Реферат по предмету "Психология"


Характеристика основных школ и направлений психологии

--PAGE_BREAK--§2. Психоанализ как учение о бессознательной психике
Зигмунд   Фрейд    (1856—1939), австрийский врач, психолог и психотерапевт, разработал психотерапевтический метод, получивший название психоанализ. Наблюдения за многими больными привели З. Фрейда к выводу, что большинство психологических проблем имеет своей причиной неосознаваемые эмоциональные переживания. Он считал, что возникновение этих личностных проблем может быть прослежено и отнесено к травмирующим событиям в детстве. Воспоминания о них вызывали бы у человека тревогу, если бы были осознаны; но, по З. Фрейду, они были «вытеснены» из сознания, или «подавлены», и остались в подсознании. Многие симптомы психических заболеваний вызываются прорывами этих «подавленных» воспоминаний о травмирующих событиях детства. Задачей психоаналитика, таким образом, является помощь пациенту в ведении этих воспоминаний в сознание при помощи методики свободных ассоциаций или интерпретации снов. В результате пациент получает возможность рационально отнестись к подавленным воспоминаниям и тем самым получить облегчение психологического напряжения. Теоретическую основу психоанализа составляет определение соотношения сознательного и бессознательного, психической динамики и психологической структуры личности. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и  приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам… К термину или понятию бессознательного мы пришли… путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика… Наше знакомство с психической динамикой не может не оказать влияния на номенклатуру и описание. Скрытое бессознательное… называется нами предсознательным; термин «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина: «сознательное» (bw), «предсознательное» (vbw) и «бессознательное» (ubw), смысл которых уже не только чисто описательный… Мы создали себе представление о связной организации душевных процессов в одной личности и обозначаем его как Я этой личности. Это Я связано с сознанием, что господствует над побуждениями к движению, т. е. к вытеснению возбуждений во внешний мир. Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы (Partialvorgange), которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений. Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные побуждения подлежат исключению не только из сознания, но также из других значимости и деятельности»[1].

Психоанализ послужил толчком для развития систематического изучения личностного развития, нормы и патологии личности, а также заложил основы психотерапии. Он также оказался мишенью суровой критики как со стороны бихевиоризма, так и гуманистической психологии.



§3. Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений
Гештальтпсихология — психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х гг. XX в. Основные представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка) работали в Берлинском университете, поэтому ее иногда называют Берлинской школой. В гештальтпсихологии получила дальнейшую разработку проблема целостности, поставленная Австрийской школой, при решении которой гештальтпсихология вышла за пределы элементаристской методологии, подвергнув ее теоретической и экспериментальной критике, и создала целостный подход к изучению психики и сознания.

Философской основой гештальтпсихологии является «критический реализм», основные положения которого родственны философским идеям Э. Геринга, Э. Маха, Э. Гуссерля и И. Мюллера. Согласно гештальтпсихологии, для человека существуют два отличных друг от друга «мира»: мир физический, лежащий «за» переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений), который в гештальтпсихологии называли в разных контекстах то объективным, то субъективным. Гештальтпсихология рассматривала этот последний мир в двух отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия).

Следовательно, психологические законы годились в гештальтпсихологии к законам физиологии мозга. Вместе с тем гештальтпсихология не отказывается и от изучения феноменов сознания методом феноменологического самонаблюдения. Само сознание понималось как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитми полями в физике). Единицей анализа этого поля выступает гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений.

Различные формы гештальтов изучались в гештальтпсихологии на материале восприятия кажущегося движения, формы (в т. ч. отношений «фигуры — фона»), оптико-геометрических иллюзий. Были выделены т. н. факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют «напрашивающиеся», наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в один гештальт, напр., трех движущихся в одном направлении точек среди множества других, движущихся в разных направлениях) и др. В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля — закон прегнантности, т. е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. С точки зрения гештальтпсихологии данные законы представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге (образование токов различной направленности, «насыщение» отдельных участков мозга электрическими зарядами и т.п.). В этом решении психофизической проблемы проявилась обоснованная  К. Гольдштейном точка зрения «антилокализационизма», впоследствии подвергнутая справедливой критике и отвергнутая большинством неврологов и нейропсихологов.

При разработке проблем мышления гештальтпсихология подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование «навыков» путем проб и ошибок и ввела в психологический оборот такие плодотворные понятия, как проблемная ситуация, инсайт, а также новый метод экспериментального исследования мышления — метод «рассуждения вслух», который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок гештальтпсихологии и предполагал подлинно объективное исследование процессов мышления (М. Вертгеймер, К. Дункер и др.). Однако при объяснении «продуктивного мышления» у животных и творческого мышления у человека гештальтпсихология неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования «хороших гештальтов» в «здесь и теперь» складывающемся «психологическом поле».

В 20-е гг. XX в. К. Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, введя в нее «личностное измерение».

После прихода к власти гитлеровцев гештальтпсихология как школа распалась в результате эмиграции большинства гештальтпсихологов. Её идеи оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школа «New Look»), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальттерапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др. Вместе в тем критики гештальтпсихологии (среди которых были Л. С. Выготский, Лейпцигская школа и др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм гештальтпсихологии, фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, редукционистские установки в плане сведения психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга и др.

С конца 70-х гг. XX в. в связи с развитием идей системного подхода в психологии наблюдается определенное возрождение интереса к этой школе психологии, что нашло свое отражение в образовании международного «Общества гештальттеории и ее приложений» и выпуске соответствующего журнала.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.