Реферат по предмету "Психология"


Формирование и развитее коммуникативных качеств учащихся образовательных учреждений в условиях туристско–краеведческой деятельности

Факультет: Педагогики ипсихологии.
.ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Формирование и развитее коммуникативных качеств учащихсяобразовательных учреждений в условиях туристско–краеведческой деятельности.
Содержание
Введение                                                                                                           4
Глава 1.
1.1.    Психолого-педагогическаяхарактеристика структуры личности       7
1.2.    Клубнаяорганизация туристско-краеведческой деятельности и её возможности дляформирования и развития коммуникативных качеств учащихся                                                                                                             16
Глава 2.
2.1. Влияние клубной организации туристско-краеведческойдеятельности на формирование коммуникативных качеств учащихся.                                  34
2.2. Влияние взрослых на формирование и развитеекоммуникативных качеств учащихся.                                                                                           42
2.3.Формирование духовного мира и культуры личности какнеобходимость для формирования развития коммуникативных качеств учащихся.        46
2.4. Экспериментальная часть: изучение влияния тревожности наразвитее коммуникативных качеств учащихся в процессе туристско-краеведческойдеятельности.                                                                                                     48
Заключение.                                                                                                   59
Список литературы.                                                                                      63
Приложения.                                                                                                 65

Введение
Актуальность: Современное состояние образованияхарактеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесспроявляется прежде всего в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е.подрастающее поколение рассматривается не как объект для педагогическихвоздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей,индивидуальными особенностями и т.д., общение между учеником и учителем ярассматриваю не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг надруга.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, актуальность данной работыобусловлена значимостью проблемы влияния педагога на развитие личности имежличностных отношений подростков, ее малой разработанностью; а также значимостьюи не разработанностью проблем коммуникации в туристско – краеведческойдеятельности.
Исходя из этого, я избралтемой: «Формирование и развитеекоммуникативных качеств учащихся образовательных учреждений в условияхтуристско – краеведческой деятельности».
Объект исследования: Развитее коммуникативных качеств в учрежденияхдополнительного образования.
Предмет исследования: Процесс формирования и развития взаимоотношенийучащихся образовательных учреждений в условиях туриско – краеведческойдеятельности.
Цель: Выявить влияние учреждения дополнительного образования, клубнойорганизации туристско-краеведческой деятельности как средства повышениякоммуникативных качеств учащихся.
Гипотеза: приступая к исследованию, япредполагаю, что эффективность формирования взаимоотношений учащихся учрежденийдополнительного образования повышается если:
-будут спроектированы наиболеезначимые качества личности, обусловливающие развитее коммуникабельныхспособностей учащихся. Такой проект качеств, самоуправляющих механизмовличности, включает: определенный уровень направленности, комплекссформированных общественно значимых потребностей и Я-концепцию;
-туристско-краеведческая деятельностьбудет организована в форме детско-взрослого объединения клубного типа –Общественного объединения. Возникающие в ходе такой организации расширенныевозможности коммуникабельных способностей проявляются в практике организацииучащимися экскурсий и массовых мероприятий, разработке маршрутов, выполнениифункции наставников, гидов-проводников, инструкторов, судей и др.;
Задачи исследования:
1. Определить наиболее значимыекачества личности, обусловливающие эффективность развития коммуникабельныхспособностей подростка.
2. Установить особенности воздействияклубной организации туристско-краеведческой деятельности на развитиекоммуникабельных способностей учащихся.
3. Обозначить условия эффективностиразвития коммуникабельных способностей в учреждении дополнительногообразования.
Методы исследования:
-теоретические — анализ литературы потеме исследования, моделирование и аналогия, изучение и обобщение практическогоопыта;
-эмпирические – педагогическийэксперимент, наблюдение, тестирование, собеседование.

Глава 1.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТЕЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
 
1.1.Психолого — педагогическая характеристика структуры личности
Современная педагогика все чащеобращается к подростку как субъекту учебной деятельности, как к личности,стремящейся к самоопределению и самореализации. Проблема эффективногоформирования и развития коммуникативных качеств личности актуализируютсясовременными социально-экономическими условиями. В связи с этим необходимоответить на вопросы: что представляет собой подросток как целостная личность?Какие структуры определяют его субъектные позиции? Какие качества следует унего развивать?
Личность как «содержательноеобобщение» высшего уровня (В.В.Давыдов). Личность – психическая, духовнаясущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:
-совокупность социально значимыхсвойств человека;
-система отношений к миру и с миром,к себе и с самим собой;
-система деятельности, осуществляемыхсоциальных ролей, совокупность поведенческих актов;
-осознание окружающего мира и себя внем;
-система потребностей;
-совокупность способностей,творческих возможностей;
-совокупность реакций на внешниеусловия и т.д.
Всё это образует содержательноеобобщение «личность».
При этом, в качествах личностисочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни(социальные) составляющие. По их соотношению в структуре личности различаютчетыре иерархических уровня-подструктуры, со следующими условными названиями(К.К.Платонов 1984).
1) Уровень темперамента включаеткачества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны синдивидуальными особенностями нервной системы человека.
2) Уровень особенностей психическихпроцессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений,восприятий, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительныелогические операции, называемые способами умственных действий (СУД).
3) Уровень опыта личности. Сюдавходят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те,которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин – ЗУН, и те,которые приобретаются в трудовой, практической деятельности – СДП (сферадейственно-практическая).
4) Уровень направленности личностиобъединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека кокружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основойего поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностныеориентации, морально-этические принципы и мировоззрение. Направленность (вместес потребностями и Я-концепцией) составляют основу самоуправляющего механизмаличности (СУМ).
Морально-этические и эстетическиевзгляды и свойства личности вместе с комплексом соответствующих ЗУНпредставляют сферу эстетических и нравственных качеств (СЭН).
Уровень опыта и уровень направленностиформируются в процессе жизнедеятельности человека, и определяютсясоциально-педагогическим воздействием. Туристско-краеведческая деятельность,привлекающая детей своей спецификой и широкой возможностью для проявленияхарактера, развития способностей, реализации своих позитивных потребностей исамоопределения, организованная педагогически целесообразно являетсядейственным средством формирования и развития коммуникативных качеств учащихся.Приобретенный детьми опыт познавательной, творческой, исполнительскойдеятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений является основанием дляформирования позитивной направленности: интересов, взглядов, убеждений,социальных установок, ценностных ориентаций, морально-этических принципов имировоззрения.
Управление и регулирование любыхпроцессов, в том числе и педагогических, основаны на принципе обратной связи:субъект управления (в данном случае-педагог) посылает команды исполнителю(объекту управления – ученику) и должен получить информацию о результате деятельности.Без такой обратной связи невозможно выработать дальнейшие корректирующие ипланирующие решения, достичь цели деятельности.
Человек по отношению к своейдеятельности является и объектом и субъектом управления; встречая на пути яму,он принимает решение, дает сам себе команду, обходит или перепрыгивает её, приэтом контролируя свои действия. Такое совмещение функций объекта и субъектауправления называют самоуправлением.
Человек — весьма совершеннаясамоуправляющаяся и саморегулирующаяся система. Уровень самоуправления – однаиз главных характеристик личностного развития.
Потребности – это фундаментальные свойстваиндивида, выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источником психическихсил и активности человека.
Потребности можно разделить на:
1.        материальные (в пище, одежде,жилье), духовные (в познании, эстетическом наслаждении);
2.        физиологические и социальные (вобщении, труде, общественной деятельности).
Направленность представляет собойсовокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов,ориентирующих действия и поступки личности.
Интересы – осознанная форманаправленности, служащая побудительной причиной действия личности.
Познавательный интерес – стремление кизучению, познанию объекта.
Социальный интерес – основа социальныхдействий индивидов или социальных групп, связанная с объективными условиями ихсуществования.
Убеждения, взгляды – субъективныеотношения личности к окружающей действительности и своим поступкам, связанные сглубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов,которыми человек руководствуется.
Социальные установки – готовность,предрасположенность к определенным социально-принятым способам поведения.
Ценностные ориентации – направленностьсознания и поведения на общественные, материальные и духовные ценности,предпочтительное отношение к тем или иным из них.
Мировоззрение – упорядоченная системавзглядов и убеждений личности.
 Я-концепция личности – это устойчивая, вбольшей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представленийличности о самой себе, на основе которой она строит своё поведение.
Я-концепция в основном определяетважнейшую характеристику процесса саморегуляции личности – её уровеньпритязаний, т.е. представление о том, какого «места» среди людей оназаслуживает.
Не менее важной в процессе формирования иразвития коммуникации учащихся является сфера эстетических и нравственныхкачеств личности. Тем более это актуально в туристско-краеведческойдеятельности. Последние десятилетия теория и практика обучения мало обращаласьк духовному, гуманитарному развитию личности, к формированию эстетических инравственных её качеств. Эти качества в значительной степени определяютсяэмоциональной основой.
Наши эмоцииотражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного переживанияжизненного смысла явлений и ситуаций. Они неразрывно связаны с важнейшимикачествами личности – её нравственным содержанием, характером мотивационнойсферы, эстетическими и нравственными ценностями, мироощущением. Эстетические инравственные нормы, понятия имеют социальное происхождение – формировались висторической практике человека и отражены в духовной культуре человечества, впроизведениях искусства, литературы. Глобальные задачи нравственного иэстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования – духовноеразвитие личности в процессе освоения различных видов искусства, приобщение ккультуре своего народа и народов мира.
Эстетическое воспитание – это воспитаниечувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни.Важнейшие его формы – приобщение к различным видам искусства: литературе,музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино.
Воспитаниенравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственныхценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти –свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд,любовь, доброта, экологическая культура, космическое сознание, вера, воля,добродетель.
Эффективное формирование и развитеекоммуникативных качеств учащихся невозможно без сложившейсядейственно-практической сферы личности (СДП). Она представляет собойсовокупность общественно необходимых знаний, умений, способностей, чертхарактера и других качеств, обеспечивающих успешность практической (трудовой,общественной, художественно-прикладной) деятельности человека.
Способы, которыми осуществляетсямышление, называются способами умственных действий (СУД).
Мышление представляет собой процессыпознания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решенияжизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего. Мышление –это процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нём знаний ипоступающей информации и получения результатов: управленческих решений,продуктов творчества, новых знаний. ЗУНы – хранящиеся в памяти эмоциональные изнаковые образы и их связи – являются базой, средством для мышления.
На школьном этапе развития личностиуровень СУД определяет так называемая «обучаемость» подростка, т.е. егоспособность к усвоению знания, учебного материала, возможность применятьиндивидуальную систему знаний, способность решать теоретические и практическиезадачи.
Из всех названных блоков качествличности можно выделить те, которые преимущественно формируются в результатесоциально-педагогического воздействия и те, которые обусловлены генетически.
К первым относятся потребности,Я-концепция, опыт, направленность.
Ко вторым темперамент, способности,характер, психические процессы.
Такого рода разделение позволяетконкретизировать характер тех или иных педагогических воздействий.
Таким образом, процессы формированияи развития коммуникативных качеств учащихся обусловливает системасамоуправляющих механизмов личности включающая три интегральных качества:
-потребности – познавательные,самоопределения, самоутверждения, самовоспитания, самообразования,самосовершенствования;
-направленность -  сформированныеинтересы, взгляды, социальные установки, ценностные ориентации, убеждения,морально-этические принципы, мировоззрение, опыт эмоционально-ценностныхотношений, опыт познавательной, исполнительской, творческой деятельности;
-Я-концепция – Я способен, Я могу, Язнаю, Я творю, Я управляю, Я образ. При этом важнейшей характеристикой процессасаморегуляции, самоопределения личности, её уровень притязаний определяетсяЯ-концепцией.

1.2. Клубная организация туристско-краеведческойдеятельности и её возможности для формирования и развития коммуникативныхкачеств учащихся
Клубы и клубная работа имеют в Россиибогатые традиции. С.Т. Шацкий (1878 – 1934) был первым в России организаторомклубов для детей рабочих в Москве (1905), летней трудовой площадки «Бодраяжизнь» в Калужской губернии (1911) и первой опытной станции по народномуобразованию – социальной педагогике (1919). Идея детско-подросткового клуба как«Школы жизни» развита С.Т. Шацким на основе принципа природосообразности ЯнаАмоса Коменского. Аналогичные формы работы использовали для детей и подростковнепривелигированных родителей Грундтвиг в Дании, Декроли в Бельгии, Френе воФранции, а у нас по-своему А.С. Макаренко и в доперестроечное время И.П.Ивановна основе коллективных творческих дел (КТД ).
Идеи С.Т. Шацкого привлекают именно«клубностью», взятой в культурно-образовательной перспективе формированияОбразов Я детей и взрослых в процессах труда, общения и конструирования жизни.
А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкий (1997)излагают идеи С.Т. Шацкого, сохраняя «голос» выдающегося педагога, вотнекоторые из них.
1.     Молодые –дворовые уличные подростки – стихийно объединяются социальным инстинктом, желаяиграть в жизнь взрослых, подражая им.
2. Все клубные «методики» должнысообразовываться с инстинктами подростков:
а) исследования;
б) работы;
в) движения;
г) выявления себя и собственного«Образа Я»;
д) подражательности.
3. Следует исходить из эгоизмаребенка, бороться за его истинную природу – индивидуальность исамостоятельность. Главное – собрать детей, кристаллизовать их вокруг себя,оформить в первичную группу, удержать и завлечь собственной энергетикой ипредметным делом.
4. Клуб начинается с мастерской, азаканчивается библиотекой. Подростки, живущие задачами мастерской, самиорганизуются: следует терпеливо и осторожно замечать и поощрять организационныеизменения. Важно, чтобы из самой жизни вытекала их организованность, невыливаясь в пошлости – секретарь, председатель…. Трения, полемики,индивидуальные эгоизмы рано или поздно сливаются в общий клубный интерес,который осознаётся и «называется» (методом проб и ошибок).
5. Клуб – это клубок детской кооперантности.Руководитель – не командир и начальник над детьми, а старший товарищ подросткам(в той мере, в какой клуб не есть общество детей, а сообщество детей ивзрослых).
Так же можно рассмотреть опытИ.П.Иванова – петербургского философа и практика опираясь на его книгу«Методика коммунарского воспитания». Важнейшими законами воспитания, поИванову, являются:
-целеустремленность (что мы хотим,какими средствами, каков результат);
-партнерство взрослых и молодых(диалог воспитующих и воспитуемых);
-гуманизм (диалогизм) воспитания(единство взаимоуважительности и требовательности).
«Забота» — сущность воспитательногопроцесса. «Забота» в наследии И.П.Иванова – это и метафора, фиксирующаясущность воспитания, и объяснительный принцип, позволяющий определитьсодержание воспитания, и критерий результативности воспитательных процессов.
а) «Забота» как принцип – этоинициатива, энтузиазм, характерные для настойчивого сознания воспитателя. Есливоспитатель знает, чего он хочет, имеет средства и техники достижения целей(«могу») или находится в их поиске – самообразовывается, либо приглашаетспециалистов, он в «заботе».
б) Содержательно «забота»определяется организацией, т.е. обратной связью со средой, в которойразворачивается коллективное творческое дело (КТД). На собраниях, заседанияхСовета клуба и т.д. извлекаются уроки на будущее из сделанного. «Разборполетов» здесь не самоцель, а средство усложнения заботы друг о друге. так КТДстановится для коллектива практикой проектирования, эффективность которой зависитот функционально-разделенной и кооперированной деятельности в параметрахразновозрастной коллективности.
в) Результативность «заботы» – можетбыть понята, когда «воспитатели вместе с воспитанниками и во главе их творческирешают общие жизненно-практические и учебно-воспитательные задачи по улучшениюсвоей и окружающей жизни на радость и пользу друг другу и окружающим людям –близким и дальним» (И.П. Иванов).
Забота – это радость плюс польза,осознаваемое участниками КТД напряжение, совместное участие, когда всем тепло ирадостно (хотим быть вместе!), а вместе с тем не утрачивается внятная иконкретная цель (результат КТД). Только одна радость – это пусть хорошее, нонеэффективное структурирование времени, когда каждодневный праздник утомляет. Инаоборот, общение без радости, но целеустремленное – это голоефункционирование, которые пусть «очень и для пользы», но без человеческоготепла и участия.
Среди форм образовательного общенияИ.П.Иванов выделяет :
-творческое общение (занимательность,эстафетность, поручения, развивающее обучение т.п.);
-содружество (образование в контекстежизненно-практической деятельности, организация обучения как КТД, рефлексивныесборки и т.д.);
-синтетические (ритуалы и обычаи,репертуары и роли повседневного общения, праздничные заботы, организацияпрактик, встреч и т.д.).
И.П.Иванов фиксирует циклическийхарактер проектирования, где циклы содержательно разворачиваются по этапамдиалогически-совместной деятельности взрослых и детей, перерастая как вовзаимную заботу друг о друге, так и в успешность и результативность КТД.
Подготовку ТКД можно представить так:
1. Предварительное проектирование(ядро, актив).
2. Детско-взрослое совместноеобсуждение проекта и планирование.
3. Распределение ответственности ипроведение КТД.
4. Совместное подведение итогов иближайшее последствие. Выход на новое
КТД (предварительное проектирование).
5. Новое моделирование. Проект КТД.
Педагогика клубной жизни радикальноотличается от монологической доктрины педагогики урока, предполагающейвластвующего и подвластных, где отношения «Я-Ты» работают по схеме:
«Я больше/меньше Ты»;
«Я хуже/лучше Тебя»;
«Я равен/неравен Тебе»;
«Я умнее/глупее Тебя»;
«Я – это не Ты, Я – враждебен Тебе»;
«Я знаю, Ты не знаешь» и т.д.
Принципы социально-педагогическойантропологии отличаются от идеологии монолога (педагогики урока) прежде всегобережным отношением к «Образу Я», что воспитывает сознание уникальности каждогочеловека, сознание коммуникативной природы истины, морали, красоты. Нет людейплохих, хороших, умных, глупых, злых и безобразных: есть языковые оценки,термины и маркеры, с которыми монологически отождествляются (или отождествляют– слепляют себя и других) люди.
Современная педагогика рассматриваетклуб как одну из форм объединения учащихся.
Клуб – объединение учащихся с общимиинтересами, созданное для проведения совместных занятий и совместного досугаучащихся с целью их разностороннего развития и для более массового привлеченияшкольников к работе клуба. Отличия клуба от других форм детских объединений можнопредставить в следующих принципах:
-разновозрастность членов клуба;
-наличие Устава, регламентирующегодеятельность клуба;
-руководство осуществляет выборныйколлегиальный орган – Совет клуба;
-наличие нескольких секций, групп;
-специфические атрибуты отличительностиклуба от других: символика, традиции, форма и др.
Предполагается что, подростокпроходит в клубе четыре ступени посвящения в коллективную совместность. Перваяи самая внешняя и необязательная (связанная с задачей аниматора «увлечь иудержать») – определяется его мотивом на общение со сверстниками, на интересныйпредметный или игровой досуг. Ребенок может зайти просто так. И так же простоуйти, если клубная атмосфера его не зацепит, если аниматор не сработает. Этаклубность как клуб встреч (КВ).
Вторая ступень более серьезная:ребенок идет в клуб «к своим», в группу – за проектной идеей и программами еёдостижения. Здесь все зависит от профессионализма организатора коллективных дели коллективных творческих дел, от интереса и напряженности событий. Это клуб поинтересам (КИ).
Третий клуб это клуб заботящихся друго друге людей переросших интересы группы и ориентирующихся на результаты во имячеловеческих взаимоотношений. Это клуб-сообщество (КС).
Четвертый клуб — это многопрофильноеучреждение (КУ), где работа строится фактически по школьной программе, аконтингент – прагматически ориентированные дети, подростки, молодежь.Коллективность здесь предельно разделена (как в учебном классе) или сплоченаобщей перспективой результата – тренером, педагогом, командой, перспективойпобеды.
Клубы, организованные на основетуристско-краеведческой деятельности и ориентированные на относительнозамкнутый социум – творческие объединения представляют собой объединения,включающие разные сущности, поскольку им присущи все функции, обозначенныевыше.
Воспитание так же можно рассмотреть вконтексте власти.
Любая позиция, если она есть,является сгустком власти – волей энергией отстаивать именно этот взгляд навоспитание. Власть и позиция – не собственность индивида. Власть позициипроявляется только в оппозиции к другой позиции, поэтому воспитание – это обменпозициями, проектами и самопроектами воспитания (других и себя). Только вгруппе, хотя бы из двух человек, возможны позиции. Следовательно, позиционныйобмен индивидов, обмен деятельностными позициями (что делаем, какимисредствами, каков будет результат?) составляет природу воспитания.
Воспитание нельзя понимать какформирование и социализацию индивида «воспитателями». Воспитание — обменпозициями (взглядами на воспитание) индивидов, властное настаивание на своёмили обмен себя на другого. Воспитание – это диалог «лицом-к-лицу» в ситуацияхнепосредственного общения.
Воспитание, понятое как диалог-обменвластью, позициями, самопроектами и смыслами ничьё. Как язык. Язык нельзясчитать своим. Воспитание ответственно, если работает не со своим или чуждым, ас чужим (ничьим). Проблемы воспитания – это проблемы «освоения» или«отчуждения». Ведь как только я что-то делаю, оценивая и расценивая действиядругого как принадлежащие мне и только мне (или наоборот), так сразу возникаетпроблема. Потому что другой в этот же самый момент делает то же самое.
Образование и воспитание – это путь,это странствие к собственному образу, где, говоря словами С.Гессена, пишется«образовательный роман», и он тем увлекательней, чем больше приключений. Вотпочему «существо основной проблемы внешкольного образования – это проблемастранствия человеческой личности в ее бесконечном пути к собственномусамоопределению». Ожидания в составе Образа Я выступают социальным творчествомновых форм самовоспитания и самоосознания жизни, характерном дляклубов-сообществ. Ф.Знанецкий и Т.Шибутани пишут: «Говоря о том, что индивид всоциальном круге играет назначенную ему роль, мы понимаем под этим, что круг, ион сам признают её в соответствии с признанным стандартом или личным образцом.Это значит, что в каждом круге, индивид является таким, каким его видит этоткруг, и он себя в этом круге. Его поступки, также как и поступки других вотношении к нему таковы, какими они должны быть по убеждению круга и егосамого».
Стандартизация образца стабилизируетОбраз Я, автоматизируя и делая привычным и ожидания, а значит и возможностьвзаимодействовать и сотрудничать. «Стандартизация ожиданий – вот что делаеткооперацию возможной даже среди незнакомых людей, стандартизация облегчаетсамоконтроль потому, что каждый может формировать Образы Я (образцы самогосебя), принимая точку зрения, общую всем участникам группы».
Стандартизируя свои ожидания,подросток снова и снова приходит в клуб; сам этот приход возможен, если егоожидания – чуда, тусовки со «своими», доброты и приветливости взрослых –подтверждаются, и раз от разу укрепляются. Сопоставляя реальный,здесь-и-теперь, Образ Я с образом идеальным – с тем образцом (как правило,собранном из характеристик авторитетных и значимых ему сверстников и значимыхвзрослых) который образует понимание себя в будущем, каким он хотел бы стать,подросток укрепляет или разрушает, повышает или занижает чувство компетентностии самооценку. Идеальный образ себя питается желанием одобрения.
Что такое идеальный «Образ Я»?Зигмунд Фрейд связывает его происхождение с реакциями ребенка на позитивныеоценки родителей, затем с оценками других ближних, далее – всех позитивнооценивающих, кто может и не участвовать затем в жизни подростка и юноши(концепция «Сверх – Я»). В любом случае именно «Образ Я» «является такженосителем Я-идеала, с которым Я соизмеряет себя, к которому оно стремится, чьётребование постоянного совершенствования оно стремится воплотить.» Образ Я –это пространство душевной жизни, напряжение устойчивого, знаемого о себе(прошлого), изменяемого «здесь-и-теперь», идеального себя в проекте, чтопозволяет более строго выделить в составе Образа Я следующие образования:
1)        образцыЯ-реального (образцы образованности и обученности (человечности) – какпривычное;
2)        прообразЯ-становящегося (новые знания о себе, смена форм сознания себя и жизни, а такжеобразцы поведения и переживания – образы авторитетных других);
3)        идеал Я-проектного(Я в проекте, интуитивная стратегия самоизменения, поиска и странствия – путь ксамому себе);
4)        границы Я иДругого (табу, запреты, достоинство «образа человеческого в каждом индивиде»(Л.П.Буева), пределы допускаемого и дозволенного, представление о которых – втой или иной мере – имеется у каждого ребенка и взрослого).
Ценными и важными для подростка, каксвидетельствуют результаты различных собеседований, являются четыре основныесферы отношений: в школе, в семье – дома и с родителями, с другими подросткамипо месту жительства, с «большим социумом» – за границами местожительства (и нетолько в пространстве переживаний, но и во времени жизни собственной души,когда подросток открывает для себя идеально-проективные модели поведения ипереживания, не свойственные местожительству).
Это представление можно выразитьсхемой: (схема № 1).
Миротношений подростка
/>
                   школа                                                           семья, родители
                   сверстники                                       «большой социум»    
         /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

Схема 1.
Схема наглядно иллюстрирует основныекоординаты / условия формирования «Образа Я» подростка: в каждом из частичноавтономных пространств коммуникации и взаимодействия подросток сталкивается собразцами поведения / переживания, проблемами взросления и самоопределения. Всеэти связи и отношения являются предметом работы педагогов клуба – педагоговдополнительного образования, организаторов КД, наставников, а также методистов,психологов и т.д. Схематизация четырёх измерений, позволяет, если брать их какпроблемы подростка и факторы становления его «Образа Я», создавать конкретныепланы работ, исходя именно из его интересов, а не только из специализациируководителя кружка.
Эти ответы помогают иначе взглянутьна главнейшую проблему современной педагогической антропологии – конфликт вподростковом сознании осознанных проектов себя и бессознательных – «теневых»проектов, на существование которых указывает Эрих Фромм. Он однозначнофиксирует, что осознанные проекты, связанные с ценностями индивидуальнойнезависимости, потребности в любви и признании, в сострадании, вере и надежде,и т.п. излишне идеологизированны, заговорены. Эти «самопроектам», которые помнению взрослых, обязательно должны исповедоваться молодёжью, противостоят«бессознательные» проекты, основанные на притяжениях собственничества,безразмерного потребления, высокого общественного положения любой ценой,развлечений каждый день, сильных и всё более необычных ощущений и т.д. «Расхождениемежду осознанными и неэффективными ценностями, с одной стороны, и неосознаннымии действенными – с другой, опустошает личность. Вынужденный действовать не так,как его учили, и приверженность к чему он исповедует, человек испытываетчувство вины, подозрительность к себе и другим. Это то самое несоответствие,которое подметило наше молодое поколение и против которого занялобескомпромиссную позицию». (Э.Фромм).
Попадание педагогического воздействияв «яблочко» именно бессознательных и действенных «идеалов и авторитетов», ихкритическая реконструкция – обсуждение, спор, полемика – в группе, публичноеотстаивание различных позиций на основе их прояснения (ответ на вопросы осамопроектах) – путь к формированию социально позитивного «Образа Я» подростка.Поэтому следует ещё раз подчеркнуть, что для формирования «Образа Я» важны нетолько взрослые, но и сверстники. «В подрастковом возрасте, — подчёркиваетР.Бернс, именно группа сверстников, а не семья выступают в качестве источникаобратной связи. Внешне обезличенные стандарты и социальные нормы оказываютнеизмеримо меньшее влияние на индивида по сравнению с межличностнымиотношениями».
Приходя в клуб, подростоксталкивается с различными репертуарами (повествованиями) описывающими какнеповторимые и уникальны «Образы Я» каждого, их предполагающими, так и ихдиалогические отношения.
Многослойные обменырепертуарно-ролевыми (повествовательными) наборами, особенно в разновозрастныхгруппах, а так же позиционно-ролевыми пробами отношений рано или поздностановится для него делом привычным. Повседневность этих обменов – оклики иотклики – постепенно кристаллизуются в закреплённых за репертуарными ролях,поскольку каждой роли в группе принадлежит свой типичный репертуар (мы ужеупоминали, что функциональное единство «роль-репертуар» образует позицию). Икогда происходит соединение репертуаров в роли, когда подросток в состояниизанять типичную для данной группы позицию «обобщённого другого» (так позициялидера может поочередно заниматься разными подростками), тогда возникаетпотребность в со организации: ясность и четкость понимания групповых позиций,существующих «как бы самих по себе» – критерий коллективности,организационного, т.е. социального творчества (и самоизменения, иной трактовкичетырёх составляющих Образа Я). Клуб КВ перерастает в клуб КИ и далее — в КС.
Ясно, что первичной объединяющей в«клубность» бессознательной установкой может быть «расплывчатый интерес» кпритягательности общения, энергетика полового созревания, «общий враг» – некие«они», родители, другие группировки подростков и т.д. Коллектив начинается сосмещения интереса с «врага» на реконструкцию собственных взаимоотношений(со-дружбы) и социальных условий её закрепления – на коллективную совместнуюдеятельность и далее – на заботу друг о друге и клубе.
Принцип диалога Образов Я в средовомконтексте клубного социума – это переформулировка принципа единства адаптации,обучения и воспитания, личностного роста и социализации как со-организованногообразования. Любая педагогика является не только набором методических приёмов,но реализацией стратегии образования в конкретных социальных обстоятельствах:педагогика – это рефлексивная реакция на социальный заказ, формирующий типобразования, ангажемент на тип образованности. В социальном и культурном контекстеклубной работы образовательная практика совпадает с педагогикойсоциально-клубной работы. Социальная педагогика как антропология воспитания,т.е. диалога Образов Я, обретает конструктивное значение в качествесо-организованного социального творчества – создания клубного уклада новыхобразцов образования и культуры, норм деятельности и согласительного диалога,общения и переживания себя, методов управления и самоуправления, способоввзаимодействия, сотрудничества и содружества в клубной организованности, сборкавсех тех антропологических реальностей, которые обеспечивают условия лидерскогосамостановления личности.
Такая педагогика противостоиттрансляционной педагогике урока, ориентированной на нормативно-информативноеусвоение предзаданных образцов, когда образование редуцируется к обучению, апроблемы социализации и адаптации остаются «вневедомственными». Это различиепринципиально для строительства отраслевых рамок социально-клубной работы.
Переход от образа Я к диалогуразлично-уникальных Образцов и, далее, к результату обменов-диалогов, взятомукак конструирование клуба, фиксирует один момент, связанный с адаптирующим,активно приспосабливающим, активно изменяющим среду клуба взаимодействиеминдивидуальностей детей и взрослых. Идеология клубности требует учёта другоговоспитывающего воздействия: не только индивид воспитывает группу, но и группавоспитывает индивида, социализируя его как члена клуба. Категория «обмен» какраз и отражает взаимодействие двух субъектов, двух рядов представлений, реальносуществующих как клуб – как «клубящаяся» реальность Образов Я,персонализированных в индивидуальных телах, которая пересекается икоммуникациирует с реальностью коллектива, сознанием и самопредставлением(самоописанием и самопроектированием) группы как «клубности» и реальностиуклада, чьё самостоятельное существование несомненно.
Образ клуба, его Уклад больше илизначимей составляющих его частей: совокупный эффект общины (атмосфера, дух,нормы коллектива, дозволенные – недозволенные образцы общения) составляет всёто, что мы называем «воспитание средствами коллективных коммуникаций».Социализация и возможна как коммуно- и социотерапия индивида.
Не секрет, что подростки и педагогидут в клуб за теплом, участием и пониманием, коих они лишены в семье, школе,не говоря уже об улице. Диалог, обмен, коммуникация образцами и «Образами Я»других в условиях свободно созидаемой социальной организованности иобщинно-коммуникативного пространства клубности – один из факторов позитивногозакрепления у человека Я-концепции и собственного Образа. Поэтому воспитание неможет не быть сценарно-событийным и организованным: воспитание и самовоспитаниев подростковом клубе — это организация значимых для детско-взрослойколлективности событий как коллективных творческих дел, творящих сам клуб.
Проектирование и конструированиеклуба (клубности) есть система воспитательных воздействий на личностьсредствами индивидуальных и коллективных коммуникаций, обменов ролями ипозициями в группе с целью актуализации и проблематизации присущих им «ОбразовЯ», смены форм восприятия и осознания жизни. Интегративный результат здесь один– новые формы социально-коммуникативной компетентности молодых и взрослых,являющиеся прототипами новой социальности, общего всем нам будущего.
«Хорошее в человеке приходитсяпроектировать и педагог обязан это делать». «Воспитывать человека – значитвоспитать у него перспективные пути». Эти две цитаты из наследия А.С.Макаренкохарактеризует не только становление Образа Я, но и клуба как социальнойреальности. Макаренко учил, что коллектив развивается в три этапа –«диктаторски», когда воспитатель сам организовывает события, дисциплинарнораспределяя исполнительские функции среди воспитуемых; когда воспитание«делится с активом» – роли и функции распределяются совместно с избраннымядром; третий этап – «самоуправление». Завершающий этап для становленияклубного коллектива самый важный, поскольку группа сама ответственнопроектирует собственное будущее, сообразуясь с интересами (образами Я) другдруга. Терапия, исцеление (целое – цель-целение) личности и группы общим делом,коллективным проектированием и целеполаганием, которое осуществляют в клуберазновозрастные дети, причем с участием взрослых и на равных – это и естьсамоуправление как обмен ответственностями. Идеологический принципкоммунотерапии опирается на наследие СШацкого, И.Иванова, К.Лоуренса и другихпедагогов, отстаивающих социальную педагогику партнерства, сотрудничества,диалога позициями Взрослых – педагогику ответственности и социальноготворчества.
Мы рассмотрели три принципапедагогической антропологии:
-Образ Я (образование и воспитаниекак сообразование себя с образцами, прототипами, идеалом и своими границами);
-диалог уникальных сознаний (обменрепертуарами и ролями как социальными позициями при сохранении собственнойуникальности);
-проектирование и конструированиесоциальности клуба (субъективное оформление клубного социума в единствевоспитания и самовоспитания, социализации и адаптации).

Глава2.
2.1.ВЛИЯНИЕ КЛУБНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТЕЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ
Вопрос формирование и развитеекоммуникативных качеств учащихся интересовал меня с 2000 года. Каковы условиядля эффективного развития положительных качеств учащихся, в каких формахорганизовывать деятельность учащихся, эффективно влияющих на личностноеразвитие подростков. На эти и другие вопросы в какой-то степени отвечает даннаяработа.
Представляется наиболее перспективнойи новой в процессах формирования и развития коммуникативных качеств учащихсятуристско-краеведческая деятельность, осуществляемая в форме общественногообъединения туристского клуба.
Общение-это многоплановый процесс развития контактов междулюдьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (определение, данноеА.В.Петровским).
Общение — специфическая форма взаимодействия человека сдругими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношениялюдей (определение, данное Л.Д. Столяренко).
Исходя из определений Л.Д. Столяренко и А.В. Петровскоголучшим способом формирования и развития коммуникативных качеств учащихся будетразновозрастное и разноплановое творческое объединение (коллектив) подростковсвязанных единой целью. Таким объединением может быть центр, клуб ведущийтуристско- краеведческую деятельность.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте являетсякоммуникативная, общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками подростокполучает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнениео нем коллектива, к которому он принадлежит. Сам факт принадлежности копределенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положениеподростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе,существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированностьподростка от группы, может вызывать угнетающее состояние и быть факторомповышенной тревожности.
Особым разделом формирования и развития у подростковкоммуникативных умений является:
а) умения переносить известные ему знания и навыки, вариантырешения, приемы общения в условия новой ситуации, трансформируя их всоответствии со спецификой ее конкретных условий;
б) умения находить решения коммуникативной ситуации изкомбинации уже известных подростку идей, знаний, навыков, приемов;
в) умения создавать новые способы и конструировать новыеприемы для решения конкретной коммуникативной ситуации.
Субъективный образ «Я» складывается в большейстепени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания являетсясамооценка, подросток активно «примеряет» на себя различныесоциальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждомуновому образу, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать насебя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых.Подростки, вправе ожидать от взрослых мудрых советов, при этом необходимовзаимное доверие. Они не будут доверять тем старшим, которые неискренни с ними.Честность и искренность ценятся больше всего.
Развитый детско – юношеский коллектив представляет собойнеобходимое условие формирования и развития коммуникативных качеств личности.Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практическойсовместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общемрезультате, определенные организация и характер общения, широкая системаколлективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений подростковсоздаются в процессе целенаправленной организации их деятельности: учебной,общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом приданиеосновным типам деятельности подростков определенной направленности, позволяетне только формировать отношения подростков внутри возрастных групп, но истроить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны,а с другой — необходимости проявления самостоятельности в организации иосуществления деятельности обеспечивает условия для формирования и развитиякоммуникативных качеств учащихся. Максимальное развитие самодеятельностиподростков выступает определяющим признаком развитого коллектива. Это должнабыть организация, при которой:
а) подростки разных возрастов выполняют отдельные части общейзадачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;
б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный,так и личностный смысл;
в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческаяпозиция каждого подростка (от планирования дел до оценки ее результатов);
г) осуществляется непрерывность и усложнение совместнойдеятельности, причем не, только в плане собственно деятельности, но, главное, спозиции ее активного участника, действующего вначале для коллектива, потом длярайона, города, общества;
д) деятельность эта направлена на благо другим людям,обществу.
Именно в развитых формах социально одобряемой деятельностиформируется умение подростка учитывать интересы, позицию другого человека исоответственно этому ориентироваться в своем поведении.
Как инструмент воспитания, формирования и развитиякоммуникативных качеств, подростковый коллектив организуется взрослым. При этомважное значение приобретает вопрос о соотношении:
1) потребности в общении и
2) задач, поставленных перед этим коллективом.
Практически в любом организованном подростковом объединенииреально существует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболееширокие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированногоподросткового коллектива. Активно включая подростков в решение клубных задач,такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливаетвозможности развития индивида как личности. Психолого-педагогическая задача приэтом заключается в том, чтобы подростковый коллектив не воспринимался лишь какформа целесообразности, чтобы в глазах подростков воспитательная функцияколлектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией.
Подростковый коллектив, существующийв туристско-альпинистском клубе «Сокол» на базе центра детско-юношескоготуризма представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети иподростки могут быть членами объединений, разных по характеру и длительностисуществования. Важную роль играет характер взаимоотношений, которыескладываются между подростками в изменяющейся структуре постоянных и временныхобъединений, что проводит всех занимающихся через положение руководителей иисполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу,создавая развернутую сеть разно образных связей, отношений. Особое место вкреплении межколлективных связей занимает целенаправленное создание временныхобъединений, позволяющих организовать деятельность подростков в небольшихгруппах, которым поручается выполнение кратковременных дел.
Включение подростков в специально организованную«скользящую сеть» различных коллективов:
а) учебных, трудовых, общественных, художественных,спортивных, игровых;
б) постоянных, сезонных, временных;
в) одно- и разновозрастных;
г) малочисленных и многочисленных.
Такая подвижная сеть многоплановых коллективов при условиисоподчинения значимых целей деятельности всех коллективов и подчинения решениюобщей задачи не позволяет подростку замкнуться в кругу близких товарищей. Онанепрерывно включает малый коллектив в большой, группы детей одного возраста вразновозрастный коллектив, создавая переплетение взаимозависимостей, разрываярамки своего конкретного, «нашего» коллектива, выводя подростков вцелом на общество. Причем, это не формальный разрыв, когда подросток участвует«то там, то тут», а система, которая, с одной стороны, способствуетформированию непосредственно-личностного общения подростков в коллективе, а сдругой — обеспечивает осознание подростком его включенности не только в данныйколлектив, но и в общество.
Психологическое своеобразие этихгрупп состоит в том, что подросток в таком объединении, насчитывающем обычновсего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественногомнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме тогоподросткам легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числомсверстников. Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждыйподросток может определить для себя такое положение в совместной работе, прикотором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е.возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, внаибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям. К числу важныхмоментов в организации коллектива относится разновозрастное построениеобъединений подростков. Разновозрастный состав туристских коллективов уменьшаетобычно существующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругугрупповых интересов. Подросток испытывает влияние каждой такой группы и,занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих,оптимизируя собственное развитие. Но этот путь реализуется лишь в многоплановойсистеме туристского коллектива в целом, где находятся коллективы, разные подлительности существования, объему и содержанию деятельности. В клубномколлективе складывается совершенно особая психологическая ситуация. Наличие длядетей разных возрастов и занятых разными видами деятельности общих интересов:клубные дела, взаимоотношения направлений, групп, бригад, — создает возможностидля установления между подростками развернутых типов отношений. В частностиклубный коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших имладших. Ежегодно обновляясь и пополняясь в течение всего времени, клубныйколлектив сохраняет в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования. Вэтом отношении он является постоянно действующей силой, помогающей создавать,стабилизировать, развивать интересы учащихся. Чем больше выражены коллективныеначала в творческом объединении, тем прочнее спаяны объединения подростков; чемзначимее, обширнее общая цель, зримее ее общественный характер, тем прочнеесвязи всех коллективов в их общей иерархии. Целенаправленная организацияразветвленного подросткового коллектива обеспечивает наиболее благоприятныепсихологические условия формирования коммуникативных качеств личности каждогоребенка. Формирование объединения, несомненно, способствуют воспитанию уподростков определенных отношений к своему коллективу, внутри коллектива.Главное в объединении — общественная ориентация деятельности, творческоеотношение к любому другому человеку.
2.2. Влияние взрослых на формирование и развитее коммуникативныхкачеств учащихся.
 
Подросток крайне нуждается в Идеале, образце для подражания,взрослом человеке, на которого можно равняться, и если он найдет его в своемближайшем окружении — учителе, наставнике, тренере, то вряд ли будет продолжатьпоиски «на стороне». Однако возможно это при наличии двух необходимых(и, к сожалению, не всегда достаточных) условий. Первое — это наша способностьбыть референтом, наша личностная возможность завоевать уважение и доверие.Второе — это правильно выбранный стиль взаимоотношений с ними: следующий важныймомент, на который следует обратить внимание.
По мнению специалистов,предпочитаемый тип власти и, соответственно, ориентация на определенный видавторитета четко взаимосвязаны с преимущественным стилем взаимоотношений.Известно, что все их многообразие делится на три основных: демократический,авторитарный и попустительский. При первом из них — демократическом — наставники общаются с подростком товарищеским тоном, корректно направляют егоповедение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы и предложения,допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не увлекаются подчеркиваниемсвоего руководящего положения. При втором – авторитарном — общениеограничивается краткими деловыми распоряжениями без всяких разъяснений, ведетсячетко и неприветливо, основывается на запретах без снисхождения, угрозах.Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, хвалят и ругают его «поднастроение», а во взаимоотношениях тратится немало сил на поддержаниенекой «дистанции». При последнем же стиле — попустительском — вовзаимоотношениях и общении последовательно реализуется принцип «делай, чтохочешь».
С точки зрения последствия этих стилей взаимоотношений давноуже доказано, что наилучшим из них (особенно в подростковом периоде) являетсядемократический стиль, в максимальной степени способствующий не толькоподдержанию нормальных отношений с подростками, но и формированию у последнихтаких важнейших качеств гармоничной личности, как инициатива, ответственность,самостоятельность и активность. При данном стиле взаимоотношений неизбежновключенный в них (и в них и происходящий) воспитательный процесс осуществляетсятвердо и последовательно, но гибко и рационально, с обязательным объяснениеммотивов своих требований и поощрением их обсуждения, власть используется тольков силу крайней необходимости, правила не являются догмами, а мнения взрослых — истиной в последней инстанции.
Стиль взаимоотношений взрослых иподростков оказывается не просто средством поддержания контакта с ними, а еще исвоеобразным, но весьма действенным методом воспитания — воспитаниявзаимоотношениями, а следовательно формированием и развитием коммуникативныхкачеств подростка. Происходит это, главным образом потому, что именно в общениисо взрослыми подросток более всего и усваивает (точнее, закрепляет) все своибудущие модели поведения, в том числе и стиль взаимоотношений с людьми, которыесвою очередь определяет их психический склад и заканчивающие свое формированиесвойства личности и коммуникативных качеств.
Эффективным способом формирования и(что особенно важно) изменения коммуникативных установок учащихся в сфереобщения является групповая дискуссия. Суть ее состоит в том, что с группойподростков организуется обсуждение тех или иных конкретных проблем, возникающихв процессе общения, конфликтов между партнерами с целью поисков решений.Процесс групповой дискуссии выглядит следующим образом:
1) определение и формулировкапроблемы;
2) рассмотрение фактов, из которыхона вытекает;
3) подбор критериев для оценкирешения;
4) рассмотрение и оценка решений;
5) рассмотрение шагов, которые нужнопредпринять для реализации найденного решения.
Эффективность групповой дискуссии во многом зависит от уменияпедагога вызвать учащихся на дискуссию и руководить ею, т.е. ставитьстимулирующие вопросы, обеспечивать своевременную поддержку участникам,формулировать выводы дискуссии. Педагог при этом выступает и в роли участникадискуссии, т.е. сам вносит в дискуссию конструктивный вклад. Метод групповойдискуссии дает большой эффект, ибо позволяет учащимся проявить собственнуюточку зрения, обогатиться информацией, получить опыт участия в поиске решенияпроблемы в группе. Кроме того, ход дискуссии дает возможность подросткам как бывзглянуть на себя со стороны, примерить к своему поведению эталоны и нормы,внести некоторые коррективы в свои представления о себе и своем поведении впроцессе общения.
В некоторых случаях взрослые пытаются научить подростковтому, чего сами не знают и не умеют. Например, естественно, что человек, неумеющий справляться со своими эмоциями, не сможет научить этому подростка.Воспитание подростка прекрасно выявляет пробелы в образовании и воспитаниипедагога. Зная эти пробелы, педагог тоже становится учеником и в процессевоспитания осваивает новые премудрости. Я считаю, что самые необходимыекачества для руководителя творческим объединением – это постоянный интерес кновым знаниям, чувство юмора, умение критически оценивать свои поступки, бытьвсегда искренними.
Только тогда, когда к каждому человеку будут относиться как киндивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда, возможныреальные перемены. Хотелось бы, чтобы руководители творческих объединенийчувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих подопечных.
2.3.Формирование духовного мира и культуры личности какнеобходимость для формирования развития коммуникативных качеств учащихся.
Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитойличности предполагает использование комплексного и системного подходов впроцессе её воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторыформирования духовной культуры – от социально – экономических отношений доокружающей воспитуемого морально – психологической атмосферы – необходимо впроцессе формирования и развития коммуникативных качеств учащихся.
Формирование культуры личности, включающее в себя действиекак объективных, так и субъективных факторов, взаимодействующих между собой,происходит не только в результате сознательного и целенаправленного на неёвоздействия, но и стихийно, под влиянием объективных условий жизни людей.
Мир материальных предметов, отражаясь в сознании подростка,рождает определённое к ним отношение, создаёт потребность в них, критерии ихоценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь помимосвоих желаний и устремлений. Казалось бы, данная особенность человеческогосуществования не даёт оснований говорить о возможности формирования духовногомира по заданной модели. Однако люди в процессе создания материальных благопредмечивают в них свои цели и волю, вступают в отношения с другими людьми,т.е. действуют в соответствии с установившимися нормами социальнойкоммуникации. Учёт этого является одним из важных условий разработки концепцииформирования личности, её духовного мира.
2.4.Экспериментальная часть: изучение влияния тревожности на развитеекоммуникативных качеств учащихся в процессе туристско – краеведческойдеятельности.
Цель:изучить влияние эмоциональной тревожности на развитее коммуникативных качествподростка в туристском клубе.
Гипотеза: япредполагаю, что в результате эксперимента будет получен такой результат: втечение 6 месяцев уровень тревожности у подростков будет снижен, а уровеньобщения поднят.
Задачи:
1.      Изучить влияние тревожности наформирование и развитее коммуникативных качеств подростков в творческихобъединениях;
2.      изучить межличностные отношения вгруппе подростков в творческих объединениях;
Предмет исследования: зависимость коммуникативных качеств от степенитревожности подростка в коллективе.
Объект исследования: группа подростков первого года обучения.
Для исследования эмоционального состояниякаждого ребенка группы я использовал рисуночный тест Бака “Дом–Дерево–Человек”.Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек».
Для изучения эмоционального состоянияподростков я использовал рисуночный тест Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек».Американский психолог Дж. Бак первым создал и разработал детально системуинтерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженностинезащищенности, недоверия к себе, чувства неполноценности, депрессивности,тревожности, враждебности, конфликтности, трудности в общении (последние четырепункта наиболее интересны для данной работы).
Слова дом, дерево, человек – знакомыкаждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемыйвынужден проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение ктому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома,дерева, человека- это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как всвоем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мерезначимы для него.
Для выполнения теста ДДЧ исследуемомуподростку предлагается бумага, простой карандаш, листок. На первой странице вгоризонтальном положении наверху печатными буквами пишется «ДОМ», на второй итретьей в вертикальной позиции сверху каждого листа – соответственно «ДЕРЕВО» и«ЧЕЛОВЕК», на обратной стороне – имя и фамилия испытуемого, дата проведенияисследования.
Инструкция для подростка: «Нарисуй,пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросыиспытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется.
Качественный анализ рисунков проводится сучетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальнымипризнаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги,пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, силанажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделениеотдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движениеи настроение нарисованного объекта.
Для анализа рисунков используются триаспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, чтодетали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека вкаждодневной жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке,какие детали имеют для него личностную значимость, двумя способами: позитивным(если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторыедетали рисунка, а также, если он возвращается к ним) или негативным (еслипропускает основные детали рисуемых объектов). Интерпретация таких значимыхдеталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживаниярисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетомцелостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так каксимволическое значение деталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствиетаких основных деталей человека, как рот или глаза, может указывать наопределенные трудности в человеческом общении или его отрицание.
Пропорции рисунка иногда отражаютпсихологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений,которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева ичеловека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка кданному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка кдругой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувствонеадекватности субъекта в его психологическом окружении.
Перспектива показывает более сложноеотношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективывнимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взглядсверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движениенарисованного объекта.
Для количественной оценки теста ДДЧобщепринятые качественные показатели сгруппированы в следующиесимптомокомплексы:
1) незащищенность,
2) тревожность,
3) недоверие к себе,
4) чувство неполноценности,
5) враждебность,
6) конфликт (фрустрация),
7) трудности в общении,
8) депрессивность.
Так как в данном эксперименте меняинтересует развитее коммуникативных качеств то я буду рассматривать толькосимптокомплексы враждебность, конфликтность, трудность в общении. Каждыйсимптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами, Еслипоказатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторыхпризнаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличиебольшинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимостиданного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостностирисунков теста. Например, отсутствие основных деталей лица: глаз, носа или рта– 2 балла (симптомокомплекс «трудности в общении»), факт изображения человека впрофиль в том же симптомокомплексе – 1 балл (см.приложения табл. 1).Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данногосимптомокомплекса.
При интерпретации теста ДДЧ необходимоисходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака несвидетельствует о наличии определенной психологической особенности.
В начале года в данном тесте принималоучастие около 120 подростков, я делал специальный запас т.к. не все детикоторые начали заниматься в сентябре продолжают заниматься, идет естественныйотсев, подросток находится в постоянном поиске и не которые ребята переходят вдругие центры, клубы.
В результате проведенного исследования иколичественной оценки теста я получил данные по симптомокомплексам, которыепредставили в виде таблицы:
Таблица 1:Количественный состав группы по уровням выраженности симптомокомплексовСимптомокомплекс Количество детей по уровню Высокий Средний Низкий чел. % Чел. % Чел. % Тревожность 8 16% 14 28% 28 52% Враждебность 3 6% 9 18% 38 76% Конфликтность (фрустрация) 5 10% 11 22% 34 68% Трудности общения 4 8% 13 26% 33 66%
Втаблице 2 находятся следующие полученные данные:
Посимптомокомплексу «тревожность» — высокий уровень тревожности имеют 16%подростков, средний уровень тревожности имеют 28% подростков и низкий уровень –52% подростков группы.
Посимптомокомплексу «враждебность» — высокий уровень тревожности имеют 6% подростков,средний уровень тревожности имеют 18% подростков и низкий уровень – 76%подростков группы.
Посимптомокомплексу «конфликтность» — высокий уровень тревожности имеют 10%подростков, средний уровень тревожности имеют 22% подростков и низкий уровень –68% подростков группы.
Посимптомокомплексу «трудность общения» — высокий уровень тревожности имеют 8%подростков, средний уровень тревожности имеют 26% подростков и низкий уровень –66% подростков группы.
Когда же этот уровень превышаетоптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенныйуровень тревожности у подростка может свидетельствовать о его недостаточнойэмоциональной приспособленности к тем или иным ситуациям. У подростков с даннымуровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому,неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность всебе. Подросток боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельногочеловека. Неуверенность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки.
Спустя 6 месяцев эксперимент был повторенс той же группой подростков.
В результате повторного теста я получилданные по симптомокомплексам, которые представили в виде таблицы:

Таблица 2:Количественный состав группы по уровням выраженности симптомокомплексовСимптомокомплекс Количество детей по уровню Высокий Средний Низкий чел. % Чел. % Чел. % Тревожность 2 4% 5 10% 43 86% Враждебность - - 4 8% 46 92% Конфликтность (фрустрация) 1 2% 7 14% 42 84% Трудности общения - - 7 14% 43 86%
В таблице 2 находятся следующие полученныеданные:
По симптомокомплексу «тревожность» — высокий уровень тревожности имеют 4% подростков, средний уровень тревожностиимеют 10% подростков и низкий уровень – 86% подростков группы.
По симптомокомплексу «враждебность» — средний уровень тревожности имеют 8% подростков и низкий уровень – 92%подростков группы.
По симптомокомплексу «конфликтность» — высокий уровень тревожности имеют 2% подростков, средний уровень тревожностиимеют 14% подростков и низкий уровень – 84% подростков группы.
По симптомокомплексу «трудность общения» — средний уровень тревожности имеют 14% подростков и низкий уровень – 86%подростков группы.
Сравнивая полученные результаты(графическиэто показано в таблице2 см.приложения), полученные в начале учебного года и попрошествии шести месяцев я имею следующие результаты: «Тревожность» — высокийуровень тревожности снизился на 12%, средний уровень тревожности снизился на18% и низкий уровень повысился на – 34%.
«Враждебность» — высокий уровеньтревожности снизился на 6% и перестал существовать в группе, средний уровеньтревожности снизился на 10% и низкий уровень повысился на 16%.
«Конфликтность» — высокий уровеньтревожности снизился на 8%, средний уровень тревожности снизился на 8% и низкийуровень повысился на 16%.
«Трудность общения» — высокий уровеньтревожности снизился на 8% и стал отсутствовать, средний уровень тревожностиснизился на 12% и низкий уровень повысился на 20%.
Тревожность как свойство личности вомногом обуславливает поведение подростка. Существует определенный уровеньтревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельностиличности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательныйуровень тревожности – это так называемая полезная тревожность, назначение которойявляется обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровеньтревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типуситуаций и дает информацию о характере взаимоотношений подростка сосверстниками и взрослыми в семье, творческом объединении, школе.
Так же при проведении теста необходимоучитывать что каждый подросток это отдельная личность со своими жизненнымиустоями, переживаниями которые меняются в течении времени. На результаты можетповлиять настроение подростка на данный момент, плохое настроение,неудовлетворительная отметка в школе и т.д.
Сопоставляя данные таблицы 1 и таблицы 2можно явно заметить положительную тенденцию в снижении уровня тревожности,враждебности, конфликтности и трудности в общении при занятиях в творческихобъединениях туристско – краеведческой деятельности что является свидетельствомв позитивном формировании и развитии коммутативных качеств подростков.
Такую закономерность можно объяснить тем,что в начале года подростки, придя в новый для них коллектив, начинаютвливаться в незнакомую группу людей, плохо ориентируясь в новой обстановке.Этим и объясняется более высокий уровень тревожности по исследуемымпоказателям. Но по прошествию определенного количества времени «новенькие»начинают довольно хорошо ориентироваться в окружающей их обстановке, здесь какфакт идет снижения уровня тревожности, что указывает на непринужденность вдействиях и общении.

Заключение:
Отношения в группах по мере их превращения в коллективызакономерно изменяются. Сначала они бывают относительно без различными (люди,не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определённо относится друг кдругу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условияхпревращаться в коллективистские. Всё это обычно происходит за сравнительнокороткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могутизмениться как личности. У каждого человека есть свои положительные иотрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки.
Проведя большое количество наблюдений, в течение довольнопродолжительного времени я могу сделать вывод что туристско – краеведческаядеятельность объединяет подростков своей важностью для каждого из них. Туризмявляется групповым видом спорта и значимость каждого участника в команде,туристской группе на маршруте очень высока. Из за не правильных или не допонятых действий любого из участников команды можно проиграть соревнования,может случиться травма, более худшие последствия. В туристских группахсуществует понятие психологическая совместимость группы, которая зависит отумения правильно общаться внутри ограниченного количества людей в течениидлительного срока в не населенной местности.
Проведя тест среди учащихся первого года обучения было установлено,что коммуникативные качества учащихся поднялись практически у всех ребят. Средиучащихся второго и третьего года обучения данный тест не будет так резковыявлять развитее коммуникативных качеств потому как только попав в новую средуидет резкий скачек в формировании коммуникативных качеств посредствомположительной обстановки и обильной совместной работы.
В любой детско-юношеской организации должна быть радостнаяатмосфера. Подросток должен проводить свое свободное время в атмосферевзаимного уважения людей. Лишенный этого чувства человек не способен уважатьсвоих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Педагог обязан создаватьи поддерживать комфортные условия для развития личности в частности и всегоколлектива в целом. Только при таких условиях подросток попав один раз в благоприятнуюобстановку будет стремиться еще и еще раз побывать в подобной обстановке,стремясь уйти от более агрессивной среды (на улице, дома, в школе).
Все функции по формированию и развитию коммуникативныхкачеств учащихся несет в себе творческое объединение под руководством взрослыхинструкторов и наставников работающее и развивающееся в туристско –краеведческой направленности.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Бабанский Ю.К. Комплексный подход в воспитательной работе сподростком.-М.: Знание, 32 с.
2.        Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. –М.: Прогресс, 1986. – 421с.
3.        Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.: Педагогика,1989. – 192 с.
4.        Блонский П.П. Избранные педагогико-психологические сочинения: В 2-хт./Под ред. А.В. Петровского.-М.: Педагогика, 1979.
5.        Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников.– М.: Просвещение, 1988, 204 с.
6.        Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Изд. МГУ,1982, 200 с.
7.        Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды.-М.: Педагогика,1983.-272 с.
8.        Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формированияличности. – М.: Международная педагогическая академия, 1996. – 209 с.
9.        Божович Л. И.Личность и ее формирование в детском возрасте: Психолог. исследование. – М.,1968. – 464 с.
10.     Выготский Л.С. Собрание соч.: В 6-ти т. Т.2. – М.: Педагогика, 1982, 504с.
11.     Гордеева О.В.Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2.
12.     Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию//Школьныетехнологии.- 1999.-№ 4.- С.4-58.
13.     Донцов А.И. Психология коллектива. –М.: Изд. МГУ, 1984, 208 с.
14.     Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика,1989.-208 с.
15.     Истомин П.И. Туристская деятельность школьников: Вопросы, теории иметодики. – М.: Педагогика, 1987.-94 с.
16.     Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание! // Теория и практика школьных воспитательных систем.- М.: Новаяшкола, 1996. –160 с.
17.     Квартальнов В.А. Мировой туризм на пороге 2000 года: прогнозы иреальность.- М.: Финансы и статистика,1998.-96с.
18.     Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды. –В 5-тит.-М.: Финансы и статистика, 1998.-Т.2. – 256 с.; Т.5.-248 с.
19.     Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. – М.: Изд-во ЦДЮТурМО РФ, 1995.- 64с.
20.     Константинов Ю.С. Подготовка судей соревнований по туризму: Примерныеучебные планы и программы туристского объединения «Юные судьи туристскихсоревнований». – М.: ЦДЮТур, 1998. –96 с.
21.     Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат,1975.-304 с.
22.     Лучанкин А.И., Сняцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью:проблемы и подходы. – Екатеринбург, 1997. – 396 с.
23.     Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса.Педагогические сочинения: В 8-ми т.- М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – С 267 –329.
24.     Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Лето, дети и туризм: Моделидеятельности летних туристских профильных лагерей для детей и подростков:Метод.пособие. –М.: ЦДЮТур, 1997. –120 с.
25.     Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Педагогика,1984.-112 с.
26.     Организацияпоисково-экспериментальной работы в клубах. Опыт работы. Сборник программных,нормативных и аналитических материалов. – Екатеринбург, 1997. – 157 с.
27.     Остапец-Свешников А.А. Педагогикатуристко-краеведческой работы в школе. – М.: Педагогика, 1985. –104 с.
28.     Остапец-Свешников А.А. Наука одетско-юношеском туризме // Проблемы детско-юношеского туризма: Науч.-метод.журнал. – 1998. -№ 2. – С. 1-6.
29.     Остапец-Свешников А.А. От кружкашколы до экспериментального центра Москвы и России (20 лет клуба и центра«Родина»).М.: ЭЦДЮТЭ «Родина», 1997. – 100 с.
30.     Петровский А.В. Личность.Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. –225 с.
31.     Петровский А.В.Введение в психологию. — М.: Издательский центр “Академия”, 1995.
32.     Сухомлинский В.А. Избранныепедагогические сочинения: В 3-х т. – М.: Педагогика, 1979 –1981.
33.     Ушинский К.Д. Педагогическиесочинения: В 6-и т./ Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Педагогика, 1988 – 1990.
34.     Филонов Г.Н. Воспитание личностишкольника. – М.: Педагогика, 1985, 223 с.
35.     Шацкий С.Т. Пед. соч. В 4-х т. –М., 1962.

Приложения
Таблица 1:Симптомокомплексы теста «дом – дерево – человек»Тревожность 1 Облака 0;1;2;3 2 Выделение отдельных деталей 0;1 3 Ограничение пространства 0;1;2;3 4 Штриховка 0;1;2;3 5 Линия с сильным нажимом 0;1;2;3 6 Много стирания 0;1;2;3 7 Мертвое дерево, больной человек 0;2 8 Подчеркнутая линия основания 0;1;2;3 9 Толстая линия фундамента дома 0;2 10 Интенсивно затушеванные волосы 0;1 Враждебность 1 Отсутствие окон 0;2 2 Дверь – замочная скважина 0;1 3 Очень большое дерево 0;1 4 Дерево с краю листа 0;1 5 Обратный профиль дерева, человека 0;1 6 Ветки двух измерений, как пальцы 0;1 7 Глаза – пустые глазницы 0;2 8 Длинные, острые пальцы 0;2 9 Оскал – видны зубы 0;1 10 Агрессивная позиция человека 0;2 Конфликтность 1 Ограничение пространства 0;1;2;3 (фрустрация) 2 Перспектива снизу (взгляд червя) 0;1;2;3 3 Перерисовывание объекта 0;2 4 Отказ рисовать какой-либо объект 0;2 5 Дерево, как два дерева 0;2 6 Явное несоответствие качества одного из рисунков 0;2 7 Противоречивость рисунка и высказываний 0;1 8 Подчеркнутая талия 0;1 9 Отсутствие трубы на крыше 0;1 Трудности 1 Отсутствие двери 0;2 Общения 2 Очень маленькая дверь 0;1 3 Отсутствие окон 0;2 4 Излишне закрытые окна 0;1 5 Окна – отверстия без рам 0;1 6 Выделенное лицо 0;1 7 Лицо, нарисованное последним 0;1 8 Отсутствие основных деталей лица 0;2 9 Человек, нарисованный схематично, из палочек 0;2 10 Дом, человек в профиль 0;1 11 Дверь без ручки 0;1 12 Руки в оборонительной позиции 0;1

Таблица 2
/>
/>низкий средний высокий Таблица распределения уровня тревожности на начало года Тревожность Враждебность Конфликтность трудность общения 1 2 2 1 2 3 2 2 2 3 4 2 1 2 4 3 2 2 1 5 7 4 5 2 6 2 3 1 7 2 1 1 1 8 8 7 2 4 9 6 3 3 1 10 8 4 8 2 11 2 2 2 4 12 7 3 1 3 13 5 5 5 2 14 2 2 3 2 15 5 3 2 4 16 4 3 7 7 17 8 9 7 9 18 2 2 2 2 19 3 2 5 1 20 4 4 4 4 21 1 2 4 2 22 5 7 4 5 23 8 4 8 9 24 2 3 3 7 25 2 1 2 4 26 5 3 5 5 27 3 2 1 1 28 2 2 4 29 3 2 1 3 30 3 2 3 3 31 4 3 2 3 32 2 2 2 2 33 3 1 2 1 34 1 1 4 3 35 1 5 4 36 8 3 9 8 37 9 6 5 2 38 8 8 6 2 39 2 3 3 2 40 4 9 8 8 41 3 2 2 42 2 3 1 1 43 2 2 2 1 44 4 3 7 6 45 2 3 3 1 46 8 7 8 5 47 3 3 3 3 48 3 1 2 2 49 3 2 1 50 5 3 2 2 8 3 5 4 14 9 14 13 28 38 34 33 Таблица распределения уровня тревожности через 6 месяцев Тревожность враждебность конфликтность трудности общения 1 1 2 3 2 2 1 2 3 1 2 2 4 2 3 2 5 5 1 2 1 6 2 2 3 7 1 1 1 8 2 5 2 4 9 6 1 1 1 10 3 3 1 2 11 1 1 3 12 1 2 3 13 4 3 2 4 14 1 2 2 2 15 3 3 1 16 3 1 17 2 6 4 4 18 1 3 1 2 19 1 1 2 20 3 1 2 2 21 3 3 1 1 22 1 1 4 1 23 8 3 6 5 24 1 2 2 3 25 1 3 2 2 26 2 2 3 1 27 3 3 3 2 28 2 1 2 1 29 3 2 3 2 30 3 3 3 31 2 1 4 3 32 3 3 3 2 33 1 3 2 3 34 1 1 2 3 35 3 1 2 36 7 2 5 1 37 2 3 3 1 38 8 6 8 4 39 2 3 3 1 40 2 4 5 4 41 2 1 42 1 2 2 4 43 1 2 2 1 44 1 1 3 2 45 3 2 46 5 3 4 5 47 1 1 1 3 48 2 2 1 3 49 2 3 2 50 2 2 2 1 2 1 5 4 7 7 43 46 42 43


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.