Оглавление
Введение
Понятие субъект труда
Периодизация развития субъекта трудав отечественной психологии
Периодизация развития субъекта трудав зарубежной психологии
Заключение
Список использованных источников
Введение
В течение многих лет вотечественной психологии мало уделялось внимания проблеме профессиональногостатуса, развития, активности человека как профессионала. Однако труд является однойиз самых важных сторон жизни человека. С помощью труда человек решает не толькоматериальные проблемы, но и вопросы самореализации, личностного роста, творчества,общения, познает свои способности и возможности.
К сожалению, в течениемногих лет вопросами профессионального самоопределения, роста занимались людидалекие от психологии. А ведь именно психология позволяет найти ответ на этивопросы.
Б. М. Теплов писал: «Психологиядает возможность понимать самого себя… А знать себя необходимо длясамовоспитания…для того, чтобы сознательно выбрать такую специальность, такуюработу, в которой можно принести больше всего пользы Родине и получить большевсего удовлетворения» [6, с. 230].
За минувшее столетиеизменилось понимание механизма адаптации человека к профессиональнойдеятельности. Если первоначально в системе «субъект — объект труда» ставилисьзадачи подбора стандартных или «идеальных» исполнителей, но поэтапно в решениезадачи адаптации стали входить поиски закономерностей профессиональной карьеры,профессионального самоопределения, жизненного пути человека как субъекта труда.
В круг задач психологиитруда все более входит изучение закономерностей функционирования работника нетолько как индивида, как обезличенного субъекта, но и как личности. Все болеепоследовательно обозначается вектор изучения человека как индивидуальности – внастоящем пока еще в отношении отдельных профессий. В настоящее время всемипсихологами признается проблематичность путей становления человека как субъектатруда, как профессионала.
В данной работе мыпопытались рассмотреть понятие «субъект труда», основные этапы развития субъектатруда, периодизации развития субъекта труда в отечественной и зарубежнойпсихологии.
1. Понятие субъекттруда
Впонятии “субъект труда” подчеркивается роль человека как инициатора активности,зачинателя, творца в его отношениях к противостоящим ему: объектам предметной исоциальной среды, внутреннего (душевного) и внешнего мира. Такое пониманиесоответствует трактовке психики как активного начала [2, с. 159].
Активностьпсихического отображения реальности находит выражение в формировании,построении человеком своей трудовой деятельности [2, с. 160]:
· целей
· системдействий
· внешнихи внутренних средств
· условий
· индивидуальногостиля
Психическоеотображение реальности проявляется в том, что человек, обладая характернымиустойчивыми внутренними условиями деятельности (индивидуальностью), не простоследует за складывающимися стечениями обстоятельств, а преобразует:
· обстоятельства
· самогосебя
· своивзаимоотношения с другими людьми
· укладобщественной жизни [2, с. 160].
Объект здесь — “приемник” воздействий (если этосоциальный объект, то в свою очередь, это объект активный), субъект — ихинициатор в системе “субъект — объект” [2, с. 160].
Любому субъекту труда, профессионалу, присущииндивидуальные особенности, поэтому каждый человек:
-стремится максимально использовать свои качества,влияющие на продуктивность деятельности;
-различными способами преодолевает те качества, которыепрепятствуют достижениям;
-работаетс удовлетворением, эффективно, тогда, когда выработан собственный, присущий ему“почерк” — индивидуальный стиль [2, с. 162].
Помнению Е.А.Климова, «чем выше мастерство, профессионализм человека, тем менееон похож на других работников (тоже с высоким уровнем мастерства) » [2, с. 162].
Условиемэффективного воздействия субъекта на объект является ориентировка первого вовтором (свойство психики, как известно, — отображение, моделирование объекта).Поэтому одно из главных направлений развития, о котором идет речь — приобретение человеком все более точной и широкой познавательнойориентированности в том, что оказывается в роли среды по отношению к сознанию(природа, собственная телесность человека, общество как организация людей с ееопределенными законами, искусственная среда обитания, включая технику, потокиинформации). Благодаря речи и общению с себе подобными, человек можетиспользовать не только свой личный опыт, но и опыт всего человечества [2, с.163].
Вконтексте психологии труда особое значение придается развитию ориентировкичеловека в мире профессий. Одним из направлений развития человека как субъектатруда, является формирование направленности, в частности, трудовой,профессиональной (развитие интересов к миру труда, людям труда, его целям исмыслам, орудиям, средствам, процессам, объектам, результатам, к системетрудовых постов в обществе, развитие потребности в продуктивной общественноценной деятельности, соответствующих убеждений и других мотивов). Без формированиянаправленности личности не создаются условия для усвоения знаний, умений,навыков.
Ещеодно направление развития человека как субъекта труда — усвоение общественновыработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности(включая внутренние средства, и средства межлюдского взаимодействия — вербальные и невербальные).
ЕвгенийАлександрович Климов очерчивает и некоторые другие направления развитиячеловека как субъекта труда:
-формирование системы устойчивых личных качеств, создающихвозможность успешного выполнения деятельности “здесь мы имеем в виду то, что впсихологии обозначают как способности (прежде всего функциональные возможностив области активности и саморегуляции)” [2, с. 165].
-формирование индивидуального стиля деятельности (совершенствованиезнаний субъекта труда о себе и формирование индивидуально своеобразных способоврешения типичных жизненных задач с учетом не только внешних, но и внутренних условий.
2. Периодизацияразвития субъекта труда в отечественной психологии
Существуют различныепериодизации развития человека как субъекта труда. Одной из самых известных вотечественной психологии является периодизация, предложенная Е.А.Климовым [2,с. 162-172].
Допрофессиональноеразвитие
1.Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функцийвосприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок,которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.
2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходитосвоение ребенком “основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомствос конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.). Помнению Д.Б. Эльконина «игра-это дитя труда» и само возникновение детскойсюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребенок не мог уже непосредственноосваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнениетруда [9, с.56].
3.Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивноразвиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать своюдеятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует своевремя при выполнении домашнего задания, преодолевая желание погулять и расслабитьсяпосле школы.
4.Стадия оптанта «оптации» (осознанной подготовки к “жизни”, к труду,планирования, проектирования профессионального жизненного пути; от лат. «optatio»- желание, избрание) [2, с. 167].
Период оптации (от 11-12 до 14-18 лет). Эта стадия подготовкик жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выборапрофессионального пути; соответственно человек находящийся в ситуациипрофессионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксальность этойстадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться ивзрослый человек, например безработный.
Стадияоптанта завершается оформлением специфического для нее психическогоновообразования в структуре субъекта деятельности (в его самосознании):реалистического представления о некоторой референтной профессиональнойобщности, в которую он включает себя в перспективе [2, с. 168].
Развитиев период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала
5.Стадия адепта- это профессиональная подготовка, которую проходит большинствовыпускников школ. Возрастной период, охватываемый стадией профессиональнойподготовки в разных случаях составляет отрезок времени от 15-18 до 16-23 лет.
6.Стадия адаптанта — вхождение в профессию после завершения профессиональногообучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.
7.Стадия интернала – вхождение, а профессию в качестве полноценного коллеги, способногостабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е.А.Климов говорит:«субъект вошел в профессию вполне определенно, как в самосознании, так и всознании других» [2, с. 170].
8.Стадия мастера — работник способен решать как простые, так и самые трудныепрофессиональные задачи. Ему характерны или специальные качества, илиуниверсализм, широкая ориентировка в профессиональной области, возможно, онсочетает первое и второе. Субъект труда обрел свой определенный индивидуальныйстиль деятельности. Обычно он обладает формальными показателями квалификации.
9. Стадия авторитета означает, что работник стал лучшимсреди мастеров. Естественно, не каждый работник может достичь этого уровня.
Биологическийвозраст может сказываться на количестве энергии, потенциале работника, чтоэффективно компенсируется организационными навыками, опытом и профессиональнымикачествами [2, с. 171].
10. Стадия наставника — высший уровень работы любогоспециалиста. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии приобретаетединомышленников, перенимающих опыт, подражающих, последователей, учеников(независимо от соответствующих официальных статусов). Работник становится непросто великолепным профессионалом в своей области, но и Учителем, способнымпередать свой опыт ученикам. Таким образом, высший уровень развития любогоспециалиста- это педагогический уровень.
А.К.Маркова выделяет следующие уровнипрофессионализма:
допрофессионализм (человек работает, но не обладаетполным набором качеств настоящего профессионала);
профессионализм (человек-профессионал, т.е. стабильноработает и выполняет все, что от него требуется);
суперпрофессионализм (творчество, личностноеразвитие, то, что называется «акме»- вершина профессиональных достижений);
непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешнедостаточно активная деятельность, но при этом человек либо производит «брака» вработе, либо сам деградирует как личность);
послепрофессионализм (человек может оказаться «профессионаломв прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем,наставником для других специалистов).
А.К.Маркова выделяет более конкретные этапы освоенияпрофессии:
1) адаптациячеловека к профессии;
2) самоактуализация человекав профессии (приспособление к профессии- «выработка индивидуальнойпрофессиональной нормы», «планки» самореализации, которую в дальнейшем работникпытается приподнять);
3) гармонизация человекас профессией (близко к уровню «мастерства»- по Е.А.Климову);
4) преобразование, обогащениечеловеком своей профессии. Это уровень творчества;
5) этап освоениясвободного владения несколькими профессиями. Специалист выходит за рамкиформальной деятельности и все больше становится тем, что Е.А.Климов называет«наставник»;
6) этап творческогосамоопределения себя как личности. Он предполагает, что профессионал в своейработе стремится реализовать свою главную жизненную идею и находит для этоговозможности и силы.
По мнениюА.К.Марковой четвертый, пятый и шестой – это этапы супер профессионализма [4,с.49-54] .
3. Периодизацияразвития субъекта труда в зарубежной психологии
На Западехорошо известна периодизация американского психолога Дональда Сьюпера,включающая следующие этапы:
Этап роста(от рождения до 14 лет), когда происходит развитие основных интересов испособностей.
Этаписследования своих сил и устремлений — происходит апробация своих сил вразличных видах трудовой и учебной деятельности (от14 до 25 лет).
Пробныйэтап(25-30 лет). Человек «пробует» себя в качестве полноценного специалиста, способного«конкурировать» с более опытными работниками.
Этапстабилизации (от 30 до 44 лет)- утверждение себя в качестве надежного ипреуспевающего специалиста. Предполагает дальнейшее профессиональное образованиеи упрочнение своих позиций в обществе.
Этапподдерживания, сохранения достигнутых позиций (от 45 до 64 лет). Человек наданном этапе стремится создать устойчивое профессиональное и социальное положение.
Этап спада,ухода, уменьшения профессиональной и социальной активности (от 65 лет и более).
Различия вклассификациях разных авторов объясняется не только несовпадениемтеоретико-методологических взглядов, но и особенностямисоциально-экономического и духовного развития общества, так как в современномзападном обществе увеличивается не только продолжительность жизни, но иудлиняются период детства и период подростничества. Общество дает подросткамвремя для выбора профессии, для получения более серьезного образования и длятого, чтобы вообще разобраться со смыслами своей будущей профессиональнойдеятельности [5, с. 113].
Так, напримерголландский психолог Б. Ливехуд возраст от 21 до 28 лет, так называемые им«двадцатые годы», называет первой фазой взрослости. «Молодой человек хочетпроявить себя в различных ситуациях, чтобы таким образом изучить себя и своиспособности… Худшее, что может случиться с человеком в этой фазе его жизни, этонеобходимость в течение десяти лет выполнять одну и ту же работу, не имеявозможности изучить при этом что-то новое»,- отмечает Б. Ливехуд [5, с. 113].
А Адлерсчитал, что еще в детстве у ребенка формируется «план жизни» (как основноенаправление своей будущей жизни). Поначалу это очень простой план (скорее образжизни). Позже формируется «взгляд на жизнь» (как черновой вариант, который«постепенно оформляется в связную схему».) К 5-6 годам у ребенка формируется«жизненный стиль». Если с ребенком работать «с умом», то и после 5-6 лет онбудет способен к изменению и совершенствованию своего жизненного стиля. Но еслине работать, то его представление о будущей жизни может как бы «застрять» всвоем развитии [1, с.5].
По Э.Берну,еще в детстве закладываются основы для «жизненных сценариев», которые уже вовзрослой жизни бывает довольно сложно преодолевать. Эти сценарии часто непозволяют человеку прожить действительно интересную и неординарную, т.е. своюсобственную жизнь, заставляя его «играть» в чужие игры [7, с 121].
Прирассмотрении линий развития человека нередко обнаруживаются перекосы различныхлиний (составляющих) этого развития. Известно, например, что очень быстро человексозревает как организм (физическая составляющая), довольно быстро он овладеваетинтеллектуальной составляющей, но гораздо сложнее обстоит дело с нравственной,гражданской составляющей. Безнравственный профессионал особенно опасен. Упрофессионалов такие перекосы часто образуют профессиональные кризисы и профессиональныедеструкции [5, с. 116].
Заключение
Понятие субъект трудаявляется фундаментальной категорией психологии. Данная категория отражаетспособность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, на основепсихического отражения предметного мира.
Субъектом труда можетбыть конкретный человек или социальная группа. Для того чтобы стать субъектомтруда необходимо
-достижение высокогоуровня развития способностей и других профессионально важных качеств личности
— адекватное отражениеобъекта труда
-удовлетворенность трудом
— развитие системысаморегуляции
-усвоениеобщественно-выработанных способов деятельности
-развитие навыковсамооценки, чувства самоутверждения и самоуважения.
Трудовая деятельность неявляется простым следствием календарного возраста развивающегося человека. Онавозникает и развивается как некоторое системное качество человека вопределенной человеческой же среде. Эта общая закономерность начинаетобнаруживаться уже в дошкольном онтогенезе человека как субъекта труда.
Существуют различныепериодизации развития человека как субъекта труда. Самой популярной вотечественной психологии является периодизация, предложенная Е.А.Климовым,которая состоит из 10 стадий. На западе одной из самых известных являетсяпериодизация американского психолога Дональда Сьюпера.
Различия в классификацияхразных авторов объясняется не только несовпадением теоретико-методологических взглядов,но и особенностями социально-экономического и духовного развития общества, таккак в современном западном обществе увеличивается не только продолжительностьжизни, но и удлиняются период детства и период подростничества.
Список использованныхисточников
1. Адлер. Понятьприроду человека. СПб., 1997.
2. Климов Е. А.Введение в психологию труда. М., 1998.
3. Климов Е. А. Психологияпрофессионала.- М., 1996.
4. Маркова А. К.Психология профессионализма. М., 1996.
5. Пряжников Е. Ю.Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.
6. Теплов Б. М. Психология.Учебник для средней школы. М., 1953.
7. Толочек В. А.Современная психология труда. СПб., 2005.
8. Эриксон Э. Детствои общество. СПб., 2000.
9. Эльконин Д. Б.Психология игры. М., 1978.