--PAGE_BREAK--В круг ценностей могут входить отдельные качества человека: доброта, отзывчивость, заботливость, нежность и т.д.
Система ценностей, сформировавшаяся у человека в процессе всего периода воспитания и социализации, помогает легко и просто классифицировать многообразие явлений и предметов действительности с точки зрения их полезности, необходимости. Она позволяет организовать, систематизировать самую разнообразную информацию, которую человек получает от окружающего мира для удовлетворения своих собственных потребностей, желаний и намерений. Поэтому можно утверждать, что ценностные ориентации личности не являются чем-то произвольным. Они прежде всего базируются на сформировавшихся потребностях личности, её желаниях, стремлениях. Из системы ценностей личности вытекает и мотивация деятельности, которая является сознательным обоснованием необходимости свершения тех или иных действий. Ценностные ориентации личности играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего числа решений. Например, решение о вступлении в брак или же о его расторжении прежде всего вытекает из системы ценностей, которая сама базируется на системе потребностей. Принимая решение о расторжении брака, человек прежде всего мотивирует его тем, что не удовлетворяются, с его точки зрения, важные потребности. Система ценностей – один из важнейших компонентов внутренней структуры личности. С её помощью человек легко отграничивает важное от неважного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов. Это придаёт поведению человека определённую стабильность, устойчивую направленность, организованность. Более того, если мы хорошо знаем систему ценностей конкретного человека, то, в принципе, мы можем предвидеть его поведение в тех или иных жизненных обстоятельствах. Зная ценностные ориентации конкретного индивида, то есть то, что ему дорого, значимо, необходимо в жизни, мы можем предвидеть, как человек будет реагировать на поступки в межличностных отношениях в семейной жизни. Супруги хорошо знают систему ценностей друг друга и могут предвидеть поведение партнёра. [8]
Когда молодые люди вступают в брак, то у них, в принципе, существуют одинаковые общечеловеческие ценности. Примерно одними будут и их групповые ценности, если они принадлежат к одной и той же социальной группе. Однако это ещё не означает, что их представления и взгляды совпадают, так как индивидуальные особенности, жизненный опыт и личная судьба каждого неизбежно дают такие вариации, которые бывают весьма далеки друг от друга. Поэтому разногласия, расхождения, споры между супругами, особенно молодыми, просто естественны и закономерны. Должен пройти какой-то период времени, и немалый, чтобы произошла взаимная притирка взглядов. Мы называем данный процесс взаимной адаптацией в области индивидуальных систем ценностей.
Одежда, жилище, домашний комфорт, карьера, успех, любимая работа, здоровье, семья, дети в нашем субъективном восприятии выступают как определённые ценности. В качестве ценностей может выступать буквально всё, что связано с удовлетворением разнообразных потребностей: материальных, психологических, физиологических, эстетических, нравственных. Ценностные ориентации дают личности возможность решить, что для неё значимо и важно в брачной и семейной жизни. Для одних это могут быть дети, их здоровье; для других – благополучие, любовь, ласка со стороны партнёра; для третьих – материальное благосостояние и удовлетворительные жилищные условия. Это также могут быть: удовлетворённость сексуальной жизнью в браке, здоровье как своё собственное, так и партнёра, хорошие взаимоотношения с родителями и родственниками, профессиональный успех и карьера.
1.4. Ценностные ориентации как регуляторы эмоционального климата семьи.
Система ценностей является динамичной системой, формирующая в процессе всего периода воспитания и социализации, играющая ведущую роль в процессе принятия решения, позволяющая решать, что для человека значимо и важно в семейной жизни. Условием нормального развития и функционирования семьи является наличие у мужа и жены многообразных ценностных ориентации. Многообразие систем ценностей служит естественной базой для индивидуализации личности, и потому система, обеспечивающая такое многообразие, обладает наибольшей устойчивостью. Супруги в процессе семейного взаимодействия стремятся актуализировать свои модели, но, как правило, сталкиваются с рядом затруднений: материально-бытовых, эмоционально-психологических, интимно-нравственных, преодоление которых требует от них определенных усилий. Чтобы понять и оценить эти источники от осознания, желания и потенциальных возможностей совместить свои ценностные ориентации с аналогичными понятиями партнера зависит степень удовлетворенности браком. [6] Строго определения понятия «эмоциональный климат в семье» не существует. Эмоциональный климат семьи может зависеть от уровня тревожности супругов, их эмпатических способностей, стиля взаимоотношений, личностных характеристик, самооценки, степени доверия друг другу, установок и ценностей, тенденций поведения, мотивации достижения. Психологический климат – это совокупность психологических состояния, настроения, отношений людей в группе и коллективе. Выделяются две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Климат определяется следующими основными характеристиками: взаимопониманием и устойчивостью, сплочённостью, эмоциональным состоянием и др. На психологический климат семьи влияют также отношения супругов как к людям вообще, так и к членам семьи и друг к другу. Благополучие семьи определяется и такими качествами её членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять ответственность, умение отнестись к себе более критически. Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью интересов супругов. [3]
Любовные отношения содержат выраженный субъективный компонент: это, с одной стороны, неосознанное (в том числе и физиологическое) влечение, порой затрудняющее объективную оценку личностных свойств партнёра, от которых зависит успешность длительного совместного сосуществования. С другой – это императивное желание видеть в объекте привязанности искомый идеал, благодаря чему человек приписывает другому те свойства и достоинства, которыми тот не обладает. С угасанием влечения (или просто с некоторым ослаблением эмоционального накала) на первый план выступают аспекты индивидуально-личностного плана. Именно в этот момент может возникнуть когнитивный диссонанс, когда человек, как бы отрезвев, начинает понимать, что его ожидания не совпадают с реальной действительностью, что объект обожания не совсем соответствует идеалу, что происходят разногласия в жизненных ценностях партнёров. Более зрелая позиция предусматривает попытку взвесить позитивные и негативные аспекты ситуации, скорректировать собственные притязания в соответствии с реальностью и постараться спланировать возможный путь выхода из сложного положения. Однако чаще мы встречаемся с эмоциональными реакциями иррационального порядка, когда каждый со-творец этой ситуации винит кого угодно, но только не себя и ставит своей конечной целью изменение другого в соответствии со своими требованиями. В меньшей степени людям свойственно упрекать самих себя в необдуманном шаге или в собственных неправильных высказываниях и действиях, критически оценивать негативные стороны своего характера. И тогда мы имеем проблему столкновения интересов двух индивидуальностей с присущим каждому из них типом реагирования и набором личностных свойств. Два человека – это как два разных дерева, уходящих корнями в неодинаковые почвенные слои, выросших в неодинаковых условиях. [8]
Важное влияние на эмоциональные отношения в браке оказывает культура досуга и общения, совместное семейно-бытовое самообслуживание семьи, создание семейной субкультуры. Стабилизации эмоциональных отношений зависит от равноправности её членов, индивидуальных потребностей, которые удовлетворяет брак и семейная жизнь в целом. Чувство вины разрушает брак. [13]
Во взаимоотношениях – любовных, семейных, дружеских – люди тянутся друг к другу не только в силу сходства характеров, но и по принципу дополнительности, комплиментарности. Ценностные ориентации супругов могут не только совпадать, иметь близкую иерархическую структуру, но и взаимодополнять друг друга, компенсируя и сглаживая разногласия в целях.
Честолюбие и амбициозность определяют многое в выборе жизненного пути и формировании эмоционального климата в супружеской жизни. Если работа или общественная деятельность поглощают основные силы такого человека, то в семейной жизни у терпеливой и мудрой жены (или аналогичного мужа) будет меньше проблем. Если же социальный статус и профессиональные достижения не приносят удовлетворения, то нереализованные притязания обернутся муками уязвлённого самолюбия и обрушатся на межличностные отношения. В этой ситуации на партнёра по браку выпадает роль громоотвода. Высокая поисковая активность, присущая лицам данного типа, превращает их в своего рода perpetuum mobile (вечный двигатель), приводит к неустанному поиску новизны и перемен, в том числе и на ниве любовных контактов. Данные сложности может вызывать такая черта характера как импульсивность (спонтанность).
Кредо спонтанно-импульсивных личностей – противодействие общепринятым порядкам и нормам поведения. В связи с этим они способны пренебрегать морально-нравственными критериями, ценностями своего окружения, следуя зову своих эгоцентрических, в том числе чувственных побуждений. Будучи непосредственными, как дети, в своих чувствах и поступках, они всегда убеждены в своей правоте, вытесняя из сознания всю ту информацию, которая заставила бы их почувствовать укоры совести. Всё то, что некомфортно, для них неприемлемо. Однако лица этого типа обычно не застревают на негативных переживаниях, отходчивы и легко переключаются на другие аспекты окружающей жизни.
Ригидные (упорно — стеничные) личности представляют собой весьма сложный вариант для супружеской гармонии. Черты ригидности базируются на тугоподвижном типе ВНД и проявляются в том, что сперва такого человека трудно расшевелить и сдвинуть с места, зато потом, двинувшись в путь, он, как паровоз, упорно катит по рельсам, не сворачивая с пути и круша всё, что попадёт под колёса. С одной стороны, в людях такого типа привлекает их «положительность»: принципиальность, аккуратность, организованность; с другой стороны, при тесном взаимодействии с ними могут возникнуть большие проблемы в связи с тем, что для них характерны выраженное упрямство, уверенность в своей правоте, склонность к легко загорающейся агрессивности, которая носит то явный, то затаённый характер, а часто и повышенная ревность.
Необязательно все ригидные личности ревнивы, но зато они часто отличаются выраженными чертами доминантности, деспотической властности. Они склонны проявлять чрезвычайное упорство и настойчивость в достижении цели, а если не встречают ответной уступчивости, то взрываются реакциями негодования, которые могут достигать чрезвычайного накала и сопровождаться враждебными высказываниями и агрессивными действиями. Особенно жестокий и непримиримый характер приобретают такого рода баталии, когда обе половины брачного альянса обладают чертами ригидности.
В противоположность ригидным, личности с повышенной тревожностью в близких отношениях легче других берут на вооружение те правила игры, которая им навязывает другая сторона. Уступчивость и склонность к самопожертвованию, мазохистические черты нередко вызывают у партнёра по браку неблагодарное стремление злоупотреблять этими качествами, а заниженная самооценка и высказываемый страх потерять привязанность не способствуют уважительному к ним отношению и сохранению чувства любви.
Следует также выделить гиперсоциальный (сверхконтролируемый) тип личности, который в супружеской жизни проявляется как подчёркнутая приверженность догмам нормативного поведения, мелочная придирчивость и повышенная требовательная требовательность к окружающим, стремление уйти от житейских трудностей в силу бережного отношения к собственному здоровью. Мотивационная сфера личности данного типа противоречива: стремление соответствовать нормативам и моральному кодексу своего окружения ( с тенденцией к принуждению близких людей к такому же стилю поведения) у них вступает в конфликт с устремлённостью к самоутверждению и реализации собственных амбиций. При этом потребность вкусить всех жизненных благ формирует тип ханжи, декларирующего святость помыслов при греховности тайно реализуемых побуждений. Как правило, это люди, испытавшие дефицит тёплого отношения к себе со стороны близких в период детства и поэтому маскирующие свой затаённый эгоцентризм гиперсоциальностью установок.
Серьёзные проблемы возникают между супругами, когда у каждого из них болезненно заострённое чувство собственного достоинства. У сильных личностей эта борьба может оказаться настолько ожесточённой, что, желая сохранить свой престиж, люди осложняют отношения, порой доводя их до абсурда. Для брака и любовных отношений гибельным часто оказывается конфликтное отстаивание каждым из супругов значимости своего «Я», своих ценностных ориентаций, непримиримая борьба амбиций, особенно когда каждый стремится повысить собственную самооценку и ценность за счёт принижения другого, чего тот, естественно, принять не может. Чем выше уровень культуры отношений, тем больше каждый будет уважать индивидуальность другого, что сделает ситуацию более терпимой, а со стороны кому-то даже может показаться, что эти люди счастливы. Однако нередко борьба амбиций проявляется как зависть и ревнивое отношение одного человека к успехам другого. В частности, мужчины часто оказываются не в силах спокойно пережить успехи своей жены в работе или общественной деятельности, воспринимают это как принижение собственного престижа и болезненного переживают мнимую утрату лидерской позиции. При этом, как ни парадоксально звучит, полная подчиняемость женщины далеко не всегда способствует гармонизации отношений. «Раба любви» – это ортодоксально женственная позиция в супружеских отношениях, однако лишь уверенный в себе и лишённый комплексов мужчина способен достойно принять дар всецело преданной любви и бесконечного доверия. Напротив, «закомплексованный» мужчина, раздираемый внутренними противоречиями и мучимый неудовлетворённым самолюбием не может удержаться от соблазна выместить на женщине обиды и приниженность, которые он испытывает вследствие неудачного социального самоутверждения в других сферах жизни. Помимо характерологических особенностей, брак цементирует наличие общности целей, близкая ценностная ориентация, которая порой помогает людям более терпеливо и снисходительно относиться к несходству характеров. Одни всю жизнь общими усилиями обустраиваются, обогащаются, выводят в люди детей; других объединяет совместная борьба за идеалы, увлечённость наукой или искусством; третьих удерживает то перемен приверженность общепринятым формам поведения, религиозные убеждения и т.д. Прямо противоположные цели, противоречащие друг другу ценностные ориентации разрушают близкие отношения. Но встречаются и такие парадоксы, когда разные интересы как бы сразу «запрограммированы» и не вызывают у партнёров внутреннего протеста. Самый расхожий вариант — это дополнительный характер отношений, когда каждый из партнёров в семейных отношениях следует классическому распределению ролей между мужчиной и женщиной. Оно подразумевает, что мужчина будет заниматься работой, общественной деятельностью, выполнять или обеспечивать выполнение самых тяжёлых видов домашнего труда, отвечать за бюджет семьи и её перспективы, а женщина будет хранить домашний очаг, обихаживать мужа, растить детей, следить за своей красотой и составлять ему лестный фон при выходе в свет. Но для успешности такого альянса и социальные условия должны этому благоприятствовать, а они, к сожалению, не всегда таковы. Другой вариант успешного брака держится на том, что оба партнёра, имея разные иерархии ценностей, располагают их в плоскостях, которые никогда не пересекаются. Так, муж, по роду деятельности много разъезжающий, живёт в период интенсивной работы по законам, которые ему диктует такая жизнь. Дома же он на определённый срок способен принять другой стиль жизни и не тяготится им, так как вскоре его опять ждёт дорога, новые люди и города. [10]
продолжение
--PAGE_BREAK--