Реферат по предмету "Психология"


Фобии: причины возникновения и влияния на поведение человека

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫСШИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Кафедрапсихолого-педагогических дисциплин
Курсоваяработа
покурсу «Психология»
ФОБИИ:ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВЛИЯНИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Исполнитель
С. М. Колосовский
студент 3 курса
группы 7382
Научный руководитель
Г. М. Будревич, ассистенткафедры
психолого-педагогическихдисциплин
Минск2010

Содержание
Введение
1. Фобии. Общее понятие
1.1 Общее понятие фобий
1.2 Виды фобий. Функциифобий
1.3 Причины возникновенияфобий. Детские страхи
1.4 Выводы
2. Детские страхи ифобии. Лечение фобий
2.1 Борьба с фобиями
2.2 Воздействие нафобии (страхи) в детстве
2.3 Выводы
Заключение
Список использованныхисточников

Введение
Фобия – понятие, оченьотождествимо с понятие страх. Ведь фобия, это и есть страх. Фобия (от др.-греч.φόβος, fobos — «страх») — это какой-тонеконтролируемый страх. Страх — древний спутник человечества. И некоторыестрахи старше нас самих.
«Большинствоученых полагают, что чувство страха присуще всем высшим животным и в гораздобольшей мере свойственно человеку с его тонко развитой психикой. Животные страхи- страх уничтожения и страх неизвестного — в равной степени присущи и Homosapiens. Но если животное может бояться лишь конкретных опасностей, то человекблагодаря своему воображению и умению анализировать окружающуюдействительность, научился бояться загодя.
Страхи бывают разные — объяснимые и иррациональные, оправданные и надуманные, и даже полезные. Но вбольшинстве своем наши страхи портят нам жизнь. Порой от них трудно бываетизбавиться без помощи психотерапевта, например в случаях, когда страх перерос вфобию — невротическое расстройство».
Подавляющее большинствострахов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеютвременный характер.
Экономический,политический, идеологический, экологический, космический, инфекционный и т. д.страх стал сегодня такой же реальностью, как само существование человека.
Чего боятся люди?Разумеется, у каждого человека конкретные причины испытывать страх могут бытьбесконечно разнообразны. Но все их можно свести к немногим типам, характернымдля конкретного общества. В каждом конкретном обществе страхи могут многоесказать и о самом обществе. Так, в большинстве исследованных этнографамиреликтовых, доклассовых обществ люди больше всего боятся потусторонних сил:гнева могущественных сверхъестественных существ, колдовства. Археологическиеданные и дошедшие до нас документы свидетельствуют, что то же самое былохарактерно для большинства доклассовых обществ в прошлом.
Не менее, а то и более,чем страхи перед наглядными опасностями, людей продолжали терзать страхи передпотусторонними силами. Порой страхи приобретали характер эпидемий.
Многие техническиеновшества возникли, как следствие желания человека защитить себя от чего-то илиот кого-то. Всё развитие человечества связано с защитой, обороной. Все крепости,замки, земляные валы, рвы, стены городов, технические приспособления – всё этосовершенствовалось из-за стремления защититься. То есть, мы можем сказать, чтострах – это положительная эмоция, так как он развивает человека, мобилизует егона какое-то действие или, наоборот, останавливает. Но когда страх и тревогастановятся запредельными, то они начинают играть отрицательную роль, то естьпарализуют человека.
Много времени посвятилпроблеме страхов Рэчмен. Согласно его «концепции травматического обусловливания»события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо отналичного ощущения боли. Черясворт, предложил перечень индикаторов страха. Онговорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследованиеили даже улыбка. Много методов и приемов для снятия тревожности разработано уА.М.Прихожан. Также большую работу в разработке решения проблем преодолелабелорусский врач и ученый Хрущ Инесса Анатольевна, которая предложилакомплексную терапию фобических расстройств у детей. Также известны работы поизучению страхов у детей у Зигмунда Фрейда. Также стоит отметить и работу Дж.Нордонэ, который разработал краткосрочную терапию по решению вопросов фобий,страхов и расстройств.
Исходя из актуальностипроблемы, была определена цель курсовой работы: разработка основных методоввоздействия на фобии, особенно у детей. Конкретными задачами курсового проектаявляется:
1.  Изучитьсамо понятие фобии.
2.  Понять,в чем заключатся проблема фобий
3.  Определитьосновные методы воздействия на фобии, особенно у детей.

1. Фобии. Общее понятие
 
1.1 Общее понятие фобий
 
Фобия(от др.-греч. φόβος, fobos — «страх») —иррациональный неконтролируемый страх, устойчивые проявления различных страхов.Фобиями называют также иррациональные отношения неприязни, неприятия иненависти к чему-либо — страх как эмоция в этом случае присутствует взавуалированной форме.
 Например, при наличииайхмофобии человек старается всеми силами избегать острых предметов, которымион боится пораниться или поранить других людей. В случае развития аквафобии онбоится плавать, а при клаустрофобии поднимается вверх исключительно полестнице, так как ему страшно находится в закрытом лифте. Фобический страх относительнолегко можно победить в начале его возникновения, но он может закрепляться впсихике человека и усиливаться со временем.
Фобиитрадиционно рассматривались в рамках навязчивых состояний, относящихся красстройствам мышления. Навязчивые состояния — это такого родапереживания, когда у человека помимо его воли возникают («навязываются»)какие-то страхи, сомнения, мысли, влечения, действия. Несмотря на критическоеотношение к подобным явлениям, избавиться от них человек не может. Навязчивыесостояния не обязательно свидетельствуют о психическом расстройстве, они могутвстречаться и у здоровых людей, например, каждому из нас знакомо навязчивоеповторение каких — либо слов (так называемых «слов — паразитов»), навязчивоенапевание понравившейся мелодии и т. д.
Слово «фобия» прошлосложные трансформации в употреблении, и в настоящее время зачастую под«фобиями» понимаются не только патологические страхи, но и иррациональное резкоотрицательное отношение к кому-либо, чему-либо. Некоторые слова из приведённыхниже, — неологизмы, по историческим причинам, имеющие словооснову -фоб- иобозначающие не фобии в клиническом смысле, а скорее иррациональное негативноеотношение к чему-либо, не имеющее патологического характера. Например, таковопроисхождение слов ксенофобия, русофобия, юдофобия, гомофобия.
Страх это эмоция,возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованиюиндивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.В отличи от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действиемопасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. Взависимости от характера угрозы интенсивность и специфичность переживаниястраха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь,испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным,возникающее состояние называется тревогой. Функционально страх служитпредупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ееисточнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигаетсилы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязывать стереотипы поведения(бегство, оцепенение, защитная агрессия). Разнообразные навязчивые движения — двигательныестереотипы, возникающие при неврозах могут сохраняться в течение длительноговремени (года и более) после прекращения травмирующей ситуации и нормализации условнорефлекторной деятельности.
Навязчивые движенияусиливаются при всяком эмоциональном возбуждении (при раздаче корма соседнимсобакам, появлении новых соседей и т.п.), но прекращаются прицеленаправленныхдействиях (еда, ориентировочно — исследовательские реакции). Возникающие в этихусловиях очаги застойного возбуждения приобретают доминирующее значение иначинают стереотипно функционировать при действии любого раздражения.
И.П. Павлов считалфобии следствием патологической подвижности тормозного процесса. При этом онпредполагал, что психологически обозначаемое как страх, трусость, боязливостьимеет своим физиологическим субстратом тормозное состояние больших полушарий.Патологическая лабильность тормозного процесса обусловливает легкое возникновениеи утрированный характер этих тормозных реакций. Обсуждая опыты с фобиями,Павлов подчеркивал эмоциональную окраску болезненности, мучительности этогосостояния.
Фобии как условнорефлекторные неадекватные реакции страха, сопряженные с определенной обстановкойили определенным раздражителем, вероятно, связаны с функциональными нарушениямина всех уровнях, но прежде всего на корковом, определяющем — в силу егопластичности, способности хранить информацию и сопоставлять явления,происходящие в данный момент, с прошлым опытом.
Признаки Фобий:
В пугающих ситуациях должны присутствовать какминимум два из следующих симптомов тревоги, причём один из них должен входить впервую четвёрку:
1. усиленноеили учащенное сердцебиение;
2. потливость;
3. треморили дрожь;
4. сухостьво рту;
5. затрудненияв дыхании;
6. чувствоудушья;
7. больили дискомфорт в груди;
8. тошнотаили неприятные ощущения в животе;
9. чувствоголовокружения, неустойчивости или обморочности;
10.дереализация(чувство, что предметы нереальны) или деперсонализация (чувство нереальностиотносительно собственного «Я»);
11.страх потериконтроля, сумасшествия;
12.страх умереть;
13.приливы жара илиознобы;
14.онемение илиощущение покалывания.
1.2 Виды фобий. Причинывозникновения фобий
Можно различатьнесколько видов фобий:
С научной точки зрения в мире существует три видафобий.
1. Простая (еще можно встретить названиеспецифическая) — Человек боится совершенно конкретных вещей
· Природнойсреды — боязнь молний, воды, шторма и т.д.
· Опасениеживотных – страх перед змеями, грызунами, пауками и т.д.
· Медицинскоеопасения — связанные с боязнью крови, получения инъекции, посещения врача ит.д.
· Ситуативные- боязнь мостов, оставления дома, вождения и т.д.
·  Особенные(боязнь числа 13 – это тредекафобия.=)
2. Социальная фобия –это страх сделать что-нибудь публично. Социальные фобии — это когда людиизбегают ситуаций, где много народу, например, чтобы себя не скомпрометировать
3. Агорафобия.страдающие агорафобией являются жертвой сложного феномена, основанного настрахе перед незнакомыми местами. Некоторые ученые относят ее в ситуативныефобии, но многие выделяют ее как особый тип.
А с бытовой точки зрения, все фобии можно разделитьна три части в зависимости от возраста.
1. Детские фобии. Каждый ребенок испытывает страх котрицательным персонажам сказки – Баба-яга, Кощей бессмертный, бармалей. Умногих детей есть распространенный страх – боязнь темноты, барабашек и томуподобное. Конечно же, все эти кошмары и страхи в большинстве случаев проходят.
2. Подростковые фобии. Как известно личностьчеловека в период полового созревания только формируется. Практически у всехтинейджеров неустойчивая нервная система. Но это и неудивительно, ведь в этомвозрасте на них выливается большой поток информации, домашние задания, личнаяжизнь, гормоны. Все это превращает тинейджеров в рассадник страхов. Самаяраспространенная фобия в подростковый период – танафобия, страх смерти, иинтимофобия, страх пред отношениями с противоположным полом. И эти все фобиитоже быстро проходят. Но, если какой-то страх так и остался с детского илиподросткового периода, то кинему не надо относится, как к пожизненному диагнозу,очень важно его искоренить.
3. Родительские фобии. Практически все родителиподвержены самым разнообразным страхам, связанные, так или иначе, с ребенком –это страх, что ребенок потеряется, его украдут, побьют. В молодых семьяхвозникает панический страх перед ответственностью, но в этом нет ничегоудивительно, ведь вырастить и воспитать хорошего человека – это не простое дело.
Что касается функцийстраха, то они должны совпадать с основными функциями эмоций. Андрусенко,ориентируясь на анализ функций эмоций, осуществленный В.К.Вилюнасом, попыталсяопределить основные функции страха.
1.  Оценочнаяфункция страха. Ее можно рассмотреть в трех аспектах: а) определениесамодостаточности качества человека для осуществления активной экспансии этогокачества на окружающий социум; б) образное представление силы иного позволяетчеловеку определить меру своей зависимости от иного; в) страх выступает – будьто неосознанная или осознанная его форма – предварительной оценкойиррациональных модусов внутренней или внешней рефлексии.
2.  Синтезирующаяфункция – особенность страха выступать синтезирующей основой для целостного иструктурированного отражения всего комплекса ситуации страха.
3.  Сигнализирующаяфункция – определяет пути аналитической работы отражательного механизма пофильтрации отраженных вариантов ситуации страха в зависимости от степени ихзначимости для человека.
4.  Сутьрегулирующей функции заключается в мобилизации отражательных ресурсов нанаиболее угрожающих участках, в обеспечении оптимального состоянияпсихофизиологического комплекса человека в целом и его подструктур в частности,в выборе соответствующих форм реагирования, предполагающих в случае недостаткасобственных ресурсов для преодоления ситуации страха сообщить об этомокружающему сообществу.
5.  Посколькустрах органически «вписан» в духовную жизнь человека, пронизывая еебессознательный, подсознательный и сознательный уровни, возникновение реакциистраха не может не сказаться на состоянии других форм духовности. В этомвидится необходимость выделения организующе-дезорганизующей функции страха. Впредельном случае страх даже может стать причиной смены жизненного ориентирачеловека или его смерти. С другой стороны, страх потери определенных формдуховности (надежды, любви, свободы) может способствовать духовному ростучеловека.
6.  Эвристическаяфункция, значение которой – выработка универсальных, инвариантных способовпредвосхищения, преодоления, и, по возможности, недопущения деструктивныхситуаций и состояний.
1.3 Причинывозникновения фобий
 
1. Нарушения вестибулярного аппарата. Вестибулярныйаппарат – это орган, который отвечает за ориентацию в пространстве. У человека,который начинает страдать нарушениями вестибулярного аппарата, развиваетсянеуверенность, которая в дальнейшем перерастает в страх или какую-либо боязнь.
2.  Также причинойвозникновения фобии можно назвать и переживания, которые человекупришлось испытать в детстве. Именно детские переживания сохраняются в нашейпамяти очень ярко. Поэтому в определенные жизненные моменты детские страхипросто начинают всплывать в памяти и еще больше развиваться. Почти у каждогочеловека есть что вспомнить из своего детства. Многие боятся воды, высоты,темноты, одиночества, потому что в детстве пережили какое-то страшное событие,связанное с этим.
3. Страхи, появившиеся в процессе каких-тонеприятных ситуаций, уже во взрослой жизни.
Страхам чаще всего подвержены люди эмоциональныеи очень чувствительные. Стоит подчеркнуть, что именно люди со слабой психикойнаиболее склонны к формированию и развитию фобии. Фобии могут появиться у людейс богатой фантазией, так как им довольно сложно отличить реальную опасность отвоображаемой. Им гораздо сложнее сопротивляться этому негативному чувству, чемлюдям с более устойчивой и крепкой психикой. Люди, которые подвержены такомустраху, на самом деле боятся того, чего нет. Ведь фобия – это боязнь самогостраха. Человек просто боится бояться.
Отдельно хочется остановится на страхах, появившиесяв детстве, так как даже страхи, всплывшие во взрослой жизни, появляются именнов детском возрасте.
Так в чем жезаключаются основные причины детских неврозов страха? Многие акушеры ипсихологи видят предрасположенность к детскому неврозу страха в эмоциональномсостоянии матери во время беременности. Негативное влияние на ребенка оказываетугроза выкидыша. Беспокойство за собственное существование на гормональномуровне, испытанное младенцем в период внутриутробного развития, создаетпредпосылки для последующих проявлений тревожности на психологическом уровне.Такой ребенок в дальнейшем будет быстрее, глубже и острее ощущать страх. Такжена появление детских страхов оказывает влияние протекание самих родов:осложнения, невозможность родить собственными силами, асфиксия.
Детский невроз страхаможет быть наследственным заболеванием, передающимся всем членам одной семьи.Здесь имеется в виду наследование типа нервной системы и ее особенностей,межполушарной асимметрии головного мозга. Например, случай, когда в семье, гдемать страдала навязчивым страхом загрязнений (мизофобия), постоянно мыла руки,без конца стирала белье, появилась дочь, которая несколько раз предпринималапопытки суицида в подростковом возрасте. А суицид — тоже страх, страх переджизнью.
Существуютвнутрисемейные причины, способствующие формированию невротической личности:недовольство родителей полом своего ребенка; поздний ребенок; семейныеконфликты; неполные семьи.
Часто обращаются законсультацией родители, недовольные полом ребенка. В таких случаях у ребенкавысокий уровень тревожности: ему прививают качества, которые ему не должны бытьсвойственны.
Кроме этого, существуетзависимость между возрастом матери и страхами у ребенка. Если мать в моментрождения ребенка была старше 35 лет, то его тревожность неминуемо повышается.
В конфликтных семьяхочень часто недовольство между супругами выливается на ребенка. Подчасмаленькое существо чувствует вину за эти конфликты, боится оказаться ихпричиной.
Как ни странно, но всемьях, где папа более активен, чем мама, у ребенка невроз страха практическиникогда не развивается. И напротив, в семьях, где активная мама, картинапротивоположная.
Тревожные дети могутбыть в неполных семьях. Ребенку (как мальчику, так и девочке) не хватаетобразца поведения представителя мужского пола. Отсутствие стереотипа в данномслучае влечет за собой страх, распространяющийся на всех мужчин. Поэтомуребенку для нормального развития обязательно необходим образец мужскогоповедения. В этом качестве может выступать дедушка, дядя или любой близкийродственник.
Издержкивоспитания
На появление детскихневрозов страха влияет так называемый эгоизм родителей по отношению к ребенку,неоднократно описанный в литературе. К данному распространенному явлению можноотнести следующие негативные аспекты воспитания.
Традиционализм отношений в семье
В этих семьяхвзаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан». Мальчикхочет играть на скрипке, а отец считает, что настоящий мужчина должен ходить всекцию бокса. Мальчик, по настоянию отца, занимается спортом, но друзья смеютсянад его неуклюжестью и нерасторопностью. Вместо того чтобы принимать своюуникальность, ребенок чувствует ущербность, страх не выполнить какое-либоупражнение. Комплекс неполноценности надежно закрепляется, распространяясь навсе жизненные обстоятельства. Поистине прав был философ, сказав, что дорога вад устлана благими намерениями.
Эмоциональный шантажи предчувствия
«Смотри, как мне плохо,когда ты...» или «Таким поведением ты добьешься моей смерти» — знакомые многимслова. Нередко родители играют роли. Ворчливость, высмеивание ребенка на людях— типичный тому пример. В глубине души ребенок постоянно чувствует обиду навзрослых, злость, желание отомстить, страх, а вдруг беда действительно случится.Детская тревожность и страх не соответствовать родительским ожиданиямпостепенно перерастают в агрессию, в подростковом возрасте эти дети убегают издому, не уважают родителей.
Открытые посылы ипрямые угрозы
Обычно в подобныхсемьях, что называется, за словом в карман не лезут, говоря ребенку: «Сейчас жеиди...» или «Если ты не пойдешь в школу, то я...». Ребенок открыто боится,зажимается, потому и выполняет приказания родителей. Когда он делает что-либонеумело, то его строго наказывают. Невротичные дети с патологическим страхомнаказания обычно мало улыбаются, вообще не смеются, ходят ссутулясь, мелкосеменя ногами. Сталкиваясь с таким обращением с детьми, я говорю родителям, чтонамного проще приказывать и бранить, чем убеждать и направлять. Искусствуобщения, приносящему здоровье, необходимо учиться долго, иногда всю жизнь.
Нескромностьродителей
Многие родители читаютписьма и записки детей, просматривают их карманы и портфели, что совершеннонедопустимо. Принцип таких родителей — контроль, контроль и еще раз контроль.Ребенок уже давно вырос, а ему все еще указывают, с кем дружить. У такогоребенка вырабатывается страх перед собственной ответственностью. Он все времябоится ошибиться, принять неверное решение, по несколько раз переспрашивает. Помните,что даже совсем маленькому существу необходима личная жизнь, собственноедуховное и психологическое поле. Только тогда момент взросления, асоответственно избавления от тревожности и детских страхов пройдет нормально.
Отдаленностьродителей
Многие родители ходят вгости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, емуне с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляетсястрах одиночества. В дистанционных семьях у детей есть все предпосылки статьнаркоманами. Они ищут друзей и эмоциональную поддержку на стороне, в кругусверстников, однако при этом часто становятся объектом вымогательства и обмана.Наркотики, как и алкоголь, — это маскировка страхов, желание заглушить их,забыться на время, почувствовать себя сильным. Но это, конечно, лишь иллюзия.
Отсутствиепривязанности внутри семьи
Это семьи, где каждыйимеет свою частную жизнь. «Мама, я хочу с тобой поговорить о...» — говоритмаленький мальчик. «Иди лучше к папе, он тебя выслушает», — отвечает ему мать.Обиженный ребенок идет к отцу, а отец отправляет его обратно. Вот так он иходит по кругу, от одного родителя к другому, в поисках любви и понимания.Проблемы мальчика не разрешаются, а только накапливаются. Следует помнить, чтолюбовь — это не врожденное чувство, а приобретенное в процессе жизни. Любовь —это универсальное средство от всех болезней, а особенно психологических.Поэтому если родители по разным причинам не могут уделить ребенку многовремени, поговорить с ним о его проблемах, то следует хотя бы завести животное,чтобы ребенок реализовал свои нежные чувства, ухаживал за ним. Дружба и любовь— вот все, что нужно невротичному ребенку.
Негативное отношение кпрестарелым
В некоторых семьяхстарики становятся излишней обузой, на них выросшие дети срывают накопившеесязло. Необходимо помнить, что старики и маленькие дети психологически близкидруг к другу и нередко объединяются в негласный внутрисемейный союз. Последнийпункт является, по-моему, очень важным, в связи, с чем есть один пример.
Максима 9-ти лет. Онбыл излишне возбужден, в школе плохо успевал по математике, а дома без концадрался с братом, ругался с отцом. Главная психологическая проблема, по мнениюпсихолога, Максима связана с отношениями внутри семьи, но от прямых ответов навопросы мальчик уклонялся. Тогда психолог попросила его нарисовать свою семью.
Его картинка выгляделаследующим образом: в центре — мама, папа, он и его брат Никита, в правомверхнем углу — маленькая фигурка, съежившаяся на стуле возле огромного окна.«Кто это? — спросила я. — Наверное, это самый дорогой тебе человек?» Максимвдруг стал серьезным и тихо прошептал: «Это моя бабушка. Она очень добрая, нослабая. Ее все обижают, ругаются на нее. Никто не замечает, какая она хорошая идобрая. Я ее люблю, поэтому и защищаю. Ненавижу, когда Никитка ее обзывает, аотец не хочет, чтобы она сидела с нами за ужином».
Что тут можно сказать?!Психолог рекомендовала родителям Максима изменить отношение к бабушке.
На появление детскихневрозов страха оказывают влияние травмирующий опыт и стрессовые ситуации. Кним можно отнести смерть матери или отца (особенно в период дошкольноговозраста), развод родителей, землетрясение, наводнение, переезд на другое местожительства, перевод в новую школу.
Классные руководители и начинающие психологичасто задают вопрос: что делать с детьми, у которых родители страдаюталкоголизмом или наркоманией? Как ни странно, но количество страхов у детей изтаких семей значительно снижено. Этот факт в данном случае не говорит о раннемвзрослении таких детей, часто это связано с органическими нарушениями головногомозга. Поэтому в подобных случаях скорее необходимо психиатрическое, а непсихологическое.
Детские страхи обычноимеют своеобразную «поддержку» со стороны родителей — обычно ребенокиспытывает те же страхи, что и мать — в прошлом или настоящем. Дети оченьчувствительны, поэтому, когда мать, интуитивно или сознательно, стараетсяоградить их от ситуаций, которые ее пугали или пугают, в их душе поселяетсятревога и, как следствие, — страх. Очень часто мать своим чрезмерно беспокойнымповедением заражает ребенка страхом, например, ушибиться и заболеть.
Очень часто избыточноеколичество страхов у ребенка — результат недостаточной эмоциональностиродителей, их излишней строгости. Особенно опасна в этом плане ситуация, когдародитель того же пола, что и ребенок, очень суров, а родитель противоположногопола — мягок. Например, строгая мать и податливый отец для девочки, и наоборот,мягкая мать и строгий отец для мальчика. Ребенок обычно идентифицирует себя соднополым родителем, именно его поддержка и одобрение наиболее значимы и ценныв глазах ребенка, если же механизм естественной поддержки и одобрениянарушается, то у ребенка снижается самооценка, он чувствует себя ненужным инеудачливым, что, конечно, является плодородной почвой для возникновенияразнообразных страхов.
Поводом для страховстановятся и нереализованные угрозы — отдать в детдом, позвать буку, дядю ит.п.
При этом особенноподверженный угрозам возраст — младший дошкольный, страшим дошкольникам,наиболее неприятны и даже опасны оскорбления, которые также снижают самооценкуребенка. Кроме того, большую роль в возникновении страхов может сыграть испугили психическое заражение, когда ребенок узнает от сверстников, что чего-то«надо» бояться.
Обычно возрастныестрахи существуют после возникновения в течении 3-4 недель, это, так сказать,норма. Если же в течении это времени интенсивность страха возрастает, то речьуже идет о страхе невротическом. Ему характерны большая эмоциональнаяинтенсивность, напряжение, длительность.
Страхи могут расти исуществовать вплоть до взрослого возраста.
Разумеется, этонеблагоприятно влияет на формирование характера и приводит к возникновениюреактивно-защитного поведения (избегание объекта страхов, а также всего новогои неизвестного).
На фоне невротическогостраха возможно появление других неврозов, астении (повышенная утомляемость,нарушение сна, учащенное сердцебиение и т.д.).
Обычно невротическиестрахи связаны со страхами родительскими и трудно устранимы, основные из них — страх перед одиночеством, темнотой, животными.
Если вы заметили что-топодобное у своего ребенка, не тяните, обратитесь к детскому психиатру илипсихотерапевту, запускать этот процесс нельзя.
До 9-10 лет тревожностькак черта характера еще обратима, периодическое мягкое управление страхаминеобходимо, иначе постоянный сильный страх в детстве прейдет с возрастом вфобию.
 
1.4 Выводы
 
Таким образом, тывидим, что фобия – это очень серьезная проблема. Многим людям фобии простопортят жизнь. В психиатрии фобией принято называть патологически повышенноепроявление реакции страха на тот или иной раздражитель. Фобия — это сильновыраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённыхситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результатеразвития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определенныхобъектов, видов деятельности или ситуаций. Фобия это интенсивный,нереалистичный страх, который может мешать способности социализироваться,работать и взаимодействовать с людьми и предметами в повседневной жизни. Он привязанк определенному объекту, человеку или ситуации.
Фобии могут возникать,как вследствие заболеваний, так и в детском возрасте, так уже и во взросломвозрасте.
Различают 3 основныхвида фобий: 1. простые, которые возникают при взаимодействии с предметами, 2.Социофобия — страх сделать что-нибудь публично, 3. Агорафобия, основанного настрахе перед незнакомыми местами. Также выделяют: детские, подростковые,родительские фобии. Таким образом, проблема фобий очень актуальны.
фобия причина возникновениевоздействие

2. Детские страхи ифобии. Лечение фобий
 
2.1 Борьба с фобиями
Понятно, что спроблемой фобий нужно бороться. Но возникает вопрос, можно ли. Ну если и небротся с ними, то воздействовать на них можно. Выделяют 2 основных способавоздействия на фобии:
1.  Терапевтическое(с помощью медицинской помощи).
2.  Психологическое(психологическое воздействие)
Помимо традиционныхсредств лечения таких как бета-адреноблокаторы, антидепрессанты, прочиеуспокоительные средства, и терапии поведения, большой теоретический ипрактический интерес представляет терапевтический эффект медитации. Терапия повосстановлению душевного и психического равновесия фокусируется на измененииВашей реакции на предмет или ситуацию, которые вызывают у Вас страх.Постепенное знакомство с причинами Ваших фобий может научить Вас побеждать своистрахи. Например, если Вы боитесь летать на самолёте, то Вы сможете добитьсяпрогресса в терапии, если перейдёте от мыслей о полёте, к действиям: начнётесмотреть на фотографии самолётов, сходите в аэропорт, посидите в самолёте и, вконце концов, полетите куда-нибудь. Некоторые авиакомпании предлагают программыпомощи для тех, кто боится летать. Таким образом, группа людей, объединённаяодним страхом, может сидеть вместе в самолёте, но этот самолёт никогда невзлетит, так как является своего рода тренировочной декорацией.
На Западе медитация ужедавно применяется как средство саморегуляции, психокоррекции, терапии ипсихотерапии. В основе такого применения медитации лежат данные о том, что этатехника оказывает положительное воздействие на психосоматические нарушения, связанныесо стрессом и тревожностью. Проведено большое количество работ, изучавшихвозможности применения медитации для уменьшения страхов, фобий, стрессов игипертонии.
Все исследованияотмечают успешное воздействие медитации при самых различных синдромах: страхезакрытого пространства, экзаменов, одиночества, сердечного приступа, приневрозах тревоги, при хронических болях различной природы, при реабилитациипосле тяжелых заболеваний, например, инфаркта, при таких психосоматическихзаболеваниях, как бронхиальная астма. Интересны эксперименты, оценивающиевозможность применения медитации для снятия тревожности.
Справитьсяс фобией можно еще и другими способами. Для этого человеку нужно гнать от себявсе страшные, негативные, неприятные ему мысли. Когда же воображение начинаетрисовать страшные картины будущего, необходимо попытаться эту «картинку»перевернуть и сделать так, чтобы она стала жизнерадостной и веселой. Необходимодумать о хорошем, приятном и настраивать себя на позитив. Бороться со своими страхами и не давать им закрепляться всознании.
Чаще всего,чтобы побороть свой страх, необходимо с ним встретиться лицом к лицу.
Согласитесь,что все люди, которые страдают теми или иными видами фобий, просто избегаютситуаций, которых больше всего боятся. Например, если человек боится замкнутогопространства, он не заходит в лифт, не закрывает двери. Если боится воды, тоизбегает купаний в море. Если боится темноты, у него всю ночь включен свет. Нострах можно победить, необходимо только перестать его избегать!
Есличеловеку не удается избежать своего страха, и он понимает, что в определеннойжизненной ситуации начинает впадать в панику, то ему нужно попытаться как-то отвлечься и расслабиться.Например, многим помогает чтение или пение.
Кто-тоначинает считать или громко разговаривать. Главное – следить за своим дыханием.Оно должно быть глубоким и ритмичным.
«Если тыдействительно хочешь, чтобы облако исчезло из твоей жизни, тебе ни к чемуразводить вокруг этого столько шума. Тебе надо лишь расслабиться и убрать егоиз своих мыслей. Вот и все».
Ричард Бах. Начало формы
Со страхами нужно бороться.Пытаться избавиться от боязни и тревоги, ведь эти чувства мешают нормальножить, радоваться приятным событиям и чувствовать себя уверенней в любойситуации. Если трудно справиться со своими страхами самому, лучше всего обратитьсяк психологу, который поможет забыть обэтих переживаниях. Переключайте отрицательные мысли наположительные. «В состоянии фобии у человека появляются неприятные мысли истрашные картины в воображении, которые в свою очередь запускают физическиесимптомы, — объясняет д-р Мануэл Д.Зейн, основатель и директор клиники длялечения фобий в Медицинском центре больницы в Нью-Йорке, а также доцентклинической психиатрии в Нью-Иоркском медицинском колледже. — Вы должныдопустить, чтобы вам стало страшно, но попытайтесь перейти от отрицательных мыслей,типа: „Эта собака меня укусит“ на что-нибудь реально положительное,типа: „Эта собака крепко привязана и не может сорваться“.
Встречайтесьсо страхом лицом к лицу. „Избегать того, чего вы боитесь, — значит непревозмогать свой страх, — говорит д-р Зейн. — Вместо этого можно достичьжелаемого контроля с помощью процедуры, называемой “лечениеэкспозицией», при которой вы мало-помалу подвергаетесь действию объектавашего страха и убеждаетесь в том, что того, что вы воображали и ожидали, в действительностине случается. Такая дозированная экспозиция может помочь вам привыкнуть,Например, предположим, что ваша фобия — пауки. Во время лечения экспозицией высначала можете посмотреть в лицо своему страху, обычно в присутствии другогочеловека, например на картинку с изображением пауков. Когда вы научитесь с этимсправляться, вы можете перейти к тому, чтобы глядеть на дохлого паука, затем наживого и даже подержать одного в руке. Каждый раз вы все еще можете чувствоватьнекоторый страх, но при такой экспозиции вы научитесь тому, что ужасные вещи,которые вы воображали, на самом деле не происходят".
Какбороться с приступом паники
«Ячувствовала себя так, будто стою в середине шестиполосного скоростного шоссе иавтомобили едут на меня со всех сторон» — вот так чувствовала себя26-летняя Танис каждый раз, когда пыталась выйти из дома. Танис страдалаагорафобией, наиболее частой из всех фобий, — страхом быть вдали от безопасногоместа или человека.
Толькомысль о том, чтобы выйти из дома, приводила ее в состояние парализующегопанического страха. 'Только что вы прекрасно себя чувствовали, затем вследующий момент как будто вот-вот умрете, — вспоминает она. — Физически моесердце начинало биться быстрее, подступала тошнота, меня била дрожь и я почтичто падала в обморок". Это признаки фобии в полном расцвете. Однако Танисудалось покинуть свой дом для лечения, и оно помогло. Сейчас она спокойновыходит из дома. Вот некоторые из приемов, — она обучалась им во время лечения,которое помогло ей стать свободной.
Распознавайтеприступ заранее. «Если наступает приступ паники, распознавайте егозаранее, — советует она. — У вас они были раньше, поэтому вы знаете, что неумрете. Вы справлялись с ним раньше и сможете сделать это снова. Внушение — вотключ».
Будьтеснисходительны к себе. «Как правило, страдающие фобией обычно строги самик себе, но вы не должны быть таким, — отмечает Танис. — Когда вы собираетесьпройти через лечение экспозицией (встретить поэтапно лицом к лицу свой страх),будьте снисходительны к себе. Похвалите себя, потому что вы сделали это, дажеесли это привело к приступу».
Продвигайтесьмедленно. «Начинайте медленно, но проводите лечение экспозицией понемногукаждый день. Разработайте план, поставьте перед собой цели на 8 недель и на 16недель. Если вы справитесь со своей фобией один раз и другой, она и в самомделе станет условной, и вы сможете все сделать снова, как обычныйчеловек».
ПоверьтеТанис. Когда мы позвонили ей домой в первый раз, чтобы взять интервью, намсказали, что Танис нет дома.
Отвлекитесь.«Когда вы чувствуете, что вас охватывает страх, займитесь тем, с чемможете справиться; например, считайте обратно от 1000 по 3, читайте книгу,громко разговаривайте или делайте глубокие вдохи на счет, — советует д-р Зейн.— Когда вы отвлекаетесь, занимаете свои мысли чем-то другим, вы снижаете своювовлеченность в мысли и образы, вызывающие страх, тело успокаивается, и высохраняете контроль над собой».
ИзмеряйтеСВОЙ страх. «Проведите оценку силы своего страха по шкале от 0 до 10, —предлагает д-р Зейн. — Вы найдете, что острота вашего страха непостоянна, чтоона идет то вверх, то вниз. Опишите мысли или действия, которые заставляют егоувеличиваться или снижаться. Знание этих точек, увеличивающих и уменьшающихстрах, может вам помочь научиться их контролировать».
Глядитесквозь розовые очки. «Используйте мысли, фантазии, действия, от которых высебя хорошо чувствуете, чтобы отвратить себя от пугающих мыслей, — советует д-рЗейн. — Например, больше думать о высокой вероятности безопасного полета иудовольствии лежать на Гавайском берегу, чем зацикливаться и реагировать толькона маловероятные опасности полета».
Подбодритесебя. «Успешно действовать на уровне страха — это большое достижение, —отмечает д-р Зейн. — Успешно с ним справляться таким путем гораздореалистичнее, чем пытаться полностью изгнать свой страх. Каждое столкновение,которое вы преодолеваете при лечении экспозицией, должно оцениваться вами какличная победа и укреплять уверенность в себе и в своей способностиконтролировать ситуацию».
Избегайтекофеина. «Люди, у которых бывают повторные приступы страха, могут бытьчувствительны к кофеину, — предупреждает доктор философии Давид Х.Барлоу,директор клиники по лечению фобий и расстройств, профессор физиологии вУниверситете штата Нью-Йорк. — Кофеин повторно вызывает некоторые из симптомов,появляющихся во время приступа страха. Людям, склонным к приступам фобии, лучшеисключить кофеин из своей диеты».
Как толькостюардесса, идя по проходу, подходит к вам с картой напитков, вспомните, чтокофеин содержится не только в кофе. Он также есть в чае, некоторыхбезалкогольных напитках, таких, как кока, и в шоколаде.
Сожгитеэтот адреналин. «При приступах страха у вас в организме появляется избытокадреналина, а когда вы двигаетесь, вы его сжигаете, — говорит доктор философииКристофер Мак-Каллоу, директор Центра по лечению фобий в Сан-Франциско,Калифорния. — Пытаться сидеть спокойно и расслабиться — ошибка. Вам нужнодвигаться, чтобы сжечь адреналин, поэтому походите или делайте физические упражненияво время приступа».
Поиграйтемускулами. «Если нет возможности подвигаться, самое лучшее, что вы можетесделать, — это начать сжимать и разжимать мышцы своего тела. Напрягите большуюмышцу бедра, затем быстро отпустите, — предлагает д-р Мак-Каллоу. — Этот вид ритмическогонапряжения и ослабления также сожжет адреналин».
Никтоопределенно не знает, какова причина фобии. Одни специалисты считают, чтоприрода явления психологическая, другие — что биологическая. Но все больше ибольше доказательств в пользу того, что это сочетание того и другого.
Известно, что фобияимеет тенденцию передаваться по наследству. Если у одного из ваших родителейбыла фобия, у вас может быть предрасположенность к ней, но не обязательно к тойже самой.
Некоторые фобии болеесерьезны, чем другие. Если ваша фобия мешает вам жить, вы должны искатьпрофессиональную помощь. У кого вы будете ее искать, это так же важно, как ипоиск самой помощи. Важно, чтобы человек получил помощь от лица, котороепонимает, что такое фобия
Вот, некоторые методикилечения некоторых видов фобий:
— аэрофобия(боязнь летающих средств, полетов)
Лечение аэрофобиизаключается в обучении пациента навыкам релаксации и контроля собственногопсихофизического состояния, после чего, необходимым этапом являетсяэкспозиционная терапия. Для освобождения от аэрофобии, пациенту необходимо разза разом пережить под контролем психолога большое количество взлётов и посадок,тренируя навыки релаксации, пока его мозг не начнёт ассоциировать полёт срасслаблением, а не с паникой. Для создания атмосферы полёта при леченииаэрофобии сегодня применяются компьютерные технологи, в том числе виртуальнаяреальность (VRET — Virtual Reality Exposition Therapy). С помощьюспециального сложного компьютерно-оптического оборудования, страдающийаэрофобией пациент ощущает себя на борту самолёта, что необходимо для активацииего страха. После того, как страх активирован, можно приступать к отработкенавыков релаксации, повторяя виртуальный полёт раз за разом до полногоизбавления пациента от панической реакции. В некоторых случаях, если причинойаэрофобии является недостаток или наличие искажённой информации о безопасностиполётов, когнитивно-поведенческая психотерапия может быть так же эффективна длялечения аэрофобии.
— Агорафобия(боязнь открытых дверей, открытого пространства)
Лечение агорафобии безпанического расстройства в большинстве случаев ограничивается поведенческимиметодами психотерапии. Убедительных данных об эффективности лекарственнойтерапии агорафобии без панических расстройств нет. Тем не менее, при выраженномрасстройстве без панических атак рекомендуют кратковременное назначениетранквилизаторов (например, диазепама) на фоне продолжающейся психотерапии.
Во многих случаяхагорафобия может быть успешно излечена посредством постепенного процессаэкспозиционной терапии в сочетании с когнитивной терапией и, иногда,препаратами антидепрессантного и противоневрозного характера. Кпротивоневрозным препаратам относятся бензодиазепины, такие как алпразолам. Кантидепрессантам относятся, по большей части, препараты, которые повышаютуровень серотонина: сертралин, пароксетин и флюоксетин. Лечение для агорафобиии приступов паники ничем не различается.
Экспозиционная терапияможет дать положительный результат большинству пациентов с расстройствамипсихики и агорафобией. Целью такой терапии должно быть исчезновение побочных исубклинических проявлений агорафобии, а не просто исчезновение приступовпаники.
Из поведенческихметодов при лечении агорафобии наиболее широко применяют «метод наводнения».Врач вместе с больным составляет список ситуаций, наиболее вызывающих страх, впорядке возрастания интенсивности страха. Врач постепенно вводит больного в этиреальные или воображаемые ситуации, начиная с той, которая вызывает наименьшийстрах. Постепенно больной приобретает опыт пребывания в этих ситуациях, неиспытывая при этом страха или тревоги, что приводит к ослаблению симптомоврасстройства. Поведенческую терапию часто сочетают с методами мышечнойрелаксации, медитации.
Как альтернативныйспособ лечения может применяться гипноз.
— Арахнофобия(частный случай зоофобии, боязнь членистоногих (преимущественно паукообразных),относится к числу самых распространённых фобий. Причём у некоторых людейгораздо больший страх может вызывать даже не сам паук, а изображение паука)
В качестве терапиипротив отравляющей жизнь арахнофобии хорошо зарекомендовала себя, как и привсех прочих фобиях, поведенческая терапия. На первом месте находятся формыконфронтационной терапии. Лечение заключается в том, что пациент напрямуюсталкивается с причиной своего страха — пауком. Он общаетсянепосредственно с пауком, вплоть до прикосновения к птицеедам или паукам тогоже размера. Очень важно при этом выдержать, преодолеть страх, чтобы потомсказать себе: это было вовсе не так страшно. Если избегать источника своегостраха, то фобия может только усилиться. Многие люди, в прошлом страдающиефобией, после успешно проведенного лечения, держат пауков в качестве домашнихпитомцев (гиперкомпенсация страха). Следует отметить, что опытные разводчикипауков не советуют впадать в крайности: брать пауков на руки; возможна сильнаяаллергическая реакция на волоски пауков. Менее эффективный способ леченияарахнофобии — специальные компьютерные программы в которых пациентуприходилось контактировать с пауками. А так же игры в которых необходимоуничтожать паукообразных существ (психологи проводили эксперименты с игрой«Half-Life»).
— Клаустрофобия (психопатологическийсимптом, фобия замкнутых или тесных пространств. Считается, наряду с агорафобией,одним из самых распространенных патологических страхов).
Для снятия проявленийклаустрофобии обычно используются антидепрессанты.
Методы психотерапииклаустрофобии те же, что и для других видов фобий. В частности в рамках бихевиоризмапредлагается следующий метод:
Пациент обучаетсянавыкам релаксации, контроля своего физического стресса и блокировки негативныхмыслей.
Поэтапное погружениепациента в пугающую его ситуацию. [3]
Клаустрофобия,возникающая в очень тесных пространствах (например когда человека зажалогде-либо, если он застрял в трубе, дымоходе и т.д.), является нормой. Этозащитная реакция организма, которая возникает в угрожающих жизни условиях.

2.2 Воздействие нафобии (страхи) в детстве
На каждом из этаповсвоего развития дети испытывают различные страхи, которые различны для разныхвозрастов:
— от рождения до 6месяцев малышей способен напугать громкий и неожиданный шум, любое быстроедвижение со стороны другого человека, падение и потеря поддержки.
— от 7 месяцев догода малыша пугают уже определенные громкие звуки (например, шум пылесоса),практически любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки,высота. Для многих малышей источником страха является отверстие стока в ваннойи душ.
— дети от 1 до 2 летмогут бояться разлуки с родителями, незнакомых людей, травм, засыпания и сна(ночные кошмары).
— источником страховдетей до 3 лет являются отвержение со стороны родителей, незнакомыхровесников, смена обстановки, изменение порядка жизни. Помните об этом, отдаваясвоих малышей в садик, ваше категоричное поведение может привести к тому, что возрастнойстрах закрепится. Специалисты советуют определять детей в садик либо до 1,5лет, либо после 3, поскольку период с 2 до 3 лет является во многом критическими трудным для малышей. Кроме того, детей этого возраста пугают угрожающие инепонятные объекты большого размера — краны, машины.
— дети с 3 до 4 летначинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Именно в этомвозрасте родители наконец-то решают, что их ребенок уже не так уж мал чтобыспать рядом с родителями, и, выключив в комнате свет, покрепче закрывают дверьв детскую. Это очень тяжело для ребенка, ибо именно в темноте ребенокпроецирует свои дневные страхи, которых у него, поверьте, немало.
— в 6-7 летапогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируетсячувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, чтожизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают и это касается и его семьи.Кстати, именно в этом возрасте дети довольно часто переживают первую семейнуюутрату — начинает уходить из жизни старшее поколение.
— 7-8-летниедети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать ихпожеланиям и ожиданиям.
— дети с 8 лет большевсего боятся смерти родителей.
Хочется повторить, чтовышеперечисленные страхи — возрастные, в идеале они должны проходить поистечении определенного времени, однако у эмоционально чувствительных детей онимогут трансформироваться и закрепляться. Самый бесстрашный возраст — у девочекв 3 года, у мальчиков — в 4 года.
Таблица «Детские страхи(норма)».
/>

Можно заметить, свозрастом количество страхов у детей увеличивается, при этом у детей изнеполных семей страхов больше, особенно у мальчиков, живущих с матерями. Этосвязано с тем, что ребенок не имеет положительного примера родителя того жепола и чувствует себя неуверенно, самооценка у него занижена. То же касается идетей из неблагополучных семей, и детей из семей, живущих замкнуто. Наиболее жестрахам подвержены старшие дошкольники и девочки.
Обратимся к таблице«Детские страхи (норма)». Здесь приведены данные исследования М. Кузьминой«Детский невроз страха». Для каждой половозрастной группы количество страховмною строго регламентировано.
Звездочкой (*) отмеченыстрахи, которые, обычно испытывают дети соответствующего возраста.
Психологам следуетобратить особое внимание на следующие «кризисные» возрасты: 3–4 года, когдаобщее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает, 6–7лет, 11–12 лет.
Сложным «кризисным»периодом, как видно из таблицы, является семилетний возраст. Причем длядошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения,а для школьников — другие, более взрослые — социальные: опоздать в школу,смерти родителей.
Следует знать, что с 12лет количество страхов должно сокращаться. Нормальный ребенок к 16–18 годам недолжен испытывать подобных страхов.
Наличие страхов в 16–18лет говорит о психологической незрелости личности, склонности к депрессиям. Большоеколичество страхов указывает на наличие невроза или фобии.
Воздействие:
Реакция родителя настрах должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но ичрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов. Попробуйте обсудитьс ребенком его страх, попросите его описать чувства и сам страх. Чем большеребенок будет говорить о страхе, тем лучше — это лучшая терапия, чем больше онговорит, тем меньше боится.
Попробуйте переубедитьребенка бояться чего-либо, но не преуменьшайте страх, а поделитесь своимопытом, если он имеется, посоветуйте что-либо. Можно придумать сказку иразработать с ребенком комплекс мероприятий по борьбе со страхом. Например,ребенок, боящийся, что-то кто-то ночью влезет в его окно, придумал целуюисторию про то, как он победил незваного гостя с помощью игрушечного ружья,которое для такого случая всегда было наготове. Однако ребенок должен старатьсяпридерживаться разработанных правил. Если страх выраженный, то бороться с нимнадо дробно. Например, если ребенок боится собак, для начала стоит сходить вгости, где есть маленький щенок и поиграть с ним, потом, возможно, съездить наптичий рынок и т.д.
Разумеется, старайтесьповысить самооценку ребенка, поддерживайте успешные для него виды деятельности,всегда умейте тактично оценить успехи ребенка в преодолении страхов. Помните,что прямой вопрос опасен — он может спровоцировать рецидив. Всегда старайтесьготовить ребенка к приближающейся угрожающей ситуации, обеспечьте ему надежнуюзащиту, но не делайте ее избыточной.
В психотерапиисуществует множество методик снятия страхов, но мы остановимся на наиболееэффективных и простых.
Рисованиестраха
Невротичный ребенокдолжен изобразить свой страх на листе бумаги. Это задание выполняется дома втечение двух недель. На повторном занятии ребенку предлагают подумать иизобразить на обратной стороне этого же листа, как он не боится данного страха.Таким образом бессознательный страх выводится на уровень сознания, и, размышляянад своим страхом, ребенок самоизлечивается.
Бывают случаи, когдадети отказывались рисовать на обратной стороне листа. При этом они говорят, чтострах очень сильный и они не знают, что нужно сделать, чтобы от негоизбавиться. В подобных случаях психолог в присутствии ребенка может взять листс изображением страха и сжечь его со словами: «Вот видишь, от злого чудищаосталась маленькая горстка пепла, а сейчас мы ее сдуем и страх испарится». Этотнесколько мистический прием работает на редкость безотказно, его можноиспользовать несколько раз до достижения необходимого эффекта.
Сочинениерассказа на тему страха
В этом случае задачапсихолога — приблизить ребенка к реальности, для того чтобы он осозналабсурдность своего страха. Осуществляется это через введение в рассказэлементов юмора.
В моей практике(М.Кузьмина, психолог) былапациентка Кристина восьми лет, которая боялась медведя. По представлениюдевочки, он мог ночью влезть в окно второго этажа и загрызть ее. У Кристины былнарушен сон, аппетит, возникли школьные проблемы. Вместе с Кристиной мырисовали медведя на бумаге, а я попутно рассказывала ей о поведении этогоживотного в условиях дикой природы, тайги. На одно из занятий я принесларепродукции с картин русских художников, рисовавших медведей. Кристина судовольствием слушала, как я в лицах читала басни Крылова «Медведь в сетях»,«Трудолюбивый медведь», стихотворение «Топтыгин и лиса». Кристина отметила, чтово всех сказках медведь представлен в образе неудачника, милого глупца,которого немного жалко.
Затем мы вместесочинили рассказ о том, как медведь ночью отправился на свидание к медведице изаблудился. Он попробовал влезть в чужое окно, но не смог дотянуться и свалилсяв сугроб, набив большую шишку. Кристина громко смеялась, слушая эту историю ещеи еще раз. Теперь ее уже больше не пугал большой, злой медведь. Проснувшисьночью, она вспоминала эту шутку, улыбалась и спокойно засыпала.
Использованиеигры, небольших представлений и инсценировок
На занятиях в группахдетям предлагают сочинить сказку или придумать страшную историю. Их можноначать словами: «Жил-был...» или «Однажды...». Дети с неврозом страха, какправило, придумывают истории с печальным концом. Задача психолога заключается втом, чтобы проиграть их сюжеты в группе. Но настаивать на этом не нужно,ребенок сам должен предложить свой рассказ для постановки. Затем авторраспределяет роли и начинается представление.
Во время занятий вгруппе детей четвертого класса один мальчик написал рассказ о том, какразбойник залез ночью в дом и убил всех членов семьи. Во время спектакля другоймальчик, игравший разбойника, отказался играть по предложенному сценарию инеожиданно предложил новый сюжет. Он пробрался в комнату, где жили родители, инечаянно наступил на спящую собаку. Она залаяла, и все проснулись. Но посколькуразбойник был один, а домочадцев было много, он с позором бежал, забыв дажеприхватить награбленное. Все было разыграно очень темпераментно. Даже самавтор, не принимавший участия в представлении, довольно улыбался.
В группах детей болеестаршего возраста можно использовать сценки из реальной жизни. Они должны бытьнебольшими и в форме диалога. Один герой отрицательный, а другой —положительный. При этом дети могут просто импровизировать на предложеннуюпсихологом тему: «Вас остановил милиционер», «Вы ждете на улице приятеля, а егодолго нет, и вот наконец он появляется», «Ссора с другом» и т.д.
Использованиефильмов ужасов
Несмотря на спорностьэтого метода, он вполне применяем. Обязательное условие — фильм должен бытьточно по теме страха (например, страх перед ураганом или наводнением) и сположительным концом.
«Открытая война» сострахом
Случай из практики.Дима, 12 лет, пострадавший от взрыва дома в Москве (осень 1999 г.). Поописанию родственников, это — тихий, уравновешенный мальчик, любимый друзьями иучителями. После случившейся трагедии он боялся оставаться дома один, ездить влифте, боялся узких, замкнутых помещений.
Успешность лечения вподобных случаях зависит от внутренней готовности ребенка к преодолению своихпроблем, к ведению с ними «открытой войны». Во время занятий Дима ложился напол и накрывал себя сверху одеялом. Постепенно увеличивалось время егопребывания в искусственной изоляции от нескольких секунд до 15–20 минут. Так,постепенно, ребенок научился бороться со своим страхом, переживать его. Затемна занятия пришла бабушка, и все, взяв одеяло и посадив внутрь Диму,раскачивали его. Дима громко кричал: «Я ничего не боюсь! Я сильный! У меня всеполучится!»
На групповой терапиибыла придумана незатейливая игра. Дима стоял в центре круга из 10 человек. Егозадачей было бороться со всеми и вырваться за пределы круга. Применение данногопсихологического приема работы со страхами стимулируют в ребенке смелость,уверенность в себе и своих возможностях. Кроме этого, Дима понял, что он неодинок и все его друзья готовы оказать ему помощь и поддержку.
Фантазирование
Не у всех детей страхивыражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка превалируетнеопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность эмоций. В такихслучаях невротичного ребенка можно попросить закрыть глаза и пофантазировать натему «Как я представляю свой страх». Не только представить, как он выглядит иего размер, но и чем он пахнет, каков страх на ощупь. Ребенку предлагают побытьэтим страхом и рассказать от его имени о своих ощущениях, зачем данный страхпугает людей. Пусть ребенок от имени страха расскажет самому себе, кто он, как отнего избавиться. Во время диалогов надо следить за сменой интонации ребенка,ведь именно здесь могут промелькнуть важные воспоминания, касающиеся егоосновных внутренних проблем, с которыми в дальнейшем необходимо работать.
Все описанные вышеметоды рекомендую применять не в отдельности, а комплексно. Нужноимпровизировать, подходить к каждому ребенку индивидуально. Пусть он самвыберет, что ему больше по душе — рисование, сочинение рассказа илиинсценировка страха. Это прекрасное начало для дальнейшей откровенной беседы сребенком о его внутренних проблемах и переживаниях.
Однако, лечение ребенкабез терапии родителей чаще всего не приносит положительных результатов. 90%всех страхов детей порождены семьей и стойко поддерживаются ею.
 
2.3 Выводы
 
Как видно изпоказанного, с фобиями бороться можно. Это конечно же можно как с помощьюврачебного вмешательства, использование антидеппресантов, так и с помощьюпсихологического вмешательства. Все психологи сходятся во мнении, что основнымметодом лечения является непосредственное взаимодействие с источником фобии.Также очень важна борьба с детскими страхами, ибо именно в детстве возникаетнаибольшее количество страхов. И для взрослых, самое главное, вовремяобнаружить и не допустить развития страхов.

Заключение
 
Фобии — непременноесопровождение нашей жизни, как камни на дороге. Конечно, страхи бывают разные:большие и маленькие, цветные и черно-белые, детские и взрослые… Диапазон фобийнеобычайно широк и ограничивается разве что нашей фантазией. Не даром есть стариннаярусская поговорка «У страха глаза велики». Есть страхи, которыеестественны по своей природе и являются нормальной реакцией на негативноесобытие или следствием полученной информации. Например, страх возвращатьсяженщине одной по неосвещенной улице достаточно объясним и понятен. И было бынеразумно проводить работу по избавлению от этого страха. Это не только неограничивает ее жизнь, но и позволяет ей из оправданных опасений не подвергатьсебя лишний раз риску. Но есть те, которые мешают нормальному течению нашейжизни, вносят в нее ограничения, заставляя нас испытывать крайне неприятныечувства. Так, например, панический страх оказаться внутри замкнутогопространства или страх остаться одному.
Как я не раз говорил, сфобиями нужно бороться. Причем необязательно прибегать к помощи лекарств. Самоеглавное, иметь постоянное взаимодействие с источником страха. Лечениепроводится постепенно, и при участии других лиц, которые помогают проводитьметодику лечения.
Фобии бывают ивременные, они со временем проходят. Но если они не прошли, то тут уже надозадуматься и начинать немедленное лечение.
Фобии (а точнее самистрахи) нужно выявлять в детстве, ибо именно в детстве, их еще можно вылечить.Не просто так, при лечении фобий, возвращаются именно в детские годы.
Говоря о детскихстрахах и их проявлении, необходимо понять, что при этом считать нормой, а чтопатологией. В отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов,которые могут испытывать дети от рождения и до достижения 16-18-летнего возраста. Марина Кузьмина считает, что психологам следует обратить внимание наследующие “кризисные” возрасты: 3-4 года, когда общее количество страхов умальчиков снижается, а у девочек возрастает, 6-7 лет, 11-12 лет. Сложным“кризисным” периодом является семилетний возраст. Причем для школьников в этомвозрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения. Иногда особуюпредрасположенность к страхам старшие школьники обнаруживают при наличииконфликтов между родителями.
Для школьников –соответствуют более взрослые страхи – социальные: опоздать в школу, смертьродителей. Следует знать, что с 12 лет количество страхов должно сокращаться.Нормальный ребенок к 16-18 годам не должен испытывать подобных страхов. Наличиестрахов в 16-18 лет говорит о психологической незрелости личности, склонности кдепрессиям. Большое количество страхов указывает на наличие невроза или фобии.Она определила невроз страха, прежде всего, как любые количественные отклоненияв показателях страхов для каждой половозрастной группы. Например, длявосьмилетних мальчиков количество страхов в норме должно быть шесть, длядевочек такого же возраста – девять. Если у восьмилетнего ребенка количествострахов превышает данные показатели, то это, значит, присутствует патология впроявлении страхов – детский невроз страха.

Список используемыхисточников
 
1.Нордонэ Д. Страх, паника, фобия/Дж. Нордонэ – Москва: Психотерапия, 2008, — 348[1].
2.Байкова И. А. Клиника и современная терапия тревожных рассторойств/ — Минск,БелМАПО 2009, 34с.
3.Тревожное фобическое расстройство детского возраста/ И. А. Хрущ. – Мн. БГМУ,2004, 18с
4.Комплексная терапия фобических расстройств у детей/ Мин. Гос. Мед. Ин-с. – МН,1999.
5.www.boimsya.ru/
6.raut.ru/article/vidi_fobij.html
7.www.bienhealth.com/articles/phobia_list/
8.Щербатых Ю.В. Ивлева Е.И. «Психофизиологические и клинические аспекты страха,тревоги и фобий». Воронеж. Истоки. 1998.
9.Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии.- 1989г, -N 4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.