Реферат по предмету "Психология"


Эмоционально-оценочное отношение матери с подростком, страдающим детским церебральным параличем

Содержание
 
1 ОСОБЕННОСТИСАМОПРИНЯТИЯ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МАТЕРИНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЖЕНЩИН, ДЕТИКОТОРЫХ СТРАДАЮТ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
3 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ С ПОДРОСТКОМ, СТРАДАЮЩИМ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Библиографический список

1 ОСОБЕННОСТИ САМОПРИНЯТИЯ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Среди отечественных психологов в последние годы изучениепсихологических особенностей родителей аномального ребенка и взаимоотношений втаких семьях занимались И.С. Багдасарьян, Е.И. Морозова, В.В. Ткачева и др.В.В. Ткачевой сделаны первые шаги в изучении личности родителей детей сразличными отклонениями и в создании комплексной помощи семьям. Но тема самооценкии самопринятия родителей детей с таким сложным и заметным дефектом, какцеребральный паралич, в этих работах лишь упоминалась, но не была предметомпристального внимания.
В работах же, выполненных в русле биографического подхода ипосвященных изучению воздействия отдельных жизненных факторов на самооценку исамопринятие, такой значимый фактор, как болезнь ребенка, не изучалсяисследователями. Тем не менее, для построения более эффективных программпсихологической помощи матерям, которые подвергаются длительномупсихопатогенному воздействию, необходимы экспериментальные данные,подтверждающие необходимость создания таких программ.
Изучение характеристик личности этих матерей и, в частности,их самопринятия поможет найти путь к более глубокому осмыслению психологическихпроблем родителей аномального ребенка. Поэтому исследование посвящено изучениюособенностей самопринятия матерей детей с ДЦП, а также поиску путей, с помощьюкоторых психолог сумел бы помочь им справиться с волнующими их трудностями.
Гипотеза нашего исследования была такова: наличие ребенка сДЦП в семье снижает уровень самопринятия их матерей.
В связи с выдвинутой гипотезой мы ставили следующие задачи:выявить уровень самопринятия матерей, воспитывающих детей с ДЦП дошкольного ишкольного возраста; выявить уровень самопринятия матерей, воспитывающихздоровых детей дошкольного и школьного возраста; сравнить уровень самопринятияматерей, воспитывающих детей с ДЦП, и матерей, воспитывающих здоровых детейдошкольного и школьного возраста.
Для достижения поставленных задач использовали тест-опросниксамоотношения В. В. Столина, проективную методику КИСС (косвенное измерениесистемы самооценок), созданную Е. О. Федотовой, и качественный анализ интервьюматерей, воспитывающих ребенка с ДЦП, которые в комплексе позволили определитьуровень их самопринятия (на осознаваемом, вербальном и неосознаваемом,невербальном уровнях).
В качестве испытуемых выступали матери детей, посещающихЦентр медицинской и социально-педагогической реабилитации «Радость» г. НижнегоНовгорода; матери, являющиеся членами Нижегородской общественной организации«Преодоление», и матери детей, посещающих массовых детские сады иобщеобразовательные школы г. Нижнего Новгорода. Общее число матерейдетей-инвалидов составило 20 человек, матерей здоровых детей — 20 человек.
Сравнительный анализ самопринятия матерей, воспитывающихдетей с ДЦП, и матерей, воспитывающих здоровых детей, по итогам теста-опросникасамоотношения выявил, что показатели интегрального чувства «за» или «против» собственного«Я», самоуважения, аутосимпатии, самопринятия и самоинтереса матерей,воспитывающих детей с ДЦП, значительно ниже, чем у матерей, воспитывающихздоровых детей (причем различия достоверны при
Презентируемые низкое самоуважение и аутосимпатию можнообъяснить тем, что матери, воспитывающие детей-инвалидов, предъявляют такиетребования к себе и к своему ребенку, которые задаются обществом, но в силуособенностей детей результаты предпринимаемых действий в отношении себя и их ребенкачаще всего оказываются не такими заметными, какими они могли бы быть в создоровым ребенком.
Эти данные подтверждают довольно распространенное мнение отом, что родители детей-инвалидов низко оценивают себя.
Рассмотрим теперь те показатели, по которым у матерей,воспитывающих детей с ДЦП, и у матерей, воспитывающих здоровых детей, нетстатистически значимых различий.
И в экспериментальной, и в контрольной группах матери ждутположительного к себе отношения, они уверены в себе, самопоследовательны и у ниходинаковый уровень самопонимания. Можно предположить, что воспитание в семьеребенка с ДЦП не влияет на эти характеристики самоотношения матерей. Норазличные величины дисперсий по шкалам ожидания положительного отношения другихи самоуверенности в двух группах позволяют судить о больших отклонениях отсреднего показателя в экспериментальной группе.
Обратимся теперь к данным, которые мы получили с помощьюметодики КИСС.
Сравнение показателей свидетельствует, что самопринятиематерей детей, больных ДЦП не отличается от самопринятия матерей здоровыхдетей. В обеих группах показатели достигают уровня, описанного в литературе как«Достаточно».
Я считаю, что тест-опросник самоотношения и методика КИСС всовокупности позволили выявить не только вербальную, осознаваемую самооценку исамопринятие, но и неосознаваемую, подлинно переживаемую самооценку, то есть спомощью выбранных диагностических инструментов представилось возможнымрассмотреть две различные стороны самопринятия.
Данные, полученные с помощью теста-опросника самоотношения,подтверждают предположение о том, что у матерей, воспитывающих детей с ДЦП,уровень самопринятия ниже, чем у матерей, воспитывающих здоровых детей.Опросник позволил выявить вербальное, осознаваемое самопринятие.
Данные, полученные с помощью методики КИСС, могут показатьсяотличными от распространенного мнения о том, что родители детей-инвалидов низкооценивают себя, но методика выявила реально переживаемое самопринятие, и видно,что оно на достаточно высоком уровне, и матери детей с ДЦП находятся вгармоничных с собой отношениях.
Рассмотрим теперь данные, полученные в ходе интервью, длятого чтобы попытаться найти объяснение этому факту.
Анализ интервью матерей, воспитывающих детей с ДЦП, былпроведен с целью определить их вербальную, осознаваемую оценку себя, своихвзаимоотношений с ребенком, семьей и окружающим миром.
Отношения респонденток к себе делятся на «положительные»,«отрицательные» и «неоднозначные». Положительное самопринятие отмечено у 40%матерей, «отрицательное» — у 45%, отношение, которое можно назвать«неоднозначным», — у 15%. Мы видим, что матерей, которые осознаннохарактеризуют себя негативно, больше.
Рассмотрим две подгруппы матерей, которые дают себе высокие инизкие оценки по результатам интервью.
У восьми матерей (100%), оценивающих себя положительно, быливыявлены «положительные» отношения с ребенком (87,5%) и близкими (87,5%). Оботношениях с «улицей» упоминают негативно 50%, а остальные 50% не упоминают оних вообще. Об отношениях с государством не говорится в 75% случаев, в 25% —отношения негативные.
У девяти матерей (100%), оценивающих себя отрицательно,наблюдаются положительные отношения с ребенком в 88,9% случаев, такое жеотношение членов семьи к ребенку мы видим лишь в 44,4% случаев, остальные 55,5%оценивают отношение семьи к больному ребенку как «отрицательное»,«неоднозначное» или не упоминают о нем. Отношения с близкими являются«положительными» у 55,5% матерей, у остальных 44,4% — негативными или«неоднозначными». В этой группе матерей отмечаются как «положительные»отношения с «улицей» (22,2%), так и «отрицательные» (44,4%) и «неоднозначные»(33,3%). Отношения с государством преобладают «отрицательные» — 55,6%, а 44,4%матерей не упоминают о них.
Рассмотрев количественные данные, мы можем теперь нарисоватькартину мира тех матерей, которые позитивно оценивают себя, и картину мира тех,которые оценивают себя негативно.
«Положительно» оценивающие себя матери имеют теплыевзаимоотношения со своими детьми и с близкими людьми, их семья положительноотносится к ребенку, они нечасто вступают в конфликт с «улицей» или малозадумываются над тем, как «улица» их оценит, а также они не перекладывают всювину за случившееся с их детьми на государство, что говорит об их зрелости,умении справляться с трудностями своими силами.
Те матери, которые «отрицательно» оценивают себя, также имеюттеплые отношения со своими детьми, но их отношения с близкими нельзя назватьоднозначно позитивными, их семья чаще относится к ребенку или неоднозначно, илинегативно. Отношения с «улицей» важны для них, поскольку упоминаются во всехслучаях, чаще негативно или неоднозначно. Этих матерей можно назвать болееинфантильными по сравнению с матерями, относящимися к себе положительно, таккак они ждут помощи и поддержки государства в решении своих проблем.
Итак, мы можем сделать следующие выводы по итогам анализаинтервью: матери детей больных ДЦП оценивают себя как положительно, так иотрицательно; матери, оценивающие себя положительно, имеют в целом и болеепозитивную картину мира (взаимоотношения с близкими людьми, отношения семьи кребенку, взаимоотношения с государством); у матерей, оценивающих себянегативно, мы наблюдаем и более негативную картину мира, но это не касаетсявзаимоотношений с ребенком.
Следует отметить тот факт, что мы обнаружили расхождение впринятии себя матерями, воспитывающими детей с ДЦП, по результатам методикиКИСС и интервью. Получается, что глубоко внутри эти испытуемые находятся ссобой в гармоничных отношениях, а их вербальная самооценка является низкой. Всеэти случаи заслуживают особого внимания, поэтому попытаемся на основе анализаинтервью реконструировать систему ценностей 12 человек с высоким самопринятием(по результатам КИСС), чтобы понять, что помогает им поддерживать внутреннююстабильность и справляться с трудностями, связанными с тем, что их ребенок «нетакой, как у всех».
Для этих матерей особую ценность представляет доброта, себяони видят добрыми и умными. Им важен ребенок и теплые взаимоотношения с ним.Матери полностью принимают ребенка и его диагноз, пытаясь помочь ребенкуадаптироваться к жизни в обществе. Положительное отношение их семей к ребенку иподдержка членов семьи и родственников имеют для них огромное значение. Этиматери — зрелые люди, которые рассчитывают на себя самих, не обвиняя никого вслучившемся. Они зрелые люди еще и потому, что понимают: нельзя останавливатьсяна достигнутом, надо двигаться дальше. Их будущее им нравится, и в будущем ониждут поддержки своих здоровых детей и близких людей.
Таким образом, проведенное исследование частично подтвердилонашу гипотезу о том, что у матерей детей, воспитывающих детей с ДЦП, низкийуровень самопринятия. Действительно, на вербальном, осознанном уровне ониоценивают себя ниже по сравнению с теми матерями, которые воспитывают здоровыхдетей.
Поданным методики КИСС, мы не выявили значимых различий междудвумя группами испытуемых, более того, мы выделили группу матерейдетей-инвалидов, которые имеют высокое самопринятие.
Рассмотрев оценки экспертов относительно интервью, мыпоказали картины мира тех матерей, которые оценивают себя положительно, и тех,которые оценивают себя отрицательно, выделив существенные аспектымировосприятия каждой из подгрупп.
И наконец, проанализируем систему ценностей и картину мираиспытуемых, которые по результатам методики КИСС имеют высокое самопринятие, ивыделили особенности, позволяющие поддерживать внутреннее ощущение приятногодля себя человека.

2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МАТЕРИНСКОЙПОЗИЦИИ ЖЕНЩИН, ДЕТИ КОТОРЫХ СТРАДАЮТ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
психологический семьяребенок церебральный паралич
Широко известно, что отношения между детьми и родителями, вчастности отношения ребенка с матерью, являются чрезвычайно важными длястановления ребенка как социального существа, ибо они оказывают решающеевлияние на развитие его самосознания и личность в целом. Материнская позицияили система отношений матери к ребенку представляет собой комплекс, включающийкогнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие. Ее характеристикамиявляются адекватность, гибкость, прогностичность. Родительское отношение кребенку принято анализировать по двум направлениям, или осям;приятие—отвержение и автономия—контроль. Приятие — это понимание внутреннегомира ребенка, терпимость к его индивидуальным психофизиологическим проявлениям,уважение самостоятельности, поощрение инициативы. Неприятие — отношение кребенку как «не к тому», невнимательность, пренебрежение. Осьавтономия—контроль описывает использующиеся в семейном воспитании типыдисциплинарной регуляции поведения ребенка.
Отклонения от оптимальной родительской позиции порождаютразличные нарушения в развитии личности ребенка, вплоть до болезненных. Так,известно, что нарушения материнской позиции, связанные с психологическимнеблагополучием матери, являются основным патогенетическим футором неврозов удетей. В случае, когда у ребенка с момента рождения имеется неустранимыйполностью физический дефект, как это наблюдается у больных детским церебральнымпараличом, у матери реакция на его болезнь может выражаться в виде психогенных,главным образом депрессивных, расстройств, формирования неправильных взглядовна воспитание, выливающихся, в частности, в гиперопеку. Эти особенностивоспитания с раннего возраста искажают социальную позицию ребенка, являютсяодним из важнейших механизмов формирования личности дефицитарного типа.
Психологическое изучение специфики материнской позиции поотношению к больному, страдающему детским церебральным параличом, имеет большоепрактическое значение. Знание закономерностей формирования материнской позицииважно для оказания психологической помощи матери при решении ею проблемлечения, обучения, воспитания ребенка, управлении собственным эмоциональнымсостоянием, при выработке рационального отношения к своей профессиональной исемейной жизни. Профилактические меры по отношению к формирующейся личностиребенка осуществляются посредством влияния на мать с учетом ее позиции. Крометого, изучение динамики отношения матери к больному ребенку, особенностейвосприятия его болезненных проявлений, перспектива развития и социальнойадаптации — важное дополнение к клиническим наблюдениям при решенииповседневных проблем медицинской этики.
Целью настоящей работы явилось психологическое исследованиематеринской позиции женщин, дети которых страдают церебральным параличом. Какизвестно, слабые способности, физические недостатки детей могут вызывать уродителей чувство неприятия по отношению к «разочаровавшим» и «неоправ-давшим»надежду детям. Именно поэтому материнская позиция изучалась по оси приятие—отвержение.Конкретными показателями здесь явились восприятие матерью больного ребенка инепосредственное эмоциональное отношение к нему.
Работа осуществлялась на базе Московской городской детскойклинической психоневрологической больницы № 18. Были обследованы 62 женщины,средний возраст которых составлял 32 года. Возраст детей (а следовательно, ипродолжительность психологической травмы у матери) колебался в пределах 1-18лет. У всех детей обследованных женщин отмечались тяжелая патология движений,нарушение познавательной деятельности и речи, патология личности. Не моглиходить 83% больных. Из детей, достигших школьного возраста, обучались попрограмме массовой школы 30%, по программе вспомогательной школы — 54%.Остальные в связи с тяжестью двигательных нарушений не обучались вообще.Обследованные женщины были разделены на три группы в зависимости от возрастаребенка. В первую вошли 22 матери детей раннего возраста, во вторую — 20матерей дошкольников, в третью — 20 матерей школьников. Контрольную группусоставили 28 матерей здоровых детей разного возраста.
В качестве метода исследования восприятия матерью больногоребенка использовалась индивидуальная беседа на основе заранее составленныхвопросов. Ее задачей было изучение представлений женщин, имеющих детей с разнойдавностью заболевания, о болезни, ее проявлениях и значении для отдаленныхсоциальных перспектив в развитии ребенка.
Отвечая на вопросы, направленные на изучение представлений оструктуре дефекта у детей, матери указывают на несформированность двигательныхнавыков и другую патологию движений, которые называются нарушениями качествиндивида (КИ): «У него больные ноги, до сих пор не умеет самостоятельно ходить,передвигается на четвереньках». Наряду с этим матерями отмечались и нарушенияпознавательной деятельности, а также речи, обозначенные как нарушения качествсубъекта (КС): «Разговаривает мало, не все понимает». Матери также указывали нанарушения поведения и личностные особенности своих детей, обозначенные какнарушения качеств личности (КЛ): «Его отличает необъяснимое упрямство,капризничает».
Анализ представлений о структуре дефекта по группам показал,нарушения КИ видят 100% матерей в каждой из групп. Нарушения КС отмечали только10% опрошенных первой группы, 30% опрошенных второй и 50% опрошенных третьейгруппы. Нарушения КЛ отмечали у своих детей в первой группе только отдельные,наиболее внимательные матери, а во второй и третьей группах — приблизительноодного из пяти испытуемых.
Таким образом, представления матери о структуре дефекта ребенкаменяются по мере его развития. Так, если нарушения движений становятся дляматери очевидными, когда возраст ребенка около года, то несостоятельность впознавательной деятельности отчетливо осознается только с предъявлением учебныхтребований к его интеллектуальному развитию.
Представления о последствиях заболевания в настоящий момент уматерей первой группы, то есть имеющих детей раннего возраста, сравнительнооптимистические. Более трети женщин считают, что условия развития и воспитанияих детей такие же, как и у здоровых сверстников. Другие замечают ограничения вдвижениях и познавательной активности: «Игрушки плохо берет, ест яблоко вманеже, как собачка, — ртом. Не ходит. Не слушает книг». Более половины матерейэтой группы оптимистичны в отношении отдаленных прогнозов развития ребенка:«Мне кажется, что в будущем все будет нормально, все пройдет». И лишь частьматерей проявляют тревогу: «Хочу надеяться на лучшее, страшно об этом думать».Другие стремятся к защитному вытеснению размышлений о последствиях заболеванияв будущем: «Не допускаю такой мысли и сделаю все возможное и невозможное». Тематери, которые все-таки пытаются прогнозировать отдаленные последствиязаболевания, связывают их с возможной реакцией ребенка на физический дефект:«Будет переживать, что не такой, как все. Будет бояться насмешек здоровыхдетей».
Таким образом, представления о непосредственных последствияхзаболевания у ребенка раннего возраста связываются в сознании матери сдвигательными и познавательными нарушениями, а в будущем — с нарушениямиповедения.
Представления матерей о последствиях заболевания в настоящиймомент для ребенка-дошкольника (вторая группа) сравнительно более полные. Ониотдают себе отчет в наличии у детей нарушений во всех сферах (двигательной,познавательной, личностной). В то же время 32,5% опрошенных надеются наотносительно благополучное будущее своего ребенка: «Не будет никакихограничений. Образование для него не закрыто, а вуз можно выбрать такой, чтопоходка не будет мешать». Однако у большей части опрошенных матерей второйгруппы отмечены преувеличенные представления об ограничениях в жизни ребенка всвязи с отдаленными последствиями заболевания. Мать отвергает саму возможностьдля сына или дочери таких жизненно необходимых факторов, как учеба, работа,общение с друзьями, создание семьи. Преувеличение бывает относительным («Всегонормального будет лишен, если двигательное состояние не улучшится»), но можетбыть и абсолютным («В будущем он сразу всего будет лишен: и работы, и семьи, иучебы»).
У матерей третьей группы преувеличенные представления обограничениях ребенка прослеживаются уже при описании последствий заболевания внастоящем: «Всего лишен, всей радости жизни: ничего не знает, не видит, лишенобщества». В описании отдаленных последствий заболевания это представлениянаблюдаются у абсолютного большинства матерей школьников: «Учеба, труд, семьянавряд ли будут. У меня пропала надежда. Хочется верить, что хоть чего-то можнодобиться. Во всем вижу ограничения и всего боюсь».
Несомненно, что выявленные особенности представлений отражаютосознание матерью всех видов нарушении у ребенка и страх за его будущее. Каквидно из сказанного, существует корреляция между полнотой представления оструктуре дефекта и характером представлений о последствиях заболевания: чемотчетливее представление о дефекте, тем пессимистичнее смотрит мать нанастоящее и будущее ребенка. Предположим, что преувеличенные представления обограничениях отражают конвергенцию сравнительно полного представления о дефектеи изменении эмоционального отношения к ребенку, а временем измененияэмоционального отношения к больному является период дошкольного детства.Дальнейшее исследование было посвящено изучению эмоционального отношения материк ребенку. В качестве показателя при этом использовалась оценка ею КИ, КС и КЛребенка, а также оценка его роли в ее жизни. Конкретными методическими приемамиизучения явились опросник, посвященный оценке роли ребенка в жизни матери, имодифицированная методика самооценки, по С. Я. Рубинштейн. Мать оцениваларебенка по трем шкалам: здоровье, ум, характер, которые соответствуют качествамего как индивида, субъекта познавательной деятельности и личности. Оценкадавалась дважды: сначала реальная (каким я вижу моего ребенка), а затемидеальная (каким я хотела бы видеть моего ребенка).
Проведенное исследование показало, что в контрольной группереальная оценка позитивна по всем трем шкалам. Положительно оценили своегоребенка 43% матерей экспериментальных групп. Особенно высоко были оценены детираннего возраста. Соответственно по трем использованным шкалам оценки былиследующие: КИ — 57,8%, КС — 58,4%, КЛ — 84,2%. Во второй группе позитивныхоценок было несколько меньше: соответственно 41,6,50,0 и 58,3%. В третьейгруппе количество положительных оценок было минимальным и составило, например,по 12,5% для первых двух шкал. Количество отрицательных оценок соответственноот группы к группе возрастало.
Хотя полученные данные соответствуют динамике представлений оструктуре дефекта и последствиях заболевания, наличие столь значительногоколичества позитивных оценок требует пояснений. Анализ мотивировок таких оценоквыявил их защитный характер. Возможно выделение нескольких механизмов защитногопереживания матерями дефектов своих детей. Все они — различные вариантывытеснения и своего рода рационализации в применении к различным сторонамдефекта: «Я считаю, она нормальная, здоровая девочка. Я все для этого делаю, яв этом на сто процентов уверена». «Я много ездила (имеются в виду поездки побольницам и санаториям страны с целью лечения ребенка. — О. Р.) и после поездоквсегда успокаиваюсь: есть дети намного физически более тяжелые».
Каков вклад защитного переживания в структуру отношения кребенку как составляющего материнской позиции, показывает анализ удовлетворенностиим. В качестве показателя использовалось соотношение реальной и идеальнойоценок.
Удовлетворенность (у) подсчитывалась по формуле:
У=  а-{хг-хх)
а
где а — длина шкалы; (х2 — х.) — длина отрезкашкалы, выражающего разность между идеальной и реальной оценкой соответствующегокачества.
В контрольной группе реальная и идеальная оценки частосовпадали. В этом случае удовлетворенность максимально высока и равна единице.В среднем по группе она равнялась 0,86. Удовлетворенность различными качествамиребенка варьировала в пределах 0,83—0,90. Удовлетворенность в экспериментальныхгруппах в среднем ниже и составляет 0,64. Самой низкой являетсяудовлетворенность КИ ребенка. В раннем возрасте она составила 0,62, вдошкольном — 0,56, а в школьном — 0,48. Тенденция снижения удовлетворенности помере взросления ребенка легко прослеживается и в отношении КС и КЛ.
Удовлетворенность матерей, позитивно оценивших ребенка, выше,чем удовлетворенность при негативной оценке, в первой группе составляет 0,67,во второй — 0,87, в третьей — 0,82. Приблизительно такая же, как в контрольнойгруппе — 0,45, во второй— 0,48, в третьей — 0,45 (то есть почти в два разаниже, чем в контрольной группе, и ниже, чем удовлетворенность при позитивнойоценке в соответствующих экспериментальных группах).
Полученные данные объясняют психологическую необходимостьпозитивной оценки. Она отражает стремление матери сохранить, несмотря ни начто, эмоционально положительное отношение к ребенку. Это подтверждается иданными анализа суждений о роли ребенка в жизни матери.
По содержанию они были разделены на три вида. Положительные:«Стимулирует меня во всем. Ребенок у меня — это самое ценное»; противоречивые:«Мы сына очень любим, особенно муж. Он для нас — все. Мы все потеряли из-заэтого ребенка, отрешились от мира»; отрицательные: «Рождение этого ребенкапривело к постоянным страданиям, непроходящим. Вся моя жизнь поменялась вхудшую сторону, все планы пропали». Одним из вариантов отрицательных сужденийявляются рациональные: «С одной стороны, могло быть и хуже, а с другой — ведь ятоже могу заболеть, и за мной надо будет ухаживать».
В целом в экспериментальных группах преобладают отрицательныевысказывания, противоречивых сравнительно немного, положительных около 28%. Впервой группе положительных утверждений 45,4%, во второй на первое местовыходят отрицательные (63,6%) и возникает большое количество рациональных(20%), в третьей группе также преобладают отрицательные суждения (66,6%).
Следовательно, взросление ребенка меняет представление материо его роли в ее жизни. Таким образом, у женщин, имеющих ребенка, страдающегоцеребральным параличом, по мере его взросления происходит изменение когнитивнойи эмоциональной составляющих материнской позиции. Если в первые три года жизниребенка за счет защитного переживания дефекта и неполного представления о немматеринская позиция представляет собой приятие, то с течением времени, чащевсего в период дошкольного детства больного, она перестраивается в сторонуотвержения. Это связано с объективизацией представлений о структуре дефекта иперспективах социального развития больного, а также с изменением эмоциональногоотношения к нему. Приятие — явление само по себе позитивное. Однако и данномслучае оно строится не на понимании психофизических особенностей ребенка, уважениик его личности, вопреки отчетливо осознаваемым дефектам, а есть следствиевытеснения переживаний, анозогностического отношения к болезни. Такая неучитывающая объективного положения вещей материнская позиция приводит кнеправильным формам воспитания, обучения, отношения к ребенку в целом.Отвержение — всегда патогенный фактор для формирующейся личности ребенка.Поэтому спонтанная материнская позиция требует психологической коррекции. Сцелью повышения родительской компетентности необходимо тактично и осторожноформировать объективное представление о дефекте и возможных его результатах ужев период раннего детства ребенка. Нельзя поддерживать необоснованный оптимизм изащитное стремление избегать размышлений о последствиях заболевания длясоциальной адаптации, иными словами, необходимо корригировать свои ожидания итребования к ребенку. Нужно учить мать искать правильные пути воспитания ивидеть в своем сыне или дочери не только болезнь, но и то положительное, чтоесть в каждом, даже больном, ребенке. Только в этом случае можно ожидатьпреодоления симбиотической связи мать—ребенок с физическим недостатком,формирования оптимальной родительской позиции, которая способствует адекватномуформированию личности такого ребенка, с одной стороны, а с другой — не искажаетактивную социальную позицию матери.

3 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ С ПОДРОСТКОМ,СТРАДАЮЩИМ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Нарушение в эмоционально-оценочной сфере приводит к тому, чточеловек начинает испытывать переживание эмоционального неблагополучия; онораспространяется на основные сферы его жизнедеятельности в видеэмоционально-негативной оценки себя, своих результатов и далее обусловливаетнарушения всей системы его отношений. Наглядно эти нарушения проявляются внеадекватных способах поведенческого реагирования на жизненные ситуации матери,эмоциональная функция которой «программирует» базовые представления ребенка осебе, в дальнейшем определяя процесс его социализации и, что опасно, начинаютвыступать в качестве фактора, приводящего к психической травматизации личности,проявляясь в ипохондрических, неврастенических, психопатических, параноидных ипрочих симптомах. Считается, что в психической деятельности человека в условияхповторяющейся обстановки возникает динамический стереотип, которыйзапечатлевает определенный опыт и обеспечивает фиксацию определенныхэмоционально-оценочных отношений.
Исходя из этого положения, под нашим руководством былопроведено исследование эмоционально-оценочного отношения между матерью иподростком, страдающим детским церебральным параличом (ДЦП). Предполагалось,что взаимоотношения матери и подростка обусловлены эмоционально-оценочнымотношением матери к себе и имеют определенное влияние на характервзаимодействия с ним. Основные методы, использованные для решения поставленныхзадач, были: сочинение «Мой ребенок — инвалид». Метод цветовых выборов(адаптированный вариант цветового теста Люшсра) опросник «Подростки ородителях». В исследовании принимали участие умственно сохранные дети-инвалидыс диагнозом ДЦП и их матери или лица, их заменяющие г. Казани и г. Ульяновска(109 человек). Возраст матерей варьировал от 20 до 60 лет. У более чем 50%матерей — рождение ребенка в возрасте от 18 до 25 лет. Четыре женщины родилисвоего ребенка в возрасте от 36 до 40 лет. Большинство матерей (70%) из полнойсемьи: абсолютное большинство (70%) имеют одного ребенка; 50% матерей послерождения ребенка-инвалида оставили свою профессиональную деятельность и сталидомохозяйками; 60% матерей имеют среднее специальное или высшее образование.
Анализ результатов показал высокий уровень энергозатрат убольшей части испытуемых (70%). Об этом говорит расположение «рабочей группы»цветов (красный, желтый, зеленый) в начале ряда предпочтений. Наличие чувстваповышенной тревоги, страдания, страха свойственно 82,5% обследованных. Этипереживания обусловливаются подавленным состоянием, неудовлетворенностьюсубъективно значимых потребностей в активности, в успешности, в самовыражении.С одной стороны, проявляется компульсивность в плане энергичной защиты своихпозиций, демонстрации оптимизма, инициативности и упорства в достижении целей —значения ВК > 1 в 64,5% случаев. С другой стороны, выраженное проявлениеразличных компенсаций, таких как неучастие, социальная отгороженность, свободаот обязательств — ВК
Анализ сочинений и записей бесед с матерями показывает, чтородительские позиции в семьях, воспитывающих ребенка-инвалида, имеют рядспецифических свойств, отражаемых в родительской позиции: преобладаниенегативного эмоционального фона, а также негативных оценок ребенка. В основномматери центрируются на прошлом и будущем, игнорируя настоящее. Характеристикиребенка несут факт приписывания ему качеств: «эгоизма с рождения»,«несамостоятельности», «болезненности и зависимости». Распространены ошибочныеоценки умственного развития, переоценка способностей или указания на мнимоеотставание в интеллектуальном развитии, недооценка эмоциональных переживанийдетей, специфическое игнорирование реальных и закономерных трудностей ребенкапри подчеркивании странностей его поведения, что особенно выявляется в реакцияхна детский страх. Контент-анализ высказываний матерей показал ригидность вспособах воздействия на ребенка: 64% матерей не изменяют формы наказания безучета ситуаций и возраста ребенка. Воспитательные воздействия направленыглавным образом на лечение ребенка, уход за его физическим состоянием и решениесиюминутных проблем, связанных с послушанием.
Анализ отношения подростков к матерям показал следующее:мальчики отмечают сверхопеку со стороны матери и воспринимают ее какавторитарную (73%). С одной стороны, мальчики стремятся к автономности, сдругой — демонстрируют примиренческую позицию, склонны соглашаться с ней,испытывают необходимость в помощи и поддержке. Девочки фиксируют непринятиематерью их стремления к самостоятельности и независимости, отгороженность ее отпроблем и интересов дочери, слабовольность и зависимость матери от мненияокружающих (68%). И девочки, и мальчики отмечают непоследовательность впроведении линии воспитания обоих родителей.
Таким образом, результаты исследования показали, чтосуществует определенная степень зависимости между эмоционально-оценочнымикомпонентами матери и подростка, страдающего ДЦП, особо проявляемая внеблагополучном эмоциональном фоне.

Библиографическийсписок
 
1. ВишневскийВ. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением всемье больного ребенка//Журнал невропатологии и психиатрии. 2010. № 4. С.563-567.
2. ЗахаровА. И. Психотерапияневрозов у детей и подростков. Л., 2009.
3. ЗахаровА. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 2008.
4. КириченкоЕ. И., Калижнюк Э. С. Роль биологических и социальных факторов в механизмахпатологического формирования личности при детских церебральных параличах //Журнал невропатологии и психиатрии. 2010. № 9. С. 1390-1394.
5. КовалевВ, В. Психиатрия детского возраста. М., 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.