Реферат по предмету "Психология"


Эмоциональное развитие детей раннего возраста

Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Эмоциональноеразвитие ребенка раннего возраста….………..5
Глава 2 Кризис3-х лет………………………………………….…..…….9
Заключение………………………………………………………..………13
Библиографическийсписок…………………………………….………..15

Введение
Человек как субъект практической и теоретическойдеятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастнымсозерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким, же бесстрастнымавтоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины.Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметноммире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие отних и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношенияс окружающими; он переживает то, что с ним происходит и им совершается; онотносится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этогоотношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувствочеловека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, вформе непосредственного переживания.
Родившись, ребёнокотделяется от матери физически, но биологически связан с ней ещё длительноевремя. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, онстановится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывногоединства ребёнка и взрослого – ситуация «Мы», как назвал её Выготский. А вотследующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннемдетстве. Это связано с тем, что у ребёнка не только возникают новые физическиевозможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концупериода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
В раннем детстве ребёнокактивно познаёт мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваиваетспособы действий с ними. Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, врамках которой возникают первые примитивные игры. К трём годам появляютсяличные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода.Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведениеребёнка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую онпогружён, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остаётсяимпульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственнымисиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребёнка.

Глава 1 Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста
Развитиепсихических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферыребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенокэмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он остропереживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минутспокоен и живо интересуется новой обстановкой. Он не способен огорчаться из-затого, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем,что через 5 дней ему что-то подарят.[1]
Желанияребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать исдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желанияобладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов.Это легко наблюдать в ситуации выбора. Если ребенка 2-3-х лет попросить выбратьсебе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать иперебирать их. Затем все-таки выберет одну, но после следующей просьбы — уйти сней в другую комнату — снова начнет колебаться. Положив игрушку на место, онбудет перебирать остальные, пока его не уведут от этих одинаково притягивающихвещей. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может — он не всостоянии принять решение.
Развитииэмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребёнка совзрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогаютребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивысотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое навсех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, ребенокждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместногорешения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительствобашни из кубиков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые дляребенка формы общения со взрослыми.
Общениес другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится ещеполноценным. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущаетбеспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. Натретьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общейигры кратковременны, ни о каких правилах игры речи быть не может. Лучше всегодетям удаются такого типа «игры», как совместные прыжки на кровати.Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться сровесниками и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитываетсядома. Но и «ясельные» дети не избавлены от возрастных трудностей вобщении. Они могут проявлять агрессивность — толкнуть, ударить другого ребенка,особенно если тот как-то ущемил их интересы, скажем, попытался завладетьпривлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегдаисходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого.Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет емусопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в труднойситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, вдошкольном детстве. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тожеспособствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общениесо взрослыми.[2]
Дляраннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные снепосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода при приближении ккризису 3-х лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которымисталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у негоничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого — некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполневероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь вкомнату и начинает бить по ней руками и ногами, что-то выкрикивая. Причинойгнева или плача могут быть, помимо «неподдающихся» вещей, иотсутствие внимания со стороны близких взрослых, занятых своими делами именно вто время, когда ребенок изо всех сил старается их вниманием завладеть; ревностьк брату или сестре и т.п. Как известно, аффективные вспышки лучше всего гасятсятогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует какположительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочиеприятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью,и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннеговозраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточнопоказать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-тоинтересным и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновеннопереключается и с удовольствием занимается новым делом.[3]
Развитиеэмоционапьно-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в этовремя самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя взеркале, американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили кзеркалу, затем незаметно касались носа каждого ребенка, оставляя на немпятнышко красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети до 2-х лет никак не реагировалина свои испачканные носы, не относя к себе красные пятна, увиденные в зеркале.А большинство двухлетних детей, увидев свое отражение, дотрагивались пальцамидо носа, — следовательно, узнавали себя.
Узнаваниесебя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитиисамосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, втретьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем годам,появляется местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичнаясамооценка — осознание не только своего «я», но того, что «яхороший», «я очень хороший», «я хороший и большеникакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональныхкомпонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этогослова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности,принятии, поэтому самооценка всегда эмоционально завышена. Н.А. Менчинская,наблюдавшая за развитием своего сына, описывает ситуации, когда мальчик высокооценивает себя независимо от того, как он реально поступает — хорошо или плохо.Так, например, Саша, обходя комнату, делал то, что ему запрещалось, — бралмамины лекарства и другие вещи. Положив их на место, он с удовлетворениемконстатировал: «Теперь хороший». Оказавшись с родителями в поезде, онплюнул с верхней полки. Мама сообщила ему, что она об этом думает, и спросила,что нужно сказать. Мальчик тихо, для себя, проговорил: «Молодец я», — а затем громко, для взрослых: «Больше не буду».[4]
Сознание«я», «я хороший», «я сам» и появление личныхдействий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходныйпериод — кризис 3-х лет.

Глава 2 Кризис 3-х лет
Кризис3-х лет — граница междуранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизниребенка. По Д.Б… Эльконину, это разрушение, пересмотр старой системысоциальных отношений, кризис выделения своего «я». Ребенок, отделяясьот взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Изменениепозиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют отблизких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенкомне складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянноограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиесяв отношениях со взрослыми (и никогда — со сверстниками). Л.С.Выготский, вследза Э.Келер, описывает 7 характеристик кризиса 3-х лет. Первая из них — негативизм.Остановимся на ней подробнее, чтобы понять, как изменяется в это времяструктура поведения ребенка.
Ребенокдает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять,а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, чтоэто предложил ему определенный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен:ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а сдругими достаточно послушен. Главный мотив действия сделать наоборот, т.е.прямо противоположное тому, что ему сказали.[5]
Напервый взгляд, кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста.Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого емуделать и не хочется — возвращаться домой с улицы, чистить зубы или ложитьсявовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное длянего, он тут же согласится. При негативизме события развиваются иначе.Л.С.Выготский приводит такой пример из своей клинической практики. Девочка,переживающая кризис 3-х лет, очень хотела, чтобы ее взяли на конференцию, гдевзрослые «обсуждают детей», но, получив разрешение, на заседание непошла. Это была негативная реакция на предложение взрослого. На самом деле ейтак же хотелось пойти, как и раньше, до своего отказа, и, оставшись одна,девочка горько плакала.
Еще двапримера, описанных Л.И.Божович. Мальчик с затянувшимся кризисом решил рисовать,но вместо ожидавшегося отказа получил одобрение родителей. С одной стороны,рисовать ему хочется, с другой — еще больше хочется сделать наоборот. Мальчикнашел выход из этого сложного положения: расплакавшись, он потребовал, чтобы,рисовать ему запретили. После исполнения этого желания он с удовольствиемпринялся за рисунок. Другой ребенок читал «наоборот» известные строкиПушкина: «И не по синим, и не по волнам, и не океана, и не звезды, и неблещут, и не в небесах».
Из этихпримеров видно, как меняется мотивация поведения ребенка. Раньше в нагляднойситуации у него возникал аффект — непосредственное эмоционально напряженноежелание что-то сделать; импульсивные действия ребенка соответствовали этомужеланию. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своемунепосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, аотношениями с другим, взрослым человеком. Мотив пове­дения уже находится внеситуации, данной ребенку. Конечно, негативизм — кризисное явление, котороедолжно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в три года получаетвозможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, апоступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, являетсяважным завоеванием в его развитии.[6]
Втораяхарактеристика кризиса 3-х лет — упрямство. Это реакция ребенка, которыйнастаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что онсам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Егопервоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этогорешения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство -ненастойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенокнастаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или совсем не хочется, илидавно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить сулицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будетпродолжать кружить по двору, чем бы его не соблазняли (игрушкой, десертом,гостями), хотя и с совершенно унылым видом.
Впереходный период может появиться строптивость. Она направлена не противконкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системыотношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоятьна своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.«Да ну!» — самая распространенная реакция в таких случаях.
Разумеется,ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать ирешать сам. В принципе, это положительное явление, но во время кризисагипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, оначасто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты совзрослыми.[7]
Унекоторых детей конфликты со взрослыми становятся регулярными, они как быпостоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят опротесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм.Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, чтоон будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д. Если всемье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та жетенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимогоотношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точкизрения юного деспота.
Интереснаяхарактеристика кризиса 3-х лет, которая будет присуща всем последующимпереходным периодам, — обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То,что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начатьругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломатьлюбимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности квещам) и т.п.[8]
Все этиявления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другимлюдям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
Этоважный этап в эмансипации ребенка; не менее бурный этап ждет его в дальнейшем — в подростковом возрасте.

Заключение
Значение проблемы эмоцийедва ли нуждаются в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли быжизнь и деятельность человека – внутренне, психологически действенными онистановятся лишь в том случае, если им удаётся проникнуть в сферу егоэмоциональных отношений, переломиться и закрепиться в ней. Конституируя вчеловеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоциисо всей очевидностью обнаруживают своё влияние в различных ситуацияхжизнедеятельности.
Такая универсальнаязначимость эмоций должна являться, казалось бы, надёжным залогом какповышенного  интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности.
Человек как субъект практической и теоретическойдеятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастнымсозерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастнымавтоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины.Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметноммире, но и воздей­ствует на других людей и сам испытывает воздействия, идущиеот них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих еговзаимоотношения с окру­жающими; он переживает то, что с ним происходит и имсовершается; он отно­сится определенным образом к тому, что его окружает.Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств илиэмоций. Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает иделает, в форме непосредственного переживания.
Эмоции можно предварительно в чисто описательномфеноменологическом плане охарактеризовать несколькими особенно показательнымипризнаками. Во-первых, в отличие, например, от восприятий, которые отражаютсодержание объекта, эмоции, выражают состояние субъекта и его отношение кобъекту. Эмоции, во-вторых, обычно отличаются полярностью, т. е. обладаютположительным или отрицательным знаком: удовольствие — неудовольствие, веселье— грусть, радость — печаль и т. п. Оба полюса не являются обязательновнеположными.
Эмоциональные процессы приобретают положительный илиотрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, котороеиндивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительномили отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам;отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупностиобъективных обстоятельств в соответствии или вразрез с ними, определяет судьбуего эмоций.

Библиографическийсписок
1.                Возрастная ипедагогическая психология _ Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
2.                Изард И. Эмоциичеловека. М., 1980.
3.                Кулагина И.Ю.Возрастная психология. М., 1997.
4.                Немов Р.С.Психология. В 2-х кн. Кн. 2 М., 1984.
5.                ПсихологияЭмоций. Тексты. М., 1984.
6.                Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии, Т.2., С-Пб., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.