Эмоциональныепроблемы в различных речевых ситуациях
эмоциональный коммуникативный общениепроблема
Развитиепонятия «общение» в трудах ведущих ученых прошлого определило существованиеосновных проблем речевого поведения личности. Изучению социальной ииндивидуально-личностной природы высказывания посвящено много исследованийсовременных ученых.
Несовпадениеэмоционального и речемыслительного кода у собеседников также приводит ккоммуникативным неудачам. С точки зрения этики речевого поведения,коммуникативные неудачи обусловлены незнанием или недостаточным владениемправилами (нормами) коммуникации, отсутствием языковой компетенции илинедостаточной культурой владения родным языком.
Формавысказывания определяется нашей экспрессией, т.е. отношением к другимвысказываниям, а не только к предмету высказывания, а также адресностью, т.е.обращенностью нашего высказывания, таким образом в речевой коммуникациивозникают различные эмоциональные проблемы. Рассмотрим некоторые из них.
Эмоциональныепроблемы, возникающие в различных ситуациях общения:
–Проблемы власти, исходящие из индивидуальных потребностейуправлять и влиять на других, потребностей в социальном статусе. В зависимостиот того, какую форму высказывания мы выбираем, мы используем те или иныенеязыковые средства. Так, например, если говорящий настроен на продолжениебеседы, ответную реакцию слушателей (собеседников), в его тоне скорее будутпреобладать восходящие интонации; особенно важные для него моменты речи онвыделит с помощью словопорядка, смысловых и интонационных пауз. В условияхправильно организованного речевого акта коммуникации мелодический контур егоречи становится более отчетливым. Паузы не только не избегаются, но дажевоспринимаются аудиторами как проявление сдержанности, скромности,глубокомыслия (в Великобритании в Кембридже и Оксфорде). Темп речи служитвесьма важным регулятором и сигналом семантически насыщенного текста: «чемсемантически богаче и сложнее высказывание, тем медленнее темп, в котором онореализуется, и наоборот».
–Проблемы одобрения – индивидуальные потребности в любви,желание нравиться. И здесь каждому важно помнить о том, что в его речи следуетизбегать оценочных суждений, содержащих высокую степень категоричности,«наклеивания ярлыков», но стремиться к толерантности, сдержанности имаксимальной поддержке слушающего и говорящего; содержание оценочных сужденийдолжно семантически трансформироваться, ибо процесс общения – процессдинамичный. С точки зрения производимого эффекта речи, важен также внешнийоблик говорящего – обаяние личности коммуниканта является составляющей егориторики.
–Проблема включенности – исходит из потребности быть понятым ипринятым в ситуации общения. Главной целью высказывания является понимание. Профессиональнаядеятельность направлена на то, чтобы вызвать активный, живой интерес ипонимание со стороны участников коммуникативного процесса. Уровень ответнойреакции может быть разным, возможно даже молчаливое ответное понимание. Но раноили поздно услышанное и активно понятое отразится в последующих речах иответном поведении слушающего. Большинство наших высказываний требует домысливанияи осознания, то есть активной ответной реакции замедленного действия. Важнопомнить, что пассивное понимание лишь дублирует чужую мысль – например, метод«зубрежки» и бездумного заучивания.
–Проблема справедливости – индивидуальная потребность всправедливом, бесстрастном, равном к себе отношении. Важно также учитыватьхарактер аудитории, т.е. степень подготовленности аудиторов: степень различияпонимания содержательно-смыслового поля высказывания, различия в толкованииязыкового знака – отличие восприятия вопроса говорящим и слушающим. Этическаясторона проблемы заключается также и в том, что нам необходимо уметьадаптироваться к условиям конкретной речевой ситуации, не только путем лингво-прагматическихизменений своего высказывания, но и изменения системы своего речевого поведения– стиля речи.
–Проблема идентичности – индивидуальная потребность вавтономии, самоутверждении, положительной самооценке, самоопределении и утвержденииличностных ценностей. В этике речевого поведения эта проблема связана сутверждением и созданием собственных норм речевого поведения, связанных синдивидуальным стилем общения личности, с его жизненными и профессиональнымиценностями.
Какмы видим, в профессиональной среде решение всех этих проблем вовсенеоднозначно, скорее даже образует так называемые «зоны риска» вкоммуникативной деятельности профессионала. Используя нормативные языковыесредства в «зонах риска», нам важно помнить о языковой и общекультурнойкомпетентности. Необходимо также включать механизмы речевого контроля.
Подмеханизмами речевого контроля мы понимаем основные принципы (постулаты,максимы) в речевом поведении личности. П. Грайс назвал один из подобныхпринципов «принцип кооперации», который заключается в требовании делать вклад вречевое общение соответствующим принятой цели и направлению разговора:
•Максимум полноты информации.
•Максимум качества (Говори правду!).
•Максимум релевантности (Не отклоняйся от темы!).
•Максимум манеры (Говори ясно, коротко, последовательно!).
Кэтим четырем максимам нам кажется уместным добавить принцип вежливости,возможный при соблюдении следующих условий, сформулированных Дж. Личем:
•Максимум такта (Соблюдай интересы другого, не нарушай границ его личнойсферы!).
•Максимум великодушия (Не затрудняй других!).
•Максимум одобрения (Не хули другого!).
•Максимум скромности (Отстраняй от себя похвалы!).
•Максимум согласия (Избегай возражений!).
•Максимум симпатии (Высказывай благожелательность!).
Безусловноесоблюдение всех максим коммуникации и максим вежливости могло бы очевиднообеспечить необходимое ощущение коммуникативного комфорта, но все же неопределило бы характер ответной реакции аудитории. Реальные ответные реакциикоммуникантов могут оказаться весьма далеки от ожидаемых. На практике частонаблюдается это расхождение между «сущим» и «должным». Как профессионалусориентироваться в характере реакций, чтобы не потерять необходимогосамоконтроля, а также сохранить интерес к обсуждаемому вопросу с обеих сторонучастников коммуникации?
Речевыереакции могут выражаться в явной и неявной форме, иметь положительный иотрицательный характер. Умение точно определить и оценить речевые реакцииаудитории помогло бы нам сохранить атмосферу речевого комфорта в конкретнойситуации общения. Речевые реакции, выражающие несогласие с мнением говорящего,могут быть лишь возражением, интенция которого выразить свои доводы противвысказанного мнения или желание высказать свою точку зрения; это может быть иопровержение, содержащее в себе критические замечания, в основе которыхкатегоричное неприятие позиции собеседника; отказ выполнить требование, приказ,побуждение, просьбу может быть выражен с помощью отрицательных языковых форм,но и утвердительных конструкций, констатирующих причину невозможности выполнитьтребования говорящего.
Современнаяситуация общения очень многообразна и сложна. Мы уже давно отказались отнаивных иллюзий об обязательной установке коммуникантов на «коммуникативнуюудачу» – на безусловное понимание сторон. Непонимание является естественнымкомпонентом общения, вызывающим интерес к продолжению беседы.
Любаяпроблемная ситуация в общении связана с неполным знанием ситуации общения:недостаточной информированностью о содержании вопроса, являющегося предметомобсуждения, употребление не совсем ясных понятий, гипотез, представлений, слабообоснованных концепций, отсутствие логики высказывания; неясный характерличностных взаимоотношений коммуникантов и т.д. Процесс выбора оптимальногорешения, когда субъект воссоздает недостающие знания об объекте, позволяют емуодновременно более четко и логично оформить речевое высказывание, а значитсделать оптимальный и эффективный выбор.
Мыне только расширяем и обогащаем свои знания, за счет недостающей информации, нои используем опыт похожих или сходных ситуаций, взятых из личного опыта и опытаколлег, из литературы и т.д. Глубокое и всестороннее рассмотрение сходныхситуаций приводит к развитию интуитивных суждений личности коммуникантов,которые являются часто наиболее верными. Творческое использование имеющегосяопыта, а в нашем случае норм и правил речевого поведения, и интуиции – необходимыеусловия правильного выбора речевой модели поведения личности. Профессионал,способный увидеть многозначность речевой ситуации общения и сделать свой выбор,руководствуясь этическими нормами и собственной интуицией, – гарантиярезультативности речевого поведения, а значит достижения наибольшейэффективности речевой деятельности – понимания.
Итак,для осуществления морально-этического выбора в проблемной ситуации общенияпрофессионал должен:
–Уметь системно, комплексно анализировать речевую ситуацию;
–Уметь устанавливать связь между участниками общения и речевой ситуацией;
–Уметь определять свой индивидуальный набор приоритетов, а также выделять срединих наиболее принципиальные для своего индивидуального стиля речевогоповедения;
Установитьединый кодекс этики речевого поведения личности при всем многообразии исложности речевых ситуаций общения в современной профессиональной среде нетолько невозможно, но и неэтично. Ибо для нас этика речевого поведениясовременного профессионала связана с возможностью выбора индивидуальной моделиречевого поведения, связанной с его индивидуально-личностными особенностями и профессиональнымиумениями.