Реферат по предмету "Психология"


Эмпирическое исследование связи агрессивного поведения с темпераментом

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Глава 1. Проблема агрессивногоповедения подростка в современной психологии.
1.1. Понятиеагрессивности.
1.2. Факторы, влияющиена агрессивное поведение подростков.
1.3. Понятие темперамента.
Глава 2. Эмпирическое исследованиесвязи агрессивного поведения с темпераментом
2.1. Организация и методикиисследования.
2.2. Анализ и интерпретациярезультатов.
Выводы.
Заключение.
Литература.
Приложение.

Введение
Напряженная, неустойчиваясоциальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящеевремя в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностномразвитии и поведении растущих людей. Среди них: прогрессирующая отчужденность,повышенная тревожность, духовная опустошенность, цинизм, жестокость,агрессивность детей. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже переходаребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте. Проблемаагрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, ее связь с психофизиологическимиособенностями, вопрос о том, что является причиной, а что следствием, вызываюткак беспокойство педагогов и родителей, так и острый научно-практическийинтерес исследователей.
В профессиональных кругахи во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьмапротиворечивые толкования. Многоплановое психологическое исследование этойпроблемы в отечественной психологии только начинается, хотя отдельные вопросыизучения агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов,найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В.Еникополов, Л.П.Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева). Эта проблемаявляется предметом большого числа психологических работ и за рубежом. Ей, вчастности, посвящены специальные монографии (Бандура А., Уолтер Р., БерковицЗ., Басс А., Лоренц К., Ричард К., Мюррей Браун, Кауфман, Фромм, Фрейд).
В этой работе я хотеларассмотреть причины агрессивности, скрывающиеся в индивидуальных особенностяхличности (темпераменте), а также обратную связь, т.е. влияние агрессивности натемперамент.
Цель работы: эмпирическимпутем изучить связь агрессивного поведения и темперамента.
В исследованииучаствовало 13 учащихся 9 «А» класса МОУ СОШ №3: 8 мальчиков и 5 девочек ввозрасте 14 лет.
Предмет исследования:взаимосвязь показателей агрессивности и темперамента.
Гипотеза исследования: наоснове анализа литературы я предполагаю, что существует связь между агрессивнымповедением и темпераментом.
Задачи:
1. Провести анализлитературы по теме исследования.
2. Изучитьособенности агрессивного поведения подростков.
Исследовать психофизиологическиеиндивидуальные особенности подростков.
3. Проанализироватьвзаимосвязь агрессивности и темперамента.
4. Выработатьрекомендации.
Методики:
1. Метод анализалитературных источников.
2. Тест-опросникБасса-Дарки.
3. Опросникформально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова.
4. Колличественно-качественныйанализ полученных в ходе исследования результатов.
Мое исследованиепроводилось с целью оказания помощи родителям и учителям, а также в качествепрофилактики. По результатам исследования были проведены родительские собранияи беседы с подростками.

Глава 1.Проблема агрессивного поведения подростка в современной психологии.
 
1.1. Понятиеагрессивности.
 
Американский психологЭ.Фромм по поводу агрессии говорил, что это «коллекция хлама, куда мы сваливаеммногие психологические механизмы, не зная, как их анализировать.» (16 с.316)
Агрессивность – устойчиваячерта личности – готовность к агрессивному поведению. Ее уровни определяютсякак научением в процессе социализации, так и ориентацией накультурно-социальные нормы, важнейшие из которых – нормы социальнойответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит итаким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможностиполучения обратной связи, провоцирующему влиянию оружия, и пр.(5 с.12)
 Агрессия –индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное нананесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другогочеловека или группы. Служит формой реагирования физического или психическогодискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средстводостижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса засчет самоутверждения.
Основные формы:
Вербальная агрессия — форма агрессивного поведения, в котором используется отреагирование своих отрицательныхэмоций как посредством соответственных интонаций и других невербальныхкомпонент речи, так и посредством угрожающего содержания высказываний.
Физическая агрессия   — агрессивное поведение с использованием физической силы, направленное противдругого субъекта или объекта. Делится на прямую и косвенную формы.
Прямая агрессия          — агрессивное поведение намеренного характера, цель которого не скрывается.
Агрессия косвенная     — агрессивное поведение, направленность которого против некоторого лица илипредмета самим субъектом агрессии скрывается или не осознается. Выражается вформе разрушительного отношения к вещам.
Доброкачественнаяагрессия         — оборонительная агрессия.(16 с.321)
Злокачественная агрессия    — спонтанная (т.е. проявление дремлющих деструктивных импульсов, активизирующихсяпри чрезвычайных обстоятельствах) или связанная со структурой личности (т.е.связанная с деструктивными чертами характера (жажда власти, садизм, мазохизм).
Жестокость         — агрессия с точки зрения этических критериев.
На всем протяженииразвития человечества агрессивность играла важную роль в выживании. Со временипроявления цивилизаций вся история отмечена вооруженными конфликтами междукланами, племенами, нациями, причем связь между этими конфликтами инепосредственно выживанием индивидов не обнаруживается. Но есть культуры,сумевшие создать способы сдерживания агрессивности, выработав системы особыхсигналов, угрожающего поведения или воинственных ритуалов; обнаружены дажеобщества, которым агрессивность, по-видимому, не известна. Агрессивность – однаиз врожденных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается встремлении к наступательным или насильственным действиям, направленным нананесение ущерба или на уничтожение объекта наступления. Согласно З.Фрейду,агрессия – отпрыск и главный представитель первичного позыва Смерти (энергиямортидо), разделяющей с Эросом господство над миром (энергия танатос).Склонность к агрессии – первоначальная и самостоятельная предрасположенностьлюдей, в которой культура, ограничивающая влечения, встречает наибольшеепрепятствие.
Если энергия смерти небудет обращена вовне, то это приведет к разрушению самого человека. Проявлениемэтого является чувство вины, негативизм, нелюбовь к себе.
Разрушительность вчеловеке проявляется в том случае, если стремление к росту и развитию будетзаблокировано (Фромм). Таким образом, человек становится злым, как толькоотсутствуют требуемые для его движения условия.
Агрессивность можетпроявляться также в раздражительности, обидчивости, подозрительности и вовраждебности вообще.
Состояние агрессии можетбыть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, придирчивости, аможет быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства иозлобленности.
Типичное состояниеагрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивнойбеспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком-то илина чем-то «сорвать злость». Довольно распространенным проявлением агрессиислужит грубость (в разных формах). Агрессивные действия выступают в качестве:
1.  средства достижения какой-то значимойцели (инструментальная агрессия);
2.  способа психической разрядки,замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключениядеятельности;
3.  способа удовлетворения потребности всамореализации и самоутверждении. (18 с.17)
1.2. Факторы,влияющие на агрессивное поведение подростков.
Агрессивное поведение –это не прирожденная биологическая реакция (кроме неконтролируемых действий,совершаемых невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальнымисвязями и отношениями (хотя и порицаемая правом и господствующейнравственностью).
Тревожащие моменты вповедении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышеннаятревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессестихийно-группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но этообщение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестокихзаконов асоциальных подростковых групп, является следствием не какой-либогенетической предрасположенности, изначальной агрессивности и пр., а выступает,в большинстве случаев, лишь как ситуация замещения или неприятии подростка вмир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживаниянепонятности ими. (18 с.19)
Сложившаяся в обществесистема воспитания детей, принятые к ним требования, отношение взрослых крастущим людям не учитывают особенностей их личностного становления, приводя кконфликту с подростками, у которых развивается потребность к самостоятельности,самореализации, избавлении от опеки.
Подросток жаждет непросто внимания, а понимания и доверия взрослых. Он стремится игратьопределенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших.Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая социальнойактивности подростка – он ребенок и должен слушаться. В результате междувзрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолетькоторый, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения.
Наиболее полную картинусущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотивации. Заметнуюроль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев,страх, месть, враждебность и т.п.
Существенную рольбиологических условий в возникновении агрессивного поведения человека играетдисгармоническое развитие. Некоторые условия воспитания также способствуютвозникновению и закреплению агрессивности. И здесь одной из важнейших причинявляется авторитарный стиль воспитания, при котором авторитет приписываетсявзрослому в силу превосходства его положения. Такой авторитет подкрепляетсянаградами, наказаниями, устрашениями. Ребенок очень скоро начинает понимать,что наказание не всегда связано с его проступком, главная причина –вмешательство взрослого. Ребенок учится избегать этого вмешательства, скрыватьсвои поступки, лгать.
Способствует формированиюагрессивного стиля отчуждение родителей от детей, конфликтные отношения междуродителями, противоречивые требования родителей. Установлена связь междуродительскими наказаниями и агрессией у детей.
В формированииагрессивного поведения на первом месте по степени влияния стоит реальноеповедение родителей, затем знакомых взрослых, семейное насилие, документальноекино и художественное кино.
Выделяют две наиболеечастые причины агрессии у детей. Во-первых, это боязнь быть травмированным,обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия,тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, это пережитая обида или душевнаятравма, или само нападение. Часто за агрессией стоит неудовлетвореннаяпотребность во внимании, желание почувствовать себя сильным или отыграться засобственные обиды.
Басс указал на рядфакторов, от которых зависит сила агрессивных привычек.
Во-первых, это частота иинтенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен.Индивиды, которые получали много гневных стимулов, будут более вероятнореагировать агрессивно, чем те, которые получали меньше таких стимулов.
Во-вторых, это частоедостижение успеха путем агрессии, которое, по мнению Баса, приводит к сильныматакующим привычкам. Успех может быть внутренним (резкое ослабление гнева) ивнешним (устранение препятствий или достижение вознаграждения). Выработавшаясятенденция к атаке может делать невозможным для индивида различение ситуаций,провоцирующих и не провоцирующих агрессию.
В-третьих, это культурныеи субкультурные нормы, усваиваемые человеком, которые могут облегчить развитиеу него агрессивности. Рассматривая агрессию, А. Басс особо останавливался нароли темперамента.нным, родвергнуться нападению, получить повреждения. дителей,затем знакомых взросл
1.3. Понятиетемперамента.
В настоящее время подтипом темперамента принято понимать совокупность психических свойств, закономернои необходимо взаимно сочетающихся между собой у определенной группы людей иявляющихся для них общими, определенная взаимосвязь свойств характеризует типтемперамента. Степень проявления разных свойств темперамента у разных людейодного и того же типа темперамента может быть различной, но их соотношениеостается постоянным. В настоящее время для психологической характеристики типовтемперамента применяются следующие основные его свойства:
1. Сенситивность — обэтом свойстве судят по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий,необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека. Сюда относитсянаименьшая сила раздражителя, необходимая для возникновения ощущений,наименьшая степень удовлетворения потребности, вызывающая у человека радость истрадания.
2. Реактивность — этосвойство характеризуется силой, с которой люди эмоционально реагируют навнешние или внутренние воздействия (угроза, обидное слово). Наиболее яркиепроявления эмоциональность, впе­чатлительность.
3. Активность — выражается степенью воздействия человека на внешний мир, способность преодолеватьпрепятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность инастойчивость, сосредоточенность вникания.
4. Соотношениереактивности и активности, т.е. от чего в большей степени зависит деятельностьчеловека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроение,желания) или от целей, намерений, убеждений.
5. Темп реакций — скорость протекания психических процессов и реакций.
6. Пластичность — ригидность — гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, наоборот,инертность, косность, нечувствительность к изменению условий.
7. Экстраверсия иинтроверсия. При определении этого свойства учитывают: от чего преимущественнозависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих вданный момент (экстравертированность) или от образов, представлений, связанныхс прошлым и будущим (интровертированность).
В психологической характеристике четырех традиционныхтипов темперамента можно увидеть отчетливо выраженное проявление данныхсвойств. Каждый тип темперамента соответственно характеризуется по всемвыделенным психологическим особенностям и их различным сочетаниям. Этихарактеристики представляют особую значимость для учителя при осуществлениииндивидуального подхода к учащимся. Однако в чистом виде, как правило, типытемперамента в жизни не встречаются, и можно говорить только о преобладании техили других его черт.
Сангвиник быстроприспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен.Чувства легко возникают и сменяются, мимика богатая, подвижная, выразительная.При отсутствии серьезных целей, творческой деятельности вырабатываютсяповерхностность и непостоянство.
Действия Холерикапорывисты. Он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью.Проявление холерического темперамента зависит от направленности личности. Улюдей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности.Без богатства духовной жизни проявляется отрицательно: в раздражительности,эффективности.
Новые формы поведения уфлегматиков вырабатываются медленно, но являются стойкими, Он ровен, спокоен,редко выходит из себя, не склонен к аффектам. В зависимости от условий в однихслучаях у флегматика могут возникать положительные черты: выдержка, глубинамыслей, в других — вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.
Реакция Меланхолика частоне соответствует силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение.Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызываюту меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизнимеланхолик — человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условияхмеланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.
У американских авторовможно найти сопоставление некоторых индивидуальных психических особенностей соскоростью образования положительных и условных тормозных рефлексов. Сюдаотносятся исследования тревожности, или беспокойства. Состав психологическихкомпонентов тревожности нельзя считать вполне определенным и установленным.Наиболее устойчивые и постоянные компоненты этого комплекса: состояниеэмоционального напряжения (stress), переживание личной угрозы, повышеннаячувствительность к неудачам и ошибкам, отнесение неудач и ошибок, за счетсвойств своей личности, озабоченность, само мнительность, недовольство собой.Весь этот симптокомплекс обладает одним из основных отличительных признаковтемперамента: от него зависит динамика деятельности. Но проявляется он лишь вситуации опасности и зависит от мотивов и отношений личности. (13 с. 293)
Тревожность наблюдаетсятакже при неудовлетворении мотивов и во всяком психологическом конфликте типафрустрации. Состояние тревожности не является имманентным свойством, присущемуопределенному темпераменту. Оно появляется лишь при определенных нарушениях всистеме мотивов и отношений личности.
Другой комплекспсихических особенностей — ригидность, изучавший­ся в англо-американскихисследованиях, может быть поставлен в связь, с общим типом нервной системы покосвенным признакам. Каттэл определяет ригидность как трудность изменения давноустановившихся привычек при наличии новых требований. В отечественных работахпод ригидностью понимается медленное включение в новую работу и медленноепереключение с одной работы на другую, медленное усвоение и перестройка навыкови медленное приспособление к новой обстановке. В этот симптомокомплекс входятне только эмоционально-волевые особенности, но и интеллектуальные, и черты,характеризующие динамику самосознания и самооценки. Все эти особенностисоответствуют отличительным признакам темперамента. Ригидность изучалась и припомощи таких испытаний, которые могут быть вполне однозначно истолкованы вФизиологическом отношении. У высоко ригидных ниже критическая частота мельканий,Шварц (1959) установил, что низкий порог критической частоты мельканийсоответствует инертности нервных процессов, данные говорят о том, что степеньинертности нервных процессов играет существенную роль в ригидности. Такимобразом, ригидность и соответствующие ей особенности обладают отличительнымипризнаками свойств темперамента.
Личность представляетсобой неповторимый и специфический для каждого индивида контур регуляторныхструктур, возникающих только в индивидуальном развитии под влиянием окружающейсреды. К ней относятся определенные общественные и культурные условия, а такжедетерминированные ими процессы воспитания, благодаря которым можно активно исознательно влиять на формирование принятых образцов; норм и правил поведения,при таком понимании личности, темперамент в лучшем случае имеет весьмакосвенное отношение к ее формированию и генезису. Однако это представлениеневерно. Личность развивается на основе первичных влечений, которые специфичныдля каждого индивида (жажда, голод, страх), Эта специфичность определяетсяэнергетическим уровнем, т.е: силой, интенсивностью, временными параметрами. Этовыражается в том, что в одних и тех же условиях разные дети ведут себяпо-разному. Те формы поведения, которые входят в совокупность свойствтемперамента и проявляются в раннем онтогенезе, не могут быть безразличны дляокружающих. К различному поведению ребенка родители применяют разныевоспитательные приемы, например, младенец, который много и сильно плачет, какправило, подвергается иным воздействиям взрослых, чем ребенок, спокойно лежащийи не «докучающий» окружающим. Поэтому, свойства темперамента в целом,определяя способ обращения и воспитания с ребенком, влияют на образованиеопределенных познавательных и деятельностных структур или на формированиесоответствующих мотивов поведения. Хотя это влияние является косвенным,свойства темперамента выступают как один из факторов, определяющих то или иноеобращение с индивидом. Одним из Факторов, дифференцирующих личности у детей,являются свойства темперамента. Об этом говорят, например, характеристикиэнергетического уровня поведения. Механизм физиологической чувствительностиусиливает или снижает интенсивность стимуляции. Одно и тоже наказание можетвыступать как совершенно разные наказания, если даже предположить, что дети неотличаются друг от друга ничем, кроме темперамента. Роль темперамента вформировании личности заключается, прежде всего в том, что он определеннымобразом модифицирует воспитательные воздействия окружающей среды. Влияниетемперамента на формирование личности ребенка выражается в следующих формах:
1. Проявлениетемперамента влияет на обращение с ребенком окружающих, что оказывает косвенноевоздействие на его личность. Личность формируется под влиянием постоянногообращение с ребенком близких ему людей.
2. Темперамент ребенкаоказывает модифицирующее влияние на окружающую его обстановку и системувоспитания. Свойства темперамента определяют интенсивность и продолжительностьвоспитательных действий, что оказывает опосредованное влияние на условия формированияличности.
3. Свойства темперамента могут быть как благоприятствующими,так и противодействующими факторами определенных черт личности. Существуютданные, указывающие на совместные проявления свойств темперамента иопределенных черт личности. Опираясь на параметры условно рефлекторных процессов,судят об отдельных свойствах темперамента. Сходными, а иногда идентичнымипоказателями пользуются психологи, изучающие такие характеристики личности, какэкстравертированность-интровертированность и уровень тревожности.
Экстраверт и интроверт — два типа личности, описанные в 20-х годах Юнгом; в основании деления положенаустановка индивида вовне или внутрь, которая обнаруживается в его мироощущенииили в реакциях на различные стимулы. Экстраверт — индивид, мысли, чувства,интересы и действия которого направлены на окружающих, на предметы внешнегомира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда прис­посабливаетсяк новым ситуациям. Интроверт — индивид, психическая энергия которого направленана самого себя. Его мысли, интересы и даже собственные действия обращены на«собственное Я». У него проявляется склонность к рефлексии,замкнутость, постоянный анализ своих собственных психических состояний. С трудомконтактирует с окружающими. Айзенк утверждает, что в основеэкстравертно-интроверного поведения лежат врожденные особенности, от которыхзависит баланс между процессами возбуждения и торможения, к числу показателейэкстраверсии-интроверсии, он отнес скорость образования и угасания условнойреакции и уровень сенсорной чувствительности, показатели, которой многиепсихологи используют для определения свойств темперамента. Учитывая это, можноутверждать, что между типом нервной системы и экстраверсией-интроверсиейимеется большое сходство. Существует также связь между уровнем реактивности имерой зкстрэверсии-интроверсии, связь между экстраверсией-ннтроверсией ивременной характеристикой поведения. Экстраверсия сопутствует большойподвижности поведения, тогда как интроверсия сочетается с подвижностью.
Другое свойство личности- тревожность также связана с чертами темперамента. На связь между реакциямистраха и темперамента указывал еще Павлов, который обращал внимание, что однойиз форм поведения, отличающих слабый тип от сильного, является большое беспокойствослабого типа. В ряде исследований доказано, что тревожность повышается с ростомуровня реактивности, малая реактивность соответствует отсутствию тревожности.
Темперамент можнооценивать с точки зрения адаптивных возможностей индивида и той роли, которуютемперамент играет в процессе поддержания равновесия между организмом и средой.Павлов с этой точки зрения считает предпочтительнее темперамент сангвиника ифлегматика. Менее приспособлен к жизни холерик, что обусловлено отсутствиемуравно­вешенности процессов возбуждения и торможения. Наименее приспособлен кжизни меланхолик из-за низкой работоспособности (выносливости) нервной системы.Оценку темперамента или его отдельных свойств с точки зрения адаптивныхвозможностей следует производить в зависимости от конкретной ситуации, т.е.диалектически. Одни и те же свойства темпера­мента в разных условиях, в разнойсреде приобретают различную ценность для индивида с разной структурой темперамента.
Глава 2.Эмпирическое исследование связи агрессивного поведения с темпераментом инекоторыми чертами характера.
 
2.1.Организация и методики исследования.
 
Целью нашего исследованиястало изучение связи агрессивного поведения и темперамента подростка.
Предмет исследования:взаимосвязь показателей агрессивности и темперамента.
В качестве гипотезы мывыдвинули следующее предположение, что существует связь между агрессивнымповедением и психофизиологическими особенностями личности.
В соответствии с целью ивыдвинутой гипотезой в ходе эмпирического исследования решались следующиезадачи: 1. Изучить особенности агрессивного поведения подростков.
Исследовать темперамент подростков.
2. Проанализироватьвзаимосвязь агрессивности и темперамента.
В качестве методикисследования мы использовали:
1. Тест-опросник Басса-Дарки.(текст в Приложении №1,2)
Цель: Определить уровеньдеструктивных тенденций
Инструкция: Отвечайте «да» если вы согласны с утверждением, и «нет» — если несогласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать.
Обработка результатов: Индексы различных форм агрессивных ивраждебных реакций определяются суммированием полученных ответов:
1. Физическаяагрессия: «да» — № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
«нет» — № 9,17,41.
2. Косвеннаяагрессия: «да» — № 2,18,34,42, 56, 63;
«нет» — № 10, 26, 49.
3. Раздражение: «да»- № 3,19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
«нет» — № 11, 35, 69.
4.      Негативизм: «да» — № 4, 12, 20, 23,36.
5.  Обида: «да» -№5, 13, 21, 29, 37, 51, 58;
«нет» -№ 44.
6.      Подозрительность:«да» — № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
«нет» — № 65,70.
7.      Вербальная агрессия: «да» — №7, 15, 23, 31, 46, 53, 60. 71, 73;
«нет» — № 39, 74, 75.
8.      Угрызения совести, чувствовины: «да» — № 8.16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67.
Физическая агрессия,косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарныйиндекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности;враждебность — общая негативная, недоверчивая позиция по отношению кокружающим; агрессия — активные внешние реакции агрессии по отношению кконкретным лицам.
Опросник выделяетследующие формы агрессивных и враждебных реакций:
Индекс враждебностивключает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так имотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7 .
Нормой агрессивностиявляется величина её индекса, равная 21 плюс- минус 4, а враждебности – 6,5-7плюс- минус 3. При этом обращается внимание на возможность достиженияопределённой величины, показывающей степень проявления агрессивности.
2. Опросникформально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова (текст вПриложении №3-4).
Цель: Определение и общаяхарактеристика типа темперамента.
Инструкция: />Вам предлагается ответить на 150вопросов, направленных на выяснение Вашего обычного способа поведения.Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естест­венныйответ, который придет Вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет«плохих» и «хороших» ответов. Поставьте «крестик» или «галочку» в той графе,которая соответствует ут­верждению, наиболее правильно описывающему Ваше поведение:
1  — не характерно,
2  — мало характерно,
3  — довольно характерно,
4  — характерно.
Обработкарезультатов УКАЗАНИЯ ПО ОБРАБОТКЕ
Передобработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы. Для подсчетабаллов по той или иной шкале используются ключи. Вначале необходимоперекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной шкалы. Подсчетбаллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале. Приобследовании больших массивов испытуемых целесо­образно сочетать бланковый методс компьютерной обработкой данных. Полученная сумма баллов для каждой шкалызаписывается в соответствующую графу на бланке. Кроме того, в бланкеобязательно фиксируется ФИО, пол, возраст испытуемого, образование, род занятийили учебы, а также дата проведения обследования. Необходимо помнить, чтоиспытуемые, имеющие по контрольной шкале 18 баллов и больше, из дальнейшейобработки исключаются, как не способные, в силу чрезмерной социальнойжелательности адекватно оценивать свое поведение.
КЛЮЧИ КШКАЛАМ ОФДСИШКАЛЫ ПУНКТЫ Эргичность психомоторная (ЭРМ) 1, 4, 32, 58, 60*, 70*. 75*, 84, 92, III*, 127, 132. Эргичность интеллектуальная (ЭРИ) 3, 9, 17*, 36, 48, 54*, 82, 96*. 120*, 133*, 139, 143. Эргичность коммуникативная (ЭРК) 7*, 33, 35, 63*, 68, 77, 94, 98*, 112, 114*. 125, 129*. Пластичность психомоторная (ПМ) 11, 13, 39, 40, 64, 66*, 76, 79, 99, 100, 115, 131*. Пластичность интеллектуальная (ПИ) 2*, 8, 18, 41, 47, 59, 95, 97*, 107*, 130, 140*, 149. Пластичность коммуникативная (ПК) 15, 21, 43, 46, 51, 67, 80, 101, 113*, 116, 134, 135. Скорость психомоторная (СМ) 16, 19, 45, 49, 69, 83*, 93, 102,118*, 122, 128, 136*. Скорость интеллектуальная (СИ) 5, 14, 23, 27*, 38*, 53, 62*, 65, 87, 119, 142*, 145. Скорость коммуникативная (СК) 20*, 50*. 57, 71, 81*, 85, 88*. 91*, 104, 117, 123, 137*. Эмоциональность психомоторная (ЭМ) 22, 24, 52, 55, 73, 78, 89, 105, 108, 124, 141, 144. Эмоциональность интеллектуальная (ЭИ) 6, 10, 12, 25, 28, 31, 37, 44, 61, 103, 106, 147. Эмоциональность коммуникативная (ЭИ) 26, 30, 56, 72, 74, 90, 109, 110, 126, 138, 146, 148. Контрольная шкала (КШ) 29, 34, 42*, 86*, 121*, 150* Примечание: звездочкой (*) отмечены пункты, требующие перекодирования (1 = 4) (2 = 3) (3 = 2) (4 = 1).
КОНТРОЛЬНАЯ ШКАЛА (КШ)
Контрольнаяшкала варьирует от 6 до 24 баллов. При значе­ниях от 6 до 17 баллов испытуемыехарактеризуются более или менее адекватным восприятием своего поведения.Испытуемые с высокими значениями по данной шкале (18—24 балла) из обработкиисключаются, поскольку у них наблюдается явно неадекватная оценка поведения. Всвоих ответах они стремятся выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
ИНДЕКСЫИ ТИПЫ
Длярешения ряда научных и научно-практических задач необходимо учитывать не толькозначение того или иного отдельного формально-динамического свойства, но ииндексы и темпераментальные типы, отражающие различную степень интеграцииформально-динамических свойств индивидуальности. Исходя из содержаниякорреляционных и факторных связей между шкала­ми ОФДСИ, нами предложеныследующие 6 наиболее важных индексов формально-динамических свойств человека.
Индексыактивности
1.      Индекспсихомоторной активности (ИПА) равен сумме баллов
активностныхшкал в психомоторной сфере. ИПА = ЭРМ + ПМ + СМ. ИПА варьирует от 36 до 144. Сред­неезначение (норма) равно 90 +/—12, т.е. от 78 до 102.
2.      Индексинтеллектуальной активности (ИИА) равен сумме бал­
лов активностных шкал в интеллектуальной сфере.
ИИА =ЭРИ + ПИ + СИ. ИИА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90+/—12, т.е. от 78 до 102.
3.      Индекскоммуникативной активности (ИКА) равен сумме бал-
ловактивностных шкал в коммуникативной сфере. ИКА = ЭРК + ПК + СК. ИКА варьируетот 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/—12, т.е. от 78 до 102.
4.      Индексобщей активности (ИОА) равен сумме баллов всех активностных шкал во всех трехсферах.
ИОА =ИПА + ИИА + ИКА. ИОА варьирует от 108 до 432. Среднее значение (норма) равно270+/—36, т.е. от 234 до 306.
Индексобщей эмоциональности
5.      Индексобщей эмоциональности (ИОЭ) равен сумме всех эмоциональных шкал в трех сферах.
ИОЭ= ЭМ+ ЭИ + ЭК. Среднее значение (норма) равно 90 +/-12, т.е. от 78 до 102.
/>Индекс общей адаптивности
6.Индекс общей адаптивности (ИОАД) равен разнице баллов между индексом общейактивности и индексом общей эмоци­ональности.
ИОАД =ИОА — ИОЭ. Индекс варьирует в пределах от —36 до 432. Среднее значение (норма)равно 180 +/—48.
Наосновании вышеприведенных индексов, В принципе, мож­но выделить довольнобольшое количество вариантов темпера­мента. Классификация этих типов — делобудущих научных исследований, однако уже сейчас ориентировочно можно гово­ритьо возможных 9 наиболее типичных вариантах (типах) фор­мально-динамическихсвойств.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕТИПЫ
Длявычисления дифференциального типа темпераментального типа в определенной сфереповедения необходимо на оси ор­динат отложить значение индекса активности вданной сфере, а на оси абсцисс значение соответствующей эмоциональной шкалы.
Тип 1.Если значения по обеим шкалам выше нормы, т.е. активность выше 102, аэмоциональность выше 34, данный испытуемый относится к категории «холерик» всоответствующей сфере.                      
Тип 2. Если значения по обеим шкалам меньше нормы, т.е.
активность меньше 70, а эмоциональность — меньше 26, То
данный испытуемый — «флегматик».
Тип 3. Если у данного испытуемого активность выше нормы
(т.е. выше 102), а эмоциональность — ниже нормы (т.е. ниже
26), то этот испытуемый — «сангвиник».
Тип 4. Если активность меньше нормы (т.е. меньше 78), а
эмоциональность больше нормы, т.е. (больше 34), то испытуемый — «меланхолик» всоответствующей сфере.
Тип 5. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по
шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения
ниже нормы (т.е. меньше 26), данный испытуемый принадлежит к «смешанному низкоэмоциональному» типу.
Тип 6. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по
шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения выше нормы (т.е.больше 34), данный испытуемый принадлежит к «смешанному высокоэмоциональному»типу.
Тип 7.Если испытуемый по шкале активности имеет значение выше нормы (т.е. выше 102),а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данныйиспытуемый принадлежит к «смешанному высокоактивному» типу.
Тип 8.Если испытуемый по шкале активности имеет значение ниже нормы, а по шкалеэмоциональности его значения нахо­дятся в пределах нормы, то данный испытуемыйпринадлежит к «смешанному низкоактивному» типу.
Тип 9.Если значения и активности и эмоциональности нахо­дятся в пределах нормы, тоиспытуемый принадлежит к «не­определенному» типу.
ОБЩИЙТИП ТЕМПЕРАМЕНТА
Вычисленияобщего типа проводятся аналогично вычислению дифференциального типа. Для этогона оси ординат отложить значения ИОА (индекса общей активности), а на осиабсцисс значение индекса ИОЭ (индекса общей эмоциональности). На­звания типовте же, что и в случае дифференциальных типов.
Если обазначения выше нормы — «холерик», если оба значе­ния меньше нормы — «флегматик».Если по шкале обшей актив­ности значение выше нормы, а по шкале общейэмоциональнос­ти ниже нормы — «сангвиник». Если общая активность ниже нормы, аобщая эмоциональность выше нормы — «меланхолик». Если оба значения в пределахнормы — «неопределенный» тип. Если по активности значение в пределах нормы, апо общей эмоциональности выше нормы, то — «смешанный высокоэмоци­ональный» тип.Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности ниженормы, то — «смешанный низко эмоциональный» тип. Если по шкале общей активностизначение выше нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то —«смешанный высокоактивный» тип. Если по шкале общей активности значение ниженормы, а по общей эмоцио­нальности в пределах нормы, то — «смешанныйнизкоактивный» тип.ПСИХОМОТОРНАЯ СФЕРА Низкие значения (12-25 баллов) Средние значения (26-34 балла) Высокие значения (35-48) Эргичность (ЭРМ). Узкая сфера психомотор­ной деятельности, низкий мышечный тонус, нежела­ние физического напря­жения, низкая вовлечен­ность в процесс деятель­ности, избегание работы, двигательная пассивность. Нормальный мышеч­ный тонус, обычная двигательная активность; средневыраженное стремление к физичес­кому напряжению, средняя мышечная работоспособность. Высокая потребность в дви­жении, «широкая» сфера пси­хомоторной активности, жаж­да психомоторной деятель­ности, постоянное стремле­ние к физическому труду, избы­ток физических сил, высокая мышечная работоспособность. Пластичность (ПМ). Повышенная склонность к монотонной физической ра­боте, боязнь, избегание разнообразных форм ручного труда, стремление к шаблонным способам физической деятельности, вязкость движений. Типичная для человека гибкость при переклю­чении с одной физи­ческой работы на дру­гую, средневыражен-ная склонность к раз­нообразным формам двигательной актив­ности и различным видам ручного труда. Высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений. Скорость (СМ). Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда. Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда. Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности. Эмоциональность (ЭМ). Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным мотор­ным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уве­ренности в себе при выпол­нении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы. Средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпа­дению задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе.
Высокая чувствительность
(сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА Эргичность (ЭРИ). Низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс, связанный с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов. Средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением. Высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения. Пластичность (ПИ). Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач.
Нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам
интеллектуальной деятельности. Высокая гибкость мышления, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем. Скорость (СИ). Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллек­туальной деятельности. Средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности. Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности. Эмоциональность (ЭИ). Низкая чувствительность (безразличие)к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы, слабое эмоциональное реагирование при неудачах, связанных с интеллектуальной деятельностью, спокойствие, уверенность в себе в процессе умственной деятельности. Средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения. Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу работы, связанной с умственным напряжением. КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА Эргичность (ЭРК). Низкая потребность в общении, социальная пассивность, «узкий» круг контактов, уход от социальных мероприятий, замкнутость. Нормальная потребность в общении, «средний» круг контактов, средневыраженное стремление к установлению новых знакомств, средняя степень общительности. Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству. Пластичность (ПК). Низкий уровень готовности к вступлению в новые соци­альные контакты, тщатель­ное продумывание своих поступков в процессе соци­ального взаимодействия, стремление к поддержива­нию однообразных контак­тов, ограниченный набор коммуникативных программ. Нормальная готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам. Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ. Скорость (СК). Низкая речевая активность, медленная вербализация, речевая заторможенность. Обычная скорость речевой активности и вербализации. Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности! Эмоциональность (ЭК). Низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми. Среднеинтенсивное эмоциональное пере­живание в случае не­удач в общении, типич­ная для человека чувст­вительность к оттенкам межличностных отно­шений; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия. Высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения.

Анализ иинтерпретация результатов.
В качестве объектоввыступили 17 подростков — ученики 9«А» класса МОУ СОШ №3 города МирныйАрхангельской области, в возрасте 14 лет; пол: 9 мальчиков – 53%, 8 девочек – 47%;92% — из полных семей; материальное положение – среднее; все дети обеспеченыотдельной комнатой; у 69% есть братья/сестры, из них у 16% не проживаютсовместно. Особенности семейного воспитания: строгий контроль над поведениемребенка – 32%, сотрудничество – 80%, ограничение самостоятельности – 24%,большая самостоятельность ребенка – 8%, сотрудничество со школой – 16%.Отношения в семье дружеские и близкие – 85%, «нормативные» — 8%, отсутствиевзаимопонимания – 8% Анкета, по которой собирались сведения, представлена вПриложении №5. Исследование проводилось 20 января 2005 года на основаниигруппового исследования.
2.2.Анализ и интерпретация результатов.
Исследованиеагрессивности в моей работе проводилось по методике Басса-Дарки. Результатыпредставлены в сводной таблице в Приложении №6.
         Испытуемые поуровню агрессивности разделились:
1. подростки снизким уровнем агрессивности — 12%
2. подростки сосредним уровнем агрессивности — 70%
3. подростки свысоким уровнем агрессивности — 18%
Результаты исследованиямежполовых различий агрессивности представлены на рис.1
/>
Рис.1
Агрессивность былавыявлена в различных формах (рис.2)
/>Рис.2
На диаграмме видно, что умальчиков явно преобладает физическая агрессия, а у девочек – чувство вины,которого у мальчиков почти нет. У девочек же меньше подозрительности, чем умальчишек. Высоки у мальчиков и девочек негативизм и обида. Но, впрочем, этосвойственно их возрасту.
Для меня результатобследования, в общем, не был неожиданным – скорее наоборот, предсказуемым.
Исследование темпераментапроводилось по Опроснику формально-динамических свойств индивидуальности(ОФДСИ) В.М.Русалова. Результаты представлены в сводной таблице в Приложении №7.
Два мальчика сразу вышлииз исследуемой группы, т.к. набрали слишком большое количество баллов поконтрольной шкале. Их результаты при подсчете учитываться не будут.
Результаты исследованиямежполовых различий общего типа темперамента представлены на рис.3.
/>
Рис.3
На основании рисунков 1-3можно сделать следующие выводы:
1. 1,2,3,4,8-й типытемпераментов в нашей группе испытуемых не встречается.
2. 5-й тип,«смешанный низкоэмоциональный», встречается только у мальчиков (из-за низкойэмоциональности в коммуникативной сфере). Один из них относится к категориисреднего уровня агрессивности, другой – к высокого уровня. Следовательно,четкой закономерности, подтверждающей гипотезу, здесь не наблюдается.
3. 7-й тип,«смешанный высокоактивный», в нашей группе характерен только для девочек. Двоеиз них относятся к средней категории агрессивности, а одна – к низкой. Опять жечеткой закономерности нет.
4. 6-й тип,«смешанный высокоэмоциональный», есть как в группе мальчиков, так и девочек. Нодля нашей группы он все-таки редкость, т.к. встречается только у одногомальчика и одной девочки. Оба они относятся к категории агрессивности среднегоуровня. Они оба любят общаться и двигаться. Можно предположить, что ихотрицательная энергия гасится посредством спорта и активного общения сдрузьями. Будем считать это закономерностью.
5. 9-й тип,«неопределенный», — последний, встречающийся в нашей группе. Двое из трех ребятс повышенной агрессивностью и один из двух с пониженной относятся к этому типу.Кроме них еще пять человек со средним уровнем агрессивности также имеют этоттип темперамента. Значит, закономерность опять не найдена.

ВЫВОДЫ
Проанализироватьвзаимосвязь агрессивности и темперамента.
Выработать рекомендации.
1. Агрессивность –устойчивая черта личности – готовность к агрессивному поведению. Ее уровниопределяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальныенормы, важнейшие из которых – нормы социальной ответственности и нормывозмездия за акты агрессии.
Состав психологическихкомпонентов тревожности нельзя считать вполне определенным и установленным.Состояние эмоционального напряжения, переживание личной угрозы, повышеннаячувстви­тельность к неудачам и ошибкам, отнесение неудач и ошибок, за счетсвойств своей личности, озабоченность, само мнительность, недовольство собой.Весь этот симптокомплекс обладает одним из ос­новных отличительных признаковтемперамента: от него зависит динамика деятельности. Но проявляется он лишь вситуации опасности и зависит от мотивов и отношений личности. Басс указал наряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек, и особоостанавливался на роли темперамента.
2. У мальчиков из группыиспытуемых явно преобладает физическая агрессия, а у девочек – чувство вины,которого у мальчиков почти нет. У девочек же меньше подозрительности, чем умальчишек. Высоки у мальчиков и девочек негативизм и обида.
3. 1,2,3,4,8-й типытемпераментов в нашей группе испытуемых не встречаются. Самым распространеннымоказался 9-й тип – «неопределенный»
4. 6-й тип, «смешанныйвысокоэмоциональный», есть как в группе мальчиков, так и девочек. Для нашейгруппы он редкость, т.к. встречается только у одного мальчика и одной девочки.Оба они относятся к категории агрессивности среднего уровня. Это единственная,установленная мною закономерность, подтверждающая гипотезу.
5. По результатамисследования мною был проведен классный час, на котором я раздала и поясниларезультаты диагностики, и родительское собрание, где родители получили полезнуюинформацию о причинах агрессивного поведения детей.

Заключение
Целью моего исследованиябыло определение связи уровня агрессивности с темпераментом.
Гипотеза подтвержденамною частично. Результаты исследования показали, что четкой связи агрессивностии темперамента не существует.
Считаю свое исследованиелишь началом изучения мной этой проблемы. Необходимо расширить выборку методики значительно увеличить количество испытуемых.
/>/>/>/>/>Литература
1. Венгер, В.С.Мухина «Психология» Москва «Просвещение» 1988.Гаиезо М. В., Домашенко И. А. Атласпо психологии. — М.: Просвещение, 1986.
2. Вяткин Б. А. Рольтемперамента в спортивной деятельности, — М.; ФиС, 1978.
3. Гиппенрейтер, В.Романова «Психология индивидуальных различий» Москва — Издательство МосковскогоУниверситета — 1982 год.
4. Годфруа «Чтотакое психология» Москва — «Мир» — 1992 год.
5. Головина С.Ю.«Словарь психолога-практика» — Мн.: Харвест, 2003г.
6. Жариков, Е.Крушельницкий «Для тебя и о тебе» Москва — «Просвещение» — 1991 год.
7. Климов О. А.Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от ти­пологических свойствнервной системы. — Казань: Йзд-во Казанского го­сударственного университета,1969.
8. Кораблина, М.Ронгинский «Изучение индивидуально-психологических особенностей личности»Санкт-Петербург — 1992 год.
9. Крутецкий«Психология» М., «Просвещение» 1988.
10. МерлинB.C. Очерктеории темперамента-Пермь,1973
11. Небылицин В. Д.Основные свойства нервной системы человека. — И. * Просвещение, 1966.
12. Общая психология /Состав.Е.И. Рогов — М. ВЛАДОС, 1995 г.
13. Общая психология.Учебник для студентов педагогических институтов /Под ред. А. В. Петровского. –М: Просвещение, 1986.
14. Педагогическийжурнал «Народное образование».
15. Психологияиндивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова — М.изд-во МГУ, 1982 г.
16. Работа сродителями: Пособие для учителей… — Мн., Экоперспектива, 2003г.
17. Ратанова, Шляхта«Психодиагностические методы изучения личности» — М., МПСИ 2000г.
18. Семенюк«Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия егокоррекции» — М., МПСИ, 2003г.
19. Смирнова«Психология психологического общения» Москва — 1993 год.
20. Стреляу Я. Рольтемперамента в психическом развитии. — И,; Прогресс, 1982.

Приложение1
Опросник агрессивности Басса – Дарки
1. Временами я не могусправиться с желанием причинить вред другим.
2. Иногда я сплетничаю олюдях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь,но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросятпо-хорошему, я не выполню просьбы.
5. Я не всегда получаюто, что мне положено.
6. Я знаю, что людиговорят обо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряюповедения друзей, то даю им это почувствовать.
8. Если мне случалосьобмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
9. Мне кажется, что я неспособен ударить человека.
10. Я никогда нераздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11. Я всегдаснисходителен к чужим недостаткам.
12. Если мне не нравитсяустановленное правило, мне хочется нарушить его.
13. Другие умеют (лучше,чем я) почти всегда пользоваться
бла­гоприятными обстоятельствами.
14. Я держусьнастороженно с людьми, которые относятся ко мне
 несколько более дружественно,чем я ожидал.
15. Я часто бываю несогласен с людьми.
16. Иногда мне на умприходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудьпервым ударит меня, я не отвечу ему.
18. Когда я раздражаюсь,я хлопаю дверьми.
19. Я гораздо болеераздражителен, чем кажется окружающим.
20. Если кто-то корчит изсебя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
21. Меня немного огорчаетмоя судьба.
22. Я думаю, что многиелюди не любят меня.
23. Я не могу удержатьсяот спора, если люди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие отработы, должны испытывать чувство вины.
25. Тот, кто оскорбляетменя или мою семью, напрашивается на Драку.
26. Я не способен нагрубые шутки.
27. Меня охватываетярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят изсебя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29. Почти каждую неделю явижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
30. Довольно многие людизавидуют мне.
31. Я требую, чтобы людиуважали мои права.
32. Меня угнетает то, что я мало делаюдля моих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас,стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
34. От злости я иногда бываю мрачен.
35. Если ко мне относятся хуже, чем ятого заслуживаю, я не расстраиваюсь.
36. Если кто-то выводит меня из себя, яне обращаю на это внимания.
37. Хотя я и не показываю этого, иногдаменя гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мнойсмеются.
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к«сильным» выражениям.
40. Мне хочется, чтобы мои ошибки былипрощены.
41. Я редко даю сдачи, даже есликто-нибудь ударит меня.
42. Когда получается не по-моему, яиногда обижаюсь.
43. Иногда люди раздражают меня простосвоим присутствием.
44. Нет людей, которых бы япо-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: «Никогда не доверяйчужакам».
46. Если кто-нибудь раздражает меня, яготов сказать все, что я о нем думаю.
47. Я делаю много такого, о чемвпоследствии сожалею.
48. Если я разозлюсь, я могу ударитького-нибудь.
49. С десяти лет я никогда не проявлялвспышек гнева.
50. Я часто чувствую себя, как пороховаябочка, готовая взорваться.
51. Если бы все знали, что я чувствую,меня бы считали человеком, с которым не легко ладить.
52. Я всегда думаю о том, какие тайныепричины заставляют людей делать что-то приятное для меня.
53. Когда на меня кричат, я начинаюкричать в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже и не чаще, чемдругие.
56. Я могу вспомнить случай, когда я былнастолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
57. Иногда я чувствую, что готов первымначать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизньпоступает со мной несправедливо.
59. Раньше я думал, что большинстволюдей говорит правду,
 но теперь я в это не верю.
60. Я ругаюсь со злости.
61. Когда я поступаю неправильно, менямучает совесть.
62. Если для защиты своих прав мне надоприменять физическую силу, я применяю ее.
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, чтостучу по столу кулаком.
64. Я бываю грубоват по отношению клюдям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые хотели бымне навредить.
66. Я не умею поставить человека наместо, даже если он этого заслуживает.
67. Я часто думаю, что жил неправильно.
68. Я знаю людей, которые способныдовести меня до драки.
69. Я не раздражаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову, чтолюди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Я часто просто угрожаю людям, хотя ине собираюсь приводить угрозы в исполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре я часто повышаю голос. -
74. Обычно я стараюсь скрывать плохоеотношение к людям.
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чемстану спорить.

ДИАГНОСТИКАСОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ.Приложение 2
 
ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ.Фамилия_______________________________
Имя____________________________________
Отчество________________________________
Возраст__________________________________
Дата и место тестирования___________________________________
Время тестирования_________________________________________1. 16. 31. 46. 61. 2. 17. 32. 47. 62. 3. 18. 33. 48. 63. 4. 19 34. 49. 64. 5. 20 35. 50. 65. 6. 21. 36. 51. 66. 7. 22. 37. 52. 67. 8. 23. 38. 53. 68. 9. 24. 39. 54. 69. 10. 25. 40. 55. 70. 11. 26. 41. 56. 71. 12. 27. 42. 57. 72. 13. 28. 43. 58. 73. 14. 29. 44. 59. 74. 15. 30. 45. 60. 75. Шкала 1 суммарноеколичество баллов ________
Шкала 2 суммарноеколичество баллов ________
Шкала 3 суммарноеколичество баллов ________
Шкала 4 суммарноеколичество баллов ________
Шкала 5 суммарноеколичество баллов ________
Шкала 6 суммарноеколичество баллов ________
Шкала 7 суммарноеколичество баллов ________
Шкала 8 суммарноеколичество баллов ________

Приложение3
Опросникформально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова.
1. Я часто испытываюпотребность в движении.
2. Я не ищу новыхрешений известных проблем.
3. Я постоянно хочуприобретать новые знания.
4. В свободное времяя с удовольствием занимаюсь физическим трудом.
5. Я быстро считаю«в уме».
6. Я сильнопереживаю, когда сдаю экзамен менее успешно, чем ожидал (а).
7. Я предпочитаюуединение большой компании.
8. Мне легкоодновременно выполнять несколько дел, например, смотреть телевизор и читать.
9. Мне легковыполнять умственную работу, требующую дл тельного внимания.
10. Я переживаю,когда выполняю задание не так, как следовало бы.
11. Я — легок(ка) наподъем.
12. Я огорчаюсь,когда обнаруживаю свои ошибки при выполнении интеллектуальной работы.
13. Я легкопереключаюсь с одного дела на другое, занимайся ручной работой.
14. Я быстро решаюарифметические задачи.
15. Я без трудавключаюсь в разговор.
16. Я — подвижныйчеловек.
17. Я устаю отдлительной умственной работы.
18. Я легкопереключаюсь с решения одной проблемы на другую.
19. Я предпочитаюбыструю ходьбу.
20. Моя речь медленнаи нетороплива.
21. Я частовысказываю свое мнение, не подумав.
22. Я огорчаюсь, еслимне не удается что-то смастерить самому(ой).
23. Я люблю интеллектуальныеигры, в которых требуется быстрое принятие решения.
24. Я испытываюнеудобство из-за того, что у меня плохой почерк.
25. Я часто испытываюопасение оттого, что могу не справиться с работой, требующей умственногонапряжения.
26. Я — ранимый человек.
27. Я неохотновыполняю срочную умственную работу.
28. Я часто не могузаснуть оттого, что мне не удается найти решение какой-либо проблемы.
29. Я всегда выполняюсвои обещания независимо от того, удобно мне это или нет.
30. Я огорчаюсь,поспорив с друзьями.
31. У меня портитсянастроение, когда я долго не могу решить какую-либо проблему.
32. |Мне легкозаниматься физическим трудом длительное время.
33. Я чувствовал(а)бы себя дискомфортно, если бы на длительное время был(а) бы лишен(а)возможности общения с людьми.
34. Я никогда неопаздывал(а) на свидание или на работу.
35. У меня многодрузей и знакомых.
36. Я регулярно читаюо новых достижениях науки и техники.
37. Я сильно волнуюсьперед предстоящим экзаменом.
38. Обычно мои мыслитекут неторопливо.
39. Мне нравитсямастерить вещи своими руками.
40. Я успешновыполняю работу, требующую тонких и скоординированных движений.
41. Мне легкоготовиться к нескольким экзаменам одновременно.
42. Бывает, что яговорю о вещах, в которых не разбираюсь.
43. Моя речь частоопережает мои мысли.
44. Я склонен(на)преувеличивать свои неудачи, связанные с умственной деятельностью.
45. Я люблюучаствовать в спортивных играх, требующих быстрых движений.
46. Во время беседымои мысли часто перескакивают с одной темы на другую.
47. Мне легко было бысдать два экзамена в один день.
48.Я чувствую в себе избыток интеллектуальной энергии.
49.Мне нравятся игры, требующие быстроты и ловкости движений.
50.Мне трудно говорить быстро.
51.Мне легко завязывать знакомства первым.
52.Я испытываю досаду, когда у меня не хватает ловкости для участия вспортивных играх на отдыхе.
53.Я быстро думаю, находясь в любой ситуации.
54.Работа, требующая полной отдачи умственных сил, отталкивает меня.
55.Я огорчаюсь от того, что пишу медленно и иногда не успеваю записыватьнеобходимую информацию.
56.Я переживаю, когда меня не понимают в разговоре.
57.Я говорю свободно, без запинок.
58.Я охотно выполняю физическую работу.
59.    Мнелегко выполнять одновременно несколько заданий, требующих умственногонапряжения.
60.    Япредпочитаю заниматься работой, не требующей большой физической нагрузки.
61.Я сильно волнуюсь во время экзамена.
62.Мне требуется много времени, чтобы разобраться в той или иной проблеме.
63.Как правило, я не вступаю в общение с малознакомыми людьми.
64.Я легко обучаюсь ремеслу (рукоделию).
65.Мне нравятся задачи на «смекалку».
66.Я предпочитаю однообразную физическую работу.
67.Нередко я конфликтую с друзьями из-за того, что говорю, не подумав.
68.Я предпочитаю постоянно находиться среди людей.
69.Я пишу быстро.
70.Я быстро устаю от физической работы.
71.Я — разговорчивый человек.
72.Иногда я преувеличиваю негативное отношение к себе со стороны своихблизких.
73.У меня часто портится настроение из-за того, что сделанная мною вещьоказывается не совсем удачной.
74.Я легко обижаюсь, если мне указывают на мои недостатки.
75.Во время физической работы я часто делаю перерывы для отдыха.     
76.Мне нравится разнообразный ручной труд.
77.Мне легко внести оживление в компанию.
78.Я испытываю тревогу, переходя улицу перед движущимся транспортом.
79.Мне легко провести прямую линию от руки (без линейки).
80.Я могу, не раздумывая, задать вопрос незнакомому человеку.
81.Меня раздражает быстрая речь собеседника.
82.Я с удовольствием выполняю умственную работу.
83.Я считаю свои движения медленными и неторопливыми.
84.Многие считают меня физически сильным.
85.Когда я оживленно рассказываю о чем-то, я прибегаю к мимике и жестам.
86.У меня бывают мысли, которые мне не хотелось бы сообщать окружающим.
87.Для подготовки к экзаменам я трачу времени меньше, чем другие.
88.В моей речи много длительных пауз.
89.Меня огорчает то, что я физически менее развит(а), чем хотелось бы.
90.Я сильно волнуюсь перед ответственным разговором.
91.Я устаю, когда приходится долго говорить.
92.Я чувствую в себе избыток физических сил.
93.Движения моих рук быстры и стремительны.
94.Я свободно чувствую себя в большой компании.
95.Мне нравятся задачи, требующие постоянного переключения внимания.
96.Я предпочитаю задания, не связанные с большой умственной нагрузкой.
97.Я предпочитаю решить задачу до конца, прежде чем взяться за другую.
98.Даже находясь в тесном кругу друзей, я остаюсь молчаливым.
99.В работе по хозяйству я легко переключаюсь с одного дела на другое.
100.Я считаю себя мастером на все руки.
101.Я легко высказываю свои мысли в присутствии незнакомых людей.
102.Я довольно быстро выполняю физическую работу.
103.Меня огорчают незначительные ошибки, допущенные при решении какой-либозадачи.
104.Я быстро читаю вслух.
105.Я переживаю из-за того, что у меня нет достаточно выра­женныхспособностей для овладения интересующим меня ремеслом.
106.Я основательно планирую предстоящую умственную работу, чтобы избежатьвозможных ошибок.
107.Я не отличаюсь оригинальностью в решении задач.
108.Меня огорчает, что я недостаточно хорошо владею ремес­лом (рукоделием).
109.Я сильно волнуюсь, когда мне приходится выяснять отно­шения с друзьями.
110.Я нуждаюсь в людях, которые меня ободряют и утешают.
111.Я стараюсь избегать тяжелой физической работы.
112.В свободное время меня тянет пообщаться с людьми.
113.Я предпочитаю подумать, взвесить, и лишь потом высказаться.
114.На вечеринках и в компаниях я держусь обособленно.
115.Я без особого труда смог(ла) бы начертить сложную гео­метрическую фигуру.
116.В компании я обычно начинаю разговор первым.
117.Я легко воспринимаю быструю речь.
118.У меня медленные движения, когда я что-нибудь мастерю.
119.Я быстро решаю головоломки.
120.Длительная подготовка к экзаменам утомляет меня.
121.Я иногда сплетничаю.
122.Я предпочитаю выполнять физическую работу в быстром темпе.
123.Мне нравится быстро говорить.
124.Когда я выполняю работу, требующую тонкой координации движений, яиспытываю некоторое волнение.
125.Я люблю бывать в больших компаниях.
126.Я не стараюсь избегать конфликтов.
127.Я способен(а) выполнять длительную физическую работу без утомления.
128.Мне приятны быстрые движения.
129.Я люблю уединение.
130.Мне легко настроиться на выполнение нового задания.
131.Мне с трудом удалось бы сделать нужную вещь своими ру­ками.
132.Я считаю себя физически сильным человеком.
133.Я предпочитаю работу, не требующую отдачи интеллекту­альных сил.
134.Мне трудно удержаться от высказывания неожиданно воз­никшей идеи.
135.Я с легкостью могу обратиться с просьбой к другому человеку.
136.Мне нравится работа, не требующая быстрых движений.
137.Я предпочитаю медленный, спокойный разговор.
138.Я испытываю чувство обиды от того, что окружающие меня люди, как мнекажется, обходятся со мной хуже, чем следовало бы.
139.Умственная работа для меня более привлекательна, чем физическая.
140.Обычно я дочитываю книгу до конца, прежде чем взяться за новую.
141.В ручном труде меня раздражают малейшие неполадки.
142.Я обычно медленно выполняю интеллектуальные задания.
143.Я люблю много читать.
144.Когда я что-то мастерю, я обращаю внимание даже на незначительные погрешности.
145.Многие считают, что я — довольно сообразительный человек.
146.В разговоре я легко обижаюсь по пустякам;
147.Приступая к решению даже несложной задачи, я испытываю чувствонеуверенности.
148.При общении с людьми я часто чувствую себя неуверенно.
149.Я легко пересматриваю свои решения и принимаю новые.
150.Среди моих знакомых есть люди, которые мне явно не нравятся.

Приложение 4
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Фамилия____________ Имя ___________ Отчество _______________   
Родзанятий (профиль учебы).___________________________________
Возраст ___________________
ИНСТРУКЦИЯ
Поставьтекрестик или галочку в той графе, которая соответ­ствует утверждению,описывающему ваше поведение:
1  — не характерно для меня,
2  — мало характерно для меня,
3  — довольно характерно для меня,
4  — характерно для меня.№ 1 2 3 4 № 1 2 3 4 № 1 2 3 4 1 51 101 2 52 102 3 53 103 4 54 104 5 55 105 6 56 106 7 57 107 8 58 108 9 59 109 10 60 110 11 61 111 12 62 112 13 63 113 14 64 114 15 65 115 16 66 116 17 67 117 18 68 118 19 69 119 20 70 120 21 71 121 22 72 122 23 73 123 24 74 124 25 75 125 26 76 126 27 77 127 28 78 128 29 79 129 30 80 130 31 81 131 32 82 132 33 83 133 34 84 134 35 85 135 36 86 136 37 87 137 38 88 138 39 89 139
Приложение№5
Анкета
Фамилия_____________________________________________________
Имя__________________________________________________________
Отчество_____________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Пол М / Ж
Воспитывают: родители /один из родителей / опекун
Другие члены семьи (ФИО,возраст, родственные отношения, работа):__________________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Сколько жилых комнат вквартире________________________________
Есть ли свои: комната /угол / стол _______________________________
Место работы, должность,образование родителей (опекунов):__________________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Материальное положениесемьи: малоимущие / средний достаток / высокий уровень достатка.
Психологический климат всемье, взаимоотношения между:
Отцом и матерью(супругами) ___________________________________
Отцом (отчимом) иребенком ____________________________________
Матерью (мачехой) иребенком _________________________________
Другими детьми_______________________________________________
Другими членами семьи________________________________________
Особенности воспитания:Строгий контроль над поведением / ограничение самостоятельности / гиперопека /большая самостоятельность / безнадзорность / сотрудничество / противостояниевзрослых и ребенка / противостояние семьи школе / эмоциональная холодность


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Андрей Курпатов
Реферат Минусинское восстание
Реферат 3 класс Ученик(ца) 3 класса фи
Реферат Управление персоналом в условиях кризиса 2
Реферат Изучение и анализ иностранных фирм при освоении международных рынков
Реферат A Portrait Of The Artist Essay Research
Реферат Природа зла в человеке (на основе произведений писателей XIX века)
Реферат Athenian Women Essay Research Paper Athenian society
Реферат 107078 Москва, ул. Каланчёвская 13 Тел.: (495) 980-21-21 Факс: (495) 980-21-23 е-mail: Lebanon@arttour ru
Реферат Анализ технико-экономических показателей ОАО "Элема"
Реферат Исследование и разработка мероприятий по повышению эффективности снабженческо-сбытовой деятельно
Реферат Шпаргалка по Политологии 8
Реферат Аннотации дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла Аннотация дисциплины «История»
Реферат The Awakening 3 Essay Research Paper English
Реферат Влияние на здоровье алкоголизма, табакокурения, наркомании