Реферат по предмету "Психология"


Экспериментальное исследование особенностей психических состояний специалистов Бухгалтерский уче

--PAGE_BREAK--


Таблица 1. Взаимоотношение систем неспецифической активности мозга при разных эмоциональных состояниях человека (по Г.Ю. Волынкиной, Н.Ф. Суворову).

          Примером экстенсивной характеристики ПС может служить разделение состояний двух систем: низшей (ведающей анализом и синтезом конкретной информации) и высшей (ведающей анализом и синтезом абстрактной информации). При общем ослаблении нервной системы у лиц с доминированием низшей системы будет наблюдаться картина истерии; с доминированием высшей — психастении. Согласно концепции Е.П. Ильина  качественный характер состоянию придают особенности личности (в первую очередь волевые качества). В  особое значение придается вниманию, как наиболее глобальной характеристикой деятельного состояния человека.  Производится также разделение состояний на внешние (присущие объекту как целому) и внутренние (присущие элементам объекта). Если первые вполне допустимо описать только количественно, то вторые — как количественно, так и качественно.

Интересную концепцию предлагает Чирков В.И. С диагностическими целями он выделяет в ПС пять факторов: настроение, оценка вероятности успеха, мотивация (уровень ее), уровень бодрствования (тонический компонент) и отношение к работе (деятельности). Эти пять факторов он объединяет в три группы: мотивационно-побудительная (настроение и мотивация), эмоционально-оценочная (оценка вероятности успеха и отношение к работе) и активационно-энергетическая (уровень бодрствования).

Особняком стоят классификации состояний на основе системного подхода, разделяющие ПС по тому или иному признаку. Некоторые психологи разделяют ПС на волевые (разрешение-напряжение), которые в свою очередь делятся на праксические и мотивационные, на аффективные (удовольствие-неудовольствие), которые делятся на гуманитарные и эмоциональные, на состояния сознания (сон-активация). Кроме этого предлагается разделение состояний на состояния индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния индивидуальности. На наш взгляд, классификации позволяют хорошо понять конкретное ПС, описать ПС, но по отношению к прогностической функции классификации несут слабую нагрузку. Однако нельзя не согласиться с требованиями системного подхода рассматривать ПС на разных уровнях, разных аспектах. Так  предлагается рассматривать в трех измерениях:

1. Социально-психологический, психологический, физиологический психофизиологический и уровни;

2. Субъективные и объективные характеристики ПС;

3. Индивидуальные, особенные и общие характеристики ПС.

Подводя итоги этого параграфа, можно прийти к следующим выводам:

1. Среди интенсивных характеристик большинство авторов выделяют следующие параметры ПС:

— уровень бодрствования,

— уровень удовлетворенности,

— уровень эмоциональности,

— уровень мотивированности,

— уровень разрешения-напряжения.

2. Экстенсивные особенности ПС характеризуются следующим:

— в структуре ПС выделяются внешнее состояние и внутреннее состояние,

— важной экстенсивной особенностью ПС является соотношение активности коры и подкорки,

— внимание является важнейшей экстенсивной особенностью,

-         психические свойства вносят корректирующий вклад в экстенсивные характеристики.
Существует также другая классификация психических состояний. Ее  предложил В. А. Ганзен. По выдвинутой им гипотезе, параметры физического пространства вызывают положительные или отрицательные мотивационные состояния, энергетические параметры пространства — праксические состояния, временные параметры пространства — эмоциональные состояния, информационные параметры пространства — гуманитарные состояния.

1. Эмоциональные состояния — реакция на меру удовлетворения потребностей организма в жизненных ресурсах ( вызываемые влиянием материальных факторов внешней среды и организменных факторах внутренней среды — жажды, голода, гипоксии, сексуального напряжения, страха, ужаса, паники и др.). Эмоциональные состояния, провоцируют завоевательские войны, географические открытия, освоение новых земель и пр. включают в себя:

-            Любопытство — скуку  (состояние, вызываемое привлекательностью материальных, человеческих или иных ресурсов);

-            готовность — растерянность (состояние, вызываемое ощущением меры собственных сил и средств, необходимых для получения ресурсов);

-            дружелюбие — враждебность (состояние, вызываемое формой своего включения в распределение материальных, информационных, управленческих, эстетических ресурсов);

          -  сытость — голод (состояние, вызываемое мерой удовлетворения ресурсами различных органических потребностей человека).

2. Праксические — как реакция на объем расходования рабочей силы для достижения своих целей ( возникающие в процессе трудовой деятельности — утомление, напряжение, монотония, тревожность, стресс, функциональный комфорт, отсутствие мотивации, индифферентное состояние). Праксические состояния вызываются наличием целевого и материально-информационного обеспечения расходования рабочей силы в процессе трудовой деятельности:

          — энергичность — утомленность (состояние, появляющееся при исполнении работы с ясно определенными целью и наличием средств деятельности, но результат которой требует продолжительных усилий);

-             расслабленность — напряженность (состояние, появляющееся при исполнении работы с известной целью и очевидным результатом, но с неопределенными средствами ее достижения);

-            спокойствие — тревожность (состояние, появляющееся при исполнении работы с известным результатом, но с неясно определенной целью и средствами ее достижения);

-             хладнокровие — стресс (состояние, возникающее в деятельности, где точно определена ее цель, но ничего не известно о средствах ее выполнения и результате, который может быть опасным для работника).

3. Мотивационные — как реакция на характер межличностных отношений в обществе между участниками политического процесса ( связанные с осознанием своей причастности, необходимости, полезности всему обществу и конкретному человеку: атараксия и волнение, радость и горе, наслаждение и страдание, эйфория и гнев, экстаз и ярость и др.); Психические состояния этого вида появляются в процессе межличностного взаимодействия и вызываются мерой гармонии, обнаруживаемой в его процессе. В группу мотивационных состояний входят:

-             симпатия — антипатия (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения принципа уравновешенности: соотнесения статики и динамики проявления его природных и культурных характеристик с проявлением своих собственных характеристик );

-             синтонии — асинтонии (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения принципа соразмерности его чувств, представлений, мыслей, восприятия действительности со своими собственными чувствами, представлениями, мыслями, восприятием);

-            восхищения и возмущения (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения повторяемости в пластике его движений, мимики, речи, в манере держаться, со своей собственной пластикой и тональностью );

          — любовь и ненависть (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения взаимной соподчиненности, которая проявляется в соизмеримости кратности усилий в совместных действиях и их согласованности во временном масштабе).

  4. Гуманитарные, как реакция на качества политической информации, сопровождающие процесс познания политической картины мира. По нашей классификации, к психическим состояниям, обусловленным интенсивными поисками информации, установлением ее истинности, доказательством ее валидности и т.п., относятся антонимичные пары состояний: 

-            терпимость — принципиальность (состояние, вызываемое реакцией на прагматичность информации, необходимой и достаточной для получения реального результата);

-            расположенность — критичность (состояние, вызываемое реакцией на доказательность информации, ее достоверность и ясность для получателя);
— общительность — замкнутость (состояние, вызываемое реакцией на конструктивность информации, организованной по согласованным правилам и предназначенной для праксической реализации);

комформность — фанатичность (состояние, вызываемое реакцией на рациональность информации, представляющую из себя полную систему для достижения конкретной общественной цели.
1.3. Психические состояния и психические свойства.

По своему динамическому характеру ПС занимает промежуточное положение между процессами и свойствами. Между процессами и состояниями, с одной стороны, и между состояниями и свойствами личности, с другой, существуют сложные диалектические взаимосвязи. Известно, что психические процессы (например, внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния способствуют развитию соответствующих свойств личности. Нас в первую очередь интересует взаимосвязь между ПС и свойствами, не в последнюю очередь из-за того, что свойства в гораздо большей степени поддаются непосредственному распознаванию, нежели процессы, а главным образом из-за того, что, на наш взгляд, неврожденные свойства человека являются статистической мерой проявления тех или иных параметров ПС, либо их совокупностей (конструктов).

Согласно В. Далю состояние понимается как положение, в каком кто или что состоит, находится, есть; отношения предмета. Исходя из этого, а также из положения В.А. Ганзена о том, что человек,   в каждый момент времени находится в одном-единственном актуальном психическом состоянии, мы определяем ПС как временной срез психики человека, отражающий общие особенности статики и динамики психической жизни в данный момент. Это определение несколько расходится с привычкой некоторых ученых говорить о том ил ином состоянии, когда некоторая совокупность особенностей психической жизни характеризуется устойчивостью, инвариантностью, реактивностью.

Примером такого подхода может служить следующее: психическое состояние личности характеризуется единством его динамичных и инвариантных характеристик. Сохраняя некоторую однородность своих характеристик на протяжении какого-либо временного периода, т.е. временную свою стабильность, психическое состояние вместе с тем в пределах этих характеристик изменчиво по силе, глубине, напряженности, переходит из одной фазы в другую.

На необходимость привлечения категории ПС для понимания свойств указывает А.О. Прохоров, Н. Д. Левитов.  Чтобы понять черту характера, надо сначала ее точно описать, проанализировать и объяснить как временное состояние. Только после такого исследования можно ставить вопрос об условиях закрепления данного состояния, его устойчивости в структуре характера, а также Пуни А.Ц. — состояние можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсменов, на фоне которых развертывается динамика психических процессов. Указание на то, что психические свойства есть лишь статистическая мера проявления ПС, есть и у А.Г. Ковалева: «Психические состояния нередко становятся типичными для данной личности, характерными для данного человека. В типичных для данного человека состояниях находят свое выражение психические свойства личности».

Перов А.К. считает, что если психический процесс и состояние имеют существенное значение для человека, то они в конечном итоге превращаются в устойчивые его признаки. О том, что фазовые состояния  могут маскировать и демаскировать тип нервной системы, писал Распопов П.П.

О влиянии отрицательных эмоциональных состояний на формирование отрицательных черт характера на примере неврозов сообщил В.Н. Мясищев.

Имеются также экспериментальные данные о связи ПС и свойств.

Известно также о формировании под влиянием хронического утомления тревожности (личностной), нейротизма и интроверсии; о проявлении симптомокомплексов черт личности и ПС в экстремальных условиях. Доказана зависимость от свойств нервной системы появления при монотонной работе либо состояния монотонии, либо психического пресыщения. О влиянии на формирование ПС со стороны свойств показал Б.Д. Лысков на примере состояния аффекта, который характеризуется наибольшей интенсивностью у флегматиков, интровертов и лиц с низким нейтротизмом.

Не будучи приобретенными, врожденные свойства также находят свое проявление в ПС, могут ими компенсироваться, либо развиваться.  Есть данные о связи агрессивности с наличием лишней Y-хромосомы и гипогликемией, а также уровнем тестостерона и гиповитаминозом А и С.

Современное развитие науки все более приводит к тому, что неизменного в фенотипе становится меньше и меньше. Тем более поводов сомневаться в корректности оперирования понятиями свойств там, где их можно заменить понятиями ПС.
2.   
Экспериментальное исследование особенностей психических состояний студентов 3 курса специальности «Бухгалтерский учет и аудит»

2.   
1. Методика диагностики депрессивных состояний.

Депрессии, согласно данным ВОЗ, являются сегодня одним из наиболее распространенных психопатологических нарушений. Установлено, что различными видами депрессий в течение жизни могут заболеть 10% мужчин и 20% женщин. Ежегодно депрессивные расстройства диагностируются не менее, чем у 200 млн. человек. Весьма пессимистичны оценки тенденций их распространенности. С 5% в 1991 г. депрессии распространились на 11,8% населения в мире в 1992 г. и на 17% – в 1994 г. Следует учесть, что, в отличие от других видов психопатологических нарушений, депрессивные состояния в 40% случаев не диагностируются. Прежде всего это касается депрессий непсихотического уровня, поскольку у таких больных аффективная патология часто манифестирует сомато-вегетативной симптоматикой неврозоподобного характера, и большинство из них наблюдаются врачами-интернистами. По распространенности депрессии занимают третье место после артериальной гипертензии и гриппа. При этом направленность диагностики на следствие без учета причины, когда вторичные соматовегетативные проявления формируются на основе аффективных психопатологических нарушений, приводит к утяжелению и хронизации психической патологии. Наиболее опасным является то, что не диагностированные и не леченные адекватно депрессивные расстройства в ряде случаев заканчиваются самоубийством больных.

Депрессия названа экономистами здравоохранения “одной из самых дорогих болезней”. Расходы, связанные с депрессиями, только в США оцениваются в 47,5 млрд. долларов ежегодно (включая стоимость стационарного лечения, лекарств, затраты на дополнительные исследования, потери вследствие снижения продуктивности, смерти от суицидов и т.д.). Для сравнения приводятся расходы на сердечно-сосудистые и легочные заболевания, составляющие соответственно 43 и 18 млрд. долларов в год.

В настоящее время классифицирование депрессивных нарушений (МКБ-10, DSM-III, DSM-IV) направлено на выделение характера их течения и синдромологической представленности. Предыдущая классификация (МКБ-9), до настоящего времени используемая психиатрами Украины, в своей основе придерживалась нозологической дифференциации аффективной психопатологии. По этиологическому принципу или по происхождению депрессивные расстройства делятся на три большие группы: психогенные, соматогенные и эндогенные (таблица 2). К последним относят и невротические депрессии.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 2. Классификация депрессий по их происхождению
Формирование психогенных депрессий является ответом психики на различные психотравмирующие воздействия. В частности, в основе депрессивных реакций можно обнаружить длительное или кратковременное воздействие психосоциальных стрессоров, нарушение межличностных взаимоотношений, трудовые конфликты.

Соматогенныедепрессии (вторичные, симптоматические)возникают в результате органического поражения головного мозга (черепно-мозговая травма, воспалительные процессы), интоксикаций (алкогольная, нейролептическая), различных видов соматической патологии (артериальная гипертензия, атеросклероз).

Определенную роль играют нарушения деятельности эпифиза, которые приводят к т.н. синдрому пониженного мелатонина. Дефицит мелатонина, вырабатываемого эпифизом, нарушает циркадный ритм секреции кортизола, что в какой-то мере объясняет циркадную динамику психического состояния при эндогенных депрессивных расстройствах, а также наличие диссомнических нарушений.

Для диагностики депрессивных состояний  использована методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова.

Данный опросник состоит из 44 группы показаний,  каждая из которых включает в себя 4 варианта ответа. В опросе приняло участие 14 человек, обучающихся на 3 курсе специальности «бухгалтерский учет и аудит».

Результаты исследования приведены в таблице 3.

Депрессивное состояние
Количество человек В %
Депрессия отсутствует, либо незначительна

7

50

Депрессия минимальна

4

28,6

Легкая депрессия

2

14,3

Умеренная депрессия

1

7,1

Выраженная депрессия

-

-

Глубокая депрессия

-

-
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 3. Результаты диагностики депрессивных состояний.

Как видно из результатов, лишь 1 опрашиваемый находился в состоянии умеренной депрессии и у 2-х опрашиваемых наблюдалась легкая депрессия. У остальных же участников  депрессия либо минимальна, либо отсутствует вообще.
2.   
2. Методика диагностики уровня  субъективного ощущения одиночества.

В течение многих лет психологи  высказывали свои суждения об одиночестве. Их рассуждения классифицируются на восемь групп: психодинамические, феноменологические, экзистенциально-гуманистические, социологические, интеракционистские, когнитивные, интимные и теоретико-системные.

Сама позиция, позволяющая называть некое собственное состояние одиночеством, уже исходит из отношения к себе извне, наблюдая как бы со стороны собственную ущербность и недостаточность в не принадлежности к коллективу или разделенному существованию общности. Признание за собой состояния одиночества свидетельствует о том пространстве существования, которое занимает личность. Одиночество может признаваться только у того человека, кто сознательно отторгает свое право на создание внутренних событий собственного сознания, признавая лишь наличие других, внешних себе личностей, в качестве событий собственного сознания; и при этом не сопротивляясь тому, когда другие себя навязывают и ведут как единственно возможные события твоего собственного сознания.

Поэтому для  человека одиночество — определение его состояния его окружающих других, которые отражают ущербность собственной неразделенности на него, переносят собственную привычку находиться во внешнем самому себе пространстве событий на него, и в силу этого, называющие его так же одиноким. Внутреннее состояние одиночества как бедность собственного сознания интеллекта называется интенсиональным одиночеством. Внешнее восприятие другими такого чужого  состояния неразделенности называется экстенсиональным одиночеством.

Экстенсиональное одиночество является широко исследованным, популистски постигаемым, и хорошо конвертируется в товар, если придать ему вид психологического или философского исследования. Интенсиональное одиночество кажется слишком заумным, чтобы когда-либо выступить в качестве отдельного направления исследования. Интенсиональное одиночество является самой серьезной проблемой, ибо это внутреннее восприятие своего состояния недостаточности, ущербности, неразделенности, которое гораздо основательнее удерживается, нежели простое уединение от других по разным причинам.

Опыт одиночества еще не дает права написания о нем, как не дает такого права и опыт преодоления одиночества. В разговоре об одиночестве понимание права есть морально осмысленный выбор уверенности в том, что предлагаемое другим достойно для подражания. Моральное же право для разговора об одиночестве дает лишь искреннее и глубокое непонимание одиночества по причине того, что находятся в ином пространстве восприятия реальности; где богатство событий этого пространства не порождает вопрос об однообразии этих событий, из чего обычно выводят одиночество как скуку, как недостижение интереса в суете и монотонности.

Эта парадоксальность выражения есть точное ухватывание смысла ощущения своего права: «Я живу и не знаю одиночества, не понимаю его настолько глубоко и сильно, что подозреваю за другими, говорящими об одиночестве, некоторое сумасшествие». Так понятое, или скорее непонятое, одиночество не нуждается в типологизации. Если вы видите типы или виды, вы не добрались до сути, вы не можете видеть главное — общее для этих типов и видов не как признак их деления, а как признак их неделения.

Одиночество в силу этого есть не ощущение, подобно радости или горю, а дедуктивное умозаключение об одиночестве от скуки и ненужности, во-первых, и от неспособности разделить это ощущение с другими в общении, во-вторых. Дедуктивное отношение (от общего к частному) вскрывает самое глубинное отношение сознания к себе лишь как к части от общего, где само общее вынесено вовне Я.

Одиночество как дедуктивное умозаключение не есть логическое умозаключение, но заключение в самом первом значении этого слова, как заключение ума в некоторые границы части, зависимой от неодинокого существования в среде иных умов, где исходят из следующего:

— события в мире есть лишь вне меня;

— другие Я и есть источники этих событий, и даже когда Я есть источник событий, то лишь таких, которые разделены другими, в которых задействованы эти другие;

— чтобы наполнить собственное Я, мне необходимы внешние события настолько, чтобы без них собственное Я — совершенное пустое, вне их мое Я — совершенно одинокое.

Одиночество отсюда есть заключение от неразделенной общности с внешними событиями к частному несобытийному и пустому Я.

Одиночество есть выбор того, кто остается один, но этот выбор осуществляется на ранней стадии формирования личностного феноменологического опыта Я. Чаще всего, одиночество — это когда не один бежит от остальных, в них не нуждаясь, а когда остальные бегут от одного, не видя в нем нужды, надежды и интереса. И чем сильнее они от него бегут, тем сильнее он в них нуждается.

Пустота Я, неинтенсивное проживание внутри Я, неумение создавать внутренние события Я — признаки отсутствия индукции внутренних событий Я. Событие, любое мировое событие, прежде всего, рождается как внутренне событие чьего-то Я. Это было и остается самой большой тайной и загадкой роли личности в истории. Не всякое внутреннее личностное событие Я может стать мировым событием, но уж наверняка всякое мировое событие рождается как исключительно личностное событие чьего-то Я. Спонтанных событий в мире социума не бывает. Спонтанность социальных событий — удобный миф, но не более.

Для диагностики уровня  субъективного ощущения одиночества использована методика  диагностики  уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

Опрашиваемым предлагался ряд утверждений, которые они должны были рассмотреть последовательно каждое утверждение и  оценить с точки зрения частоты их проявления применительно к их жизни при помощи 4-х вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда».

В опросе приняли участие 18 человек, обучающихся на 3 курсе специальности «бухгалтерский учет и аудит».

Результаты опроса следующие предоставлены в таблице 4.


Степень одиночества
Количество человек В %
Высокая

-

-

Средняя

5

28,8

Низкая

13

72,2
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.