Реферат по предмету "Психология"


Эмоции и воля

Южно-РоссийскийГуманитарный Институт
 
 
 
 
 
 
 
 
Практическаяработа по
«Эмоциями воле»
 
 
 
 
Выполнила:
Студентка3 курса 5семестра
Факультета: пр.психология
Набор:март 2007года
ФИО: Андращук А.А.
 
Преподаватель:
ФИО: Дунайцева Н.А.
Оценка:
Подпись:
 
 
г.Ростов-на-Дону, 2009/2010 уч. год
 

 
Методика№ 1 «САН»
 
Цель:
Оперативная оценкасамочувствия, активности и настроения.
Описание методики:
Опросник состоит из 30 парпротивоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить своесостояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечаетстепень выраженности той ил иной характеристики своего состояния.
Инструкция:
Вам предлагается описатьсвое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы,состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать тухарактеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметитьцифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.
Обработка данных.
Испытуемая № 1.
Гриценко С.А.
Возраст: 39 лет
Самочувствие: 5,7
Активность: 4, 7
Настроение: 6,1
Из выше приведенныхрезультатов, можно сказать, что самочувствие и настроение у испытуемойповышенное, а активность несколько снижена.

Испытуемая № 2
Григорьева А.А,
Возраст: 21 год.
Самочувствие: 4,6
Активность: 4,9
Настроение: 5,6
Из выше приведенныхрезультатов, можно отметить что самочувствие и активность у испытуемой незначительнониже нормы, а настроение повышенное.
Обе испытуемые готовы кработе.
Методика№ 2 «Опросник нервно-психического напряжения (Немчин)»
Инструкция: «Заполните,пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком «плюсом» те строки, содержаниекоторых соответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время».
Обработка данных:
За отметку плюс,поставленную испытуемый напротив ответа «а» ставится 1 балл, напротив «в» — 2балла, а напротив «в» — 3 балла.
Минимальное количествобаллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, а максимальное 90. Слабое,или «детензивное», нервно-психическое напряжение предполагает диапазон от 30 до50 баллов, умеренное, или «интенсивное», от 51 до 70 баллов чрезмерное, или«экстенсивное», от 71 до 90 баллов.

Испытуемая № 1.
Гриценко С.А.
Возраст: 39 лет.
Испытуемая набрала 43балла, что говорит о том, что ей подвержено слабое, или «детензивное», нервно –психическое напряжение.
Показатели высшей нервнойдеятельности и гемодинамические характеристики соответствуют нормальным.
 
Испытуемая № 2.
Григорьева А.А,
Возраст: 21 год.
Испытуемая набрала 57баллов, что говорит о том, что ей подвержено чрезмерное, или «экстенсивное»нервно-психическое напряжение.
В основном, сопровождаетсяснижением адаптированности, в частности дезорганизацией психомоторнойдеятельности со снижением роли доминантного полушария, а также ухудшениемгемодинамических показателей, признаками дистализации кровоснабжения.
 
Методика№ 3. «Шкала ситуативной тревожности (Ч.Д. Спилбергер)»
Инструкция: Обведитеодну из цифр в соответствии с тем, как Вы чувствуете себя в настоящий момент.
Обработка результатов:
От суммы баллов попрямым утверждениям надо отнять сумму баллов по обратным. Полученное числоотражает уровень ситуативной тревожности.
Низкая — 30 и выше,средняя от -10 до 10, высокая от 11 до 30.
Прямые утверждения:3,4,6,7,9,12,13,14,17,18.
Обратные утверждения:1,2,5,8,10,11,15,16,19,20.
Испытуемая № 1
Гриценко С.А.
Возраст: 39 лет.
Прямые утверждения – 12баллов
Обратные утверждения –31 балл
Уровень ситуативнойтревожности = сумма баллов прямых утверждений – сумма баллов обратныхутверждений
Уровень ситуативнойтревожности = 12 – 31= — 19.
Полученным числом можновыявить уровень ситуативной тревожности, в данном случае он низкий.
Испытуемая № 2.
Григорьева А.А.
Возраст: 21 год
Прямые утверждения – 12баллов
Обратные утверждения –17 баллов
Уровень ситуативнойтревожности = сумма баллов прямых утверждений – сумма баллов обратныхутверждений
Уровень ситуативнойтревожности = 12 – 17= — 5.
Полученным числом можновыявить уровень ситуативной тревожности, в данном случае он средний.
Методика№ 4 «МЦВ» (Методика цветовых выборов)
Инструкция (дляпсихолога):
«Перемешайте цветныекарточки и положите цветовой стороной вверх. Попросите испытуемого выбрать извосьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснитьчто он должен выбрать цвет таковой, не пытаясь соотнести его с любимом цветомодежды, цветом глаз и т.д. Карточки с выбранным цветом следует отложить в сторону,цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболееприятный. Положите выбранную карточку справа от 1 цветной стороной вниз. Идействуйте так, пока не закончатся все карточки. Перепишите номера карточек вразложенном порядке.
Через две – три минутыповторите процедуру. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминатьпорядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Ондолжен выбирать цвета, как будто впервые.
Первый выборхарактеризует желаемое состояние, второй – действительное. В зависимости отцели исследования можно интерпретировать результаты соответствующеготестирования».
В результатетестирования получаем восемь позиций:
Первая и вторая – явноепредпочтение,
Третья и четвертая –предпочтение
Пятая и шестая –безразличие к цвету
Седьмая и восьмая — антипатия к цвету.
Испытуемым предлагалисьцвета:
1.        Темно-синий
2.        Синий
3.        Красный
4.        Желтый
5.        Зеленый
6.        Серый
7.        Коричневый
8.        Фиолетовый
Интерпретациярезультатов:
Испытуемая № 1.
Гриценко С.А.
Возраст: 39 лет.
Выбор испытуемой:
Iэтап – карточки – 2,7,3,5,1,4,8,6.
IIэтап – карточки – 7,2,3,6,8,4,1,5.
Желаемое состояние (1этап):
Синий, коричневый,красный, зеленый, темно-синий, желтый, фиолетовый, серый.
Явное предпочтение у испытуемойвыражено выбором синего и коричневого цвета, просто предпочтение красного изеленого, безразличие испытуемая испытывает к темно-синему и желтому, иантипатию испытывает к фиолетовому и серому.
1-я позиция. Отражаетсредства достижения цели. Выбор синего цвета говорит о намерении действоватьспокойно, без излишнего напряжения.
2-я позиция. Показываетцель, к которой стремится испытуемая. Выраженное стремление к агрессивности,наступательной тенденции, к возбуждению.
3-я и 4-я позиции. Испытуемаяосознает то, что она собирается активно действовать и добиваться успеха, исамоутверждаться.
5-я и 6-я позиции.Характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бысвидетельствуют, что испытуемая не связывает свое состояние, желание, мотивы сданными цветами. Испытуемая безразлична к внутренним проблемам, нечувствительна,неспокойна, неудовлетворенна. Испытуемая показывает свое безразличие к любви,нежности, привязанности.
7-я и 8 я позиции.Характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либопотребность, мотив, настроение отображаемые данным цветом. Выбор фиолетовогоцвета в 7-й позиции, говорит о негативном отношении к способности кинтуитивному и сензитивному постижению, отвращение к безответственности. Люди,отвергающие этот цвет, в основном морально устойчивые. Выбор серого цвета в 8-йпозиции, говорит о нежелании разделять мир и отгораживаться от мира.
Интерпретация цветныхпар по Люшеру.
«++» — чувствобеспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избежатьстресса.
«--» — проявление нетерпения, но в то и в тоже время стремление к самоконтролю, что вызываетнекоторое эмоциональное возбуждение.
Действительноесостояние (2 этап):
Коричневый, синий,красный, серый, фиолетовый, желтый, темно-синий, зеленый
Явное предпочтение уиспытуемой выражено выбором коричневого и синего, просто предпочтение красногои серого, безразличие испытуемая испытывает к фиолетовому и желтому, иантипатию испытывает к темно-синему и зеленому.
1-я позиция. Отражаетсредства достижения цели. Выбор коричневого цвета говорит о намерениидействовать агрессивно.
2-я позиция. Показываетцель, к которой стремится испытуемая. Выраженное стремление к спокойствию.
3-я и 4-я позиции.Испытуемая осознает то, что она собирается активно действовать и добиватьсяуспеха, и самоутверждаться. Но при этом отчуждается от мира.
5-я и 6-я позиции.Характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бысвидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, желание, мотивы сданными цветами. Испытуемая безразлична к способности к интуитивному исензитивному постижению, безразлична к безответственности.
7-я и 8 я позиции.Характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либопотребность, мотив, настроение отображаемое данным цветом. Выбор темно-синего в7-й позиции, говорит об отвращении к нежности, любви, чувствительности. Выбор зеленогоцвета в 8-й позиции, говорит о нежелании самоутверждаться. Так как зеленый –это основной цвет, можно предположить, что самоутверждение для испытуемойявляется источником стресса, какой-то конфликтной ситуации, и характеризуетсяотсутствием гибкости волевых проявлений в сложных условиях деятельности.
Интерпретация цветныхпар по Люшеру.
«++» — напряжение,страх одиночества, желание уйти из неблагоприятной ситуации.
«--» — сильноенапряжение, желание избавиться от негативной ситуации.
Анализ.
Желаемое состояние:
Испытуемая хочет идти кцели «действовать агрессивно» спокойно, но отчужденно, она хочет бытьбезразличной к любви, нежности. Ей движет желание быть отгороженной от мира.Она стремится уйти от конфликтов.
Действительноесостояние:
Испытуемая пытается,действуя агрессивно прийти к спокойствию. Делает попытки оттолкнуться отокружающего мира. Ей не нужна любовь, нежность, забота. Источником поглощающегоее стресса, является самоутверждение, видимо в ее жизни произошла какая-тонеприятная ситуация свеянная с попыткой самореализации.

Испытуемая № 2.
Григорьева А.А.
21 год.
Выбор испытуемой:
Iэтап – карточки – 4,2,8,7,3,6,1,5.
IIэтап – карточки – 8,1,2,3,7,4,5,6.
Желаемый результат:
Желтый, синий,фиолетовый, коричневый, красный, серый, темно-синий, зеленый.
Явное предпочтение уиспытуемой выражено выбором желтого и синего цвета, просто предпочтениефиолетового и коричневого, безразличие испытуемая испытывает к красному исерому, и антипатию испытывает к темно-синему и зеленому.
1-я позиция. Отражаетсредства достижения цели. Выбор желтого цвета говорит о потребностях вперспективе, надежде на лучшее, мечтах.
2-я позиция. Показываетцель, к которой стремится испытуемая. Испытуемая стремится к удовлетворению, кспокойствию, к устойчивой положительной привязанности.
3-я и 4-я позиции.Испытуемая осознает то, что она агрессивна, ей овладевает физическийдискомфорт.
5-я и 6-я позиции.Характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бысвидетельствуют, что испытуемая не связывает свое состояние, желание, мотивы сданными цветами. Испытуемая безразлична к достижениям успеха, ей все равноотделена она от мира или нет.
7-я и 8 я позиции.Характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либопотребность, мотив, настроение отображаемое данным цветом. Выбор темно-синего цветав 7-й позиции, говорит о негативном отношении к любви, нежности, привязанности.Выбор цвета в 8-й позиции, говорит о нежелании самоутверждаться, отвергаемыйзеленый цвет характеризует не достаток гибкости волевых проявлений в сложныхусловиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.
Интерпретация цветныхпар по Люшеру.
«++» — настроение вобщем положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию,взаимовыдержке.
«--» — сильноенапряжение, стремление избавиться от негативного стрессового состояния.
Действительноесостояние (2 этап):
Фиолетовый,темно-синий, синий, красный, коричневый, желтый, зеленый, серый.
Явное предпочтение уиспытуемой выражено выбором фиолетового и темно-синего цвета, простопредпочтение синего и красного, безразличие испытуемая испытывает к коричневомуи желтому, и антипатию испытывает к зеленому и серому.
1-я позиция. Отражаетсредства достижения цели. Выбор фиолетового цвета, говорит о агрессивности,возбуждении.
2-я позиция. Показываетцель, к которой стремится испытуемая. Испытуемая стремится к привязанности,любви, нежности.
3-я и 4-я позиции.Испытуемая осознает то, что она спокойна и удовлетворена. И ей свойственнапотребность активно действовать и добиваться успеха.
5-я и 6-я позиции.Характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бысвидетельствуют, что испытуемая не связывает свое состояние, желание, мотивы сданными цветами. Испытуемая безразлична к агрессии, мечтам.
7-я и 8 я позиции.Характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либопотребность, мотив, настроение отображаемое данным цветом. Выбор зеленого цветав 7-й позиции означает негативное отношение самоутверждению, это скорее всегоявляется возникшей травмой. Выбор серого цвета в 8-й позиции означает негативноеотношение к отгораживанию от окружающего мира.
Методика№ 5. « Тест тревожности» Тейлор
Назначение теста
Методика предназначенадля измерения уровня тревожности.
Описание теста
Опросник состоит из 50утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как наборкарточек с утверждениями.Инструкция к тесту
Вампредлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера.Если вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны – «Нет».Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ.
Ключ к тесту
Подсчитываетсяколичество ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности.
·          Ответы«Да» на высказывания: 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25,26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45,46, 47, 48, 49, 50.
·          Ответы«Нет» на высказывания: 1, 2, 3,4, 5, 6, 1, 8, 9, 10, 11, 12, 13.
Ответы, совпадающие сключом оцениваются в 1 балл. Количество баллов суммируется.
Оценка результатовтеста
·          40-50 баллов рассматриваются какпоказатель очень высокого уровня тревожности,
·          25-40 баллов свидетельствуют овысоком уровне тревожности,
·          15-25 баллов – о среднем (с тенденциейк высокому) уровне тревожности,
·          5-15 баллов – о среднем (стенденцией к низкому) уровне тревожности,
·          0-5 баллов – о низком уровнетревожности.
Испытуемая № 1.
Гриценко С.А.
Возраст: 39лет
Испытуемаянабрала 21 балл, а это значит что у нее средний уровень тревожности, состремлением к высокому уровню.
А этоозначает, что испытуемая спокойно реагирует на события, ее не особо беспокоятее отношения с людьми и ее успехи на работе.
Испытуемая № 2.
ГригорьеваА.А.
Возраст: 21год
Испытуемая набрала38 баллов, а это означает что у нее высокий уровень тревожности.
Видимо,хорошая учеба, работа дается испытуемой ценой большого нервного напряжения. Ейследует обратить внимание на режим дня, заняться спортом, пересмотреть своипривычки. Нужно определить, что для нее сейчас самое главное, и на времяотложить второстепенные дела. Не стоит сравнивать себя с другими! Возможно, унее более тонкая и чувствительная нервная система, чем у других людей. Ей стоитучитывать это при планировании своей работы. Временно ограничить свои контактынесколькими близкими людьми, которые ее понимают.

Методика № 6. «Тест личностной тревожности» (Спилбергер)
Вводныезамечания. Измерениетревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство вомногом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности —естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждогочеловека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности —это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния вэтом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля исамовоспитания.
Подличностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика,отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие унего тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие,отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личнаятревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемыхчеловеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивнаятревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями:напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникаеткак эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным поинтенсивности и динамичности во времени.
Личности,относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своейсамооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагироватьвесьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает уиспытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основаниепредполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях,особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинствоиз известных методов измерения тревожности позволяет оценить или тольколичностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции.Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность икак личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д.Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л. Ханиным.
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое изприведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справав зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго недумайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Интерпретация:
От суммыбаллов по прямым утверждениям надо отнять сумму баллов по обратным. Полученноечисло отражает личностную тревожность, от -10 (минимальная тревожность), до 56(максимальная).
Анализрезультатов:
При анализерезультатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель покаждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чемвыше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной илиличностной). При интерпретации показателей можно использовать следующиеориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31—44 балла —умеренная; 45 и более высокая.
Испытуемая № 1
Гриценко С.А.
Возраст: 39лет
Интерпретация:
Прямыеутверждения: 21
Обратныеутверждения: 18
Уровеньличностной тревожности = 21-18= 3
Анализрезультатов:
Низкийуровень личностной тревожности.
Длянизкотревожных людей требуется пробуждение активности, подчеркиваниемотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности,высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Испытуемая № 2
ГригорьеваА.А.
Возраст: 21год.
Интерпретация:
Прямыеутверждения: 37
Обратныеутверждения: 14
Уровеньличностной тревожности = 37-14=23
Анализрезультатов:
Среднийуровень личностной тревожности.
Золотаясередина. Можно посоветовать испытуемой так и держаться.
Методика № 7 «Тест выраженности астенического состояния»
Инструкция:«Прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к Вашему состоянию вданный момент, поставьте знак плюс в одну из граф в правой части бланка»
Обработкарезультатов:
После заполнениятестового бланка производится подсчет путем суммирования набранных испытуемымбаллов. При этом за знак плюс, стоящий в графе «Нет, не верно» 1 балл, в графе«пожалуй, да» — 2 балла, в графе «скорее, да» 3 балла и в графе «да» 4 балла.Весь диапазон шкалы включает от 30 до 120 баллов.
Интерпретациярезультатов:
Испытуемая № 1.
Гриценко С.А.
Возраст: 39 лет
Испытуемая набрала 47баллов.
Низкий уровеньастенического состояния.
Это означает, чтоиспытуемая не подвержена быстрой утомляемости, расстройствам сна и т.д.
Испытуемая № 2.
Григорьева А.А.
Возраст: 21 год
Испытуемая набрала 66баллов, средний уровень астенического состояния.
Испытуемой следуетбольше времени проводить на воздухе, отдыхать, заниматься полезными делами,питаться правильно и не во время работа организовывать себе 5-ти минутныеотдыхи.
Методика№ 8 «Эмоциональная реакция на фрустрацию»
Методикапредназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода изситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемоенеудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективнотак понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.
С помощью методикиможно исследовать такие реакции на сильный раздражитель, как: агрессия,перемещение, идентификация, проекция, фантазия, регрессия, апатия, подавление,компенсация, фиксация, рационализация. Методика относится к классу проективныхтестов. В ней 16 ситуаций, в которых создается препятствие (останавливают,обескураживают, обижают, сбивают с толку) и 8 ситуаций, в которых субъектаобвиняют в чем-то. Между этими группами ситуаций имеется связь, так какситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация«препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногдаиспытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию«препятствия» или наоборот.
Всегометодика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображеныдва человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Эти рисункипредъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемыйлегче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакциивыхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта. Тестможет быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но вотличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще одинважный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечаетособенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа(например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут бытьзаданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это такженеобходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимаетту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы длякачественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от негодолжен быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но нестирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобывопросы не содержали дополнительной информации.
Инструкция: «Вам сейчас будут показаны 24рисунка. На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говоритпервый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответитьему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листебумаги, обозначив его соответствующим номером.
Старайтесьработать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесьшуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».
Каждый изполученных ответов оценивается, в соответствии с теорией, Розенцвейга, по двумкритериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции. По направлениюреакции подразделяются на:
а) Экстрапунитивные:реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причинафрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуациитребуют от другого лица.
б) Интропунитивные:реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности заисправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению.Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
в) Импунитивные:фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное,преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.
Реакцииразличаются также с точки зрения их типов:
Препятственно-доминантные. Тип реакции «с фиксацией напрепятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются,независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные илинезначительные.
Самозащитные. Тип реакции «с фиксацией на самозащите».Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственнойвины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего «Я», ответственностьза фрустрацию никому не может быть приписана.
Необходимо-упорствующие. Тип реакции «с фиксацией наудовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивноерешение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либопринятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, чтовремя и ход событий приведут к ее разрешению.
Дляобозначения направления реакции используются буквы: Е – экстрапунитивныереакции, I – интропунитивные реакции, М – импунитивные.
Типы реакцийобозначаются следующими символами: OD – «с фиксацией на препятствии», ED – «сфиксацией на самозащите», NP – «с фиксацией на удовлетворение потребности».
Из сочетанийэтих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительныхварианта.
Вначалеисследователь определяет направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого(Е, I или М), а затем выявляет тип реакции: ED, OD или NP.Описание смысловогосодержания факторов, используемых при оценке ответов:
OD
ED
NP
Е'. Если в ответе подчеркивается наличие препятствия. Например: «На улице сильный дождь. Мой плащ был очень кстати». (рис.9). «А я рассчитывал, что мы с ней пойдем вместе». (8). Встречается главным образом в ситуациях с препятствием.
Е. Враждебность, порицание направлены против кого-либо или чего-либо В окружении. Пример: «разгар рабочего дня, а вашего заведующего нет на месте». (9). «Изношенный механизм, новыми их уже не сделать». (5). «Мы уходим, она сама виновата». (14). Е. Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный проступок. Пример: «В больнице лежит полно людей, при чем здесь я?» (21)
е. Требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию. Пример: «Все равно, Вы должны найти для меня эту книгу». (18). «Она могла бы объяснить нам, в чем дело». (20).
I'. Фрустирующая ситуация интерпретируется как благоприятно- выгодно-полезная, как приносящая удовлетворение. Пример: «Мне одному будет даже проще». (15). «Зато теперь у меня будет время чтобы дочитать книгу». (24).
I. Порицание, осуждение направлено на самого себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести. Пример: «Это я опять пришел не вовремя» (13). JL Субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, Призывая на помощь смягчающие обстоятельства. Пример: «Но сегодня выходной, здесь нет ни одного ребенка, а я очень спешу». (19)
i. Субьект сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность. Пример: «Как нибудь сам выкручусь». (15). «Я сделаю все возможное, чтобы искупить свою вину». (12).
М'. Трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к ее полному отрицанию. Пример: «Опоздал так опоздал». (4).
М. Ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается. Пример: «Мы же не могли знать, что машина сломается». (4).
m. Выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать, или же взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию. Пример: «Подождем еще минут 5».(14). «Было бы хорошо, если бы это не повторилось.».(11).
Оценкабольшинства ответов зависит от одного фактора. Особый случай представляютвзаимопроникающие или взаимосвязанные комбинации, используемые для ответов.
За основуподсчета всегда принимается явное значение слов субъекта и так как ответынередко бывают в форме двух фраз или предложений, каждая из которых может иметьотличную функцию, то можно устанавливать за одной группой слов одну счетнуювеличину, а за другой – другую.
Полученныеданные в виде буквенных выражений (Е, I, М, Е', М', I', е, i, m) выносятся втаблицу.
Далеевычисляется GCR – коэффициент групповой конформности, или, иначе говоря, мераиндивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Онопределяется путем сравнения ответов испытуемого со стандартными величинами,полученными путем статистического подсчета. Ситуаций, которые используются длясравнения, всего 14. Их значения представлены в таблице.
Если ответиспытуемого идентичен стандартному, ставится знак «+». Когда в качествестандартного ответа даются два типа ответов на ситуацию, то достаточно, чтобыхотя бы один из ответов испытуемого совпадал со стандартным. В этом случаеответ также отмечается знаком «+». Если ответ субъекта дает двойную оценку, иодна из них соответствует стандартному, он оценивается в 0,5 балла. Если жеответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком «–». Оценкисуммируются, считая каждый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя из14 ситуаций (которые принимаются за 100%), вычисляется процентная величина GCRиспытуемого. Количественная величина GCR может рассматриваться в качестве мерыиндивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению.№ рисунка Общая таблица GCR для взрослых OD ED NP 1 М' Е 2 I 3 4 5 I 6 Е 7 Е 8 9 10 Е 11 12 Е m 13 е 14 15 Е' 16 Е;I 17 18 Е' е 19 I 20 21 22 М' 23 24 М' Таблица 3 для пересчета в проценты GCR для взрослых14 =100% 9,5 =68% 5 =35,7% 13,5 96,5 9 64,3 4,5 32,2 13 93 8,5 60,4 4 28,6 12,5 90 8 57,4 3,5 25 12 85 7,5 53,5 3 21,5 11,5 82 7 50 2,5 17,9 11 78,5 6,5 46,5 2 14,4 10,5 75 6 42,8 1,5 10,7 10 71,5 5,5 39,3 1 7,2
Следующийэтап – заполнение таблицы профилей. Осуществляется на основании листа ответовиспытуемого. Подсчитывается, сколько раз встречается каждый из 5 факторов,каждому появлению фактора присваивается один балл. Если же ответ испытуемогооценен при помощи нескольких счетных факторов, то каждому фактору придаетсяравное значение. Так, если ответ был оценен «Ее», то значение «Е» будетравняться 0,5 и «е», соответственно, тоже 0,5 балла. Полученные числа заносятсяв таблицу. Когда таблица заполнена, цифры суммируются в колонки и строчки, азатем вычисляется процентное содержание каждой полученной суммы.
«Таблица профилей» OD ED NP сумма % Е I М сумма % Таблица для пересчета в проценты0,5 =2,1% 8,5 =35,4% 16,5 =68,7% 1,0 4,2 9,0 37,5 17,0 70,8 1,5 6,2 9,5 39,6 17,5 72,9 2,0 8,3 10,0 41,6 18,0 75,0 2,5 10,4 10,5 43,7 18,5 77,1 3,0 12,5 11,0 45,8 19,0 79,1 3,5 14,5 11,5 47,9 19,5 81,2 4,0 16,6 12,0 50,0 20,0 83,3 4,5 18,7 12,5 52,1 20,5 85,4 5,0 20,8 13,0 54,1 21,0 87,5 5,5 22,9 13,5 56,2 21,5 89,6 6,0 25,0 14,0 58,3 22,0 91,6 6,5 27,0 14,5 60,4 22,5 93,7 7,0 29,1 15,0 62,5 23,0 95,8 7,5 31,2 15,5 64,5 23,5 97,9 8,0 33,3 16,0 66,6 24,0 100,0
Полученноетаким образом процентное отношение Е, I, M, CD, ED, NP, представляет выраженныев количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого.
На основаниипрофиля числовых данных составляются три основных и один дополнительныйобразец.
Первыйобразец выражает относительную частоту разных направлений ответа, независимо отего типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы располагаютсяв порядке их убывающей частоты. Например, частоты Е – 14, I – 6, М – 4,записываются Е > I > М.
Второйобразец выражает относительную частоту типов ответов независимо от ихнаправлений. Записываются знаковые символы так же, как и в предыдущем случае.Например, мы до лучи л и ОД – 10, ED – 6,NP – 8. Записываются: OD > NP >ED.
Третийобразец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихсяфакторов, независимо от типа и направления ответа. Записываются, например, Е> Е' > М.
Четвертыйдополнительный образец включает сравнение ответов Е и I в ситуациях«препятствия» иситуациях «обвинения». Сумма Е и I рассчитывается в процентах,исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяютподсчетЕ и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33%. Дляцелей интерпретации полученные проценты могут быть сравнены с этим максимальнымчислом.Интерпретация:
Первый этапинтерпретации заключается в изучении GCR, уровня социальной адаптациииспытуемого. Анализируя полученные данные, можно предположить, что испытуемый,имеющий низкий процент GCR, часто конфликтует с окружающими, посколькунедостаточно адаптирован к своему социальному окружению.
Данные,касающиеся степени социальной адаптации испытуемого, могут быть получены спомощью повторного исследования, которое заключается в следующем: испытуемомуповторно предъявляются рисунки, с просьбой дать в каждом задании такой ответ,который по его мнению было бы нужно дать в этом случае, т.е. «правильный»,«эталонный» ответ. «Индекс рассогласования» ответов испытуемого в первом и вовтором случаях дает дополнительную информацию о показателе «степени социальнойадаптации».
Во-вторых,изучаются полученные оценки шести факторов в таблице профилей. Выявляютсяустойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемого, стереотипыэмоционального реагирования, которые формируются в процессе развития,воспитания и становления человека и составляют одну из характеристик егоиндивидуальности. Реакции испытуемого могут быть направлены на окружающую егосреду, выражаясь в форме различных требований к ней, либо на самого себя каквиновника происходящего, либо человек может занять своеобразную примиренческуюпозицию. Так, например, если в исследовании мы получаем у испытуемого оценку М– нормальную, Е – очень высокую и I – очень низкую, то на основании этого можносказать, что субъект в фрустрационной ситуации будет с повышенной частотойотвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитивной. То есть,можно сказать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим, и этоможет служить признаком неадекватной самооценки.
Оценки,касающиеся типов реакций, имеют разный смысл. Оценка OD (тип реакции «сфиксацией на препятствии») показывает, в какой степени препятствие фрустрируетсубъекта. Так, если мы получили повышенную оценку OD, то это говорит о том, чтово фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает более чем нормально идеяпрепятствия. Оценка OD (тип реакции «с фиксацией на самозащите») означает силуили слабость «Я» личности. Повышение ED означает слабую, уязвимую личность.Реакции субъекта сосредоточены на защите своего «Я». Оценка NP – признакадекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект можетразрешать фрустрационные ситуации.
Третий этапинтерпретации – изучение тенденций. Изучение тенденций может иметь большоезначение в понимании отношения испытуемого к своим собственным реакциям.
В целом можно добавить,что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительнонекоторых аспектов адаптации испытуемого к своему социальному окружению.Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуреличности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональныереакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути кудовлетворению потребности, к достижению цели.
Испытуемая № 1.
Гриценко С.А.
Возраст: 39 лет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 OD M I E ED E I E E E E E E E E E E I I M I E M NP e i i
E= 4
I= 2                                        E> I> M
M= 1
По типам:
OD= 0
ED= 6                                             ED>NP>OD
NP= 1
GCR:
E= 28,6%
I= 14,4%                                        E> I>M
M= 7,2%
GCR= 50, 2 %
Средний уровень,испытуемый изредка конфликтует с окружающими, и имеет средний уровень адаптациив своем социальном окружении.
Таблица профилей: OD ED NP
сумма % E 1 12 1 14 58,3 I 1 4 2 7 29,1 M 1 2 3 12,5
Сумма 3 18 3 24 100 % 12,5 75 12,5 100
1)        E> I> M
2)        ED>OD>= NP
ПовышениеED означает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защитесвоего «Я».
Реакцияиспытуемой направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняяпричина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешенияситуации требуют от другого лица. Испытуемая очень редко принимает и выражаетсвою вину,
Испытуемая№ 2
ГригорьеваА.А.
Возраст:21 год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 OD M M ED M I E E M E M E E E E I M I M E M NP i i m m i
E= 3
I= 2                                        E> I> M
M= 0
Потипам:
OD= 0
ED= 4                                             ED>NP>OD
NP= 1
GCR:
E= 21,5%
I= 14,4 %                                        E> I> M
M= 0 %
GCR= 35,9%
Низкийуровень.
Анализируяполученные данные, можно предположить, что испытуемый, имеющий низкий процентGCR, часто конфликтует с окружающими, поскольку недостаточно адаптирован ксвоему социальному окружению.
Таблица профилей: OD ED NP
сумма % E 8 8 33,3 I 3 3 6 25,0 M 2 6 2 10 41,6
Сумма 2 17 5 24 100 % 8,3 70,8 20,8 100
1)        M> E> I
2)        ED>NP>OD
ПовышенноеED означает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защитесвоего «Я».
Фрустрирующаяситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимоесо временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует. Реакция отдругого лица требуется редко. Вину испытуемая вообще не признает.
Методика№ 9. « Шкала контроля за действием»
Инструкция:
Читайтевнимательно каждый вопрос и ответы к нему, отвечайте не вдумываясь, правдивото, что первым приходит в голову.
Интерпретация:
Испытуемая№ 1.
ГриценкоС.А.
Возраст– 39 лет.
Контрольза действием при неудачи: 4
Контрольза действием при планировании: 5
Контрольза действием при реализации: 9
Согласновыше указанным результатам, можно предположить, что испытуемая привозникновении неудачи действия не контролирует, при планировании контрольосуществляется в среднем соотношении, а при реализации осуществляется полныйконтроль за действием.
Испытуемая№ 2.
ГригорьеваА.А.
Возраст:21 год.
Контрольза действием при неудачи: 3
Контрольза действием при планировании: 4
Контрольза действием при реализации: 9
Согласновыше указанным результатам, можно предположить, что испытуемая привозникновении неудачи действия не контролирует, при планировании контрольосуществляется в низком соотношении, а при реализации осуществляется полныйконтроль за действием.
Методика№ 10. «Тест «ВСК»»
1.Автор: Опросникразработан А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом.
2.Предмет диагностики:
Ø втерминах рубрикатора: саморегуляция (волевой самоконтроль);
Ø втерминах автора методики: уровень развития волевой регуляции (волевойсамоконтроль), волевые черты личности «настойчивость» и «самообладание».
3.Операциональный статус: методика стандартизованного самоотчета: тест — опросник.
4.Сопряженные практические задачи: индивидуальное психологическое консультирование,психокоррекция, спортивно-педагогическая практика. Опросник позволяет получитьинформацию об осознаваемых особенностях саморегуляции.
5.Компетентность исполнителя: Проведение обследования, обработка данных и интерпретациярезультатов могут осуществляться профессиональными психологами испециалистами-смежниками. Методика проста в исполнении и дополнительнойподготовки по овладению экспертными методами анализа данных и интерпретациирезультатов не требуется.
6.Комплектность, состав методики:
Ø стимульныйматериал, ключи, нормы: Опросник содержит 30 пунктов, из которых 24 — рабочих и 6 — маскировочных. Возможны два варианта ответов (либо «Да», либо«Нет»). Опросник содержит ключи и нормы.
Ø сведенияо надежности и валидности: Ретест-надежность = 0,61 (рТеоретическиеположения: Опросник ВСК направлен на обобщенную оценку индивидуальногоуровня развития волевой регуляции, под которым понимается (в самом общем виде)мера овладения собственным поведением в различных ситуациях — способностьсознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями.Согласно многочисленным экспериментальным данным, указанные особенностиличностной саморегуляции во многом определяют индивидуальный стиль и конкретныепроявления активности человека.
Первоначальноопросник ВСК разрабатывался в одномерном варианте, однако в результатеэмпирического анализа его факторной структуры было выделено две устойчивые субшкалы.Первая субшкала характеризует доступный сознательной мобилизации энергетическийпотенциал завершения действия, вторая — отражает уровень произвольного контроляэмоциональных реакций и состояний. В терминах традиционных волевых чертличности субшкалы получили название «настойчивость» и«самообладание» соответственно.
Наблюдаетсяположительная связь со шкалой «активность» методики САН, что свидетельствует опреобладании активного фона состояния у лиц с высоким индексом ВСК, и со шкалойсубъективной локализации контроля, что вполне естественно, так как реализациясамоконтроля непосредственно связана с субъективными представлениями обуправляемости мира вообще и собственного поведения, в частности.
Также высокийуровень волевого самоконтроля связан с низкой тревожностью и отсутствиемфрустрированных потребностей.
Оборудование: текст методики, бланк ответов.
Ходработы:Опросник ВСК существует в двух версиях. Исследовательская версияпредусматривает ответ на каждый пункт в семибальной шкале (от -3 до +3) сградацией степени уверенности в положительном или отрицательном ответе. Дляпрактических задач используется «серийная» версия с вынужденнымдихотомическим выбором: испытуемый имеет лишь два варианта ответа — либо«да», либо «нет». В инструкции специально оговаривается,что в случае неуверенности в ответе можно выбирать любую альтернативу.
Испытуемымвыдаются опросники и предлагается инструкция.
Обработкарезультатов: Спомощью специального ключа подсчитывается количество баллов, полученныхиспытуемым по каждой из шкал:
по шкале ВСК,
по субшкале«настойчивость»,
по субшкале«самообладание».
При подсчетесуммарных баллов учитываются только совпадения с ключом (каждое такоесовпадение увеличивает суммарный балл на единицу). Те позиции протокола,которые не совпадают с ключом, игнорируются и не влияют на величину суммарногобала (не приносят отрицательных очков).
В результатетакой процедуры суммарный балл ВСК должен быть в диапазоне от 0 до 24«сырых очков», по субшкале «настойчивость» — от 0 до 16, ипо «самообладанию» — от 0 до 13. Сырые баллы переводятся встандартные с использованием таблицы норм, соответствующих обследуемомуконтингенту.
Интерпретациярезультатов:
ШкалаВСК.Высокий балл по опроснику ВСК характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых,самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, от­ветственность,устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннегодолга. Как правило, они хорошо рефлексируют собственные мотивы, планомернореализуют свои намерения, умеют распределять собственные усилия, способныконтролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивнойнаправленностью. В предельных случаях возможно нарастание внутреннейнапряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанссобственного поведения и тревогой по поводу малейшей его возможнойспонтанности.
Низкийбалл ВСКнаблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых,неуверенных в себе. Рефлексивность у таких людей невысока. Общий фон активности,как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений.Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностьюнатуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.
Субшкала«настойчивость» характеризует, фактически, силу намерений человека — егостремление к завершению начатого дела, доступный сознательной мобилизацииэнергетический потенциал завершения действий.
Наположительном полюсе - деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнениюнамеченного, их мобилизуют преграды на пути к цели, не отвлекают альтернативы исоблазны, главная их ценность — начатое дело. Таким людям свойственно уважениек социальным нормам («совестливость») и стремление полностьюподчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкостиповедения, появление маниакальных тенденций.
Низкиезначения по даннойшкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности,которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения.Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у такихлиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а такжетенденцией к свободной трактовке социальных норм.
Субшкала«самообладание»отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний.
Высокийбалл набирают людиэмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях.Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождают отстраха перед неизвестностью, повышают готовность к восприятию нового,неожиданного, и, как правило, сочетаются со свободой взглядов, тенденцией кноваторству и радикализму. Вместе с тем, стремление к постоянному самоконтролю,чрезмерное сознательное ограничение собственной спонтанности могут приводить кповышению внутренней напряженности, к преобладанию постоянной озабоченности иутомленности.
Наотрицательном полюсе данной субшкалы - спонтанность, импульсивность в парадоксальном, на первыйвзгляд, сочетании с обидчивостью, консерватизмом и предпочтением традиционныхвзглядов, ограждают человека от интенсивных переживаний и внутреннихконфликтов, способствуют внутренней раскрепощенности и преобладаниюрасслабленного, невозмутимого фона настроения.
Такимобразом, социальная желательность шкал опросника ВСК является неоднозначной — возможным оказывается появление дезадаптивных черт и форм поведения наположительных шкальных полюсах и позитивно-компенсаторных форм — наотрицательных полюсах. Вследствие выраженной социальной желательностиположительного полюса шкалы ВСК, следует учитывать, что необходимо осторожнопользоваться опросником в ситуации экспертизы.

 
КЛЮЧ
 
ШкалаВСК:
Ответы «да» — 2, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 17, 18, 20, 24, 27.
Ответы «нет»-1,6, 10, 13, 14, 16, 21, 22, 25, 28, 29, 30.
Субшкала«Настойчивость»:
Ответы «да» — 2, 5, 9, 11, 17, 18, 20, 24, 27.
Ответы «нет»- 1, 6, 10, 13, 16, 22, 25.
Субшкала«Самообладание»:
Ответы «да» — 3, 4, 7, 24.
Ответы «нет»- 5, 13, 14, 16, 21, 27, 28, 29, 30.
Испытуемая№ 1.
ГриценкоС.А.
Возраст:39 лет
ШкалаВСК: 17 баллов (из 24)
СубшкалаНастойчивость: 13 (из 16)
СубшкалаСамообладание: 7 (из 13)
Высокий балл по опроснику ВСКхарактерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных.Их отличает спокойствие, уверенность в себе, от­ветственность, устойчивостьнамерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга. Какправило, они хорошо рефлексируют собственные мотивы, планомерно реализуют своинамерения, умеют распределять собственные усилия, способны контролировать свои поступки,обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаяхвозможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлениемпроконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводумалейшей его возможной спонтанности.
Испытуемая по шкаленастойчивость получила высокий балл.
Азначит, ее можноохарактеризовать как деятельного, работоспособного человека,активно стремящегося к выполнению намеченного, можно отметить, что ее мобилизуютпреграды на пути к цели, не отвлекают альтернативы и соблазны, главная ееценность — начатое дело. Таким людям свойственно уважение к социальным нормам(«совестливость») и стремление полностью подчинить им свое поведение.В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальныхтенденций.
Пошкале самообладание, испытуемая получила средний балл, а значит что ей свойственны,внутреннее спокойствие, и уверенность в себе и в своих силах.
Испытуемая№ 2
ГригорьеваА.А.
Возраст:21 год
ШкалаВСК: 10 баллов (из 24)
СубшкалаНастойчивость: 6 (из 16)
СубшкалаСамообладание: 9 (из 13)
Низкий балл ВСКнаблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых,неуверенных в себе. Рефлексивность у таких людей невысока. Общий фонактивности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивостьнамерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженнойутонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.
Испытуемая всубшкале настойчивости набрала низкий балл.
Низкиезначения по даннойшкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности,которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения.Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется утаких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а такжетенденцией к свободной трактовке социальных норм.
А по субшкалесамообладание, испытуемая набрала высокий балл.
Высокий балл набирают людиэмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях.Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождают отстраха перед неизвестностью, повышают готовность к восприятию нового,неожиданного, и, как правило, сочетаются со свободой взглядов, тенденцией кноваторству и радикализму. Вместе с тем, стремление к постоянному самоконтролю,чрезмерное сознательное ограничение собственной спонтанности могут приводить кповышению внутренней напряженности, к преобладанию постоянной озабоченности иутомленности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :