Реферат по предмету "Психология"


Эмоции: определение, феноменология, измерение

Эмоции: определение, феноменология, измерение
 

План работы
1.Эмоции: определение,феноменология, измерение
1.1 Определение эмоции
1.2 Феноменология эмоций
1.3 Измерение эмоций.Геометрическая модель базисных эмоций
2.Составить айсбрейкер
Список используемойлитературы

1. Эмоции: определение, феноменология, измерение
1.1 Определение эмоции
Что такое эмоция? Уильям Джемс – автор одной из первых физиологических теорииэмоции – дал своей статье, опубликованной более 100 лет тому назад, весьма выразительноеназвание: «Что такое эмоция?» (1884). Однако и через 100 лет после того, как былсформулирован этот вопрос, мы можем прочитать в руководстве «Физиология человека»(1983) следующее признание: «Несмотря на то что каждый из нас знает, что такое эмоция,дать этому состоянию точное научное определение невозможно...
В настоящее время не существует единой общепризнанной научной теорииэмоций, а также точных данных о том, в каких центрах и каким образом эти эмоциивозникают и каков их нервный субстрат». С этим положением руководства можно согласитьсяи сегодня.
Большинство исследователей рассматривает эмоцию как сложныйпсихофизиологический феномен, который можно связать с:
1) переживаемыми/или осознаваемым чувством (состоянием) – феноменология эмоций;
2) висцеральнымипроцессами, сопровождающимиэмоции;
3) выразительнымихарактеристиками эмоций (экспрессия лица, интонация, жесты и позы).
Понимание сущности всякого психического процесса невозможно без знаниямозговых механизмов, поэтому в психофизиологии эмоций необходимо выделить еще одинважный аспект – центральные нейронные механизмы эмоций. При рассмотрениинейронных механизмов исследователи обращают основное внимание на устройство нейроннойсети, связанной с тем или иным психическим процессом, и на функционирование этойсети, которое выражается в электрической активности отдельных нервных клеток. Функционированиенервной сети невозможно без связей между нейронами, которые осуществляются черезсинапсы, где главную роль выполняют специальные химические соединения – медиаторы.Медиаторы участвуют в работе всех нервных сетей мозга, включая нейронные сети, связанныес эмоциями. Поэтому и современной психофизиологии эмоций выделяют еще один аспект– нейрохимические механизмы эмоций.
1.2 Феноменология эмоций
При обсуждении феноменологического аспекта понятия «эмоции» необходиморазличать эмоциональное состояние человека и эмоциональную черту личности (эмоциональность).Работы Кэттелла и Спилбергера показали, что, например, состояние «тревожности» характеризуетсясущественно иначе, чем «тревожность» как черта личности, хотя они и не различаютсяпо качеству (содержанию) переживания. «Эмоциональное состояние» может варьироватьв широком диапазоне длительностей (от нескольких секунд до нескольких часов) и интенсивностей.«Эмоциональная черта» является характерологической чертой индивида. Например, такиеэмоциональные черты характера, как «вспыльчивость» или «гневливость», относятсяк особенности (склонности) индивида часто испытывать в процессе жизнедеятельностиопределенный комплекс негативных эмоций. В связи с этим К. Изард вводит понятиеэмоционального порога, который характеризует «скорость» и «частоту» воволеченияиндивида в то или иное эмоциональное состояние.
Эмоциональные состояния разделяются на два класса: собственно эмоциии эмоциональные чувства.
Эмоционально окрашенные чувства (голод, жажда, любопытство, любовь,ненависть, привязанность и т.п.) характеризуются жесткой связью с биологической,социальной или культурной (у человека) потребностью и комплексом эмоций, переживаемыхв процессе ее формирования и удовлетворения. Например, любопытство может сопровождатьсяэмоциями страха, тревоги, удивления или удовольствия. Длительность и эмоциональныйсостав эмоционального чувства определяются процессами формирования и удовлетворенияпотребностей. В свою очередь, собственно эмоции также делятся на два класса: врожденные(или фундаментальные, базисные) и приобретенные в индивидуальном,социальном или культурном опыте.
Разные авторы относят к базисным разные эмоции. Тем не менее можновыделить ряд эмоциональных наименований, которые большинство исследователей считаютбазисными эмоциями. Перечень наименований этих эмоций несколько различается от авторак автору, но если от лингвистического метода составления списка, базисных эмоцийперейти к математическому методу и представить «содержимое» этого списка в видегеометрического пространства, то можно увидеть, что все авторы, в сущности, говорятоб одной и той же структуре эмоций. Большинство исследователей соглашается с тем,что структуре эмоций можно выделить две существенные особенности, или характеристики.Первую характеристику можно обозначить как эмоциональную оппонентность.
К.Изард писал: «… Характеристика эмоций, которая входит в их организациюкак систему, — очевидная полярность между некоторыми парами эмоций… Радость ипечаль, гнев и страх часто рассматриваются как противоположности. Другие возможныеполярные эмоции – удивление и отвращение, стыд и презрение».
Вторая важная и общая характеристика эмоций – градиентная связьмежду отдельными эмоциями. Ч. Дарвин отмечал, что любопытство может постепенноменяться, переходя в удивление, а удивление – «в леденящее изумление». Убедительныеаргументы в пользу этого положения приведены в одной из работ, где показано, чтоградиент звуковой стимуляции, вызывающей интерес, страх и ужас у ребенка, упорядоченпо величине. При этом интенсивность стимула, необходимого для вызова «интереса»,наименьшая, а для вызова эмоции «ужаса» – наибольшая.
Возможность описания фундаментальных эмоций как структуры из взаимосвязанныхэлементов позволяет перейти от качественного описания феноменологии эмоций к количественномуматематическому анализу путем представления общих характеристик эмоций как геометрических)измерений «эмоционального пространства».
1.3 Измерение эмоций. Геометрическая модель базисных эмоций
Первое пространственное представление эмоций с учетом их феноменологиипредложил В. Вундт (1896), основываясь на идее Г. Спенсера (1890) об эмоциональныхизмерениях сознания, Вундт определил три эмоциональных измерения по следующим оппонентнымхарактеристикам эмоций — «удовольствие — неудовольствие», «расслабление — напряжение»и «спокойствие — возбуждение». Он организовал эти оппонентные характеристики в видедекартовой системы координат (рис. 1).
/>
Рис. 1. Трехмерное пространство эмоций, образованное тремя оппонентнымихарактеристиками в виде декартовой системы координат.
Последующее развитие идеи представления эмоций точками в некотором«эмоциональном пространстве» связано с работами Вудвортса и Шлоссберга. В экспериментахШлоссберга испытуемые оценивали эмоциональное выражение лица человека на фотографиипо двум девятибалльным шкалам: «удовольствие — неудовольствие» и «принятие — отвержение»(«приятие — отталкивание»). Результаты шкалирования были представлены на плоскости,где основные эмоции, выделенные Вудвортсом, образовали круговую траекторию (рис.2). В дальнейшем под влиянием работ о связи эмоций с уровнем активации в системе«сон — бодрствование» Шлоссберг преобразовал эту круговую модель в цилиндрическую,введя третье измерение — «сон — возбуждение».
/>
Рис. 2. Горизонтальная плоскость трехмерного пространства Вундта, организованнаяШлоссбергом в виде круга фундаментальных эмоций, который лежит в основании цилиндрическоймодели Вудвортса – Шлоссберга. Горизонтальное измерение характеризует систему «принятие- отвержение», вертикальное – систему «удовольствие — неудовольствие», а вертикальноеизмерение этой модели определяется характеристикой «сон — бодрствование» по Линдсли.Точка пересечения осей координат характеризует состояние пассивного бодрствованияв сочетании с эмоцией «спокойствие».
Трехмерной структуры пространства фундаментальных эмоций придерживаетсябольшинство современных исследователей, хотя дискуссии по поводу размерности эмоциональногопространства и спецификации его измерений продолжаются до настоящего времени. Например,Экман обнаружил, что измерения «сон — возбуждение» и «приятие — отталкивание» неявляются независимыми, поэтому не могут служить самостоятельными измерениями. Всвязи с этим предлагается другая модель эмоционального пространства, которая имеетнекоторые непринципиальные отличия от модели Шлоссберга (рис. 3).
/>
Рис. 3. Круговая траектория фундаментальных эмоций, предложенная Экманом.Отличие от модели Шлоссберга только во взаимной перестановке положений эмоций «гнев»и «отвращение».
Аналогичные модификации, предложенные другими авторами, можно проиллюстрироватьна примере модели Плутчека (рис. 4).
Наиболее основательно к вопросу построения пространства эмоций подошелОсгуд. Он определил базисную размерность эмоционального пространства не путем комбинациипроизвольно выбранных феноменологических характеристик, а с помощью специальногостатистического метода (метод факторного анализа). В результате Осгуд получил триизмерения, которые он определил как удовольствие, активность и контроль и которыесоотносились с его семантическими шкалами «оценка», «активность» и «интенсивность».
Под влиянием работ Осгуда и Экмапа исследования структуры эмоциональногопространства методами многомерного анализа продолжались, причем связаны они былис использованием двух типов стимуляции – речевых названий эмоций и изображений лиц,выражающих различные эмоции. Данные стимулы используются потому, что непосредственноеуправление эмоциональным переживанием, как того требует экспериментальный подход,оказывается чрезвычайно сложным. Использование же в качестве стимулов названий эмоцийи изображений «эмоциональных лиц» подразумевает, что человек, давая субъективнуюоценку сигналам, основывается на личном эмоциональном опыте и что эта оценка содержитв себе информацию о реальном эмоциональном переживании. Рассмотрим один из подходовпо извлечению этой информации методом многомерного шкалирования, разработанным подруководством Е. Н. Соколова на кафедре психофизиологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
/>
Рис. 4. Трехмерная модель Плутчека, в основании которой лежит круговая траекторияфундаментальных эмоций

Арабскими цифрами указана круговая последовательность восьми базисныхэмоций, аналогично эмоциональному кругу Шлоссберга (рис. 2 и 3). Римскими цифрамиуказаны уровни интенсивности этих 8 эмоций (1-III – восторг, 2-III – радушие, 3-III – изумление, 4-III – ужас, 5-III – горе, 6-III – ненависть, 7-III – беспокойство, 8-III – ярость, 3-II – удивление, 3-I – любопытство и т.д.).
В рамках этого подхода проведен цикл исследований восприятия эмоциональныхвыражений схематического лица, изображенного в виде овала, на котором линиями былиизображены брови, глаза, нос и рот (рис. 5).
/>
Рис.5. Схематическоеизображение лица с разными эмоциональными выражениями, заданными только изменениемкривизны линии рта и наклона линии бровей
Эмоциональное выражение лица задавалось кривизной рта, которая меняласьот нулевого уровня (горизонтальная линия) вверх и вниз с шагом в 14°, и наклономбровей, также меняющимся от нулевого уровня вверх и вниз, но с шагом в 6°. Цельюэтих работ было построение геометрической модели зрительного различения схематическихлиц по показателям двух типов: 1) по амплитудам вызванного потенциала различения,зарегистрированного в коре мозга человека в ответ на мгновенную смену стимулов,и 2) по данным субъективных оценок различий между эмоциональными выражениями этихже схематических лиц. Методом многомерного шкалирования матрицы оценок попарныхразличий между 25 лицами-стимулами была построена геометрическая модель восприятияэмоциональных выражений схематического лица.
В этой модели схематические лица представлены точками в четырехмерномпространстве так, что расстояния между точками пропорциональны воспринимаемым различияммежду эмоциональными выражениями этих лиц. При этом точки-стимулы не заполняют четырехмерноепространство целиком, а располагаются на поверхности гиперсферы (рис. 6).
/>
Рис. 6. Сферическаямодель эмоциональных выражений схематического лица, построенная методом многомерногошкалирования (Измайлов Ч. А., Коршунова С. Г., Соколов Е.Н., 1999).
А) проекция базисныхэмоций на плоскость эмоционального тона представляет собой стандартный круг Шлоссберга;б) проекция тех же схематических лиц на другую плоскость эмоционального пространствапредставляет интенсивность эмоции. Базисные эмоции на этой плоскости также располагаютсяпо кругу
Угловые характеристикивекторов сферы соответствуют субъективным характеристикам эмоциональной экспрессии,которые обозначены Е.Н.Соколовым как «эмоциональный тон» (радость, горе, печальи др.), «интенсивность эмоций» и «эмоциональная насыщенность». Высказывается гипотеза,что четыре декартовы координаты пространства эмоций отражают возбуждения нейронныхканалов, кодирующих ориентацию линий рта и бровей.

2. Составить айсбрейкер
Название айсбрейкера(игры): Автопортрет.
Цель: знакомство,сплочение коллектива, самовосприятие, личностная обратная связь.
Размер группы,участвующий в игре, может быть любой. В игре может принимать участие вся группа.
Длительность:20 минут.
Правила проведенияигры:
На отдельном листкекаждому участнику предлагается составить свой психологический автопортрет. Он долженсостоять не менее чем из 10 психологических признаков, описывающих его особенностихарактера, увлечения, взаимоотношения с другими людьми, особенности взглядов намир и т.п.
После составленияучастниками автопортретов они складывают их в подготовленную коробку (или на отдельныйстул). Ведущий или один из участников перемешивает листки и зачитывает их в случайномпорядке.
Задача группы– по тексту узнать автора. По окончании каждого «опознания» члены группы могут внестидобавления и коррективы в автопортрет участника по тем наблюдениям, которые сложилисьу них во время занятий.

Список используемой литературы
1. АлександровЮ.И. «Психофизиология»
2. КравцовР.Д. «Психофизический тренинг»
3. НосковВ.А. «Физическая культура и психофизический тренинг»
4. СосненкоА.П. «Психофизический тренинг»
5. ДаниленкоВ.П. «Психофизиология»
6. Р.Р. Кашапов.«Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха»
7. А.В. Петровский.«Введение в психологию»
8. Р.С. Немов.«Общая психология»
9. В.Н. Лавриненко.«Психология и этика делового общения»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.