопасности. Культура
безопасности общества является источником для отбора, структурирования и
реализации в учебном процессе содержания культуры безопасности, присваиваемой
школьниками в учебном процессе в соответствии с целями воспитания. Средства
воспитания культуры безопасности отбираются с учетом целей и в соответствии с
содержанием воспитания.
Переход
от цели воспитания к содержанию, средствам и результатам воспитания культуры
безопасности представим в виде логической цепочки последовательных действий
всех участников проектирования и осуществления процесса воспитания (ученых,
методистов, организаторов народного образования, учителей и школьников).
1)
Цель воспитания как идеальное представление о желательных изменениях в личности
школьников (готовность к безопасной жизнедеятельности).
2)
Задачи воспитания как конкретизация цели воспитания, переход от стратегической
цели к тактическим и оперативным (мировоззренческая, нравственная,
психологическая и т.д. подготовка к безопасной жизнедеятельности).
3)
Теоретическая модель воспитания культуры безопасности (основные компоненты
целей, содержания, средств и их взаимосвязи).
4)
Программа воспитания в виде конкретного перечня формируемых качеств личности
воспитанников, видов деятельности, в которых эти качества формируются и т.д.
5)
Методическая модель процесса воспитания культуры безопасности в учебных
программах, учебниках, методических пособиях и материалах (учебный материал).
6)
Реализация модели воспитания культуры безопасности в учебном процессе,
включающем деятельность педагога и учащихся с использованием учебного
материала, элементов культуры безопасности, воплощенных в знаках, образах,
материальных предметах, деятельности и личности педагога, личности школьников и
т.д.
7)
Результаты воспитания культуры безопасности (повышение готовности педагога и
школьников к безопасной жизнедеятельности и т.д.).
Цели,
содержание, средства и результаты воспитания культуры безопасности – составные
части целостного явления. Минимальной единицей, "клеточкой"
воспитания культуры безопасности является педагогическая задача, в которой
воплощены и основные составные части воспитания. Задача – составная часть цели
воспитания, т.е. цель воспитания в конкретных условиях выступает как задача
воспитания. Минимальной единицей учебного материала (т.е. содержания
воспитания) также является задача. Задача как средство воспитания отражает
целевой, содержательный, операциональный и результативный аспекты
педагогического процесса, реализуется в форме упражнений, учебных заданий,
проблемных вопросов и т.д. Задача как клеточка педагогического процесса
отражает в себе не только целевой, содержательный и операциональный его
аспекты, но является системой, "имеющей те же компоненты, что и
педагогическая система в целом» (Сластенин В.А., Мищенко А.И., 1997, С. 125).
В
процессе деятельности педагога и учащихся осуществляется управление
педагогическим процессом: диагностика, планирование, стимулирование,
организация, коррекция воспитания культуры безопасности. Исходным пунктом
управления в воспитании культуры безопасности является диагностика процесса и
результатов подготовки школьников к безопасной жизнедеятельности. На основе
результатов диагностики (и с учетом целей воспитания) осуществляются
планирование, организация и коррекция педагогического процесса (его содержания и
средств). Данные компоненты воспитания выступают в качестве компонентов, если
реализуются как этапы воспитания культуры безопасности.
Например,
в процессе обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
присутствуют названные этапы воспитания культуры безопасности: на основе
предварительной диагностики уровня сформированности культуры безопасности
(обычно учитель ограничивается диагностикой сформированности знаний)
осуществляется разработка тематического плана, поурочное планирование, на уроках
ведется контроль знаний, стимулирование деятельности учеников, коррекция
выявленных пробелов и т.д. В то же время названные компоненты являются
функциями воспитания, если реализуются на других этапах воспитания. Например,
на уроках физики учащиеся узнают о губительном влиянии табачного дыма на
организм человека, тем самым реализуется стимулирующая функция, способствующая
формированию мотивационной готовности воспитанников к профилактике вредных и
опасных факторов.
Теория,
искусство и практика воспитания культуры безопасности взаимосвязаны следующим
образом. Теория воспитания культуры безопасности разрабатывается на основе
обобщения практического опыта подготовки школьников к безопасной
жизнедеятельности. Искусство является одним из основных факторов перехода от
теории к практике воспитания культуры безопасности. Современная практика
обучения школьников реализуется на основе модели учебного процесса (программы,
учебники, методические пособия), разработанной в условиях отсутствия теории
воспитания культуры безопасности. В современной педагогической практике
закономерности воспитания культуры безопасности реализуются стихийно, случайно,
эпизодически.
В
связи с этим на основе проводимого теоретического исследования необходимо
осуществить совершенствование программ, учебников, методического оснащения
учебного процесса для повышения эффективности подготовки школьников к
безопасной жизнедеятельности. Обобщение опыта более эффективного
(осуществляемого в соответствии с закономерностями воспитания культуры безопасности)
учебного процесса позволит сделать новый шаг в развитии теории воспитания
культуры безопасности. На этой основе будет осуществлен новый цикл развития
теории и практики воспитания культуры безопасности.
Состояние
практики воспитания культуры безопасности характеризуется фрагментарностью,
эпизодичностью, разрозненностью элементов. Динамика воспитания культуры
безопасности по годам обучения (от младших классов к старшим) проявляется
преимущественно в изменении содержания изучаемых школьниками знаний и умений.
Данная
тенденция наиболее рельефно заметна на материале курса ОБЖ. Увеличивается объем
усваиваемых знаний, возрастает их сложность, увеличивается перечень факторов
риска и средств обеспечения безопасности, которые изучают школьники. В
современной практике обучения курс ОБЖ способствует интеграции усилий учителей
и учащихся в формировании системы знаний и умений безопасной жизнедеятельности.
В курсе ОБЖ предметные знания школьников о безопасности (усваиваемые на уроках
других учебных дисциплин) обобщаются, систематизируются, корректируются,
дополняются, уточняются, выступают основой формирования умений и навыков
безопасного поведения. В то же время знания и умения, усвоенные на уроках ОБЖ,
совершенствуются на уроках химии, биологии и т.д. Однако дидактическая и
методическая структуры данных интеграционных процессов в обучении основам
безопасности до настоящего времени не исследованы.
В
практике обучения существует скорее тенденция к такой интеграции, проявляющаяся
в эпизодических, преимущественно стихийных и случайных межпредметных связях.
Виды таких межпредметных связей, их последовательность и механизмы реализации
еще предстоит выявить. Принципиально важно другое. Такого рода интеграционные
процессы лишь способствуют но не обеспечивают реализации тенденции перехода от
обучения умениям и навыкам безопасной жизнедеятельности к воспитанию
мировоззренческой, нравственной и психологической готовности к безопасной
жизнедеятельности.
Существует
необходимость интеграции частных воспитательных процессов (в преподавании
отдельных учебных дисциплин) в целостную систему воспитания культуры
безопасности в учебном процессе. Для обоснования такой системы необходимо
выявить психолого-педагогические механизмы воспитания культуры безопасности в
учебном процессе, особенности содержания воспитания культуры безопасности в
преподавании различных учебных дисциплин и закономерности интеграции усилий
преподавателей различных учебных дисциплин.
Объединению
усилий учителей различных учебных дисциплин в воспитании культуры безопасности
способствует образовательная область ОБЖ, реализуемая как учебный предмет ОБЖ
или в форме интегрированного обучения основам безопасности (в преподавании
различных дисциплин). При наличии в учебном плане школы (за счет регионального
или школьного компонента) курса ОБЖ эта учебная дисциплина выполняет функцию
координации деятельности учителей в обучении школьников основам безопасности в
преподавании различных учебных предметов. В случае, если обучение основам
безопасности в школе осуществляется интегрированно (содержание обучения основам
безопасности рассредоточено в различных учебных дисциплинах), интегрирующая
роль принадлежит тем учебным предметам, в содержании которых культура
безопасности представлена в наибольшей степени.
К
таким дисциплинам прежде всего относятся биология и обществознание. Биология
обладает значительным потенциалом интеграции естественнонаучных знаний о
безопасности человека и общества. Обществознание в наибольшей степени
интегрирует мировоззренческие, нравственные, психологические, правовые знания о
безопасной жизнедеятельности. Однако взаимосвязь учебных предметов в обучении
школьников основам безопасности в современных условиях реализуется как
тенденция к интеграции через межпредметные связи.
Данная
тенденция не обеспечена ни теоретическими исследованиями в педагогике, ни
учебно-методическими разработками, на основе которых и в соответствии с
которыми осуществляется практика обучения основам безопасности.
1.
Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности
жизнедеятельности . - 2000. - № 8. - С. 13-16.
2.
Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. - Барнаул:
Издательство БГПУ, 2002 .- 318 с.
3.
Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект
профессиональной деятельности учителя. - М.: Прометей, 1997. - 201 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | "Сексуальная ориентация" - понятие устаревшее |
Реферат | Зачатие ребенка |
Реферат | Прикасаемся |
Реферат | Грудные железы |
Реферат | Куннилингус. Язык любви. |
Реферат | Общественное положение и секс |
Реферат | Основные понятия лесной фитоценологии и биогеоценологии |
Реферат | Секс от и до |
Реферат | Секс в человеческой любви |
Реферат | О выборе друга жизни женщиной |
Реферат | Форма правления — республики |
Реферат | Брак и сексуальное взаимодействие |
Реферат | Женская аноргазмия (фригидность) и пути её излечения |
Реферат | Эротический идеализм |
Реферат | Статистические методы обработки экспериментальных данных |