Реферат по предмету "Психология"


Эмоциональные состояния

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное общеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«Российскаяправовая академия Минюста России»
Северный филиал
Юридическийфакультет
КафедраУголовно-правовых дисциплин
Эмоции.Конфликтные эмоциональные состояния:
стресс,фрустрация, аффект. Отличие физиологического
аффекта ипатологического
Контрольнаяработа
Студентки 3 курса заочной ф/o
на базе СПО
Кужлевой Виктории Михайловны
Научный руководитель:
Судариков Василий Алексеевич
г. Петрозаводск- 2009 г.

План
Введение
1. Понятие об эмоциях
2. Конфликтные эмоциональные состояния(стресс, аффект, фрустрация)
3. Физиологический и патологическийаффекты
Заключение
Список используемой литературы

Введение
В процессежизнедеятельности на основе внешних условий и генетических предпосылок учеловека формируются устойчивые эмоциональные качества — эмоциональныеособенности и свойства личности. К эмоциональным особенностям личностиотносятся его эмоциональная реактивность, возбудимость,аффектированность, эмоциональная стабильность, общийэмоциональный тонус, сила эмоциональных реакций и их внешняявыраженность — экспрессивность. Эти свойства в значительной мереобусловлены типом высшей нервной деятельности индивида. Однако в процессе социализацииего эмоциональные особенности претерпевают значительные изменения, получаютсоциальную огранку. Человек приучается сдерживать непосредственныеэмоциональные проявления, прибегает к их маскировке и имитации, формируетэмоциональную устойчивость, толерантность — способность к перенесениютрудностей. Не всем это удается в одинаковой мере. У одних большаяэмоциональная возбудимость сочетается с большой эмоциональной устойчивостью, удругих — эмоциональная возбудимость часто приводит к эмоциональным срывам,потере самоконтроля. У некоторых людей эмоциональная сфера крайне ограничена.Возможны и проявления эмоциональной аномалии — асинтонности (эмоциональнойбесчувственности). В данной работе я хочу рассмотреть конфликтные эмоциональныесостояния.

1. Понятие обэмоциях
Эмоция (от фр. emotion- чувство) — психический процесс импульсивнойрегуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностнойзначимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности дляжизнедеятельности индивида.
Эмоции возникли какприспособительный «продукт» эволюции, биологически обобщенные способыповедения организмов в типичных ситуациях. «Именно благодаря эмоцияморганизм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям,поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметрывоздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определеннымэмоциональным состоянием, то есть определить, полезно или вредно для негоданное конкретное воздействие»[1].
Эмоции двувалентны — они или положительны, или отрицательны — объекты или удовлетворяют, или неудовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойствапредметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующееповедение.
Эмоции — механизм непосредственнойэкстренной оценки уровня благополучности взаимодействия организмовсо средой. Уже элементарный эмоциональный тон ощущения, приятные илималоприятные простейшие химические или физические воздействия придаютсоответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные,роковые мгновения нашей жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступаюткак основная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными сэндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетическиемеханизмы поведения. Эмоции являются внутренним организатором процессов,которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях. Так,эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодолениеопасности путем активизации ориентировочного рефлекса, торможения всех побочныхтекущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыханияи сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случайранений, мобилизации резервов внутренних органов.
По механизмупроисхождения эмоции связаны с инстинктами. Так,в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков — оскалзубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всеготела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятиеугрожающих поз. Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человекапроисходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических жеситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство«в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведениемчеловека. Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Мы уже отмечали,что психическое отражение есть сигнальное отражение, чувствительность к тому,что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражениепристрастное, заинтересованное, потребностно направленное, деятельностноориентированное. Каждый психический образ дает информацию о возможностивзаимодействия с объектом отражения. Из множества вариантов поведения человекизбирает тот, к которому у него «лежит душа». Все живое изначальнорасположено к тому, что соответствует его потребностям, и к тому, посредствомчего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда,когда действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными,спонтанными сигнализаторами этих смыслов."Познавательныепроцессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируютизбирательность поведения".
Положительные эмоции,постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятсянастоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональныхсостояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещаяпотребности, эмоции становятся побуждением к действию. Эмоции генетическисвязаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитиисформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства, обусловленныесоциальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями иустановками. Исторически сформированные устои социального сотрудничествапорождают у человека нравственные чувства - чувство долга,совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих чувств — чувствовозмущения, негодования и ненависти. В практической деятельности человекасформировались практические чувства, с началом его теоретическойдеятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а свозникновением образно-изобразительной деятельности — эстетическихчувств. Различные условия жизнедеятельности, направления деятельностииндивида развивают различные стороны его эмоциональности,нравственно-эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становленияличности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения. Вмозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей,строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует ипечалит, к чему он стремится и чего избегает. Если чрезмерно сложная жизненнаяситуация превышает приспосо-бительные возможности индивида — происходитизбыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Поведение индивида при этомсмещается на более низкие уровни регуляции. Избыточная энергетизация организмаблокирует высшие регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям инервным срывам. Когда «Титаник» потерпел крушение в результатестолкновения с айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпкахмножество умерших и сошедших с ума людей — взрыв эмоций страха подавил ихжизнедеятельность. Запредельное эмоциональное напряжение вызвало у многих изних инфаркты и инсульты.
Во множествеэмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие),страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер,так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей.Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызватьразличные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со сторонысильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого — гнев. Особенноинтенсивное эмоциональное обеспечение получают те стороны поведения, которыеявляются «слабыми местами» для данного индивида. Эмоции выполняютфункцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости илитревоги возникает уже при планировании будущего поведения. Итак, эмоции, каки ощущения, — это базовые явления психики. В ощущениях отражаетсяматериальность бытия, в эмоциях — субъективно значимостью его стороны. Познаниедает знание — отражение объективных свойств и взаимосвязей действительности;эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно определяязначимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.Эмоции — это механизм экстренного определения тех направлений поведения вданной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективныхнаправлений. Эмоционально воспринимать объект — значит усматривать возможностьвзаимодействия с ним.Эмоции как бы расставляют смысловые меткина воспринимаемых объектах и актуализируют соответствующую ориентировочнуюдеятельность индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения. Вмногообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную первичнуюориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных возможностей иперекрывая бесперспективные направления поведения. Можно сказать, что эмоции — механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного распознаванияпервоочередных возможностей и необходимостей, механизм экстренного определенияполезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведенияв жизненно значимых ситуациях.
2. Конфликтныеэмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация)
Стресс(от англ. sress - напряжение) — нервно-психическое перенапряжение,вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее несформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс –тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасногоположения, на приспособление к сверхсложным условиям. Звучит резкий сигналтревоги на корабле, который уже начинает давать крен. Пассажиры мечутся попалубе корабля… Автомобиль попал в аварию — таковы типичные картиныстрессовой ситуации. Сверхсильные раздражители — стрессоры вызываютвегетативные изменения (учащение пульса, повышение содержание сахара в крови ит. д.) — организм подготавливается к интенсивным действиям. В ответ насверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций.Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях угрозы для жизнииндивида. Застойные стрессовые состояния могут быть вызваны длительнымпребыванием в жизненно опасной обстановке. Стрессовый синдром часто возникает ив ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себяпроявлением трусости, профессиональной некомпетентности и т. п. Состояние,аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненныминеудачами.
Понятие стресса введеноканадским ученым Гансом Селье (1907 — 1982). Он определил стресс каксовокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающиефизическую или психическую травму. В развитии стрессового состояния Сельевыделил три этапа: 1) тревога; 2) сопротивление; 3) истощение.
Реакция тревоги(алярм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) ифазы противотока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.
Стадия сопротивления(резистентности) характеризуется возникновением устойчивости к действиюстрессоров.
При их длительномвоздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения,зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибелиорганизма).
В дальнейшем Р. Лазарусввел понятие психического (эмоционального) стресса. Еслифизиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физическиеусловия, вызывающие нарушение целостности организма или его функций (оченьвысокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия), топсихическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оцениваюткак очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, ихжизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оцениватьситуации и т. п. Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценкивредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на негоопределенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению вразличных стрессовых ситуациях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападениии т. п.), использовать средства психологической защиты. Выход из стрессовогосостояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида,развитостью его аварийно-защитных механизмов, его способностью к выживанию вкрайне тяжелых обстоятельствах. Это зависит от опыта пребывания человека вкритических ситуациях, а также от его врожденных качеств — силы нервнойсистемы.
В преодолении стрессапроявляются два поведенческих типа личности — интерналы, рассчитывающие толькона себя, и экстерналы, рассчитывающие преимущественно на помощь других людей. Встрессовом поведении выделяются также тип «жертвы» и тип«достойного поведения». Остро негативная форма стресса — дистресс опасендля жизни, но при австрессе («хорошем» стрессе) отрабатываютсяадаптационные механизмы индивида. Особую разновидность стресса составляет «стрессжизни» - острые конфликтные состояния личности, вызванныестратегически значимыми социальными стрессорами — крах престижа, угрозасоциальному статусу, острые межличностные конфликты и т. д. При социальнообусловленном стрессе резко меняется характер коммуникативной деятельностилюдей, возникает неадекватность в общении (социально — психологическийсубсиндром стресса). При этом сами акты общения могут стать стрессогенными(скандалы, ссоры). Регуляция поведения переходит здесь на эмоциональныйуровень. Отдельные индивиды становятся способными на бесчеловечные,антигуманные действия — жестокость, мстительность, агрессивность и т. п. Еслистрессовая ситуация создает угрозу благополучию группы людей, то вмалосплоченных группах происходит групповая дезинтеграция — возникает активноенепризнание роли руководителя, нетерпимость к личностям партнеров. Так, передугрозой разоблачения распадается связь между членами преступной группы,возникает внутригрупповая «грызня», члены группы начинают искатьиндивидуальные выходы из конфликтной ситуации. Возможен и неадаптивный«уход» от стрессовой ситуации — индивид направляет свою активность нарешение второстепенных проблем, уходит от «давления жизни» в мирсвоих увлечений или даже грез и несбыточных мечтаний.
Итак, стресс можетоказывать как мобилизующее (австресс), так и угнетающее влияние — дистресс(от англ. distress - горе, истощение). Для формированияадаптивного поведения человека необходимо накопление опыта его пребывания втрудных ситуациях, овладение способами выхода из них. Австресс обеспечиваетмобилизацию жизненных сил индивида на преодоление жизненных трудностей. Однакостратегические защитные психофизиологические резервы организма нужноиспользовать лишь в решающих жизненных ситуациях; необходимо адекватнооценивать встречающиеся на жизненном пути трудности и правильно определятьместо и время для генеральных жизненных «сражений». Негативно-стрессовыеявления возникают в случаях длительного пребывания индивида или социальнойобщности в условиях нормативной неопределенности, затяжного ценностногопротивоборства, разнонаправленности социально значимых целей, интересов иустремлений, конфликта норм. Стрессогенный характер может приобрести длительнаяизоляция социальной группы. При этом снижается уровень внутригрупповойсолидарности, возникает межличностная разобщенность, эгоцентрическаязамкнутость отдельных индивидов. Ситуация становится взрывоопасной.
Устойчивость к стрессуможет специально формироваться. Существует ряд приемов самозащиты человека оттравмирующих нагрузок в критических ситуациях. Стрессовые ситуации могутвозникнуть внезапно и постепенно. В последнем случае человек некоторое времянаходится в предстрессовом состоянии. В это время он может принять меры с цельюсоответствующей психологической защиты. Одним из таких приемов являетсярационализациянадвигающегося отрицательного события, еговсесторонний анализ, снижение степени его неопределенности, вживание в него,предварительное привыкание к нему, устранение эффекта внезапности. Можноснизить психотравматическое воздействие стрессовых ситуаций, имеющих личностнуюзначимость, путем ихобесценивания, снижения значения. Существуетприем предельного мысленного усиления возможных отрицательных последствийпредстоящих событий, формирование установки на худшее. Реальностьже может быть легче ожидаемых кризисных ситуаций. Военный разведчик, длительноевремя пребывая во враждебном окружении, со временем стал бояться разоблачения.Стремясь овладеть своим тревожным эмоциональным состоянием, он умышленно усилилего, внушая себе, что когда — нибудь он обязательно будет раскрыт. Чувствостраха у него стало таким сильным, что он как бы пережил свою смерть, и послеэтого уже не испытывал страха, владел собой в самых рискованных ситуациях.Стресс следует отличать от аффекта.
Аффект (от лат. affectus- душевное волнение, страсть) - внезапновозникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическоеперевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (егосужении) и крайней активизации импульсивных реакций. Аффект — эмоциональныйвзрыв в условиях остроконфликтной ситуации, опасности личностного поражения.Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, внезапное,возникновение опасности, грубое физическое насилие — все эти обстоятельства взависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект. Состояниеаффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действийчеловека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманнойцелью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызываетимпульсивные, подсознательные действия. В состоянии аффекта нарушаетсяважнейший механизм деятельности — избирательность в выборе поведенческого акта,резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки,жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей междуявлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное,представление. Это «сужение сознания» при аффекте, снейрофизиологической точки зрения, связано с нарушением нормальноговзаимодействия возбуждения и торможения. В состояния аффекта страдает прежде всеготормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться вподкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания. Подкорковыеобразования при аффектах приобретают определенную автономию, что выражается вбурных примитивных реакциях. «Человек выявляется своими инстинктами, какойон есть, без социальной покрышки при помощи больших полушарий». Аффектвызывает резкое нарушение уравновешенности нервных процессов,«сшибку» нервных процессов, сопровождается сдвигами в системе нервныхсвязей, значительными изменениями химизма крови, нарушениями в деятельностивегетативной нервной системы и сердечной деятельности, в психомоторнойрегуляции (жестикуляции, специфические мимические выражения, резкий крик, плачи т. п.). Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания исопровождается частичной амнезией — расстройством памяти. Во всех многообразныхпроявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти ит. п.) можно выделить три стадии:
•на первой стадии резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушаетсяориентировка в действительности;
• на второй — перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями;
• на заключительнойстадии спадает нервное напряжение, возникает состояние депрессии, слабости.
Субъективно аффектпереживается как состояние, как бы навязанное человеку извне, помимо его воли.Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта егоможно не допустить. Важно сосредоточить сознание на крайне отрицательныхпоследствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффектаотносятся: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки,переключение на другую деятельность. Однако самое важное условие преодоленияотрицательных аффектов — моральные качества личности, ее воспитание. Аффектвозникает при дефиците адаптивных средств поведения. Люди с неуравновешеннымипроцессами возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако этасклонность может быть преодолена путем самовоспитания. Аффект может возникать ив результате воспоминаний о травмирующем событии (следовой аффект), а такжевследствие накопления чувств. Аффективные действия эмоционально — импульсивны,то есть побуждаются чувствами: они не имеют осознанного мотива. Сильное,захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением кдействию. Действия в состоянии аффекта отличаются отсутствием осознанныхконкретных целей. Используемые при этом средства ограничиваются объектами,случайно попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направлениехаотичных действий при аффекте — стремление устранить травмирующийраздражитель. Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь встадии возникновения аффекта. В дальнейшем человек утрачивает волевой контроль.Достигаемый при аффекте результат создает лишь иллюзию предварительногоосознания цели. И если в действии была осознанная цель, то именно по данномупризнаку его нельзя считать совершенным в состоянии аффекта.
3.Физиологический и патологический аффекты
Физиологический аффектследует отличать от патологического аффекта — болезненного нервно-психическогоперевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.
Приведем схемуразличительных признаков физиологического и патологического аффектов:Физиологический аффект Патологический аффект 1. Высшая интенсивность возбуждения 1. Сверхинтенсивность перевозбуждения 2. Соответствие вызвавшей причине 2. Несоответствие вызвавшей причине
3. Значительная дезорганизация сознания
 («сужение» сознания") 3. Полная дезорганизация сознания, умопомрачение 4. Несдержанность в действиях 4. Полная потеря способности отдавать отчет в своих действиях 5. Несвязанность ассоциативных идей, доминирование одного представления 5. Бессвязное хаотическое сочетание идей 6. Сохранение отдельных воспоминаний 6. Амнезия
Патологический аффект — это болезненное состояние психогенного происхождения, возникающее у практическипсихически здорового человека. Патологический аффект понимается психиатрами какострая реакция в ответ на психотравмирующее воздействие, на высоте развитиякоторой имеет место нарушение сознания по типу аффективного сумеречногосостояния. Аффективная реакция такого типа характеризуется остротой, яркостьювыражения и трехфазностью течения: подготовительной, фазой взрыва,заключительной.
Первая фаза(подготовительная) — включает в себя личностную переработку психогении,возникновение и нарастание аффективного напряжения. Острая психогения можетсокращать эту фазу до нескольких секунд, резко ускоряя возникновение аффекта.Длительная психотравмирующая ситуация удлиняет нарастание аффективногонапряжения, на фоне которого психогенный повод по механизму «последней капли»может вызвать наступление острой аффективной реакции. У психически здоровых лицдля возникновения аффективной реакции в одинаковой степени имеют значение какострые, так и протрагированные психогении. Важнейшим условием, способствующимвозникновению аффективной реакции, является наличие конфликтной ситуации,чувство физического или психического препятствия к осуществлению своих планов,намерений. Острая психогения может представлять собой неожиданный, сильный,субъективно значимый раздражитель (внезапное нападение, грубое оскорблениедостоинства личности и др.). Фактор внезапности, «чрезвычайность» психогениидля личности имеют решающее значение. При протрагированных психогениях,связанных с длительной психотравмирующей ситуацией, стойкими неприязненнымиотношениями с потерпевшим, длительными систематическими унижениями и издевательствами,повторениями ситуаций, вызывающих аффективную напряженность, острая аффективнаяреакция возникает в результате постепенного накопления аффективных переживаний.Психическое состояние подэкспертных, предшествующее поводу, вызвавшемуаффективную реакцию, характеризуется обычно сниженным настроением,неврастенической симптоматикой, появлением доминирующих идей, тесно связанных спсихогенно-травмирующей ситуацией и неоднократными, но безуспешными попыткамиее разрешения. Факторами, способствующими облегчению возникновения аффективнойреакции, являются переутомление, вынужденная бессонница, соматическаяослабленность и т.д. Под влиянием психогенного раздражителя, исходящего отнепосредственного обидчика и внешне кажущегося малозначительным, внезапно, какдля самого, так и для окружающих, может возникнуть реакция с агрессивнымидействиями, направленными против потерпевшего. Во второй фазе патологическогоаффекта возникает кратковременное психотическое состояние, аффективная реакцияприобретает качественно иной характер. Психотическая симптоматика, свойственнаяпатологическому аффекту, характеризуется незавершенностью, малой выраженностью,отсутствием связи между отдельными психопатологическими феноменами. Онаопределяется, как правило, кратковременными расстройствами восприятия в видегипоакузий (звуки отдаляются), гиперакузий (звуки воспринимаются как оченьгромкие), иллюзорных восприятий. Отдельные расстройства восприятия могут бытьквалифицированы как аффективные функциональные галлюцинации. Значительно болеецелостно бывает представлена клиника психосенсорных расстройств, нарушенийсхемы тела (голова стала большой, руки длинными), состояния острого страха ирастерянности. Бредовые переживания носят нестойкий характер, и их содержаниеможет отражать реальную конфликтную ситуацию.
Ко второй группесимптомов относятся экспрессивные характеристики и вазо-вегетативные реакции,свойственные аффективному напряжению и взрыву, изменения моторики в видедвигательных стереотипии, постаффективные астенические явления с амнезиейсодеянного, а также субъективная внезапность изменения состояния при переходеот первой ко второй фазе аффективной реакции, особая жестокость агрессии,несоответствие ее по содержанию и силе поводу возникновения (припротрагированных психогениях), а также несоответствие ведущим мотивам,ценностным ориентациям, установкам личности. Моторные действия припатологическом аффекте продолжаются и после того, как жертва перестает подаватьпризнаки сопротивления или жизни, без какой-либо обратной связи с ситуацией.Эти действия носят характер немотивированных автоматических моторных разрядов спризнаками двигательных стереотипии. О нарушении сознания и патологическомхарактере аффекта свидетельствуют также чрезвычайно резкий переход интенсивногодвигательного возбуждения, свойственного второй фазе, в психомоторнуюзаторможенность.
Третья фаза(заключительная) характеризуется отсутствием каких-либо реакций на содеянное,невозможностью контакта, терминальным сном или болезненной прострацией,представляющей собой одну из форм оглушения. При дифференциальной диагностикепатологического и физиологического аффектов необходимо учитывать, что,представляя собой качественно разные состояния, они имеют ряд общих признаков.
К общим дляфизиологического и патологического аффектов признакам относятся:кратковременность, острота, яркость выражения, связь с внешнимпсихотравмирующим поводом, трехфазность течения; характерные экспрессивные,вазовегетативные проявления, свидетельствующие о выраженном аффективномвозбуждении, взрывном характере реакции во второй фазе, истощение физических ипсихических сил, частичная амнезия — в заключительной фазе.
Основным критериемразграничения патологического и физиологического аффектов служит установлениесимптомов психогенно обусловленного сумеречного состояния сознания припатологическом аффекте или аффективно-суженного, но не психотического состояниясознания при физиологическом аффекте.
Судебно-психиатрическаяоценка патологического и физиологического аффектов различна. При совершенииаффективного деликта невменяемость определяется только наличием признаковпатологического аффекта в момент правонарушения. Данное состояние подпадает подпонятие временного расстройства психической деятельности медицинского критерияневменяемости, так как исключает возможность такого лица в момент совершенияпротивоправных действий осознавать фактический характер и общественнуюопасность своих действий.
Физиологический аффектрассматривается, «как не выходящее за пределы нормы эмоциональное состояние,представляет собой кратковременную, стремительно и бурно протекающуюэмоциональную реакцию взрывного характера, сопровождающуюся резкими, но непсихотическими, изменениями психической деятельности, в том числе и сознания,выраженными вегетативными и двигательными проявлениями… Физиологический аффект- чрезвычайная для личности реакция, возникающая в ответ на исключительныеобстоятельства». Подчёркивается трёхфазное течение физиологического аффекта,взрывной характер аффективной реакции с неожиданным для самого субъектавозникновением на фоне аффективного напряжения бурной эмоциональной вспышки.[2]При физиологическом аффекте происходит характерное изменение психическойдеятельности в виде фрагментарности восприятия, сужения и концентрации сознанияна психотравмирующем объекте, признаки импульсивности и стереотипий вдействиях, дереализации окружающего, резкое снижение интеллектуального иволевого контроля поведения с нарушением способности к прогнозу, характерныевазовегетативные проявления и моторные нарушения, особая жестокость агрессии,несоответствие её по содержанию и силе поводу возникновения. Основнымкритерием, разграничивающим патологический и физиологический аффект, считаютсяпризнаки психогенно обусловленного сумеречного состояния сознания.
Существующиеопределения физиологического аффекта позволяют выделить характерные для негопризнаки: а) чрезвычайность реакции для личности; б) фазность протекания,близкая к патологическому аффекту; в) объективная и субъективно ощущаемаявнезапность возникновения (неожиданность для субъекта); г) дезорганизациясознания (сужение) с нарушением целостности восприятия, способностирегулировать свои действия, их известной автоматизацией; д) несоответствиехарактера и результата этих действий вызвавшей причине, т. е. ихнеадекватность; е) связь действий и аффективных переживаний с психотравмирующимфактором; ж) внезапность выхода через психическое истощение; з) частичнаяамнезия произошедшего. Аффективные состояния могут проявляться в различныхформах. Рассмотрим некоторые из них:
Страх — безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся врезком изменении жизнедеятельности организма. Страх возниккак биологически защитный механизм. Животные инстинктивно боятся быстроприближающихся объектов, всего того, что может повредить целостность организма.Многие из врожденных страхов сохраняются и у людей, хотя в условиях цивилизацииони несколько изменены. У многих людей страх — астеническая эмоция, вызывающаяпонижение мышечного тонуса, при этом лицо принимает масковидное выражение. Вбольшинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство,гримасы. Характерный симптом страха — дрожание мышц тела, сухость во рту(отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышениесахара в крови и т. д. При этом гипоталамус начинает выделять нейросекрет,который стимулирует гипофиз на выделение адренокортикотропного гормона.(Этот гормон и вызывает специфический синдром страха). Социально обусловленныепричины страха — угроза общественного порицания, потеря результатов длительноготруда, унижение достоинства и т. п. — вызывают те же физиологические симптомы,что и биологические источники страха.
Наивысшая степеньстраха, переходящая в аффект, — ужас. Ужас сопровождается резкойдезорганизацией сознания (безумный страх), оцепенением (предполагается, что оновызывается чрезмерно большим количеством адреналина) или беспорядочным мышечнымперевозбуждением («двигательная буря»). В состоянии ужаса человекможет преувеличить опасность нападения и его оборона может быть чрезмерной,несоизмеримой с реальной опасностью. Эмоция страха, вызванная опасным насилием,побуждает к безусловно- рефлекторным ответным действиям, основанным наинстинкте самосохранения. Поэтому такие действия в ряде случаев не образуютсостава преступления. Страх — пассивно-оборонительная реакция на опасность,нередко исходящую от более сильного лица.
Если же угрозаопасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрестиагрессивный, наступательный характер — гнев. В состоянии гнева человекпредрасположен к мгновенному, часто импульсивному действию. Чрезмерноповышенное мышечное возбуждение при недостаточном самообладании легко переходитв очень сильное действие. Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позойнападения. В состоянии гнева человек теряет объективность суждений,осуществляет малоконтролируемые действия. Страх и гнев могут достичь степениаффекта.
эмоциястресс аффект фрустрация

Заключение
Представленнаяработа была посвящена теме «Конфликтные эмоциональные состояния».Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях.Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема «Конфликтныеэмоциональные состояния (стресс, фрустрация)» изучается на стыке сразунескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния наукихарактерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики«Конфликтные эмоциональные состояния ».
Вопросамисследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный вучебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях поданной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Конфликтныеэмоциональные состояния (стресс, фрустрация)». Однако, требуется учетсовременных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокаязначимость и недостаточная практическая разработанность проблемы«Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, фрустрация)» определяютнесомненную новизну данного исследования.
Дальнейшеевнимание к вопросу о проблеме «Конфликтные эмоциональные состояния(стресс, фрустрация)» необходимо в целях более глубокого и обоснованногоразрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальностьнастоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме«Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, фрустрация)» всовременной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, таки практическую значимость.
Теоретическоезначение изучения проблемы «Конфликтные эмоциональные состояния (стресс,фрустрация)» заключается в том, что избранная для рассмотренияпроблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Объектомданного исследования является анализ условий «Конфликтные эмоциональныесостояния (стресс, фрустрация)».
При этомпредметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов,сформулированных в качестве задач данного исследования.

Списокиспользуемой литературы:
1. БородкинФ.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт.-Новосибирск, Наука, 1993;
2.  ЕмельяновС.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: «Питер», 2001.
3. КабаченкоТ.С. Психология управления. В 2-х ч.- педагогическое общество, 1997
4. ЛеоноваА.Б. Психология труда и организационная психология: современное состояние иперспективы. Хрестоматия.- М: Родикс, 1999;
5. ЛукашонокО.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя.-М: Российскоепедагогическое агенство, 2001;
6. ЛуппьяновЯ.А. Барьеры общения, конфликты, стрессы. Мн: Высшая школа, 2002;
7. ОбозовН.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. Л., 1991;
8. СамоукинаН.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности.-М: Тандем, КМОС,1999;
9.  СветловВ.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. СПб.: «Питер»,2005.
10. СидоренкоЕ.В. Учебное пособие: Методы практической психологии, 2001;
11. ФроловС.Ф. Основы конфликтологии: сотрудничество и конфликты: Учебное пособие. — М.:Юрист, 1997;
12. ШепельВ.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.