Реферат по предмету "Психология"


Эмпирическая психология сознания. Эмпиризм и ассоцианизм

Эмпирическаяпсихология сознания. Эмпиризм и ассоцианизм

Содержание
Введение
Глава I Эмпиризм
Глава II Ассоцианизм
Глава III Эмпирическая психология сознания
3.1 Эмпирическая психология и ееосновные направления
3.2 Основание эмпирической психологиив творчестве Джона Локка
Заключение
Список используемой литературы

Введение
XVIII век ознаменовалсядальнейшим укреплением и развитием капиталистических отношений в передовыхстранах. Произошла индустриальная революция, превратившая Англию вмогущественную державу. Глубокие экономические изменения привели в конце века кполитической революции во Франции. Расшатывались феодальные устои в Германии.Социально-экономические сдвиги порождали идеологические формы, противостоявшиетеологическому мировоззрению. В борьбе с ним расширялось движение, получившееназвание «Просвещение». Оно было направлено против всего, чтопрепятствовало росту науки и научного мировоззрения. Укреплялась концепция«естественного человека», сложившаяся в XVII в. и воплотившая принципформального буржуазного равенства. Сенсуализм и эмпиризм становятся впротивовес рационализму и априоризму главными методологическими заповедями. Вэтой атмосфере и складывалась психологическая мысль.

Глава I. Эмпиризм
(Empiricism; Empiric) — вфилософии — направление в теории познания, признающее источником знаниячувственный опыт и полагающее, что содержание знания может быть либопредставлено как описание этого опыта, либо сведено к немуЭмпирический подход впсихологии описывает и изучает конкретные явления психической жизни Юнгопределял свою психологию как эмпирическую, подразумевая при этом, что вбольшей степени она основывается на конкретных исследованиях и эксперименте,нежели на теории«Он рассматривал это как противоположность умозрению илиидеологии и считал, что эмпиризм обладает преимуществом в представлении фактовнаиболее точным образом, хотя и ограничен недооценкой ценности идейЭмпирическое мышление не менее рационально, чем мышление идеологическое; Юнгобсуждал эти два подхода по отношению к интроверсии, которую рассматривал каквыражение эмпиризма, в то время как экстраверсия оказывалась более присущейидеологическому типу (КСАП, с 167).
Возникновениеэмпирического направления в психологии связано с именем английского философа Дж. Локка (1632—1704).
Слово «эмпирический»образовано от греческого слова «эмпейра», что означает «опыт».
Все истинные знания,заявлял Локк, проистекают из опыта, т.е. из восприятия окружающейдействительности с помощью органов чувств. Но «душа» человека не может служитьпредметом такого восприятия. Сколько бы человек ни старался наблюдать свою«душу», он не в состоянии это сделать. Внутренний опыт дает знания только оботдельных психических состояниях или процессах. Отсюда Локк сделал вывод, чтопредметом психологии могут быть только психические процессы или состояния, а не«душа».
Все свои выводыэмпирическая психология стремилась строить на наблюдении и эксперименте. Этиметоды опытного исследования были заимствованы эмпирической психологией изестественных наук, которые стали быстро развиваться в XVII в. Однако вэмпирической психологии эти методы утратили объективный характер(направленность на познание предметов и явлений внешнего мира, мира объектов),превратившись в методы самонаблюдения и субъективного эксперимента(направленность на познание внутренних, субъективных процессов человеческогосознания).

Глава II. Ассоцианизм
АССОЦИАНИЗМ — ассоциативнаяпсихология, направления в психологии, в которых понятие ассоциации выступалокак гл. объяснит. принцип всей психич. жизни; А. стремился утвердить строгопричинный подход к поведению и сознанию человека. Философская энциклопедия
Ассоцианизм — иначеассоциативная психология теория, сводящая психические процессы, прежде всегомышление, к ассоциации представлений. Новый словарь иностранных слов. byEdwART,, 2009. ассоцианизм а, мн. нет, м. ( … Словарь иностранных словрусского языка
Ассоцианизм(associationism) — Ассоц. идей это интуитивное представление о том, что идеигруппируются вместе (ассоциируются) некоторым поддающимся толкованию способом.Напр., услышав слово «лошадь», мы, вероятно, подумаем о «животном», «наезднике»или «скачках», но не о… … Психологическая энциклопедия
Ассоциации выступало какглавный объяснительный принцип всей психической жизни; А. стремился утвердитьстрого причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. леглопредставление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании,отражает порядок внешних воздействий на организм. Предполагалось, что посколькувзаимодействие организма с физическим миром совершается по законам механики, тои связи идей возникают по этим же законам. Это положение, впервые выдвинутоеанглийским философом Т. Гоббсом, было развито голландским философом Б.Спинозой, сформулировавшим закон ассоциации: «Если человеческое телоподвергалось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел,то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и одругих» («Этика», в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423). Термин «ассоциация» употребил впервые английский философ Дж. Локк (в 1698), который, однако,обозначил им «… неверные и неестественные сочетания идей...» («Опыт очеловеческом разуме», в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 400), противопоставив их связям на основе разума. В середине 18 в. английский философД. Гартли, опираясь на механику И. Ньютона, обосновал теорию о том, что всепроявления психической жизни, включая разум и волю, подчиняются законуассоциации — универсальному и неотвратимому, как закон всемирного тяготения.Влияние этой теории, полагавшей, что любая связь представлений и действийвыводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу, было исключительновелико. Оно распространялось не только на психологию, но и этику, эстетику,биологию, педагогику, логику. В противовес этому естественнонаучномунаправлению возник идеалистический А. английских философов Дж. Беркли, Д. Юма,утверждавших, что связь между психическими элементами дана внутри сознания иявляется чисто субъективной. Свойственный А. взгляд на сложные процессысознания как продукт соединения элементов (ощущений, представлений) привёл вначале 19 в. к прямолинейной механистической концепции английского философа Дж.Милля, согласно которой всё здание психической жизни составлено из «кирпичей» —ощущений и связывающего их «цемента» — ассоциаций. Стремясь смягчить крайностьэтой концепции, английские философы Дж. С. Милль и А. Бэн модернизировали её,признав, что из ощущений могут возникать качественно новые психические единицы.
Принципы А. оплодотворилипрогресс психологических исследований, в частности разработку новых методовизучения памяти [механической (Г. Эббингауз — Германия) и образной (Ф. Гальтон— Англия)], эмоций (Ч. Дарвин — Англия), мотивации (З. Фрейд — Австрия, К. Юнг— Швейцария). Происходит переориентация А. Взамен устаревших механистическихобъяснений выдвигаются биологические (Г. Спенсер — Англия, И. М. Сеченов — Россия).Концепция А. преобразуется на новой физиологической основе в учении об условныхрефлексах и Бихевиоризме. Некоторые психологические школы (Вюрцбургская школа игештальт-психология (См. Гештальтпсихология)) подвергли А. критике замеханицизм, атомизм, неспособность объяснить целостность и активность сознания.С позиций марксистской психологии эта критика носила односторонний характер и,хотя и содержала рациональные моменты, игнорировала историческое значение А.,его вклад в причинное объяснение психической деятельности.

Глава III. Эмпирическая психология сознания
 
3.1 Эмпирическаяпсихология и ее основные направления
Возникновениеэмпирического направления в психологии связано с именем английского философа Дж. Локка (1632—1704).
Эмпирическая психологиясчитала, что психические процессы по своей природе недоступны объективномунаблюдению, являющемуся методом научного исследования в естествознании, что впсихологии возможно только внутреннее наблюдение, или интроспекция, в процессекоторой человек может наблюдать только свои собственные психическиепереживания. Естественно, что метод самонаблюдения вследствие своегосубъективного характера не мог обеспечить построение действительно научнойпсихологии.
Эмпирическая психологиярассматривала сознание как замкнутый в себе непосредственно данный человекувнутренний мир психических переживаний, управляемый своими собственнымизаконами, познание которых возможно лишь путем внутреннего опыта илисамонаблюдения.
Такое утверждениеосновывалось на идеалистическом понимании природы психики.
Эмпирическая психологиястояла на позициях дуализма, т. е. идеалистического учения о том, что мирсостоит из двух самостоятельных и не связанных друг с другом начал — духовногои материального.
Основным признакомматериальных явлений представители дуализма считали протяженность. Психическиеявления такой протяженностью не отличаются: о мыслях, чувствах, желаниях нельзясказать, что они имеют размеры, находятся справа или слева и т. п.Отличительным их признаком является то, что они даны только в сознаниичеловека. Это и послужило для философов-дуалистов основанием к выделению этихявлений в особый духовный мир, существующий и развивающийся по своимсобственным законам совершенно независимо от явлений протяженного материальногомира.
Дуализм создал дляэмпирической психологии непреодолимые трудности при разрешении так называемойпсихофизической проблемы.
Данные опыта показывают,что между телесными процессами в организме и внутренними психическимипроцессами существует определенная связь. Нарушение правильного теченияфизиологических процессов сейчас же приводит к соответствующим изменениям и втечении психических процессов. Например, в зависимости от физического состоянияорганизма человек чувствует то усталость, то бодрость. Необходимость научнообъяснить эту связь и составляет существо психофизической проблемы. Для решенияэтой проблемы в эмпирической психологии было предложено несколько теорий.
Теория психофизическоговзаимодействия утверждала, что между психическими явлениями и материальнымипроцессами в организме существует взаимодействие: физиологические процессывоздействуют на психические и наоборот. Однако этот вывод противоречилосновному принципу дуализма, согласно которому психическое, не отличаясьпротяженностью, не может переходить в физическое, так же как физическое неможет переходить в психическое. Стоя на позициях дуализма, нельзя былоодновременно признавать истинность теории психофизического взаимодействия.
Теория психофизическогопараллелизма утверждала, что физиологические и психические процессы протекаютлишь параллельно, будучи совершенно независимыми друг от друга. Например, когдаво время ходьбы в теле человека совершаются определенные физиологические(нервные и мышечные) процессы, в его сознании одновременно, но совершеннонезависимо от первых, происходит некоторая смена психических переживаний(человек воспринимает свою ходьбу).
По этой теориинервно-мышечные процессы, с одной стороны, и двигательные ощущения — с другой,существуют одновременно, но только как параллельные и по существу никак несвязанные друг с другом процессы: ряд материальных явлений в организме инезависимо от него существующий ряд психических явлений в сознании человекасовпадают друг с другом по времени так, что определенным изменениям в одномряду соответствуют строго определенные, но полностью независимые от первых,изменения во втором ряду.
Чем же объясняется такойудивительный параллелизм?
Представителидуалистической философии, вслед за ее родоначальником Декартом, стоя напозициях идеализма, утверждали, что хотя мир и состоит из двух начал —материального и духовного, но все же в основе мира лежит и им управляет началодуховное (божественное). Наблюдаемое в опыте параллельное существование стольотличающихся по своей сущности материальных и духовных явлений есть результат«предустановленной гармонии». Такое объяснение показывает, что теорияпсихофизического параллелизма ненаучна, а вместе с тем уничтожается исколько-нибудь научная база эмпирической психологии.
Эмпирической психологии завремя ее существования удалось собрать большой материал по субъективнойхарактеристике отдельных психических процессов, например ощущений, памяти,внимания и др. Однако при всем этом она оказалась полностью несостоятельной инеспособной создать научную психологию, поскольку в понимании предметапсихологии стояла на позициях идеализма.
В своем развитииэмпирическая психология породила много направлений, по-разному описывавших иобъяснявших психические процессы, но согласных между собой в идеалистической трактовкеих сущности.
Структурная психология,как и все другие направления эмпирической психологии, отличаясь от них вдеталях, рассматривала сущность психических процессов идеалистически, какобусловленную внутренними психическими закономерностями их структуры. Исходя изэтого положения, гештальтисты пытались объяснить и поведение животных какобусловленное не взаимодействием организма со средой, а структурнымиособенностями совершаемых животными действий. Выдвинутую Кёлеромгештальтистскую теорию поведения животных резкой критике подверг И.П.Павлов,вскрывший ее идеалистическую сущность.
Несостоятельность этих идругих направлений эмпирической психологии объясняется не теми или другиминедостатками, присущими каждому отдельному направлению, а общим для всех нихидеалистическим пониманием сущности психических процессов.
Эмпирическая психологияпутем самонаблюдения и эксперимента смогла накопить известное количество знанийописательного характера о психических процессах. Однако она накопила эти знаниявопреки своей идеалистической основе и дуалистическому пониманию природычеловека. Поскольку объяснение психических процессов давалось эмпирическойпсихологией, исходя из идеалистического понимания природы психики, она не могладать действительно научного объяснения накопленным ею фактам.
Термин „эмпирическаяпсихология“ был введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом дляобозначения особой дисциплины, в задачу которой входило изучение конкретныхявлений психической жизни, в отличие от рациональной психологии, котораязанималась вечной, бессмертной душой. Эмпирическая психология сознания получиласвое развитие в трудах французских материалистов и просветителей Ж.Ламетри,К.Гельвеция, Э.Кондильяка. Представители французской эмпирической психологиибольше внимания, чем английские ассоцианисты, обращали на активность субъекта ввосприятии окружающего мира, рассматривая психику с естественнонаучных позиций.

3.2 Основаниеэмпирической психологии в творчестве Джона Локка
эмпирическийпсихофизический параллелизм познание
Настоящим «отцом»эмпирической психологии является Джон Локк (1632— 1704), выдающийся английскийфилософ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель, идеологреволюции 1688 г. В 1690 г. вышло основное философское сочинение Джона Локка«Опыт о человеческом разуме» (4-е изд., 1700 г.). Еще при жизни Локка книга была переведена на французский язык и оказала сильное влияние на развитиефранцузской философии и психологии. В 1693 г. опубликован его педагогический труд «Мысли о воспитании».
Целью Локка былоисследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Всеначинается с критики теории врожденных идей. Она направлена в основном противсредневекового схоластического учения, которое признавало врожденность наиболееобщих принципов и понятий, но также и против Декарта. «Я не утверждаю,— писалДекарт,— что дух младенца в утробе матери размышляет о метафизических вопросах,но у него есть идеи о боге, о себе самом и о всех тех истинах, которые известнысами по себе, как они есть у взрослых людей, когда они вовсе не думают об этихистинах». Всем доводам в защиту врожденности знания Локк противопоставляетположение о возможности доказать его происхождение. Душу человека Локкрассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду,сравнивает ее с чистой доской, на которой ничего не написано, или с пустойкомнатой, в которой ничего нет. Эти сравнения касаются только знаний. Локк неотрицал природных наклонностей, задатков, конституциональных различий междулюдьми. Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизнииндивида. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, которые лежатв детстве. «Следите за ребенком с его рождения и наблюдайте за производимымивременем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам душа все более иболее обогащается идеями, все более и более пробуждается, мыслит тем усиленнее,чем больше у нее материала для мышления». Опыт имеет два источника. Первыйисточник Локк назвал ощущением. Его объектом являются объекты природы, внешниематериальные вещи; органом — внешнее чувство (зрение, слух и т. п.); продуктом— идеи. «Таким путем мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного,мягкого, твердого, горького, сладкого и все те идеи, которые мы называемчувственными качествами». Вторым источником является рефлексия, внутреннеевосприятие, деятельность нашего ума. Его объектом являются идеи, приобретенныеранее; органом (или орудием) — деятельности (способности, по терминологииЛокка) нашего ума (восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, желание ився многообразная деятельность нашего ума); продуктом — идеи другого рода,которые мы не могли бы получить от внешних вещей. Внутренний опыт дает какзнания о внешнем мире, так еще в большей степени о нас самих.
Все идеи происходят илииз одного или из другого источника. Локк различает, но не отделяет их друг отдруга: ощущение — начало познания, рефлексия возникает после и на основеощущений. Следовательно, в конечном счете ощущение является источником всякогознания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве» — этотсенсуалистический тезис, который высказывали еще Гоббс и Гассенди, защищает и материалистическиразрабатывает Локк. Деление опыта на внешний и внутренний дало началоинтроспективной психологии как науке о внутреннем опыте, методом которойявляется интроспекция.
Идеи, по Локку, бываютпростые и сложные. Простая идея содержит в себе только одно представление иливосприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Это элементы знания. Онисоставляют материал всего знания и доставляются душе двумя указанными путями —через ощущение и рефлексию. С Локка начинается атомистическая элементаристскаяустановка в исследовании содержания сознания: простое первично, сложноевторично и производно от него. В учении о простых и сложных идеях Локкрассматривает важные вопросы познания: соотношение идей и вещей, активностьпознания.
Идеи мы имеем в душе. Имсоответствуют качества в вещах. Локк различал три рода качеств: первичные,вторичные, а также третичные, которые, по существу, сводятся к вторичным, такчто основное различие производится между первичными и вторичными качествами.Первичные качества — это реальные, совершенно неотделимые качества независимоот того, воспринимаем мы их или нет. Порождаемые ими простые идеи — плотности,протяженности, формы и др.— точно воспроизводят их. Вторичные качества — этоцвета, звуки, запахи и т. д., на деле в вещах не находятся, они существуют,пока мы ощущаем, и зависят от первичных, а именно от объема, формы, строения идвижения частиц. «Первичные качества есть подобия, вторичные считаются, но небывают подобиями, третичные и не считаются и не бывают ими». Деление качеств напервичные и вторичные содержит возможность идеалистического отрыва ощущения отобъекта. Беркли и Дидро вышли из Локка. При восприятии простых идей разум побольшей части пассивен, «разум также мало волен не принимать эти простые идеи,когда они представляются душе, изменять их, когда они запечатлелись,вычеркивать их и создавать новые, как мало может зеркало не принимать, илиизменять, или стирать образы или идеи, которые вызывают в нем поставленныеперед ним предметы». Хотя Локк не всегда последователен и при описании простыхидей рефлексии, говорит о том, что ум часто бывает не вполне пассивным, все жев целом он верен тезису о пассивности познающего субъекта при восприятиипростых идей: внешние воздействия влияют на сознание, минуя деятельностьпознающего субъекта. Здесь же проступает мысль о том, что активность в познанииявляется причиной отхода от адекватного познания объекта. Современныеисследования в области философии и психологии познания убедительно показалинесостоятельность такого подхода. Установка на предметно-ориентированноепознание оценивается как натуралистическая; для объяснения работы сознанияпривлекается механизм рефлексии.
В отличие от простых,сложные идеи суть их сочетания, соединенные вместе под одним общим именем. Сложныеидеи образуются умом произвольно в результате следующих действий: соединение,суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение черезпредшествующую абстракцию. Локк дал схему процесса обобщения, которое включаетследующие операции. Сначала эмпирически выделяются по возможности все единичныеобъекты, о которых мы хотим получить общее понятие. Эти объекты расчленяются насоставляющие их свойства, затем сравниваются по этим свойствам. После этогоидеи, которые не повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (этоназывается абстрагированием). Затем абстрагируются, т. е. выделяются, те идеи,которые повторяются во всех объектах. Эти идеи суммируют, что дает совокупностьидей, составляющую искомую сложную общую идею, которая обозначается словом.Локкова теория восхождения от простых идей к сложным путем выделения тогообщего, что имеют между собой единичные вещи и факты, в течение долгого временииспользовалась в практике научного исследования. «… Вследствие образованияотвлеченных идей и закрепления их в уме, в слове люди становятся способнырассматривать вещи как бы целыми связками и соответственно говорить о них,стремясь к более легкому и быстрому совершенствованию и сообщению своегопознания». Долгое время теория обобщения Локка выступала в качестве единственновозможной научной основы организации процесса обучения в школе. Однако этойтеории свойственна ограниченность, упрощенная трактовка общего. Психологическийанализ и критику эмпирической теории обобщения дал В.В. Давыдов и противопоставилей теоретическое обобщение. По С.Л. Рубинштейну, на основе эмпирическогообобщения невозможно теоретическое познание.
Одним из механизмовобразования сложных идей Локк назвал ассоциацию. Он впервые ввел термин«ассоциация идей» (само явление описывалось и раньше, еще в Античности). ПоЛокку, ассоциация — это неверное, т. е. не отвечающее естественномусоотношению, соединение идей, когда «идеи, сами по себе не родственные, в умахнекоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегдасопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместес ней появляется соединенная с ней идея...». Примерами являются все нашисимпатии, антипатии, идеи домовых и т. п. Такая связь приобретается в силувоспитания и привычки, а разрушается от времени. Задача воспитания заключаетсяв том, чтобы предупреждать у детей образование нежелательных связей сознания.Несмотря на то, что Локк ввел понятие ассоциаций ограниченно, после него этотмеханизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла иразвивалась ассоциативная психология.
Локк рассматриваетсознание как обязательный признак душевных явлений. «Невозможно, чтобыкто-нибудь воспринимал, не воспринимая, что он воспринимает». Сознаниерассматривается также как некая духовная сила, которая объединяет наличныепереживания, делает из них личность. «Личность есть разумное мыслящее существо,которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как то жесамое мыслящее существо, в разное время и в различных моментах только благодарясознанию, которое неотделимо от мышления».

Заключение
В эмпирической концепцииЛокка задача психологии сводилась к изучению явлений сознания как продуктаиндивидуального опыта. Это была психология без души. «Я не стану утруждать себяисследованием, в чем состоит сущность души», — писал Локк. Вся методологияисследования сознания строилась по аналогии с исследованиями явленийматериального мира, вещей. Законы действий человека в материальном и идеальноммире одинаковы. «Так как материалы в том и другом случае таковы, что не вовласти человека их создавать, все, что он может делать — это или соединять ихвместе, или сопоставлять их друг с другом, или совершенно отделять их».
 

Список литературы
 
1. Ивановский В. Н., Ассоцианизмпсихологический -и гносеологический, Казань, 1909; его же. Учение об ассоциацииидей, «Уч. зап. имп. Казанского университета», 1915, кн. 12; 1917—18, кн. 2,7—9, 10—12;
2. Шеварев П. А., Обобщенныеассоциации в учебной работе школьника, М., 1959;
3. Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 6; Warren Н. С., A history of the association psychology, [L.], 1921.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.