Реферат по предмету "Психология"


Характер 2

--PAGE_BREAK--В качестве отдельного направления характерологии можно выделить определение индивидуальных особенностей человека по его позе, положению тела. По мнению некоторых психологов, наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как он стоит, как идет. как сидит и даже в какой позе засыпает.
Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия.  Хиромантия- система предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Хиромантия известна с глубокой древности, но наибольший рассвет приходится на XVI-XVIII вв., когда во многих университетах стран Европы существовали кафедры хиромантии. В своих истоках хиромантия тесно связана с астрологией, поскольку главными признаками руки, которые принимаются во внимание, являются “7 холмов “ на ладони, называемые именами Солнца и планет: Венеры, Юпитера, Сатурна, Меркурия, Марса и Луны.
До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало новый толчок к возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики. Было, в частности показано, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на 3-4 месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода. Поэтому хиромантию следует рассматривать скорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, и она может поставлена в один ряд с конституционным направлением характерологии, ярким представителем которого был Э.Кречмер. Кречмер рассматривал характер в  связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответствующую его телесной конституции, и объяснял характер, в конечном счете, врожденными, прежде всего эндокринными факторами.
Однако в настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что характер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и т.д. Следует ли из этого, что определение характера человека на основании изучения его внешности невозможно? Вероятно, есть смысл вспомнить высказывание Чарльза Дарвина о том, что физиогномиста существенно знать, что “… каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, образуемые их обычными сокращениями, могут сделаться более глубокими и видимыми “. Связь между внешностью человека и складом его характера отчетливо прослеживается как в литературных произведениях, так и в изображении великих мастеров портрета. Однако научная психология исходит из положения, что зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера не является однозначной. То или иное выражение лица, складки, морщины могут иметь самые различные причины возникновения. И здесь нельзя не согласиться с А.В.Петровским, что причиной слегка приоткрытого рта может быть не только глупость человека, но и глухота, и больная носоглотка, и напряженное внимание.
Наиболее яркое, отчетливое представление о характере человека можно получить, зная специфику его поступков, поведения, деятельности. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью, как известно, называют привычками. Привычные действия человека, повторяясь, становятся чертами характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. На это же указывали Андре и Гастон Дюрвилии, по их мнению,  выражение — это жест, закрепленный долгим повторением, идея и внешний образ тесно связаны между собой.
В этом отношении более ценным в диагностическом отношении, можно считать графологию — науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.  Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между рядами фактов — особенностями почерка и характером.
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА.
Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через  какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует свои действий с учетом обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторонами, характера. Любая черта есть некоторый устойчивый  стереотип поведения.
Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера — это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.
По мнению Ю.М. Орлова, наряду с ситуациями, в которых обнаруживается определенная черта человека, ее существенной характеристикой является вероятность того, что данный вид поведения в данной ситуации состоится. О какой-либо черте можно говорить как об устойчивой характеристике человека, если вероятность ее проявления в определенной ситуации достаточно велика. Однако вероятность означает, что эта черта проявляется не всегда, в противном случае речь бы шла просто о механическом поведении. Такое понимание черт характера очень напоминает проявление привычки человека: в определенных условиях действовать определенным образом. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершении характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства. Обуславливая поведение человека, черта характера в поведении и формируется. Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения. Мотивы поведения, реализуясь в действии, закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив, который приобретает устойчивость, по мнению С.Л. Рубинштейна, — это в потенции будущая черта характера в ее происхождении и развитие, в мотивах черты  характера выступают впервые еще в виде тенденций, действие приводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию черты характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.
Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила — слабость; твердость — мягкость; цельность — противоречивость; широта — узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, “астеничности” в достижениях целей,  неустойчивости взглядов и т.д. Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т.д., в то время как мягкость характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и второстепенные гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко контрастируют — то противоречивым.
При этом единство, многогранность характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким, уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохранятся, несмотря на это, но именно в этом и проявляется.
Большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения. Интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления — все это составляет оригинальность ума  как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высоко интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей.
Реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.
Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются комплексным и практически не поддаются классификации по отдельным свойствам и состояниям (так, например, злопамятность, подозрительность, щедрость и пр.). В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность и т.д.) и интеллектуальной (глубина ума, критичность и т.д.) сфер могут быть рассмотрены как составляющие особенности характера человека и использованы для его анализа. Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость.
В самом общем виде черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными.
Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления.
Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не означает, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами характера.
Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности следует выделить характерообразующие формы отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают  основанием классификации важнейших черт характера. Характер человека проявляется в системе отношений:
            В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т.д.)
            В отношении к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т.д.).
            В отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.)
            В отношении  к собственности (щедрость — жадность, бережливость -расточительность. аккуратность — неряшливость и т.д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений.
            Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, т.к. само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества,  дружбы, любви и т.д.
Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющим в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность. Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь обуславливает отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку, является основным условием самооценки.
Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и отношение к себе как деятелю, зависящее прежде всего от самой формы деятельности. При изменении деятельности меняется не только предмет, методы и операции этой деятельности, происходит вместе с тем и перестройка отношения к себе как деятелю.
ХАРАКТЕР И ТЕМПЕРАМЕНТ Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:
            -      отождествление характера и темперамента (Э.Кречмер, А.Ружицкий);
            -   противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус);
            — признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий);
            -  признание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).
Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.
Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.
У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также  определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.
Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют  друг с другом в целостном едином облике человека,  образуя неразделимый сплав — интегральную характеристику его индивидуальности.
Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.
В  данном случае нужно говорить о типических чертах характера Н.Д.Левинтов считает, что тип характера — это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.
Характер не является врожденным, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека — это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко фиксируются  обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. нетрудно описать типический характер врача, военного, в то же время каждый типический характер   имеет свои индивидуальные черты.
Несмотря на устойчивость, тип  характера обладает определенной пластичностью, Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается.
КЛАССИФИКАЦИЯ ХАРАКТЕРОВ.
В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характеров, деления их  на  типы. Основания для типизации, как правило вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей раздеть людей на группы по преобладающим качествам.  Так сходные характеры могут наблюдаться у людей имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят характеры на типы: волевой (активный, целеустремленный, деятельный); эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний); рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности).
К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и  интравертированному типу.
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТИПОВ Экстравертированный тип. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты  которого подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.
Инровертированный тип. Для него характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.
Возможна также классификация на комфорный и самостоятельный; доминирующий и подчиняющийся; нормативный и анархический и прочие типы.
Черт характера чрезвычайно велико, каждая из черт имеет разную качественную степень выраженности.
Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. Практическая акцентуация — это предельная величина, крайний вариант проявления нормы. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость лишь к определенного рода психотравматическим воздействиям, адресованным к так называемому “месту наименьшего сопротивления” данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Это слабое звено в характере человека проявляется только в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к функционированию именно этого звена, во всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, индивид ведет себя без срывов не доставляя неприятностей ни окружающим, ни себе.
В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера. Явные, или  выраженные, акцентуации относят к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытая акцентуация представляет собой обычный вариант нормы, выраженный слабо или не выраженный совсем. Такие акцентуации  могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, представляющих требования к месту наименьшего сопротивления, в то время как психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Оба типа акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности и т.д.
ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разработанной классификации подобных расстройств в психиатрии, отражая, тем не менее и свойство характера психически здорового человека, в связи с тем, что большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту и нередко наиболее ярко проявляется и именно в нем, целесообразно рассмотреть классификацию акцентуацией на примере подростков.
             Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству.  В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников, при хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми, родителями, педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.
             Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни вместо того, чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.
             Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они “способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач”. От сиюминутного настроения этих подростков  зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому  настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их настроение поправить, способен их отвлечь, приободрить и  развлечь.
             Астено-невротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной задачи. Склонность к ипохондрии является особо типичной чертой.
            Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных, озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также “комплекс неполноценности”. Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.
             Психастенический тип. Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность суждений — со скоропалительными действиями, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.
            Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость, Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. “Душевное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами”. Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.
             Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. “ Такие дети, — любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. В группе детей, которыми  они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти  террористические порядки, причем их личная власть  в таких группах держится  в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, “умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть… постами, дающими в руки… власть, установить диктат над другим”.
             Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке.  Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. “Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становиться для них насущной потребностью”. Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.
             Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем  без разбора,  а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.
             Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — “быть, как все”. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.
  Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии.
Психопатия (от греч. psyche — душа и pathos — “болезнь”) — патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной  адаптации в социальной среде. В отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный  характер, проявляются во всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида. Реакция личности с заостренными особенностями характера по сравнению с реакциями психопата теснее связаны с писихотравматическими факторами, при этом сохраняется определенный самоконтроль. Для психопата ограничений не существует.
Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым указывают на известную однобокость его психической организации, известную дисгармонию психики, По сути дела, о нормальном “идеальном” человеке нельзя сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой реакцией на внешние воздействия.
нужно отметить расплывчатость и неопределенность границ и между отдельными психопатиями. Выделяемые формы психопатий большей частью представляют собой искусственный продукт схематической обработки того, что наблюдается в действительности. В то же время поведение психопатов одного типа может быть различным: один параноик может быть всеми признанным ученым, другой — душевнобольным и т.п. Исходя из того, что в нерезкой форме те или иные психопатические особенности присущи всем нормальным людям, понятно, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты.  Вероятно, поэтому среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией имеется значительное количество несомненных психопатов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ “Что вы знаете о себе” или выявление акцентуации характера.
      Тест предназначен для выявления акцентуации личности. Теоретической основой теста является концепция “акцентуации личностей” К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. В случае яркой выраженности основные черты характера становятся акцентуациями характера.
      Тест содержит 10 шкал, в соответствии с 10 выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые надо ответить “да” или “нет”.
ВОПРОСЫ:
1.     Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
2.     Восприимчивы ли вы к обидам?
3.     Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
4.     Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
5.     Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
6.     Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?
7.     Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
8.     Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
9.     Серьезный ли вы человек?
10.  Можете ли вы сильно воодешевиться?
11.  Предприимчивы ли вы?
12.  Быстро ли забываете, если кто-то вас обидит?
13.  Мягкосердечный ли вы человек?
14.  Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
15.  Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
16.  Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
17.  Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
18.  Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?
19.  Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
20.  Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
21.  Был ди у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
22.  Склонны ли вы к состояниям внутреннего беспокойства или страстного стремления?
23.  Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
24.  Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
25.  Смогли бы вы убить человека?
    продолжение
--PAGE_BREAK--26.  Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется устранить эти недостатки?
27.  Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни дома?
28.  Часто ли у вас без причины меняется настроение?
29.  Всегда ли вы старательно вы относитесь к своей деятельности?
30.  Быстро ли вы можете разгневаться?
31.  Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
32.  Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
33.  Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
34.  Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
35.  Влияет  ли на вас вид крови?
36.  Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
37.  Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
38.  Трудно ли вам входить в темный подвал?
39.  Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое дело?
40.  Являетесь ли вы общительным человеком?
41.  Охотно ли вы декламировали стихи в школе?
42.  Убегали ли вы ребенком из дома?
43.  Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
44.  Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали нервы, что вы не выходили на работу?
45.  Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
46.  Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если кто-то вас оскорбит?
47.  Любите ли вы животных?
48.  Уйдете ли вы из дома или с работы, если у вас там что-то не в порядке?
49.  Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
50.  Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
51.  Затрудняет ли вас выступать на сцене перед большим количеством народа?
52.  Можете шли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
53.  Много ли вы общаетесь?
54.  Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли вы в отчаяние?
55.  Нравится ли Вам работа организаторского характера?
56.  Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
57.  Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
58.  Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
59.  Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
60.  Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
61.  Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
62.  Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении,, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
63.  Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
64.  Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
65.  Часто ли вы смеетесь?
66.   Можете ли вы быть приветливыми с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
67.  Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
68.  Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
69.  Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
70.  Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
71.  Пугливы ли вы?
72.  Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?
73.  Охотно ли вы участвовали в юности в кружках худ. самодеятельности, в театральном кружке?
74.  Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
75.  Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
76.  Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
77.  Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
78.  Переносите ли вы злость длительное время?
79.  Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
80.  Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
81.  Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
82.  Часто ли вы видите страшные сны?
83.  Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна под приближающийся поезд?
84.  Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
85.  Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
86.  Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлились?
87.  Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
88.  Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?
КЛЮЧ:
1.     Демостративный тип:
+: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.
-: 51.
Сумму ответов умножить на 2.
2.     Застревающий тип:
+: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.
-: 12, 46, 59.
Сумму ответов умножить на 2.
3.     Педантичный тип:
+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.
-: 36.
Сумму ответов умножить на 2.
4.     Возбудимый тип:
+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 81.
Сумму ответов умножить на 3.
5.     Гипертимный тип:
+: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.
Сумму ответов умножить на 3.
6.     Дистимический тип:
+: 9, 21, 43, 75, 87.
Сумму ответов умножить на 3.
7.     Тревожно-боязливый тип:
+: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.
-: 5.
Сумму ответов умножить на 3.
8.     Эффективно-экзальтированный тип:
+: 10, 32, 54, 76.
Сумму ответов умножить на 6.
9.     Эмотивный тип:
+: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.
-: 25.
Сумму ответов умножить на 3.
10.  Циклотимный тип:
+: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.
Сумму ответов умножить на 3.
      Максимальная сумма баллов после умножения – 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения теста считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.
      Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на 2 группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента ( гипертимический, дистимический, тревожно- боязливый, циклотимический, аффективный).
      На примере 3 опрошенных мною людей хочу проиллюстрировать определение этим тестом акцентуации личности:
1 человек.
2 человек.
3 человек.
1)    —
30)    +
60)           +
1)    —
30)           +
60)           —
1)    —
30)           +
60)           +
2)    +
31)           +
61)           —
2)    +
31)           +
61)           +
2)    +
31)           —
61)           +
3)    +
32)           +
62)           +
3)    +
32)           +
62)           —
3)    +
32)           —
62)           —
4)    —
33)           —
63)           +
4)    —
33)           +
63)           —
4)    —
33)           —
63)           —
5)    +
34)           —
64)           —
5)    +
34)           +
64)           +
5)    —
34)           —
64)           +
6)    +
35)           +
65)           +
6)    +
35)           +
65)           —
6)    +
35)           +
65)           —
7)    —
36)           —
66)           +
7)    —
36)           —
66)           +
7)    —
36)           —
66)           +
8)    —
37)           +
67)           —
8)    +
37)           +
67)           —
8)    +
37)           +
67)           —
9)    +
38)           +
68)           —
9)    +
38)           —
68)           +
9)    +
38)           +
68)           +
10)           +
39)           —
69)           +
10)           +
39)           +
69)           —
10)           —
39)           +
69)           —
11)           —
40)           —
70)           —
11)           +
40)           —
70)           —
11)           —
40)           —
70)           +
12)           +
41)           —
71)           +
12)           —
41)           —
71)           —
12)           +
41)           —
71)           +
13)           +
42)           —
72)           +
13)           +
42)           +
72)           —
13)           +
42)           —
72)           —
14)           +
43)           —
73)           —
14)           —
43)           +
73)           —
14)           —
43)           +
73)           +
15)           +
44)           —
74)           +
15)           +
44)           +
74)           +
15)           +
44)           —
74)           +
16)           +
45)           +
75)           —
16)           +
45)           —
75)           +
16)           —
45)           —
75)           +
17)           +
46)           —
76)           +
17)           +
46)           —
76)           +
17)           +
46)           —
76)           +
18)           +
47)           +
77)           +
18)           +
47)           +
77)           +
18)           +
47)           +
77)           +
19)           —
48)           —
78)           —
19)           —
48)           —
78)           +
19)           —
48)           —
78)           —
20)           +
49)           —
79)           —
20)           +
49)           +
79)           +
20)           +
49)           +
79)           +
21)           —
50)           —
80)           —
21)           +
50)           +
80)           —
21)           —
50)           —
80)           +
22)           —
51)           +
81)           +
22)           +
51)           +
81)           —
22)           +
51)           +
81)           +
23)           —
52)           —
82)           —
23)           +
52)           —
82)           +
23)    +
52)           —
82)           +
24)           +
53)           —
83)           —
24)           +
53)           +
83)           —
24)    —
53)           —
83)           —
25)           —
54)           —
84)           +
25)           +
54)           +
84)           +
25)    —
54)           —
84)           —
26)           —
55)           —
85)           —
26)           +
55)           +
85)           —
26)   +
55)           +
85)           +
27)           —
56)           +
86)           +
27)           —
56)           +
86)           +
27)   +
56)           —
86)           —
28)    +
57)           +
87)           —
28)           —
57)           +
87)           +
28)   +
57)           +
87)           +
29)    +
58)           +
88)           —
29)           —
58)           +
88)           —
29)   +
58)           +
88)           —
59)           +
59)           —
59)           +
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Публіцистика Е. Хемінгуея
Реферат Эколого-экономическая оценка комплексного промышленного освоения Приполярного Урала
Реферат Співіснування науки і релігії
Реферат Церковное зодчество Пскова
Реферат 3-я мультиконференция по проблемам управления
Реферат Стилистический аспект перевода. Средства выражения экспрессии
Реферат Завоевание и падение Вавилона
Реферат Стиль барокко в русском искусстве, архитектуре, литературе и музыке
Реферат Экономическое развитие Южной Кореи
Реферат Выполнение статистических расчетов с помощью ЭВМ в системе MINITAB и Exсel
Реферат Production
Реферат Автоматизація обліку депозитних операцій комерційного банку
Реферат Стремление ливонского ордена к установлению владычества в Прибалтике
Реферат Исследование личностной зрелости студентов-психологов в процессе профессионального самоопределен
Реферат Завершающий этап войны 1944-1945гг . Итоги и уроки войны