Реферат по предмету "Психология"


Экспериментальное исследование коммуникативной компетентности студентов менеджеров

--PAGE_BREAK--Анализируя полученные данные по результатам исследования уровня коммуникативной компетенции студентов-менеджером и соспоставляя их с данными исследования среди топ-менеджеров среднего звена в г.Старый Оскол (по данным РА «МедиаПланер») можно сделать вывод, что одним из факторов успешности профессиональной деятельности менеджеров является развитие навыков делового общения.
\s
В условиях динамично развивающегося российского рынка особое значение приобретает коммуникативная компетенция менеджера, в силу ее значительного влияния на успешность руководства организацией. Важность наличия у руководителя навыков общения отмечают многие авторы, в том числе и крупнейший американский специалист Стогдилл [1]. Доказано, что способность к коммуникативной организации профессиональной деятельности определяет степень профессионализма менеджера, обеспечивает эффективный выбор действий для достижения целей через умение профессионального общения. Поэтому коммуникативная компетенция является одной из определяющих степень профессионализма менеджера [2]. В то же время специалисты по персоналу, агентства, занимающиеся бизнес-программами, бизнес-издания отмечают, что начинающим менеджерам не хватает социальных умений и навыков коммуникации, необходимых для эффективного руководства [3, 4, 5, 6, 7]. В связи с этим актуальным является развитие коммуникативной компетенции как у студентов старших курсов, обучающихся по специальности «менеджмент», так и у начинающих менеджеров.
Эффективность обучения, обеспечивающего развитие коммуникативной компетенции, во многом зависит от правильно подобранных методов обучения, т.е. от способа воздействия на слушателей для достижения поставленных целей обучения [8]. К методам обучения, которые целесообразно использовать для развития коммуникативной компетенции относят традиционные методы, методы активного обучения, методы обучения на рабочем месте, тренинги, методы дистанционное обучение.
Традиционные методы обучения полезны при передаче информации о психологии людей, о методах и приемах, используемых в общении. К традиционным методам относят лекции, семинары, просмотр учебных фильмов, самостоятельную работу с учебными текстами, письменные задания. Эти методы позволяют снизить затраты на обучение, дают возможность демонстрировать образец монологической и диалогической речи, позволяют развивать устную и письменную речь, языковую культуру слушателей. Однако для развития коммуникативной компетенции традиционные методы наименее эффективны.
Большие возможности в развития коммуникативной компетенции заложены в методах активного обучения. К таким методам относят групповые дискуссии, case-study (разбор практических ситуаций), баскет-метод (принятие решения на основе полученной информации), деловые и ролевые игры. Эти методы дают возможность моделировать реальные ситуаций и разнообразные аспекты профессиональной деятельности, находить решение конкретной задачи и ощутить последствия принятых решении [9, 10]. Методы активного обучения весьма эффективны, поскольку позволяют слушателям отработать навыки межличностного общения в типичных рабочих ситуациях, получить обратную связь, скорректировать свое поведение и находить альтернативные способы решения проблем.
В современных социально-экономических условиях менеджеру необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень. К методам обучения на рабочем местеотносят коучинг (обучение своих коллег профессиональному мастерству), наставничество (развитие подопечного в рамках профессии, помощь в построении карьеры и в определении жизненных целей), стажировку (наблюдение за работой специалистов разных подразделений компании и выполнение задания под их руководством) и ротацию (перемещение специалиста из одного подразделения в другое для ознакомления с различными направлениями работы организации) [11, 12, 13, 14]. С помощью этих методов сотрудники смогут проанализировать и переосмыслить собственный опыт коммуникации, будут мотивированны вести себя определенным образом, освоят некоторые коммуникационные навыки в процессе общение с коллегами.
Тренингможно выделить как отдельную категорию в классификации методов обучения, так как он сочетает в себе активные методы наряду с традиционными методами. Информативная часть тренинга состоит из коротких лекций, а практическая часть может включать в себя деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, разбор практических ситуаций, что способствует более эффективному развитию коммуникативной компетенцией. Этот метод обучения закрепляет и развивает необходимые знания, умения и навыки, изменяет отношение участников тренинга к собственному опыту и применяемым в работе подходам в процессе проживания или моделирования специально заданных ситуаций.
Тренинг определяется как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления своим поведением и деятельностью. Это многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека и группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Тренинг – это часть планируемой активности организации, направленной на увеличение профессиональных знаний и умений, на модификацию аттитюдов и социального поведения персонала способами, сочетающимися с целями организации и требованиями деятельности [15]. Этот инструмент развития является планомерно осуществляемой программой разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности профессиональной деятельности. От других инструментов обучения тренинг отличается ограниченностью целей (применяется для достижения строго определенных, узких целей), поведенческой направленностью (помогает не столько расширить знания сотрудников, сколько отработать определенные образцы и модели поведения), прикладным характером (больше, чем другие методы обучения, служит непосредственному решению практических задач) [16]. Тренинг помогает осознать свои сильные и слабые стороны в учебной обстановке, максимально приближенной к реальной действительности [17].
Тренинг дает возможность поддерживать высокую активность и внимание участников с помощью специальных техник, отрабатывать на практике знания и умения, обмениваться опытом во время обсуждений [18]. Этот метод обучения наиболее эффективен для развития коммуникативной компетенции.
Повсеместно внедряемое дистанционное обучение или, как его еще часто называют, электронное обучение отличается высокой степенью структурированности изучаемого материала и пошаговой оценкой его усвоения. Дистанционное обучение может способствовать существенному снижению расходов на развитие персонала. Это особенно важно для крупных и географически распределенных организаций с десятками и сотнями тысяч сотрудников [19]. Дистанционное обучение позволяет сокращать время обучения на 30-50% и повышать прочность запоминания материала на 80% по сравнению с другими методами обучения [20].
В зависимости от средств передачи информации можно выделить:
1.                обучение через сеть Интернет (веб-курсы) в асинхронном режиме без непосредственного участия преподавателя;
2.                обучение посредством виртуального класса через сеть Интернет (веб-конференции), когда преподаватель и обучаемые одновременно находятся на одном и том же сайте в сети Интернет (синхронный режим);
3.                обучение с использованием технологии видеоконференцсвязи (синхронный режим), позволяющее сократить командировочные расходы и уменьшить временные затраты.
Выбор вида дистанционного обучения зависит от зрелости технологии или программного продукта, цены, экономического выигрыша и удобства использования. Следует обратить внимание на то, что большой процент слушателей (около 85%) не завершают свое обучение [21]. Поэтому при дистанционном обучении следует учитывать человеческий фактор и обеспечивать мотивацию сотрудников.
Каждый из рассмотренных методов обучения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при их применении. Для развития коммуникативной компетенции менеджера наиболее приемлемым и рациональным является интегрированный подход. Это комбинация дистанционного обучения с другими методами обучения, которые осуществляются под непосредственным руководством преподавателя или наставника. Дистанционное обучение следует использовать на первом этапе, когда обучаемые накапливают знания о технологии эффективной коммуникации. Больше всего здесь подходит обучение через сеть Интернет (веб-курсы) в асинхронном режиме без непосредственного участия преподавателя и обучение с использованием технологии видеоконференцсвязи в синхронном режиме. Можно их комбинировать с традиционными методами. На последующих стадиях обучения, где происходит отработка коммуникативных навыков и рефлексия участников, больше подходят методы активного обучения.
Таким образом, для развития коммуникативной компетенции менеджера следует сочетать традиционные методы обучения и дистанционное обучение с активными методами и тренингами. Каждый метод имеет свою область применения и ограничения. Если грамотно подбирать и комбинировать методы обучения, то можно более эффективно развивать профессионально-коммуникативные умения. Традиционные методы и дистанционное обучение помогут обучающимся освоить необходимые знания и умения в области коммуникации. Активные методы и тренинги позволят овладеть навыками профессионального общения, поработать над личными качествами, относящимися к коммуникативной компетенции.

  Источники и список использованной литературы
1.                 Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996. – 376с.
2.                 Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: Академия, 2005. – С.126.
3.                 Бодалева А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: Н.П.О, “Модек”, 1996.- 256с.
4.                 Бороздина Г.В. Психология Делового общения. – Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000.
5.                 Вечер Л.С. Секреты делового общения. – М., Высшая школа, 1996.
6.                 Давыдов В.В. К проблеме совершенствования методов подготовки руководителей / В.В. Давыдов, B.C. Лазарев, С.Д. Неверкович // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов: хрестоматия / Под ред. Л.В. Винокурова. — СПб.: Питер, 2001.-С. 356-357.
7.                 Емельянов Ю.Н. Активное социально – психологическое обучение.- Издат Лен. Гос. Ун., 1985.-162с
8.                 Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.-373с.
9.                 Зникина Л.С. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции менеджеров / Л.С. Зникина, Г.В. Неупокоева. – Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2004. – 145 с.
10.            Кабанов А.Ф. Основы управления персоналом. – М., ИНФРА-М., 2002.
11.            Крупник Е.П., Сирова Т.Б. Теоретические аспекты психологической культуры межличностных взаимоотношений // Мир психологии. – 2001. № 3, с. 40
12.            Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986.- 265с.
13.            Мир мудрых мыслей (сост. Л.Л. Ермолинский, Т.Ф. Ермолинская).- Иркутск. “Символ”, 1995.- 608с.
14.            Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М.- М.: 1987.- 297с.
15.            Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н.-М.: Маждународная педагогическая академия, 1995.-412с.
16.            Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989.- 216с.
17.            Психология и этика делового общения. – М., 1997.
18.            Раковский СМ., Самуйлова Л.Э. Обучение и развитие персонала в компании: методическое пособие: проект журнала Справочник
19.            Роббинз С.П., Хансейкер Ф.Л. Тренинг делового общения для менеджеров. Руководство по управлению кадрами. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007. С. 23.
20.            Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. — М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.-224с.
21.            Рудесташ К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1990.- 220с.
22.            Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Изд. “Феникс”, 1995.-736с.
23.            Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов под редакцией Кутасовой Т.- М.: Международная педагогическая академия,1994.-222с.
24.            Чистякова М.И. Психоглинастика.М.: Просвещение: Владос, 1995.-160с.

Приложение 1 «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климов Инструкции: Методика представляет собой опросник из двадцати вопросов. Каждый вопрос содержит два альтернативных варианта (“а” и “б”). Вы должны в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.