Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт
Гуманитарно-педагогический факультет
Кафедра психологии
Курсовая работа
Ценностно-смысловая саморегуляция
поведения в юношеском возрасте
Исполнитель:
Урлаткин Александр Викторович
Кемерово 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Особенности юношескоговозраста
1.1 Юношеский возраст, задачиюношеского возраста
1.2 Особенности развитиясамосознания в юношеском возрасте
1.3 Кризис юношеского возраста
Глава 2. Саморегуляция в юношескомвозрасте
2.1 Саморегуляция: основныенаправления и принципы исследования
2.2 Развитие саморегуляцииповедения в юношеском возрасте
2.2.1 Ценностно-смысловая сфераи ее значение для саморегуляции поведения
2.2.2 Активность и рефлексия,их роль в саморегуляции
2.2.3 Возрастные особенностиценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности,который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинством ученыхпризнается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодомформирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свойжизненный путь. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще итрудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чемнеобходимо изучение психологии современных подростков и юношей, и девушек, вчастности особенностей формирования поиска смысла жизни.
Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте остается актуальной таккак, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия смысла жизни;во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовнойсферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностныхориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у юношей и девушек.Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознаниисовременной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценкаценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.
Исследование проблем молодежи вообще – веление времени. Вопрос о молодеживсегда остро стоит, прежде всего, потому, что это поколение наименееинтегрировано в социальные связи, наименее устойчиво в своих взглядах, в своемповедении, в отношении к окружающему миру.
В связи с важностью поиска смысла жизни для личностного развития в юношескомвозрасте, актуально и необходимо исследование ценностных ориентаций в указанныйвозрастной период.
Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возрастазанимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги — теоретики и практики: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И.,Бернс Р., Кулагина И.Ю., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер. Э. Шпрангер, и др.
Цель исследования: выявить психологические особенности саморегуляцииповедения в юношеском возрасте
Объект исследования: саморегуляция поведения юношей, ценностно-смысловаясфера личности.
Предмет исследования: психологические особенности, развитие иформирование саморегуляции поведения у юношей, а также особенноститрансформации ценностно-смысловой сферы личности в современных условияхроссийской действительности.
Гипотезы исследования:
Исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности позволяетвыявить специфику развития когнитивного, эмоционального и поведенческогокомпонентов правосознания.
В условиях современной российской действительности наблюдаетсятрансформация ценностно-смысловой сферы личности представителей юношескоговозраста, определяющая специфику правового сознания молодежи.
Реализация поставленной цели предполагает решение задач:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, уточнить понятийный аппарати определить основные теоретические подходы к проблеме исследования.
2. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить проблемупоиска смысла жизни в юношеском возрасте.
3. Выявить психологические особенности саморегуляции поведения у юношей вценностно-смысловой сфере.
4. Провести анализ представлений и походов к исследованиюценностно-смысловой сферы личности в современной психологии.
5. Выявить особенности трансформации ценностно-смысловой сферы личности иразличных компонентов правосознания в юношеском возрасте.
Методы проведенного исследования:
· Метод наблюдения.
· Методы обработки данных.
1. ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
1.1 Юношеский возраст, задачи юношеского возраста
Юношеский возраст – один из самых спутанных и противоречивых впсихологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность ипротиворечивость представлений можно объяснить становящимся характером самоговозраста в истории цивилизации. По гипотезе Д.Б. Эльконина (1996) обисторическом содержании детства, как подростковый, так и юношеский возрастисторически молоды и поэтому не обрели своей культурно-исторической формы имеханизмов развития. [1;223]
Юношеский возраст – период индивидуальной жизни, в котором становится(развивается) способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы иусловия для решения задач строительства собственной жизни, перспективы,характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственнойзадачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимогопоступка или действия; построение собственной семьи и т.п.).[1;224]
Юность разделяют на раннюю и позднюю. Ранний юношеский возраст — этовторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходнымвозрастом, содержанием которой является переход от детства к взросломувозрасту. Определим возрастные рамки этой стадии, так как терминология вобласти взросления несколько запутана. Внутри перехода от детства к взрослостиграницы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются. Никтоне назовет 13-летнего мальчика юношей, а 18-19-летнего – подростком, но возрастмежду 14-15 и 16-17 годами не обладает такой определенностью и в одних случаяхотносится к юности, а в других — к концу отрочества. В схеме возрастнойпериодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17 – 21годом для юношей и 16 – 20 годами для девушек, но в физиологии его верхнююграницу часто отодвигают к 22 – 23 годам у юношей и 19 – 20 годам у девушек.[1;229]В связи с явлением акселерации, границы подросткового возраста сдвинулись внизи в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10 – 11до 14 – 15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность-этостарший школьный возраст – 15 – 17лет. В это время вырастающий ребенококазывается на пороге реальной взрослой жизни. Позднюю юность считают периодомжизни молодого человека, который характеризуется самостоятельностью в решениизадач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека(решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественнойпозиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построениесобственной семьи и т.п.). Позднюю юность относят к 20 – 23 годам. [2;278]
Границы юности связаны с возрастом обязательного участия человека вобщественной жизни. Юность – возраст обязательного участия в выборах органовгосударственной власти. В юности человек делает выбор внутренней позиции и этовесьма многотрудная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу исопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей иценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять историческиобусловленные нормативы и ценности, которые определили его поведение в детстве иотрочестве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеигосударства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивнуюили адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная импозиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственноправильной. [2;282-284]
Юность направлена на поиск своего места в мире. Но как бы ни была онаинтеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает еще нетопыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей. [2;286]
Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростковымвозрастом. Поиски своего места в этом мире, поиски смысла жизни могут статьособенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального исоциального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем.Этот период у одних может оказаться напряженным, а у других плавно и постепеннопередвигаться к переломному моменту в своей жизни. При благополучном протеканииранней юности старшеклассника радует спокойный упорядоченный уклад жизни, им несвойственны романтические порывы, у них хорошие отношения с родителями иучителями. Но при этом дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда болееповерхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что кполноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные дляюношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей меренезависимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением,позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях по сравнениюс теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко. Существуютеще два варианта развития. Это, во-первых, быстрые, скачкообразные изменения,которые благодаря высокому уровню саморегуляции хорошо контролируются, невызывая резких эмоциональных срывов. Старшеклассники рано определяют своижизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако у них слабееразвиты рефлексия и эмоциональная сфера. Другой вариант связан с особенномучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе, и себя плохопонимают. У них недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокогосамопознания. Такие дети импульсивны, непоследовательны в поступках и в отношениях,недостаточно ответственны. Часто они отвергают ценности родителей, но вместоэтого не в состоянии предложить ничего своего. [3;314]
Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своеговнутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания,юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Юношаначинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные откаких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я». Вместе с осознаниемсвоей уникальности, непохожести на других приходит чувство одиночества.Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается каксмутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-тозаполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается егоизбирательность, потребность в уединении. [4;17]
Таким образом, юность – период жизни после отрочества до взрослости,включающий в свои рамки возраст от 16 – 17 лет до 22 – 23 лет.
Задачами развития юношеского возраста являются:
1. Становление Я–концепции
Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, такопределяет понятие Я – концепция следующим образом: это совокупность всехпредставлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой.
Описательную составляющую Я – концепции часто называют образом Я иликартиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своимкачествам, называют самооценкой или принятием себя. Я – концепция, в сущности,определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себедумает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития вбудущем”. [5;8]
В ранней юности происходит постепенная смена «предметных» компонентов Я – концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего «Я». Юноша привыкает к своей внешности, формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства «Я» – умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.
Представление юноши о себе всегда соотносится с групповым образом «мы» — типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Образы собственного «Я» оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы». Юноши считают себя менее сильными, менее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность.[8;28]
Свойственное многим юношам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда — напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.
Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я, обнаруживаются в 15 – 16 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описания после 15 лет резко увеличивается.[9;47] Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост, взросление.
Самооценке отводиться ведущая роль в рамках исследования проблем самосознания. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка характеризуется как стержень процесса самосознания, показатель индивидуального уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. [3;346]
2. Становление нового уровня самосознания
Становление нового уровня самосознания в ранней юности идет по направлениям, выделенным еще Л.С. Выготским, — интегрированию образа самого себя, «перемещению» его «извне вовнутрь».[11;229-230] В этот возрастной период происходит смена некоторого «объективистского» взгляда на себя «извне» на субъективную, динамическую позицию «изнутри». [14;15]
Оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное «принятие себя», «самоуважение». Именно в ранней юности (15-17 лет) на основе выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. «оперативная самооценка» начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности.
Расхождение Я-реального и Я-идеального образов — функция не только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых юношей расхождение между реальным Я и идеальным Я, т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у их сверстников со средними интеллектуальными способностями.[5;30]
3.Становление идентичности
Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность. Идентичность — совокупность базовых психологических, социально-исторических и экзистенциальных характеристик личности в концепции Э. Эриксона. Под личностной идентичностью Эриксон понимает субъективное чувство и одновременно объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженное с верой индивида в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека. [23;25]
Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности. [8;56]
Поиск идентичности может решаться по-разному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности. [17;82]
Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего «Я», вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло.
4.Формирование выраженных социальных потребностей
Юность характеризуется как период выраженных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в подтверждении возможности осуществления собственного Я находит свой предмет (другого) в момент встречи друга. Главное переживание, которое ее характеризует,- это узнавание близости этого человека к себе, своему Я. Можно иметь много знакомых людей и очень долгое время, но так и не пережить такой встречи. Встреча дает ответ на самый важный вопрос, который может задать себе человек;- это вопрос о цели существования. Беседа с другом позволяет осознать, кто Я есть на самом деле. Именно друг своим присутствием в жизни как бы гарантирует независимое существование Я. [18;267]
Психологически важно то, что дружба дарит силу для строительства собственной целостности, которая порождает и силу своего Я и других людей от возможного воздействия. С друзьями общение остается интимно-личностным, исповедальным. В этот период молодой человек приобщает другого к своему внутреннему миру — к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом (подругой) обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящие время, отношения с представителями противоположного пола. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому человеку как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». Юность считается привилегированным возрастом дружбы.
В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Юноша задает себе вопросы: «Кто Я?», «Каким я должен быть?», «Что Я могу?». [4;201]
5. Становление мировоззрения
В это время начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Так самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. [15;36]
Юность — решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением знаний, но и громадным расширением умственного кругозора юноши, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы.
6.Самоопределение
Юноша осознает свою позицию, которая формируется внутри координат системы отношений. Устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников. [24;73]
В период юности человеку необходимо создать свой жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное самоопределение). В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает ограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях по сведениям, полученным от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Кроме того, нужно, прежде всего, оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности. Сейчас одним из наиболее важных факторов при выборе профессии становится материальный – возможность много зарабатывать в будущем.
Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в юности становится более устойчивым. [15;46]
7. Поиск смысла жизни
В поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.
Юноша начинает задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая.[25;178] Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его — в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты). [22;44]
1.2 Особенности развития самосознания в юношеском возрасте
Юношеский возраст характеризуется важными изменениями в социальных связяхи процессе социализации. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влияниемсверстников. Одной из самых важных потребностей юношеского возраста становитсяпотребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старшихвообще, а в частности от установленных ими правил и порядков. [10;85] Юношиначинают оказывать сопротивление требованиям со стороны взрослых и активнееотстаивать свои права на самостоятельность отождествляемую ими с взрослостью.Но нельзя говорить о желании юноши полностью отделить себя от семьи. Кромесознательного, целенаправленного воспитания, которое стараются дать родители иот которого хочет «отделаться» юноша, на ребенка воздействует всявнутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается свозрастом, преломляясь в структуре личности. Поэтому поведение юноши во многомзависит от стиля воспитания, который в свою очередь определяет отношение кродителям и способ взаимодействия с ними.
Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению квзрослому, юноша испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной являетсяситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность,общее времяпровождение помогают юноше по-новому узнать сотрудничающих с нимвзрослых. Большое значение в этот период имеют единые требования к юноше всемье. Сам он чаще притязает на определенные права, чем стремится принять насебя обязанности. [27;38] Поэтому для освоения юношей новой системы отношенийважна аргументация требований, исходящих от взрослых, а их навязывание, какправило, отвергается. Общение юноши во многом обуславливается изменчивостью егонастроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться напрямо противоположное. Изменчивость настроения ведет к неадекватной реакцииюноши.
Общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость.Общение со сверстниками, которое не могут заменить родители, является дляюношей важным каналом информации, о которой взрослые часто предпочитаютумалчивать. В отношениях со сверстниками юноша стремится реализовать своюличность, определить свои возможности. Общение оказывается настолькопритягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Успехи всреде сверстников ценятся больше всего. [16;36] Оценка юноши поступков идетболее максималистично и эмоционально, чем у взрослых, т.к. имеются свои понятияо кодексе чести. Здесь высоко ценятся верность, честность и караютсяпредательство, измена, нарушения данного слова, эгоизм, жадность и т.п..
При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников юношиотличаются крайним конформизмом (податливостью на давление) в юношеской группе.Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает юношу и укрепляет еговнутренние позиции. Очень важно то, что в своей среде, взаимодействуя друг сдругом, юноши учатся рефлексии на себя и сверстника. А интерес юноши ксверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять иоценивать переживания и поступки другого, а также к развитию рефлексии испособности к идентификации. Постепенное увеличение выделяемых в другихличностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможностьоценить самого себя.
Развитие самосознания в данном возрасте является продолжением целостнойонтогенетической линии становления самосознания личности. В основе феноменаюношеского самосознания лежит становление психосоциальной идентичности, то естьформирование чувства индивидуальной самотождественности, преемственности иединства. [9;43]
Физиологические изменения в пубертате требуют построения нового телесногоЯ. Новый образ тела ускоряет смену психологических позиций, которую совершаетюноша, а наступление физиологической зрелости, ставшее очевидным и для самогоюноши, и для окружающих, делает невозможным сохранение детского статуса.Юношеское беспокойство по поводу своего внешнего вида во многом связано ссубъективной половой конформностью (податливостью), то есть с желаниемвыглядеть адекватно своему полу. Установлено, что и у юношей, и у девушекполовые стереотипы тела влияют на субъективную оценку своей привлекательности,а значит и на общий уровень самооценки. [6;19] Также можно отметить влияниефизиологического взросления на формирование «чувства взрослости», то естьпроявляется актуализация восприятия себя самостоятельным субъектом.
Важнейшее место в развитии самосознания приобретает рефлексия (познание)юношей себя и других. Возникновение способности к рефлексии связано с развитиеммышления. Юношеская рефлексия, хотя и поднимает юношу на очень важную ступеньего возможностей, отличается свободной ассоциативностью, так как мысли текут поразным направлениям в зависимости от состояния на данный момент. Целостностьрефлексии в этом возрасте придает направленность юноши на самого себя. Юношауглубленно изучает самого себя, открывает свой внутренний мир, который доступентолько ему самому, в котором юноша самостоятелен. Благодаря рефлексии,происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Адекватностьсамооценки играет важную роль в межличностных отношениях юноши. Интересно то,что оценка своих качеств юношей производится с точки зрения осознания своейвзрослости, то есть происходит соотношение себя с «эталоном взрослости».Самооценка является рычагом саморегуляции, а значит, поведение юноши зависит отстепени адекватности восприятия себя. Самооценка регулирует и восприятие другихлюдей, создавая избирательность восприятия и внимания при их оценивании. [19;23]
Юноша живет настоящим, но для него большое значение имеют его прошлое иособенно будущее. Распространение представлений юноши на сферу возможногобудущего можно выделить как один из определяющих признаков юноши. Мир егопонятий и представлений переполняют не оформленные до конца теории о самом себеи о жизни, планами на свое будущее и будущее общество.
1.3 Кризис юношеского возраста
Юношейский возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем юношам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит самостоятельно, некоторым же нужна помощь психолога. Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков. [11;57]
Психические проявления пубертатного криза, отчасти обусловленные гормональными изменениями в организме, бывают весьма выраженными: повышенный уровень тревожности, эмоциональное напряжение, которые юноши стремятся «выплеснуть» наружу. В связи с этим им свойственны раздражительность, конфликтность, нередко драчливость. Для снятия эмоционального напряжения юноши используют посещение шумных дискотек и рок-концертов, нередко прибегают к употреблению алкоголя и других психоактивных веществ. Врачи, особенно педиатры, должны знать наиболее типичные поведенческие реакции юношей, которые, еще не являясь патологией, таят в себе опасность формирования в дальнейшем аномалий личностного развития.
Наиболее распространенные поведенческие реакции подросткового и юношеского возраста: [21;30]
· Реакция «оппозиции» – активный протест в ответ на предъявляемые юноше требования взрослых.
· Реакция «эмансипации» – стремление освободиться от покровительства и контроля взрослых. Эмансипация связана с самоутверждением себя как личности, стремлением «сделать все по-своему». Крайним вариантом стремления освобождения от опеки родных являются побеги и уходы из дома.
· Реакция «имитации» – стремление подражать определенному образцу или идеалу, который находит признание в компании сверстников.
· Реакция «гиперкомпенсации» – настойчивое стремление юноши найти признание и достичь успеха в той области деятельности, в которой он наименее способен (физические занятия, различного рода «хобби» и др.).
· Реакция «группирования» – участие в группах, объединенных различными мотивациями: от простого общения, увлечения музыкой, спортом («рокеры», «металлисты», «фанаты») до криминальных сообществ, групп наркоманов и т. п.
В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. Главное психологическое приобретение данного этапа – открытие своего внутреннего мира, но оно вызывает много тревожных переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. С открытием «Я» связаны осознание своей уникальности, неповторимости и чувство одиночества. [26;59] Юношеское «Я» неопределенно, расплывчато, нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо эмоционально заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно появляется его избирательность, потребность в уединении. Юноши нередко оказываются поверженными в сомнения, раздумья, мешающие их активной деятельной позиции. Иногда это состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).
Для юношеского периода характерны глубокие психологические и личностные изменения, не связанные напрямую с гормональной перестройкой. Они выражаются в формировании нового самосознания, чувства дружбы и любви, переоценке собственных возможностей и способностей. Обостренное чувство собственного достоинства часто приводит к столкновениям с реальной действительностью и проявляется юношеским негативизмом. Этому способствуют завышенные притязания, удовлетворить которые в условиях недостаточной социальной самостоятельности (отсутствие ряда гражданских прав, нахождение на иждивении у родителей и др.) оказывается невозможным. [27;46] Нередко возникают конфликты с родителями, эмоциональная связь с которыми ослабевает, и юноша стремится освободиться от их опеки. Одна из главных тенденций юношеского возраста – автономизация от взрослых и переориентация на ровесников. Некоторые психологи считают общение ведущей деятельностью юношеского возраста. Потребность в общении и группировании вызвана чувством одиночества, неприкаянности, желанием найти признание собственной значимости.
Причинами кризиса являются, во-первых, ценностно-смысловая саморегуляция поведения, а, во-вторых, проблема выбора жизненных ценностей. Проявления: [28;96]
· У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья.
· Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни.
· Обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой внутренний мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание.
· Выбор профессии.
Смысл (новообразования): выбор внутренней позиции, профессиональное самоопределение, а также овладение защитными механизмами, которые не только позволяют внешне защищать себя от постороннего вторжения, но и укрепляют внутренне.
2. Саморегуляция в юношеском возрасте
2.1 Саморегуляция: основные направления и принципы исследования
Саморегуляция – это целесообразное функционирование живых систем разныхуровней организации и сложности. Это один из уровней регуляции активности этихсистем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения имоделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется вединстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.[25; 49]
В современных психологических исследованиях понятие «саморегуляция» иродственные понятия – самоуправление, самоорганизация, самообучение,самопрограммирование и др. – трактуются по-разному. Широкий диапазон различийобъясняется прежде всего разной степенью общности процессов, которыеописываются этими понятиями. Среди основных подходов к сущности саморегуляциивыделяются несколько.
Саморегуляция — это:
·Особыйуровень программирования деятельности на основе процессов предвидения.
·Управлениечеловеком своими эмоциями, чувствами и переживаниями.
·Целенаправленноеизменение как отдельных психофизиологических функций, так и нервно-психическихсостояний в целом.
· Целенаправленныйсознательный выбор характера и способа действий.
· «Внутренняя»регуляция поведенческой активности человека;
· Взаимодействиевнешнего и внутреннего в поведении и деятельности индивида, и т.д.
Привсем разнообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру: [1; 231]
1. Принятаясубъектом цель его произвольной активности;
2. Модельзначимых условий деятельности;
3. Программасобственно исполнительских действий;
4. Системакритериев успешности деятельности;
5. Информацияо реально достигнутых результатах;
6. Оценкасоответствия реальных результатов критериям успеха;
7. Решенияо необходимости и характере коррекций деятельности.
Саморегуляцияпредставляет собой замкнутый контур регулирования и есть информационныйпроцесс, носителями коего выступают различные психические формы отражениядействительности. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществленияона может реализоваться разными психическими средствами — чувственными конкретнымиобразами, представлениями, понятиями и пр.
Посколькупринятая субъектом цель не определяет однозначно условий для построенияпрограммы исполнительских действий, при сходных моделях значимых условийдеятельности возможны различные способы достижения результата. Общиезакономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей отконкретных условий и от характеристик нервной деятельности, от личностныхкачеств субъекта и его привычек в организации своих действий. [5;123]
В современных исследованиях выделяют более тридцати видов и уровнейсаморегуляции, являющихся объектом анализа и изучения: социальная,биологическая, физиологическая, нейрофизиологическая, психологическая,психотическая, произвольная и непроизвольная, сознательная и несознательная,прямая и опосредованная, внешняя и внутренняя, волевая, побудительная,исполнительная, познавательная, личностная, мотивационная, интеллектуальная,эмоциональная, установочная, рефлексивная, скрытая, жесткая и гибкая,индивидуальная.
Критерии, по которым выделяются те или иные виды реализации весьмаразнообразны — как по степени общности описываемых процессов, так и по ихотличительному признаку. Так, социальная, биологическая, нейрофизиологическая,психологическая — как виды регуляции — выделены в соответствии с уровнемпроводимого анализа: человек в системе общественных отношений, человек какбиологический организм, нервные механизмы регуляции, регуляция посредствомпсихических образов. Непроизвольная/произвольная, неосознаваемая/осознаваемая,рефлексивная – выделены по участию и роли сознания и самосознания в процессахрегуляции, внешняя и внутренняя – по характеру средств и факторов регуляции. [12;22]Индивидуальная, субъективная, личностная, побудительная, мотивационная – видырегуляции, описывающие роль личности и ее отдельных проявлений в регуляциидеятельности. Познавательная, интеллектуальная, эмоциональная – описываютмеханизмы регуляции преимущественно на уровне того или иного психическогопроцесса.
Термин «саморегуляция» используется, с одной стороны, для характеристикифункций человека как субъекта деятельности; с другой – применительно к анализуработы мозга (когда мозг рассматривается как саморегулирующаяся система).
Саморегуляция — это процесс воздействия на собственное физиологическое инервно-психологическое состояние; саморегуляция во многом зависит от желаниячеловека управлять собственными эмоциями, чувствами и переживаниями, и какследствие – поведением. [18;21] Способность к самоуправлению не дается отрождения, а вырабатывается при жизни, т.е. поддается формированию исовершенствованию.
Абульханова-Славская К.А. отмечает, что в организацию деятельности входити неосознаваемая саморегуляция активности: последовательность включениявосприятия или мышления, способ реализации своих способностей, психические иличностные темпы деятельности, установка на трудность (легкость) и многоедругое. Каждая личность, став субъектом, определенным образом реорганизует своиспособности. Субъект типичным и удобным для себя образом актуализирует, преобразует,направляет систему тех качеств, которыми он обладает, именно с помощью механизмовсаморегуляции. [6;34]
Традиционно в качестве детерминант активности личности выступалиотдельные компоненты ее структуры: ценности, цели, идеалы, образ и «я», уровеньпритязаний, самооценка. Согласно представлениям, развиваемым Миславским,совокупность отношений, в которых возникают и воспроизводятся указанныеструктурные компоненты личности, как раз и является процессуальной,динамической формой существования этих компонент как системы, детерминирующейактивность личности.
Место и роль психической саморегуляции в жизни человека достаточноочевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь естьбесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и другихвидов целенаправленной активности. Именно целенаправленная произвольнаяактивность, реализующая все множество действенных отношений с реальным миромвещей, людей, средовых условий, социальных явлений и т.д., является основныммодусом субъектного бытия человека. От степени совершенства процессовсаморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исходлюбого акта произвольной активности. [26;83]
2.2 Развитие саморегуляции поведения в юношеском возрасте
Саморегуляция – это тот механизм, посредством которого обеспечиваетсяцентрализующая, направляющая и активизирующая позиция субъекта. Онаосуществляет оптимизацию психических возможностей, компенсацию недостатков,регуляцию индивидуальных состояний в связи с задачами и событиями деятельности.[19;28] Она обеспечивает также целевое и смысловое соответствие действийсубъекта этим событиям, своевременность, пропорциональность действий и т.д.
Юноши с особой остротой начинают ощущать потребность в утверждении себя вколлективе сверстников, в оценке их окружающими, причем такой, которая повозможности соотносится с самооценкой. Мотивировка поступка становится болеедифференцированной. На третьей стадии в развитии юношей определяющее значениеимеет саморегуляция поведения как составная часть самовоспитания, а мотивировкапоступков служит в этом случае регулятором поведения и деятельности личности.
Особенно зримо прослеживаются изменения в мотивах общественно полезнойдеятельности юношей. Если у младших подростков преобладают мотивы эмоциональногоотношения («я хочу заниматься общественно полезной работой, потому что этодоставляет мне удовольствие»), то у детей 14 — 15 лет развиваются и начинаютдоминировать моральные мотивы, такие, как социальная взаимопомощь,ответственность перед коллективом, удовлетворенность от приносимой людямпользы. На первой cтадии подросткового возраста 10 — 11-летний ребенокглобально положительно относится ко всем видам общественно полезнойдеятельности, что порой связывается с конформностью младшего подростка.Выявлено, однако, что в числе факторов, определяющих отношение подростка,преобладающее значение имеет желание быть со всеми, но не подавляя своюличность, а проявляя себя в общественно важном деле. Постепенно отношение кобщественно полезной деятельности дифференцируется, и к 15 годам оноприобретает парциальный и индивидуальный характер (к тем видам, общественнаязначимость которых очевидна,— активно положительное, к другим более пассивное).[13;75]
В связи с тем, что раскрытие характера развития мотивов позволяетнаиболее углубленно исследовать особенности социального созревания личности,рассмотрим подробнее динамику мотивации одного из важнейших видов общественнополезной деятельности — труда юношей, их отношения к труду, важному для людей,общества. Характерно, что более 87% 10 — 15-летних детей положительно относятсяк общественно полезному труду. При этом по мере взросления происходит ростмотивов: отражающих широкие социальные потребности (от 14 % в 10 — 11 лет до 61% в 14 — 15 лет); выражающих отношение к самому процессу и результатам трудовойдеятельности (от 30 до 57 %); связанных с осознанием труда как средстваформирования личности (от 6 до 88 %); связанных с удовлетворением материальныхпотребностей детей (от 14 до 41 %) — и снижение роли мотивов, выражающихстремление детей заслужить поощрение. Вместе с тем многие юноши, правильнохарактеризуя роль и значение труда, не принимают участия в трудовойдеятельности, особенно в производительных ее видах, что четко сказывается наиерархии их мотивов. Анализ факторов, побуждающих юношей участвовать вобщественно полезном труде, позволил выделить несколько основных групп мотивових отношения к этому труду.
К первой группе мотивов, адекватных общественно значимому смыслу труда,относятся такие, как стремление сделать что-то полезное для других, в том численезнакомых людей, для школы, страны, мира и т.п.; стремление сделать этополезное дело самому, лично, по принципу «кто, если не я». Юноши, обладающиетакими мотивами, чаще всего оказываются более самостоятельными в проявлениисвоих стремлений, в отличие от детей с другими, в том числе и сколлективистическими, мотивами. Попав в ситуацию выбора между делом, нужным длядругих людей, и делом, связанным с престижем своей группы (например, трудовоесоперничество на субботнике: чей класс высадит больше деревьев и т.п.), этидети выбирают то, что наиболее необходимо другим людям, даже если при этом онине получают поддержки товарищей. [10; 26]
Юноши, для которых характерно преобладание второй группы мотивов — коллективистических, также устремлены на те участки работы, которые необходимыдля других, но их цели больше связаны с переживаниями за товарищей, за томесто, которое займет их класс, отряд, бригада в соревновании и т.п. Такие детис большим желанием участвуют в общественно полезном труде, они могут работать ииндивидуально, но если это важно для их коллектива. В то же времясамостоятельно сделать что-то полезное для других, тем более, если этоостанется неизвестным, они не стремятся. Мотив общественной пользы для этихдетей получает свое развитие только в совместной трудовой деятельности. [13;94]
Для юношей, которых характеризует преобладание третьей группы мотивов —групповой солидарности, общественная польза дела отступает на задний план, авместе с ней и критическое отношение к себе и к той роли, которую они играют всовместной деятельности. Такой ребенок идентифицирует себя с группой (звеном,отрядом, классом и т.п.). Дух соревнования, соперничества с другой группойзаслоняет перед ним основной смысл трудовой деятельности. Результат труда онвидит в победе, первенстве, количестве сделанного, забывая о пользе самойдеятельности.
Что касается четвертой, индивидуалистической группы мотивов, то ониподразделяются на две подгруппы: индивидуально-общественные и узко индивидуалистические.При этом у юношей с индивидуально-общественной мотивацией отсутствуюткорыстолюбие, асоциальная направленность и т.п. В соотношении междусамоутверждением в труде и получением выгоды от участия в нем у этих детейявное преимущество занимают мотивы самоутверждения. [25;64]
Ведущими мотивами участия юношей в труде являются мотивы, адекватныеобщественно значимому смыслу труда, свидетельствуя о преобладании внравственной сфере личности растущих людей общественно ценных устремлений.
2.2.1 Ценностно-смысловая сфера и ее значение для саморегуляции поведения
Ценностно-смысловая сфера личности занимает место на пересечении двухбольших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческойструктуры сознания, с другой. Ценностно-смысловая сфера – это ядро личности сее неповторимой картиной мира. [29;74]
Ценностно-смысловая сфера как подсистема саморегуляции состоит из:
· Ценностныеориентации – основания, по которым юноша «выстраивает» воспринимаемые объекты,субъекты, события по степени их значимости.
· Личностныесмыслы – индивидуализированное отражение действительного отношения личности ктем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как«значение – для – меня».
· Направленностьличности – это система устойчиво характеризующих юношу побуждений (что юношахочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает,против чего готов бороться).
· Репертуарреферентных групп – это социальная группа, которая служит для юноши своеобразнымстандартом, системой отсчета для себя и других, источником формированиясоциальных норм и ценностных ориентаций.
Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций юношей являетсямногообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов,убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности,выражающих социально-детерминированные отношения личности к действительности. [23;83]
Ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности,оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общийподход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направлениедеятельности человека, определяют его поведение и поступки. Юноша стремитсяобрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если этостремление остается нереализованным.
Ценностно-смысловые ориентации юноши формируются и развиваются в процессесоциализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно иопределяется факторами семейного и институализированного воспитания и обучения,профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями и в случаеаномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия(целенаправленное психологическое воздействие). [19;92]
Психологическими механизмами формирования и развития ценностно-смысловыхориентаций выступают индивидуально-психологические особенности протеканияпсихических процессов и прежде всего – мышления, памяти, эмоций и воли,существующие в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальныхценностей [27;12].
Ценностно-смысловым ориентациям присущ динамический характер. Если ихсуществование не поддерживается человеком, если они не создаются, нереализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются. Принятие иосвоение ценностей долгий и длительный процесс. Осознание ценностей порождаетценностные представления, а на основе ценностных представлений создаютсяценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собойосознаваемую часть системы личностных смыслов.
2.2.2 Активность и рефлексия, ее роль в саморегуляции
Посредством саморегуляции личность поддерживает стабильный уровеньактивности независимо от изменчивости психических состояний на том или иномэтапе деятельности.
Юношеский возраст, являясь одним из критических моментов впсихологическом развитии личности, накладывает отпечаток на ценностно-смысловуюсферу: наблюдается ее перестройка, деформация, недоразвитие. В условияхформирующейся системы мотивов уместно говорить об участии в саморегуляцииповедения направленности личности, выражающейся в совокупности мотивов,ориентирующих деятельность и относительно не зависящих от наличных ситуаций. [8;82]
Существует много видов активности, однако с позиции задач исследованияостановимся на общении как ведущей деятельности в юношеском возрасте. В юношескомвозрасте интенсивно идет развитие рефлексии, определяя качественный скачок вразвитии самооценки. Такое развитие идет в течение юношеского возрастаследующим образом: от рефлексии в основном отдельных поступков черезрассмотрение черт своего характера и своих взаимоотношений с людьми ксущественному возрастанию критичности по отношению к себе. В таком контексте, сучетом особенностей исследуемого возраста, мы понимаем саморегуляцию каксовокупность подсистем: ценностно-смысловой (направленность личности, ценности,смыслы), активности (сфера общения), рефлексии (развитие навыка в целом,самооценка, самоконтроль). [12; 18]
В современной психологической науке существует множество подходов кклассификации уровней психической саморегуляции. Известный отечественныйпсихофизиолог Л.П. Гримак выделяет следующие уровни саморегуляции психическойактивности человека:
1. Информационно-энергетический.
Данныйуровень регуляции обеспечивает необходимую степень энергетической мобилизациифизиологических систем для оптимального функционирования психики. Нормальнаядеятельность человека без регуляции энергетического обеспечения психическихфункций, поддержания их определенного тонуса практически невозможна. Режим работыпсихики определяется той задачей, которая решается в данный момент, и еесоответствующим энергетическим обеспечением.
2. Эмоционально-волевой.
К данному уровню психической регуляции принято относить комплекс свойств,особенностей и возможностей человека, реализующихся с участием волевыхпроцессов. Этот уровень широко известен как самообладание – то есть умениевладеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами,способность сознательно поддерживать и регулировать свое самочувствие иповедение в экстремальных ситуациях. К.К. Платонов определял самообладание какбаланс эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли надэмоциями, независимо от факторов времени (К.К. Платонов; 1982).
3. Мотивационный
В повседневной жизни мы так прочно связываем все наши действия сопределенными внутренними побуждениями, целями и стремлениями, чтонемотивированные поступки закономерно относим к психическим отклонениям.Зависимость эта у человека бывает настолько однозначной, что можно утверждать:любые процессы саморегуляции начинаются с саморегуляции мотивации.
Диапазон мотивов, определяющих поведение так же широк, как и спектриндивидуальных различий людей, способов и причин организации ими своеймотивации.
Факторы,обусловливающие мотивационную саморегуляцию:
· Индивидуально-личностныефакторы:
Силамотивации, осознанность мотивационных тенденций, смысловая насыщенностьмотивации, интегрированность, целостность мотивационных тенденций,реалистичность мотивации, эмоциональная устойчивость мотивации.
· Факторы,обусловливающие состояние:
Общаянеудовлетворенность собой, депрессивность потребностей, кризис принятиямотивов, кризис реализации мотивов.
· Смыслообразующиефакторы саморегуляции:
Активнаясмысловая регуляция, внешне опосредованная регуляция, резервная мотивация.
4. Индивидуально-личностный.
Личностные уровни регуляции жизнедеятельности мобилизуются в тех случаях,когда надо переделывать не обстоятельства, не жизнь, а самого себя, своиличностные ценности и психологические установки.
Рефлексия – это один из механизмов смысловой саморегуляции, поэтомуявляется источником свободы и устойчивости личности, ее саморазвития. Этоосознаваемая форма смысловой регуляции, отличающаяся от усвоенных нами впроцессе жизни и развития неосознаваемых психических автоматизмов. [13;18]
Ограничение возможности понимать себя, связанное со слабым использованиемспособностей к рефлексии, становится значительным препятствием для осознанияпроисходящего, для возможности целостного представления собственной жизни. Ведьрефлексия дает возможность посмотреть на себя со стороны, осознать смыслсобственной жизни и деятельности, позволяет увидеть их во временнойвзаимосвязи, осуществить смысловое связывание настоящего с прошлым и будущим,что позволяет человеку создавать и сохранять внутреннюю гармонию, необходимымобразом изменять свой внутренний мир и не оказываться всецело во властиситуации.
Саморегуляция позволяет юноше меняться в соответствии с изменениемобстоятельств внешнего мира и условий его жизни, поддерживает необходимую для егодеятельности психическую активность, обеспечивает сознательную организацию икоррекцию его действий. [24; 17]
Главное, что юноша осознает мотивы собственной деятельности и можетуправлять своими потребностями, и это дает ему возможность быть хозяином,творцом собственной жизни, свободу от обстоятельств и возможностьсамоактуализации, активного творческого отношения к своей жизни, пониманиесвоей самоидентичности. Способность произвольно управлять собственными мотивами– одна из важнейших характеристик человека, показатель гармонии и зрелостиличности.
Развитие навыка рефлексии в течение предподросткового и младшегоподросткового возраста идет одинаково. Однако к старшему подростковому возрастув нем появляются значимые различия, демонстрирующие снижение развития навыкарефлексии к концу подросткового возраста. [13;74]
Различия в рефлексии как подсистеме саморегуляции у юношей усиливаются. Впредподростковом возрасте значимые различия наблюдаются только в особенностяхсамоконтроля: повышенной импульсивности, зависимости поведения от наличногосостояния. Однако в младшем подростковом возрасте появляется снижениеосознаваемости своих положительных сторон и качеств, которое сохраняется и встаршем подростковом возрасте, где к нему присоединяется снижение развитиянавыка рефлексии в целом.
Рефлексивный анализ выступает в качестве одного из ведущих факторов впроцессе саморегуляции (Н.Е. Щуркова, А.А. Шемшурин). Саморегуляциярассматривается как общая способность, рефлексия — как умственное действие, имеющеесвои особые стадии, фазы. На основе рефлексии у младшего подростка формируютсяумения и навыки саморегуляции, подросток уже способен осмысливать цели,собственные действия, способы их осуществления. Таким образом, рассматриваемыепонятия «саморегуляция» и «рефлексия», несомненно, одни из самых актуальных всовременной педагогике, что и определило наше отношение к содержанию данныхпонятий, учитывая многоаспектность и неоднозначность их толкования, как втерминологическом, так и содержательном плане.
2.2.3 Возрастные особенности ценностно-смысловой сферы личности вюношеском возрасте
К концу юности, в возрасте 15-18 лет, складываются основные компонентыличности – характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Этисложные компоненты формирующейся личности являются психологическимипредпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. В ряде исследованийотмечается, что юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен дляформирования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности,способствующего становлению мировоззрения [21; 31]. Отличительной особенностьювозраста становится резкое усиление саморефлексии, т.е. стремления ксамопознанию своей личности, к оценке е е возможностей и способностей.
По мнению В. Франкла, вопросы о смысле жизни наиболее часты и особеннонасущны в юности, при этом они никак не являются болезненным симптомом [14;12].Умение определить свои цели, найти сво е место в жизни – важный показательличностной зрелости в юношеском возрасте. Однако данного уровня развитиядостигает небольшой процент юношей.
Период 18-23 лет И.С. Кон называет поздней юностью или началом взрослости[9;59]. В этом возрасте большинство людей включаются в процесс трудовойдеятельности. По мнению американских психологов П. Массена, Дж. Конгера, Дж.Кагана и Дж. Гивитца, в этом возрасте большинство людей имеют дело с выборомкарьеры и супруга, намечают жизненные цели и начинают их осуществлять [3;174].
Ценностно-смысловые ориентации, как устойчивые свойства личности,формулируются и развиваются в процессе трудовой деятельности. По словам Б.Г.Ананьева, с началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строитсяобщественный статус человека [3;73]. Этот статус преемственно связан самооценкастатусом семьи, из которой человек вышел. В частности, это касается ценностейпрофессионального самоопределения. Так, ряд исследователей этой проблемыподтверждают, что характер связанных с выбором профессии ценностно-смысловыхориентаций и предпочтений детерминирован социальным и профессиональным статусомсемьи. Однако под влиянием обстоятельств жизни и исторического времени,ценностные ориентации и смысловые представления могут все более отдаляются отпрежнего статуса и преодолевать старый уклад жизни, сохраняя, тем не менее,наиболее ценные традиции.
Ценностно-смысловые ориентации личности проявляются, закрепляются икорректируются в профессиональной деятельности индивида. Необходимо отметить,что процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций и профессиональная деятельностьвзаимодетерминированы. С одной стороны, отношение к профессионально-трудовойсреде формируется на основе системы личностных смыслов человека, обусловленныхпрошлым опытом, осознаваемая часть этой системы существует в виде ценностей иценностных ориентаций; с другой стороны, профессиональная деятельностьоказывает воздействие на систему ценностных ориентаций личности [27;39].
В процессе профессиональной деятельности юноша неизбежно вступает вопределенные общественные отношения с другими людьми. Профессиональнаядеятельность стимулирует развитие личности и ее ценностных ориентаций черезновые связи, сосредоточением которых является, прежде всего, коллектив.Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют наколлективные в основном через межличностные взаимоотношения. В процессепрофессиональной деятельности, при положительной мотивации, формируетсяпрофессиональная пригодность, которая накладывает заметный отпечаток на весьоблик человека, его психомоторику, на образование стереотипов речи и мышления,на его установки и ценностные ориентации [23, 98]. По мнению Е.А. Климова, длякаждой определенной профессиональной группы характерен свой смысл деятельности,своя система ценностей [12;74]. Если избранная профессия и реализуемый жизненныйсмысл, достигаемая жизненная ценность составляют ценностно-смысловое единстводля субъекта, то профессиональная деятельность приобретает сущностный,смысложизненный характер. Однако если основные жизненные ценности субъекталежат вне профессии, то она является лишь средством реализации этих ценностей[34;56].
Ценности и смыслы непостоянны: они изменяются во времени в результатедеятельности людей, как изменяются и сами люди. Вследствие накопленногожизненного опыта то, что было для индивида центральной ценностью, можетпревратиться в периферийную или даже изменить свою полярность. Одним изфакторов изменения системы ценностей являются социально-исторические условия,на фоне которых развивается личность. Социально-экономические, политические,идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения системы ценностейобщества, социальных групп, отдельной личности. Изменчивость субъективныхценностей и смысловых предпочтений связана с объективностью реального процессажизни индивида и общества, в котором система ценностей проявляется, и которыйявляется их отражением [27;15].
Переоценка ценностей и переориентировка смыслов – закономерный процессразвития личности. Приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляетчеловека по-новому смотреть на многие вещи. В этом, по мнению Р.С. Немова,заключается основной момент личностного развития в старшем возрасте следующимза юностью [22;43].
Таким образом, можно сделать выводы, что ценностно-смысловая сфера – этофункциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности юноши ирегулирующая способы их достижения. С одной стороны, ценностно-смысловыеориентации прививаются юноше социумом, но, с другой стороны, и сам юношаактивно формулирует и конкретизирует их, принимая, изменяя или отвергая ценностии смыслы, предлагаемые социумом. На каждом этапе жизни у человека, исходя изсоциальных ценностей или биологических потребностей, должны появиться некиецели жизнедеятельности, для реализации которых необходимо понимание (или дажеощущение) их смысла. Именно такая осмысленность цели дает человеку энергию дляее реализации, делая ее приоритетной.
Отсутствие осмысленности целей дезорганизует всю систему ценностей, делаяповедение юноши или «автоматизированным», основанным на ожиданиях окружающих,или нецеленаправленным, зачастую противоречивым, девиантным. Неопределенностьличностных смыслов мешает юноше занять свое место в социальной системе, что, всвою очередь, еще более дезорганизует их.
Соответственно, нарушения развития ценностно-смысловой сферы человекавлекут некий субъективный дискомфорт, который Франкл называет «экзистенциальнойфрустрацией», в ответ на которую должна появляться какая-либо реакциякомпенсации, защиты. [14;54]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме поиска смысла жизни в юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы: юность – это возраст от 16-17 лет (ранняя) до 22-23 лет (поздняя). Юность – решающий этап становления Я-концепции, идентичности, самосознания, мировоззрения и самоопределения. Именно в юности происходит становление человека как личности.
Характерные черты этого возраста — чувствительность, частая резкая сменанастроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. Гормональные всплески, резкоеускорение темпа роста, качественные изменения организма. Подросток не всегдаспособен совладать со своим быстро растущим телом и его метаморфозами, неговоря уж о внутреннем состоянии. Однако все проявления этого стрессаобусловлены, либо специфическим физиологическим состоянием, либо особенностямиличностного развития. У большинства детей со временем это проходит само собой,некоторым же нужна помощь психолога. В целом, подростковые проблемы принятоназывать кризисом юношеского возраста. В 16-18 лет происходит ценностно-смысловаясаморегуляция поведения. Подростку в этом возрасте необходимо придти на помощь,подвигнуть его на литературное творчество, предложить игровую структурусамовыражения и т.д. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулироватьсвои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит кподчинению этих действий новым законодательным схемам. Расстройства бываютповеденческие и эмоциональные. Эмоциональные расстройства преобладают удевочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные,на фоне перехода в новое состояние, новую возрастную группу. Нарушения же вповедении в четыре раза чаще бывают у мальчиков. Выбросы эндокринной системы,заставляют мальчиков крайне активизировать физическую деятельность. В такихситуациях осознание происходящего может сильно запаздывать.
Необходимо помнить, что в этом возрасте подростки переживают философскуюинтоксикацию сознания, они оказываются поверженными в сомнения, раздумья, мешающиеих активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностныйрелятивизм (относительность всех ценностей). Необходимо предпринять бесконечноемножество различных шагов по структуризации этого релятивизма, помогая своемуребенку обрести позитивное мировоззрение. Поиск путей гармоничного развитияличности не может быть очерчен жесткими рамками, это творческая работа.Совместная. Родителей вместе со своим ребенком. Аналитические диспуты идоклады, поиск творческих способов самовыражения, активизация жизненнойпозиции, формализация претензий, уроки аутотренинга, – любые способы должныбыть опробованы, если вы хотите помочь своему ребенку преодолеть этот кризис.
На основе выработанной системы ценностей происходит определение смысла жизни. В поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.
Для девушек наиболее значимыми ценностями являются «любовь», «счастливая семейная жизнь», «здоровье», также «воспитанность», «чуткость», «аккуратность». Для юношей выше значение «независимости» (самостоятельности), «наличия хороших друзей», «материально обеспеченной жизни» (финансовой независимости). Таким образом, можно сказать, что различия в ценностных ориентациях юношей и девушек являются следствием усвоения поведенческих норм в процессе полоролевой социализации.
Трансформация ценностно-смысловой сферы, обусловленная социокультурнымиусловиями современного российского общества, проявляется в деформацияхправового сознания молодежи на уровне когнитивного, эмоционального иповеденческого компонентов. Это обнаруживается в невысоком уровне правовойинформированности, непонимании ценности и функции закона, неверии в авторитетвласти и правоохранительных органов, восприятии закона как аппарата репрессии;в негативной оценке права и практики его применения, пренебрежительномотношении к представителям правоохранительных органов, ориентации на нормыморали, а не права; в выраженной потенциальной готовности к нарушению закона.
Особенностями ценностно-смысловой сферы личности правопослушной молодежи,объясняющими обнаруженные деформации правосознания, являются:
· Трансформациясистемы личностных ценностей, в которой отмечается преобладающее значениеценностей, связанных с достижением благополучия и спокойствия, что приводит ксужению жизненной перспективы личности.
Ценности межличностных отношений более значимы, чем индивидуальныеценности, связанные с самореализацией и активной жизненной позицией. Социальныеценности, связанные с гражданской позицией личности (патриотизм,справедливость), остаются на уровне «знаемых», «декларируемых», не являютсяприсвоенными, не имеют правового содержания.
· Наличиевнутреннего конфликта, связанного с реализацией такой смысложизненной цели, как«материально обеспеченная жизнь», который сочетается у правопослушной молодежи,не имеющей специального правового образования, с «невостребованностью»инструментальных ценностей, посредством которых она может быть реализована.
· Неразвитостьтакого механизма присвоения ценностей, как интернализация, что обнаруживается внизких показателях общей интернальности у молодежи, не имеющей специальногоправового образования, и свидетельствует о преобладании внешних факторов врегуляции правопослушного поведения: страх наказания, общественное мнение,порицание и другие.
· Склонностьпроявлять в ситуации фрустрации враждебность, порицание, направленные вовне,что обнаруживается в сочетании выраженных экстрапунитивных реакций с фиксациейна самозащите.
Уровень образования, в отличие от его специфики, не является определяющимдля формирования законопослушного поведения в юношеском возрасте. Принятиеправопослушного поведения не только на уровне социальных норм и правил, но и науровне ценностно-смысловом, способствует формированию субъективнойответственности и принципиальности стабильного правового поведения. Получениеюридического образования или введение дополнительных правовых дисциплин следуетрассматривать в качестве одного из условий, способствующих формированиюправопослушного поведения.
Таким образом, можно сказать, что юношеский возраст, как и другиевозрастные периоды, также несвободен от кризисных периодов, в юношескомвозрасте преобладает стремление к общению со сверстниками, происходитценностно-смысловая саморегуляция поведения. Существенные преобразованияпроисходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подросткови профессионального, и в целом личностного самоопределения.
Личностное самоопределение как психологическое явление возникает награнице старшего подросткового и раннего юношеского возраста; потребность вличностном самоопределении представляет собой потребность в формированиисмысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире; личностноесамоопределение имеет ценностно-смысловую природу. активное определение своейпозиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение наэтой основе смысла своего собственного существования; обретение человекомсвоего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя вмире – самоопределение; существенной особенностью личностного самоопределенияявляется его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего:смысловое и временное будущее; личностное самоопределение лежит в основепроцесса самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах, оноопределяет развитие всех других видов самоопределения (социального ипрофессионального).
Так как наиболее емким определением личностного самоопределения будетпроцесс формирования единой смысловой системы, в которой слиты обобщенныепредставления о себе и обобщенные представления о мире, то мы можем говорить отом, что Я-концепция (как динамическая система представлений о самом себе,сопряженная с их оценкой) является фактором процесса личностногосамоопределения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Издательский центр «Академия»; Раритет.-1997.-704с.
2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 464с.
3. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 255с.: пл.- (Психол. наука — школе).
4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 9-е изд. стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-456с.
5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие.- М.: Аспект Пресс, 2001.-461с.
6. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1989.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986.
8. Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982.
9. Кон И.С. Открытие «Я». М.,1978.
10. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.,1980.
11. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983.
12. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.,1977.
13. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.,1980.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.
15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ под. ред. Толстых А.В. М., 1996.
16. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста// Проблемы мотивации общественно-полезной деятельности школьников. М.,1984. С.103-107.
17. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А. и др. О некоторых перспективных исследованиях смысловых образований личности // Вопросы психологии. — 1979. — № 4. — С. 35–47.
18. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии, 1994, №3.
19. Гульдан В.В. Мотивация преступного поведения психопатической личности // Криминальная мотивация. — М.: Наука, 1986. — С. 189–251.
20. Додонов Б.И. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. — 1973. — № 5. — С. 18–28.
21. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
22. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. — 1989. — № 6. — С. 100–108.
23. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. и др. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10, № 2. — С. 121–133.
24. Зотова О.И. Направленность личности и социальная регуляция поведения молодёжи // Психология личности и образ жизни. — М.: Наука, 1987. — С. 30–33.
25. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. М.,1993. С.4-15.
26. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте// Вопросы психологии,1982, №1 с.69.
27. Шибаева М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема// Культура и мировоззрение. Вып.11. М.,1981.
28. Шостакович Б.В. Классификация психопатий // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1988. — Т. 88, вып. 11. — С. 1875–1884.
29. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста// собр. Соч.: в 6 т. Т.А.С. 5-220; С.т.,1983, 244-269.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Рис.1. Структурно-функциональныекомпоненты системы саморегуляции личности. [3] Ценности Цели /> скучный –
ненавистный –
ничтожный –
интересный
любимый значительный тормозящий –
удерживающий–
сбивающий –
устремляющий
побуждающий направляющий /> />
Идеалы Образ «Я» />
отвергаемый –
как образец –
принимаемый
как образец отрицательный– чужой –
признаваемый
свой /> отвратительный – прекрасный далекий – близкий /> достойный порицания – достойный подражания />
Уровень притязаний Компонент самооценивания /> ограничивающий–
недооценивющий-
принижающий –
поощряющий
переоценивающий
возвышающий осуждающий –
бранящий –
отрицающий –
одобряющий
хвалящий
признающий /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />