СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблемеформирования и развития эмоциональной отзывчивости у детей трех лет
1.1 Возрастные особенности развития трехлетнихдетей как предпосылки развития у них эмоциональной отзывчивости
1.2 Эмоциональная отзывчивостьтрехлетних детей как психо-социо-педагогический феномен
Глава 2. Опытная проверка эффективностивыявленных теоретических положений
2.1 Эффективные педагогические подходык проблеме формирования и развития эмоциональной отзывчивости детей трех лет
2.2 Методические рекомендации воспитателямпо эффективному воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей трех лет
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня во всем мире вниманиепсихологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства. Этот интересдалеко не случаен, так как первые годы жизни малыша являются периодом наиболее интенсивногофизического, психического и нравственного и эмоционального развития. От того, вкаких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее развитие ребенка.
Педагоги,психологи и физиологи открыли огромные возможности развития детей, определили значениепериода раннего детства, а именно возраст трех лет для всего дальнейшего формированияэмоциональной личности ребенка. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональнойсферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуальногоразвития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, толькосогласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешноевыполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируюти организуют восприятие, мышление и действие».
В процессеразвития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взглядына мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролироватьсвои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается.Ее необходимо развивать.
То, что писалЛ.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемсяу его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное иинтеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда,помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию»способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
Актуальность выбранной намитемы работы «Формирование и развитие эмоциональной отзывчивости у детей трех лет»объясняется тем, что эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего –ребенка. В последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоциональногоразвития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность,тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
ОБЪЕКТ исследования – воспитаниетрехлетних детей.
ПРЕДМЕТ исследования – формированиеи развитие эмоциональной отзывчивости трехлетних детей.
ЦЕЛЬ исследования – теоретическиобосновать педагогическую деятельность, направленную на формирование и развитиеэмоциональной отзывчивости у детей трех лет в условиях МУЗ «Городской Дом ребенка».
Цель исследования обусловленаследующими ЗАДАЧАМИ:
1. На основе теоретического анализа научнойлитературы по нейрофизиологии, психологии и педагогике выяснить:
- нейрофизиологические и психологическиеособенности детей трех лет, как предпосылки формирования и развития эмоциональнойотзывчивости у детей;
- эффективные педагогические средства воспитанияэмоциональной отзывчивости у детей трех лет.
2. Обобщить и систематизировать выявленныетеоретические знания и составить методические рекомендации воспитателям дошкольныхобразовательных учреждений по эффективному воспитанию эмоциональной отзывчивоститрехлетних детей.
Согласно объекту, предмету,цели и задачам исследовательской работы была выдвинута следующая ГИПОТЕЗА: Эмоциональноотзывчивый ребенок находится в пространстве комфорта: душевное (эмоциональное) благополучиемаленького человечка зависит от микроклимата, сложившегося в социальной среде, вкоторой он растет. Она должна сформировать у малыша чувство защищенности, внутреннейсвободы и доверия к окружающему миру. Это чувство способен дать малышу только взрослый– любовью, заботой, вниманием, участием в его жизни. Именно взрослый обеспечиваетребенку развивающее общение, передавая социальный опыт и знания об окружающем мире.
Тема, цель, задачи, гипотезаисследовательской работы обусловили выбор педагогических методов:
· теоретический анализ психолого-педагогическойлитературы,
· наблюдение за поведением ребенка.
Исследование осуществлялосьна базе МУЗ «Городской Дом ребенка» г. Петропавловска-Камчатского. В исследованиипринимали дети в возрасте трех лет.
Структура исследовательскойработы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Глава1. Теоретические подходы к проблеме формирования и развития эмоциональной отзывчивостиу детей трех лет
Третий год жизни – это переходныйпериод в жизни ребенка от раннего детства к дошкольному возрасту.
Темп развития малыша несколькозамедляется, но для него еще характерны те особенности, которые отличают раннийвозраст. Так эмоциональные проявления ребенка неустойчивы, слабо развиты тормозныепроцессы. Для малыша характерна высокая степень отвлекаемости и т.п.
Однако третий год жизни ребенкахарактеризуется и весьма солидными личностными приобретениями. Совершенствуютсядвижения ребенка, крепнет организм. Речь детей развивается как средство общенияс окружающими. Малыш понимает обращенную к нему речь взрослого. С помощью собственнойречи ребенок учится устанавливать контакты со взрослыми людьми, включаться в диалог,добиваться собственных целей.
Для детей третьего года жизнихарактерны личностные изменения: развивается самостоятельность, появляются чувствагордости и стыда. Роль взрослого, как и в предыдущие годы, велика, но претерпеваеткачественные изменения. Взрослый, как и прежде, выступает в роли организатора многихдетских дел, участвует в них и как равноправный партнер и в то же время все чащевыступает главным ценителем успехов малыша, способствуя тем самым формированию егоэмоциональной самооценки.
Малыш этоговозраста еще не может управлять своими психическими процессами по собственному желанию,он не в состоянии сосредоточиться или специально что-либо запомнить. Ребенок 2-3лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, он легко отвлекается и переключаетсяс одного эмоционального состояния на другое. Малыша можно обучить только тому, чтоего заинтересовало. Он принимает что-то только от того человека, которому доверяет.Успешность его обучения зависит от того, сложился контакт с педагогом или нет. Поэтомуважно, испытывает ли эмоциональный комфорт в социальной среде.
1.1 Возрастные особенностиразвития трехлетних детей как предпосылки развития у них эмоциональной отзывчивости
За два прошедшихгода малыш во многом преуспел, накопил силы для дальнейшего совершенствования иприобретения новых умений. Именно в это время ребенок продолжает довольно интенсивноразвиваться физически. У него совершенствуется деятельность нервной системы, благодарячему увеличивается длительность активного бодрствования, теперь у ребенка легчесформировать навыки правильного поведения. Он уже на короткое время может сдержатьсвои действия, желания.
На третьемгоду жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность,ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь,начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
На протяжениитретьего года жизни ребенок овладевает разнообразными представлениями и понятиямиоб окружающем его мире. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурныхспособов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральныеформы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступаетв качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственнуюактивность ребенка. Он различает и называет цвет, форму, размер предметов, ориентируетсяв основных пространственных и временных соотношениях (самолет летит высоко; когдабудет темно, надо спать). У него формируются начальные количественные представления(много, мало, больше, меньше, один).
В ходе совместнойсо взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Словоотделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Всю значимую информациюребенок получает от взрослого, из собственного практического опыта на основе подражаниявзрослому. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнятьпростые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количествопонимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результатеобращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, нои рассказ взрослых.
Речь ребенканаходится в стадии формирования. Интенсивно развивается активная речь детей. К темгодам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простыепредложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активныйсловарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становитсясредством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новыевиды деятельности: игра, рисование, лепка, конструирование, самостоятельное одевание,еда, занятия с предметами, появляются элементы ролевой игры. Все эти виды деятельностиимеют значение для умственного развития малыша.
Игра носитпроцессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершаются с игровыми предметами,приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия спредметами-заместителями.
Появлениесобственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способенсформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
К третьемугоду жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, совершенствуетсяслуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимаютвсе звуки родного языка, но произнося их с большими искажениями.
На третьемгоду проявляются эстетические чувства. Дети с явным удовольствием слушают музыку,пение. Они многократно просят повторить знакомые стихотворения, сказку, с радостьюрассматривают хорошую картинку.
Основнойформой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том,что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реальногодействия с предметами.
Для детейэтого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувстви желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловленаразвитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда,начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именеми полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя какотдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Кризис трехлет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментовв жизни ребенка. Это – разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений,кризис выделения своего «Я». Ребенок отделяется от взрослых, пытается установитьс ними новые, более глубокие отношения.
Резко возросшеек концу раннего возраста стремление ребенка к самостоятельности и независимостиот взрослого, как в действиях, так ив желаниях ребенка, приводит к существеннымосложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил названиекризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что напротяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и егоотношения с окружающими людьми.
Изменениепозиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близкихвзрослых своевременной перестройки.
Симптомыкризиса трех лет описал Л.С. Выготский и назвал кризисом отношений. Кризис трехлет имеет определенные характеристики. Рассмотрим эти характеристики.
НЕГАТИВИЗМ.Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять,а на требование или просьбу взрослого. Это реакция не на содержание действия, ана само предложение, исходящее от взрослого. Негативизм избирателен: ребенок игнорируеттребования одного взрослого, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия– сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали, он находитсявне ситуации.
При яркойформе негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Он может настаиватьна том, что сыр – это масло, синее – это зеленое, а лев – это собака и пр. Но кактолько взрослый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на противоположное.Ребенок, действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопрекисвоим собственным ощущениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемыхобстоятельств, но и противоречит очевидности. Это поведение вызвано не предметнойситуацией, а отношением к человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям иочевидности, чтобы выразить свое отношение к другому.
Конечно,негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, чторебенок в три года получает возможность действовать не под влиянием любого случайновозникшего желания, а поступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов,является важным завоеванием в его развитии.
УПРЯМСТВО.Это второй симптом кризиса трех лет, которое следует отличать от настойчивости.Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого оченьхочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались. Мотивом упрямстваявляется то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочетотступать от него. Здесь снова можно наблюдать прямо противоположную картину ситуативностиповедения и желаний ребенка.
СТРОПТИВОСТЬ.Этот симптом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возрастназывают возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, чтоона безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а противвсей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых норм воспитания,против навязывания образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойноделал раньше. Ему ничего не нравится, он отказывается чистить зубы, надевать тапочки,садиться на горшок и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.
СВОЕВОЛИЕ,СВОЕНРАВИЕ. Оно связано с тенденцией к самостоятельности: ребенок хочет все делатьи решать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там,где еще мало что умеет. Это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированнаятенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностямребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
Остальныетри симптома кризиса встречаются реже и имеют второстепенное значение, хотя иногдаотмечают их наличие у детей.
Первый изних – БУНТ ПРОТИВ ОКРУЖАЮЩИХ. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликтас окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.
Другой симптом– ОБЕСЦЕНИВАНИЕ РЕБЕНКОМ ЛИЧНОСТИ ВЗРОСЛЫХ. Обесценивается то, что было привычно,интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваютсястарые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложеннуюне вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. Все эти явлениясвидетельствуют о том, что, у ребенка изменяется отношение к другим людям иксамому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
И наконец,стремление ребенка к ДЕСПОТИЧНОМУ ПОДАВЛЕНИЮ ОКРУЖАЮЩИХ. Все взрослые должны удовлетворятьлюбое желание ребенка, в противном случае их ждут истерические приступы с битьемголовой об пол, слезы, крики и пр. Если рядом находятся другие дети, то вместо деспотизмавозникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого,нетерпимого отношения к другим детям, в агрессивности в требованиях постоянноговнимания к себе.
Вместе стем ряд психологических и педагогических наблюдений показывает, что далеко не всегда3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения или быстро ихпреодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально.
Кризис трехлет – это важный этап в эмансипации ребенка. Причины кризиса трех лет кроются встолкновении (внутри ребенка) потребности действовать самому и потребности соответствоватьтребованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу» (Л.И. Божович).
В раннемдетстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослымиосваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная.К трем годам появляются личные действия и осознание себя как отдельного активногосубъекта – «Ясам» – центральное личностное новообразование этогопериода, проявляющее себя в форме гордости за достижения. Возникает эмоциональнаязавышенная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не толькосодержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми.Появляются поступки с проявлением «Я» ребенка.
Ребенок психологическиотделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляетсяим во всем. Собственное «Я» ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметомего переживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю». Характерно,что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» (до этогоони говорили о себе в третьем лице: «Саша играет», «Катя хочет»). Д.Б. Эльконинопределяет новообразование кризиса трех лет как личное действие и сознание «Я сам».Но собственное «Я» ребенка может выделяться и осознаваться, только отталкиваясьи противопоставляясь другому «Я», отличному от его собственного. Отделение (и отдаление)себя от взрослого приводит к тому, что ребенок начинает по-другому видеть и восприниматьвзрослого. Раньше ребенка интересовали прежде всего предметы, он сам был непосредственнопоглощен своими предметными действиями и как бы совпадал с ними. Все его аффектыи желания лежали именно в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взрослогои собственное «Я» ребенка. В кризисе трех лет, с отделением себя от своего действияи от взрослого, происходит новое открытие себя и взрослого. Взрослые с их отношениемк ребенку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченногопредметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его «Я» занимает новое место.Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения. У ребенка появляетсяновое видение мира и себя в нем.
Новое видениесебя состоит в том, что ребенок впервые открывает материальную проекцию своего «Я»,которое теперь может быть воплощено вовне, а его мерой могут служить собственныеконкретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребенка не толькомиром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности,реализует и утверждает себя. Поэтому каждый результат деятельности является и утверждениемсвоего «Я», которое должно быть оценено не вообще, а через его конкретное, материальноевоплощение, т.е. через его достижения в предметной деятельности. Главный источниктакой оценки – взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием восприниматьотношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждатьсебя. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства.Признание окружающих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижениирезультата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получилось,эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха. Он сам начинает смотретьна себя глазами другого – взрослого. Ведь успех (или неуспех) – это всегда результат,замеченный и оцененный кем-то, это признание или непризнание в чьих-то глазах, передлицом кого-то другого. Когда ребенок переживает успех, он представляет, как егодостижения будут оценены другими. Переживание таких чувств, как гордость, стыд,уверенность или неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок присвоил(интериоризировал) отношение других людей к себе. Это «чужое» отношение стало егособственным достоянием и собственным отношением к себе.
Новое видение«Я» через призму своих достижений кладет тачало бурному развитию детского самосознания.«Я» ребенка, «опредмечиваясь» в результате деятельности, предстает перед ним какобъект, не совпадающий с ним. А это значит, что ребенок уже способен осуществитьэлементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном планекак акт самоанализа, но имеет развернутый вовне характер оценки своего достиженияи сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими людьми.
Становлениетакой «системы Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими,знаменует собой переход ребенка от раннего возраста к дошкольному детству.
1.2 Эмоциональная отзывчивостьтрехлетних детей как психо-социо-педагогический феномен
И в жизни человека, и в жизниребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции – своеобразный эталон качествапредметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призмуэмоций ребенок воспринимает пока еще маленький мир, именно с их помощью дает понятьокружающим, что он сейчас ощущает.
Одной из характеристик субкультурыдетства являются эмоции как внешний знак внутреннего мира ребенка. По мнению В.В.Зеньковского, раннее детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни.Эмоциональная отзывчивость является внешним проявлением внутреннего состояния ребенкаи выступает показателем благополучного или затрудненного вхождения в социальнуюситуацию и принятия определенной социальной роли. Эмоциональный способ взаимодействияс окружающими людьми является для ребенка первичным и искренним, поэтому содержаниеи характер эмоциональных отзывчивости детей в раннем возрасте представляет особыйинтерес.
Эмоциями (аффектами, душевнымиволнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда,грусть, отвращение, гордость и т.п. Эмоции проявляются в определенных психическихпереживаниях, они как и ощущение, имеют положительный и отрицательный чувственныйтон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия приусилении переходит в аффект радости.
Удовольствие и неудовольствиепроявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесныеявления выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательномвозбуждении: улыбка, смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают отрадости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорениеумственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости, проходитусталость. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движениязамедленны и скудны, человек «подавлен». Осанка выражает мышечную слабость. Мысли,неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшениевыделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но онимогут появиться при ослаблении остроты переживаний. Резкое выражение отрицательныхэмоций – плач.
Наиболее ранние эмоциональныепроявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка. Сюда относятсяпроявления удовольствия и неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворениипотребности в еде, сне и т.п. Наряду с этим рано начинают проявляться и такие элементарныечувства, как страх и гнев.
Эмоциональная отзывчивостькак психолого-педагогический феномен в основе своей имеет сложный комплекс эмоций,пробуждаемых происходящими событиями, которые воспринимает малыш. В связи с этимэмоции детей отражают приоритетные потребности и стремления в процессе общения совзрослыми, а также степень их удовлетворенности. Одна из ведущих социальных потребностейребенка – это потребность в признании и принятии взрослыми, особенно близкими изначимыми, удовлетворение которой не только влияет на характер отношений ребенкас окружающими и на особенности поведения, но и определяет жизненную позицию формирующейсяличности. Негативные эмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях,могут быть обусловлены именно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшегоокружения.
Ребенок, совершая первые шаги,стремится познать окружающий мир во всем его многообразии и сложности. В периодраннего детства активность ребенка в открытии различных сторон действительностиявляется поразительной, удивляя взрослых неиссякаемой энергией поиска ответов набесконечное множество вопросов обо всем. Результативность действий ребенка обусловленаспецификой способов, которые позволяют ему познавать не только основные характеристикии свойства объектов, но и понимать сущность и закономерности происходящих явленийи событий.
Период детства рассматриваетсяфилософами, психологами и педагогами как особая субкультура жизни человека, котораяотличается своеобразным языком, смыслами и тайнами, набором способов познания, переживанияи преобразования окружающего, знаками и символами, выражающими представления о миреи отношение ребенка к действительности.
Одной из характеристик субкультурыдетства являются эмоции как внешний знак внутреннего мира ребенка. Ребенок испытываетразличные эмоциональные состояния и переживания, среди которых наше внимание обращенона социальные эмоции. Природа данного вида детских эмоций рассматривалась в рядефундаментальных исследований. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева,Я.З. Неверович и других ученых отмечалось интенсивное развитие эмоций под влияниемсоциальных условий жизни и воспитания. В процессе усвоения ребенком социальных ценностей,норм и идеалов, его эмоции приобретают более богатое содержание и сложные формыпроявления.
Выделяя факторы, влияющиена содержание и способы выражения эмоциональных состояний детей, ряд исследователейподчеркивает роль взрослых, семьи и значимость отношений со сверстниками, то естьсоциальные условия развития эмоций ребенка (Е.П. Урунтаева, М.И. Лисина и др.).Это указывает на то, что развитие эмоций детей, в частности социальных, – это управляемыйпроцесс, который позволяет воспитывать эмоции, делать их, по мнению Л.С. Выготского,культурными.
Взаимообусловленность эмоцийи потребностей личности, по мнению П.В. Симонова, определяет роль эмоций как посредникамежду потребностями и деятельностью по их удовлетворению, как средство трансформацииценностей, которые становятся содержанием побудительных мотивов поведения личности.В связи с этим социальные эмоции детей отражают приоритетные потребности и стремленияв процессе общения со сверстниками и взрослыми, а также степень их удовлетворенности.Одна из ведущих социальных потребностей детей – это потребность в признании и принятиидругими, особенно близкими и значимыми для ребенка людьми, удовлетворение которойне только влияет на характер отношений ребенка с окружающими и на особенности поведения,но и определяет жизненную позицию формирующейся личности. Негативные социальныеэмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловленыименно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения.
Хрупкий мир детских переживанийхарактеризуется открытостью и эмоциональной подвижностью. Ситуативный характер эмоцийи динамика видов социально-эмоциональных проявлений взаимосвязаны с системой личностныхотношений, в которую включается ребенок в процессе совместной деятельности и общениясо сверстниками и взрослыми.
При деформации личностныхотношений, выражающейся в агрессивности и замкнутости, враждебности и напряженностимежду людьми, неизбежно возникает ситуация эмоционального дискомфорта, которая тяжелопереживается ребенком и оставляет свой, порой неосознаваемый, негативный след. Эмоциональнаяпамять ребенка фиксирует и длительно сохраняет эмоциональные образы пережитых событий.
Социальные эмоции детей такжеможно рассматривать и как своеобразный знак личностной успешности при изменениисоциальной ситуации. Расширение социального ролевого репертуара поведения ставитперед ребенком задачу оценивания новых условий и выбора соответствующих действий.В новой жизненной ситуации дети сталкиваются с иными требованиями к собственнымдействиям со стороны окружающих, перед ними встает необходимость осваивать новыйсоциальный статус, включаться в новый круг общения, принимать иные правила поведения.
ГЛАВА2. Опытная проверка эффективности выявленных теоретических положений
2.1 Эффективные педагогическиеподходы к проблеме формирования и развития эмоциональной отзывчивости детей трехлет
В последние годы становитсявсе больше детей с нарушениями психо-эмоционального развития, к которым относятсяэмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводитк трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушенийвозникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются в устойчиво негативномповедении.
В ходе наблюдений за детьмитрехлетнего возраста отчетливо проявился весьма своеобразный комплекс поведения.
Во-первых,стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируютпредметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило,не приводит к отказу от задуманного – дети не меняют своих намерений и конечнойцели.
Во-вторых,достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому,без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательноеили безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.
В-третьих,у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражаетсяв повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональныхвспышках по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.
Этот поведенческий комплексэмоциональной отзывчивости можно назвать «гордостью за достижения». Этот комплексохватывает одновременно три главных сферы отношений ребенка – к предметному миру,другим людям и самому себе. Комплекс «гордость за достижения» является поведенческимкоррелятом эмоционального состояния ребенка.
В подтверждение этого поведенческогокомплекса эмоциональной отзывчивости были проведены наблюдения за детьми трехлетнеговозраста в МУЗ «Городской Дом ребенка».
Воспитанники Домов ребенкаотличаются от своих сверстников из семей дисгармоничностью интеллектуальной сферы,неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью.У них отмечается слабая ориентация на будущее, обедненность и уплощенность эмоциональныхпроявлений, упрощенное и обедненное содержание образа самого себя, снижение самооценки,несформированность избирательности в общении.
Дети, находящиеся в Домахребенка, из-за отсутствия необходимого эмоционального общения отстают в интеллектуальноми речевом развитии.
Соответствующим образом организованнаяработа (занятия, игры, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) поэмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка,но и смягчить и даже полностью устранить нарушения психо-эмоционального развитияребенка.
Для развития эмоциональнойотзывчивости у детей МУЗ «Городской Дом ребенка» были проведены занятия и игры,в которых малышам предлагались разнообразные дидактические задачи:
· игры, направленные на социальное развитие(проведение этих игр способствует выделению ребенком себя из окружающей действительности,формируют представление о себе и своем «Я», а также представления о других и обокружающем предметном мире);
· игры, направленные на познавательное развитие(способствующие активизации и совершенствованию ориентировочной деятельности, развитиювосприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), ознакомлению ребенкас окружающей действительностью: живой и неживой природой и природными явлениями,развитию речи);
· игры, направленные на формирование предметныхи предметно-игровых действий (формируют способ усвоения общественного опыта: совместныхдействий, подражания, указательного жеста, действия по показу, действий по речевойинструкции);
· игры и занятия, направленные на формированиепредпосылок к продуктивным видам деятельности (лепка, аппликация, рисование и конструирование);
· музыкальные игры и упражнения.
Важное место принадлежит сенсорнымиграм, которые, помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмыэмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу вцелом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательныдля детей раннего возраста.
Самым сильным воздействиемна ребенка обладает «сенсорная» комната, она используется для коррекции познавательнойдеятельности, развития произвольного внимания, эмоций, речевого и невербальногообщения. Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить ихчувственный мир и обрести уверенность в себе.
Необходимо отметить такжеигры на развитие эмоциональной экспрессии (музыкальные игры и упражнения, и игры,направленные социальное развитие) или эмоционально-экспрессивные игры. Они направленына развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности– иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проведения индивидуальности,развития эмоциональной чуткости.
Так как у детей наблюдаетсячасто нарушение чувства ритма, то музыкальные занятия направлены в первую очередьна восстановление именно этого чувства. Использование музыкальных инструментов даетвозможность развивать мелкую моторику рук, чувство ритма, эмоциональность.
Эти игры и занятия способствуютусвоению ребенком правильных форм поведения, умению взаимодействовать со сверстникамив различных ситуациях, формированию положительных личностных качеств и эмоциональнойотзывчивости. В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателейи поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности,формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки обогащаютсловарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость, служатпрекрасным поводом для содержательного диалога педагога и ребенка.
Большой эмоциональный всплескдети получают от сказки-терапии, при постановки сказки развивается фантазия, детиучатся принимать на себя роль, тем самым эмоционально переживать состояние героясказки.
Ребенок раннего возраста охотнововлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность. Малыш получаетпервый опыт творческой деятельности, что влечет за собой развитие различных сферличности маленького ребенка: интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной.Занятия по изобразительной деятельности приобщают малышей к миру прекрасного, развиваюткреативность (творческое начало личности), формируют эстетический вкус, позволяютощутить гармонию окружающего мира. Так же эти занятия несут в себе и элементы психотерапии– успокаивают, отвлекают, занимают.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувстваи эмоции: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-тоне получается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними. Все эти чувстварегулируют настроение ребенка, его самореализация в творчестве дает положительныйзаряд эмоций, что в свою очередь замечательно сказывается на физическом и психическомздоровье малыша. С помощью рисования, лепки и аппликации можно извлечь много положительныхмоментов, использовать их в терапевтических, психологических и воспитательных целях.Например, пальчиковое рисование – это приятный процесс, своеобразная детская терапия,которая подарит не только радость ребенку, но и окажет на него полезный терапевтическийэффект, что в свою очередь скажется на здоровье малыша. С точки зрения психологиипальчиковое рисование благоприятно воздействует на психику ребенка, эффективно избавляетего от накопившихся стрессов, ранних страхов и беспокойства. В то же время пальчиковоерисование развивает мелкую моторику, так в труде работают пальчики малыша, они развиваютсяи крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.
Работа с красками, пластилином,яркими картинками приносит ребенку большую пользу: учит его новому, чему-то необычномуи интересному, развивает, активизирует речевую и познавательную деятельность, помогаетпробудить фантазию. Для них гораздо увлекательнее само занятие, а не результат.Для ребенка творчество – это процесс, а не результат. Хотя результат тоже всегдавосхищает и радует. И эмоции при этом льются самые яркие, сильные, созидательные.Они созидают отношение к миру и себе самому.
При проведении всех занятийи игр наблюдались действия детей (принятие и понимание дидактической задачи, настойчивость,включенность, самостоятельность), а также показатели отношения к взрослому (поискоценки взрослого, отношение к этой оценке, оценка своего результата).
Результаты наблюдений показали,что в трехлетнем возрасте для детей становится значимой результативная сторона деятельности,а фиксация их успехов взрослым – необходимым моментом ее исполнения. Соответственноэтому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые,аффективные формы поведения, преувеличение своих достоинств, попытки обесцениватьсвои неудачи. Возрастает и активность детей в поиске взрослого. Все это приводитк всплеску эмоций, что формирует эмоциональную отзывчивость малыша.
Признаниеокружающих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата:из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получилось, эти чувствапревращаются в переживания успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себяглазами другого – взрослого. Ведь успех (или неуспех) – это всегда результат, замеченныйи оцененный кем-то, это признание или непризнание в чьих-то глазах, перед лицомкого-то другого. Когда ребенок переживает успех, он представляет, как его достижениябудут оценены другими. Переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенностьили неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок присвоил (интериоризировал)отношение других людей к себе. Это «чужое» отношение стало его собственным достояниеми собственным отношением к себе.
2.2 Методические рекомендациивоспитателям по эффективному воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей трехлет
Эмоциональное развитие детейраннего возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всегоребенка. (Л.С. Выготский).
Эмоции вжизни ребенка:
· выполняют регулирующуюи охранную функции (например, препятствуют осуществлению какой-либо деятельностииз чувства страха или отвращения);
· способствуют раскрытиюпотенциальных творческих способностей;
· побуждают к определеннымпоступкам, окрашивают поведение в целом;
· помогают приспособитьсяк ситуации;
· сопровождают общение(выбор партнера, привязанности и т.д.) и все виды деятельности;
· являются показателемобщего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия.
Предлагаемвниманию педагогов методические рекомендации по эффективному воспитанию эмоциональнойотзывчивости у детей раннего возраста.
Эти методическиерекомендации не связаны строгими временными рамками, свободны в выборе – участвоватьили не участвовать в данном мероприятии, игре, занятии и т.д. Совместная деятельностьпедагога и ребенка, как правило, проходит в непринужденной, свободной атмосфере.Установка на игру, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов,управления эмоциональной экспрессией, продуктивной творческой самореализации.
Педагогическуюдеятельность воспитателя поэффективному воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста важностроить с учетом следующих педагогических положений:
1. Опора на возрастные возможности раннегодетства.
Практическому воплощению этого принципа способствует учет интересовдетей, определяемых их возрастом (сказки, игры, занимательные задания, экспрессивноесамовыражение).
2. Системность организации психики ребенка.
Развитие эмоциональной отзывчивости возможно путем воздействияна другие психические процессы (ощущения, мышление, воображение и др.) и их регуляции.Так, в раннем возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорнойсферами. Развитие зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового,вестибулярного анализаторов способствует эмоциональным проявлениям малыша.
3. Поэтапность педагогической работы.
В основеэтой рекомендации лежит принцип поэтапности (от простого к сложному), игры и занятияобусловлены постепенностью освоения, отработкой какого-либо умения, навыка. Чтопозволяет подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельностьи активность.
4. Присутствие наглядных средств.
При проведенииигр и занятий с детьми раннего возраста важен принцип наглядности, так как основнойформой мышления трехлетнего ребенка становится наглядно-действенная. Это принципзаключается в том, что на занятиях с малышами педагог использует различные наглядныесредства (игрушки, картинки, пособия и т.п.), создавая с их помощью развернутуюкартину действий и их результата. Это важно, так как на начальных этапах обученияпояснения взрослого даются сжато и поэтому должны подкрепляться показом наглядногодидактического материала, использование которого всецело зависит от хода развертывающейсяпоисковой деятельности ребенка, его поведения.
5. Игра – ведущий вид деятельности.
Признаваяважную роль каждого вида деятельности, все же особо хотелось бы подчеркнуть значениеигры. Известно, что она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущейдеятельности способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной,волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения. Игра создаетблагоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации.В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольнообогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.
6. Принцип вариативности.
Это принципдолжен осуществляться при повторении программного материала на других играх и занятиях,что способствует формированию умения самостоятельно переносить усвоенные знанияв новую ситуацию и применять их практически.
7. Желание самого ребенка.
Занятия,игры и упражнения будут полезны только при желании ребенка заниматься ими. Поэтомуне надо заставлять его приходить на занятия, лучше пропустить одно из них, чем вызватьнеудовольствие ребенка.
8. Эмоциональная оценка взрослым.
Взрослыйсо своей любовью, заботой и вниманием непосредственно участвует в жизни ребенка.Именно взрослый обеспечивает ребенку развивающее общение, передавая социальный опыти знания об окружающем мире. В общении со взрослым происходит не только усвоениекультурных норм и способов деятельности, но и становление новых смыслов и мотивовребенка. Взрослый ответственен за создание эмоциональной окружающей среды ребенка.
Вся деятельностьпедагога направленная на воспитание, развитие и формирование эмоциональной отзывчивостиу детей трех лет должна строиться с учетом вышеперечисленных педагогических положений.
Так как,существенную роль в развитии эмоциональной сферы ребенка играют целенаправленныеигры и занятия, то предлагаем примерные конспекты занятий по развитию эмоциональнойотзывчивости у детей трехлетнего возраста (см. Приложение).
На этих занятияхдети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятсяс опытом взрослых. В результате расширяется круг понимаемых эмоций, дети становятсяспособными к более глубокому пониманию себя, у них чаще наблюдаются эмпатийные проявленияпо отношению к окружающим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоциональная сфера являетсяважной составляющей в развитии детей раннего детства. При всей кажущейся простоте,развитие и формирование эмоциональной отзывчивости – достаточно сложный процесс,требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Развитиеэмоциональной отзывчивости – педагогически обусловленный процесс, неразрывно связанныйс личностным развитием детей, процессом их социализации, творческой самореализации,введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных предписанийи запретов как условием и основным результатом произвольного управления эмоциямиэкспрессивного самовыражения.
С целью теоретического обоснованияи опытной проверки эффективности формирования и развития эмоциональной отзывчивостиу детей 3-х лет были выполнены следующие задачи: изучена и проанализирована научнаяпсихолого-педагогическая литература и проведены наблюдения поведения ребенка 3-хлет. В результате теоретического анализа были поучены следующие выводы:
1. Главной возрастной особенностьюраннего возраста является ситуативность, которая заключается в зависимости поведенияи психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Ситуативность связана с аффективнымхарактером восприятия детей раннего возраста.
2. К трем годам резко возрастаетстремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит свое выражениев кризисе трех лет. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство,строптивость и своеволие ребенка, бунт против окружающих. За этими негативными симптомамистоят личностные новообразования: «система Я», личное действие, сознание «Я сам»,чувство гордости за свои достижения.
3. В процессеразвития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взглядына мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролироватьсвои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается.Ее необходимо развивать.
Проведенныенаблюдения показали, что воспитание эмоциональной сферы происходит в повседневнойжизни ребенка. Анализ проведенных наблюдений показал, что особое внимание должноуделяться целенаправленным играм, занятиям и упражнениям по эффективному воспитаниюэмоциональной отзывчивости, которые строятся согласно определенным педагогическимтребованиям: подбираются с учетом возрастных рамок, охватывают многогранность всехпсихических процессов ребенка, осваиваются поэтапно, подкрепляются наглядным дидактическимматериалом, проводятся в игровой форме с использование различных вариантов, учитываяжелание самого ребенка и тесный контакт со взрослым.
Соблюдениевсех перечисленных педагогических требований к проведению занятий и игр по эмоциональнойотзывчивости у детей трехлетнего возраста, дает возможность педагогу сделать процессвоспитания маленьких детей эффективным и управляемым.
Неповторимыеиндивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течениевсей его жизни и связаны с развитием личности в целом. Поэтому, развитие эмоцийи чувств у трехлетних детей является одним из важнейших фундаментом его психическогои эмоционального развития.
Воспитание эмоций и чувствчеловека начинается с самого раннего детства. Важнейшим условием формирования положительныхэмоций является забота со стороны взрослых. Ключевым моментом эмоционального развитияребенка раннего детства является то, что эмоции неустойчивы и изменчивы, являютсямотивами поведения ребенка. Следовательно, взрослый отвечает за формирование эмоциональнойотзывчивости у детей, за эмоциональную наполненность жизни ребенка.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенностиформирования личности в детстве: Норма и отклонение. – М. Педагогика. 1990. – 144с.
2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М. Педагогика. 1984.– 432 с.
3. Галанов, А.С. психическое и физическоеразвитие ребенка от 1 года до 3 лет. Пособие для работников ДОУ и родителей. 3-еизд., испр. и доп. – М. АРКТИ. 2006. – 64 с.
4. Голубева, Л.Г. и др. Развитие и воспитаниедетей раннего возраста. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. Издательскийцентр «Академия». 2002. – 192 с.
5. Данилина, Т.А… В мире детских эмоций.Пособие для практических работников ДОУ. – М. Айрис-пресс. 2004. – 160 с.
6. Ибука Масару, После трех уже поздно. –М. Знание. 1991. – 192 с.
7. Игры и занятия с детьми раннего возрастас психофизическими нарушениями. Методическое пособие. / Под ред. Е.А. Стребелевой,Г.А. Мишиной. 2-е изд. – М. Издательство «Экзамен». 2004. – 160 с.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарьпо педагогике. – М. ИКЦ «МарТ». Ростов н/Д. Издательский центр «МарТ». 2005. – 448с.
9. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебникдля вузов. – СПБ. Питер. 2006. – 583 с.
10. Медико-психолого-педагогическая реабилитациядетей в домах ребенка (современные аспекты). Методическое пособие. / Под ред. Е.Т.Лильина. – М. ЛО Московия. 2002. – 120 с.
11. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников.Занятия. Игры. Пособие для работников ДОУ. 3-е изд., испр. и доп. – М. АРКТИ. 2003.– 48 с.
12. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентоввысших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е изд. –М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1997. – 688 с.
13. Общая психология: Учебник. / Под ред.Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. – М. Издательство Эксмо. 2006 – 560с.
14. Общая психология: Курс лекций для первойступени педагогического образования. / Сост. Е.И. Рогов. – М. Гуманит. изд. центрВЛАДОС. 2003. – 448 с.
15. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психологияи педагогика: Учеб. пособие. – М. Вузовский учебник. 2006. – 384 с.
16. Павлова Л. О современных проблемах раннегодетства. // Дошкольное воспитание. 2003. № 8. стр. 9-12.
17. Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятияс детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М. Мозаика-Синтез.2005. – 224 с.
18. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитиеречи и мышления. Методическое пособие. – М. Мозаика-Синтез. М. ТЦ Сфера. 2003. –168 с.
19. Печора К. Дети раннего возраста в домахребенка. // Дошкольное воспитание. 2003. № 10. стр. 49-50.
20. Программа воспитания и обучения в детскомсаду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 3-е изд., испр.и доп. – М. Мозаика-Синтез. 2005. – 208 с.
21. Программа воспитания и обучения в первоймладшей группе. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 3-е изд.,испр. и доп. – М. Мозаика-Синтез. 2006. – 208 с.
22. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.Психология и педагогика. – СПб. Питер. 2004. – 432 с.
23. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детейи подростков. Учеб. для студ. пед. вузов. – М. Академия. 2004. – 456 с.
24. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. ВЛАДОС. 2003. – 368 с.
25. Харитонова Н. Профилактика психоэмоциональногонапряжения детей раннего возраста. // 2006. № 6. стр. 3-12.
26. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. Пособие.3-е изд., перераб. и доп. – М. Юристь. 1997. – 512 с.
27. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. Учеб.Пособие для студентов небил. спец. пед. институтов. – М. Просвещение. 1978. – 287с.