Реферат по предмету "Психология"


Эмоции и личность

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ ИСЕРВИСА
КАФЕДРАПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплинеПсихология
ЭМОЦИИ ИЛИЧНОСТЬ
Выполнил:
Т.А. Карпова
Владивосток2005

Содержание
Введение
Глава I. Человеческие эмоции и особенности их проявлений
1.1 Характеристика эмоций
1.2 Классификация эмоций
1.3 Теория Джеймса-Ланге иКеннона-Барда
Глава II Значение эмоций в жизни человека
2.1 Связь эмоций и потребностей человека
2.2 Связь эмоций с особенностямижизнедеятельности
2.3 Совесть
2.4 Проявление чувств и эмоций вхудожественном творчестве
2.5 Роль эмоций во взаимоотношенияхлюдей
Заключение
Литература

Введение
В последние годы намприходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на природу и значениеэмоций. Некоторые исследователи рассматривают эмоции как кратковременные,переходящие состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постояннонаходятся под влиянием той или иной эмоции, что поведение и аффект – неразрывны(Schachtel, 1959). Некоторые учёные считают,что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являютсяосновным источником психосоматических заболеваний (Arnold, 1960; Lazarus,1968; Yong, 1961). Другие, напротив, полагают,что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкрепленииповедения (Izard, 1971,1972; Leeper, 1948; Rapaport, 1942; Tomkins, 1962, 1963).
Некоторые учёные исходятиз того, что эмоции должны быть подчинены когнитивным процессам (и разуму), онирассматривают нарушение этой субординации, как признак неблагополучия. Другиеже считают, что эмоции выступают в роли пусковых механизмов когнитивныхпроцессов, что они порождают и направляют их (то есть управляют рассудком).Существует мнение, что человек может избежать психопатологических расстройств,решить многие личностные проблемы, просто отказавшись от неадекватныхэмоциональных реакций, то есть, подчинив эмоции жёсткому контролю сознания. Вто же время, согласно другим представлениям, лучшим средством в этих случаяхявляется высвобождение эмоций для их естественного взаимодействия сгомеостатическими процессами, драйвами, когнитивными процессами и двигательнымиактами. Драйвами мы будем называть физиологические потребности, или нужды,составляющие базу всей животной жизни. К ним относятся голод, жажда,потребность в выведении из организма продуктов жизнедеятельности, потребность вбезопасности (избегание боли) и половое влечение. Иногда эти потребностиназывают «потребностями, обеспечивающими выживании», поскольку от ихудовлетворений зависит сама жизнь индивида. Драйвы сообщают индивиду обопасностях, регистрируемых автоматическими системами регуляции гомеостаза,системами контроля за кровообращением, дыханием, температурой тела. Совместнаяработа драйвов и гомеостатических процессов, обеспечивает основужизнедеятельности организма, но можно ли их рассматривать как основу и источникмотивации, которая действует на человека в повседневной жизни? В благоприятныхусловиях окружающей среды, когда удовлетворение потребностей не составляеттруда, драйвы не проявляют себя как мотивы.
Сейчас, когда наукадоказала, насколько значимы эмоции для коммуникации и обустройства социальнойжизни человека, в частности в процессе формирования привязанности между матерьюи ребёнком, нам следует понять, что человеческое поведение обусловлено нетолько действием элементарных потребностей. Для того чтобы понять такиепонятия, как ценность, цель, мужество, преданность, способность ксопереживанию, альтруизм, жалость, гордость, сострадание и любовь, мы должнысогласиться с существованием исключительно человеческих эмоций.
Целью моей работы является определениевзаимосвязи эмоций с личностью человека. Задача – дать характеристику иклассификацию эмоций, в ходе работы ознакомиться с исследованиями известныхпсихологов, которые выдвигали теории происхождения эмоций.

I. Человеческие эмоции и особенностиих проявлений
 
1.1      Характеристикаэмоций
Эмоция – это нечто, чтопереживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляетвосприятие, мышление и действие [1]. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию,и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом, как тенденция ксовершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностьюиндивида, направляет её в определённое русло. Если человек охвачен гневом, онне бросится наутёк, а если испуган, то вряд ли решится на агрессию. Эмоциярегулирует, или фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человекаумиляться самым обыденным вещам, идти по жизни лёгкой походкой.
Любые проявленияактивности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человекаглавная функция состоит в том, что благодаря эмоциям, мы лучше понимаем, другдруга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучшепреднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечателен тот факт,что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать иоценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональныесостояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это вчастности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились вконтактах друг с другом.
Данный факт не толькоубедительно доказывает врождённый характер основных эмоций и их экспрессии налице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию уживых существ. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны повыражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.
Сравнительно недавнопроведённые исследования показали, что антропоиды так же, как человек способныне только «читать» по лицу эмоциональные состояния своих сородичей, но исопереживать им, испытывая при этом похожие эмоции. В одном из экспериментов,где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена быланаблюдать за тем, как на её глазах наказывали другую обезьяну, котораяиспытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза. Впоследствии оказалось,что аналогичные физиологические функциональные изменения были обнаружены и ворганизме «наблюдателя». Однако врождёнными являются далеко не всеэмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них приобретаютсяприжизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь это жесты –способ культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний иаффективных отношений человека к чему-либо. Жизнь без эмоций также невозможна,как и без ощущений. Под эмоциональными явлениями в психологии понимаютсясубъективные переживания человеком, его отношения к предметам, явлениям,событиям, другим людям. Само слово «эмоция» происходит от латинского «emovere», что значит возбуждать, волновать,потрясать. Психология сравнительно недавно обратилась к серьёзному исследованиюпроблемы эмоций. Эмоции появились у человека в процессе эволюции. Каждая эмоцияисполняла те или иные адаптивные функции. Эмоция возникает, как результатнейрофизиологических процессов, которые в свою очередь могут быть вызваны каквнутренними, так и внешними факторами. Эмоции тесно связаны с потребностями,поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей человек испытываетположительные эмоции, а при невозможности получить желаемое – отрицательные.Влияние эмоций на человека генерализовано, но каждая эмоция воздействует нанего по-своему. Переживание эмоции изменяет уровень электрической активностиголовного мозга, диктует какие мышцы лица и тела должны быть напряжены илирасслаблены, управляет эндокринной, кровеносной и дыхательной системамиорганизма. В зависимости от индивидуальной высоты эмоционального порога, одничаще, а другие реже переживают и проявляют ту или иную эмоцию, и это взначительной степени определяет их взаимоотношения с окружающими людьми.
 
1.2 Классификацияэмоций
Каждая эмоция своеобразнапо своим источникам, по переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции.Человек наиболее эмоциональное живое существо, он обладает в высшей степенидифференцированными средствами внешнего выражения эмоций и широкимразнообразием внутренних переживаний. Существует множество классификацийэмоций. Кроме того, что их разделяют на положительные и отрицательные,используя критерий мобилизации ресурсов организма, стенические и астеническиеэмоции (от греческого «стенос»). Стенические эмоции повышают активность,вызывая прилив энергии и подъём, в то время как астенические – действуютпротивоположным образом. По потребностям различают низшие эмоции, связанные судовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения(голод, жажда и т.д.) от высших эмоций (чувств), социально обусловленных,связанных с общественными отношениями. По силе и длительности проявленийвыделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции,настроения, чувства и стресс.
К. Изард выделилосновные, «фундаментальные эмоции». Интерес (как эмоция) – положительноесостояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний,мотивирующее обучение.
Радость — положительноеэмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полноудовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика.
Удивление – эмоциональнаяреакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущиеэмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить винтерес.
Страдание – отрицательноеэмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможностиудовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого временипредставлялось более или менее вероятным. Чаще всего протекает в формеэмоционального стресса.
Гнев – отрицательноеэмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызываемое препятствиемна пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение –отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение скоторыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными илиэстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение – отрицательноеэмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях ипорождаемое не согласованностью жизненных позиций, взглядов и поведения спозициями объекта чувств.
Страх — отрицательнаяэмоция, появляющаяся при получении субъектом информации о возможной угрозе егожизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.
Стыд – отрицательноеэмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственныхпомыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но исобственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Из соединенияфундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния,как, например тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину иинтерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний,различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение,восторг, ликование, экстаз и так далее). Эмоциональные переживания носятнеоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные,противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило названиеамбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем,что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности иценности человека (так, можно уважать кого-то за работоспособность иодновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена ипротиворечием между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из нихситуативными эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть приревности).
Аффект – наиболее мощнаяэмоциональная реакция, которая полностью захватывает психику человека. Этаэмоция обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляетсяс ситуацией. Отличительные черты: ситуативность, обобщённость, малаяпродолжительность и большая интенсивность. Происходит мобилизация организма, движенияносят импульсивный характер. Аффект практически неуправляем и не подчиняетсяволевому контролю. Отличительная черта аффекта – ослабление сознательногоконтроля, узость сознания. Аффект сопровождается сильной и беспорядочнойдвигательной активностью, происходит своего рода разрядка в действии. В аффектечеловек как бы теряет голову, его поступки не разумны, совершаются без учётаобстановки. Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервныхклеток, сменяется безусловным торможением, возникает эмоциональный шок. Врезультате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже ступором.Нарушение сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнитьотдельные эпизоды и даже полной амнезии на события. Страсти – это сильное,стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. По силеприближается к аффекту, а по длительности ближе к чувствам. Объектом страстиможет стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается всосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель…Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности ведином направлении, сосредоточение их на единой цели». Собственно эмоции носятситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся иливозможным ситуациям, и могут слабо проявляться во внешнем поведении, особенноесли человек умело скрывает свои эмоции. Чувства – наиболее устойчивыеэмоциональные состояния. Носят предметный характер: это всегда чувство кчему-то или к кому-то. Иногда их называют «высшими» эмоциями, поскольку онивозникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка. Виндивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Набазе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются изакрепляются потребности и интересы человека. Чувства, можно сказать, продукткультурно-исторического развития человека. Они связаны с определённымипредметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. В отношении окружающегомира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить своиположительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могутпроизвольно регулироваться. Чувства – это переживаемые в различной формеотношения человека к предметам и явлениям действительности [2]. Человеческиечувства являются положительной ценностью. Человеческая жизнь не выносима безпереживаний, многие чувства притягательны сами по себе, и если человек лишёнвозможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональныйголод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читаяостросюжетную книгу и так далее. Причём для эмоционального насыщения нужны нетолько положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием. Настроения– это состояние, которое окрашивает наши чувства, общее эмоциональное состояниев течение значительного времени[2]. В отличие от эмоций и чувств, настроение непредметно, а личностно; оно не ситуативно, а растянуто во времени. Настроениеявляется эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иныхсобытий, а на их значениях для жизни человека в контексте его общих жизненныхпланов, интересов и ожиданий. Отмечая особенности настроения, С.Л Рубинштейнуказывал, во-первых, что оно не предметно, а личностно, и, во-вторых, это неспециальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое,общее состояние.
Настроение существеннозависит от общего состояния здоровья, от работ желез внутренней секреции, иособенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения невсегда ясны переживающему их человеку, а тем более окружающим его людям.Недаром говорят о безотчётной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле,настроение – это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятнодля неё складываются обстоятельства. Этой причиной могут быть окружающаяприрода, события, выполняемая деятельность, и конечно, люди.
Настроения могут различатьсяпо продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин:возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента,силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение стимулируетили подавляет деятельность человека. Одна и та же работа при разных настроенияхможет казаться то лёгкой и приятной, то тяжёлой и удручающей. Хорошо работаетчеловек, когда он бодр, спокоен, весел и гораздо хуже, когда он встревожен,раздражён, не доволен. Человек должен управлять своим поведением, а для этогоможно использовать образы и ситуации, приятные человеку. При господствеположительного, жизнерадостного настроения, человек легко переживает ивременные неудачи и огорчения. Помимо изменений, происходящих в нервной,эндокринной и других системах организма, и осознаваемых субъективных переживаний,эмоции выражаются в экспрессивном поведении человека. Эмоции проявляются в такназываемых выразительных движениях лица – мимике, выразительных движениях всеготела – пантомимике, и «вокальной мимике» — выражение эмоций в интонации итембре голоса. На сегодняшний день принято различать несколько основных функцийэмоций: регуляторную, отражательную, сигнальную, стимулирующую, подкрепляющую,переключательную, приспособительную и коммуникативную. Эмоции отражаютзначимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковыераздражители могут вызывать самые непохожие реакции у разных людей. Именно вэмоциональных проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека.Личность во многом формируется под воздействием прожитых переживаний.Эмоциональные реакции, в свою очередь, обусловлены с индивидуальнымиособенностями эмоциональной сферы человека. Одной из важнейших являетсякоммуникативная функция эмоций, так как трудно представить взаимодействие междулюдьми без эмоциональных проявлений. Выражая свои эмоции, человек проявляетсвоё отношение к действительности и, прежде всего к другим людям. Мимические ипантомимические выразительные движения позволяют человеку передавать своипереживания другим людям, информировать их о своём отношении к чему-либо или ккому-либо. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации — являются «языком» человеческих чувств средством сообщения не столько мыслей,сколько эмоций. Приобретая с раннего детства определённый опыт общения слюдьми, каждый человек может с той или иной степенью достоверности определятьэмоциональные состояния окружающих по их выразительным движениям и преждевсего, по выражению лица. В течение жизни у человека формируется некая системаэталонов, с помощью которой он и оценивает других людей. Последние исследованияв области распознавания эмоций показали, что на возможность человека пониматьдругих влияет целый ряд факторов: половозрастные, личностные, профессиональныеособенности, а также принадлежность человека к той или иной культуре. Целый рядпрофессий предъявляет к человеку требования умения управлять своими эмоциями иадекватно определять выразительные движения окружающих его людей. Пониманиереакций других людей и правильное реагирование на них в условиях совместнойдеятельности – неотъемлемая часть успешности во многих профессиях.Неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положениеможет привести к полной профессиональной некомпетентности. Особенно важно этокачество для людей, в профессиях которых общение занимает важнейшее место.Умение разбираться в многочисленных нюансах эмоциональных проявлений ивоспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусству. Понимание иумение воспроизводить – важнейший этап обучения актёров искусству интонации,мимике, жестов. Обращаясь к психологическим исследованиям различных авторов, идаже к собственным наблюдениям, можно сказать, что большую часть информации впроцессе общения, человек получает с помощью невербальных средств коммуникации.С помощью вербального или словесного компонента человек передаёт небольшойпроцент информации, основная нагрузка при передаче смысла лежит на такназываемых «внеязыковых» средствах общения.
1.3 ТеорияДжеймса–Ланге и Кеннона-Барда
Исторически сложилосьтак, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловливалопоявление различных точек зрения, которые находили отражения в соответствующихтеориях.
У. Джеймс и К. Лангесформулировали так называемую периферическую теорию эмоций. Они полагали, чтоэмоции обусловлены лишь периферическими изменениями и, по сути, сводятся к ним.Согласно этой точки зрения, сначала под действием внешних стимулов происходятхарактерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их следствие,возникает сама эмоция. Появление данной теории привело к упрощению пониманиямеханизмов произвольной регуляции. Например, считалось, что нежелательныеэмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если совершать действия, врезультате которых обычно появляются положительные эмоции.
Концепция Джеймса–Ланге вызваларяд возражений. Альтернативную точку зрения высказал У. Кеннон, который обратилвнимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различныхэмоциях, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы вполнеудовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональныхпереживаниях человека. Телесные процессы при эмоциях, по Кеннону, биологическицелесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма кситуации, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов.Эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения возникаютв одном и том же центре – таламусе. Позже П. Бард показал, что с эмоциями извсех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная частьлимбической системы. Важный шаг в понимании природы выражения эмоций сделал Ч. Дарвин,применив биологический и социальный подходы к их изучению. Исследования Дарвина(работа «Выражение эмоций у человека и животных» 1872) привели его к убеждению,что многие проявления эмоций в жестах и мимике – результат эволюционногопроцесса. Он обнаружил, что движения мышц, при помощи которых человек выражаетсвои эмоции, очень сходны и произошли от аналогичных двигательных актов нашихпредков – обезьян. Современные исследователи согласны с Ч. Дарвиным в том, чтомимика возникла в эволюционном процессе, и выполняет важную адаптивную функцию.С первых минут жизни младенец проявляет эмоциональные реакции. Наличиеодинаковых эмоциональных выражений у слепых и зрячих детей подтвердило фактгенетической составляющей в эмоциональных проявлениях. Исследования поведениялюдей, принадлежащих к разным культурам, обнаружили, что в сфере выраженияэмоций встречаются как универсальные типы реакций, так и специфические дляотдельных культур.

II. Значение эмоций в жизни человека
 
2.1 Связь эмоций ипотребностей человека
 
Эмоции, какими бы разнымиони не казались, неотделимы от личности. Ф. Крюгер писал: «То, что радуетчеловека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляетсяему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер,индивидуальность» [4]. С.Л. Рубинштейн, что в эмоциональных проявленияхличности можно выделить три сферы: её органическую жизнь, её интересы материальногопорядка и её духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственнокак органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметныечувства и обобщённые мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональнойчувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия инеудовольствия, в основном связанные с удовлетворением органическихпотребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определёнными предметамии занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства, соответственно ихпредметам, подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Онипроявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и вотвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениямичеловека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям иценностям. Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Ониотражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциямможно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть отом, какие потребности и интересы являются для него актуальными. Эмоциональныепроцессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости оттого, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие,которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к егопотребностям, интересам, установкам [5].
Отношение эмоций и потребностейдалеко не однозначно. У животного, у которого существуют лишь органическиепотребности, одно и то же явление может иметь положительное и отрицательноезначение в силу многообразия органических потребностей: удовлетворение однойможет идти в ущерб другой. Поэтому одно и то же течение жизнедеятельности можетвызвать и положительные, и отрицательные эмоциональные реакции. Ещё менееоднозначно это отношение у человека. Потребности человека не сводятся уже кодним лишь органическим потребностям; у него возникает целая иерархия различныхпотребностей, интересов, установок. В силу многообразия потребностей,интересов, установок личности одно и то же действие или явление в соотношении сразличными потребностями может приобрести различное и даже противоположное –как положительное, так и отрицательное – эмоциональное значение. Одно и то жесобытие может быть и с положительным и с отрицательным знаком. Отсюда частопротиворечивость, раздвоенность человеческих чувств, их амбивалентность.
2.2 Связь эмоций сособенностями жизнедеятельности
Люди, как личности, вэмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам:эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у нихэмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) илиотрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфераразвитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по ихсодержанию и предметной отнесённости. Это как раз используют психологи приконструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеруэмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации ипредметы, события и люди, судят об их личностных качествах.
Эмоции играют чрезвычайноважную роль в жизни людей. Сегодня никто не отрицает связь эмоций сособенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоцийизменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, железвнутренней и внешней секреции и других органов. Излишняя интенсивность идлительность переживаний может вызвать нарушения в организме. М.И. Аствацатуровписал, что сердце чаще поражается страхом, печень – гневом, желудок – апатией иподавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основеизменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всегоорганизма. Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение:учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов,повышается или понижается кровяное давление и так далее. В результате при однихэмоциональных переживаниях человек краснеет, при других – бледнеет. Сердце такчутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе именно егосчитали вместилищем души, органом чувств, не смотря на то, что измененияпроисходят одновременно и в дыхательной, и в пищеварительной, и в секреторнойсистемах. Под воздействием негативных эмоций у человека может происходитьформирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, естьмного примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процессисцеления. При этом оказывается вербальное воздействие на эмоциональноесостояние больного. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств[6].
Помимо регуляциисостояния организма, эмоции и чувства выполняют функцию регуляции поведениячеловека в целом. Это следует из того, что человеческие чувства и эмоции имеютдлительную историю филогенетического развития, в ходе которого они сталивыполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них. К такимфункциям следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщённойоценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, онипозволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов иреагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Эмоциональнаяоценка событий может формироваться не только на основе личного опыта человека,но и в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другимилюдьми. Благодаря отражательной функции эмоций и чувств, человек можеториентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления сточки зрения их желательности, то есть чувства выполняют ещё ипредынформационную, или сигнальную, функции. Возникающие переживаниясигнализируют человеку, как идёт у него процесс удовлетворения потребностей,какие препятствия встречает он на своём пути, на что надо обратить внимание впервую очередь. Отражательная функция эмоций и чувств непосредственно связана спобудительной, или стимулирующей функцией. Например, человек, переходящийдорогу, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет своё движение.
С.Л. Рубинштейн указывал,что «…эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленноек предмету или от него». Таким образом, эмоции и чувства способствуютопределению направления поиска, в результате которого достигаетсяудовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человекомзадача.
Следующая, специфическичеловеческая функция чувств заключается в том, что чувства принимают самоенепосредственное участие в обучении, то есть осуществляют подкрепляющуюфункцию. Значимые события, которые вызывают сильную эмоциональную реакцию,быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха – неуспеха обладаютспособностью привить любовь или навсегда угасить её по отношению к тому видудеятельности, которой занимается человек. Другими словами эмоции влияют нахарактер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.
Переключательная функцияэмоций проявляется при конкуренции мотивов, в результате которой определяетсядоминирующая потребность. Привлекательность мотива, его близость личнымустановкам, направляет деятельность человека в ту или другую сторону. Приспособительная– ещё одна функция эмоций и чувств. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникликак средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость техили иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодарявовремя возникшему чувству, организм имеет возможность эффективноприспособиться к окружающим условиям. Ещё существует коммуникативная функциячувств, которую мы уже затрагивали выше (стр.8). Именно мимические ипантомимические движения являются средством передачи информации об отношении кявлениям окружающей действительности. Как показали исследования, не всепроявления чувств одинаково легко распознать. Легче всего распознаётся ужас(57% испытуемых), затем отвращение (48%) и удивление (34%) [9]. Если сравнить уразных людей эмоции, вызванные одним и тем же объектом, можно обнаружитьопределённую схожесть, в то время как другие эмоциональные проявления у людейстрого индивидуальны. Разнообразие эмоциональных проявлений выражается, преждевсего, в преобладающем настроении. Под влиянием жизненных условий и взависимости от отношения к ним, у одних людей преобладает повышенное, бодрое,весёлое настроение, а у других – пониженное, подавленное, грустное. У третьихже – капризное, раздражительное. Существенные индивидуальные различиянаблюдаются также в эмоциональной возбудимости людей. Есть люди эмоциональномало чуткие, у которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярковыраженные эмоции. Такие люди, попав в ту или иную жизненную ситуацию, нестолько чувствуют, сколько осознают её умом. Есть и другая категория людей –эмоционально возбудимых, у которых малейший пустяк может вызвать сильныеэмоции. Между людьми отмечаются существенные различия в глубине и устойчивостичувств. Одних чувства захватывают целиком, оставляя глубокий след после себя. Удругих людей чувства носят поверхностный характер, протекают легко,малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно. Различаются у людей ипроявления аффектов и страстей. Тут можно выделить людей неуравновешенных,которые легко теряют контроль над собой своим поведением, и легко поддаютсяаффектам и страстям, таким как гнев, паника, азарт и так далее. Другие людинаоборот, всегда уравновешены, вполне владеют собой, сознательно контролируютсвоё поведение. Одно из наиболее существенных различий между людьми кроется втом, как чувства и эмоции отражаются на их деятельности. У одних людей чувстваносят действенный характер, побуждают к действию, у других всё ограничиваетсясамим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении. В наиболее яркойформе пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие людисклонны к эмоциональным переживаниям, но чувства, которые у них возникают, невлияют на их поведение. Из выше сказанного можно сделать вывод, чтосуществующие различия в проявлении эмоций и чувств, в значительной степениобуславливают неповторимость конкретного человека, другими словами — определяютего индивидуальность.
2.3 Совесть
Вопрос о связиэмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей человека на самомделе не такой простой, каким может показаться на первый взгляд. С однойстороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают длячеловека выраженной мотивирующей силой [6].Они или непосредственно не влияют наповедение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффектыи стрессы). С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти,мотивируют поведение, не только активизируя его, но и направляя и поддерживая.Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало. Одним из такихчувств является совесть. В процессе формирования совести, в процессенравственного развития личности, все эмоции без исключения играют, хотя бы небольшую, хотя бы косвенную роль[8]. Зрелая совесть и связанные с нею эмоцииобразуют аффективно-когнитивную структуру, которая оценивает каждый шагчеловека на предмет его соответствия нравственным принципам. Влияние на совестьоказывает скорее переживание вины, чем страха. Есть неотразимый аргумент впользу этого довода, и заключается он в следующем: переживание вины приковываетвнимание человека к источнику вины, оно не отпустит без покаяния илиоправдания. Переживание страха, напротив, заставляет бежать от источника страхаи отпускает на безопасное расстояние от него. Умение балансировать на грани,разделяющей конформизм, продиктованный страхом, и ответственность, внушённую чувствомвины, можно рассматривать, как свидетельство зрелой совести и нравственногоповедения. Ядром структуры совести является чувство ответственности: оноориентировано на осознание вины, и в то же время способствует выбору такогостиля поведения, которое снизит вероятность интенсивного переживания вины.Вина, рассматриваемая, как личностная черта, и вина, рассматриваемая какпсихологическое состояние, являются реальными психологическими феноменами,оказывающими непосредственное влияние на личность и поведение. Вину,рассматриваемую как личную черту, можно определить, как предощущение наказанияза нарушение усвоенных норм поведения[8]. Таким образом, вина исполняет функциирегулятора поведения, предупреждает о неправильных мыслях, чувствах ипоступках.
Вина, в соответствии стеорией дифференциальных эмоций, играет ключевую роль в процессе развитияличной и социальной ответственности, в процессе становления совести. Развитиевины и становление совести – важнейшие этапы психологического созреванияличности. Совесть связана, как с нравственной устойчивостью человека, так и сего принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми инеукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен иустойчив в своём поведении, всегда соотносит свои поступки и решения сдуховными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них нетолько в собственном поведении, но и в действиях других людей. Такому человекуобычно стыдно за других людей, если они себя ведут не порядочно.
2.4 Проявление чувстви эмоций в художественном творчестве
Эмоции человекапроявляются во всех видах человеческой деятельности, и особенно, вхудожественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражаетсяв выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки тем и сюжетов. Всё этовместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника. Реализациязамысла художника предполагает обычно более или менее длительное собирание ивпитывание или вбирание в себя многообразных впечатлений. Иногда этот материалсобирается «впрок», иногда – это специальная работа по собиранию материалов дляосуществления определённого замысла [5]. При накоплении материалов, собираемыхвпрок, они либо просто впитываются и как бы отлёживаются и зреют, либо жеспециально фиксируются (зарисовки художника). На основе наблюдения и отчастисвоеобразного экспериментирования происходит и процесс обобщения. Художникдолжен выявить общее в форме образа, и притом такого, в котором была бысохранена индивидуальность. Образ, в котором утрачена индивидуальность, был быпросто схемой, а не живым художественным образом. Для того чтобы в образеотобразить замысел, идею и композицию художественного произведения, необходимопреобразовать те впечатления, которые доставляет художнику внимательноенаблюдение. Для этого необходимо творческое воображение художника смногообразными, в процессе творчества вырабатывающимися приёмами и способамипреобразования. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего,в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителемидейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том,чтобы создать новую ситуацию не путём нарушения, а при условии сохраненияосновных требований жизненной реальности.
Настоящий художник нетолько располагает техникой, необходимой для того, чтобы изобразить то, что онвидит, но он и видит по-иному, чем художественно невосприимчивый человек.Задача художественного произведения — показать другим то, что видит художник, стакой пластичностью, чтобы это увидели и другие. Творчество – не сплошное инепрерывное движение. В нём чередуются подъёмы, застои, спады. Высшей точкойтворчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характеренособый эмоциональный подъём, ясность и отчётливость мысли, отсутствиесубъективного переживания и напряжения. Очень важна в творчестве такая эмоция,как интерес. Интерес направляет и поддерживает интеллектуальную активностьчеловека. Человек не в состоянии заниматься каким-либо делом, если оно невызывает в нём интереса. Плодотворная, творческая работа в любой областитребует полного погружения, огромной самоотдачи, а это возможно только в томслучае, если человек испытывает интерес к избранной деятельности. РаботыСингера (1966, 1973) позволяют предположить, что именно взаимодействие эмоцийинтереса и радости образуют мотивационную основу творческой, созидательнойдеятельности.
Интерес играет важнейшуюроль в развитии артистических и эстетических форм деятельности[8]. Для тогочтобы стать художником, артистом, человек с раннего детства должен бытьзаинтересован в формировании и развитии соответствующих навыков. Маслоу, говоряо творческой деятельности, пишет: «Вдохновенный творец живёт настоящим, длянего не существует ни прошлого, ни будущего. Он полностью погружен в предмет,он очарован и поглощен сиюминутным, тем, что происходит здесь и сейчас,объектом творчества (Маслоу, 1971).
Это состояние полногопогружения, поглощенности, захваченности является, несомненно, следствиеминтенсивного интереса или возбуждения. Маслоу говорит о двух стадиях творчества– о первичной и вторичной. Первичную стадию отличают импровизация ивдохновение. На этой стадии человеком движет интенсивная эмоция интереса –возбуждения. Вторичная стадия – это разработка или развитие исходноговдохновения, идеи, озарившей человека в момент сильного возбуждения; онатребует от человека самодисциплины и тяжёлого, упорного труда. Есть многолюдей, способных к первичной стадии творчества, к вдохновению, но лишь немногиеспособны к материальному его воплощению[10]. Если первичная креативность –импровизационная стадия творчества – характеризуется возбуждением, то вторичнаякреативность, предполагающая разработку и развитие первоначального творения,должна характеризоваться умеренным уровнем интереса. На этой стадии интересдолжен быть достаточно сильным и устойчивым, чтобы человек мог противостоятьусталости и негативным эмоциям. Тяжёлой, рутинной работе, связанной сдоведением продукта творчества до желаемого совершенства, неизбежно сопутствуютпериоды подавленности и страха, когда у человека опускаются руки, когда оностро ощущает своё одиночество, свою изолированность. Именно в такие периодыгосподства отрицательных эмоций, мотивационная сила устойчивого интереса имеетрешающее значение для преодоления препятствий, встающих на пути творческойличности.
2.5 Роль эмоций вовзаимоотношениях людей
Много интересныхнаблюдений красочно и жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций в человеческихличных взаимоотношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. С некоторыми изего обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что они неплохоотражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает [7]. Вот, что всвоё время писал Спиноза: «Природа людей по большей части такова, что к тем,кому худо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завидуют и… относятсяс тем большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают вовладении другого…» [7].
«Если кто воображает, чтолюбимый им предмет находится с кем-либо в такой же или ещё более тесной связидружбы, которой он владел им один, то им овладевает ненависть к любимому импредмету и зависть к этому другому…»
«Эта ненависть к любимомупредмету будет тем больше, чем больше было удовольствие, которое ревнивец обыкновеннополучал от взаимной любви любимого им предмета, а также чем сильнее был этотэффект, который он питал к тому, что по его воображению вступает в связь слюбимым предметом…»
«Ненависть увеличиваетсявследствие взаимной ненависти, и наоборот, может быть уничтожена любовью…»
«Ненависть, совершеннопобеждённая любовью, переходит в любовь, и эта любовь будет вследствие этогосильнее, чем, если бы ненависть ей вовсе не предшествовала…»
Последнее особоечеловеческое чувство, которое характеризует его как личность, — это любовь. Осмысле этого чувства в его высшем, духовном понимании хорошо сказал Ф. Франкл.Настоящая любовь, по его мнению, и представляет собой вступление вовзаимоотношения с другим человеком, как с духовным существом. Любовь являетсявхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с егосвоеобразием и неповторимостью.
Человек, который любитпо-настоящему, меньше всего задумывается о каких-то психических или физическиххарактеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человекявляется для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек длялюбящего ни кем не может быть замещён, каким бы совершенным сам по себе этот«дубликат» ни был.
Настоящая любовьпредставляет собой духовную связь одного человека с другим подобным емусуществом. Она не сводится к физической сексуальности и психологическойчувственности. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганические связиостаются лишь формой выражения духовного начала, формой выражения именно любвис присущим человеку человеческим достоинством.

Заключение
Мы описали основные видыкачественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющихразличную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающимилюдьми. Каждый из описанных видов эмоций имеет внутри себя подвиды, а они в своюочередь, могут оцениваться по разным параметрам – например, по следующим:интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению,условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамикеразвития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее илибудущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и понейрофизиологической основе. По воздействию на организм эмоции делят настенические и астенические. Первые активизируют организм, а вторые — расслабляют, подавляют. Кроме того эмоции делят на низшие и высшие, а так же пообъектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди). Совершенствованиевысших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такоеразвитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении,связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новыхобъектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровнясознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека.В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию болеевысоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности. Переживаниеэмоций по определению не может быть бессознательным, это всегда в большей или вменьшей степени осознаваемый опыт. В силу того, что чувственный компонентотносится к сфере сознательного опыта и является наиболее доступным аспектомэмоционального процесса и играет непосредственную роль в организациикогнитивных (познавательных) процессов и поведения человека. Совокупностьчеловеческих чувств – это, по существу, совокупность отношений человека к миру и,прежде всего, к другим людям в живой и непосредственной форме личногопереживания.
Таким образом, в своейкурсовой работе обращаясь к психологическим исследованиям различных авторов и ксвоим собственным наблюдениям, пришла к выводу, что эмоции тесно связаны сличностью, с потребностями человека. Влияют на жизнедеятельность организма. Проявляютсяво всех видах человеческой деятельности. Существующие различия в проявленииэмоций, в значительной степени обуславливают неповторимость конкретногочеловека, другими словами, определяют его индивидуальность.

Литература
1 Крылов А. Психология. – Учеб. М.:Проспект, 1999
2 Бернс Д. Тайна настроения. – М:Рипол классик, 1997
3 Рогов Е. Общая психология. – М.:Владос, 2004
4 Крюгер Ф. Сущность эмоциональныхпереживаний//Психология эмоций: Тексты. – М.; 1984 – С 108
5 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– Питер, 2003
6 Милнер П. Физиологическаяпсихология. –Пер. с англ. – М: Мир 1973
7 Немов Р. Психология: в 3 т., М.:Владос, 2002
8 Изард К. Психология эмоций: пер сангл., Питер, 1999
9 Маклаков А. Общая психология.Питер, 2004
10 Годфруа Ж. Что же такоепсихология: в 2 т. – М.: Мир, 1996


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.