Реферат по предмету "Психология"


Человек под влиянием войны и экстремальных ситуаций

Министерство образования и науки Украины
Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г. Шевченка
Психолого-педагогический факультет
Реферат
на тему: Человек под влияниемвойны и экстремальных ситуаций
Чернигов 2010

План
Война как социальная катастрофа
Человек под влиянием войны. Фазы психических реакций
«Двигательная буря» или «мнимая смерть»военного стресса
«Будёновский синдром»
Вывод
Война как социальная катастрофа
Проблема сохранения здоровья и работоспособности лиц, подвергавшихсявоздействию факторов экстремальных ситуаций, в последнее время привлекает вниманиебольшого числа исследователей. Подобное явление обусловлено тем, что ежегодно десяткии сотни тысяч людей становятся жертвами различных природных, технологических и социальныхбедствий и катастроф.
Например, в свободных данных о крупнейших землятрясениях ХХ векаприводятся сведения о 340 случаях, унёсших свыше одного миллиона человеческих жизней.Не меньше жертв отмечается при наводнениях. Только одно наводнение 12-13 ноября1970 года в районе островов и побережья Бенгальского залива сопровождалось гибельюболее 500 тысяч человек. Однако в последние годы человечество пережило немало крупныхтехнологических катастроф, явившихся результатом деятельности самих людей (введениеопасных технологий или некомпетентного их использования и др.). К их числу можноотнести аварии на химических заводах в Италии, Индии и Германии, а также на атомныхэлектростанциях Тримайл Айленд (США) и Чернобыле.
Среди экстремальных ситуаций особое место занимают социальныекатастрофы — результат общественно политической деятельности группы лиц (политическихдеятелей, партий, сообществ и др.) или государственной власти, обусловивших снижениесоциально-политической стабильности в обществе или экономического благополучия населения,а в крайних случаях — приведших к массовой гибели людей. К категории социальныхкатастроф в первую очередь следует отнести военные локальные конфликты, сопровождающиесяведением активных боевых действий. Именно с изучения последствий военных конфликтовначалось плановое исследование посттравматического стрессового синдрома(PTSD — синдрома), когда в середине 70-х годов американскоеобщество столкнулось с проблемами, порождёнными дезадаптивными поведением ветерановвьетнамской войны. Было установлено, что у 25% воевавших во Вьетнаме и не имеющихувечья, опыт боевых действий послужил причиной развития неблагоприятных психическихпоследствий. Среди раненых и калек количество страдающих PTSDгораздо больше — до 42%. По имеющимся в настоящее время данным,«от 54 до 108 тысяч ветеранов в разное время покончили с собой, а от 35 до45 тысяч ведут замкнутый образ жизни, почти не общаясь с внешним миром». Значительныетрудности возникли и с социальной адаптацией ветеранов, особенно отчётливо это просматриваетсяпри анализе различных актов насилия, где наибольший процент приходится на их долю.
Следует отметить, что стрессовые явления, обусловленные участиемв боевых действиях и других экстремальных ситуациях, стали предметом широкого изученияуже в ходе второй мировой войны. Все сведения о подобных расстройствах обязательновключали ряд общих элементов, наиболее полно впервые описанных в 1941 году Kардинером. В общих чертах выделенные им симптомы отмечались ив последующих массовых исследованиях. К 1980 году накопленная информация позволиласделать вывод, что подобные нарушения характерны не только для ветеранов боевыхдействий, но и лиц, перенёсших различные катастрофы, аварии и стихийные бедствия,а также принимавших участие в ликвидации последствий подобных катастроф. Основнойособенностью этого явления является тенденция не только не исчезать со временем,но и становится более выраженным, а также проявляется внезапно на фоне общего благополучия.Обобщение полученных данных позволило с 1980 года официально говорить об объективномсуществовании посттравматического стрессового синдрома (Post Traumatic Stress Disorder,PTSD).
В работах посвящённых психическим расстройствам военного времени,подчёркивается прямая связь возникших расстройств с многомерностью патофизиологическихмеханизмов, полиэтиологичностью, полигенностью патогенных факторов военной обстановки.Однако до настоящего времени нет общепринятой концепции, позволяющей объяснить причины,вызывающие стойкие нарушения психического и соматического здоровья большинства лиц,подвергшихся воздействию факторов различных экстремальных ситуаций, но бесспорнымостаётся одно — психологические особенности личности играют значимую роль в формированииразнообразных психических и соматических нарушений.
Основное негативное психическое состояние у военнослужащих отмечаетсяпосле прекращения боевых действий или снижение интенсивности боёв. Данный феноменизучался в научной литературе и раньше. Например, известно, что частота стрессовыхреакций зависит как от общего хода войны, так и от стратегической инициативы войск.Психическая заболеваемость снижается, когда боевые действия носят динамичный характер,и возрастает в условиях позиционной войны.Человек под влиянием войны. Фазы психических реакций
В психологии экстремальных ситуаций выделяют следующие фазы психическихреакций при катастрофах. В этих фазах чётко прослеживается поведение, в данном случае,воина во время боевых действий.
Первой фазой является героизм, который начинается в момент катастрофыи длиться несколько часов. Для этой фазы характерен альтруизм, героическое поведение,вызванное желанием помочь людям, спасти их а также спастись и выжить самому. Ноу этой фазы есть большой недостаток — человек недооценивает свои возможности, ивозникает ошибочное мнение, которое не позволяет «трезво» оценивать ситуацию.
Вторая фаза возникает у воинов после окончания сражения и называется«медовым месяцем». Продолжительность этой фазы от 3 до 6 месяцев. Те ктовыжили переживают большое чувство гордости за то что преодолели все опасности итрудности и остались в живых. В этой фазе пострадавшие-участники надеются и верят,что все трудности позади.
Третья фаза — разочарование. Обычно длится от 2 месяцев до 1-2лет. Возникает сильное возмущение и горечь, в конце-концов разочарование, котороевозникает в процессе разрушения этих надежд.
Четвертой фазой является восстановление. Начинается тогда, когдате кто выжили, осознают что теперь им самим необходимо начинать всё сначала: обустраиватьбыт и берут на себя ответственность за выполнение этих задач.
 «Двигательная буря» или «мнимая смерть»военного стресса
У молодых российских солдат в зоне боевых действий во время эмоциональногонапряжения, обусловленного не вполне осознаваема страхом смерти, сначала появлялисьдве стрессовые реакции.
1. Стрессовая поисковая активность, направленная на «знакомство»с опасностью. Солдаты — новички, в разной степени осознавая это, противопоставляютсебя опасности, смерти. Одни — принижая, отрицая её; в глубине сознания они какбы говорят: «Стреляйте — не попадёте в меня!», «Не боюсь вас!»Это стрессовая социализация с невидимым источником опасности. Другие солдаты — новичкиутверждают себя, свою индивидуальность, как бы произнося: «Я неуязвим! Я небоюсь!» Обе формы активности могли сочетаться у одних и тех же людей. У солдат,склонных к стрессовой активности, при эмоциональном напряжении кровь может приливатьк лицу — они «краснеющие».
2. Вторая первичная стрессовая реакция — пассивность. Она проявляласьв заторможенности движений (с сильной активностью кататаноидностью или с чрезмернойрасслабленностью — катаплексоидностью), замедление интеллектуальных действий, субдепрессивности,снижении склонности к общению. У таких солдат при эмоциональных напряжениях можетвозникать спазм лицевых сосудов — они «бледнеющие» при стрессе.
В процессе адаптации к военным стрессорам дифференциация солдатна активных и пассивных перестала быть заметной.
С древнейших времён учёным — врачам и в Европе, и в Азии известно,что в критических (экстремальных и болезненных) ситуациях многообразие человеческихразличий уменьшается, затеняется либо активным, либо пассивным поведением, реакциина неблагоприятные, угрожающие здоровью и жизни причины. Как указывал ещё Гиппократ,крайняя форма активности — мания, пассивности — депрессия.
Первые исследования военного стресса (он ещё не назывался«стрессом») были проведены Эрнстом Кречмером во время первой мировой войны.Активную форму военного стресса он называл «двигательной бурей». Она моглапроявляться в форме как слабого беспокойства, суетливости, мнительности, так и сильнойобеспокоенности, метания, неудержимой и не управляемой беготни, паники в поискахмнимого спасения. Пассивную форму военного стресса Кречмер называл «мнимойсмертью». Спектр её проявлений — от чувства слабости, субдепрессивность, ослаблениясилы и тонуса мышц до полной, не контролируемой субъектом расслабленности (катаплексоидности),адаптации, депрессии, обморока и даже летаргии. Ганс Селье, предложивший и насытившийпонятие «стресс», писал, что, 30 лет изучая его, он увидел: в психологическомсмысле «стресс» — это превращение «обычного» поведения в активноелибо пассивное.
Многочисленные исследования военного стресса входе второй мировойвойны, на «малых войнах», в «горячих точках» нашей планеты подтвердилиправильность взглядов Кречмера.
После " малых войн" во Вьетнаме, в Афганистане, наБлижнем Востоке много внимания уделяется «посттравматическому стрессу»печальному приобретению многих солдат и офицеров, вернувшихся с войны. Это многоликоедлительное нарушение психики. В нём часто перемешаны феномены стрессовой активностии пассивности. Наиболее успешно посттравматический стресс изучен группой СоломонЗахавы в Израиле, поскольку и исследование начинались во фронтовой полосе и продолжалисьв ходе эвакуации, лечения и реабилитации пострадавших.«Будёновский синдром»
Замечено, что заложники после освобождения часто сочувствуют,не хотят, чтобы их арестовали. Опасность, опасная общая для террористов и заложников,сплачивает, «роднит» одних с другими. Легковесным политикам и судебнымследователям бывшие заложники начинают казаться «пособниками» террористов.
При штурме осаждённых террористов возникает не только «братствопо крови», которая может быть пролита и ими, и заложниками. В такой ситуацииначинают действовать рефлексы поиска защитника (сильного, властного). Возникаетпсихологическая спайка «подвластных» и «властителей», если«властители»:
а) в чём-то уравнены с «подвластными»: общей опасностью,общими невзгодами, общей добычей, общей радостью спасения от смерти;
б) человечным, участливым отношением «властителей»к «подвластным».
Чеченцы наделены этноархаическими рефлексами в отношении к пленникамкак к уважаемой ценности. Они относились к заложникам с видимой доброжелательностью.
По рассказам свидетелей в городе Будённовске чеченцы, видя началоштурма укрывали и успокаивали заложников. В посёлке Первомайском руководитель чеченцевСалман Радуев обходил заложников, успокаивая их, рассказывал о последних событиях.В отличии от многих других террористов осаждённые чеченцы сохраняли детскую игривуюлихость. Громкая трансляция танцевальной музыки, обычно повергающая осаждённых вуныние, у чеченцев в Первомайском вызывала неподдельную радость и пляску. Это ободрялои заложников, «роднило» их с чеченцами, пробуждая детский рефлекс.
Даже когда расстреливали кого-то из заложников, срабатывал психологическиймеханизм по принципу «разделяй и властвуй». Люди, оказавшиеся в привилегированномположении, при стрессе, как правило, отворачиваются от ставши париями, обречёнными,«опущенными» (криминальный жаргон).
Напрасно ругают мифических психологов, которые не работают сбывшими заложниками, чтобы избавить их от синдрома «породнения» с террористами.Во-первых, психологов для этого нет. Во-вторых, этот синдром очень стойкий он сохраняетсядесятилетиями в российском народе, который был «заложником» у кровавогосталинско-коммунистического режима, но испытывает к нему парадоксальную приверженность.Это не утрата исторической памяти, не попытка выразить протест противникам коммунистов,не массовая легкомысленность. Это психобиологический рефлекс сохранения традицийсоподчинённости, достигнутой жестокостью.
посттравматический синдром война стресс
Вывод
Психологам всё чаще приходится работать с людьми, которые перенеслипсихическую травму в последствие экстремальной ситуации: жертв технологических катастроф,насилия, заложничества, природных катастроф и воин. С людьми которые перенесли психотравмув последствие экстремальных ситуаций, у 20% через определённое время (2-6 месяцев)возникают проблемы в одной или нескольких сферах жизни, аффективные, психосоциальные,профессиональные, психосоматические. Немедленное психотерапевтическое вмешательствокак можно ближе по времени до перенесённой травмы, помогает предупредить последствияи переход этих последствий в хроническую форму.
Анализ психического состояния военнослужащих, выполняющих военныеобязанности в экстремальных условиях деятельности при значительных психоэмоциональныхнагрузках, вызванных наличием реальной витальной угрозой, позволяет утверждать,что психогенных факторов такой угрозы вызывает негативную реакцию. Поэтому задачейпсихологов является помощь людям в экстремальных ситуациях.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.