Реферат по предмету "Психология"


Формирование сплоченности коллектива

Программа коррекционно — развивающих занятий для воспитателейв рамках работы по психологическому сопровождению педагогического коллектива «Формированиесплоченности коллектива».
Номинация«Лучшая коррекционно – развивающая программа, программа элективного курса попсихологии» или «Лучшая разработка психологических мероприятий для родителей,педагогов».
Аннотация.Программа, направленная на формирование сплоченности коллектива, формированиекоманды Пояснительная записка
Общение, взаимодействие людейпроисходит в разнообразных группах. По характеру и формам организациидеятельности выделяют такие уровни развития групп:
1.        ассоциация –группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимымицелями (группы друзей);
2.        кооперация –группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой,межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижениютребуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном видедеятельности;
3.        корпорация –группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки,стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счетдругих групп;
4.        коллектив –устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей соспецифическими органами управления, объединенных целями общественно-полезнойдеятельности и сложной динамикой деловых и личностных взаимоотношений междучленами группы.
Очень важно ведущемусоциально-психологического тренинга видеть структуру межличностныхвзаимоотношений в коллективе, что бы уметь найти индивидуальный подход к членамколлектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива.Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно,проходя ряд этапов:
1.        социально-психологическаяадаптация – активное приспособление к педагогической деятельности и вхождения вновый коллектив, усвоение норм, правил, требований, традиций данногоучреждения;
2.        выявлениедейственного актива коллектива – организаторов коллективной деятельности,пользующихся авторитетом у коллектива;
3.        высокий уровеньсплоченности – благоприятный психологический климат, доброжелательный фонвзаимоотношений, эмоциональное сопереживание.
Положение человека в коллективеопределяется не только индивидуальными особенностями характера, личности самогочеловека, но и особенностями коллектива.
В малосплоченном коллективе статусличности зависит во многом от уровня общительности. В сплоченных коллективах, вкоторых выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большеймере определяется ее деловыми и моральными качествами.
В целом хочется отметить, чтовзаимоотношения с руководителем, психологический климат педагогическогоколлектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления,реализуемого руководителем.
Когда в коллективе создан комфортныймикроклимат, его участники обретают уверенность, стремятся работать и творить.
Коррекционно-развивающая программа состоит из 3 блоков:
1.        диагностический –изучение психологического климата педагогического коллектива, выявление стиляуправления коллективом;
2.        формирующий –социально – психологический тренинг «Формирование сплоченности коллектива»;
3.        контрольный –повторная диагностика.
Программа состоит из 8 занятий. Онареализуется на протяжение 2-ух месяцев, занятия проходят раз в неделю,продолжительностью 1,5 часа каждое занятие.
Задачи коррекционно-развивающейпрограммы:
1.        снять психическоеи физическое напряжение воспитателей;
2.        обучить основнымприемам коллективной работы;
3.        развиватькоммуникативные и организаторские способности;
4.        повышатьсамооценку воспитателя;
5.        развиватьуверенность в себе.
Принципы, лежащие в основекоррекционно-развивающей программы:
-   учет индивидуальных,возрастно-психологических особенностей педагога;
-   принцип системности;
-   принцип программированного обучения;
-   деятельностный принцип коррекции;
-   принцип комплексности методовпсихологического воздействия;
-   принцип усложнения;
-   принцип учета эмоциональной сложностиматериала.Тематический план№ занятия Содержание Время выполнения упражнения Общее время
.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.          Приветствие
2.          Основные принципы работы тренинговой группы
3.          «Имя и эпитет»
4.          «Обмен местами»
5.          «Имя на ушко»
6.          «Я — это я!»
7.          «Числа моей жизни»
8.          «Кто родился в мае»
9.          Рефлексия эмоционального состояния
10.         Прощание
1.   Приветствие
2.   «Темп»
3.   «Уникальность каждого»
4.   «Разговор в двойном кругу»
5.   Рефлексия эмоционального состояния
6.   Прощание
1.   Приветствие
2.   «Японская бабочка»
3.   «Воображаемый мяч»
4.   «Считаем до 10»
5.   «Синхронное движение»
6.   «Сложите шерстяное одеяло»
7.   Рефлексия эмоционального состояния
8.   Прощание
1.   Приветствие
2.   «Спиной к спине»
3.    «Машина с характером»
4.   «Любопытная история»
5. Рефлексия эмоционального состояния
6. Прощание
1. Приветствие
2. «Карнавал зверей»
3. «Красная шапочка и серый волк»
5.   «Круг доверия»
6.   «Абстрактные картинки»
6. «Сидим без стула»
7.   Рефлексия эмоционального состояния
8.   Прощание
7.   1.Приветствие.
8.   2. «Массаж»
9.   3. «Я падаю!»
4. «Пусти корни»
5. «Летний дождь»
6. «Образуйте круг»
7. Рефлексия эмоционального состояния
8. Прощание
1.   Приветствие
2.    «Выглядим комично!»
3.    «Сочиняем вместе»
4.   «Бережливый муж»
5.    «Растопи круг»
6.   Рефлексия эмоционального состояния
7.   Прощание
1.               Приветствие.
2.               «Бревно»
3.               «Иди ко мне!»
4.                «Доверительное падение»
5.               «Круг доверия»
6.               «Поддерживаем друг друга»
7.               «Большие шаги»
8.               Карусель
9.               Рефлексия эмоционального состояния
10.             Прощание
7
3
10
10
5
5
15
15
20
2
3
10
30
20
20
2
3
10
15
10
10
15
20
2
3
5
20
40
20
2
3
15
10
15
20
10
20
2
3
10
10
10
10
15
20
2
3
10
20
20
15
20
2
3
10
10
10
10
5
5
10
20
2
1 ч. 30 мин.
1 ч. 25 мин.
1 ч. 25 мин.
1 ч. 30 мин.
1 ч. 30 мин.
1 ч. 20 мин.
1 ч. 25 мин.
1 ч. 25 мин.
Занятие 1
Цель занятия: введение в групповую работу.
1.         Ритуалприветствия.
«Я могу вам предложить несколькоритуалов приветствия, которые приняты у разных народов. Мы с вами должнывыбрать один, для того чтобы каждое занятие начиналось с него:
-          объятие итрехкратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
-          легкий поклон,руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
-          рукопожатие ипоцелуй в обе щеки (Франция);
-          легкий поклон, соскрещенными на груди руками (Китай);
-          легкий поклон,ладони сложены перед лбом (Индия);
-          поцелуй в щеки,ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
-          простоерукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
-          мягкоерукопожатие обеими руками, касание только пальчиками (Малайзия);
-          потереться другоб друга носами (Эскимосская традиция).
Но вы так же можетепридумать ритуал.
2.         Основныепринципы работы тренинговой группы.
3. «Имя и эпитет»
Группа рассаживается по кругу. Одиниз участников представляется остальным и подбирает по отношению к себекакой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что иимя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержатьпреувеличение. Например: «Гениальный Геннадий, активный Анатолий, буйныйБорис».
4.         «Обмен местами».
Два участника меняются местами. Входе обмена говорят друг другу что-нибудь приятное. Группа усаживается в круг,ведущий – в центре. Ведущий спрашивает у любого участника, взглянув ему вглаза: «Можешь ли ты поменяться со мной местами?» Это предложение обязательнопринимается. Участник поднимается со своего места, идет навстречу ведущему.Приветственное рукопожатие, какой-нибудь краткий позитивный комментарий: «Мненравится твоя улыбка». Ведущий занимает освободившийся стул участника, а тоткак новый ведущий предлагает другому члену группы поменяться с ним местами.Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник хоть один раз не побываетведущим.
5.         «Имя на ушко».
Оставьте в сторону столы и стулья,чтобы можно было свободно передвигаться по помещению. Сначала участники ходятпо комнате и приветствуют друг друга необычным способом: шепчут на ухо каждомувстречному свое имя. Это нужно делать так, будто передается драгоценная тайна,о которой больше никто знать не должен. Предупредите игроков, что в одинпрекрасный момент они услышат звон колокольчика, это будет сигналом: надоостановиться и ждать новых указаний. Когда каждый игрок пообщается примерно споловиной участников, позвоните в колокольчик. Скажите, что теперь нужно сноваходить по помещению, но на этот раз сообщать на ухо партнеру его имя. Забытоеили неизвестное имя игрока не должно стать основанием для уклонения от встречи.Тот, кто не знает имени, шепчет другому на ухо: «Я хотел бы узнать, как тебязовут». Игра заканчивается со звоном колокольчика.

6. «Я — это я!»
Оставьте всторону столы и стулья, чтобы можно было свободно передвигаться по помещению.Предложите членам группы двигаться по кругу. Для начала каждый выбирает темп,который на данный момент кажется ему наиболее подходящим. Теперь участникидвигаются особым образом: они топают сначала правой ногой, затем – левой, потомделают маленький прыжок. Эти движения сопровождают следующую фразу: «Я(притоптывание правой ногой) – это (притоптывание левой ногой) имя рек(подпрыгивание на месте)». На выполнение задания дается 2 минуты. Соберитечленов группы вместе. Группа выстраивается в круг, вы становитесь в центре.Теперь все вместе повторяют то же действие в общем ритме, так чтобы возникрезонанс. Сначала действия проходят с меньшей энергией и все произносятключевую фразу негромко. Потом интенсивность выполнения задания увеличивается.
7. «Числа моей жизни».
Группа усаживается в круг, каждыйучастник задумывает число, которое имеет значение в его жизни. Это может бытьзнаменательная дата, телефонный номер, возраст, номер дома, число членов семьии т.д. Когда участник задумает число, он пишет его очень большими цифрами налисте бумаги. Все по очереди выкладывают свои листки на пол в центре круга, адругие члены группы должны за 2 минуты постараться отгадать, почему это числотак важно для соответствующего участника. Под конец он сам разъясняет группезначение этого числа.
8. «Кто родился в мае…»
Группа рассаживается по кругу.Объясните участникам, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой онисмогут лучше узнать друг друга. Вы называете личностное качество или описываетеситуацию и просите участников, по отношению к которым справедливо высказывание,выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие иснова садятся на место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами».Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний:
-у кого голубые глаза-трижды подмигните;
-чей рост превышает 1 м 70 см, пусть изо всех сил крикнет: «Кинг Конг!»;
-тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
-кто родился в мае, пустьвозьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;
-кто любит собак, триждыпролайте;
-кто любит кошек, триждыпромяукайте;
-те, у кого есть черныедетали одежды, получают особое задание, они должны сказать соседу справа, чтоникогда в жизни не пожелают такой же прически, как у него;
-у кого есть замужняясестра, пусть скажет соседу слева, что это его не касается;
-кто пьет кофе с сахароми молоком, загляните себе под стул;
-у кого есть веснушки,пробегите по кругу;
-замужние опишите ввоздухе большую восьмерку рукой;
-пусть единственныйребенок своих родителей поднимется на стул;
-тот, кого принуждалиприйти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: «Я не позволюсебя заставлять!»;
-у кого есть собственныедети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);
-кто считает себялюбознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;
-кто изредка мечтал статьневидимым, закройте лицо ладошками;
-тот, кто умеет играть накаком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажется как это делается;
-кто находит, что иградлится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скреститьруки на груди и громко крикнуть: «Хватит!».
9. Рефлексия эмоциональногосостояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что оничувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легковыполнять, где возникали трудности и т.д.
10. Ритуал прощания.
Участникитренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глазаи улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.

Занятие 2
Цель занятия: создание доверительных отношений.
1.         Приветствие.
2.         «Темп».
Группаусаживается на полу тесным кругом. Они вытягивают ноги вперед, чтобы их ступниобразовывали маленький круг в центре. Ведущий садится в середину этогомаленького круга и берет свернутую газету. Каждый участник называет свое имя.Ведущий, сидя в центре, выкрикивает имя  любого члена группы. И сразу же вследза этим он пытается хлопнуть по ногам того участника, чье имя было произнесено.Задача участника -быстро отдернуть ноги и выкрикнуть следующее имя. Еслиназванный участник замешкался и его успели хлопнуть по ногам до того, как онвыкрикнул имя другого члена группы, он становится ведущим. Ведущим  становитсяи тот, кто отдернет ступни, даже если имя его не назвалось, или выкрикнет имя,которого в группе нет.
3.         «Уникальностькаждого».
Игроки сидятпо кругу, у каждого наготове бумага и карандаш. Акцентируйте внимание на том,что каждый человек уникален и неповторим. У всех свои особенности, жизненныйопыт, пристрастия и т.д. Совокупность целого ряда факторов  и создаетнеповторимую личность. Пусть сначала каждый игрок попытается охарактеризоватьто, в чем он уникален. Например, неожиданные факты ( я – одна их тройни);кулинарные способности (я замечательно готовлю уху); интересный жизненный опыт( я прожил год в Берлине); особые награды ( я получала медали за спортивныедостижения); особые интересы ( я прекрасно разбираюсь в литературе русскогозарубежья). Попросите участников написать на листе бумаги свои имена иприбавить новую необычную интересную или просто важную характеристику, котораяподчеркивает их индивидуальность. Соберите записи и прочтите их одну за другой.Каждый раз делайте небольшую паузу и предлагайте группе определить игрока,давшего себе такую характеристику. Если попытки несколько раз не даютположительного результата, соответствующий игрок встает, тем самым даваяпонять, что речь идет о нем.
4. «Разговорв двойном кругу».
Все игрокивыстраиваются в 2 круга лицом друг к другу. Пока играет музыка, круги двигаютсяв противоположных направлениях. Как только музыка смолкает, участникиостанавливаются. Таким образом из оказавшихся напротив друг друга игроковобразуются пары. Партнеры кратко представляются друг другу и заводят разговорна тему, которую вы им предлагаете. Для обсуждения в каждом следующем раундедается новая тема. Например: нечто важное, чему я научилась в прошлом  году; неудача,с которой я справилась за последние 5 лет; нечто, за что я благодарна; человек,у которого я многому научилась; иллюзии, с которыми я рассталась; что я хотелабы приобрести в результате занятий в группе. На обсуждение каждой темы дается 3минуты. В конце игры снова включите музыку, и пусть участники в течении 30секунд просто ходят под музыку.
5. Рефлексияэмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются,что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им былолегко выполнять, где возникали трудности и т.д.
6. Ритуал прощания.
Участникитренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глазаи улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.
Занятие 3.
Цель занятия:создание доверительныхотношений.
1.         Приветствие.
2.         «Японскаябабочка».
Поставьтестолы и стулья в сторону. Выберите участника, который будет играть роль «тори».«Тори» — это по-японски «птица». Все остальные – «бабочки». Тори стоит сзакрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты,ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори. Время от времениодна из Бабочек останавливается перед Тори и слегка касается его ладоней. Торипытается поймать руку этого игрока. Как только Бабочка поймана, она тожестановится в круг, закрывает глаза и точно так же вытягивает руки с раскрытымиладонями. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующуюБабочку. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется только однабабочка.
3.         «Воображаемыймяч».
Отставьте всторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно встать в круг. Группеобъясните, что успех игры зависит  от того, насколько они смогутсосредоточиться, настроиться на других, поддержать чужую инициативу и проявитьсобственную активность. Назначьте кого-нибудь из участников игроком  №1. Дайтеследующие инструкции: «Чтобы начать упражнение игрок  №1 перебрасываеткому-нибудь воображаемый мяч. Так как воображаемого мяча у нас нет, игрок №1должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и материал мячаподскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок №1 должен назвать имя того,кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь». Например: игрок №1встречается глазами с игроком №2, произносит его имя и говорит перед броском:«Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга».
4.         «Считаем до 10».
Участникирасходятся по помещению. Они должны равномерно распределиться по комнате и ни вкоем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное длясебя место, он закрывает глаза. Цель упражнения: группа должна посчитать от 1до 10. При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать двачисла подряд (например,4 и 5), но в ходе игры каждый участник может назвать болееодного числа. Если несколько игроков назвали одновременно одно и тоже число,игра начинается сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегииигры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать. Если игра никак неладится, подбодрите участников, чтобы они чувствовали себя напряженно. Играпродолжается до тех пор, пока группа получает удовольствие.
5.         «Синхронноедвижение».
Цель игры:все участники должны синхронно выполнять разнообразные движения, при этомпостоянно ведущего нет. Группа только работает слаженно, когда каждый ее членможет исполнять функции как руководителя, так и подчиненного. Сначала участникирассаживаются на стульях. Затем без предварительной договоренности и непереговариваясь  все должны начать двигаться. Главной задачей игроков являетсясинхронное выполнение движений в отсутствие явного руководства со стороныотдельных участников. Это упражнение на отражение (подражание). Каждый участникделает то, что делают все остальные. А лучше, если движение будут неторопливыми,даже замедленными. Каждый игрок должен по возможности пытаться удерживатьвзглядом всех. Проведите тренировочный раунд, во время которого участникиостаются сидеть на своих местах и выполняют различные движения, например,поворачивают голову направо, налево, снова замирают, глядя прямо. Когда простыедвижения начнут удаваться, игроки могут пробовать двигаться по помещению.Важно, чтобы участники не разговаривали. Пусть члены группы ответят наследующие вопросы:
-    Насколько хорошо удавалось держать вполе зрения всю группу?
-    Насколько легко менять роли ведущегои ведомого?
-    Чувствовали ли вы себя вправезахватить инициативу в группе?
-    Какая роль для вас более привычна –ведущего или ведомого?
6.         «Сложитешерстяное одеяло»
Игрокиразбиваются на команды по 4 человека в каждой. Настройте их на работу с помощьютакого рассказа: «Прекрасным летним днем вы все вместе собрались на морскомберегу. Вы расстилаете на песке шерстяное одеяло. Потом садитесь на него инаслаждаетесь солнцем, свежим воздухом и плеском волн. Но вдруг собираетсягроза. Вы уходите с побережья, но прежде должны все вместе сложить шерстяноеодеяло». Теперь  члены команд должны совместными усилиями «сложить шерстяноеодеяло». На всю операцию дается 2 минуты. Если участники испытывают затруднения,добавьте 2 минуты.
7.         Рефлексияэмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются,что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им былолегко выполнять, где возникали трудности и т.д.
8.         Ритуал прощания.
Участникитренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глазаи улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.

Занятие 4.
Цель занятия:формированиесплоченности коллектива.
1.         Приветствие.
2.         «Спиной кспине».
Каждый игроквыбирает партнера, который вызывает у него интерес. Партнеры становятся спинойк спине (или садятся таким образом на пол). Важно, чтобы их спинысоприкасались, от предплечий до крестца. Объясните участникам, что эта игра на«отражение»: один делает спиной разные движения, а другой повторяет их какможно точнее. В первом раунде инициативу проявляет партнер меньшего роста.Движения, которые он выполняет, должны быть медленными, чтобы второму игрокубыло легко следовать за ними. После того как работа стала более или менееслаженной и партнерам удалось достаточно раскрепоститься, первый игрок можетделать чуть более быстрые и экстравагантные движения. Участники не должныпереговариваться. На выполнение задания отводится 2 минуты. Во втором раундеинициативу перехватывает второй партнер (2 минуты). В конце игры партнерыобсуждают полученный опыт: что получалось хорошо, что не совсем удалось, чтобыло неожиданным, насколько гибким и изобретательным был партнер?
3.         «Машина схарактером».
Вся группадолжна построить воображаемую машину. Ее детали – это только слаженные иразнообразные движения и возгласы игроков. При этом каждому участнику придетсявнимательно следить за действиями других членов команды. Во время игры нельзяразговаривать. Попросите одного добровольца (игрок №1) выйти на середину кругаи скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудьповторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать рукивверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годитсялюбое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь своидвижения сопровождать возгласами». Когда игрок №1 определится со своимидействиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволецможет стать второй деталью. Игрок №2, со своей стороны, выполняет движения,которые дополняют действия игрока №1. Если, например, игрок №1 смотрит вверх,поглаживает себя по животу и при этом  в промежутке попеременно говорит «ах,ох», то игрок №2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок №1 говорит «ах»,разводить руками, а при заключительном «ох», один раз подпрыгнуть. Он может приэтом встать боком к игроку №1, класть ему правую руку на голову и при этомговорить «ау», причем для своего «ау» выбрать момент между «ах» и «ох». Когдадвижения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к нимможет присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой детальюувеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной.Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а так жепридумать свое действие и возгласы. Когда задействованы все члены группы, Выможете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранной группойтемпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затемслегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов машина должнаразвалиться. Подведите итоги игры: смогла ли группа создать интересную машину?Функционировала ли машина некоторое время без перебоев?  Как вы продумывалисвои действия? Трудно ли было придерживаться одного ритма и темпа работы? Чтопроисходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся? Трудно ли былоразобрать машину? Как влияло на работу то, что нельзя было разговаривать?
4.«Любопытная история»
Необходимобумага и карандаш для каждого игрока. Цель игры: мини- команды должны сочинитьисторию, задействовав вою фантазию. Каждый игрок на карточке пишет любое слово,пришедшее на ум. Это может быть существительное, глагол, прилагательное,наречие. Карточки складываются, помещаются  в коробку и перемешиваются. Каждыйучастник вытаскивает карточку, но не смотрит, что на ней написано. Группыделятся на команды по 4 человека в каждой. Теперь членам команды предстоитобъединиться и сочинить историю так, чтобы  в ней были использованы все слова,имеющихся у них  карточек. Объем текста приблизительно страница. Готовыеистории должны быть названы и представлены в письменном виде (30 минут). Послеэтого команды собираются вместе и зачитывают свои историю. В конце игрыподводятся итоги: какие слова было трудно включить в рассказ?  Каким  былонастроение в команде во время работы? Доставило удовольствие каждому участникутворить вместе с другими? 
5.Рефлексия эмоционального состояния:участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что импонравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, гдевозникали трудности и т.д.
6.Ритуал прощания.
Участникитренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глазаи улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.
Занятие 5.
Цель занятия: формирование сплоченности коллектива.
1.Приветствие.
2. «Карнавалзверей»
 «Я хочу вампредложить игру, в которой вы станете одним из животных. У этих животных разныеголоса: у одних скорее тихий, у других — громкий, звонкий, глухой и т. д.Сначала мы вместе попробуем изобразить эти голоса: какой голос у комара? Какойголос у змеи? Какой голос у кошки? Какой голос у волка? Какой голос у филина? Какойголос у филина? Какой голос у медведя?
Теперь мызнаем голоса этих 7 животных. Встаньте в большой круг. Вы должны выбрать, какимименно животным вы будете. Чтобы облегчить вам выбор, давайте еще раз послушаемголоса животных, н в обратном порядке. Один из вас должен изображать голосживотного. Кто из вас прорычит голосом медведя? Помяукает кошкой? Поухает, какфилин? Пропищит комаром? Прошипит змеей? Поквакает, как лягушка? Провоетволком? А теперь выберете, каким зверем вы будете. Закройте глаза и в течение10 секунд походите по комнате в молчании. Двигайтесь медленно, стараясь ненатыкаться друг на друга.
Теперьпроизведите голос вашего животного. Используйте этот голос как призывной клич,поскольку ваша цель – найти всех животных вашего вида. Не открывая глаз и чуткоприслушиваясь, найдите тех членов группы, которые выбрали себе тоже животное,что и вы. Если же вы нашли «животное» с тем же голосом, дайте ему руку, идитедальше вместе, слушайте голоса других, чтобы найти своих «соплеменников». У вас2 минуты, чтобы найти родственников».

3. «Краснаяшапочка и серый волк».
Группаобразовывает круг. Красной шапочкой будет теннисный мячик, который они должныбудут передавать по кругу друг другу, от первого игрока к следующему. Краснаяшапочка бежит от Волка, который подойдет немного позже. Покажите мне, какКрасная шапочка спасается бегством… Теперь подойдет Злой Волк, им будет чутьбольший по размеру резиновый мяч. Злой Волк упорно бежит в том же направленииза Красной шапочкой. Если он настигнет Красную шапочку, то она должна будетповернуться  кругом и продолжить свое бегство в другую сторону. И еще: каждыйигрок имеет право изменить направление, в котором бежит Волк. Для этого, онпросто кричит  «Поворачивай!» Тогда Волк изменит направление своего движения иКрасная шапочка тоже должна изменить направление бега. Вы поняли, как всепроисходит? Можно усложнить упражнение: пусть в бегство от «Волка» — две«Красные шапочки». Их задача — убегать только от «волка», между собой они могутсколько угодно пересекаться.
4. «Кругдоверия».
Отодвинуть всторону столы и стулья, освободить место для упражнения. Цель игры: проверитьготовность членов группы обращаться друг с другом с уважением. Группавыстраивается в большой круг. Предложите участникам закрыть глаза, а рукидержать на уровне груди ладонями наружу. Они должны одновременно медленноперейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в серединекруга возникнет порядочная толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации,то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в оченьмедленном темпе. Когда группа успешно справиться с заданием, участники могутповторить эксперимент, попытавшись двигаться намного быстрее. Чем быстрее ониидут. Тем осторожнее приходиться быть. Призовите участников быть максимальновнимательными, чтобы никто не ушел домой в синяках.
Этоупражнение показывает, что по жизни можно идти по — разному (вовсе необязательно во что бы то не стало пробиваться к цели, расталкивая всех на своемпути), что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего,отнесутся к вам так же, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучшеостальных.  
5.«Абстрактные картинки».
Понадобятся несколько больших листовплотной бумаги, фломастеры. Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.Каждая команда группируется перед листом ватмана, который лежит на полу. Игрокикоманды должны все вместе нарисовать картину, причем участие каждогообязательно. Разрешается использовать только определенные геометрические фигурыили прямые линии. Каждый должен решить для себя, каков будет его вклад в общуюкомпозицию – круг любого размера или же прямые линии также любой длины. Игрокирисуют поочередно, при этом, каждый «новый художник» должен ориентироваться нато, что уже нарисовал его предшественник.
6 «.Сидим без стула».
Освободить место для проведенияупражнения, подобрать танцевальную музыку. Члены группы расходятся по комнате.Вы включаете музыку, и все играющие начинают двигаться в ее ритме. Когда музыкапрекращается (вы внезапно выключаете ее), участники как можно быстрее образуютпары: один игрок наполовину приседает так, чтобы к нему на колени мог сестьдругой игрок. Два участника, выполнившие это упражнение последними, выбывают изигры и садятся на пол.
7.Рефлексия эмоционального состояния:участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что импонравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, гдевозникали трудности и т.д.
8.Ритуал прощания.
Участникитренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глазаи улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.

Занятие6
Цель занятия: формирование сплоченности коллектива.
1. Приветствие.
2. «Массаж в кругу».
Упражнение выполняется под динамичнуюмузыку. Во время этого упражнения вся группа садится  в круг – затылок другдругу. Каждый кладет ладони на плечи впереди сидящего, после чего с закрытымиглазами начинает осторожно массировать голову, спину, плечи. Через 2 минуты всеповорачиваются на  180 градусов, не открывая глаз, теперь весь круг смотрит впротивоположную сторону. Теперь каждый может отблагодарить партнера за всехорошее, что он получил от него в первом раунде.
3. «Я падаю!».
Отодвинуть столы, стулья. Пол долженбыть застелен ковром. Участники игры прогуливаются по комнате. Неожиданно какой– либо игрок, закричав: «Я падаю!», начинает медленно опускаться на пол, либопадать вперед (ни в коем случае нельзя опрокидываться назад!). остальныеиграющие должны молниеносно поспешить ему на помощь и подхватить нуждающегося вподдержке игрока прежде, чем он коснется пола. Как только «падающий» игрокспасен, все участники игры расходятся по комнате, и действие повторяется снова.
4. «Образуйте круг».
Освободить место для игры. Членыгруппы стоят в произвольном порядке. Затем они закрывают глаза и, не говоря неслова. Начинают двигаться по комнате. Двигаться нужно медленно, чтобы избежатьрезких столкновений. Звуки шагов, дыхание, тепло, исходящие от других членовгруппы, — все это должно помочь участникам ориентироваться в помещении. Через 1– 2 минуты предложите участникам взять друг друга за руки. После этого онидолжны образовать замкнутый круг. Когда соберутся все участники, ведущийинформирует их о том, что круг полностью укомплектован. При необходимости онпомогает отдельным «потерявшимся» членам группы найти дорогу к кругу. К концеигры все одновременно садятся на пол, открывают глаза и кратко обсуждают своивпечатления.
5. «Пусти корни!».
 Каждому игроку нужны два партнера.Попросите участников выбрать себе партнеры игроков, которые родились в разныемесяцы. В тройках один из игроков становится между двумя другими – совершеннопрямо, руки вдоль туловища, кулаки сжаты. Партнеры подставляют под кулакистоящего в середине сложенные ладони и пытаются оторвать его т земли. Возможно,первая же попытка увенчается успехом. После этого они подают сигнал: «Готово,подняли!» и ставят игрока на пол. Теперь каждому стоящему в середине игрокунадо сказать следующее: «Сейчас ты можешь сильно озадачить своих партнеров:тебе предстоит пустить корни в пол. Закрой глаза и представь себе, что у твоихног есть корни, которые уходят глубоко в землю. Старайся дышать глубже ивообрази, что с каждым вдохом ты втягиваешь и пропускаешь через себя энергиюнеба. Она протекает через твое тело и уходит в землю под тобой. Ощути, как скаждым вдохом ты становишься спокойнее и тяжелее, проникаешь глубоко в землю.… Когда ты почувствуешь, что стал совсем тяжелым и крепко связанным с землей,кивком головы дай партнерам сигнал, что они могут во второй раз попытатьсяприподнять тебя». Во многих случаях окажется, что стоящего в середине игрокабольше не смогут приподнять, во всяком случае, сделать это будет значительнотруднее.
6. «Летний дождь»
Члены группы должны образовать какможно более правильный круг. Как только это удалось, все поворачиваютсянаправо, так что все игроки стоят друг за другом на расстоянии вытянутой руки.Расскажите группе, что каждый в этом упражнении может услышать шум и шорохлетнего проливного дождя. И чем лучше будет взаимодействие в группе, темпрекраснее будет ощущение от игры. Встаньте сами в круг вместе с группой ипродемонстрируйте движения, которые производят желаемые шорохи: положите ладонина спину впереди стоящего игрока, приблизительно в районе лопаток, и опишитеими круг. Возникший шорох соответствует ветру, предшествующему проливному дождю(фаза А); потихоньку начните нежно похлопывать кончиками пальцев по спинепартнера, чередуя при этом обе руки. Это начало дождя (фаза В); теперьначинайте барабанить ладонью по спине партнера (фаза С); вернитесь к фазе В;перейдите к фазе А; остановитесь, пусть руки спокойно полежат на спинепартнера. Объясните группе, что это упражнение дает потрясающий эффект, еслипри этом не все закроют глаза. Начинайте игру с фазы А. Стоящий перед вамиигрок «передает» это движение дальше – участнику, стоящему перед ним, и т. д.,пока оно не вернется к Вам. Когда вы почувствуете, как руки партнера совершаюткруги по Вашей спине, начинайте фазу В, и так далее, пока последовательность недойдет до конца (каждый продолжает выполнять движение, которое он чувствуетсвоей спиной, до тех пор, пока не получит новый сигнал).
7.Рефлексия эмоционального состояния:участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что импонравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, гдевозникали трудности и т.д.
8.Ритуал прощания.
Участникитренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глазаи улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.

Занятие7
Цель занятия: формирование сплоченности коллектива.
1. Приветствие.
2. «Выглядим комично!».
Попросите играющих забыть о грации иэлегантности и пройти по прямой линии один за другим, приложив  все силы ктому, чтобы выглядеть комично и даже безумно. Можно изображать необычных людей,героев кинофильмов и т.п. чем более причудливым и гротескным будет изображаемыйперсонаж, тем лучше. Пусть тот или иной игрок попробует пройти, как: звонарь сколокольни Нотр – Дам; годовалый ребенок; робот; деревенский дурачок;супермодель с мировым именем; марширующий солдат; человек с избыточным весом всто килограммов; граф Дракула; неряха и т. д.
Пока участники, дефилируя поодиночке, демонстрируют глубокое знание человеческих недостатков, особенностейи причуд, публика должна воодушевлять их и подбадривать.
Когда одиночные проходы по «подиуму»будут закончены, наступает очередь пар…Затем комичный «карнавал» продолжаютгруппы из трех человек. В конце игры вся группа объединяется в общем параде гротеска.После этого игроки награждают друг друга бурными аплодисментами и радостнымиулыбками.
3. «Сочиняем вместе».
Участники становятся в круг. Если вгруппе больше 16 человек, лучше разбить ее на подгруппы. Задание состоит в том,чтобы вместе придумать некую инструкцию. Один за другим участники произносят поодному слову, пока инструкция не будет закончена. Конец каждой фразы игрокиотмечают понижением голоса. Тема инструкции может относиться к областимежличностных отношений и содержать юмористический оттенок, например: каксделать, чтобы тебя не полюбили в группе; как рассердить своего руководителя;как восстановить против себя партнера; как сделать из детей маленькихразбойников; как найти любовницу для мужа; что можно сделать, чтобы спасти свой«брак»; как сделать, чтобы в тебя влюбились; как держать себя в хорошей форме ит. д. Члены команды должны договориться о том, в каком направлении – по часовойстрелке или против нее – они будут передавать друг другу слово. Доброволецначинает игру, его сосед присоединяет следующее слово.
4. «Растопи круг».
 Группа встает в круг и берется заруки. Доброволец входит в круг. Он должен – растопить круг своей теплотой. Кругвыпустит только того, кто сумеет найти добрые и приятные слова о ком – нибудь,стоящем в кругу, кто сумеет выразить свою теплоту, благодарность иливосхищение, самые лучшие человеческие чувства. А остальные – не имеют желаниявыпустить того, кто в кругу, но если вы верите в искренность его теплых чувствк вам, если, на ваш взгляд, человек искренне отдает вам свою душу, — вы можетеотпустить свои руки, обнять его и выпустить из круга. Если вы будете выпускатьчеловека легко, будет неинтересно: просто так его не выпускайте, пустьзаслужит. Дайте ему шанс: если человек действует на пределе своих возможностей– оцените это и выпустите его. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий вкруг встанет добровольно. На каждого водящего дается 2-3 минуты. Кто сделаетшаг вперед и войдет в круг, чтобы испытать себя?
5. «Бережливый муж».
Начните игру с краткого объяснения: «Зачастую людям, легко справляющимися с проблемами, нравится придумыватьмножество теорий, объясняющих действительность. Например, анализируя поведениечеловека, не ограничиваются одним только возможным мотивом, который мог быобъяснить те или иные поступки». Участники разбиваются на подгруппы по 4человека. Каждой команде выдается по фломастеру и листку бумаги. Сообщитекомандам задание: «Один бережливый муж с большим состоянием однажды изменилсвои привычкам и растратил много денег. Сколько причин вы можете найти длятакого поведения? Запишите свои идеи, которые появятся в течение четвертичаса».Затем они их зачитывают. 
6. Рефлексия эмоциональногосостояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что оничувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легковыполнять, где возникали трудности и т.д.
7. Ритуал прощания.
Участникитренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глазаи улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.

Занятие8
Цель занятия: Закрепление новых форм поведения,полученных знаний и умений.
1.Приветствие.
2. «Бревно».
Группа ложится на пол лицом вниз какможно плотнее друг к другу. Как только начнет играть динамичная музыка,человек, лежащий первым, начинает перекатываться по остальным лежащим на полу.Как только он докатился до конца, начинает катиться следующий и так все подряддруг за другом. После одного раунда, если есть желающие, они могут еще разпрокатиться по телам лежащих.
3. «Иди ко мне!».
Группа разбивается на пары. Одинпартнер закрывает глаза. Другой встает напротив него на расстоянии 2 метров. Как только один партнер закроет глаза, второй начинает медленно подходить к нему, покапервый не поднимет руки ладонями наружу и не скажет: «Стоп!». В заключении обаменяются ролями и повторяют эксперимент. Затем в течение нескольких минутпартнеры обсуждают то, что они испытали: что побудило «слепого» игрока сказать:«Стоп!»; насколько  близко позволяю другим подойти к себе; насколько близкохотел я подпустить к себе партнера.
4. «Падение на руки в паре».
Группа разбивается на пары. Одинвстает спиной к другому на расстоянии одного шага от него – и падает назад, аон встречает его на свои руки. Затем меняются ролями, и идет обсуждение: былолегко падать? Что останавливало? Легче падать или ловить?

5. «Маятник»
Упражнение аналогично предыдущему.Образовать круг из 8 человек лицом в центр, а в центре становится одинучастник, расслабляется, закрывает глаза и начинает падать назад, вперед, вбок– в любую сторону. Стоящие кругом мягко  его ловят и передают напротив или покругу так, чтобы у стоящего в кругу появилось ощущение колыбели или качания наволнах. Важно, чтобы составляющие круга встали надежно, с отставленной назадопорной ногой и готовыми, надежными и нежными руками. Обмен мнением:чувствовала ли группа доверие к ней? Качающийся описывает свои ощущения; можетуказать «лучшие» или «худшие» руки.
6. «Поддерживаем друг друга».
Участники делятся на пары.Партнерами  должны стать люди примерно одинаковых пропорций. Теперь они встаютдруг перед другом на расстоянии длины руки и берутся за руки крест – накрест.Обратите внимание группы на то, что в этом упражнении важна абсолютнаянадежность. Полностью сконцентрировав внимание друг на друге, партнерымедленно, под контролем ведущего начинают перемещать свой центр тяжести, онипереносят свой вес вперед, затем делают несколько крохотных шагов назад, такчто вес каждого удерживается благодаря противодействующему давлению другого.Когда напряжение становится предельным, пара на мгновение застывает в этойпозиции. Затем партнеры медленно и равномерно возвращаются  в вертикальноеположение, маленькими шажками продвигаясь вперед, пока не достигнут исходногоположения и каждый из них не сможет стоять самостоятельно. В конце игры ведетсяобсуждение.
7.«Большие шаги».
Группа становится в круг. Каждыйкладет руки на плечи соседа. Они все должны сделать пару огромных шагов  внаправлении центра круга, но только по команде. Готовясь к первому шагу, всевысоко поднимают левую ногу. Вы говорите: «Раз, два, три…Шагаем!», и группаделает первый шаг. При подготовке ко второму шагу все высоко поднимают правуюногу. Вы повторяете: «Раз. Два, три…Шагаем!», и группа делает второй шаг.Вполне вероятно, что в круге стало довольно тесно, но все – таки добавьтетретий шаг. Насколько возможно все поднимают левую ногу. Вы даете команду кпоследнему шагу. После этого все игроки окажутся плотно прижатыми друг к другу.
8. «Карусель».
Члены группы становятся в круг,положив руки либо на плечи, либо на пояс соседей. Все маленькими шажкамидвигаются направо, пока кто – нибудь не скажет: «Стоп!». Этот игрок произноситнесколько положительных фраз о прошедшем занятии. Он может назвать действия, которыеему понравились, отметить положительные качества всей группы или отдельныхучастников, свой собственный успех. Затем группа идет мелкими шажками налево,пока кто–нибудь опять не скажет: «Стоп!» и не выскажет положительные суждения огруппе. Аналогичным образом группа движется то вправо, то лево, пока невыскажутся все игроки.
9. Итоговая рефлексия.
Участники группы по очередивысказываются, подводя итог прошедших занятий. Они могут ответить на следующиевопросы: чему вы научились на занятиях? Что было непонятно? Над чем выразмышляете? За что благодарны игрокам и ведущему? Что вас не обрадовало? Чтовам мешало? Какие игры вы бы провели еще раз и т. д.
10 Ритуал прощания.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Восстановление здоровья педагога
Реферат Уголовно-правовые проблемы эвтаназии 2
Реферат Статистичне вивчення та прогнозування динаміки цін на промислову продукцію
Реферат Анализ и сравнение правовых систем семей современности
Реферат Лабораторная работа №2 по Delphi
Реферат Организация бухгалтерского учета, анализ и аудит на предприятиях малого бизнеса
Реферат Тактика предприятия оперативное планирование и ценообразование
Реферат Где жил и что изобрел Иван Петрович Кулибин?
Реферат Семьи несовершеннолетних осужденных как объект пенитенциарной социальной работы
Реферат Розкладання пектинових речовин Хімізм Збудники в анаеробних і аеробних умовах
Реферат Ïîä åãî ðåäàêöèåé âûõîäèë êîììåíòàðèé ê ãðå÷. ÍÇ («The Cambridge Greek Testament Commentary»), ê-ðûé âêëþ÷àë â ñåáÿ öèêë ââîäíûõ ñòàòåé èñàãîãè÷
Реферат Анализ внутренние механизмы формирования самооценки как полостного образования
Реферат Нейропсихологические основы телесного бытия человека
Реферат Правовая система Южно-Африканской республики
Реферат Составить программу обучения работе с клавиатурой