Реферат по предмету "Психология"


Эмпатия в психотерапии

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образованияКУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психологии личности и общей психологии
ТЕМА
Эмпатия в психотерапии
Работувыполнила студентка 5 курса
Факультетуправления и психологии
Специальность«психология»
О.А. Маркина
Работупроверила Воронкина С.И
Краснодар 2011г.

Введение
Содержание понятия «эмпатия» определяется как способность приобщаться кэмоциональной жизни другого человека, переживать его состояния как свои собственные,сочувствовать ему. Именно эмпатия проявляется в тех эмоциональных ситуациях,когда, говоря словами В. А. Сухомлинского, «человек сердцем ощущает тончайшиедвижения сердца другого человека и отвечает на них собственными душевнымидвижениями».
Всегда существует потребность в сопереживании и сочувствии другим людям,в «эмоциональном созвучии» с ними. Ориентация в эмоциональном настрое другихлюдей предстает как необходимое условие нашей жизни. Появляется возможность дляобобщения — в психологии эмпатия рассматривается и как свойство личности, и какэмоциональная форма познания другого человека, и как потребность.
Эмпатия не окончательная детерминанта поведения человека. Она зависит отнаправленности личности в целом, от ее мировоззрения и уровня нравственногоразвития.
эмпатия клиент психотерапия
Природаэмпатии и ее роль в психотерапииВклиент-центрированной терапии Карла Роджерса и психоаналитической Я-психологииХайнца Кохута эмпатии принадлежит ключевая роль. Роджерс считал эмпатиюосновополагающей установкой терапевта в терапевтических отношениях и ключевымусловием изменения личности клиента. Кохут отстаивал позицию, что основныминструментом в психоаналитическом исследовании является именно эмпатияаналитика. Кроме того, Кохут поместил эмпатическую откликаемость окруженияребёнка в центр своей теории нарциссического развития Я. Благодаря их влияниюэмпатия была признана большинством терапевтических школ в качествеосновополагающего навыка терапевта, необходимого для создания терапевтическогоклимата. Эмпатия- это сложное явление, которое с трудом поддается определению. В связи с этимимеет смысл начать с такого определения, которое разделяется большинствомавторов. Начальной точкой может послужить утверждение Мид (1934) о том, чтоэмпатия предполагает способность занимать позицию другого. Иначе говоря,эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей иустановок другого человека. Дляобразного представления акта эмпатии часто привлекаются такие метафорическиеописания как способность «прогуляться в ботинках», «влезть вшкуру» или «увидеть ситуацию глазами» другого. Эти метафорыдействительно содержат важный элемент эмпатического процесса, а именноразделение внутреннего опыта другого человека. Однако, эмпатия — это не простоотождествление с переживанием другого индивида. Клиент-центрированная точка зренияКак известно базовое положение теорииличности Роджерса состоит в том, что мысли, чувства и поведение человекамотивировано и направляется конструктивной силой, а именно врожденнойтенденцией организма к актуализации. Нарушения же личности возникают вследствиеинтроекций условного принятия от родителей и других значимых других. Этиинтроекции условного отношения создают несоответствие между организмическимпереживанием и Я-концепцией. Когда Я оказывается под гнетом условий ценностичеловек становится тревожным и уязвимым. Соответственно цель терапевтическихотношений состоит в исправлении данного положения дел. В рамках постепенноразворачивающегося терапевтического процесса терапевт становится для клиентановым значимым другим, а его безусловное принятие, эмпатия и подлинностьсоздают условия для актуализации организмических переживаний клиента ивнутренней реорганизации его Я-концепции.Наиболее известное определении эмпатииРоджерса звучит следующим образом: эмпатия — это способность встать в ботинкидругого, изнутри воспринимать внутреннюю систему координат другого, как если бытерапевт был этим другим, однако без потери условия «как если бы».Иначе говоря, с клиент-центрированной точки зрения эмпатия — это процессконтактирования с внутренним миром другого посредством воображения, настройкана вчувствование и постижение нюансов его переживания и личностного смысла.Роджерс следующим образом описываетзадачу терапевта: «Вы являетесь надежным спутником человека в путешествиипо его внутреннему миру, его точкой опоры, указывая на возможные смыслы в егоопыте, вы помогаете ему переживать эти смыслы более полно и продвигаться в нихглубже. Быть с другим, таким образом, означает, что на какое-то время выоткладываете в сторону собственные взгляды и ценности для того, чтобы безбремени предрассудков войти в чужой мир. В каком-то смысле это означает, что выоткладываете в сторону собственное Я… Эмпатия подразумевает вхождение вприватный мир представлений другого… будучи в каждый момент чувствительным ксмене переживаемых смыслов, которые протекают в другом… которые тот едваосознает, но без попытки раскрыть совершенно неосознаваемые чувства»(1980).Эмпатическое понимание терапевта нацеленона достижение клиентом самопринятия и доверия к собственным внутреннимпереживаниям, что постепенно позволяет прервать ощущаемую им психологическуюизоляцию. Чтобы облегчить этот процесс клиент-центрированный терапевт стремитсяпомочь клиенту обрести собственный внутренний голос. Терапевт не указываетклиенту путь, а скорее создает условия для познания им своего субъективногомира, обеспечивает клиента поддержкой и заботой, чтобы он не отказался от пути,если что-то начнет его страшить. Психоаналитическая точка зренияСторонники психоаналитической традициивидят роль терапевта главным образом в том, чтобы раскрыть, передать и помочьпациенту ассимилировать материал, который находился вне его осознания, поэтомуони по большей части тяготеют к второму видению термина «эмпатия».Такое представление заложил Фрейд своим комментарием о том, что эмпатическаясвязь может позволить аналитику переживать в себе ассоциации и материалпервичного процесса, который блокирован от осознания пациента. Под влияниемэтого представления Олиник (1969) даже называл эмпатию «регрессивнойоткрытостью и восприимчивостью» а также регрессией на службе другого. Концепция «анализирующегоинструмента» является одним из вариантов последующей разработки этой идеиФрейда. «Анализирующий инструмент» — понятие, введенное Исаковером, дляобозначения совместного участия анализируемого и аналитика в аналитическойситуации; такое объединение рассматривается как уникальное рабочее орудие,используемое для аналитического процесса. Цель такой объединенной активности — достичь оптимальной регрессии Эго пациента, позволить аналитику увидетьбессознательное анализируемого и соответствующим образом реагировать каксознательно, так и бессознательно. Если аналитику и анализируемому удаетсядостичь сопоставимого уровня (но не эквивалентного) состояния частичнойрегрессии Эго (чем-то напоминающем состояние дремы), то тогда каждому из нихстановятся доступны разнообразные непроизвольные мысли, образы и восприятия.При этом важным фактором функционирования аналитика является его способность кэмпатии. Сообщаемые пациенту мысли, чувства и восприятия, связанные саналитической ситуацией, часто дополняются им самим, что облегчает выявление,понимание и объяснение констелляций его фантазий и воспоминаний" (Мур иФайн, 2000). Исаковер полагал, что центральной для творческого слушанияявляется способность аналитика входить в состояние психики, согласующееся суровнем регрессии пациента. Вместе с тем, ядром анализирующего инструментааналитика Исаковер считал самонаблюдение. В своей статье о роли супервизии вобучении аналитической деятельности, он писал, что видит свою основную задачу вразвитии «способности аналитика к самонаблюдению, в тоже самое время когдаон наблюдает и слушает своего пациента» (1992).Сходная мысль, подчеркивающая значениевосприимчивости аналитика, была выражена Райком в его известной идее о том, чтоаналитик должен слушать пациента «третьим ухом». «Одна изспособностей третьего уха состоит в том, что оно работает двумя способами:может уловить то, что другие люди не говорят, но только чувствуют и думают, иможет быть обращено внутрь. Оно может слышать голоса, идущие изнутри Я, которыеиным образом не слышны, потому что их заглушает шум нашего сознательногомыслительного процесса (Томэ и Кэхеле, 1996).Многие психоаналитические авторы дляобъяснения эмпатии привлекают концепцию идентификацию. При этом обычноподчеркивается ее частичный или пробный характер. По мнению Гринсона, разницасостоит в том, что идентификация — это по большей части бессознательный идолговременный процесс, в то время как эмпатия предсознательна и временна.»Цель идентификации преодолеть тревогу, вину или утрату объекта, в товремя как эмпатия используется для понимания" (1960). Гринсон также отмечал,что поскольку эмпатия включает разделение опыта пациента, временное и частичноеучастие в нем, то есть погружение в эмоциональные переживания пациента, онаподразумевает разделенность в функционировании Эго аналитика. Иначе говоря, вэтом процессе аналитик колеблется между позициями участника и наблюдателя. В работе 1926 года Дэйч первой указала нато, что «в эмпатии аналитик может идентифицироваться не только спациентом, но и с его объектами» (1974). Дальнейшее развитие эта идеяполучила в теории объектных отношений, в частности в концепции проективной иинтроективной идентификации. В рамках данной статьи нет возможности дляподробного рассмотрения данной концепции; иллюстрацией же связи междупроективной идентификацией и эмпатией может послужить следующая цитата:«Осознание и рассмотрение терапевтом собственного состояния — в силу того,что оно непосредственно связано с спроецированными аспектами внутреннего мирапациента (аспекты Я и внутренних объектов) и было вызвано им посредствомдавления в ходе взаимодействия — становится основным „инструментом“аналитика в эмпатическом понимании пациента. Осознание и исследованиесобственного состояния, независимо от того, является ли оно согласующимся иликомплементарным с аспектами Я и внутренними объектами пациента, — лучшеесредство достижения эмпатического понимания. Это не столько вхождение в положение другого, сколько попадание в него вследствие проекции другого иоказываемого в ходе взаимодействия давления (проективная идентификация)».По мнению Береса и Арлоу (1974) эмпатиятребует способности сохранять стабильные репрезентации Я и объекта. Основная жеидея их работы заключалась в том, что степень эмпатической способностианалитика покоится на его способности быть подвергнутым стимулирующему влияниюбессознательной фантазии пациента, когда сам аналитик еще не осознаетсуществование и характер бессознательной фантазии пациента. Эмпатия в терапевтической коммуникацииРассмотрение роли эмпатии в процессетерапевтического взаимодействия стоит начать с описания Барретт-Леннардом(1981) цикла эмпатического реагирования, включающего следующие фазы: Фаза предварительных условий. Терапевт имеет эмпатическую установку по отношению к клиенту, которыйтем или иным образом выражает свой опыт. Эта стадия включает в себя активнуюоткрытость со стороны терапевта к познанию переживания клиентом собственного Яи внешнего мира. Фаза эмпатического резонанса. Условия предварительной фазы делают потенциально возможным следующийшаг, в котором слушатель входит в эмоциональный резонанс (настраивается на однуволну) с переживанием и личностными смыслами клиента, которые активизируются вего сознании. Резонирование можно определить как обращение терапевта внутрьсебя, то есть к чувствам, образам, воспоминаниям, смыслам, которые возникают вответ на то, что он видит, слышит, чувствует вместе с клиентом. Фаза выражения эмпатии. Эта фаза включает в себя выражение терапевтом эмпатического отклика.Эмпатия включает не только способность понять актуальные чувства, но ивербальное умение передать свое понимание ясным для клиента языком.Эмпатическая реакция может быть выражена намеренно и непроизвольно, словесно ичерез невербальные сигналы. Фаза получения эмпатии. Передача эмпатии делает возможным заключительный этап процессаэмпатического реагирования. Адекватная эмпатия вызывает у клиента чувство, чтоего услышали, поняли ту или иную личностно значимую для него областьвнутреннего опыта, что как правило приводит к эмоциональному облегчению иобретению смысла. Фаза обратной связи. На этом этапе клиент вербально или невербально демонстрируетрезультат воздействия эмпатии терапевта. Если эмпатический отклик терапевтаадекватен, это приводит к позитивным следствиям, например, терапевтическомумолчанию или углублению процесса. Неверная эмпатическая реакция терапевта можетпривести к стремлению клиента более ясно донести свои переживания, а совершеннонеадекватный отклик терапевта может привести даже к негативным последствиям,например чувствам безнадёжности, одиночества или агрессии.Барретт-Леннард отмечает, что в реальнойсессии выделенные фазы могут быть трудно различимы. «При успешномэмпатическом слушании один эмпатический цикл, включающий в себя выделенныеэтапы, сменяется другим и так далее, однако при тщательном наблюдении и здесьудаётся увидеть признаки смены фаз» (1981).Коммуникация эмпатии предполагает умениетрансформировать понимание душевной жизни пациента в отклик, с помощью котороготерапевт может разделить с ним свое понимание. Умение верно (ясно, сжато,образно и т.п.) и адекватно терапевтической ситуации (то есть, своевременно, сучетом контекста и терапевтических задач) сформулировать эмпатическую реакцию — это комплексная задача, вбирающая в себя навыки коммуникации иконцептуализации.Эмпатическая реакция терапевта должнабыть согласована на вербальном и невербальном уровне. Конгруэнтность словесногосообщения и невербальной реакции терапевта подтверждает и усиливает сказанноеим. Однако, невербальное поведение терапевта может также отрицать еговербальное сообщение и, как следствие, запутывать пациента. Не стоит забывать отом, что когда слова и невербальные сигналы противоречат друг другу, людибольше верят языку тела.Сопоставление терапевтом своего намеренияи формы вмешательства — еще один важный элемент эмпатической коммуникации.Выбор содержания и формы эмпатического отклика предъявляет терапевту требованиеосознавать свои намерения, то есть понимать, чего он хочет добиться иформулировать свои вмешательства в соответствии с этими задачами.Передача терапевтом эмпатического сообщениязнаменует переход к заключительной стадии эмпатического цикла. Готовностьпациента принимать точную эмпатию терапевта и использовать ее длятерапевтического продвижения, а также способность переносить неудачные попыткиэмпатической коммуникации со стороны терапевта и адаптивно реагировать них — намой взгляд, ключевой вклад со стороны пациента в эффективность терапевтическоговзаимодействия. Проявление эмпатии терапевтом далеко невсегда приводит к желаемой цели. Роджерс указывал на важное условиетерапевтической коммуникации — способность пациента воспринять эмпатиютерапевта, которую он назвал открытостью новому опыту. Поскольку эмпатия — этодвусторонние отношения, способность терапевта к проявлению эмпатии всущественной степени зависит от готовности пациента впустить другого в свойвнутренний мир. «Некоторым индивидам вследствие их хрупкой связности Якрайне трудно вынести эмпатическую реакцию другого» (MacIsaac, 1999).«Существуют пациенты, которые сознательно или бессознательно хотят остатьсянепонятыми; они боятся быть понятыми, так как это угрожает им разрушением,поглощением или разоблачением» (Greenson, 1960). Обретаемая благодаряэмпатии близость может оживлять потаенный опыт прошлого, вселять надежду наудовлетворение ранее отвергнутых потребностей развития, но одновременно истрашить повторением опыта отвержения, утраты и наказания. Иначе говоря,эмпатия несет в себе потенциал к исцелению раненой души, однако условием такогоисцеления является болезненное пробуждение и проработка проблематичного,конфликтного или травматического опыта прошлого, что объясняет реакциисопротивления. Тэхкэ привлекает внимание к тому, что порой встречаютсянеожиданные негативные реакции со стороны пациента после успешно разделенногоэмпатического переживания и понимания. «Такие реакции, как правило,происходят после особенно „хорошего часа“, когда аналитик остался вприподнятом настроении, сравнимом с переживанием себя родителем как хорошего,заботливого и понимающего по отношению к своему ребенку, который теперь станетрадостно и благодарно сотрудничать с ним» (2001). Макисаак отмечает, чтоспособность провести различие между реакцией пациента на неверную эмпатию состороны терапевта и неспособностью пациента выносить точную эмпатию приходит склиническом опытом (1999). Роджерс неизменно подчеркивал, что всеэмпатические реакции терапевта являются по сути пробными, подразумевающимиобращение к клиенту «Правильно ли это?». Поэтому чрезвычайно важным склинической точки зрения является вопрос о том, каким образом пациент реагируетна эмпатические сообщения терапевта. При оценке обратной связи пациентаследует учитывать его способность прощать эмпатические неудачи терапевта. ТакГринберг и Эллиотт отметили, что порой клиенты вполне удовлетворены тем, чтотерапевт пытается их понять, воспринимая его неточные попытки отразить ихпереживания как эмпатические вследствие их намерения (1999). Вместе с тем нестоит упускать из виду тот факт, что признание негативных чувств к терапевтуможет быть трудным для пациента, так как он нуждается в терапевте. Пациентымогут скрывать свои реакции из уважения к авторитету терапевта и страхавозмездия, поэтому обратная связь пациента имеет зачастую неявный характер. Оценка результата воздействия эмпатии ииспользование отклика пациента в качестве обратной связи — одновременно изаключительная точка в цикле эмпатического реагирования, и момент начала новогоэмпатического акта. Эмпатический отклик терапевта выступает в качестве способанастройки на переживания пациента. Реакция пациента на вмешательство позволяеттерапевту осуществить «подгонку» собственного опыта и более точнонастроиться на переживание пациента, создавая тем самым почву для точнойэмпатии.

Заключение
Общепринято мнение о том, что эмпатия терапевта вносит вклад в построениеотношений сотрудничества между психотерапевтом и пациентом. Посколькутерапевтическая эмпатия предполагает уважение к внутренней системе координатпациента и подразумевает необходимость реакции подтверждения с его сторонылогично заключить, что прямым ее следствием будет также разделение власти втерапевтических отношениях. Существуют разные мнения по этому поводу.Сторонники равенства в терапевтических отношениях и самораскрытия терапевтаотвечают утвердительно. Существуют и те, кто хотя и разделяют мнение о важностисотрудничества и определенного рода партнерства в терапевтической диаде, всетаки считают, что близость (то есть, риск проявлять эту потребность) впсихотерапии имеет, по крайней мере, по большей части, односторонний характер.Равенство в терапевтических отношениях возможно примерно в той же степени, вкакой это имеет место в отношениях между родителем и ребенком — мнение, котороенапоминает нам о роли переноса в терапевтическом процессе. Очевидно, что доступк приватной информации пациента, который терапевт обретает через эмпатию,выступает в качестве источника его власти и влияния в терапевтическихотношениях. Вместе с тем, последовательная эмпатия терапевта служит своего родагарантией, обеспечивающей пациента верой в то, что следствием его открытостиэмпатии терапевта будет получение от него заботы, а не злоупотребление даннойему властью.
Еще одни важный вопрос, имеющий непосредственное отношение к роли эмпатиив терапевтической коммуникации — критичное отношение пациента к себе и своемуопыту. Смягчение критического отношения пациента к собственным переживаниям ипсихическим процессам, на мой взгляд, является одной из важнейших функцийэмпатии в терапевтическом процессе. Эмпатическое обращение терапевта кпереживаниям пациента обеспечивает пациента защитой от собственного внутреннегокритика, который может уничтожить процесс обращения внутрь себя, назвав егобессмысленным, нелепым или неуместным. Благодаря эмпатическому обращениютерапевта к источнику переживаний пациента он (через самоэмпатию) входит врезонанс с собственным переживанием, и может более ясно выразить то, что былодо селе неясным и спутанным. Непосредственный опыт того, как сам терапевтреагирует на ошибки и обнаружение ограничений собственных способностей — ещеодин шанс смягчения самокритики пациента. Терапевты, которые признают своиошибки обеспечивают пациента примером того, как можно принимать свои недостаткии обращаться с возникающими в отношениях проблемами непонимания. Конструктивноеразрешение переживаний непонимания вносит вклад в принятие пациентомсобственного несовершенства и большему доверию в отношениях с людьми.

Библиографическийсписок
1.  Вилюнас В. К. Психологияэмоциональных явлений. М., 1976.
2.  Обуховский К. Психология влеченийчеловека. М., 1972.
3.  Джендлин Ю. (1993). Субвербальнаякоммуникация и экспрессивность терапевта: тенденции развития клиент-центрированнойпсихотерапии. Московский психотерапевтический журнал. №3
4.  Кан М. (1997). Между психотерапевтоми клиентом: новые взаимоотношения. Б.С.Л.
5.  Куртис Х. (2001). Концепциятерапевтического альянса: расширение границ Журнал практического психолога. №1-2.
6.  Роджерс К. (1994). Взгляд напсихотерапию. Становление человека. М. Прогресс.
7.  Ягнюк К.В. Анатомия терапевтическоговоздействия: типология техник. // Журнал практического психолога. 2001. №5-6


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.