Реферат по предмету "Психология"


Ценностные ориентации и самоактуализация человека в различные периоды жизни

Введение
 
Человекпостоянно находится в процессе развития. Стремление к росту, к самоактуализацииявляется важнейшим качеством личности. Актуальная потребность в саморазвитии,стремление к самосовершенствованию являются показателем личностной зрелости иодновременно условием ее достижения. Он живет по-настоящему подлинной жизнью,если реализует потенциал своих возможностей. Ценности являются ориентиром вжизни человека, выступают как механизм социального контроля и воплощаются вповедении. Реализация ценностей на разных возрастных этапах позволяетнаслаждаться ощущением удовольствия, счастья. В нашей работе мы рассмотрели,как ценности и самоактуализация участвуют в жизни человека на разных возрастныхэтапах.

Ценностныеориентации и самоактуализации человека
Дляисследования ценностных ориентаций, самоактуализации, самореализации исамооценки мы выбрали следующие методики:
1)Самоактуализационный тест (авторы Алешина Ю.Я., Гозман Л.Я., Кроз М.В. и др.);
2)Морфологический тест жизненных ценностей (авторы: В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина);
3) Тест«Самооценки» (автор С.А. Будаси);
4)Опросник «Самореализации» (составлен совместно с научным руководителем).
В данномисследовании приняли участие 60 человек: 20 учащихся старших классов в возрасте14-17 лет, 20 студентов в возрасте 20-25 лет и 20 человек в возрасте 25-30 лет,работающих в различных местах, большая часть которых продолжает образование.
Самоактуализацияподростков как система не интегрирована, у молодежи более интегрирована и целенаправленна,а у взрослых самоактуализация достигает наибольшей выраженности (наибольшееколичество взаимосвязей). Взрослые более адаптированы к жизни, ихмировосприятие гораздо шире подростков и молодежи. Компоненты самоактуализации,которые были важны на одном этапе развития, на другом утрачивают своюзначимость, на смену им приходят другие: системообразующими параметрамиподростков являются независимость, спонтанность и неактуальность планированиясвоего будущего; отличительные особенности молодежи – ценностные ориентации,самоуважение, повышенный отчет в своих действиях и поступках и ригидность вотношениях; особую значимость для взрослых представляют гибкость поведения,агрессия, представления о природе человека и познавательные потребности.Самопроцессы, как компоненты самоактуализации (самоуважение, самооценка,самопринятие), интегрируются от подросткового возраста к взрослому, т.е. уподростков самопроцессы слабо связаны, а у взрослых – тесно. Достижениеопределенных жизненных позиций требовало адаптации к обществу, поэтому увзрослых более развиты эти процессы. Взрослые — более цельные личности.
Самореализациясебя как семейного человека наиболее полно проявляется в период взрослости ввозрасте 25-30 лет. Взрослые самостоятельно решают свои проблемы и, пока недостигнут результатов в образовательной и профессиональной деятельностях,определенного положения в обществе, не создают семьи.
 
Личностныеварианты проживания периода середины жизни
Исследованиепосвящено изучению личностных особенностей людей среднего возраста в контекстепроблемы кризиса середины жизни
Обобщениеработ по проблеме феноменологии проживания периода середины жизни позволяетвыделить четыре основных характеристики данного периода: осознание расхождениямежду мечтами, жизненными планами и их осуществлением, частонеудовлетворенность достигнутым положением; изменение временной перспективы:прошлое становится более продолжительным, а будущее получает границу;переосмысление ценностей, поиск новых ориентиров, духовных опор, смысла жизни;изменение отношения к физической активности, здоровью, внешнейпривлекательности, образу жизни. На основе проведенного теоретического анализабыли разработаны цель и задачи эмпирического исследования.
Впроведенном нами исследовании приняли участие 125 человек. Для диагностикиличностных характеристик людей в среднем возрасте (35-45 лет) использовалисьследующие методики: методика исследования самоотношения (Пантилеев С.Р.);опросник самоактуализации личности (Шостром Э.); методика смысложизненных ориентаций(Леонтьев Д.А.); неоконченные предложения (Нюттен Ж.); методика изучениястратегий преодоления жизненных проблем (Амирхан Д., модификация Грецова А.Г.);диагностика индивидуально-типологических свойств личности (Собчик Л.Н.). Длявыявления особенностей деструктивного характера протекания периода серединыжизни были использованы диагностирующая метафора, позволяющая исследоватьструктуру самосознания испытуемых (авторский вариант) и клиническая беседа.
Врезультате исследования личностных особенностей людей в возрасте 35-45 летвыявлено, что личностные особенности влияют на характер проживания периодасередины жизни. Конструктивный характер проживания периода середины жизнисвязан со следующими личностными особенностями: позитивное самоотношение; высокийуровень самоактуализации, позитивное восприятие временной перспективы,интернальный локус контроля, высокая степень познавательной потребности икреативности; высокий уровень смысложизненной ориентации (предполагающейналичие высокого жизненного интереса, ощущение результативности жизни,удовлетворенность самореализацией, эмоциональную насыщенность жизни,целеустремленность.
Деструктивныйхарактер проживания периода середины жизни характеризует: экстернальный локусконтроля, негативная временная перспектива, негативное самоотношение, с ярковыраженной внутренней конфликтностью и самообвинением, низкая смысложизненнаяориентация (отсутствие интереса в жизни, оценка себя как нерезультативного вжизни, отсутствие целей в жизни). Переживание никчемности своего бытия, потеряориентации в профессиональной сфере, семейных отношениях, в общественной жизни(вплоть до маргинальности). Отрицательный настрой на свой возраст,неудовлетворенность своей внешностью, физическими данными, своим здоровьем.Прошлое оценивается как светлое, позитивное; настоящее – как негативное;будущее – все в тумане, неизвестное и страшное.
Наоснове выявленных личностных характеристик систематизированы вариантыпроживания периода середины жизни. Основанием для выделения вариантов стали следующиеосновные показатели: уровень смысложизненной ориентации: на разных полюсах отвысокой смысложизненной ориентации до низкой, — и формы реагирования напроблемы: на разных полюсах активные и пассивные. К активным формамреагирования на проблемы относятся такие формы поведения, как: получениеобразования, часто второго, профессиональная переквалификация в соответствии свостребованностью на рынке труда и с собственными устремлениями ипотребностями; трудоголизм – отмечается наличие компульсивного поведения;многие испытуемые находят смысл в служении Богу; растворение в семье(встречается в основном у женщин) – часто рождение еще одного ребенка вопрекивсему, чрезмерная забота о подрастающих детях, муже. К пассивным формамреагирования были отнесены: инфантильные формы поведения, характеризующиесябеспомощностью и безответственностью; алкоголизм; психосоматические проявления.Дополнительно были выделены следующие показатели: самоотношение (уровеньсамопринятия, саморуководства, внутренней конфликтности, самообвинения);самоактуализация (уровень гибкости поведения, сензитивности, спонтанности,контактности, познавательной потребности, креативности); локус контроля(интернальный, экстернальный); особенности временной перспективы; субъективнаяоценка собственной жизненной ситуации.
Проанализироваврезультаты исследования по данным показателям, мы выделили четыре группыиспытуемых с разными вариантами проживания периода середины жизни. 1. Зрелый,самоактуализирующийся вариант — 13% испытуемых. 2. Обыденно-жизненный, бытовойвариант, «плывущий» по течению — 49% испытуемых. 3. Инволюционный вариант — 14%испытуемых. 4. Конфликтный вариант проживания с повышенной внутриличностнойконфликтностью и сниженной смысложизненной ориентацией — 24% испытуемых.Варианты проживания середины жизни определяются взаимосвязью таких личностныххарактеристик, как уровень смысложизненной ориентации, формы реагирования напроблемы, уровень самоактуализации, характер самоотношения, восприятиевременной перспективы, локус контроля, внутренняя конфликтность и др.Эмпирически подтверждено, что личностные характеристики (такие, как высокаясмысложизненная ориентация, интернальный локус контроля, позитивная временнаяперспектива, высокая степень развитости контактности, сензитивности, гибкостиповедения, спонтанности, синергичности, познавательной потребности,креативности, позитивное самоотношение) могут выступать как внутренние ресурсыразвития личности при проживании периода середины жизни.
Проведенныйв работе детальный анализ личностных характеристик проживания периода серединыжизни позволяет разработать эффективную стратегию консультативной работы совзрослыми в кризисные периоды их жизни. Это значительно расширяет возможностипсихологов-консультантов в выборе адекватных форм психологической помощивзрослым людям.
 
Особенностиантиципационной состоятельности, психологических защит и копинг-стратегийличности в зрелом возрасте
Современныйчеловек каждый день сталкивается с целым рядом стрессогенных ситуаций, в связис чем возрастает нагрузка на механизмы, позволяющие разрешать проблемныеситуации, предвосхищать их возникновение и снимать психическое напряжение,возникающее в результате воздействия различных стрессоров. Многие авторы (В.А. Бодров,Б.Д. Карвасарский, А.Г. Маклаков, В.Д. Менделевич, И.Н. Симаева) исследовалифакторы, обеспечивающие успешную адаптацию личности к изменяющимся условиямжизнедеятельности, в том числе в ситуации стресса (адаптационный потенциалличности, антиципационная состоятельность). Но в проанализированных работахданные факторы рассматриваются в отрыве друг от друга. В данной работе этифакторы рассматриваются в единстве, как взаимодополняющие и компенсирующие другдруга при осуществлении «совладающего поведения». Под совладающим поведением мыпонимаем механизмы психики направленные на адаптацию к стрессовой ситуации,прогнозирование потенциальной стрессовой ситуации и способов её преодоления, атакже способы снятия психического напряжения, возникающего в результатевоздействия стресса.
Объектомисследованияявляются особенности антиципационной состоятельности, психологических защит икопинг-стратегий личности в зрелом возрасте. В качестве предмета исследованиявыступает взаимосвязь антиципационной состоятельности с психологическимизащитами и копинг-стратегиями личности в зрелом возрасте. Цель исследования:выявление взаимосвязей между антиципационной состоятельностью, психологическимизащитами и копинг-стратегиями личности в зрелом возрасте. В диагностическихцелях были применены следующие методики: тест антиципационной состоятельности(В.Д. Менделевич); опросник «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик); методика«отмеривание заданного временного интервала» (А.С. Дмитриев, З.В. Войтюкова);копинг-тест (Р. Лазарус); методика «иллюзия Шарпантье»; методика Э. Хайма дляисследования копинг-поведения. Эмпирическую базу исследования составилирезультаты диагностики здоровых испытуемых обоего пола в возрасте 30 — 50 лет(50 человек).
Припроведении исследования были получены следующие результаты:
Всепоказатели антиципационной состоятельности в исследуемой группе находятся впределах нормы. Полученные результаты говорят о том, что лица зрелого возрастаспособны адекватно предвосхищать стрессовые ситуации и планировать своидействия по преодолению возможных проблем. Для них свойственны способностьчётко координировать свои движения, точность планирования своих действий вовремени и способность предвосхищать возможные конфликтные ситуации ипланировать способы их разрешения. Значения выраженности психологических защит,таких как отрицание, проекция и рационализация, находятся в рамках среднихзначений, в то время как значения выраженности механизмов компенсации,регрессии, замещения, гиперкомпенсации и вытеснения − ниже среднихзначений. Выраженность психологических защит на низком и среднем уровне шкалыговорит о том, что «нагрузка» на данные механизмы в группе здоровых испытуемыхнебольшая, они задействуются только тогда, когда антиципационнаясостоятельность и копинг-стратегии недостаточны для того, чтобы справиться со стрессовойситуацией. Испытуемые отличаются сформированностью таких копинг-стратегий, какконфронтативный копинг, планирование решения проблемы, положительнаяпереоценка, принятие ответственности, дистанцирование и самоконтроль. Имидостоверно чаще используется адаптивная копинг-стратегия «оптимизм». Даннаягруппа испытуемых отличается согласованностью составляющих антиципационнойсостоятельности, копинг-стратегий и видов психологических защит. Поведенческий,эмоциональный и когнитивный блоки совладания тесно взаимосвязаны между собой.Полученные результаты могут говорить о преобладании в данной группесовладающего поведения с опорой на прогнозирование проблемных ситуаций иактивные копинг-стратегии, о взаимной компенсации недоработок одних механизмовза счёт подключения других в рамках совладающего поведения.
Особенностивосприятия стариков как носителей полезного опыта представителями различныхвозрастных категорий
Неотъемлемымэлементом классического представления о старости является суждение о том, что старыйчеловек — транслятор накопленного родом ценного опыта. Психологическоесодержание старости традиционно связывается с передачей этого опыта молодежи.Социальная позиция стариков как хранителей и трансляторов опыта еще недавно неподвергалась сомнению, однако в последние десятилетия ряд крупных антропологови социологов стал говорить о том, что ситуация принципиально меняется.Интересна позиция Маргарет Мид, выделявшей три типа культур: постфигуративную(дети учатся у взрослых и стариков), кофигуративную (сверстники учатся усверстников) и префигуративную (взрослые учатся у детей). Так вот, М. Мидпоказывает, что современные индустриальные и постиндустриальные культурыотносятся к кофигуративному и стремительно движутся в сторону префигуративноготипа, для сохранения которого старики принципиальной роли не играют. Мыпредприняли попытку эмпирического изучения того, как происходит этот переход всовременном российском обществе. Продолжают ли старики восприниматься какносители ценного жизненного опыта, а если нет, то кому приписывается обладаниеим? Принимают ли старики переход к префигуративной культуре, готовы ли ониучиться у молодых? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, нами быласконструирована методика диагностики кросс-генерационных особенностей восприятиястарости в аспекте передачи опыта. Категория передачи опыта былаоперационализирована через понятие совета. Методика. Стимульный материал, восновном, заимствован из Фототеста (Джерелиевская, Шмелев, 1993). К взятымоттуда 50 черно-белым фотографиям было добавлено еще 6 фотоснимков лиц пожилоговозраста. Испытуемым предлагалось делить карточки на две полярные группы(оставляя большинство – в третьей, нейтральной): в первой серии — тех, к комубы испытуемый обратился за советом и тех, к кому бы испытуемый ни при какихобстоятельствах за советом не обратился; во второй серии – тех, кому испытуемыймог бы дать полезный совет и тех, кому испытуемый не стал бы его давать.Испытуемые имели дело с картонными карточками, работа с ними сопровождалось беседой,в ходе которой требовалось объяснить свои выборы. В ходе обработки результатовпо каждому испытуемому производились: количественный анализ списковотвергаемых/предпочитаемых персонажей, анализ причин ихотвержения/предпочтения, и анализ беседы. В качестве меры готовности к принятиюсовета рассматривался количественный критерий – «коэффициент принятия совета»(КПС), подсчитываемый как отношение числа персонажей, отобранных в качествепотенциальных советчиков, к числу отвергаемых персонажей. Аналогичным образомбыл построен «коэффициент дачи совета» (КДС).
Висследовании приняло участие 19 человек, разделенных на 3 возрастные группы:«молодежь» (3 мужчин и 5 женщин от 20 до 22 лет), «средний возраст» (4 мужчиныи 2 женщины от 44 до 51) и «старики» (2 мужчин и 3 женщины от 73 до 82 лет).Данные, полученные по каждой группы сопоставлялись с тем, чтобы выявитьразличия между ними, которые бы свидетельствовали о кросс-генерационныхособенностях восприятия старости в аспекте передачи опыта.
Результаты. Молодежь, в целом, готова приниматьсоветы от лиц любого возраста. Но если от сверстников и представителей среднеговозраста молодые люди готовы принимать совет на любые темы, то та сфера, гдеони хотят слушать стариков — лишь область отношений и смысла жизни. Перениматьже у стариков практический опыт молодые отказываются. Готовность молодых к дачесоветов людям разных возрастов неоднородна. Так, если давать советы сверстникамрешаются все, то в отношении лиц среднего возраста на подобную активностьосмелилась ровно половина испытуемых. Такая цифра представляется достаточновысокой и свидетельствует о том, что значительная часть молодежи чувствует себяболее компетентной в современном мире, чем, по их мнению, лица среднеговозраста. В то же время старикам молодые практически не дают советов, ссылаясьна то, что «советом здесь не поможешь», при этом многие отмечают, что пожилыеоказываются дезориентированы в современном мире.
Закономерностей,касающихся КДС и КПС не выявлено. Категория «совет» принимается молодыми легкои не вызывает критики. Испытуемые же среднего возраста заявляют, что вповседневной жизни не берут и не дают советов, но «собирают информацию», набазе которой сами принимают решения. Давать данная группа готова толькопрофессиональные советы, и то по запросу. У 84% испытуемых КПС и КДС меньше.Что касается опыта пожилых, который интересен лицам среднего возраста, то речьздесь идет, в основном, о вопросах смысла жизни. Типичным для среднего возрастаявляется указание на то, что совет не является адекватной формой общения спожилыми («Только в сказках бывает: ехать за тридевять земель, получать совет иуезжать обратно. Здесь надо пожить рядом, чтобы понять, прочувствоватьонтологические ценности через быт, уклад»). Практический опыт пожилыхкатегорически отвергается. Группа лиц пожилого возраста была неоднородной посоциально-культурному уровню. В нее вошли 2 бывших рабочих и 3 представителейинтеллигенции. Позиции, занимаемые ими в отношении совета, различались. Так, упервых имела место закрытость по отношению к чужим советам и готовность к дачесоветов всем. Однако эти советы были бессодержательны: «Совет дал бы мудрый вжизнеустройстве всем. Никому не повредит, если мудрый». Основная характеристикавторой группы – отказ от совета в пользу равноправного диалога экспертов. Вкачестве партнера по такой беседе, обычно выбирается человек близкогосоциального статуса и возраста. Тема беседы может быть любой. Испытуемые даннойгруппы, в среднем, не так жестко не приемлют советов (в том числе, отмолодежи), как бывшие рабочие, но в целом их открытость новому опыту невысока.КДС для группы стариков оказывается больше 1, а КПС – меньше 1.

Заключение
 
В целом,развитие человека обусловлено социальным статусом. Подросткам, имеющимзависимость и поддержку от семьи, важны одни приоритеты: достижения в разныхсферах жизни, физическая привлекательность и независимость. Молодежь, строящаясамостоятельную жизнь от родителей, ориентируется на материальные ценности,профессиональный рост, независимость и успех в образовании и профессии.Взрослые, имеющие жизненный опыт и достигшие определенных результатов в жизни,проявляют независимость в ответственности и заботе о семье, стремятся бытьуспешными в общественной жизни и благополучными в семье и образовании. Исследованиепоказало, что старики (в меньшей степени, из группы интеллигенции) относятся кпостфигуративной культуре (хотя и подозревают о неадекватности собственногоопыта современным реалиям), а лица среднего возраста к ней не относятся.Молодежь представляет собой неоднородную группу, часть из которой можно отнестик кофигуративной, а часть – к префигуративной культуре. На основании такогораспределения можно говорить о том, что заявленный в социологии переход кпрефигуративной культуре имеет место, однако еще не произошел полностью. Однакодля того, чтобы получить более достоверные данные, необходимо применениекомплекса методик, а также значительное расширение выборки испытуемых.

Списоклитературы
1.   Гамезо М.В.,Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. – Возрастная психология: личностьот молодости до старости; Уч. пособие. – М.: Пед. общество России, Изд. дом«Ноосфера», 2009.
2.   Ильин Е.П. Мотивацияи мотивы – Спб.: Изд. «Питер», 2007.
3.   Мотивация иличность/А. Маслоу. – 3-е изд.– Спб..: Питер, 2003.
4.   Психология среднеговозраста, старения и смерти/ Под ред. чл. кор. РАО А.А. Реана. – Сп.:Прайм-ЕВРОЗНАК», 2007.
5.   Рогов М.Г. Мотивацияучебной и коммерческой деятельности студентов: социально-психологическийаспект. – Казань: КГТУ, 2008.
6.   Хрестоматия повозрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Подред. Д.И. Фельдштейна.— Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практическойпсихологии, 2006.
7.   Бороздина Л.В., Спиридонова И.А.Возрастные изменения временной транспективы субъекта. – М., 2008.
8.   Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансыжизни. Развитие человека между детством и старостью. – Калуга: Духовноепознание, 2004.
9.   Степанова Е.И. Психология взрослых. — СПб.: «Алетейя», 2007.
10.     Ялом И.Экзистенциальная психотерапия. – М.: Класс, 2006.
11.     Бодров В.А.Проблема преодоления стресса. Часть 3: Стратегии и стили преодоления стресса /В.А. Бодров // Психологический журнал – 2006 — № 3.
12.     Маклаков А.Г.Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальныхусловиях / А.Г.Маклаков // Психологический журнал – 2008 — № 1.
13.     Менделевич В.Д.Антиципационные механизмы неврозогенеза / В.Д.Менделевич // Психологическийжурнал. – 2006. — № 4.
14.     Набиуллина Р.Р.Механизмы психологической защиты и совладания (определение, структура, функции,виды, психотерапевтическая коррекция). Учебное пособие / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова–изд-во ИП Тухтаров В. Н., 2007.
15.     Симаева И.Н.Психология адаптации личности к изменениям жизнедеятельности: автореферат диссертациина соискание степени доктора психологических наук: 19.00.01 / И.Н. Симаева;С-Пб,- РГПУ им. Герцена, 2008.
16.     Пряжников Н.С.,Личностное самоопределение в преклонном возрасте //Мир психологи, №2, 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономика России
Реферат #G0 гост 22761-77 Группа В09 государственный стандарт союза сср металлы и сплавы метод измерения твердости по Бринеллю переносными твердомерами статического действия
Реферат Гостиничный комплекс и его структура
Реферат Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе обучения
Реферат Позиция автора в романе "Обломов"
Реферат Матвеева Новелла Николаевна
Реферат Информационные коммуникации и общество
Реферат Фінансова діяльність підприємств
Реферат Xxi век и русская орфография
Реферат Политические партии и партийные системы зарубежных стран
Реферат Tour De France Essay Research Paper Tour
Реферат Сорняки и борьба с ними
Реферат Виды личного страхования
Реферат Кириенко Зинаида Михайловна
Реферат Применение метода частотных диаграмм в исследовании устойчивости систем с логическими алгоритмами