Курсовая работа
Тема: Формированиеустановки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внекласснойвоспитательной работы
Содержание
Введение
1. Сущность и содержание понятия установки на здоровыйобраз жизни у подростков
2. Внеклассная воспитательная работа в формированииздорового образа жизни у подростков
3. Педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни уподростков в процессе внеклассной воспитательной работы
4. Цели и организацияэкспериментального исследования его методы
5. Анализ результатов экспериментального исследованияСписок использованной литературы
Введение
Здоровье — бесценное достояние не только каждогочеловека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогимилюдьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это — основное условиеи залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять нашипланы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а еслипридется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое иукрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Ксожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой нормздорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии),вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почтинеизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых — сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных ибытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечномитоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторыелюди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачиваютсвою жизнь.
21 векхарактеризуется ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высокихдостижений медицины, совершенства технических средств диагностики и леченияболезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическимкризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состоянияздоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых испециалистов (7; 9; 21; 24; 27 и др.). Но, учитывая традиционную направленностьдействующей системы здравоохранения на выявление, определение и устранениеболезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономическойдеструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня иобозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровьячеловека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективныхспособов и средств сохранения и развития здоровья.
Известно, чтоуровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных,социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения.Но, по данным всемирной организации здравоохранения он лишь на 10-15 % связан споследним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % егоопределяют экологические условия и на 50-55 % — условия и образ жизни человека.Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формированииздоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям,установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитиемедицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека повосстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себяответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становитсяпотребностью. “Быть здоровым — это естественное стремление человека”, — пишетК. В. Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человекомв отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья. (11)
На сегодняшний день у школьников, каки у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношениек своему здоровью и здоровью окружающих; низок уровень восприятия проблемздоровья как личностно значимых; учащиеся школ не представляют проблемураспространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему дляжизни общества; недооценивают роль здоровья населения длясоциально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом уучащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, несформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки ивыпускники общеобразовательных школ имеют неточное и неполное представление осущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, окомпонентах здорового образа жизни.
Поэтому проблема формированияздорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболееактуальной на сегодняшний день. Данная тема определяет не только состояние ипроблемы здоровья наших детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.
В связи с этим возрастает рольобщеобразовательной школы, призванной обеспечить формирование физически идуховно здоровой личности, способной не только адаптироваться к сложнымсоциально-экономическим условиям жизни общества, но и способной к творческомусаморазвитию и творческому преобразованию окружающего мира, к формированиюсвоего образа жизни.
Школа должна обеспечить физическое, психоэмоциональное инравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности учащихся,решить следующие валеологические задачи:
1. Обеспечить безопасную и здоровую среду обучения,позволяющую сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условияхстремительного роста информации, изменения экономических основ общества,стрессов, экологического дисбаланса. Валеологическая среда — это такаяобстановка в образовательном учреждении, при которой обучение и ученику иучителю приносит здоровье и радость, а не болезни.
2. Привести все элементы учебного и вне учебного процесса всоответствие с состоянием здоровья, физическими и психологическимивозможностями учащихся и учителей.
3. Содействовать воспитанию у детей чувства своейнеразрывности с природой, ответственности за собственное здоровье, здоровьесемьи и общества.
4. Обучать навыкам здорового образа жизни и поддержанияхороших межличностных отношений.
5. Помочь ребенку осознать заботу о нем Мира взрослых, темсамым дать ему ощущение ценности своей жизни, защищенности и свободысамовыражения.
6. Способствовать возрождению семьи, как основы сохранениядостоинства и здоровья ребенка, его личностного потенциала.
Таким образом, очевидна как теоретическая значимостьисследования, посвященного анализу таких категорий, как здоровье, здоровыйобраз жизни, установка на здоровый образ жизни, так и практическое его значениедля возможной дальнейшей работы в направлении формирования адекватныхпредставлений о здоровом образе жизни и создания установки на здоровый образжизни.
Целью данного исследования является теоретическое обоснованиеи экспериментальная проверка педагогических условий формирования установки наздоровый образ жизни у подростков.
Объект исследования – процесс воспитательной работы классногоруководителя.
Предмет исследования – формирование установки на здоровыйобраз жизни у подростков в процессе внеклассной работы классного руководителя.
Гипотеза исследования: процесс формирования установки наздоровый образ жизни у подростков будет более эффективным, если соблюдатьследующие педагогические условия:
1. Информированиеподростка о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения);
2. Актуализация егоэмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни (организациямоделирования студентом здорового образа жизни);
3. Обогащение опытаздорового образа жизни учащегося (включение в здоровье созидающуюдеятельность).
Всоответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. На основе анализапсихолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятияустановки на здоровый образ жизни у подростков.
2. Определитьвозможности внеклассной воспитательной работы в формировании установки наздоровый образ жизни у подростков.
3. Теоретическиобосновать педагогические условия формирования установки на здоровый образжизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы.
4. Измерить уровеньустановки на ЗОЖ у учащихся 7 класса МОУ СОШ №4.
5. Выявить уровеньвоспитательной работы, направленный на формирование у школьников установки наЗОЖ, существующий в школе.
6. Теоретическиразработать программу формирования у подростков установки на ЗОЖ во внекласснойвоспитательной работе?
1. Сущность и содержание понятияустановки на здоровый образ жизни у подростков
Здоровье – важнейший факторреализации жизненной программы индивидуума. Здоровый образ жизни — этоинтегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и системавзаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где системавзаимоотношений человека с самим собой рассматривается как сложнейший комплексдействий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурсздоровья и отсутствие вредных, разрушающих его, привычек. В связи с ухудшениемсостояния окружающей среды современный человек все больше осознаетнеобходимость в здоровом образе жизни, личной активности в повышении уровняздоровья.
Сохранение здоровья как значимыйвнутренний мотив возникает чаще всего в период зрелости. В качестве побуждающихфакторов выступает болезнь или «букет» болезней, жизненный кризис, другие экстремальныежизненные ситуации./> В действительности, однако,здоровый образ жизни у человека должен целенаправленно и постоянноформироваться с самого раннего возраста. Только при этом условии он будетреальным рычагом укрепления и формирования здоровья, будет совершенствоватьрезервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных ипрофессиональных функций независимо от политических, экономических исоциально-психологических ситуаций.
Именно поэтому в нашей стране сейчасочень остро стоит вопрос о необходимости разработки и принятия государственнойпрограммы по формированию ранних установок на здоровый образ жизни среди детейи подростков. Страна нуждается в здоровом поколении, а достичь этого можнотолько с помощью широкого и грамотного распространения принципов здоровогообраза жизни.
В уставе Всемирной ОрганизацииЗдравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не толькоотсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального идуховного благополучия. Г.Л.Апанасенко указывает, что рассматривая человека какбиоэнергоинформационную систему, характеризующуюся пирамидальным строениемподсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент, понятиездоровья подразумевает гармоничность данной системы. Нарушения на любом уровнеотражаются на устойчивости всей системы (3). Г.А.Кураев, С.К.Сергеев иЮ.В.Шленов подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, чтоорганизм человека должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать,сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, что при такомпонимании здоровья человек рассматривается как воинствующее существо,находящееся в агрессивной природной и социальной среде.
А.Я. Иванюшкинпредлагает 3 уровня для описания ценности здоровья:
1)биологический — изначальное здоровье предполагает совершенство само регуляцииорганизма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимумадаптации;
2) социальный- здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человекак миру;
3)личностный, психологический — здоровье есть не отсутствие болезни, а скорееотрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не толькокак состояние организма, но как “стратегия жизни человека” (17).
И. И. Брехманподчеркивает, что здоровье — это не отсутствие болезней, а физическая,социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения сдругими людьми, с природой и самим собой (6). Он пишет, что “здоровье человека- это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условияхрезких изменений количественных и качественных параметров триединого источникасенсорной, вербальной и структурной информации” (6, с. 27).
Один изоснователей валеологии Т. Ф. Акбашев называет здоровье характеристикой запасажизненных сил человека, которая задается природой и реализуется или нереализуется человеком (2).
О. С.Васильева, обращая внимание на наличие ряда составляющих здоровья, в частности,таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье,рассматривает факторы, оказывающие преимущественное влияние на каждую из них.Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся:система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиеническиепроцедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют системаотношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели иценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит отсоответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенностисемейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствиясоциокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическимусловиям). И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни,влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческиеотношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Вместе с тем,автор подчеркивает, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих накаждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся втесной взаимосвязи (9).
Такимобразом, проанализировав различные подходы к определению понятия здоровья,можно его трактовать как состояние полного телесного, душевного и духовногоблагополучия человека. Здоровье рассматривается как интегративнаяхарактеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всёсвоеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический,психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, балансамежду адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиямисреды. «Способ взаимодействия человека с внешней средой определяется самимчеловеком и составляет его образ жизни». (29)
Здоровьечеловека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образажизни (21; 30). Д. У. Нистрян пишет: “Как считают некоторые исследователи,здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % — от окружающейсреды и лишь на 8 % — от медицины” ( 23, с. 40). По данным ВОЗ, здоровьечеловека на 50-55 % определяется условиями и образом жизни, на 25 % — экологическими условиями, на 15-20 % оно обусловлено генетическими факторами илишь на 10-15 % — деятельностью системы здравоохранения (6)
“Здоровыйобраз жизни — это, прежде всего деятельность, активность личности, группылюдей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности винтересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека”(21, с. 35). Ю. П. Лисицыным и И. В. Полуниной выделяются также ряд критериевкритерии здорового образа жизни, к числу которых относятся, например,гармоничное сочетание биологического и социального в человеке, гигиеническоеобоснование форм поведения, неспецифические и активные способы адаптацииорганизма и психики человека к неблагоприятным условиям природы и социальнойсреды (28). Б. Н. Чумаков отмечает, что здоровый образ жизни включает типичныеформы и способы повседневной жизнедеятельности людей, которые укрепляют и совершенствуютрезервные возможности организма (31).
Главное вздоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все егокомпоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чемотсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различныезакаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений ксебе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные цели и ценности ит.д.
На сегодняшний день существуетнесколько моделей обучения здоровому образу жизни, каждая из которыхориентирована на особые воздействия, на понимание роли и места здоровья впереживаниях человека. Остановимся кратко на этих моделях, существенно влияющихна формирование здорового образа жизни у человека.
Первая модель – медицинская. Онапостроена на информировании людей. Часто ее еще называют когнитивной, иногдамоделью ЗОП – знания, отношения, поведения. Она предполагает в качествеисходного принципа, что если человек знает о качествах поведения, отрицательновлияющих на здоровье, то он начинает воздерживаться от такого поведения, ипротивоположное утверждение, если он знает о чем-то полезном для здоровья, тознание об этом автоматически приведет к соответствующему поведению. На практикетакой взгляд не работает, так как он слишком упрощен.
Другая модель обучения здоровомуобразу жизни – образовательная. Суть этой модели состоит в том, чтобы оказатьвлияние на поведение человека в отношении его здоровья. В основу ее леглипредставления о стадиях принятия решения о своем здоровье как ценности(аксиологическая компонента). Обычно их описывают таким образом:
1. Всесторонний анализ возможногоальтернативного поведения;
2. Выделение всех целей, которыемогут быть достигнуты, и оценка ценностей, которые связаны с совершаемым выбором;
3. Тщательный анализ всехпоследствий, которые связаны с выполнением каждого действия;
4. Поиск информации, важной дляоценки возможных альтернатив;
5. Оценка поступающей информации иполученных мнений экспертов, даже если они идут в разрез с тем образомдействий, к которому изначально был готов принимающий решение человек;
6. Повторная оценка последствий всехизвестных альтернатив, даже тех, которые вначале рассматривались какнеподходящие, осуществляется до того, как будут приняты окончательные решения;
7. Составление детального плана дляосуществления поведения, учет возможного его применения в случае появлениянежелательных последствий.
Третья модель формирования здоровогообраза жизни – это радикально-политическая модель. Она основана на том, что частонужно изменить внешние обстоятельства, чтобы содействовать правильному принятиюрешения о здоровье. К таким обстоятельствам могут относиться законодательныеакты, субсидии, которые могут создать среду обитания, способствующую здоровомуобразу жизни.
Следующая модель обученияздоровому образу жизни — это модель самоусиления. Ее суть в том, что еслиобьединить достоверную медицинскую информацию, представляемую профилактическоймедицинской моделью, требуемые для принятия решения навыки, вырабатываемые образавательноймоделью, и дающее психологическую поддержку окружение, поддерживающее здоровыйобраз жизни, обеспеченный радикально- политической моделью, то возникает модельсамоусиления.
Развитие во всем мире школ,способствующих пропаганде здорового образа жизни, в настоящее времяспособствует созданию таких условий. Однако, правительства многих стран, в томчисле и нашей, делают далеко не все для того, что можно было говорить осоздании такой среды, которая поддерживала бы у человека установку на здоровыйобраз жизни. К примеру, прдолжается реклама табачных изделий, алкоголя. Этоотрицательно сказывается на принятии решений об осуществлении здорового образажизни.
Обращает на себя вниманиереалистичность данной схемы. Она разработана английским ученым К. Томпсоном, ивключает все, психологические факторы, в том числе те которые влияют напринятие решений о здоровье. Опыт показывает, что система мотиваций,самоуважения существеным образом сказываются на принятии решений о действиях наблаго здоровья. (3)
Анализ современных моделейобучения здоровому образу жизни показывает, что это весьма сложный процесс.Кроме того, аксиоматическое представление о здоровье как непреходядящейценности для каждого человека не является таковым.
Самыеэнергичные усилия врачей и медицинских работников не могут гарантировать намздоровья. Никто не может за нас сделать зарядку, вовремя расслабиться,отказаться от лишней рюмки вина и сигареты. Наше здоровье и благополучие – делонаших рук. Чтобы быть здоровым, надо захотеть стать им. Для этого следует вестиздоровый образ жизни.
Какзаставить себя вести здоровый образ жизни? Для этого необходимо создатьустановку на здоровый образ жизни.
«Установкаявляется целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности копределенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами:потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией» (29).Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в даннойситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникаетфиксированная установка в отличие от ситуативной.
С позиций сущностныххарактеристик установку следует рассматривать как готовность,предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и к действиям вопределенном направлении. Выступая как готовность к действию, установкаобеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующейдеятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Анализсодержательных характеристик основывается на представлении об иерархическойуровневой природе установки (А.Г.Асмолов). Согласно этой концепции, взависимости от соотнесения различных форм установок с объективными факторами иструктурными моментами деятельности следует выделять различные уровни установки:-смысловая как проявляющееся в деятельности отношение личности к объектам,имеющим для нее личностный смысл;- целевая как стабилизатор действия,вызванного конкретной целью;- операциональная как готовность к осуществлениюдействий, основанных на прошлом опыте и поведении в сходных ситуациях. Установка– это готовность человека к определенному действию или к определенномувосприятию окружающей действительности. Установка формируется на основемотивации под непосредственной коррекцией системы ценностей, поэтому одни и теже мотивы у разных людей могут дать начало различным установкам, зависящим отсистемы ценностей индивидуума.
Формирование установки на здоровыйобраз жизни – длительный и много аспектный процесс, успешность которогоопределяется рядом условий.
1. Охват в процессе формированияустановки важнейших параметров жизнедеятельности личности, включающих:-соблюдение оптимального двигательного режима;- тренировку иммунитета изакаливание;- организацию рационального питания и режима жизнедеятельности;-психофизиологическую регуляцию;- воспитание психосексуальной и половойкультуры;- искоренение вредных привычек.
2. Учет в процессе формированияустановки структуры данного феномена, что требует целостного единства трехаспектов работы:- усвоения системы знаний о сущности здорового образа жизни ипутях его формирования;- стимулирования самосознания человека, направленного наэмоционально-личностное отношение к идее здорового образа жизни;- освоения нормповедения, соответствующих здоровому образу жизни.
Как показалнаучно-педагогический ''анализ деятельности «школ здоровья», самих по себездоровье сберегающих образовательных технологий недостаточно для формирования удетей ценностной установки на здоровье и здоровый образ жизни. Если ученик самне ориентирован на укрепление своего организма, не работает постоянно надулучшением состояния собственного здоровья, то нечего ждать от негосознательного отношения к здоровому образу жизни. Здоровье в иерархии ценностеймногих подростков занимает довольно низкое положение, что отражается в ихсклонности к рискам, асоциальному поведению, агрессии. С таким отношениемучащихся (да и их родителей) кздоровью нередко сталкиваются школьные педагоги.
Необходимо постепенноформировать у школьников убеждение в том, что успешность и высокое качествожизни зависят от собственной культуры человека, от того, насколько внимательнои заботливо он сам относится к здоровью — своему, других людей, к состояниюсоциокультурной и природной среды.
Понимание школьниками здоровья как эстетической инравственной ценности, а не просто как «внутреннего ресурса человека» повышаетпривлекательность здорового образа жизни, активизирует позицию учащихся впреодолении трудностей, в сопротивлении давлению анти социальных группировок.Таким образом, в данной работе понятия «установка» и «ценностная ориентация» наЗОЖ синонимичны.
Как жеможно создать заинтересованность и готовность (установку) вести здоровый образжизни? В общем плане для установки любой формы поведения необходимы двамомента: цель должна восприниматься как стоящая усилий и достижимая. Можновыделить несколько факторов, существенных для установки здорового образа жизни:
1) Знаниетого, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему;
2) Желаниебыть хозяином своей жизни – вера в то, что здоровое поведение вдействительности даст положительные результаты;
3)Положительное отношение к жизни – взгляд на жизнь как на праздник, которымнужно наслаждаться;
4) Развитоечувство самоуважения, осознание того, что ты достоин наслаждаться всем самымлучшим, что может предложить тебе жизнь.
5) Проговоренныеправила в семье.
6) Способностьконструктивно справляться со своими негативными чувствами.
7) Адекватнаясамооценка.
8) Личный примерродителей.
И не следует забывать о том, чтостремление современного подростка сохранить и укрепить своё здоровье должнобыть ориентировано на понимание важности состояния собственного здоровья длятворческой, активной, социально полезной, и, главное, будущей профессиональнойдеятельности, ведь часто и выбор специальности определяется кругом требований,которые предъявляются и к состоянию здоровья человека.
2. Внекласснаявоспитательная работа в формировании здорового образа жизни у подростков
Внеклассная воспитательная работа — это организация педагогом различных видов деятельности школьников во вне учебноевремя, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. (28)
Внеклассная воспитательная работапредставляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкимивозможностями воспитательного воздействия на ребенка. Включение в различныевиды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания оразнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимыепрактические умения и навыки. Разнообразная внеклассная воспитательная работаспособствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанияактивно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если уребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определеннымипрактическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий,тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Этоособенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное />время, в результате чего растут детская преступность, проституция,наркомания и алкоголизм, что ведет к неправильному представлению о здоровомобразе жизни или незнании о таковом вообще. В различных формах внекласснойработы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатсяжить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своихтоварищах, ставить себя на место другого человека и пр.
Цель и задачи внекласснойвоспитательной работы придают специфический характер функциям целостногопедагогического процесса — обучающей, воспитывающей и развивающей. (28)
Обучающая функция, например, не имееттакого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе онавыполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей иразвивающей функций. Обучающая функция внеклассной работы заключается не вформировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучениидетей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.
Огромное значение во внекласснойработе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психическихпроцессов школьника.
Как же можно использовать информациюо функциях внеклассной работы при подготовке конкретной деятельности? Для тогочтобы получить положительные результаты, необходимо сформулировать цель. Нужносформулировать цель вашей беседы с детьми так, чтобы она отражала приоритетныефункции в соответствии с задачами внеклассной работы.
Школы зачастую не могут выбратьнеобходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит кпотере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей. Внекласснаяработа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательнымпроцессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человекеприродой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в егоповедении и сознании, но информировать у него потребность в постоянномсаморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человеквоспитывает себя, прежде всего сам, здесь добытое лично — добыто на всю жизнь.
Современная школа должна управлятьвоспитательным процессом, а не плестись в хвосте. «Управлять воспитательнымпроцессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человекеприродой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в егоповедении и сознании, но информировать у него потребность в постоянномсаморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человеквоспитывает себя, прежде всего сам.» (28) При организации внекласснойвоспитательной работы необходимо направить усилия педагогического коллектива ируководства на:
1. Разносторонность её содержания, иобщественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное,эстетическое, физическое, трудовое воспитание.
2. Важной стороной этой работыявляется использование её массовых форм, как для воспитания школьников, так идля разумной организации их свободного времени.
3. Педагогическому коллективу следуетзаботиться, чтобы внеклассная работа охватывала всех учащихся.
Важнейшее направление воспитательнойработы в школе — формирование у школьников здорового образа жизни. Как привитьподросткам тягу к физкультуре и спорту, активному отдыху, рациональномупитанию, соблюдению правил гигиены? Как уберечь их от пагубного влияниякурения, алкоголя, наркотиков? Как выстроить воспитательную работу в классетак, чтобы здоровый образ жизни стал основной нравственной ценностью подростка?
Здоровье созидающаядеятельность — целенаправленная форма активности, посредством которойудовлетворяются потребности в сохранении, развитии здоровья учащихся. (14)
Общая цель воспитания ценностныхоснов здорового образа жизни: воспитание стремления к становлению себя (к само актуализации)как здорового человека, как здоровой личности, т.е. к развитию у самого себя иустойчивому воспроизводству качеств, позволяющих осуществлять свою открытостьмиру через гармоничное и полное удовлетворение своих базовых потребностей идостижение телесного, душевного и духовного благополучия.
При формировании установки наздоровый образ жизни педагог должен учитывать основные цели воспитанияценностных основ здорового образа жизни, включающие в себя личностный, гносеологический,культурологический, деятельностный компоненты.
1. Личностный компонент целейвоспитания.
Общая цель: воспитание стремления кпроявлению личностных качеств, характеризующих здорового человека (стремлениебыть здоровым).
2. Гносеологический компонент целейвоспитания.
Общая цель: воспитание стремления ксамопознанию и самоопределению, т.е. стремления познать и понять самого себя,опираясь на знания о человеке как таковом: знания о природе человека, о егосущностных качествах, о его базовых потребностях и т.п. для того, чтобы строитьсвою жизнь исходя из этого.
3. Культурологический компонент целейвоспитания.
Общая цель: воспитание стремления кпостроению тех основных социокультурных форм организации жизни человека,которые обеспечивают актуализацию его потенциальных собственно человеческих возможностей,а также полное и гармоничное удовлетворение его базовых потребностей.
4. Деятельностный компонент целейвоспитания.
Общая цель: воспитание стремления ксамостоятельному построению таких оптимальных форм отношений сдействительностью, которые обеспечивают телесное, душевное и духовноеблагополучие человека в результате полного и взаимосогласованного удовлетворениябазовых потребностей, актуализации его открытости миру и собственночеловеческих возможностей.
Технология воспитания ценностныхоснов здорового образа жизни, ориентированного на развитие ценностного мирачеловека, должна складываться из методов воспитания, обеспечивающих организациюследующих видов деятельности воспитанников:
1) выявление иформулировка проблем связанных с переживанием воспитанниками как состоянияблагополучия (здоровья), так и болезни. построением таких отношений;
2) поиск способовразрешения выявленных проблем;
3) обоснованиепредлагаемых способов разрешения выявленных проблем с опорой на системунаучных, философских знаний, на аксиоматические высказывания, на примеры изобыденной жизни;
4) участие вдискуссии по поводу определения оптимальных способов решения выявленныхпроблем;
5) создание проектовсамостоятельной деятельности по изучению условий возникновения проблемы, попоиску способов их решения, по решению проблем, связанных с недостатком илиутратой человеком здоровья;
6) деятельность порешению конкретных проблем, связанных с укреплением и сохранением своегоздоровья;
7) деятельность поанализу собственной деятельности по решению проблем, связанных с укреплением исохранением своего здоровья;
8) ценностнаярефлексия воспитанников.
В качестве основных форм воспитанияценностных основ здорового образа жизни могут выступать: классные часы, «методпроектов», индивидуальное воспитательное взаимодействие, учебные занятия пофизической культуре и предметов гуманитарного цикла.
Длявовлечения учащихся в процесс здоровьетворчества (внимание к собственномуздоровью, выработка индивидуального стиля жизни) важно, чтобы среда мотивировалаих на эту деятельность. Идеи самообразования, самосовершенствования,самораскрытия, самоопределения могут овладеть детьми и подростками, если средаежедневно предоставляет им возможности для реализации этих процессов. Всеобщеевнимание привлекают «говорящие стены» (цитаты, поговорки, пословицы о здоровье,записанные изречения самих учащихся, учителей), регулярно обновляемыефотовыставки, информационные стенды о здоровом образе жизни, спорте,экологических аспектах здоровья, выставки детских агитплакатов и коллажей. Всеэто заставляет школьников задуматься над самим понятием здоровье, связать его с поведением человека, а также состояниемприроды. (13)
Подготовитьшкольника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватныемеханизмы адаптации – физиологической, психологической, социальной. Это идолжна делать школа через ЗОТ (здоровье сберегающие образовательные технологии)– тренируя, обучая, воспитывая. Создание на уроке моделей реальных условийжизни – это те мостики, которые позволяют учащемуся в дальнейшем использоватьполученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими какинформационным балластом.
Задача здоровье сберегающейпедагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформироватькультуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительнойпутёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодогочеловека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью другихлюдей. (Н.К. Смирнов. «Здоровье сберегающие образовательные технологии).
Таким образом, чтобы формирование установки на здоровый образжизни во внеклассной работе проходило эффективно, следует:
Во-первых, при организации ипроведении внеклассной работы обязательно ставить цели. Отсутствие цели порождаетформализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в результатеэффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательныерезультаты.
Во-вторых, перед началом необходимо определитьожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобыони способствовали достижению общей цели — усвоению ребенком социального опытаи формированию позитивной системы ценностей.
В-третьих, воспитатель долженобладать высокими личностными качествами, во внеклассной работе велика рольконтакта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенныхличностных качеств педагога. Во внеклассной работе дети оценивают педагога,прежде всего как личность и никогда не прощают фальши, двойной морали,отсутствие бескорыстного интереса к людям. То есть, педагогу, чтобы научитьдетей здоровому образу жизни, требуется в первую очередь самому его соблюдать.
И, наконец, только тогда формированиеустановки на здоровый образ жизни у подростков станет возможным, если воспитанникс помощью педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше.
3. Педагогическиеусловия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессевнеклассной воспитательной работы
Нами выделеныследующие педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизниу подростков в процессе внеклассной воспитательной работы в условиях школы:во-первых, информирование ученика о здоровом образе жизни (организацияинформационного обеспечения); во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностногоотношения к здоровому образу жизни; в-третьих, обогащение опыта здоровогообраза жизни школьника (включение в здоровье сберегающую деятельность).Реализация выделенных педагогических условий ориентирования подростка наздоровый образ жизни способствует получению им знаний по теории и практикеформирования здорового образа жизни, позитивному отношению к созданиюсобственного здорового образа жизни, творческому подходу к реализации здоровойжизнедеятельности.
Анализнаучной литературы показал, что формирование здорового образа жизни чащесвязывают с физкультурным образованием.В широком смысле физкультурноеобразование понимается учеными-педагогами, культурологами как способ приобщениячеловека к физической культуре, в процессе которого он овладевает системойзнаний о здоровом образе жизни, актуализирует ценностное отношение к нему,проявляет активность в здоровье созидающей деятельности (В.К. Бальсевич, В.М.Выдрин, В.А. Запорожанов, В.И. Ильинич, П.Ф. Лесгафт, Л.И.Лубышева, Л.П.Матвеев, Ю.М. Николаев, А.Д. Новиков, В.В. Пономарев, В.И. Столяров, И.И.Сулейманов и др.).
Поэтомуреализация первого педагогического условия ориентирования ученика на здоровыйобраз жизни осуществляется в рамках физкультурного образования. Учебнаядисциплина физическая культура может способствовать информационномуориентированию подростка на здоровый образ жизни за счет: сочетания двухсодержательных компонентов — обязательного (базового) и вариативного (длярешения частных задач) и активного использования ее вариативного компонента втеоретическом разделе программы; усиления образовательной направленностифизической культуры с целью информирования школьника о здоровом образе жизни;использования разнообразных форм и методов, способствующих его приобщению кздоровому образу жизни; совершенствования организационно-педагогическойдеятельности преподавателя. Оптимальное сочетание содержания базового ивариативного компонентов Программы дисциплины «физическая культура»мы связываем с реализацией педагогического условия по информированию студента оздоровом образе жизни. Осмысление, осознание и обретение личностных смыслов влюбой сфере жизнедеятельности, по мнению педагогов и психологов, существенноизменяется благодаря целенаправленной работе с информацией. Это и составляетсодержательное наполнение данного условия, которое в практическойпедагогической деятельности соотносится с этапом ознакомления.
Информированиевоспитанников о здоровом образе жизни осуществляется посредством методовкооперативного (совместного) обучения, направленных на переход от пассивнойформы восприятия информации к активной и обеспечивающих субъект-субъектныйхарактер взаимодействия педагога и ученика: лекций, лекций-бесед, диспутов,встреч, валеологических конференций. Использованиеэтихметодовпозволяет задействовать такие базовые характеристики личности подростка,как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня,ценностные отношения. Кроме того, они способствуют переоценке школьникамисмыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению потребности в достижении,признании, реализации своих разнообразных способностей, в том числе поизменению образа жизни.
Параллельноосуществляется подготовка учащихся к реализации практико-ориентированной частивнеклассной работы, поскольку актуальным в ориентировании учащегося на здоровыйобраз жизни является его эмоционально-ценностное принятие на личностном уровнекак необходимое основание для самоорганизации здоровой жизнедеятельности. Актуализациюэмоционально-ценностного отношения школьника к здоровому образу жизни мырассматриваем как следующее условие реализации педагогической стратегииориентирования воспитанника на него. Актуализация эмоционально-ценностногоотношения учащегося к здоровому образу жизни представляет собойцеленаправленную педагогическую деятельность по переводу его ценностныхвалеологических ориентиров (мыслей, взглядов, представлений, убеждений,установок, чувствований, способностей) из потенциального состояния в реальное иосознанию их значимости в жизнедеятельности человека. Это условие соотноситсясо вторым этапом реализации данной стратегии — этапом актуализации.
Впрактическом решении задач данного этапа мы исходим из теоретических положенийпедагогической аксиологии о сущности ценностного отношения. Ценность получаетсвое актуальное существование в деятельности, когда субъект, вступая вовзаимодействие с объектом, формирует отношение. Ценностным оно становится,когда свойства объекта удовлетворяют потребности субъекта, задействуютэмоциональную сферу и порождают личностный смысл, формируя внутреннюю позициюличности. Под влиянием реальной жизненной практики, при наличии внутреннейактивности человека возникает ценностное отношение.
Всоответствии с этим был осуществлен выбор таких педагогических методов, приемови средств, которые способствовали бы формированию у подростков внутреннейкартины здорового образа жизни. Основными компонентами такой картины являются:когнитивный (совокупность знаний, представлений, умозаключений о здоровомобразе жизни) и эмоциональный (чувственная сторона), способствующие осознанию,эмоционально-ценностному принятию и моделированию здорового образа жизни какдеятельностного ориентира. Методическое обеспечение реализации второгопедагогического условия осуществляется нами посредством использованиядискуссионных методов организации познавательной деятельности учащегося(диалоги, дискуссии), способствующих активизации эмоциональной сферы личности,а также моделирования интерактивных методик, самостоятельных, индивидуальных исовместных форм работы, обеспечивающих деятельностный аспект.
Особоевнимание на этапе актуализации уделяется методу моделирования, который беретсвое начало со времен Пифагора, Платона, Архимеда, Аристотеля и предполагаетпостроение некоторого образца, аналога, модели явления или процесса,отражающего существенные характеристики изучаемого объекта. Модель выполняетфункции воссоздания и умножения знаний об оригинале, конструирования его новыхсвойств, управления им и развития его. Создание модели представляет собойпромежуточный этап, на котором осуществляется подготовка к реализации вдеятельности. Моделирующая деятельность позволяет использовать интегрированныезнания учащегося о здоровом образе жизни, задействовать их ценностныеприоритеты, получить первичный опыт конструирования такой деятельности. С этойцелью организуется мастер-класс, программа работы которого построена на основеобщения, совместной деятельности, проектировании, личного примера. Какрезультат активного взаимодействия педагога и воспитанника, учеников друг с другомпредусматривается создание модели здорового образа жизни как деятельностногоориентира. Работа в мастер-классе позволяет подросткам сориентироваться впроблеме, получить опыт моделирования в процессе совместной деятельности иобщения. Создание индивидуальной модели здорового образа жизни школьника сучетом его личностных особенностей — следующий важный шаг в самоорганизацииздорового образа жизни. Такую модель учащиеся разрабатывают самостоятельно ипредставляют преподавателю в качестве самоотчета.
Третьепедагогическое условиеформирования у подростка установки на здоровый образ жизни — логическоепродолжение первых двух и предусматривает обогащение опыта здоровье созидающейдеятельности, выбор соответствующих педагогических действий, способов организациидеятельности школьника. Обогащение опыта здорового образа жизни понимается намикак совокупность педагогических действий по овладению им разнообразнымиспособами формирования и ведения здорового образа жизни и включения их в свойобраз жизни.
Разрабатываясодержание данного педагогического условия, мы ориентировались на активизациюресурсов образовательного пространства школы. Были выделены следующие ресурсыпо формированию у подростка установки на здоровый образ жизни:
1.Административный ресурс (разработка соответствующих программ, планированиездоровье созидающих мероприятий, пропаганда здорового образа жизни, контроль идр.).
2. Ресурсыучебно-воспитательного процесса (введение спецкурса о здоровом образе жизни,организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, культурно-массовые идосуговые формы работы); использование возможностей нерегламентированногообразовательного пространства (различные формы вне учебных занятий) совместнойдеятельности субъектов образовательного процесса школы.
3. Медицинскоеобеспечение (медицинский осмотр ученика, диагностика состояния его здоровья,профилактика, медицинское сопровождение и др.).
Педагогинформирует учащихся о возможностях школы в данном направлении, участвует сними в различных мероприятиях, поддерживает их в реализации здорового образажизни. Выбор форм и методов организации деятельности подростков на этапеобогащения соответствующими знаниями включает консультации педагога, участиеучащихся в физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятиях,досуговых формах работы, что способствует их приобщению к здоровье созидающейдеятельности, обогащению креативно-деятельностного опыта, проявлению активностии самостоятельности в организации собственного здорового образа жизни.
Для успеха формирования у подростка установки наздоровый образ жизни должны быть выполнены эти условия.
Такимобразом, формирование у подростка установки на здоровый образ жизни черезреализацию совокупности педагогических условий, методов, приемов и средствинформационно-познавательного, эмоционально-ценностного икреативно-деятельностного характера может осуществляться в образовательномпроцессе школы во вне учебное время и способствовать решению проблемыформирования здорового образа жизни школьника.
В 1главе решены поставленные перед нами задачи:
1. На основе анализапсихолого-педагогической литературы раскрыты сущность и содержание понятияустановки на здоровый образ жизни у подростков.
Мы выяснили, чтосуществует несколько подходов к определению понятия здоровье. Проанализировавих, в общем можно трактовать здоровье как состояние полного телесного, душевногои духовного благополучия человека. Здоровье рассматривается как интегративнаяхарактеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всёсвоеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический,психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, балансамежду адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиямисреды.
В связи сэтим целостный взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентноймодели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представленаих иерархия (см. рисунок).
педагогический здоровый подросток классный
/>
В нашемпонимании духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень,который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни,характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношениюк себе, природе и обществу.
Физическийкомпонент характеризуется уровнем физического развития, степенью само регуляцииорганов и систем, наличием резервных возможностей организма.
Психическийкомпонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов,степенью регуляции деятельности эмоционально-волевой сферой.
Социальныйкомпонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе,наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.
Мы определили,что понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредныхпривычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие иразвивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другомучеловеку, к жизни в целом, а также жизненные цели и ценности, и на сегодняшнийдень существует несколько моделей обучения здоровому образу жизни.
Для того,чтобы вести здоровый образ жизни, необходимо создать установку на него. Намибыло выделено 3 уровня установки:- смысловая как проявляющееся в деятельностиотношение личности к объектам, имеющим для нее личностный смысл;- целевая какстабилизатор действия, вызванного конкретной целью;- операциональная какготовность к осуществлению действий, основанных на прошлом опыте и поведении всходных ситуациях. Определенывозможности внеклассной воспитательной работы в формировании установки наздоровый образ жизни у подростков.
Сделанвывод, что внеклассная воспитательная работа, представляющая собой совокупностьразличных видов деятельности, обладает широкими возможностями воспитательноговоздействия на ребенка.
Как показали исследования,учебно-воспитательный процесс должен включать два ведущих направленияпедагогической деятельности по формированию здорового образа жизни:
— создание оптимальных внешне средовыхусловий — микросоциальной среды (гуманистические отношения, благоприятныйпсихологический климат, активная творческая обстановка), через совместнуюдеятельность и общение детей и взрослых в образовательном процессе (Ю.К.Бабанский, А.А. Бодалев, Б.С. Гершунский, В.И. Зверева, В.А. Караковский, А.С.Макаренко, А.В. Мудрик, Н.Е. Щуркова и др.);
— обеспечение ценностных ориентаций,как внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвитияи самовоспитания учащихся через механизмы самопознания, рефлексии,целеполагания (Г.В. Акопов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Т.М.Давыденко, В.М. Минияров, Б.Д. Парыгин, С.В. Попов, С.Л. Рубинштейн, В.А.Якунин и др.)
2. Теоретическиобоснованы педагогические условия формирования установки на здоровый образжизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы.
Нами выделены следующиепедагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни уподростков в процессе внеклассной воспитательной работы в условиях школы:
во-первых, информирование ученика оздоровом образе жизни (организация информационного обеспечения);
во-вторых, актуализация егоэмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни;
в-третьих, обогащение опыта здоровогообраза жизни школьника (включение в здоровье сберегающую деятельность).
Подводя итог,можно сказать, что реализация выделенных в гипотезе педагогических условийформирования установки на здоровый образ жизни у подростка способствуетполучению им знаний по теории и практике формирования здорового образа жизни,позитивному отношению к созданию собственной установки на здоровый образ жизни,творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности. Формированиеустановки может осуществляться в образовательном процессе школы во внекласснойвоспитательной работе и способствовать решению проблемы формирования здоровогообраза жизни школьника.
4. Цели иорганизация экспериментального исследования, его методы
Опытно-экспериментальнуюбазу исследования составила МОУ СОШ №4 г.Аши.
Цельюявлялось измерение у учащихся установки на ЗОЖ, определение их индивидуальногостиля здорового образа жизни, выявление представлений учащихся о ЗОЖ, а такжеопределение уровня организации воспитательной работы образовательногоучреждения в этом направлении и рассмотрение возможностей повышенияэффективности и результативности учебно-воспитательного процесса в направлениисохранения здоровья подрастающего поколения.
Задачи
Вэксперименте приняли участие учащиеся двух параллельных классов в количестве 45человек, возраст детей – 13-15 лет, их педагоги. Выбор класса проводился,исходя из мнения о том, что именно в этом возрасте происходит становление изакладка основных физических и духовных качеств, приобщение к вреднымпривычкам.
Исследование проводилосьв 4 этапа:
1 этап – поисково-теоретический.На данном этапе мы изучили и проанализировали научную литературу. Былиопределены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, объект,предмет, задачи, методы и гипотеза.
2 этап — опытно-экспериментальный,на котором проводилось анкетирование детей двух параллельных классов (опытногои экспериментального) с целью измерения их уровня установки на ЗОЖ.
На 3 этапепроводилось анкетирование педагогов с целью выявления уровня воспитательнойработы, существующей в школе.
4 этап – итогово-аналитический- был посвящен систематизации и обобщению данных опытно-экспериментальнойработы, уточнению выводов, оформлению результатов исследования, составлениюдиаграмм.
Приорганизации и проведении исследования использовались следующие методы:
· Изучение и теоретическийанализ психолого-педагогической, валеологичесой, философской литературы.
· Эмпирическиеметоды: констатирующий эксперимент, тестирование и анкетирование детей ипедагогов, беседа.
· Анализ иобобщение полученных результатов.
5. Анализрезультатов экспериментального исследования
С цельюизмерения установки на ЗОЖ у учащихся были предложены следующие методики:
· Анкета «Будемздоровы!» (автор Шишковец М. А.)
· Методика «Определение уровня здорового образажизни подростка».
· Методика суженияполя ценностных ориентаций. (ценностные ориентации выбирались по А.В.Кирьяковой).
Анкета «Будем здоровы!» (авторШишковец М. А.) проводиласьс целью определения индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся и ихустановки на приобретение основ здорового образа жизни.Оценка индивидуальногообраза жизни и отношения к своему здоровью проводилась по 4 балльной шкале.Использование шкалы с 3 ответами, которым присваиваются баллы от 4 до 0 широкораспространенный в социальных исследованиях прием. При анализе анкеты за каждыйответ а, присуждалось 4 балла, за б – 2 балла и за с – 0.42 балла и выше – высокий уровень сформированности установки на ЗОЖ, на которомсформированы все компоненты личностной культуры бережного отношения к своемуздоровью, зрелость и активность механизмов сохранения и укрепления здоровья,определен общий смысл жизни, взаимоотношений, реализуются компоненты здоровогообраза жизни. 41 – 31 балл – средний уровень сформированности установкина ЗОЖ, на котором заметны проявления одних компонентов формирования здоровогообраза жизни и недостаточная сформированность других, недостаточная активностьмеханизмов сохранения и укрепления своего здоровья, недостаточная адаптация кусловиям окружающей среды, неустойчивая работоспособность. 30 – ниже – низкийуровень сформированности установки, на котором проявляется отсутствие отдельныхкомпонентов формирования здорового образа жизни, потребности в их формированиии совершенствовании, отсутствие заботы о сохранении и укреплении своегоздоровья, низкий уровень адаптации к условиям окружающей среды, низкаяработоспособность, наличие болезней.
Результатыданного анкетирования в 7 а классе (экспериментальная группа) показали, что большеполовины учащихся имеют низкий уровень сформированности установки на ЗОЖ и лишьдвое испытуемых – высокий уровень.Уровень Количество Проценты от общего количества опрошенных Высокий уровень 2 9% Средний 7 32% Низкий 13 59%
Методика «Определение уровня здорового образажизни подростка». Школьникам предлагалось ответить на 9 вопросов. Далеепроизводилась обработка результатов:
На вопросы 2, 3, 6, 7, 8 за ответ Да- 2 балла, за Нет — (минус один) балл.
На вопросы 1, 4, 5, 9 наоборот Да — (минус один), Нет — (плюс два).
Посчитываем по каждому опрошенному иопределяем уровень согласно следующим критериям:
3 балла и ниже — низкий уровеньздорового образа жизни;
4 -8 — средний уровень;
9 баллов и выше — высокий уровень.
Результаты данного анкетированияпредставлены в таблице:Уровень Количество Проценты от общего количества опрошенных Высокий уровень 3 13% Средний 6 27% Низкий 11 50%
Из данных, представленных в таблице 2видно, что уровень ЗОЖ подростков находится в основном на низком (процентов)уровне и среднем уровне (процентов). Лишь трое — 9 процентов показали высокийуровень, то есть ведут полностью здоровый образ жизни.
Методика сужения поля ценностныхориентаций показала, что у 60% испытуемых ориентация на здоровый образ жизнинаходится на низком уровне, у 32% — на среднем уровне и у 8% — на низкомуровне.
Отсюда следует, что по результатамвсех трёх методик, можно сделать вывод о том, что у подавляющего большинстваучащихся возрасте 13-15 лет не сформирована установка на ЗОЖ.
Общие результаты по измерению уровняустановки на ЗОЖ у подростков представлены в следующей диаграмме:
/>
/>
Протокол обработки полученныхрезультатов второй (контрольной) группы по данным методикам представлен в таблице3:Уровень Методика 1 Методика 2 Методика 3 Высокий 3 13% 3 13% 2 9% Средний 9 39% 8 35% 9 39% Низкий 11 48% 12 52% 12 52%
По результатам трех методик мысоставляем диаграмму 2 для контрольной группы:
/>
Для того чтобы выяснить, что мешаетучащимся вести ЗОЖ, была проведена методика «Что мешает мне вести здоровыйобраз жизни?»(автор В.Д. Пурин) Цель методики:
Выяснение ситуации в коллективе образовательногоучреждения; таким образом, в школе потенциальный контингент испытуемых – этоученики 5-11 классов, т.е. дети и подростки 11-17 лет) относительно уровняпомех в отношении ведения учениками здорового образа жизни.
Инструкция для диагноста:
Учащиеся делают письменные ответы на12 вопросов-утверждений по следующей шкале:
— 5 – всегда;
— 4 – часто;
— 3 – иногда;
— 2 – редко;
— 1 – никогда.
Максимально возможное количествобаллов в сумме составляет 60 баллов, минимально возможное – 12.
Опрос проводится в открытом виде,коллективно, не анонимно (или анонимно – в зависимости от цели конкретногоисследования).
Респондент подсчитывает общееколичество баллов и сдаёт контрольный листок на анализ испытателю-диагносту(школьному учителю или педагогу-психологу).
Оценка результатов:
— 12-28 баллов – низкий уровень (НУ)помех: ученик в состоянии справиться с имеющимися (незначительными проблемами введении здорового образа жизни;
— 29-44 баллов – средний уровень (СУ):ученик уже не в состоянии самостоятельно решить некоторые проблемы, связанные сведением здорового образа жизни; ему нужна корректная и, по возможности,оперативная помощь со стороны как одноклассников и друзей, так и со сторонывзрослых (родителей, учителе
— 45-60 баллов – высокий уровень (ВУ):состояние здоровья данного ученика (как физическое, так и психологическое)должны вызывать глубокие опасения и тревогу, нужны срочные, порой радикальныемеры по устранению имеющихся проблем.
Интерпретация результатов:
О влиянии той или иной причины наведение конкретным учащимся здорового (адекватного, гармоничного, правильного)образа жизни можно судить по его оценке каждого из 12 утверждений.
Чем выше эта оценка, тем большеевлияние оказывает данная проблема на личность (а также и на физическоеразвитие) ученика, тем сложнее она разрешима.
В результате проведения методики мывыяснили, что в основном учащимся мешают вести ЗОЖ следующие причины:
1. … Состояниемоего здоровья.
2. … Семейныепроблемы.
3. … Погодно-климатическиеусловия.
4. … Недостатоксвободного времени.
5. … Свободнаяпродажа сигарет, пива и алкогольных напитков.
6. … Дурнаякомпания во дворе, на улице.
7. … Нарушение(я) смоей стороны норм здорового образа жизни.
Методику №5 мы использовали с целью выявления представлений учащихся о ЗОЖ.
Описание: анкета включает вопросы двух видов. Часть из них (вопросы №1, 2, 5) представляют собой начало предложений. Прочтите их внимательно изавершите.
Другиевопросы (№ 3, 4, 6) содержат варианты возможных ответов, из которых Вам следуетвыбрать тот ответ, который Вы считаете верным в отношении себя. Затем напишите,почему Вы выбрали именно этот ответ.
Не тратьтевремени на раздумывание, пишите то, что первым приходит в голову.
Если впроцессе работы Вы сочтете нужным изменить свое мнение, то можете исправитьсвои ответы.
Заранееблагодарим за участие.
Проинтерпретироваврезультаты, мы определили, что 67% учащихся не имеют четкого представлении опонятии ЗОЖ, 88% подростков считают его необходимым, но лишь 7% его соблюдают.
Чтобыопределить уровень воспитательной работы в школе, мы устно опросили классныхруководителей данных групп. Им было задано 10 вопросов (приложение 6), три изних открытого типа, три – закрытого и четыре вопроса – полузакрытого.
Опроспоказал, что в воспитательной работе чаще ведутся лекции и беседы по различнымтемам, а активные методы, например, такие как дискуссии, дебаты используютсякрайне редко или не используются вообще. Работе по формированию установки наЗОЖ уделяется недостаточное количество времени, тема сводится в основном квредным привычкам, физическому здоровью, а о психическом здоровье школьниковзабывается.
По мнениюпедагогов 60-70% учащихся ведут ЗОЖ, а наши объективные результаты проведенияметодик показали абсолютно противоположную картину (см диаграмму 1 и 2).
Проведенноенами исследование показало, что у большинства учащихся седьмых классовустановка на ЗОЖ находится на низком уровне. Также подростки имеютнедостаточное представление о ЗОЖ, их знания в основном сводятся к физическойсоставляющей (не болеть, не иметь вредных привычек, заниматься спортом и т.п).Отсюда следует, что при работе по формированию установки на ЗОЖ во внекласснойвоспитательной работе следует начать с информирования обучаемых.
Проведенноенами исследование вносит определенный вклад в разработку программы формированияустановки на здоровый образ жизни школьников, что является следующим звеном визучении данной проблемы.
Таким образом, в данной главеанализируется опыт по формированию здорового образа жизни и подчеркивается, чтосоздание педагогических условий организации этой работы, показанных в нашейгипотезе, заключается, во-первых, в переосмыслении целей и задач воспитанияучащихся в соответствии со значимой ценностью здоровья и содержания обучениячерез овладение школьниками системой знаний, научных представлений о путях исредствах организации здорового образа жизни; во-вторых, в определении основныхэтапов предлагаемой работы и конкретных организационных мер, способствующихдостижению предполагаемых результатов.
Список использованнойлитературы
1. Акбашев Т.Ф.Третий путь. М., 1996.
2. Алишев, А.В.,Зайцев, Г.К., Колбанов В.В., Татарникова Л.Г. Основные направления школьнойвалеологии. В Сб.: Теория и практика социальной работы: отечественный изарубежный опыт, т. 2, 1993
3. Апанасенко, Г.А.Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология.1996, №2, с. 9-14.
4. Бароненко, В.А., Рапопорт,Л.А. Здоровье и физическая культура студента. М.:2003.
5. Басалаева, Н.М.,Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества врегионах России // Валеология. 1996. — №2, с. 35-37.
6. Брехман, И.И.Введение в валеологию — науку о здоровье. Л., 1987. — 125 с.
7. Валеология:Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993. — 269 с.
8. Васильева, О.С.Валеология — актуальное направление современной психологии // Психологическийвестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997. — Вып.3. с. 406-411.
9. Григорьев, Ю.И.,Григорьев, И.Ю., Истомина Л.Б. Некоторые аспекты правового обеспеченияформирования валеологического пространства в образовании //Формированиевалеологического пространства в образовательной системе Российской Федерации.Тезисы науч.-практ. конф. – Липецк, 2001. – С18-20.
10. Динейка, К.В. 10уроков психофизической тренировки. М., 1987. — 63 с.
11. Дэвид Майерс.Социальная психология. Интенсивный курс.
12. Журнал«Воспитание школьников»,№10, 2009.
13. Журнал«Педагогика», №1, 2009.
14. За здоровый образжизни. Программа для учащихся общеобразовательных школ, учителей, родителей/Амиров Н.Х., Иванов А.В., Давлетова Н.Х., Морозов Р.Г., Галеев К.А. – Казань:Изд-во Казанск. ун-та, 2004. – 72 с.
15. Здоровье,развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М.,1990. — 360 с.
16. Зиновьев, В. Правоведыосознают необходимость возврата к строгому контролю //Наркомат, 2004. — №9. –с.22-23.
17. Иванюшкин А.Я.“Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМНСССР. 1982. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.
18. Культура здоровьяи безопасность жизнедеятельности: сб. науч. тр. участников Всерос. конф. [смеждунар. участием] «Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности», 12—13сентября 2006 г., г. Балашов / под ред. А. В. Тимушкина. — Балашов: Николаев,2006. — 196 с.
19. Кураев, Г.А.,Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населенияРоссии // Валеология. 1996. — №1, с. 7-17.
20. Лисицын, Ю.П.Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.
21. Лисицын, Ю.П.,Полунина, И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М. — 1984.
22. Нистрян Д.У.Некоторые вопросы здоровья человека в условиях научно-технического прогресса //Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы.Кишинев, 1991, с. 40-63.
23. Понедельник, С.В.Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования //Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 1994. — с. 132-133.
24. Психология.Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М. — 1990,494 с.
25. Роджерс К. Взглядна психотерапию. Становление человека. М. — 1994.
26. Семенова, В.Н.Валеология в практике работы школы // Вестник психосоциальной икоррекционно-реабилитационной работы. 1998. — №3, с. 56-61.
27. Трубачев, В.Н.Сущность внеклассной воспитательной работы и степень ее влияния на развитиесоциальных качеств личности. Краснодар, 2008.
28. Узнадзе, Д.Н.Психологические исследования. М.: Наука, 1966. С. 140-152, 164-169, 180-183.
29. Худякова, Н.Л.Теория и методика воспитания, ориентированного на развитие ценностного мирачеловека: учеб. пособие / Х Н.Л. Худякова. – Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2008. –202с. – ISBN.
30. Чарлтон Э.Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997,№2, с. 3-14.
31. Яковлева, Н.В.Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика.Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998, Т.4. Вып.2.с.364-366.
32. Кирьякова А.В.Теория ориентации Личности в мире ценностей. Оренбург, 1996 – 188с.
33. Седьмая волнапсихологии. Вып. 7./Сб. под ред. Козлова В.В.– Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2010 –444 с.