Отчёт о прохождении ознакомительной практики
Участие в тренинге “Тренинг личностного и творческогоразвития”
Введение
Дляпрохождения ознакомительной практики мною было выбрано участие в тренинге«Тренинг личностного и творческого развития», который проходил с февраля поапрель 2008, под руководством Максименко Л.М., доктора PhD по психологии,профессора, директора учебно-консультативного психологического центра«Содружество».
1. Цели и задачи тренинга
Данный тренинг преследовал следующие цели:
1. Сформировать представление о том,как нас воспринимают другие люди.
2. Что они о нас думают и чувствуютпо отношению к нам.
3. Создать представление о лидерстве,как естественном феномене развития личности, оценить себя и свои лидерскиеспособности.
4. Оценить собственные возможности иресурсы
5. Определить, чему необходимонаучиться, чтобы добиться желаемого.
6. Приобрести дополнительные навыкиобщения с другими людьми, способности к проявлению истинных собственных чувств.
7. Развить эффективные стратегииличностного планирования.
8. Выработать навыки представления иотстаивания собственной позиции и взглядов.
9. Развить способность к созданиюсобственных творческих проектов и их реализации.
10. Развивать собственную личностнуюгибкость.
Программа состояла из пяти тем, которые включали в себя:
1. Представление.Кто я? Знакомство с другими. Я и мои лидерские способности. Чего я хочу и, чтоя могу сделать в своей жизни. Каким я хочу быть? Анализ страхов.
2. Я и мое общение сдругими людьми. Эффективность коммуникации. Уверенное, неуверенное, агрессивноеповедение. Каким меня видят в общении другие люди. Оперативное и стратегическоепланирование в работе и личной жизни.
3. Мояубедительность. Работа с диалогом. Рассказ. Анализ рассказа.
4. Как мы относимсядруг к другу. Проблемы моего внутреннего ребенка. Осознание состояний ЭГО(ребенок, взрослый, родитель).
5. Арттерапия. Драмматерапия.Выражение эмоций, выражение эмоций через рисунок. Проект собственного развития.
2. Определение понятия «тренинг»
Тренинг — это возможность получить навыки нового взгляда на мир, новогоповедения, обеспечивающего более эффективное взаимодействие с миром. Под болееэффективным взаимодействием с миром мы понимаем как достижение большего успехав различных сферах внешней деятельности, так и большее спокойствие,уверенность, создание гармоничных, основанных на большем взаимопонимании илюбви отношений.
При этом эти навыки являются устойчивыми и эффективными, то естьиспользование их в дальнейшей жизни самостоятельно постоянно воссоздает терезультаты, на которые они рассчитаны. Естественно, эти изменения возможны неза счет чудес или некоей мистики.
В основе предлагаемого подхода лежит более глубокий взгляд на мир,взгляд, открывающий причины происходящего, дающий возможность влиять на этипричины и добиваться гораздо более ярких и вдохновляющих результатов в своейжизни.
Этот подход позволяет определиться со своими целями — чего ты на самомделе хочешь, мобилизовать энергию, большая часть которой в обычном состоянии неиспользуется человеком, и правильно направить эту энергию, свои усилия, так,чтобы достичь своих целей. При этом за счет эффективного направления усилий,открывается возможность достигать даже те цели, путь реализации которыхнеизвестен: непонятно, как двигаться и куда, откуда возьмутся требуемыерезультаты. Опыт выпускников тренингов показывает, что это действует самымудивительным образом: к концу требуемого срока, из усилий, из серии, казалосьбы, случайных совпадений, возникает результат — результат, в возможностькоторого изначально было трудно поверить.
Ценность этого процесса заключается, во-первых, в этих самых результатах,во-вторых, в том, что с каждым полученным результатом расширяется, раскрываетсямасштаб личности человека, он становится более центрированным, болееустойчивым, более достигающим. Повышается «качество жизни» — трудноопределяемый, но интуитивно понятный показатель степени удовлетворенности своейжизнью. Обычно он тем больше, чем белее реализованы потенциальные возможности,присутствующие в жизни.
Среди результатов, получаемых выпускниками, реализация давно откладываемыхдел, существенное увеличение доходов, смена работы на более желательную,повышение должности, создание собственного дела.
И практически все выпускники говорят об изменении взаимоотношений — сблизкими, с друзьями, с сотрудниками на работе. Новые, созданные имивзаимоотношения, основаны на большей уверенности в себе, спокойствии ивнутренней силе и включают большую открытость, доверие, а с близкими — взаимопонимание и любовь. Многие выпускники устанавливают теплыевзаимоотношения с большинством других участников тренинга, существенно расширяясвой круг комфортного общения.
Надо сказать, что тренинги как форма активного обучения издавна известнаи в природе и в человеческом обществе. Так, кошка, поймав мышь, дает поигратьее котенку — тренирует его навыки охотника.
Спорт, армейская подготовка, лабораторные работы в институте,всевозможные практикумы- все это различные виды тренингов. Общим в них является:
· Наличиепрофессионально подготовленного специалиста, обладающего, к тому же, навыкамиили технологией обучения;
· Безопасноепространство, допускающее возможность наличия ошибки обучаемым (возможностьошибаться — неотъемлемая часть процесса обучения);
· Наличие уобучаемого интереса или другого стимула к обучению (тренировка, как правило,связана с преодолением инерции и других видов дискомфорта);
· Среда, в той илииной степени имитирующая реальную ситуацию, в которой в дальнейшем придетсяпроявлять приобретенные навыки.
Тем не менее, тренинги личностного роста и профессиональногосовершенствования широкое распространение получили в последние два десятилетия.В наше время, в условиях обвального роста объема информации и развития новейшихтехнологий, когда опыт старшего, живого, здравствующего и полного сил поколениястановится практически не пригодным для реализации в обществе, особенноактуальным становится вопрос адаптации человека к быстро меняющимся условиямжизни, освоения им новых навыков и способов взаимодействия с миром. Именнотренинги позволяют наиболее эффективно решать эту задачу.
Но есть и еще один важный аспект, который определяет причину и важностьраспространения тренингов личностного роста и духовного развития в настоящеевремя.
Степень разобщенности человечества, его агрессивности по отношению друг кдругу, одних групп людей по отношению к другим группам, одних стран поотношению к другим странам достиг высочайшего уровня, явно и разрушительновлияющего на экологию Земли. Точно так же, как агрессивный человек разрушаетвзаимоотношения с окружающим миром, людьми, создает ненависть в окружающемпространстве, отталкивающем от него все живое, и притягивающем к нему таких желюдей, полных ненависти, точно так же и человечество в целом своей агрессиейсоздает катаклизмы в масштабе Земли.
Одновременно внутри этого деструктивного процесса происходит ивозникновение прямо противоположного процесса — процесса осознания человека какчасти человечества, единства человечества как живого организма и одновременноединства человечества со всей природой Земли и самой Землей. Осознание этого некак мысли, а как одного из объективных законов Вселенной, как реальности. И,соответственно, построение жизни — индивидуальной, групповой, коллективной — всоответствии с этими принципами. И открытие — не как мысль, а как проявлениереальности — что, как и в случае с любым объективным законом природы, действиев соответствии с ним дает возможность получать качественно иной уровеньрезультатов. Аналогично тому, как построить летающий самолет или ракету можнотолько в соответствии с законом всемирного тяготения, Точно так же, построитьдействующую, эффективную, приносящую не сиюминутные удовольствия, а глобальноеудовлетворение, наполненную жизнь, можно только в соответствии с универсальнымизаконами Вселенной. Эти законы в той или иной мере на сегодня известны — покрайней мере, на уровне понимания. Они и положены в основу принципов, накоторых базируются эффективные тренинги личностного роста, они же и определяютэффективность этих тренингов.
3. Как проходил «Тренинг личностного и творческого развития»
На первом этапе участники группы представлялись по очереди, высказываясубъективное видение своего внутреннего мира, и того, что они представляют изсебя. Это фиксировалось письменно для дальнейшего анализа. Остальные участникигруппы делали эмоциональный отклик на высказанное, и делились свои первымвпечатлением о данном участнике. Что было замечено сразу, это то, что чащевсего субъективное и объективное суждение не совпадало.
В процессе следующей встречи группа анализировала свои страхи. Заданиесостояло в том, чтобы определить все свои страхи и с помощью группы попытатьсянайти пути их преодоления. После анализа страхов многие участники выяснилиистинную причину появления их страхов. Ответ на мой вопрос, почему я боюсьлюбой манипуляции со стороны врачей пришёл только спустя несколько дней в видеинсайта во время сна.
На следующей встрече тренер предложил выполнить упражнение «Уверенное,неуверенное, агрессивное поведение». Участники разыгрывали сценки, пытаясьответить на провокацию тремя вышеперечисленными типами реакций. Эти ролевыеситуации рассчитаны на углубление и совершенствование социализации, коррекцииценностных и нравственно-этических установок участников и связанного с нимивнутреннего психологического самочувствия. Основной задачей проигрывания ролевых ситуаций считаетсяразвитие коммуникативных функций и коррекция навыков общения, снятие«зажимов» и «комплексов». Эту общую задачу можно разделитьна ряд более частных: активизация невербальных языков общения; развитиеэмпатического потенциала, умения концентрироваться на партнере по общению;отработка спонтанного поведения; легкость действий в присутствии других людей;умение легко и гибко ориентироваться в типичных ситуациях житейского и бытовогоплана, простейших конфликтах производственного и личного характера; умениеправильно вести себя в ситуации конфликта вплоть до самых сложных и личнозначимых ситуаций. После такого упражнения мы смогли выявить у себя ведущий типреагирования, и что замечательно, что в неприсущем типе реагирования, участникгруппы не мог справиться с выполнением задачи.
Следующая часть встречи состояла в разработке и анализе оперативного(планирование на 2 месяца) и стратегического (планирования на 5 лет)планирования в работе и личной жизни.
При проработке вопросов, поставленных перед нами в 3 части тренингапроводилась работа с диалогом. Задача диалога заключалась в том, чтобы любымидоводами убедить собеседника в своей точке зрения. Во время проведения диалогабыло видно, что наибольших результатов достигали те убеждения, в которыхотсутствовало отрицание, чувствовалась уверенность в своей позиции и постояннозвучало утверждение типа: “Да, но…”.
Следующая часть встречи включала в себя сочинение рассказа с последующимего анализом. В начале упражнения участники тренинга каждому в группе говорилисвои ассоциации (не менее трёх), которые он у них вызывает. Ассоциации недолжны были называть людей или сказочных персонажей. Каждый участник записывалассоциации, перечисленные группой, в свой адрес. Далее выбирал ассоциациюнаиболее характерную для него и начинал писать рассказ, темой которого являласьвыбранная ассоциация.
Далее группа проводила анализ рассказа каждого участника тренинга.Рассказ выявляет подсознательные процессы в жизни и характере личности, скрытыемотивы, желания, потребности. Те стороны личности, которые скрываются внутринас. Анализируя рассказ, мы как бы открываем дверь в бессознательное и выводимнаше внутреннее состояние в сознание, пытаемся посмотреть на себя со стороны.
Следующей темой было то, как мы относимся друг к другу. Проблемывнутреннего ребенка. Осознание состояний ЭГО (ребенок, взрослый, родитель).
Состояния ЭГО состоит из трех структур: Ребенка, Родителя, Взрослого,которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из нихможет преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит надругого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость оттого, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности.Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Впозиции «Родителя» могут быть «карающий Родитель» –указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки и«опекающий Родитель» – советует в мягкой форме, защищает, опекает,помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.Позиция Взрослого предусматривает спокойный тон, выдержку, солидность,ответственность за свои поступки, равноправие в общении.
На тренинге участникам тренинга было предложено погрузиться в состояниесвоего ребенка, вспомнить какими мы были в детстве, какое было наше детство исравнить ощущения детства с ощущением действительности. В результате мыанализировали, что же мешает нам быть такими счастливыми, какими мы были вдетстве и что нам мешает общаться с нашим внутренним Ребенком.
На встрече, посвященной арттерапии и драмтерапии мы выражали наши эмоциичерез рисунок, где нам было предложено нарисовать цветными карандашами рисункина следующие темы: “Моя семья”, “Мои чувства”, “Мои переживания”, “Мои страхи”,“Дом, дерево, человек в действии”, “Мой мир” и “Счастье”.
В рисунках снова отразилось наше бессознательное: наши эмоции, как мывоспринимаем окружающий мир, наши скрытые проблемы, внутренние конфликты. То,что каждый из участников группы тщательно пытался скрыть от остальных,достаточно ярко проявилось в этом упражнении.
Из анализа рисунков и рассказа можно с уверенностью утверждать, чтопроективные методики диагностики психических процессов очень важны придиагностике личности, его психики, его отношения к себе и к другим.
В заключение мы создавали проект собственного развития, где прописываливсе этапы своего пути к самосовершенствованию, действия, ведущие ксаморазвитию.
Заключение
Анализируя вопрос об эффекте тренинга, можно сделать вывод о том, какиеизменения произошли с участниками в процессе прохождения тренинга.
1. Развитиевнутренней и внешней свободы, уменьшение числа штампов и зажимов, частичноеизбавление от внутренних конфликтов и комплексов, умение распознавать природустрахов и пути их устранения.
2. Повышениесамооценки, уверенности в себе.
3. Развитиевоображения, умение нестандартно, оригинально мыслить.
4. Повышениепоисковой активности, ориентация на активную позицию.
5. Приобретениемеханизмов, способствующих контролированию своего эмоционального состояния.
6. Участники в ходетренинга определились в том, какой они видят свою дальнейшую жизнь.
Что касается меня, то эффективность тренинга я смогла оценить сполнатолько через 2 месяца. У меня изменилось отношение к самой себе, повысиласьсамооценка, я стала более оптимистичной и уравновешенной. Наладились отношенияв семье. Во время тренинга я не могла понять причину своей агрессии и апатии,но когда мне указали на то, что необходимо структурировать время, я избавиласебя от активной деятельности, навязанной извне, осознала, что это было не моимжеланием это выполнять, а чужим.
Необходимо дополнительно сказать, что 3 человека не смогли справиться сэмоциональным напряжением, которое возникает во время тренинга, и онипрекратили посещение тренинга. Это может говорить нам о неготовности данныхличностей менять что-либо в своей жизни и в себе.
Тренинг – это необходимое мероприятие для тех, кто хочет что-то изменить,однако мы должны быть готовы к тому, что придётся пройти через неприятныемоменты осознания того, что мы не приемлем в себе, что прячется глубоко в подсознаниии в глубине души.