Оглавление
Ведение
Глава 1. Эмоционально-волевая сфера личности в процессеуправления
1.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
1.2. Воля в процессе управления
1.3. Стрессовыеситуации в управленческой деятельности
Глава 2 Специфика регуляциястрессовых ситуации в управленческой деятельности
2.1. Программа по управлению стрессоми отработки волевых качеств
Заключение
Литература
Введение
В процессе познания действительностичеловек по-разному относится к объектам и явлениям окружающего мира. Кнекоторым он испытывает симпатию, чему-то радуется, о чем-то печалится, ачего-то боится. Эмоции, таким образом, входят в процесс познания человека какспецифический вид субъективного отражения действительности. Но эмоциистановятся предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем-то емупрепятствуют. Стремясь все более эффективно контролировать окружающий мир,человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечтотакое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуществлению егонамерений. А когда верх берут эмоции, то очень часто все происходит именнотак.
Воля направляет или сдерживает активностьчеловека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач итребований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требованийтой или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было введено дляобъяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениямчеловека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться дляобъяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека,связанного с постановкой проблем свободы воли.
Сейчас в новых условияхжизнедеятельности особое значение приобретают волевые качества руководителя:
• упорство в работе;
• настойчивость и целеустремленность;
• воспитание потребности доводитьначатое до конца.
Важной основой работоспособностиделового человека является деятельное, хорошее настроение. Мощныйинтеллектуальный и эмоциональный потенциал — это колоссальный факторздоровья.
Любовь к своему делу даетруководителю новые импульсы работоспособности. Важное значение дляработоспособности и здоровья имеет положительное эмоциональное состояние. Чтобысохранить творческую активность, руководитель должен жить и работать ватмосфере доброжелательности.
Неблагоприятноевоздействие на здоровье оказывает состояние стресса. Существуют две основныеформы снятия стресса:
— изменениепсихотравмирующей ситуации;
— контролирование(регулирование) своего эмоционального состояния.
Труд менеджератребует периодического отдыха, смены рода занятий, локализации стрессовыхситуаций. Большое распространение для уменьшения стресса получили различныерелаксационные методики и аутогенная тренировка.
В наше времястрессовых ситуаций происходит очень много, поэтому необходимо научиться противостоятьстрессу. Поэтому, на наш взгляд, тема исследования актуальна особенно в современныхусловиях.
При работеиспользовались исследования Я. Рейковского [13], который утверждает, что эмоцииявляются специфической реакцией организма на изменения во внутренней иливнешней среде. Потребностный подход к определению знака эмоции в управленческойдеятельности был предложен отечественным психологом C. Самыгиным[16]. А С.Д Резник [14] выделил основные функции воли в управленческой деятельности.
Необходимо былотак же познакомиться с работами основоположника учения о стрессе Ганса Селье, которыйзанимался определением реакции организма на предельную нагрузку, вызываемуюразличными причинами.
Объектисследования: влияние состояние эмоционально – волевой сферы в управленческойдеятельности.
Предметисследования: эмоционально- волевая регуляция в управленческой деятельности.
Цельисследования: изучить эмоционально – волевую регуляцию в управленческойдеятельности.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— познакомитьсяс литературой по данной теме;
— выявить приемыэмоционально – волевой регуляции;
— обобщитьпрактическую работу по коррекции эмоционально волевой сферы личности вуправленческой деятельности.
Гипотеза: если руководитель в глазах других умеет «владеть собой», существеннейшим образом влияет и на восприятиеего подчиненными, на его принятие или неприятие ими, то это определяет и общуюэффективность его деятельности, и его авторитет.
Методыисследования: наблюдение, беседа, анкетирование, методы обработки данных.
Методическийинструментарий: анкета, деловые игры, аутотренинг
Эмпирическаябаза исследования: группа из 5человек.
Работа состоитиз введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
Глава 1.Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления
1.1.Эмоциональные процессы и управление эмоциями
Анализируя причины своих неудач илиошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу,что именно эмоции помешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловуювстречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожногопроисшествия, так как был совершенно парализован охватившим его внезапнымстрахом, кто-то неудачно выступил публично, так как не сумел преодолетьволнения.
Эмоции определяются психологами какособый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форменепосредственных переживаний приятного процесс и результаты практическойдеятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.
Ч. Дарвин утверждал, что эмоциивозникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существаустанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей.При этом самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространеннаяу живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемоеот удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное сневозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности[4,78].
Эмоции являются специфическойреакцией организма на изменения во внутренней или внешней среде. Я. Рейковский[13]в связи с этим выделил три основных компонента эмоционального процесса.
Первый — это компонент эмоциональноговозбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях,когда происходит событие, имеющее значение для субъекта, это приводит квозникновению (или увеличению) возбужденности, общему изменению скорости иинтенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов.Однако в отдельных случаях под влиянием таких событий возбужденность может,напротив, уменьшаться. Это зависит, прежде всего, от индивидуальныхособенностей реагирования.
Второй компонент эмоции связан с тем,какое значение эмоциональное событие имеет для субъекта — позитивное илинегативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда,когда событие оценивается как позитивное, отрицательная — когда онооценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процессазаключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивнымсобытием, отрицательного — в побуждении действий, направленных на устранениеконтакта с негативным событием.
Третий компонент эмоции связан соспецифическими качественными особенностями события, имеющего значение длясубъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (иликачество) эмоции. В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции иливызванные эмоциями особые формы поведения приобретают специфический характер.Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать илипонижать жизнедеятельность человека. Первые называют стеническими, вторые —астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств психологи связываютсо сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы,регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций ичувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетныхмышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные экспериментыобнаружили в глубине мозга, в так называемой лимбической системе, существованиецентров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров«наслаждения» и «страдания».
Рейковский Я[13]. подчеркивает, чтотри выделенных компонента эмоционального процесса характеризуют его каквнутреннее состояние, как акт регуляции, а не как поведенческий акт илисубъективно переживаемое психические явление.
Аффект — это наиболее мощнаяэмоциональная реакция; проявляется как сильное, бурное и относительноэмоциональное кратковременное переживание. Аффект полностью захватывает всюпсихику человека и предопределяет реакцию на ситуацию в целом (чаще всего иэта реакция, и воздействующие раздражители осознаются недостаточно, чтоявляется одной из причин практической неуправляемости этим состоянием).
При анализе аффекта учитываютсоответствие силы стимула и результата, находящихся в обратной пропорции: чемболее сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем большеусилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог,полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффектыпротекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическимиизменениями и двигательными реакциями.
Аффекты, как правило, искажают нормальнуюорганизацию поведения. Оно становится не вполне разумным. К тому же аффектыоставляют сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.
Собственно эмоции, в отличие отаффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только на события совершившиеся,но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия иотражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началудействия и предвосхищают результат. Большинство из них, например, страх, носятопережающий характер, при этом человек отражает события в форме обобщеннойсубъективной оценки определенной ситуации, связанной с удовлетворениемпотребностей. Хотя некоторые эмоции могут определяться и завершающимиаспектами поведения. Обычно эмоция сопровождает и в целом способствуетцеленаправленному поведению.
Положительные эмоции возникают, когдареальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышаетожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата,несовпадение с ожидаемым — приводит к отрицательным эмоциям. Потребностныйподход к определению знака эмоции был предложен отечественным психологом C. Самыгиным[16].
Эмоция может рассматриваться какобобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха развивается при недостаткесведений, необходимых для защиты, или как ожидание и предсказание неудачи присовершении действия. Страх может достигнуть такой силы, что нервная система невыдерживает и человек умирает.
Однажды пережитый страх можетзакрепиться и стать хроническим, навязчивым: руководитель резко высказал своенеудовольствие работнику в присутствии других людей, что настолько сильноповлияло на сотрудника, что он может испытывать панику при известии обочередном совещании. Такое состояние называется фобией.
1.2. Воля впроцессе управления
Воля — это сознательное регулированиечеловеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутреннихи внешних препятствий.
Воля — это способность человека,проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности иразличных психических процессов. Благодаря воле человек может по собственнойинициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранееспланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, онможет соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее.Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показатьсовершенно противоположное.
С. Д Резник [14] выделяет следующиеосновные функции воли:
1) выбор мотивов и целей;
2) регуляция побуждения к действиямпри недостаточной или избыточной их мотивации;
3) организация психических процессовв адекватную выполняемой человеком деятельности систему;
4) мобилизация физических ипсихических возможностей при преодолении препятствий в достижениипоставленной цели.
Для возникновения волевой регуляциинеобходимы определенные условия — наличие препятствий и преград. Воляпроявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние —время, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т.д.; препятствия внутренние — отношения и установки, болезненные состояния,усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевоеусилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.
Волевые усилия необходимы:
1) при восполнении дефицитапобуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации;
2) при выборе мотивов, целей, видовдействий при их конфликте;
3) при произвольной регуляции внешнихи внутренних действий и психических процессов.
Воля неразрывно связана спознавательными мотивами и эмоциональными процессами. В связи с этим вседействия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные ипроизвольные.
Непроизвольные действия совершаются врезультате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливоосознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивныйхарактер, лишены четкого плана. Иными словами, в непроизвольных действиях нетчеткой цели и усилий субъекта для ее достижения. Примером непроизводственныхдействий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха,восторга, гнева).
Произвольные действия предполагаютосознание цели, предварительное представление тех операций, которые могутобеспечить ее достижение, их очередность. В этой связи воля проявляется какуверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок,который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретнойситуации.
Волевая регуляция поведения человекаформируется и развивается под воздействием контроля за его поведением состороны общества, а затем — самоконтроля личности.
В зависимости от трудностей внешнегомира и сложности внутреннего мира человека выделяют 4 варианта проявления воли:
1) в легком мире, где любое желаниевыполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты,однозначны, любое желание осуществимо в легком мире);
2) в трудном мире, где существуютразнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолениюпрепятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человеквнутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний ицелей (простой внутренний мир человека);
3) в легком внешнем мире и присложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолениювнутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьбамотивов и целей, человек мучается при принятии решения;
4) в трудном внешнем мире и присложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия дляпреодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий вусловиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает какпринятое к осуществлению по собственному решению, осознанное, намеренное,целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.
Необходимость сильной воли возрастаетпри наличии:
1) трудных ситуаций «трудного мира»;
2) сложного, противоречивоговнутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности,преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает всебе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность,инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.
В управленческой деятельностинеобходимо соблюдать следующие правила:
1) обеспечивать условия для успехадеятельности работника, но не облегчать существенно ему задания;
2) активизировать самостоятельнуюдеятельность работника, вызвать у него чувство радости от достигнутого,повышать его веру в свои способность преодолевать трудности;
3) объяснять, в чем заключаетсяцелесообразность тех требований, приказов, решений, которые руководительпредъявляет работнику, и предоставлять возможность работнику самостоятельнопринимать решения в разумных пределах[9].
Результаты любого волевого действияимеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели;второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекаетсоответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели,затраченных усилий.
Эмоциональные и волевые процессы,таким образом, тесно взаимосвязаны. Воля выступает как средство регуляции,корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. Эмоции, в свою очередь,придают субъективный тон волевому усилию, могут содействовать повышению его потенциала.Такая тесная взаимосвязь приводит к тому, что в реальном поведении онипрактически неразделимы и переживаются субъектом в форме психическихсостояний. Понятием состояния обозначается наиболее интегративная формаорганизации всех компонентов психики в тот или иной период времени. Это — всяпсихика, все ее содержание, но на том или ином интервале ее функционирования.Содержание, напряженность, тон, направленность такого функционирования могут,конечно, сильно меняться — при этом будет меняться и сам характер психическихсостояний. Изучением психических состояний занимается специальная отрасльпсихологии — психология функциональных состоянии.
В изучении управленческойдеятельности наиболее существенно то, что все основные типы состояний иобнаруженные при их исследовании закономерности не только сохраняются в деятельностируководителя, но и часто выступают в наиболее отчетливой форме. В психологиифункциональных состояний существуют разные способы классификации. Например, постепени интенсивности (повышенной, средней, низкой активности); по содержанию(в частности, состояния утомления, монотонии, психического пресыщения,фрустрации, воодушевления, тревоги, дискомфорта и др.); по видам деятельности,в которых они возникают (игровой, учебной, трудовой); по угону (положительные,отрицательные, амбивалентные); по характеру воздействия на деятельность(позитивные и негативные).
В структуре любого состояния выделяютдва компонента, две его стороны — содержательную и динамическую («энергетическую»).Доказано, что на эффективность выполнения деятельности существенное влияниеоказывает как содержание состояний (например, состояние подавленности может нетолько ухудшать, но и блокировать деятельность, а состояние воодушевления —наоборот), так и его интенсивность, «энергетическая насыщенность
Уровень активации может меняться вшироком диапазоне значений. Для обозначения этого диапазона в психологиииспользуется понятие «континуум активации», или «шкала уровней бодрствования».В качестве таких уровней рассматриваются следующие состояния (в порядкевозрастания их энергетического фона): кома, глубокий сон, «быстрый сон»,поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрствование,напряженное бодрствование, стресс, эмоциональное абортирование поведения.
Во-вторых, доказано, что существуетпрямая связь между степенью негативного (деструктивного) влияния психическихсостояний и сложностью тех психических процессов, образований, в отношениикоторых имеет место это влияние. Негативные состояния сильнее влияют на болеесложные процессы, образования, виды деятельности, чем на простые. Например,под воздействием стресса или утомления сначала и в большей степени снижаются интеллектуальныефункции (как более сложные), а затем и в относительно меньшей мере — моторные,исполнительские функции (как более простые). Эти две закономерности наиболееважны и для понимания специфики эмоционально-волевой регуляции состояний вцелом, и для ее особенностей в управленческой деятельности.
Основной и наиболее общейособенностью эмоционально-волевой регуляции состояний в управленческойдеятельности является сочетание в ней двух следующих особенностей. Во-первых,именно управленческая деятельность характеризуется предельно высокойэмоциогенностью и стрессогенностью, содержит огромное количество причин длявозникновения негативных эмоций и трудных состояний. Во-вторых, именно онапредъявляет и наиболее высокие требования к эффективности и жесткости эмоционально-волевойрегуляции состояний, что связано с ее ответственностью. По-видимому, никакаяиная деятельность не содержит столь обширного спектра причин и факторов,порождающих эмоциональные реакции, как управленческая.
Помимо факторов, связанных с самимпроцессом деятельности, с ее организацией, в ней имеет место дополнительная иочень мощная группа эмоциогенных факторов, связанных с межличностнымиотношениями. Сложность содержания этой деятельности, наличие трудных, азачастую экстремальных условий ее реализации в сочетании с высокойответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характеристикуправленческой деятельности. Он выступает источником развития неблагоприятныхпсихических состояний, хронического «управленческого стресса». Вместе с темименно руководитель обязан «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настроению»,контролировать себя. Причем это необходимо не только для уменьшения негативноговлияния эмоций и состояний на его собственную деятельность. Дело еще и в том,что руководитель «постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоциональныепроявления и состояния (неуверенности, подавленности, нервозности, а то ипаники) воспринимаются подчиненными и сказываются на их деятельности.
Наконец, именно управленческаядеятельность требует максимального включения волевых процессов, а сами понятия«хороший руководитель» и «волевой руководитель» часто используются каксинонимичные. Все сказанное означает, что и «мир эмоций», и «мир состояний», ивесь спектр волевых процессов и качеств проявляются в этой деятельности в своеймаксимальной выраженности, наиболее полно и ярко. Вместе с тем в психологииуправленческой деятельности обычно выделяется круг наиболее типичных аспектов,эмоционально-волевой регуляции, имеющих наибольшее значение для ееорганизации. К ним относятся: проблема стресса в управленческой деятельности,проблема состояния фрустрации, феномен «готовности к экстренным действиям»,понятие эмоциональной резистентности руководителя, особенности когнитивнойрегуляции дисфункциональных состояний, закономерности экспрессивных процессовв управленческой деятельности.
1.3. Стрессовыеситуации в управленческой деятельности
Словарноеопределение стресса гласит: «Это внутреннее сопротивление, реакция эластичноготела на внешние силы, воздействующие на него»[17]. Из этого определения вовсене следует, что стресс — только отрицательное явление. Исследования показывают,что стрессовые ситуации не только не приносят вреда, но и способствуют роступроизводительности труда управленческого аппарата и даже повышаютудовлетворенность своей работой.
Понятие стресса прочно вошло нетолько в научную терминологию, но и в повседневную жизнь. Стресс —неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовыепереживания — важный компонент личного опыта любого человека. Стрессом (отангл. — давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний повышеннойнапряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия— стрессоры. В управленческой деятельности число агрессоров очень велико, посвоему содержанию они специфичны. К основным стрессорам управленческойдеятельности необходимо отнести следующие факторы.
Фактор информационной нагрузки. Однойиз наиболее характерных особенностей управленческой деятельности является то,что руководителю приходится иметь дело с огромным массивом информации. Посодержанию эта информация, как правило, очень разнородна, изменчива,противоречива, обладает разной степенью достоверности. Вся она, однако, должнабыть адекватно воспринята, осмыслена и реализована в деятельности. Объеминформации, требования к ее переработке входят в противоречия с психическимивозможностями субъекта. В связи с этим высокая когнитивная нагрузка, обусловленнаябольшим объемом информации, выступает как мощный негативный фактор, приводящийк повышенной напряженности, к стрессу.
Фактор информационнойнеопределенности. Информационная нагрузка — ее избыточность постоянносочетается в деятельности руководителя с хронической неопределенностью. Содной стороны, информации чрезмерно много, но с другой — нужной и наиболееважной для данной конкретной ситуации информации часто недостает. В результатеруководитель ставится в положение, когда он либо вынужден добирать, искатьнедостающую информацию (что само по себе порождает напряженность), либодействовать в условиях неопределенности, т.е. риска. Последнее являетсясильным стрессогенным фактором.
Фактор ответственности — решающий иосновной для деятельности; сила проявления всех иных факторов зависит от него.Для управленческой деятельности мера ответственности наиболее высока, а еесодержание также специфично. Это не только «ответственность за результат» и нетолько «ответственность за себя», но и «ответственность за других». Поэтомуобщий феномен ответственности не только максимально выражен в управленческойдеятельности, но и становится многомерным, включает в себя ряд довольноразличных компонентов. В соответствии с принципом «личной ответственности»руководитель в конечном итоге аккумулирует в своей деятельности всю меруответственности за результаты функционирования организации.
Фактор дефицита времени. Хроническаянехватка времени — один из наиболее типичных признаков управленческой деятельности.Он обусловлен как обилием задач и функций, которые необходимо решать ивыполнять, так и жесткими временными рамками, в которые обычно поставленруководитель. В психологических исследованиях установлено, что дефицит времениможет выступать даже более сильным фактором напряженности деятельности, чемсложность решаемых в ее ходе задач.
Факторы межличностных конфликтов.Постоянным спутником управления выступают возникающие в его ходе межличностныеконфликты различных типов и меры выраженности. Порожденные этим негативныемежличностные отношения являются одним из наиболее сильных источниковпоявления стрессовых состояний.
Факторы внутриличностных (ролевых)конфликтов. Показано, что одним из источников стресса является необходимость выполненияодним и тем же человеком двух и более функциональных ролей одновременно.Несовпадение требований, предъявляемых различными ролями, ведет к развитиюсостояния, которое обозначается понятием ролевого конфликта. Ролевой конфликтконкретизируется по отношению к деятельности руководителя, прежде всего, вмаргинальном ролевом конфликте. Так, субъект выступает в роли руководителя вотношении управляемой им группы (организации), что налагает на него одну системуобязанностей, одну стратегию поведения. Но он одновременно являетсяподчиненным по отношению к вышестоящим инстанциям и должен выполнятьпредписываемые ими роли. «Требования сверху» и «интересы снизу» сталкиваются вповедении руководителя, а их частый антагонизм является постоянным и мощнымстрессором управленческой деятельности.
Руководитель самой своей позициейставится в условия, когда он должен «удерживать в поле зрения» множествопроблем, «разрываться между делами». В результате этого возникает известный впсихологии феномен интерференции (наложения и отрицательного влияния) задач ифункций друг на друга, также являющийся одним из сильных источников высокойнапряженности деятельности.
Внешняя среда организаций являетсяисточником многочисленных стрессоров, которые по силе своего влияния могут превосходитьвнутриорганизационные, деятельностные факторы. В этом.плане, прежде всего,необходимо отметить следующие факторы. Во-первых, факторы конкуренции,связанные с «борьбой за существование» в условиях нестабильной социальной ипрофессиональной среды. Во-вторых, факторы влияния криминальной среды надеятельность организаций. В-третьих, факторы нестабильности макросоциальной имакроэкономической динамики; их практически невозможная прогнозируемость наперспективу.
В целом следует подчеркнуть, что системастрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразнався внешняя среда организации. Любой ее компонент при определенных условияхможет становиться стресс-фактором.
Влияние стрессовых состояний надеятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различияобусловлены существованием трех основных фаз развития стресса — мобилизации,расстройства и деформации. Они по-разному влияют на деятельность.
Для обозначения «меры сопротивляемости»человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессоустойчивостиличности. Это — способность сохранять высокие показатели психическогофункционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важнойстороной стрессустойчивости является способность не только сохранять, но иповышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовомусложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколькосильно у человека представлена первая фаза развития стресса — фаза мобилизации.
В зависимости от степенистрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течениедлительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются потому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) квременному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ееиндивидуальный порог стрессустойчивости. Одни руководители могут выдерживатьстрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже приотносительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи —вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственноэти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва»
Другим важным условиемстрессустойчивости является общая мотивационная направленность личности, еедоминирующая ориентация — либо личностно-карьеровая («на себя»), либо социально-профессиональная(«на дело»). Показано, что доминирование личных, в том числе и карьеровыхмотивов, снижает стрессустойчивость, тогда как превалирование мотивов, связанныхс профессиональной направленностью, повышает ее. В связи с этим описаны двеформы поведения в условиях стресса — так называемые контроль страха и контрольопасности. В первом случае (характерном для личностной ориентации «на себя»)человек ищет способы обезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично длясебя, в большей мере теряет контроль за ситуацией и, в конечном итоге, поэтому«бросает» конструктивные попытки организации деятельности. Во втором случаедольше сохраняется контроль за ситуацией: обеспечение личной безопасностистроится как попытка конструктивного преодоления ситуации, а через это — иустранения последствий для себя. Второй тип поведения существенно болееэффективен, а для деятельности руководителя — вообще единственно приемлем.
Существуют также и наиболее общие —личностные различия в предрасположенности к стрессу. Сильное и, как правило,негативное влияние стресса на управленческую деятельность поставило задачуразработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управлениястрессом и его профилактики. В психологии управления существует многоразличных вариантов перечней такого рода средств; они постоянно приводятся влитературе. Можно отметить один — наиболее типичный из таких вариантов [4,7]:
ü рационализировать свой рабочий день;
ü планировать работу по своимвозможностям;
ü чередовать тактики выполнения работы;
ü разгружать себя, делегируяполномочия;
ü никогда не брать работу на дом;
ü не затягивать рабочий день ни длясебя, ни для других;
ü всегда быть готовым к неожиданностям;
ü бросить курить;
ü уделять внимание спорту ифизкультуре;
ü находить новые увлечения;
ü ходить на работу пешком;
ü чаще покидать свой кабинет;
ü делать паузы в работе;
Глава 2. Специфика регуляция стрессовыхситуации в управленческой деятельности
2.1. Программа по управлению стрессоми отработки волевых качеств
Участники тренинга,объединены тем, что после проведения тестирования они имели низкий уровеньрегуляции в стрессовой ситуации. Все они студенты, и каждый семинар, зачет,экзамен — это стрессовая ситуация.
Эмоционально-волевая саморегуляцияь (какнаучиться владеть собой в экстремальных ситуациях). Данная методика,разработана с целью формирования у будущих работников управленческой сферы высокойэмоционально-волевой устойчивости и других важных психологических качеств,необходимых для успешного выполнения поставленных перед ними задач, адекватногореагирования и эффективного действия в экстремальных ситуациях, возникающих приобеспечении безопасности предпринимательской деятельности.
Данная методика необходима такжестудентам для успешного усвоения сложной учебной программы, изучаемой ими нафакультете.
Методика ЭВС за небольшой промежутоквремени значительно улучшает внимание, способность запоминания нового учебногоматериала, усвоения навыков предстоящих действий и сложнокоординационныхдвижений, существенно способствует восстановлению физических и нервных сил,УЧИТ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ.
Эмоционально-волевая саморегуляция(ЭВС) — система приемов последовательного самовоздействия в целях повышенияэмоционально-волевой устойчивости в напряженных и опасных ситуациях,возникающих при обеспечении безопасности предпринимательской деятельности. ЭВСразвивает и совершенствует ряд важных психологических качеств: самообладание,уверенность в своих силах, внимание, образное мышление, навыки запоминания.Одновременно ЭВС предупреждает умственное и физическое переутомление,способствует укреплению нервной системы и увеличению сопротивляемости психики котрицательным воздействиям, повышает работоспособность.
Суть ЭВС заключается в развитии учеловека способностей к самостоятельному воздействию на свои регулирующиепсихологические и нервные механизмы определенными упражнениями и приемами.
В основе упражнений, рекомендуемых вданной методике, лежат приемы аутогенной (саморазвивающей) тренировки.
Большинство упражнений и тренировоксвязано с временным расслаблением мышц (релаксацией), так как телеснымвыражением отрицательных эмоций является мышечное напряжение (искаженное лицо,стесненное дыхание, нервная дрожь, оцепенение или суетливость). Умениерасслаблять (понижать) тонус мышц поможет вам предупредить или снять страх идругие отрицательные эмоции.
ЭВС ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ
Цель: овладеть основными приемамиуправления собой для проявления самообладания в различных условиях.
1. Осуществление повседневногосамоконтроля за внешним проявлением отрицательных эмоций (волнение, гнев,страх).
Схема повседневного самоконтроля:
«Нет ли напряжения на лице (нахмуренлоб, сжаты зубы)?» Если есть, то разжать зубы. Заставить себя улыбнуться (хотябы внутренне).
«Как мое дыхание? Нет либеспорядочного или поверхностного дыхания?» Если есть, то сделать два-триглубоких вдоха с полным выдохом. Потом перейти на ритмичное дыхание: вдохкороткий, но средний по глубине, а выдох в два раза продолжительнее (5—7дыханий).
«Нет ли излишнего напряжения мышцтела (скованность, оцепенение)?» Особое внимание обратить на мышцы шеи, плеч ирук. Выявить, какие мышцы скованы. Расслабить данную группу мышц (временно или,в меру допустимого, в ходе работы).
2. Применение ЭВС для уменьшениянапряженности, успокоения, повышения эмоционально-волевой устойчивости.
Используйте следующие приемы:
а) перед выполнением поставленнойзадачи:
самоконтроль за внешним проявлениемотрицательных эмоций;
самоубеждение — убедить себя в своейподготовленности к выполнению (решению) поставленной задачи, в надежностииспользуемой техники;
внутреннее обращение к своемуавторитету, объекту подражания, мнению друзей («А как бы поступил…?», «Чтоскажут потом мои…?» и т. д.);
применение формул самонастройки:принять удобную позу (лучше сидя), опустить плечи, по возможности закрытьглаза, проверить отсутствие скованности; дышать спокойно; затем применить однуили несколько следующих формул: «Я владею собой», «Внимание обостряется»,«Предельно организован», «Бдительность на высоте», «К испытанию готов!», «Всебудет нормально, все будет хорошо»; формулы повторять мысленно или шепотомтри-четыре раза, не торопясь, убежденно, ярко представляя свое поведение идействия;
б) в ходе выполнения поставленнойзадачи:
самоконтроль за внешним проявлениемотрицательных эмоций;
регуляция дыхания: вдох короткий, носредний по глубине, выдох длительный толчками через губы, сложенные трубочкой(как будто гасите спички); так дышать несколько раз до овладения ритмомдыхания; при быстрой ходьбе или неторопливом беге контролировать длительностьвыдоха;
самоободрение: в тревожный моментсказать себе (можно вслух): «Держись… (назвать свое имя)!» «Прорвемся!»;
применение формул самонастройки (однаили несколько) в движении или на месте: «Возбужден, но контролирую себя», «Яуправляю собой», «Я сильный», «Я решительный», «Уверен в своих силах», «Я самыйлучший!» Повторить 3—4 раза.
3. Применение ЭВС для снятияусталости.
В зависимости от обстановки и временивыполнить следующие приемы:
если возникла небольшая усталость иимеется 5—7 минут времени, то необходимо сесть или лечь в удобную позу, закрытьглаза, (расслабиться; дышать спокойно, ритмично; вспомнить спокойные жизненныеситуации или думать о приятном отдыхе; внушить себе: «Мой организм отдыхает инабирает много сил»; повторить внушение два-три раза;
если усталость возникла в результатепродолжительной деятельности или бессонной ночи, то необходимо на 20—30 минутзанять позу лежа (в теплое время — на земле), лучше на спине, удобно расположивруки и ноги; голова — невысоко на подушке или валике из травы, земли.Посмотреть на часы и представить положение стрелок, когда нужно проснуться. Внушитьсебе: «Проснусь во столько-то». Закрыть глаза, проверить отсутствие скованностив теле и внушить себе: «Я расслабляюсь… приятно отдыхаю… сладкая дремаохватывает меня… Проснусь во столько-то».
4. Применение ЭВС для ускоренияпроцесса овладения навыками предстоящих действий.
Ускоренное овладение навыкамидостигается посредством мысленной тренировки, т.е. мысленного проигрыванияпредстоящих действий.
Методика мысленной тренировки:
запомнить последовательностьпредстоящих действий (движений), их краткие (условные) названия;
занять примерно такое положение,которое потребуется в действительности; если позволяет обстановка, то закрытьглаза для мысленного представления соответствующих действий (движений);
опустить плечи и расслабить повозможности мышцы тела;
четко представить последовательностьпредстоящих действий (движений), одновременно мысленно (или шепотом) повторяясловесные названия составных движений; достигнув безошибочного повторения,ускорить темп, а через несколько занятий довести его до нормативного(требуемого).
Вначале применяйте мысленнуютренировку для несложных действий, например, таких, как набор текста наклавиатуре ПК или отработка приемов рукопашного боя. Затем выполняйте мысленнуютренировку для более сложных действий, например, таких, как отработка техникирукопашного боя против группы вооруженных противников или управлениеавтомобилем в экстремальной ситуации.
5. Применение ЭВС для улучшениязапоминания или воспоминания учебного (служебного) материала.
Примените один из следующих приемов:
дайте себе установку запомнить(вспомнить) в форме самоприказа: «Я должен это запомнить», «Мне необходимо этознать», «Очень важно запомнить такие-то формулы (цифры, определения)»; этотприем особенно эффективен при работе с конкретным учебным материалом и наличииинтереса к нему;
за несколько минут до ночного снапрочтите, не торопясь, небольшой объем учебного материала, требующегонаглядно-образного запоминания: тактикотехнические данные изучаемой аппаратуры,формулы, статьи и т.п. Утром повторите этот учебный материал.
6. Применение ЭВС при необходимостибыстрого и крепкого засыпания в любое время суток.
Займите привычную позу для сна (илинаиболее удобную позу в данных условиях). Две-три минуты прислушайтесь к своемудыханию и сердцебиению, внушая себе, что дыхание становится ритмичнее, а сердцебьется спокойнее и ровнее. Затем мысленно или шепотом произнесите, не торопясь,примерно следующий текст: «Дневные заботы и мысли оставили меня… Телонедвижимо и приятно расслабилось… Веки тяжелеют… слипаются… Спокойствиеовладевает мной… Я весь расслаблен… приятно отдыхаю...» При необходимостиповторите такой текст еще раз.
Если засыпанию предшествовало сильноевозбуждение или мешают звуковые и другие помехи, то используйте следующиеприемы:
последовательно напрягайте ирасслабляйте мышцы тела от стоп до кистей, сосредоточиваясь на ощущенииприятного мышечного расслабления; разомкните зубы, придайте своему лицувыражение глубоко спящего человека;
дышите ритмично через нос, неторопясь: вдох средний по глубине, выдох удлиненный; при этом обратите вниманиена ощущение прохлады вдыхаемого воздуха и теплоту выдыхаемого;
думайте о чем-то спокойном, приятном,желанном.
Заключение
Все рассмотренные закономерности иявления характеризуют собой разные аспекты эмоционально-волевой саморегуляциисостояний (эмоциональной напряженности, стресса, фрустрации, утомления). Ониимеют еще один — специфический для деятельности руководителя аспект. И эмоции,и волевые усилия, и состояния, обеспечивая регуляцию деятельности руководителя,в то же время проявляются вовне — в его поведении, речи, мимике и т.д. Этипроявления также могут и должны контролироваться — усиливаться илиподавляться. Они могут использоваться руководителем как дополнительный идостаточно мощный канал межличностного взаимодействия, как источник и средствоинформации (или дезинформации) других о своих мыслях, намерениях, позициях.Все это обозначается в социальной психологии и психологии управления понятиемэкспрессивного контура межличностных взаимодействий.
Владение экспрессивными средствамиособенно важно для руководителя. Он «всегда на виду», и то, как эмоциональноон реагирует, в каком состоянии он находится, насколько выражены у негопроявления «волевой натуры», насколько он в глазах других «владеет собой»,существеннейшим образом влияет и на восприятие его подчиненными, на егопринятие или неприятие ими. Это определяет и общую эффективность егодеятельности, и его авторитет. Следовательно, важнейшим требованием круководителю является не только способность к эмоционально-волевой саморегуляции,но и к регуляции им своего экспрессивного поведения.
Последнее, однако, нетождественножесткому и строгому подавлению руководителем своей экспрессии. «Бесстрастный»руководитель воспринимается не намного лучше, чем «паникер»; экспрессивный фонв поведении руководителя обязателен, но он должен быть по возможностипозитивным. Одно из требований американского менеджмента к эффективномуруководителю гласит: «Руководитель должен излучать оптимизм». Д. Карнеги формулируетту же мысль короче: «Улыбайтесь!»
Исследования выявили, что информация,передаваемая по экспрессивным каналам, часто воспринимается и быстрее, и точнее,и надежнее, чем по иным каналам. Кроме того, человеку свойственно рассматриватьее как более достоверную. Речь, например, допускает широкие возможности дляфальсификации; но сопровождающие ее невербальные — экспрессивные проявленияконтролировать гораздо труднее, и они поэтому гораздо более надежны и информативны.Итак, экспрессивный компонент включает три основных аспекта.
1. Субъективный контроль заэкспрессивными проявлениями своих эмоциональных и волевых состояний, за своимповедением в целом.
2. Умение владеть средствамиэкспрессивного воздействия на подчиненных (в частности, создавать имидж«волевого», «обаятельного», т.е. эмоционально-привлекательного, руководителя,а также твердого, умеющего владеть собой человека. Кроме того, истинныепрофессионалы не лишены и элементов артистизма во владении экспрессивнымисредствами. Набор этих средств у них широк и разнообразен, а их использованиедоведено до совершенства. Особенно ярко это может проявляться в личной беседе,а также в искусстве публичного выступления).
3. Умение использовать экспрессивныесредства как канал информации о других — подчиненных. Это — своего рода диагностическоеумение руководителя, когда он по внешним и чаще всего поэмоционально-экспрессивным проявлениям получает важную информацию оподчиненных. Диагностические умения складываются из точности межличностнойперцепции, экспрессивной сензитивности (чувствительности) и психологическойпроницательности.
Литература
1. Амосов Н.М.Раздумья о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1987- 64с.
2. Гросс Г.ф.Побеждать на работе и дома: Пер. с нем. — М.: Интер-эксперт, 1997. — 312 с.
3. Карнеги Д. Какперестать беспокоиться и начать жизнь. — М.: Прогресс, 1990. — 700с.
4. Комаров Е.Н.Режимы труда и отдыха персонала // Управление персоналом. — 2005. — № 6.
5. Линдеман X.,Селье Г. Система психофизического саморегулирования: Пер. с нем. — Минск;РЭНАР, 1992. — 159 с.
6. Малахов Г.П.Биосинтез и биоэнергетика. — СПб.: ИК «Комплект», 1996.-307 с.
7. Малахов Г.П.Создание собственной системы оздоровления — СПб.:
8. ИК «Комплект»,1996. — 302 с.
9. Мольц М. Я — этоЯ, или Как стать счастливым. — М.: Яхтсмен, 1994.-137с.
10. Панкратов В.Н.Искусство управлять собой: Практическое руководство. — М.: Изд-во Институтапсихотерапии, 2001. — 256 с.
11. Пил Н.Спасательный круг: Пер. с англ. — М.: «Прогресс» — «Культура», 1994. — 240 с.
12. 12.Психология.Словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
13. Рейндотер Дж. Этов ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. — М.:Прогресс, 1993. — 240 С.
14. Рейковский Я.Экспериментальная психология эмоций. М.,1979.-231с.
15. Резник С.Д. Какповысить свою работоспособность. — Пенза: Олимп, 1995. -72с.
16. Самыгин С. И.Менеджмент персонала. Р/д, 1997.
17. Самыгин С. И.,Столяренко Л. Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, М., 1997.
18. Семенов Н. К.Психология и этика менеджмента и бизнеса. В., 1997.
19. Селье Г. Очеркиоб адаптационном синдроме М.,1960.
20. Свит К. Соскочитьс крючка. — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 256 с.
21. Станкин М.Эмоциональный самоконтроль позволяет менеджеру достойно выглядеть в радости и вбеде // Управление персоналом. — 2005. — № 12.
22. Швальбе Б.,Швальбе X. Личность. Карьера. Успех. Психология бизнеса. — М.: Прогресс, 1993.— 240 с.
23. Я сама справляюсьсо стрессом / Автор-сост. Л.С. Вечер.— Минск:
000 «Кузьма», 1998. — 224 с.
Приложение
Тест Диагностики состояния стресса
Диагностическая цель: Методика позволяет выявить особенностипереживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной лабильности встрессовых условиях.
Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений пообразовательным, социальным ипрофессиональным признакам.
Инструкция: «Обведите кружком номера тех вопросов, накоторые вы отвечаете положительно».
Текст опросника
1. Я всегда стремлюсь делать работудо конца, но
2. часто не успеваю и вынужденнаверстывать упущенное.
3. Когда я смотрю на себя в зеркало,я замечаю сле
дыусталости и переутомления на своем лице.
4. На работе и дома — сплошные неприятности.
5. Я упорно борюсь со своими вреднымипривычка
ми,но у меня не получается.
6. Меня беспокоит будущее.
7. Мне часто необходимы алкоголь,сигарета или
снотворное,чтобы расслабиться после напряженного
Дня.
8. Вокруг происходят такие перемены,что голова
идеткругом. Хорошо бы, если бы все не так стреми
тельноменялось.
9. Я люблю семью и друзей, но частовместе с ними
ячувствую скуку и пустоту.
10.В жизни я ничегоне достиг и часто испытываю
разочарованиев самом себе.
Обработка результатов
Подсчитываетсяколичество положительных ответов по всем 9 вопросам, каждому ответу «да» присваивается 1 балл(ответ «нет» оценивается в 0 баллов).
Результат 0—4 балла — означаетвысокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях; 5—7 баллов — умеренныйуровень; 8—9 баллов — слабый уровень.
Интерпретация результатов
Высокий уровень регуляции встрессовых ситуациях. Человек ведет себя встрессовой ситуации довольносдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоции. Как правило, такие люди не склонны раздражаться и винитьдругих и себя в происходящих событиях.
Умеренныйуровень регуляции в стрессовых ситуациях. Человек не всегда правильно иадекватно ведет себя в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание,но бывают также случаи, когда незначительные события нарушаютэмоциональное равновесие (человек «выходит из себя»).
Слабый уровеньрегуляции в стрессовых ситуациях. Такие люди характеризуются высокой степенью переутомления и истощения. Они часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют владетьсобой. Таким людям валено развиватьнавыки саморегуляции в стрессе.