Реферат по предмету "Психология"


Учебная мотивация подростков

Введение.
 
Каждый учитель хочет,чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Вэтом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителямприходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекраснозаниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученикане сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущностьпотребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какиепедагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивациик получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителязнают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниямравнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому передшколой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительноймотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящемувключился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходеучебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е.чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик иопорную точку в его переживании. Целью данной работы является выяснениеследующих вопросов: какие интересы имеются у подростков, их отношение кобучению, как формируется мотивация познавательной деятельности, как мотивациявлияет на успеваемость подростков.

1. Мотивация учебнойдеятельности.
Действия человекаисходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив – этото, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почемучеловек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понятьподлинный смысл его действий. Теперь рассмотрим частный случай мотивации – учебнаямотивация. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфическихдля этой деятельности факторов. Во-первых, — она определяется самойобразовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебнаядеятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектнымиособенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие,способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими ученикамии т. д.); в-четвертых, — субъектными особенностями педагога и, прежде всегосистемой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебногопредмета.
Наблюдение за работойучителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное вниманиемотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят изтого, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, чторекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего,опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихсядвижет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказаниясо стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко, что в первый жедень пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так,как раньше: ему нельзя встать тогда когда ему хочется; нельзя повернуться кученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. Втаких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх передучителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия.Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот ипредставьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, невыспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, чтоон глупый, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалосьученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараютсячем-нибудь ему досадить. Словом ученик знает, что ничего хорошего его в школене ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс. Если аналогичнаяситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет местоработы.
Учитель долженпостоянно помнить, что человек не может длительное время работать наотрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеетместо, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей уже вначальной школе развиваются неврозы.
Выделяют пять уровнейучебной мотивации:
1.Высокий уровеньшкольной мотивации, учебной активности (у таких детей есть познавательныймотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьныетребования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны иответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
2.Хорошая школьнаямотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобныйуровень мотивации является средней нормой.
3.Положительноеотношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться сдрузьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивыйпортфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированыв меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
4.Низкая школьнаямотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия.На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезныезатруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
5.Негативное отношениек школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности вобучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы вобщении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередковоспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. Вдругих случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнятьзадания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьниковотмечаются нервно — психические нарушения.
Причины спада школьноймотивации:
1. У подростковнаблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. Отношение ученика кучителю.
3. Отношение учителя кученику.
4. У девочек 7-8 классаснижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивнымбиологическим процессом полового созревания.
5. Личная значимостьпредмета.
6. Умственное развитиеученика. 7. Продуктивность учебной деятельности.
 8. Непонимание целиучения.
 9. Страх перед школой.

2. Развитие мотивовучения.
В психологии известно,что развитие мотивов учения идет двумя путями:
1. Через усвоениеучащимися общественного смысла учения;
2. Через самудеятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
На первом пути главнаязадача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознанияребенка те мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высокийуровень действительности. Примером может служить желание получать хорошиеоценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнемзнаний и умений. И, таким образом, постепенно подойти к мотивации, связанной сжеланием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должноосознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществудеятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов,которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют. В психологииизвестно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника кучебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
1. Способ раскрытияучебного материала. Обычно предмет предстает перед учеником какпоследовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учительобъясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, какзапомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытиипредмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когдаизучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частныхявлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления,учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самымвызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивироватьположительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание,так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессомучения.
2. Организация работынад предметом малыми группами. Принцип набора учащихся при комплектовании малыхгрупп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивациейк предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то послесовместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету.Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящихданный предмет, то отношение у первых не меняется.
3. Отношение междумотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращенияцели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов,продвижение вперед.
4. Проблемностьобучения. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации,задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся надостаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она являетсяпознавательной, т.е. внутренней.
Содержание обучения. Основасодержания обучения – базовые (инвариантные) знания. В обязательном порядке всодержание обучения входят обобщенные методы работы с этими базовыми знаниями. Процессобучения такой, что ребенок усваивает знания через их применение, коллективныеформы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества с учителем, и с учащимся.Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации.Если же замечено снижение учебной мотивации, то необходимо установить причиныснижения учебной мотивации. А после проводится коррекционная работа.Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины, приведшей книзкому уровню мотивации. Если это не умение учиться, то коррекция должнаначинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие,так и специфические знания умения, то необходимо проверить и те, и другие. Для ликвидациислабых звеньев необходимо провести их поэтапную разработку. При этом обучениедолжно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс действий, заданий сзанимательным сюжетом. В процессе учитель должен отмечать успехи школьника,показывать его продвижении вперед. Делать это надо очень осторожно. Еслиучитель похвалит ученика за решение простой задачи, которая никакого труда длянего не составила, то это может обидеть его. Для ученика это выступит какнизкая оценка учителя его возможностей. Наоборот если учитель отметит успехипри решении сложной задачи, — это вселит в него дух уверенности. Приобретениеучеником необходимых средств учения позволит ему понять материал, успешновыполнить задание. Это приводит к удовлетворению от выполненной работы. Уученика появляется желание еще раз пережить успех на этом этапе работы. Важныдля ученика нестандартные задания. Так, например, при коррекции математическихумений можно предложить составить небольшой задачник. Ученик должен оформитьобложку, написать свою фамилию как автора книги, а потом придумать задачисоответствующего вида. Учитель оказывает необходимую помощь. Задачи,составленные учеником, можно использовать при работе с классом. Как правило,такая работа учителя позволяет изменить отношение ученика к предмету, и кучению в целом. Разумеется, мотивация не всегда будет внутренней. Ноположительное отношение к предмету обязательно появится.
В заключение отметим,что в ряде случаев необходимо использовать игровую деятельность дляформирования у учеников недостающих средств учения. Такой метод применяетсятогда, когда у ребенка учение еще не стало ведущей деятельностью, не приобрелоличностного смысла. Игра помогает подготовить ребенка к учению. Постепенноучение приобретает личностный смысл, начинает вызывать положительное отношениек себе, что является показателем положительных мотивов выполнения этой деятельности.
 
3. Строение мотивацииучения.
Для того, чтобыучащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которыеставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутреннеприняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, такимобразом, отклик и опорную точку в его переживании. Мотив — это направленностьшкольника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутреннимотношением ученика с ней. В системе учебных мотивов переплетаются внешние ивнутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственноеразвитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового,неизвестного. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба каквынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба радилидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могутоказывать и негативное влияние на характер и результаты учебного процесса.Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материальноговознаграждения и избежания неудач. Рассмотрим строение мотивационной сферыучения у школьников, т.е. того, что определяет, побуждает учебную активностьребенка.
Мотивация выполняетнесколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придаетему личностный смысл и значимость. Названные функции мотивации реализуютсямногими побуждениями. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из рядапобуждений: идеалов ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей,интересов и т. д. Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающиесяво взаимодействии ребенка со взрослым. Потребность – это направленностьактивности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности.Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинаетдействовать. Но без потребности не побуждается активность ребенка, у него невозникают мотивы, он не готов к постановке целей. Другой важный аспектмотивационной сферы – мотив, т.е. направленность активности на предмет,внутреннее психическое состояние человека. В обучении мотивом являетсянаправленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса, т.е.направленность учащихся на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, напохвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками. Цель – этонаправленность активности на промежуточный результат, представляющий этапдостижения предмета потребности. Для того, чтобы реализовать мотив, овладетьприемами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей:научиться видеть отдаленные результаты своей учебной деятельности, подчинить имэтапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий,цели их самопроверки и т.д. Еще одна сторона мотивационной сферы учебнойдеятельности – интерес к учению. В качестве основной черты интереса называютэмоциональную окрашенность. Связь интереса с положительными эмоциями имеетзначение на первых этапах возникновения любознательности ученика.
Виды мотивов. Квидам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если ушкольника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебногопредмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученикавыражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят осоциальных мотивах. И познавательные и социальные мотивы могут иметь разныеуровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями,фактами, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация наусвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретениязнаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительныхзнаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
Социальные мотивы могутиметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг, ответственность,понимание значимости учения), узкие социальные (стремление занять определенную позициюв отношениях с окружающими, получить их одобрение).
Различные мотивы имеютнеодинаковые проявления в учебном процессе. Например широкие познавательныепроявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительнымисведения; учебно-познавательные – в самостоятельных действиях по поиску разныхспособов решения, в вопросах к учителю о сравнении разных способов работы;мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю по поводурациональной организации учебного труда. Социальные мотивы проявляются впоступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности;узкие социальные – в стремлении к контактам со сверстниками и получении ихоценок, в помощи товарищам. Мотивы даже самые положительные и разнообразныесоздают лишь потенциальную возможность развития ученика поскольку реализациимотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. умений школьников ставить целии достигать их в обучении.
Видами целей в учениимогут быть конечные цели (например, получить правильный результат решения) ипромежуточные (например, различить способ работы и результат, найти несколькоспособов решения и др.). Уровни целей связанны с уровнями мотивов: широкиепознавательные, учебно-познавательные цели, цели самообразования и социальные цели.Проявления целей: доведение работы до конца или постоянное ее откладывание,стремление к завершенности учебных действий или их незавершенность, преодолениепрепятствий или срыв работы при их возникновении, отсутствие отвлечений илипостоянная отвлекаемость.
Эмоции тесно связаны смотивами учащихся и выражают возможность реализации учащимися имеющихся у нихмотивов и поставленных целей. Виды эмоций: положительные (радость,удовлетворенность, уверенность, гордость) и отрицательные (страх, обида,досада, скука, унижение). Проявление эмоций в учении: общее поведение,особенности речи, мимика, пантомимика, моторика.
 
4. Формированиемотивации учения школьников.
Общий смыслформирования состоит в том, что учителя желательно переводить учащихся суровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формамположительного отношения к учению — действенному осознанному и ответственному.Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе,классе; участие ученика в коллективистических формах организации разных видовдеятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не ввиде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечениеучителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватнойсамооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательноеизложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление уучащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора идискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения ипорицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон уменияшкольника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение вновых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля,самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включениеучащихся в совместную учебную деятельность.
Работа учителя, прямонаправленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себяследующие виды воздействий:
ü  актуализацияуже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать,а укреплять и поддержать;
ü  созданиеусловий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) ипоявление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
ü   коррекциядефектных мотивационных установок;
ü   изменениевнутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так ик перспективе их развития.
Формирование включаетнесколько блоков – работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательнойдеятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа поактуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлениюу них новых качеств. Какие же задания и упражнения может применять учитель дляцеленаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся? Можно начать сукрепления чувства «открытости» к воздействиям, т.е. к обучаемости.Могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми. Сначала наматериале задачи, на поиск новых подходов к задаче. Следующая группа упражнений– это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего нареалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний.В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьниковграмотному объяснению своих успехов и неудач. Становлению адекватной самооценкии уровня притязаний способствует упражнения на решение задач максимальной длясебя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин ввиде трудности задачи, но и внутренних причин – своих способностей в целом иусилий при решении данной задачи.
Особым видом работы поформированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки являетсяобдуманное поощрение их учителем. Для мотивации школьника более важной, чемоценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях.Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученикав целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Другимправилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такойприем, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с егопрежними результатами. Следующая группа заданий на устойчивость целей, на ихдейственность, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержания целиспособствует задание на возобновление учебной деятельности после помех ипрепятствий. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствуетупражнения на решение сверхтрудных задач без обратной связи в ходе решения. Активностьи гибкость целеполагания стимулируют упражнения на постановку близких и далекихцелей, немедленное и отсроченное их выполнение. Чтобы упражнения на мотивы ицели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно,чтобы они были связанны с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.
Формирование мотивациина отдельных этапах урока. Какую бы деятельность ученики ниосуществляли они должны иметь психологическую полную структуру — от понимания,и постановки школьниками целей и задач через выполнение действий, приемов,способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки. Остановимсяконкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах урока.
v  Этапвызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитыватьнесколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущихдостижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызыватьмотивы относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важнуюсторону этой темы»), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу(«а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например втаких-то ситуациях»), усилить непроизвольные мотивы удивления,любознательности.
v   Этапподкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется напознавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способамрешения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способамсотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому,что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о нейдумать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут бытьиспользованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной,трудной и легкой и т.п.).
v   Этапзавершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности сположительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установкана дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельностисамих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикамих слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях.Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоениянового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний иумений.
Каждый этап урокаучителю следует наполнять психологическим содержанием. Так как каждый этап – этопсихологическая ситуация. Чтобы построить психологически грамотную структуруурока, учителю важно владеть умением планировать ту часть развивающих ивоспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состояниемумения учиться школьников. Обычно учителю легче планировать обучающие задачи(обучить решению такого-то класса задач), труднее намечать развивающие задачи(нередко они сводятся к формированию умения учиться в самом общем виде), и ещереже как особые развивающие задачи учителем планируются этапы формированиямотивации и ее видов. Основные развивающие педагогические задачи, которые могутбыть использованы учителем, стремящимся проводить целенаправленную работу поформированию мотивации и умения учиться: формировать у школьников умениеучиться – расширять фонд действенных знаний, отрабатывать каждый из видов,уровней и этапов усвоения знаний; формировать у учащихся понимание целей изадач, их активное принятие для себя, самостоятельную постановку целей и задачучащимися, их формулирование: формировать у учащихся умение выполнять отдельныеучебные действия и их последовательность (сначала по инструкции, затемсамостоятельно); обучать школьников приемам самоконтроля и адекватнойсамооценки (по этапам работы в соответствии с объективными требованиями и со своимииндивидуальными возможностями); обучать школьников умениям ставитьпромежуточные цели в своей учебной работе, планировать отдельные учебныедействия и их последовательность, преодолевать затруднения и помехи при ихреализации, рассчитывать свои силы; формировать у школьников умения осознаватьсвои мотивы в учебной работе, сознательно их сопоставлять и делать обоснованныйвыбор («Из двух дел я вначале делаю это, либо для меня оно важнее потакой-то причине).
Задачи на формированиеучебной деятельности, постановку целей, „тренировку“ мотивовнеобходимо начинать с первого класса, а задачи на осознание учениками своейучебной деятельности, и особенно мотивации, — с конца младшего школьноговозраста.
Формирование мотивациисовместной учебной деятельности. Рассматриваяособенности проявления и развития у школьников мотивов учения, нельзя незатронуть некоторые вопросы, связанные с формированием у них мотивациисовместной учебной деятельности. Если движущей силой учебной деятельностишкольника является желание, стремление овладеть каким-либо учебным материаломили способом его добывания, то мы анализируем уровень сформированностипознавательных и учебно-познавательных мотивов. В коллективной же учебнойработе акценты несколько меняются. Здесь ученика интересует возможность такорганизовать свое взаимодействие с партнером (взрослым или сверстником), чтобыовладение материалом, знаниями, умениями произошло наиболее эффективно. Присовместной учебной деятельности ребенок учится сопоставлять, сравнивать,наконец оспаривать другую точку зрения, доказывать свою правоту. Такие споры совзрослым, с учителем практически исключены: в силу его опыта и позициивзрослый, тем более педагог всегда прав, и ребенок покорно, часто неосознаннопринимает его точку зрения. Положение же сверстников одинакового. Поэтомуребенок готов спорить с товарищем, ибо изначально считает себя правым. Ребенокосознает, что есть другой путь решения, другой способ действия, что и товарищможет быть прав. Умение сопоставлять разные точки зрения в процессе выполненияучебных заданий, умение как бы „встать на позицию другого человека“ведет к возникновению важнейшего новообразования. Оно способствует зарождению,развитию и становлению мотива сотрудничества. Рекомендации по формированиюмотивации совместной учебной деятельности школьников.
1. Прежде всего,учителю необходимо создать ситуацию для возникновения у учащихся общегоположительного отношения к коллективным формам работы. Для включения всовместную учебную деятельность младших школьников игра является одним изнаиболее эффективных приемов. В подростковом возрасте наиболее сильнопроявляется желание обсудить что-либо со сверстниками. Кроме того, учащиесяэтого возраста используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить насебя внимание, стать заметным среди других. Включение в урок обсуждения,например, результатов работы, распределение совместных действий по функциям(взаимопроверка, взаимооценка) могут заинтересовать детей, обеспечить ихвнимательное, заинтересованное отношение к коллективным формам учебной работы.У старших школьников начинает повышаться престиж знаний. Мотивировать их ксовместному выполнению заданий может, например, осознание возможности оказать иполучить помощь, обменяться информацией.
2. Большое значение дляформирования мотивации совместной учебной работы имеет состав группы. Оченьважно внимательно отнестись к его подбору.
а) При подборе группынеобходимо учитывать желание детей работать именно друг с другом, но кромежелания детей работать вместе необходимо учитывать и то, какие цели могутпреследовать дети, какие мотивы будут руководить при включении в совместнуюработу.
б) При подборе группынеобходимо учитывать соотношения их возможностей и их представлений об этом.Взаимодействие в группах, где объединены дети, осознающие разницу своихвозможностей, возникает в том случае, если более сильные учащиеся прежде всегохотят помочь более слабому, научить его и средство для этого видят в совместнойработе, а слабый обязательно хочет научится и действовать на равных с сильным.
в) При подборе группынеобходимо также учитывать индивидуальные особенности учащихся: уровень ихзнаний, темп работы интересы и т.п.
3. Особое значение дляформирования мотивации совместной деятельности имеет правильный подбор заданийи форм коллективной работы. Учитель не должен предлагать детям непосильнуювместе для них работу. Потому что, не получив удовлетворения от совместноговыполнения задания, дети надолго могут сохранить негативное отношение кколлективным формам работы.
4. Для формированиямотивации совместной учебной работы большое значение имеет то, какое место вработе группы занимает учитель. Он должен осуществлять руководство работы детейучить их способам взаимодействия и в то же время не быть диктатором.
Формировать и развиватьмотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (этомогло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такиеусловия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и целискладывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности,внутренних устремлений самого ученика.
 
5. Возрастныеособенности мотивации учения школьников.
В среднем школьномвозрасте происходит овладение общим строением учебной деятельности, способамисамостоятельного перехода от одного вида действий к другому (от ориентировочныхучебных действий к исполнительным и затем к контрольно-оценочным). Существенноразвивается умение находить и сопоставлять несколько способов решения однойзадачи, поиск нестандартных способов решения.
В подростковом возрастевозможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов исредств. К концу подросткового возраста наблюдается устойчивое доминированиекакого-либо мотива. Подростку доступны самостоятельная постановка не толькоодной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только вучебной работе, но во внеклассных видах деятельности. Подросток овладеваетумением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели,связанные с приближающимся этапом социального и профессиональногосамоопределения. В старшем школьном возникает потребность и возможностьсовершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении ксамообразованию, выходу за пределы школьной программы. Особую роль приобретаетовладения контрольно-оценочными действиями до начала работы в формепрогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и наэтой основе – приемов самообразования. Умение ставить в учебной деятельностинестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипичные способыих решения. В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивыукрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерностиучебного предмета и основы наук. Мотивы самообразовательной деятельностисвязываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии.Развитие целеполагания выражается в том, что старшеклассник при постановкисистемы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения.Возрастает умение оценить реалистичность своих целей.

Заключение.
Как правило, учебнаядеятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системойразнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся вопределенном соотношении между собой. Мотивационная сфера – ядро личности. Вначале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочетучиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивовучения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочубольше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокиеотметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог егоэмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится,его хвалят и учителя, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того,в классе, где мнение учителя не просто решающее, но единственное авторитетноемнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя вкакой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошоработать» или далекая перспектива получить образование в ВУЗе непосредственнопобуждать его к учебе не могут, тем не менее, социальные мотивы важны дляличностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса,они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах. Хотелось быотметить, что в современной школе не достаточно проводится коррекционная работапо ликвидации причин, приведших к низкому уровню мотивации. Обучение в школе непозволяет реализовать индивидуальный подход, благодаря которому стало бывозможным разрешить некоторые проблемы.
В заключении хочетсяотметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильногосочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем вумении вовремя придать более высокое значение успешному результатудеятельности.
Список литературы
 
1.   БожовичЛ. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. –321с.
2.   ВалеевГ. Х. Методология и методы психолого – педагогических исследований: Учебноепособие для студентов 3 – 5-х курсов педагогических вузов. – Стерлитамак:Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 134 с.
3.   Возрастнаяи педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984. –176 с.
4.   ВыготскийЛ. С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с.
5.   ДусавицкийА. К. Формула интереса. – М., 1989. – 198 с.
6.   КовалевВ. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232 с.
7.   ЛеонтьевА. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982. – 245 с.
8.   МарковаА. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. –212 с.
9.   МорозоваН. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979
10.  НемовР. С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 146 с.
11.  ПодласыйИ. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.– 576 с.
12.  ШацкийС. Т. Избранные педагогические сочинения. – М., 1962. – Т. 2. – 476 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.