Лекция попедагогической психологии
(Ставропольский государственный университет, факультетпсихологии)Тема: «Функционирование и развитие сенсорики и перцепции вучебной деятельности»
План
1. Проблемаинтенсификации чувственной деятельности и её динамика в процессе учения.Адаптация и сенсибилизация.
2. Формированиеи развитие свойств восприятия.
3. Сенсорноевоспитание.
4. Наблюдениекак познавательная комплексная деятельность.
Литература
1. Введение впсихологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996.
2. ЗимняяИ.А… Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.
3. Литвяк Е.Что же это такое – воспитание по Монтессори? // Первое сентября. – 2000. — №74.
4. ПлехановА. Педагогическая теория и практика М. Монтессори // Дошкольное воспитание. –1998. — № 10. – С.66-70.
5. РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999
6. СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
7. ХилтуненЕ. Десять лет Монтессори в России // Первое сентября. – 2002. — № 58.
1. Проблема интенсификации чувственной деятельности и еёдинамика в процессе учения. Адаптация и сенсибилизация
Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мирпроникает в человеческое сознание. Они дают человеку возможностьориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств,он не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окружающимилюдьми, находить пищу, избегать опасностей. Органы чувств получают, отбирают,накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающийэтот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражениеокружающего мира и состояния самого организма. И вся эта чрезвычайно сложнаяработа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно.
Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире.Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смыслеэтого слова, предполагает постоянно существующий информационный баланс междусредой и организмом. Информационному балансу противостоят информационнаяперегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят ксерьезным функциональным нарушениям организма.
Органы чувств представляют собой, по сути дела, фильтры энергии,через которые проходят соответствующие изменения среды. По какому принципуосуществляется отбор полезной информации в ощущениях? Было сформулированонесколько гипотез.
Согласно первой гипотезе, существуют механизмы для обнаружения ипропускания ограниченных классов сигналов, причем сообщения, не соответствующиеэтим классам, отвергаются. Задачу такой селекции выполняют механизмы сличения.
Вторая гипотеза предполагает, что принятие или непринятие сообщенийможет регулироваться на основе специальных критериев, которые, в частности,представляют собой потребности живого существа. Все животные обычно окруженыморем стимулов, к которым они чувствительны. Однако большинство живыхорганизмов реагирует только на те стимулы, которые непосредственно связаны спотребностями организма.
Согласно третьей гипотезе, отбор информации в ощущениях происходитна основе критерия новизны. Действительно, в работе всех органов чувствнаблюдается ориентировка на изменение раздражителей. При действии постоянногораздражителя чувствительность как бы притупляется и сигналы от рецепторовперестают поступать в центральный нервный аппарат. Так, ощущение прикосновенияимеет тенденцию к угасанию. Оно может совершенно исчезнуть, если раздражительвдруг перестанет двигаться по коже. Чувствительные нервные окончания сигнализируютмозгу о наличии раздражения только тогда, когда изменяется сила раздражения,даже если время, в течение которого он сильнее или слабее давит на кожу, оченьнепродолжительно. Для зрительного и слухового анализаторов также характерноугасание ориентировочной реакции на постоянный раздражитель.
В ходе учебной деятельности происходят такие изменения в процессахпсихической перцепции (восприятии), как сенсорная адаптация и сенсибилизация.
Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов,не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологическихусловий, среди которых особое место занимает явление адаптации.
Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости оттого, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеетогромное биологическое значение. Адаптация помогает посредством органов чувствулавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерногораздражения в случае необычайно сильных воздействий.
Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями,которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном воздействиина него раздражителя. Так, известно, что под влиянием света разлагается(выцветает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темнотеже, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышениючувствительности. Применительно к другим органам чувств пока не доказано, что вих рецепторных аппаратах имеются какие-либо вещества, химически разлагающиесяпри воздействии раздражителя и восстанавливающиеся при отсутствии такоговоздействия.
Явление адаптации объясняется и процессами, протекающими вцентральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головногомозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающимчувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение другихочагов, что способствует повышению чувствительности в новых условиях (явлениепоследовательной взаимной индукции).
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторови упражнения называется сенсибилизацией.
Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессыиррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представленыцентральные отделы анализаторов. По И.П. Павлову, слабый раздражитель вызываетв коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадирует(распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышаетсячувствительность другого анализатора. При действии сильного раздражителявозникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. Позакону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах другиханализаторов и снижению чувствительности последних.
А.Р. Лурия выделял два типа сенсибилизации. Первый тип имеет длительный, постоянный характер, зависит от устойчивых изменений, происходящихв организме. Острота чувствительности повышается с возрастом, достигаетмаксимума в 20-30 лет, затем постепенно понижается. Второй тип имеет временныйхарактер, зависит как от физиологических, так и от психологических экстренныхвоздействий на состояние субъекта.
Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвановоздействием второсигнальных раздражителей (речи).
Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можнопутем применения специальным образом подобранных побочных раздражителейсенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность.
Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений.Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихсямузыкой. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования оченьвелики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительностиорганов чувств:
1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимостькомпенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);
2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическимитребованиями профессии субъекта.2. Формирование и развитие свойств восприятия
Восприятием называется отражение в сознании человека предметов илиявлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятияпроисходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образывещей.
В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойствараздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляетсобой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ейособенностями. Наиболее важные особенности восприятия — предметность,целостность, структурность, константность и осмысленность.
Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самоговоспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само посебе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда сказываются особенностиличности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности,интересы, устремления, желания и чувства. Зависимость восприятия от содержанияпсихической жизни человека, от особенностей его личности носит названиеапперцепции.
Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектомкартина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такиедетали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которыечеловек как бы видит на основе предшествующего опыта.
Восприятие есть активный процесс, использующий информацию для того,чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер же этих гипотез определяетсясодержанием прошлого опыта личности. Как показали результаты исследований, припредъявлении испытуемым незнакомых фигур, представляющих произвольное сочетаниепрямых и кривых линий, уже на первых фазах восприятия осуществляется поиск техэталонов, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессевосприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к тойили иной категории.
Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активизируются иследы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет можетвосприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опытчеловека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше онувидит в предмете.
Содержание восприятия определяется и поставленной перед человекомзадачей и мотивами его деятельности. Например, слушая в исполнении оркестрамузыкальное произведение, мы воспринимаем всю музыкальную ткань в целом, невыделяя в ней звучания каждого инструмента. Только поставив цель выделить звук какого-либоинструмента, это удается сделать. Тогда звук этого инструмента выступит напередний план, станет объектом восприятия, все же остальное составит фонвосприятия.
В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменятьсодержание восприятия. Важная роль эмоциональных реакций в восприятииподтверждается целым рядом различных экспериментов.
Все сказанное о влиянии на восприятие прошлого опыта субъекта,мотивов и задач его деятельности, установки, эмоционального состояния (сюда жеможно отнести и убеждения, мировоззрение человека, его интересы и т.п.)показывают, что восприятие – активный процесс, которым можно управлять.3. Сенсорное воспитание
Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается системапедагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственногопознания и совершенствования ощущений и восприятий.
Конкретное определение содержания и методов сенсорного воспитания впедагогике зависит от того, как проблема развития восприятий и ощущений понимаетсяв психологии. Решающее значение при этом имеют две проблемы: 1) что ввосприятии является «выученным», приобретенным в результате опыта, и 2) какпроисходит это «выучивание».
В истории дошкольной педагогики известны различные системысенсорного воспитания, разработанные педагогами прошлого (Ф.Фребель,М.Монтессори, О.Декроли, Е.И. Тихеева и др.) В отечественной педагогике системусенсорного воспитания разрабатывали А.П. Усова, Н.Сакулина, Н.Ветлугина,А.Леушина и др. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теориивосприятия в отечественной психологии (Л.Выготский, Б.Ананьев, С.Рубинштейн,А.Леонтьев, А.Запорожец, Л.Венгер и др.).
Содержание и методы сенсорного воспитания опираются на ряд важнейшихположений о сущности восприятия и его развитии у детей:
1) ощущения и восприятия рассматриваются не как рецепторныепроцессы, а как рефлекторные. Это значит, что ощущение и восприятие носят непассивный характер зеркального отражения отдельных качеств предмета илипредмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов,направленные на обследование предмета, его особенностей. Само развитиевосприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорнымидействиями;
2) развитие восприятия у ребенка рассматривается как процессусвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослыхновых, ранее не существовавших сенсорных способностей. Прежде всего ребенокосваивается систему перцептивных (обследовательских) действий, закрепленныхчеловечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познаниеокружающего, затем осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться какмерками качества для своего сенсорного опыта (система геометрических форм,цветов, величин, материалов, звуков по высоте; нормы произношения в речи;система направлений и т.д.). Освоение эталонных значений качеств проходит в 3периода:
I (до трех лет) – период сенсомоторныхпредэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов,которые имеют существенное значение для непосредственного двигательногоприспособления – некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние ит.д.);
II (до пяти лет) – ребенок пользуетсяпредметными эталонами, т.е. образцы свойств предметов соотносятся сопределенными предметами, например, овал определяется через форму огурца;
III (старше пяти лет) – на основе накопленияопыта и его обобщения под руководством взрослого происходит усвоение детьмиобщепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонноезначение в отрыве от конкретного предмета (трава зеленая, яблоки как шар, крышадомика треугольная, карандаш деревянный).
Это освоение общественно выработанных эталонов и овладениеперцептивными действиями меняет характер восприятия: ребенок получаетвозможность самостоятельного обобщенного познания окружающего, формированиярасчлененных и полных представлений;
3) развитие восприятия происходит в процессе содержательныхдеятельностей: на первом году жизни оно связано с предметной деятельностьюребенка, а в дальнейшем – с более сложными видами деятельности:изобразительной, конструктивной, игровой, трудовой, учебной. Сенсорное развитиеребенка и развитие различных видов его деятельности тесно взаимосвязаны ивзаимообусловлены.
Цель сенсорного воспитания – формирование сенсорных способностей удетей.
Задачи сенсорного воспитания:
1) формирование у детей систем перцептивных действий;
2) формирование у детей систем сенсорных эталонов – обобщенныхпредставлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
3) формирование умений самостоятельно применять системы перцептивныхдействий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Содержание сенсорного воспитания – круг свойств и качеств предметови явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразиемкак особенностей окружающего мира, так и видов деятельности.4. Наблюдение как познавательная комплексная деятельность
Наблюдение – целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятиеобъектов, в познании которых заинтересована личность. Наблюдениехарактеризуется большой активностью личности: человек воспринимает не всё изтого, что бросилось в глаза, а вычленяет наиболее важное или интересующее его.Систематический характер целе-направленного восприятия дает возможностьпроследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные,периодические изменения. Благодаря включению активного мышления в ходнаблюдения главное отделяется от второстепенного, важное от случайного.Благодаря наблюдению обеспечивается связь восприятия с мышлением и речью,которые объединяются в единый процесс умственной деятельности.
Вопросы поматериалам лекции
1. Что такоесенсорная адаптация?
2. Что такоесенсорная сенсибилизация?
3. Какиеположения о сущности восприятия лежат в основе сенсорного воспитания?
4. Каковызадачи сенсорного воспитания?
5. Какиепериоды проходит ребенок в освоении эталонов восприятия качеств предметов?
6. Что такоенаблюдение?