--PAGE_BREAK--РЕЗЮМЕ
Функциональные возможности в обучении познавательной деятельности вооружают знаниями, умениями, навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностное образование, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.
В психологии психодиагностика служит своеобразным мостом между наукой и практикой: наукой об индивидуальных психологических различиях и практикой постановки психологического диагноза.
Психологический диагноз – это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств: способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности.
Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств.
Методом психологической диагностики может быть тест, он как игровой прием возбуждает интерес к изучаемому материалу, вызывает эмоциональный отклик, одновременно развивая сообразительность, находчивость и способствует боле прочному усвоению знаний.
II
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цель: Определить какой уровень познавательных процессов у учеников 4 класса.
Гипотеза: Познавательные процессы, такие как слуховая память, зрительная память, внимание (объем и концентрация), вербально-логическое мышление, в большинстве случаев имеют средний уровень значения, но может выделиться «группа риска».
Задачи:Изучение:
1. объема слуховой памяти;
2. объема зрительной памяти;
3. объема концентрации внимания;
4. объема вербально-логического мышления;
5. Написать заключение и рекомендации.
Предмет изучения: познавательные процессы: слуховая память, зрительная память, объем и концентрация внимания, вербально-логическое мышление.
Объект изучения: учащиеся 4 образовательного класса, 25 человек, возраст 10-11 лет, 12 девочек, 13 мальчиков.
24 человека проживают в полной семье, 1 человек – в неполной семье. Все семьи благополучные.
Образовательное учреждение:МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Вологда. Адрес: г.Вологда, Советский проспект дом 120.
Методики:
1. «Заучивание 10 слов»
2. «Корректурная проба»
3. «Двадцать предметов»
4. «Исключение слов»
1 Описание методик
1. Название – «Заучивание 10 слов».
2. Автор — Лурия А.Р.
3. Источник — «Практикум по возрастной психологии» под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. С-Пб, изд-во «Речь» 2001г.
4. Назначение методики — используется для изучения слуховой памяти. Возраст испытуемых различный — от младших школьников до взрослых.
5. Стимульный материал — вариант наборов слов: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, руки, пол, весна, сын.
6. Инструкция — «Сейчас мы с тобой будем запоминать слова. Япрочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я закончу читать, тебе сразу же нужно повторить те, которые ты запомнил (а). Порядок повтора слов роли не играет. Понятно?»
7. Процедура исследования — ребенку называют 10 слов, он повторяет, какие из них запомнил. Экспериментатор фиксирует в протоколе слова, которые называет ребенок. Затем переходят к другим методикам, а в конце исследования (через 30 минут) просят ребенка вспомнить, те слова, которые он запомнил в самом начале исследования.
8. Достоинства методики — методика проста в применении, экономна в проведении обследования и обработке результатов, возможно использование методики несколько раз при условии замены списка слов. Недостаток — в большей мере, чем при использовании других методик требуется тишина. Более точные результаты можно получить только при индивидуальном обследовании.
9. Интерпретация — подсчитывается количество слов, которые ребенок назвал правильно. За каждое слово дается 1 балл. Полученная цифра говорит об объеме слуховой памяти ребенка.
1. Название — «Исключение слов».
2. Автор -
3. Источник — «Практикум по возрастной психологии» под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. С-Пб, издательство «Речь» 2001 г.
4. Назначение методики — методика служит для оценки вербально-логического мышления.
5. Стимульный материал — бланки методики, секундомер, протокол для регистрации ответов. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии — по 4 слова.
6. Инструкция — «Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание надо быстро и без ошибок».
7. Процедура исследования — если испытуемый не усвоил инструкцию, то 1-2 примера исследователь решает вместе с ними. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание — вычеркнуть на бланке подлежащие исключению слова.
8. Достоинства методики — универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость.
9. Интерпретация — выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ — 2 балла, за неправильный — 0 баллов. Время выполнения задания рассчитывается с учетом поправки.
10. Менее 250 сек — 0; 250-300 сек — 3; более 330 сек — 6. Интегральный показатель вербально-логического мышления А,объединяющий показатель продуктивности Ви время выполнения задания с учетом поправки Т вычисляется по формуле: А=В+Т
Исследования проходят индивидуально.
1. Название методики – «Корректурная проба».
2. Автор — Бурдон.
3. Источник — «Психологические тесты» под. ред. Акмеджанова Э.Р. Москва издательство «Лист» 1997 г.
4. Назначение методики — методика направлена на изучение объема и концентрации внимания.
5. Стимульный материал — бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв.
6. Инструкция — «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно.
7. Процедура исследования — обследуемым предъявляется бланк. Испытуемые должны в каждом ряду вычеркнуть буквы «к» и «р». Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время работы — 5 мин.
8. Достоинство методики — универсальность, удобство, экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость.
9. Интерпретация — объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация — по количеству сделанных ошибок. По представленной методике оцениваются в два показателя.
1. Название — «20 предметов».
2. Автор —
3. Источник — «Психолого-педагогический мониторинг в системе управления процессом гуманизации образования». Составители: Фадеева Е.И., Псюкевич М.В. Кафедра педагогической психологии и воспитания школы № 1290 г. Москва.
4. Назначение методики — направлена на изучение объема зрительной памяти.
5. Стимульный материал — лист с изображением 20 предметов, секундомер, бланк протокола.
6. Инструкция — «Посмотрите внимательно в течение 2 минут на лист с изображением различных предметов, затем я уберу лист, и вы мне будете называть предметы, которые запомнили».
7. Процедура исследования — в течение 2 минут испытуемый смотрит внимательно на лист и запоминает предметы, расположенные на нем. Затем листок убирается, и испытуемый называет предметы, какие запомнил.
8. Достоинство методики — универсальность, удобство, экономичность в проведении метода и обработке результатов, гибкость.
9. Интерпретация — за каждый правильный ответ 1 балл. Объем определяется суммой набранных баллов.
2 Анализ результатов
Среднее групповое значение определяется по формуле 1:
(1)
Стандартное отклонение определяется по формуле 2:
(2)
Результаты исследования познавательных процессов в 4 «А» классе сведены в таблицы 1 и 2.
--PAGE_BREAK--
Таблица 2
Результаты исследования познавательных процессов в 4 «А»классе (уровни)
Уровни развития: 1 — высокий; 2-средний; 3-низкий.
--PAGE_BREAK--Слуховая память
Низкий
Высокий
Катя Н.
Руслан Е.
Лариса О.
Виктория Н.
Денис О.
Максим П.
Сережа П.
Данил Д.
Яна С.
Юля П.
Зрительная память
Вербально-логическое мышление
По результатам исследования можно выделить группу детей с высокими показателями познавательных процессов: Руслан Е., Славик Б.
Низкого уровня всех познавательных процессов нет ни у кого.
Выделились дети «группа риска»: Лариса О., Катя Н., Артем М, Максим П., Данил Д., Дарья С.
Проведя исследование, можно дать следующие рекомендации:
1. Посещение занятий по развитию познавательной сферы, проводимых психологом школы, детям «группы риска».
2. Учителю (на уроках) и родителям предложить упражнения для работы с детьми «группы риска» на развитие познавательных процессов.
Выводы
1. Большинство учеников класса имеют средний уровень развития познавательных процессов.
2. Рекомендовано посещение занятий на развитие познавательной сферы отдельным учеником.
Далее приведены схемы наблюдений для детей «группы риска», заключения и рекомендации для школьного психолога.
Схема наблюдения
Цель: выявление детей «группы риска».
ФИ ребенка_______________
Класс____________________
Дата_____________________
Урок_____________________
Особенности операциональных характеристик деятельности
Целенаправленность деятельности
Аффективные и эмоциональные особенности
Эмоциональный фон настроения
Преобладание снижен. фона
Преобладание повыш. фона
Преобладание тревож. фона
Преобладание агрессив. фона
Выраженная эмоциональная лабильность RRпо знаку
Адекватность эмоциональных реакций
Коммуникативные особенности
Схема наблюдения
Цель: выявление детей «группы риска».
ФИ ребенка Артем М.
Класс 4»А»
Дата 14.10.2004г.
Урок чтение
Особенности операциональных характеристик деятельности
Целенаправленность деятельности
Аффективные и эмоциональные особенности
Адекватность эмоциональных реакций
Коммуникативные особенности
Схема наблюдения
Цель: выявление детей «группы риска».
ФИ ребенка Лариса О.
Класс 4 «А»
Дата 16.10.2004 г.
Урок математика
Особенности операциональных характеристик деятельности
Целенаправленность деятельности
Аффективные и эмоциональные особенности
Адекватность эмоциональных реакций
Коммуникативные особенности
Заключение
Испытуемая Лариса О., учащаяся 4 «А» класса общеобразовательной школы, родившаяся 15 сентября 1992 года, проживающая в неполной семье: мама, бабушка.
Медицинский анализ не выяснен.
Психологический анализ: девочка очень переживает, что ее родители развелись 2 года назад, практически не видится с отцом.
Исследование проводилось с целью изучения развития познавательных процессов ребенка. Для изучения применялись наблюдения, беседа, методики: «Корректурная проба», «10 слов» (слуховая память), «20 предметов» (зрительная память), «Исключение предметов» (вербально-логическое мышление). Исследование проводилось в октябре 2004 года.
По данным проведенных методик можно сделать следующие выводы:
Девочка учится в общеобразовательном классе, по поведению спокойная, доброжелательная, с учителями отношения хорошие.
Любимые школьные предметы: урок рисования, труд, музыкальные занятия.
В классе у Ларисы есть две подруги, с другими детьми общается, но редко.
Из наблюдений: снижена самооценка, повышенная тревожность, снижена работоспособность в классе.
Девочку можно охарактеризовать как замкнутую, пассивную с пониженным фоном настроения, но в то же время доброжелательную, отзывчивую.
По результатам обследования можно сделать вывод, что неблагополучие когнетивной сферы влияет на познавательные процессы.
продолжение
--PAGE_BREAK--