Введение
В развитиипсихологической науки существуют определенные темы, которые фиксируют еефундаментальное продвижение на пути извечного познания человеком внутреннего мирасвоего индивидуального Я. Одной из тем современной научной психологии естьЯ-концепция, то есть системно организованая совокупность мыслей, отношений,убеждений и чувств лица относительно самой себя. Как центральное звеносамосознания она была обоснована в 60-х годах прошлого века американскимипсихологами Абрахамом Масловым и Карлом Роджерсом.
Я-концепция это феномен самосознания,причем не только исключительно сверхсложный, но и уникальный по своим функциям,назначению, ведь формирует ряд самых весомых представлений и даёт ответы, покрайней мере, на четыре вопроса: «Кто Я в действительности?», «Каким бы Я хотелбыть?», «Как меня воспринимают другие?», «Каким Я могу реально стать в итогежизни, невзирая на сюрпризы и перипетии судьбы?»
Я-концепция –теоретический конструкт современной психологии, однако настолько могучий посодержанию и по объему, который никоим образом не уступает таким известным, как«сознание», «деятельность» или «личность». И это понятно с древних времен:«Познай самого себя, и ты познаешь мир». Только дорога к себе всегдаоказывается непомерно длинной и драматичной, а важнее всего, что каждый её долженпройти сам.
1. Психологическоепонимание Эго-идентичности и сущностные
отличия между Эго-психологиейи психоанализом
Американский психологЭрик Эриксон обосновал Я-концепцию через формат Эго-идентичности. Последняяявляется важным продуктом соответствующей культуры. Источник Эго-идентичностисодержится в целостно значимом достижении человека. Отождествление Эго-индивидавозникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций; потому важно,чтобы ребенок общался с взрослыми, с которыми он может идентифицироваться. Втеории Э. Эриксона описаны восемь стадий личностного развития человека,соответствующие изменения Эго-отождествления, кризисы и условия решениявнутренних конфликтов. Особенно сложным и драматичным является становлениеЭго-идентичности в пору юности.
Эго-идентичность – этонаполнение каждого психической энергией, которое отображает субъективноеощущение непрерывной самотождественности.
Эго-идентичность – это нетолько сумма приемлемых индивидом ролей, но и соответствующие сочетания идентификацийи возможностей, которые воспринимаются лицом на основе опыта взаимодействия сокружающим миром, а также знания о том, как реагируют на это другие. Посколькуотождествление формируется в процессе взаимоотношений, то человек – благодарясвоей психосоциальной природе.
Механизм Эго-идентичностивозникает в сфере несознательного, а разворачивается в цикле взаимодействия сдругими. Э. Эриксон критикует такие понятия, как «самооценка», «образ Я»,считая их неподвижными. Он признает лишь динамизм себя из Я. Ощущение Эго-идентичностиявляется оптимальным, когда личность имеет внутреннюю уверенность в выборенаправления своего жизненного пути.
Теоретические гипотезы Э.Эриксона касаются сугубо понимания процесса Эго. Одновременно его идеи – небольше, чем последующее схематическое развитие концепции З.Фрейда. Ученый,решительно, отходит от классического психоанализа через четыре важны причины.Во-первых, в его работах видим решительный сдвиг акцента от Ид к Эго. Последнеесоставляет основу поведения и функционирования человека. К тому же Эго онрассматривает как автономную структуру личности, звеном которой являетсясоциальная адаптация, а также утверждает, что всегда происходит своеобразноепараллельное развитие Ид и инстинктов. Отмеченный взгляд на человеческуюприроду подходяще назван Эго-психологией.
Эго-психология – этопсихологическое направление, которое оформилось на основе классическогопсихоанализа и на первый план выдвигает проблему адаптации индивида кокружающему миру.
В то время как З. Фрейдсчитал, что Его борется и стремится решать конфликт между инстинктивнымипобуждениями и моральными ограничениями, Э. Эриксон доказывает, что Эго – этоавтономная система, которая взаимодействует с реальностью с помощью восприятия,мышления, внимания и памяти.
Во-вторых, теоретик Эго-психологииразвил новый взгляд относительно внутреннего содержания индивидуальныхвзаимоотношений ребенка с родителями и культурным контекстом, в которомсуществует семья. Если З. Фрейда интересовало влияние родителей на становлениеличности ребенка, то Э. Эриксон сосредоточивал внимание на историческихусловиях, в которых формируются задатки. Он отталкивается от результатовнаблюдений за людьми, которые принадлежат к разному культурному формату исистеме ценностей.
В-третьих, теорииразвития Эго охватывают все жизненное пространство индивида. З.Фрейд, напротив,ограничивался влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросамразвития, которые находятся за пределами генитальной стадии.
В-четвертых, у З. Фрейдаи Э. Эриксона разные взгляды на природу и способы решения психосексуальныхконфликтов. Целью первого было раскрытие сущности и особенностей влияния наличность неосознанной психической жизни, а также объяснение того, как ранняятравма может вызывать психопатологию в зрелости. Второй, напротив, создавалсвою концепцию для того, чтобы грамотно направить способности человека напреодоление жизненных трудностей психосоциального характера. Кроме того, Э. Эриксонбыл убежден, что каждый личный и социальный кризис является определеннымвызовом, который стимулирует каждого к личностному росту и преодолениюобщественных препятствий.
У Эриксона центральнымположением теории развития Эго является то, что человек в течение жизнипроходит через несколько универсальных стадий становления. Процесс ихразвертывания регулируется в соответствии с эпигенетическим принципомдозревания, который обоснован через такие положения:
-личность, формируетсяступенчато, а переход вызван ее готовностью двигаться в направлениипоследующего роста, расширения осознанного социального кругозора и радиусасоциального взаимодействия;
-общество устроено так,что развитие возможностей индивида принимает одобрительно, а также способствуетсохранению этой тенденции.
Исследователь разделилжизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития Эго.Полноценно функциональная личность формируется путем прохождения всех указанныхстадий. Они сопровождаются кризисом – моментом, который возникает как следствиедостижения определенной психологической зрелости и социальных требований,выдвинутых к индивиду на определенной фазе становления.
Каждый психосоциальныйкризис содержит позитивный и негативный компоненты. Если конфликт развязываетсяудовлетворительно, то Эго вбирает в себя новый позитивный компонент и гарантируетздоровое развитие личности в будущем. Если, напротив, конфликт остаетсянерешенным, то Эго травмируется, испытывает вред, а, следовательно, в немфункционирует негатив. Другими словами, нужно, чтобы общество, близкая группаспособствовали адекватному разрешению каждого кризиса, ведь лишь тогда человекспособен полноценно подойти к следующей фазе саморазвития.
2. Психосоциальноеразвитие человека от рождения до школы:
младенческий возраст,ранее детство и возраст игры
Становления личности происходитна протяжении всей жизни. Первая психосоциальная стадия, по З. Фрейду, отвечаеторальной фазе, охватывает первый год жизни, когда формируется ощущение доверия.Ребенок воспринимает внешний мир как безопасный, стабильный, а людей – какзаботливых и надежных. Мера развития у младенца чувства доверия к другим зависитот качества полученной ним материнской заботы. Иначе говоря, это ощущениевозникает от способности матери передать своему ребенку чувства узнавания,постоянства и тождественности переживаний. Чтобы происходил процесс эффективногоразвития, младенцы должны доверять не только внешнему миру, но и внутреннему,то есть научиться доверять себе. Обычно отмеченное поведение наблюдаем тогда,когда ребенок способен переносить отсутствие матери без чрезвычайного страданияи тревоги.
Причину первогопсихологического кризиса связывают с качеством материнского ухода за ребенком.Если мать характеризуется ненадежностью, невосприятием младенца, то этозакономерно вызывает кризис, то есть вызывает у ребенка психосоциальную установкустраха, недоверия, которая направляется на мир в целом, и на определенных людейв частности и будет проявляться на более поздних стадиях личностного развития.Ощущение недоверия усиливается тогда, когда младенец перестаёт быть для материглавным моментом в ее жизни. Родители, которые чувствуют себя неуверенно в этойроли, или же если их система ценностей противоречит общепринятому стилю жизни,могут создавать для ребенка атмосферу неопределенности, двусмысленности, врезультате чего возникает глобальное чувство недоверия. Именно в результатетакого неблагополучного поведенческого развития возникает депрессия у младенцеви паранойя у взрослых.
В целом кризис «доверия –недоверия» не всегда находит решение в течение первого или второго года жизни.В соответствии с эпигенетическим принципом вышеуказанная дилемма будетпроявляться снова и снова на каждой следующей стадии развития, хотя она иявляется центральной лишь для младенческого периода. Адекватное преодолениекризиса доверия – важный этап роста ребенка в последующей жизни. Здоровоеразвитие младенца не является результатом только ощущение доверия, а скореепредопределенным благоприятным соотношением доверия и недоверия. Ведь понять,почему не нужно доверять, также важно, как и познать, почему доверятьнеобходимо.
Позитивноепсихосоциальное качество, сформированное в результате успешного решенияконфликта «доверие — недоверие» называют термином надежда. У взрослого лица онаявляется основой формирования веры. Надежда – это фактически первое позитивноекачество Эго, которое поддерживает уверенность человека на протяжении ее жизни.Присвоение ощущения базального доверия создает основу для достиженияопределенной автономии и самоконтроля, избежания ощущения стыда, сомнения иунижения. Этот период отвечает мышечно-анальной стадии, по З. Фрейду, и длитсяв течение второго и третьего годов жизни. Ребенок, который взаимодействует сродителями в процессе учебы, туалетного поведения, обнаруживает, что ихконтроль бывает разным: он может быть формой беспокойства, или деструктивнойформой укрощения и мерой пресечения. Чувство самоконтроля без потери самооценкиявляется онтогенетическим источником уверенности в свободном выборе. Избыточныйчужой контроль и одновременная потеря самоконтроля могут стать толчком вразвитии постоянной склонности к сомнению и стыду.
До возникновения этойфазы дети полностью зависят от других. Однако, поскольку у них быстроразвивается нервно-мышечная система, речь и социальная выборочность, ониначинают исследовать свое окружение и взаимодействовать с ним независимо. Такжеу детей возникает стремление делать все самим, и наблюдается появлениеустановки «Я сам» или «Я – то, что я могу!» Позитивное разрешениепсихосоциального кризиса на этой стадии зависит от готовности родителейпостепенно давать детям волю самим осуществлять контроль над своими действиями.Старшее поколение должно ненавязчиво, но четко и понятно, с всё более мягкимконтролем, не ограничивать поведение потомков в определенных сферах жизни. Э. Эриксонрассматривает переживание стыда ребенка как кое-что близкое к гневу, которыйнаправлен на самого себя, когда ему не дают возможности развивать собственнуюавтономию и самоконтроль. Стыд появляется, если родители нетерпеливо, напряженнои постоянно делают за него то, что он может сделать сам. Или, напротив, когдастаршие ожидают, что дети выполнят то, чего они еще не способны сделать.
В таких случаях, когдародители постоянно и излишне заботятся о ребенке или становятся глухими к егопотребностям, у него появляется ощущения стыда или сомнения в способностиконтролировать окружающий мир и владеть собой. Вместо того чтобы быть увереннымв себе и налаживать комфортные взаимоотношения с окружением, такой ребёнок думает,что другие относятся к нему с подозрением, считает себя крайне несчастливым. Унего также слабая сила воли, он уступает тому, кто над ним доминирует или егоэксплуатирует. В результате такого поведения у ребенка формируются такие черты,как неуверенность в себе, беспомощность и слабоволие. При любых условияховладения ребенком ощущения автономии развивается её доверие,непосредственность и открытость к миру.
Конфликт междуинициативой и виной – последний в дошкольном возрасте, какой называют«возрастом игры». Он соотносится с фаллической стадией в теории З. Фрейда идлится от четырех лет до шести. В это время у детей появляется дополнительнаяответственность за себя и за то, что составляет собственно их мир. Они начинаютинтересоваться трудом других. Успехи в овладении речью и развитие моторики даетвозможность контактировать с ровесниками и старшими детьми за пределами дома,расширяет социальное пространство активного участия в разных общественныхиграх. Это возраст, когда малыши начинают чувствовать, что их воспринимают каклюдей и считаются с ними, а жизнь имеет смысл. «Я – то, кем я буду», — становится у ребенка главным чувством идентичности в период игры. Инициативадобавляет автономии способности брать на себя обязательства, планировать,энергично выполнять любые дела или задания, чтобы продвигаться вперед. Крометого, если родители способствуют выработке самостоятельности у детей, то течувствуют поддержку собственной инициативы. А чувство вины взрослые вызывают умалышей тогда, когда не позволяют им действовать автономно. Во всех случаях,если ребёнок, подавлен ощущением вины, то будет обнаруживать собственноеничтожество. Такие воспитанники боятся постоять за себя и чрезвычайно зависятот взрослых. Им не хватает целенаправленности или решительности, чтобыпоставить перед собой реальную цель и добиться ее достижения. Постоянноеощущение вины может стать причиной патологии, пассивности.
3. Становление Эго-идентичностив школьном возрасте и в период
юности
Четвертый психосоциальныйэтап развития человека начинается от шести лет и длится до двенадцати иотвечает латентной фазе в теории З. Фрейда. Допускают, что в это время ребенокприобретает культурные элементарные навыки, существенно растут ее способности клогическому мышлению, самодисциплине и взаимодействию с другими. Удетей-подростков развивается чувство трудолюбия, когда они начинают постигатьтехнологию культуры, учась в школе. Эго-идентичность воспитанника можносформулировать так: «Я – то, чего научился». Опасным на этой стадии являетсявозникновение чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, еслишкольник сомневается в собственных способностях или статусе в среде ровесников,то это вызывает у него нежелание учиться. Ощущение неполноценности может такжеразвиться, когда сам юный потомок обнаруживает, что его пол, раса, религия, социально-экономическийстатус определяют личностную значимость и достоинство. В итоге иногда теряетсяуверенность в способности эффективно функционировать в обществе. Ощущение компетентностии трудолюбия у детей 6-12 лет зависит от школьной успеваемости. Но эти ощущенияпроявляются не только в соотношении с учебой, но и во взаимоотношениях, вкоторых разворачиваются поиски индивидуальных и общественных целей.Следовательно, человеческая компетентность – это основа для эффективногоучастия каждого в разноаспектной деятельности.
Пора юности совпадает спятой стадией в схеме жизненного цикла и является важным периодом впсихосоциальном развитии человека. Задание, с которым сталкиваются подростки вэто время, заключается в том, чтобы совмещать в целостность все знания о себе иинтегрировать эти многочисленные образы Я в личную идентичность. Последняяявляется осознанием, как прошлого, так и будущего, котороевыкристаллизовывается из них. В период юности возникают не противоречия междуразными психологическими структурами, а скорее конфликт внутри Его, то естьпротиворечие между идентичностью и ролевым смешиванием. Другими словами,основой всего становится Его и влияние на него социума или группы одногодков.
Становление Эго-идентичностиЭ. Эриксон описывает так: «Молодежь, которая развивается, переживает внутреннююфизиологическую революцию. Стремится укрепить свои роли. Юные лица иногдаболезненно беспокоятся о собственном внешнем виду. Интеграция, котораяпоявляется в форме Эго-идентичности, – это больше чем сумма отождествлений,приобретенных в детстве. Это — действенный потенциал внутреннего опыта, которыйс одной стороны, согласовывается с оценкой Эго-тождественности и целостности, ас другой – с отношением других».
Следовательно, дляполноценного формирования себя как социально эффективной личности нужновнутренне самоотождествляться, что является предпосылкой для становленияпозитивного образа Я и саморазвития. Если близкие рассматривают юношей идевушек целостными и отождествленными, то в тех возникают установкиуверенности, самостоятельности и инициативности. В таком случае внутренний ивнешний мир молодых людей приобретают желаемую интегрированность исогласованность. Основой благополучного становления человека в период юностиявляется детство. Кроме того, развитие личностной идентичности возникает подвоздействием тех социальных групп, с которыми она себя отождествляет иногдаэтот процесс, может быть сложным и даже драматичным. Например, молодой женщинетрудно достичь четкого ощущения идентичности в обществе, которое рассматриваетее как человека «второго сорта».
В том случае, когдаподростки не достигают личного отождествления, возникает кризис идентичностиили ролевого смешивания. Последнее характеризуется неспособностью выбиратькарьеру или учиться. Много юношей и девушек, которые страдают этим конфликтом,чувствуют душевное расстройство, отсутствие цели, неприспособленность,отчуждение. Но жизнь насыщенна разнообразными изменениями. Успешное решениепроблем на одной из стадий психосоциального развития не дает гарантии, что онине появятся на другой. Следовательно, Эго-идентичность – это борьба на всюжизнь. Позитивной чертой, которая непосредственно связана с успешным выходом изкризиса, является верность. Этот термин употребляют в значении «способности подросткабыть верным своим обещаниям, невзирая на неминуемые противоречия в системе егоценностей». Верность дает возможность придерживаться морали, этики, идеологииобщества. Причем последняя полнее всего концентрируется в неосознанном набореценностей. Система ценностей – это то звено, которое объединяет общество иличность, привлекая ее к сфере социальных отношений, а, следовательно,определяет индивидуальное творение, познание и смысл жизни.
4. Роль ранней, средней ипоздней зрелости в формировании человека
Шестая психосоциальнаястадия формально означает начало взрослой жизни. Это период браков истановления семьи. В течение этого биосоциального интервала люди,сориентированы на получение профессии и устраивания собственной жизни. Лишьтеперь личность по-настоящему готово к интимным отношениям, как в социальномаспекте, так и в сексуальном. В это время у человека на одном полюсе находитсяинтимность, а на другом – изоляция.
Под термином «интимность»теоретик понимает ощущение, которое мы обнаруживаем не только в супружескомварианте, но и к друзьям, братьям, сестрам, родителям и другим родственникам.Но он говорит и о «собственной интимности», то есть о способности «совместитьвоедино само идентичность с идентичностью к другому человеку без страха того,что что-то будет потеряно в себе». Именно этот аспект интимности рассматриваюткак необходимое условие крепкого брака. Впрочем, настоящее ощущениеидентичности невозможно достичь до тех пор, пока не будет утвердиться стабильнаяидентичность. Для того чтобы находиться в интимных настоящих отношениях, нужно,чтобы человек осознал то, кто он, то есть имел полное представление особственной Я-концепции. А вот в юношеской любви каждый пытается проверить своюидентичность, потому использует для этой цели другую личность. Этоподтверждается такими фактами: юношеские браки в возрасте от 16 до 19 лет нетакие длительные, как тех людей, кому за двадцать. В этом примере видитсядоказательство того, что большинство, особенно женщины, которые выходят замуж,имеют цель приобрести идентичность через другого человека и благодаря нему.Однако, отстаивая такой принцип, невозможно построить здоровые интимныеотношения. Ведь человеческое Я в целом, без настоящего ощущения полнокровногосвязи с другим, будет существовать формально, отчуждено, депрессивно.
Известный основатель Эго-психологиирассматривает интимность шире и как что-то более значимое, чем простосексуальная близость. Она в совершенных проявлениях интегрирует и эмпатию, иоткрытость, и способность доверяться другому. А главной опасностью на этойпсихосоциальной стадии является избыточное увлечение собой или избежаниемежличностных взаимоотношений. Неспособность устанавливать спокойные идоверчивые взаимоотношения вызывает ощущение одиночества, социального вакуума иизоляции. Ведь такие люди взаимодействуют формально, склонные к поверхностномуобщению, отмежевываются от настоящего увлечения в отношениях.
Позитивная черта, котораясвязана с нормальным выходом из кризиса интимность-изоляция, — любовь. Это –способность доверять себя другому человеку, оставаться верным этим отношениямдаже тогда, когда они нуждаются в уступках. Любовь проявляется в заботе,уважении и ответственности за партнера. С другой стороны, социальная связь настадии ранней зрелости характеризуется актуализацией этических проблем.Настоящее моральное ощущение возникает тогда, когда мы осознаем ценностьдлительной дружбы и социальных обязанностей.
Седьмая стадия касаетсясредних лет жизни. Ее основная проблема – выбор между производительностью иинертностью. Первая проявляется рядом с заботой человека не только заблагосостояние следующего поколения, но и за состояние общества, в котором онобудет жить и работать. Следовательно, производительность – это забота старших отех, кто придет им на смену. В этом случае ощущение самореализации у человекасвязано с позитивными достижениями ее потомков. Но производительность присущане только родителям, но и тем, кто вносит что-то новое в воспитание ируководство процессом окультуривания потомков.
Если у взрослых людейспособность к производительной деятельности настолько высока, что преобладаетнад инертностью, то появляется позитивная черта – забота. Она являетсяпсихологической противоположностью безразличия и апатии. Забота возникает изощущения, что кто-то или что-то имеет значение для человека. Она заключается врасширении взятых на себя обязанностей заботиться о других, результатах иидеях, к которым лицо проявляет интерес. Поэтому забота – это не толькоощущение обязанности, но и собственное стремление внести что-то ценностное вжизнь потомков.
Те лица, кому не удаетсязаняться производительным накоплением, постепенно переходят в состояние сосредоточенияна самом себе, для которого главной целью жизни являются личные потребности иматериальные выгоды. Эти люди не беспокоятся ни о ком, ни о чем, они лишьпотакают своим желанием. С потерей производительности личность перестаетфункционировать как деятельный субъект общества; а жизнь превращается вудовлетворение потребностей.
Последняя психосоциальнаястадия, которая охватывает возраст от 65 лет и до смерти, подытоживает жизньчеловека. Это время, когда каждый пересматривает свои жизненные решения,вспоминает достижение и неудачи. Практически во всех культурах указанный периодзнаменует начало старости, когда человек теряет физические силы, здоровье иведет скромную жизнь. В это время субъективное переживание времени пожилым человекомнаправляется на разнообразные личностные заботы, воспоминания о прекрасномпрошлом. Поэтому фаза полной зрелости характеризуется не столькопсихосоциальным кризисом, сколько оценкой всех предыдущих стадий развития Эго,то есть подводит определенный итог реализации личности в жизни. «Только у того– кто каким-то образом беспокоился о делах и людях, переживал триумфы,поражения, вдохновлял других, произносил идеи – могут постепенно созреватьплоды семи предыдущих стадий, — такое определение Э. Эриксон дал Эго-интеграции».
Ощущение интеграции Эговозникает через способность человека анализировать всю собственно прошлую жизньи способность сказать себе: «Я доволен». Смерть такого человека не пугает,поскольку она видит продолжение себя в потомках или в продуктах творчества.Ведь только в старосте возникает настоящая зрелость и ощущение «мудростипрожитых лет. Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни передлицом своей смерти».
На противоположном полюсенаходятся люди, которые относятся к собственному бытию как к сгусткунереализованных возможностей и ошибок. На склоне жизни они осознают, что ужеслишком поздно начинать все сначала или искать новые пути, чтобы почувствоватьцелостность Я. Отсутствие интеграции проявляется в скрытом страхе смерти,ощущении постоянной неудачи и беспокойства о том, что что-то «может случиться».Такие люди по большей части сожалеют, что невозможно прожить жизнь сначала,чтобы исправить допущенные ошибки. А иногда случается так, что чрезвычайнототальное чувство грусти, жалость или печаль могут привести к сильномуожесточению и даже паранойе. Тогда общераспространенным страхом у таких людейстановится внутренний страх не доживать в доме людей преклонных лет. Напротив,чтобы сохранить ощущение Эго-интеграции старшие люди должны активно участвоватьв определенных видах деятельности – воспитании внуков, политике, путешествиях.Это даст им возможность сохранить собственную жизнеспособность, то естьцелостность своего Я.
5. Эго-интеграцияличности в контексте жизненного поступка
Жизненный путь былобъектом исследований многих известных психологов: Эрика Эриксона, СергеяРубинштейна, Бориса Ананьева и других. Но совместить его с путем творческимсумел украинский психолог и философ Владимир Роменец. Жизненный путь – это ееиндивидуальная история, которая имеет свои границы, определенные периоды, мерузавершенности, исчерпанности. Творческий путь есть путём постоянных модификацийличностного мира, цель которого – творение человеком самого себя. Сочетаниежизненного пути личности с творческим в психологии называют Эго-интеграцией.
Эго-интеграция –объединение всех своих Я в системно функциональную целостность.
В мире существует многоконфликтов, неопределенности, испытаний, надежд, разочарований. Но ядромрешения всех явных и скрытых противоречий, которые вызывают психосоциальныевнутренние кризисы Я, является человеческий поступок. Он не может быть полностьюзавершен, поскольку в нем личность стремится к самосовершенствованию,приближает реальное Эго к идеальному, духовному. По мнению В. Роменца, поступок– это итог предыдущего этапа жизни и внутреннее направление человека кследующему. Ведь лишь через поступок можно погрузиться в глубину бытия. Поэтомужизненное поле ученый предлагает рассматривать как цепочку важных поступков,которые дают возможность человеку достичь индивидуальной и общественной цели.
Поступок – центральноезвено, ячейка всех возможных форм человеческой деятельности, и не толькоморальной. Он объективирует отношения между личностью и материальным миром,уменьшает несоответствие идеального Я с Я-реальним, а, следовательно,приближает человека к цели. Основным критерием, за которым определяетсяпоступок, — по убеждению украинского психолога Виталия Шатенка, — это созданиенового. Кроме того, не существует такого состояния, в котором бы действие неимело значения поступка. У человека оно выделяется моральным, эстетичным,познавательным аспектом как выражением активного отношения к миру, природе.
Высокие в моральномпонимании, поступки людей широко представлены в литературных источниках, хотя вреальной жизни обычных людей настоящие поступки случаются не так уже и часто.Так, в истории некоторых народов существовала традиция, по которой «проблемустарых людей» решали очень просто, – путем убийства.
Существуют поступки,которые вообще могут не обнаруживать себя внешне, например, когда в результатенапряженной внутренней борьбы с самим собой индивид кардинально изменяет своюжизненную позицию, отношение к себе или к окружающим, или к делу, считавшемусясамым главным в жизни. Это – поступки умалчивания, удержания, внутреннегонесогласия, а также клятва себе как психодуховный поступок.
Следовательно, еслирассматривать поступок в широком понимании слова, то это универсальный механизмсамовоссоздания бытия всего сущего. Другое дело, что на разных его уровняхпоступок приобретает разнообразные формы и смыслы. Поступок – это средство, ицель исторического продвижения человечества. От поступка через поступок и кпоступку – именно такой видится логика духовно психологического развитиячеловеческой цивилизации.
Решительной силойжизненного и творческого пути является содержание анализа психологически последовательныхвозрастных этапов, на которые разделяется человеческое бытие. В.Романецпредлагает периодизацию отмеченного пути личности, создав ее через собственнуюконцепцию поступка.
Следовательно, первыйэтап жизненного и творческого пути, — отмечают украинские психологи ВиталийШатенко и Татьяна Титаренко, — появляется как мир первичного опыта илюбознательности, наивной веры. Согласия со всем, что окружает, посколькусложность большого мира, неповторимость каждого живого существа пока еще нераскрыты. Это период большой внушаемости и первых острых реакций нанеожиданности. В то же время он не является этапом полной зависимости ипассивности. В игре, фантазии ребенок живет настоящей жизнью, изучает разныеформы творческой деятельности. Драматичный процесс познания из первых ее шаговкасается тонкостей понимания жизни, смерти, бессмертия.
Второй этап условносопоставляют с подростковым возрастом. Подросток живет под знаком необычного,ища его и находя. Этот период жизни является достаточно значимым для развертываниясамостоятельной активности. Творческие задания, которые подросток решает,являются абсолютно экзистенциальными.
Следующий шаг нажизненном и творческом пути, — пишут исследователи, — делает юная личность с ееабсолютным «да» и абсолютным «нет», ее желанием обязательно спасти мир, которыйпереполнен злом. Она готова разносторонне изменять и саму себя, совершенствуясобственные возможности. Жизнь и смерть она воспринимает как потребностьсамопожертвования во имя другого человека. Появление собственной семьи, потомковналагает на молодого людей обязанность жить, помогая родным. Поступкистановится реальнее и индивидуальнее. Совершить морально для молодого человека– это не только придерживаться общепринятых норм, а еще и обогащать моральное,изменять его, продвигаясь вперед к моральному идеалу.
Следующий этап жизниимеет название зрелости и является ответственным временем осуществленияжизненных замыслов. Личностная зрелость, как подходяще заметил В.А. Романец,является достаточно редким явлением.
В зрелые годы человекреалистично планирует собственную жизнь, взвешивая все возможности. Онреализует свою завершенность, прежде всего в творческой деятельности,преимущественно поглощенный ею. Но не чувствует, что каждый творческий актприближает завершение жизни, будто вычерпывая её и содержание, и форму. Поэтомузрелость – это всегда полное сочетание универсального и уникального как высшегопроявления индивидуального.
Отмеченые этапывозрастной периодизации личности, демонстрируют цикл становления человеческогоЯ, начиная от момента рождения и заканчивая периодом полной зрелости. ТакжеВ.Романец обосновывает поле постепенного осложнения поступков каждого,совмещает путь его бытия именно с творчеством, которое помогает ему творитьсебя и осуществлять полноценный процесс Эго-интеграции. В этом широкомвнутреннем процессе психодуховного реализационного индивидуального Я центральноезвено, составляет самотворение положительно гармоничной Я-концепции человека.
Выводы
Подход Э. Эриксона являетсяразвитием концепции З. Фрейда, только сориентирован он на социокультурныйконтекст становления сознательного Я индивида – Эго. Проблематика Я-концепциирассматривается сквозь смысловое наполнение Эго-идентичности, котораяпонимается, как образованный на биологической основе продукт определеннойкультуры.
Жизненный цикл человекасодержит восемь психосоциальных стадий. Для них характерные определенныекризисы, а в случае их позитивного решения последовательно возникают такиеновообразования в сознании личности: надежда, сила воли, цель, компетентность,верность, любовь, забота, мудрость. Развитие Эго человека происходит в течениевсего жизненного цикла, то есть от момента ее рождения к состоянию глубокойстарости.
Во время развития Яличности особенное внимание следует уделить факторам родительского воспитания икультуре.
В процессе формированиячувства Эго-идентичности и Эго-интеграции важное значение имеет способностьвоспринимать разные ситуации как отдельные звенья единственного, непрерывного всвоём последующем опыте индивида.
Процесс образования Эго-интеграцииЭ. Эриксон рассматривал сугубо через позитивное разрешение психосоциальногокризиса в культурном взаимодействии, а В.А. Роменец — в цикле сочетанияжизненного пути с творческим.