--PAGE_BREAK--Личностные особенности.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условия, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека.
Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Это самый ответственный период, поскольку здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии – самопознание, самовыражение, самоутверждение.
Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться.
В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение добавляется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл.
Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку.
В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных качеств личности.
Интеллектуальное развитие подростка.
В средних классах учащиеся приступают к изучению и усвоению основ наук. Им предстоит овладеть большим объемом знаний. Учащиеся должны овладеть системой научных понятий и научиться рассуждать в теоретическом плане. Новые учебные предметы направлены на развитие интеллекта – теоретического, формального, рефлексивного мышления. У подростка появляется способность рассуждать на основе одни общих предпосылок. На этом уровне все рассуждения, вплоть до заключения, идут в вербальном плане, поскольку непосредственным содержанием такого заключения являются высказывания.
Новые в развитии интеллекта подростка является в изменении его отношения к познавательным задачам, как к таким, которые требуют прежде всего их предварительного мысленного решения через построение различных гипотез и их проверку. Подросток начинает анализ возникшей перед ним интеллектуальной задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Важнейшее приобретение подростка в анализе действительности – это умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальны задач.
Теоретическое мышление формируется не у всех. У разных учащихся может быть разный уровень и качество его реальной сформированности. В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими.
Контролируемой и управляемой становится речь, причем в некоторых лично значимых ситуациях подростки особенно стремятся говорить красиво, правильно.
Развивается умение длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале.
Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам общения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Еще одной чертой является склонность к экспериментированию. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности.
Мышление подростка характеризуется стремлением к широким обобщениям. Одновременно с этим складывается новое отношение к учению. Подростков привлекают предметы и виды знаний, где они смогут лучше узнать себя, проявить самостоятельность. Возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающие в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные поступки, а также способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с других позиций, чем собственная.
Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведения. Подростки принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным.
Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием, способность к запоминанию постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13-ти до 15-16-ти лет наблюдается все более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память – она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого: становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает на опосредованиях уже присвоенных знаковых систем, прежде своего речи.
Подросток вполне может управлять своим вниманием, может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание подростка становится хорошо управляемым. Контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.
В школе на уроках внимание подростков нуждается в поддержке со стороны учителя – долгая учебная деятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания. В то же время подростки могут впасть в состояние глубокого утомления, когда внимание, кажется, тоже исчезает.
Судя по проявлениям внимания, подростковый возраст – период парадоксов в достижениях возможностей и потерях.
продолжение
--PAGE_BREAK--Особенности учебной деятельности.
Учеба в школе занимает большое место в жизни подростка. Позитивное здесь – готовность подростка к другим вида учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные виды занятий. Подростку это импонирует и он легче осваивает способы действий, когда учитель лишь помогает ему.
Большое значение имеет подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснять материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения.
В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала.
Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они становятся той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний.
Эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждает его преумножать свои знания. При этом сами по себе знания доставляют подростку истинную радость и развивают его мыслительные способности.
Знания, которые получает подросток в процессе учебной деятельности в школе, также могут приносить ему удовлетворение. Но если подросток не видит жизненного значения определенного знания, то у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим учебным предметам.
Успех или не успех в учении тоже влияет на формирование отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, позитивное отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении.
Неуспех порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия.
Овладение учебного материала требует от подростка более высокого уровня учебно-познавательной деятельности. Подростку необходимо не только заполнить схему, какое-то изображение, а уметь в них разобраться, что является условием успешного усвоения учебного материала.
Изменяется содержание устных высказываний, все большее место в них занимает описание, растет число слов, словосочетаний и фраз оценочного характера.
Особенности межличностного общения в подростковом возрасте
Человек — существо социальное. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. В решении сложных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться. На мой взгляд, развитие организаторских и коммуникативных качеств очень важно именно в подростковом возрасте. В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в общении среди подростков, наряду с низкими коммуникативными и организаторскими навыками. Поэтому, для того чтобы в будущем личность была всесторонне развита, необходимо развивать навыки общения.
Гипотеза курсового исследования – в подростковом возрасте одной из важнейших особенностей является высокий уровень потребности в общении при недостаточно сформированных коммуникативных и организаторских качествах и навыках.
Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого.
Общение – основа межличностных отношений, которые являются наиболее приоритетным видом общения у подростков.
Одна из главных особенностей подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Одна из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Причина этого кроется, прежде всего, в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменения внутреннего мира подростка. Рассуждая абстрактно, родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто-либо другой, даже он сам. Но изменения, происходящие с ребенком, происходят слишком быстро, а родители все еще видят его таким, каким он был несколько лет назад. Спешка неумение и нежелание выслушать и понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, уверенность в собственной непогрешимости – вот что в первую очередь создает психологический барьер между растущими детьми. Еще на один момент исследователи обращают внимание. Взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают в этом процессе только негативные стороны: подросток стал «непослушным», «скрытным» – и совершенно не замечают позитивного нового. Одним из таких ростков является развитие в подростковом возрасте способности подростка к эмпатии по отношению к взрослым, стремление помочь им, поддержать их горе или радость. Взрослые, в лучшем случае, готовы сами проявить сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним на равных.
Таким образом, одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения с родителями, учителями, вообще со старшими, на более или менее равных по положению. Роль эмоциональной функции общения проявляется в двух аспектах: в приобретении опыта эмоциональных отношений с людьми и в развитии эмоционального приятия окружающей действительности.
Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации (позволяющий часть информации по вопросам пола подросток получать от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или предать ему нездоровый характер). Это специфический вид межличностных отношений. Положение принципиального равенства детей-сверстников делает эту сферу отношений особенно привлекательной для подростка: это положение соответствует этическому содержанию возникающего у подростка чувства собственной взрослости. Происходящие в начале подросткового возраста специфические сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям с взрослыми и товарищами. Это способствует развитию отношений со сверстниками вглубь. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение с взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Хотя общение подростков часто бывает эгоистичным, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний – выше интереса к чувствам и переживаниям другого.
Таким образом, были раскрыты проблемы общения в подростковом возрасте.
1) Отмечено, что в подростковом возрасте проявляется более острая необходимость в межличностном общении. Общение становится самоцелью, в которой подростки реализуют свои интересы, формируют представления о себе и об окружающем мире; 2) Основной тенденцией подросткового возраста является переориентация на общение со сверстниками. Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Именно в нем подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире; 3) Необходимо отметить, что общение оказывает огромное влияние на становление личности подростка. Так как общение – это не только обмен информацией (например, между учителем и учеником), но и взаимодействие, взаимовлияние. Подросток «переживает» общение не только на интеллектуальном, но и на физиологическом и эмоциональном уровнях; 4) Возникают проблемы с родителями, главным образом связанные с недопониманием (некоторые родители не успевают за изменениями, стремительно происходящими с их детьми). С одной стороны ребенок привязан к своим родителям и ждет от них понимания, с другой стороны он претендует на большую самостоятельность в решении каких-то дел и проблем; 5) Отмечено, что в подростковом возрасте при высокой потребности в общении, уровень коммуникативных навыков и качеств, достаточно низок у подавляющего большинства подростков.
Изменения, происходящие в нашей стране, — это реальность, обусловленная общественными потребностями.
Так как в подростковом возрасте общение выдвигается на первое место, оно играет важную роль в формировании личности. Отсутствие навыков общения заставляет подростка быть угрюмым, недовольным собой. Такие подростки заметно отстают в учебе, нередко конфликтуют со взрослыми и со сверстниками. Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка. Для того, чтобы избежать, такого рода переживаний, необходимо, именно, в подростковом возрасте развивать коммуникативные и организаторские навыки. Так как, от общения все в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активности в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого.
В подростковом возрасте возникают проблемы с родителям, главным образом связанные с недопониманием (некоторые родители не успевают за изменениями, стремительно происходящими с их детьми). С одной стороны ребенок привязан к своим родителям и ждет от них понимания, с другой стороны он претендует на большую самостоятельность в решении каких-то дел и проблем. Исходя из этого нужно; участвовать в жизни подростка, помогать в решении его проблем, быть для него другом и товарищем.
Сверстники – тоже значительная фигура в жизни подростка. Изменение внутренней позиции приводит к тому, что подростку уже недостаточно быть просто хорошим учеником, иметь высокие показатели, получать одобрение учителя. Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Именно в нем подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире. Следовательно, не нужно ограждать ребёнка от общения со сверстниками. Ведь только в ситуации общения появляется чувство эмоционального благополучия и устойчивости. А всё это чрезвычайно важно для их будущей жизни.
продолжение
--PAGE_BREAK--Психосексуальные особенности подросткового возраста
Существуют многочисленные связи между социальными и психологическими реакциями подростков и биологическими аспектами полового созревания. Ниже мы вкратце рассмотрим некоторые из этих психо-социальных проблем.
Сексуальные фантазии
Сексуальные фантазии и сновидения у подростков встречаются чаще и выражены более четко, чем у детей младшего возраста; нередко они сопровождают мастурбацию. В одном из исследований было показано, что только у 7% девочек и 11% мальчиков подросткового возраста, практикующих мастурбацию, она не связана с сексуальными фантазиями, тогда как примерно у половины подростков фантазии сопровождают мастурбацию практически все время. Назначение сексуальных фантазий у подростков многообразно: они усиливают удовольствие от сексуальной активности, служат суррогатом реального (но недоступного) полового опыта, вызывают половое возбуждение или оргазм, обеспечивают психическую подготовку к сексуальной активности в более старшем возрасте, создают возможность для безопасного сексуального экспериментирования в отсутствие стесняющих факторов. Сексуальные фантазии намечают те направления, по которым развивается сексуальное воображение у большинства взрослых людей. По этой причине опыт, приобретаемый подростком в процессе формирования индивидуального набора фантазий и познания способов их использования, имеет важное значение для его или ее последующей половой активности и приобретения уверенности в себе.
Самостоятельность
По мере того как у подростка формируется сознание собственной индивидуальности и уменьшается степень зависимости от родителей и других оказывающих на него влияние взрослых, возрастает значение взаимоотношений со сверстниками. Именно в процессе общения друг с другом подростки получают необходимые им поддержку и руководство. В этом возрасте чрезвычайно велико желание жить по-своему, исправить ошибки предыдущего поколения. Лишь с годами приходит осознание собственных целей, вырабатываются правила поведения и способы его контроля. Потребность подростков в свободе обычно сочетается с желанием быть похожим на своих друзей, хотя нередко им не удается совместить то и другое.
Отношение к сексу в разных молодежных группах может быть различным, поскольку отражает этнические и экономические особенности данной группы. В одном случае правила сексуального поведения могут быть вполне традиционными и возводить невинность девушки в степень высшей добродетели; тогда почти всякая сексуальная активность ограничивается рамками «законных» отношений. Если девушка не следует этим правилам, она приобретает плохую репутацию, которая может испортить ее будущее и делает ее жертвой мужчин, ищущих «легкой добычи». Если подросток входит в компанию, в которой на секс смотрят как на символ успеха и делят людей на «посвященных» и «непосвященных», это может заставить его быть сексуально-активным только из желания соответствовать принятым в его обществе стандартам. Более того, есть основания говорить о своего рода тирании сексуальных ценностей: сверстники ожидают от подростка приобретения сексуального опыта в возможно более раннем возрасте и считают тех, кого не устраивает такое требование, несовременными, людьми второго сорта.
Отношение подростка к сексу, принятие им решений, касающихся сексуальных отношений, отражает степень индивидуальной психологической зрелости, личную систему ценностей, моральные соображения, страх перед опасностью нежелательных последствий и наличие увлечения или любви. Эти личностные характеристики нередко вступают в противоречие с требованиями, предъявляемыми средой сверстников, и их ограничивающий эффект в современном обществе, по-видимому, сильнее ощущается подростками-девочками, нежели мальчиками. Создается впечатление, что подростки, начавшие половую жизнь или вплотную приблизившиеся к этому, выше других ценят личную независимость, больше полагаются на друзей, чем на собственную семью, чаще употребляют наркотики и алкоголь и в большей степени склонны к участию в политических выступлениях по сравнению со своими сверстниками.
В стремлении освободиться от опеки родителей некоторые подростки используют секс как доказательство своей независимости и способности самостоятельно принимать решения. Такая свобода достается им нелегко: ведь подростки получают от старшего поколения наследство, отягощенное устойчивым двойным стандартом в отношении секса и глубоким чувством сексуальной вины. И хотя мнение о равенстве полов в настоящее время распространено очень широко, влияние старых представлений во многих отношениях ощущается еще достаточно сильно. Мужчина до сих пор рассматривается как инициатор сексуальных отношений. Если же эту роль берет на себя женщина, ее чаще всего считают «агрессивной» или «сексуально озабоченной». Подростки еще не в состоянии разрешить все противоречия, возникающие при сексуальном общении, страдают от информации и неосведомленности. Более того, они зачастую склонны подменять один круг проблем другим.
Реакция родителей
Хотя в целом взрослые приветствуют стремление подростков к самостоятельности и порой даже требуют от них взрослого поведения, на сексуальные отношения в большинстве случаев это требование не распространяется. Очевидно, что многих родителей пугает сексуальность их подрастающих детей и они пытаются повлиять на нее самыми нелогичными способами: запрещают сексуальное образование в школах («нельзя забивать голову вредными мыслями»), ограничивают получение подростками информации о противозачаточных средствах («надо, чтобы девушка страшилась беременности»), осуществляют надзор за тем, что читает подросток и какие смотрит фильмы («в чистых умах не заводятся дурные мысли»), изобретают школьную форму («умеренность подавляет похоть») либо делают вид, что подростковая сексуальность просто напросто не существует.
К счастью не все родители придерживаются столь ханжеских взглядов на сексуальность подростков, некоторые из них относятся к этой проблеме гораздо более либерально. Есть родители, которые открыто обсуждают с детьми вопросы пола и даже помогают им в выборе противозачаточных средств. Более того, некоторые буквально толкают детей на приобретение сексуального опыта. Такое отношение можно объяснить желанием родителей заново пережить собственную юность, наблюдая за личной жизнью детей.
Важно сознавать, что половая активность подростков служит источником волнений для их родителей. Большинство тех, кто имеет дочерей, обеспокоены возможностью их нежелательной беременности, поскольку нет никакой гарантии, что противозачаточные средства будут употреблены ими правильно и в нужное время. Беспокоит родителей и возможность заражения болезнями, которые передаются половым путем. Кроме того, многие взрослые оказываются в двойственном положении: они искренне верят в необходимость соблюдения освященных традицией правил сексуального поведения, которые подростку кажутся непонятными, и в то же время не хотят выглядеть в глазах своих детей чересчур строгими и старомодными. Интересно, что у некоторых родителей вызывает беспокойство, если их ребенок-подросток не проявляет интереса к сверстникам противоположного пола; они рассматривают это как вероятный признак склонности к гомосексуализму.
Большинство взрослых, каким бы ни был их собственный стиль половой жизни, стараются ограничить половую активность своих детей до женитьбы или замужества. В результате такого отношения в тех случаях, когда родителям принадлежит основная роль в половом воспитании, у ребенка формируется более традиционная система сексуальных ценностей и возрастает вероятность сохранить девственность в подростковом возрасте. Кроме того, последние исследования показали, что у подростка, привязанного к матери, повышается вероятность формирования взглядов на половые отношения и соответствующего поведения, которые свойственны матери
продолжение
--PAGE_BREAK--Организация и проведение психодиагностического исследования темперамента у подростков
Психодиагностическое изучение типа темперамента в подростковом возрасте является актуальной для современной психологии проблемой. Это обусловлено потребностями практики в данных об особенностях психики подростка. Период отрочества характеризуется динамичными изменениями всех физиологических систем и психических функций. Одновременно с этим, подростку приходится осваивать новые социальные роли и функции, перестраивать отношения с окружающим миром, изменять представления о себе как о личности.
Все эти факторы могут стать причиной резких перемен в личности подростка. Медлительный ученик начнет демонстрировать бурные эмоции, а бессменный лидер – склонность к уединению. Подобное поведение может привести к трудностям в общении взрослого (родителя, психолога, педагога) с подростком. Взрывчатость подростка, его бурная социальная активность или, напротив, замедленность, изоляция не обязательно являются проявлением типа темперамента. Они могут быть обусловлены особенностями ситуации, т.е. возрастной динамикой психофизиологического развития. Поэтому точность наблюдения как источника информации о динамических свойствах нервной системы в подростковом возрасте снижается.
В связи с этим, возрастает роль психодиагностического обследования при определении типа темперамента подростка.
В настоящее время существуют различные методики для диагностики динамической стороны психики. Наибольшее распространение в психодиагностической практике получили опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка. Более полная информация о темпераменте подростка может быть получена при помощи опросника структуры темперамента В.М. Русалова. Выбор конкретного опросника определяется практическими задачами, которые стоят перед исследователем.
Целью данной работы является исследование типа и свойств темперамента у подростков.
Достижению данной цели отвечают: следующие задачи
1. Охарактеризовать сущность и свойства темперамента.
2. Проанализировать теоретические модели темперамента.
3. Описать типы темперамента.
4. Изучить методики психологической диагностики темперамента.
5. Подобрать методики, сформировать выборку.
6. Изучить тип и свойства темперамента у подростков
7. Обработать данные, сделать выводы.
Гипотеза: существует взаимосвязь между типом темперамента у подростков и степенью выраженности предметной и социальной энергичности, предметной и социальной пластичности, предметного и социального темпа, предметной и социальной эмоциональности, контроля.
Методики исследования:
— методики сбора данных:
1) опросник Г.Ю. Айзенка;
2) опросник структуры темперамента В.М. Русалова;
— методики математической обработки данных:
коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами, педагогами образовательных учреждений и учреждений внешкольного образования при работе с подростками, а также при психолого-педагогическом просвещении родителей.
Цель – исследовать тип и свойства темперамента у подростков.
Достижению данной цели отвечают следующие задачи:
1. Подобрать методики, сформировать выборку.
2. Изучить тип и свойства темперамента у подростков
3. Обработать данные, сделать выводы.
Гипотеза: существует взаимосвязь между типом темперамента у подростков и степенью выраженности предметной и социальной эргичности, предметной и социальной пластичности, предметного и социального темпа, предметной и социальной эмоциональности, контроля.
Испытуемые: в исследовании принимали участие 40 испытуемых в возрасте 13-14 лет, в том числе 20 мальчиков и 20 девочек.
Методы исследования:
1) сбора данных:
— тестирование;
2) обработки данных:
— коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Методики исследования:
1) тест диагностики темперамента Г.Ю.Айзенка. Указанная методика позволяет выявить тип темперамента, исходя из данных об уровне психотизма, нейротизма и экстраверсии-интроверсии.
Опросник содержит 101 вопрос, на которые испытуемый должен ответить «да» («+»), либо «нет» («-»). Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.
Инструкция: «Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову.
Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте «+» («да»), если нет — знак «-» («нет»). Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов».
Обработка результатов. С помощью «ключа» подсчитывается количество баллов, полученных по каждой из шкал.
За ответ, совпадающий с ключом, начисляется 2 балла, за ответ «не знаю» — 1 балл, за ответ, не совпадающий с ключом – 1 балл. Полученные баллы суммируются. Показателем интроверсии является сумма до 11 баллов, экстраверсии – свыше 12 до 24 баллов. Об эмоциональной устойчивости (психотизме) свидетельствует сумма до 14 баллов, о неустойчивости (нейротизме) – свыше 15 баллов;
2) опросник структуры темперамента В.М.Русалова. Данный опросник предназначен для диагностики свойств темперамента, проявляющихся в предметной и социальной жизнедеятельности человека. Среди них: предметная эргичность; социальная эргичность; пластичность; социальная пластичность; темп; социальный темп; эмоциональность; социальная эмоциональность; контроль.
Опросник включает 105 вопросов.
Инструкция: «Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, которым приходит Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет «хороших» и «плохих» ответов. Если вы выбрали ответ «согласен», то в бланке для ответов, соответственно Номеру вопроса поставьте знак «+», если выбрали ответ «не согласен», поставьте значок «-» в клетке рядом с номером вопроса. Постарайтесь ответить на вопросы как можно искренне. Ваши ответы не будут никому демонстрироваться».
Обработка результатов. С помощью «ключа» подсчитывается количество баллов, полученных по каждой из девяти шкал. За совпадение ответа обследуемого с «ключом» приписывается 1 балл. Совпадения ответов «согласен» и «не согласен» суммируются. Например: если на вопрос № 4 получен ответ «согласен» (+), то первой шкале «Эргичность» приписывается один балл, если на вопрос 27 получен ответ «не согласен» (-), также приписывается один балл.
продолжение
--PAGE_BREAK--