БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра общей и клинической психологии
Курсовая работа
«Уровень притязаний у студентов, обучающихся на бюджетной иплатной формахобучения»
/>Лебедева ОльгаСтаниславовна
Научный руководитель:
старший преподаватель кафедры
общей и клинической психологии
О.В. Конькова
Минск 2008
Оглавление
Введение
1. Теоретико-методологический анализпроблемы уровня притязаний у студентов, обучающихся на платной и бюджетнойформах
1.1 Современное состояние проблемыизучения уровня притязаний в психологии
1.2 Система высшего образования вреспублики Беларусь
1.3 Психосоциальное развитие студентов
2. Эмпирическое исследование уровняпритязаний у студентов, обучающихся на бюджетной и платной формах
2.1 Организация и методологическиеосновы исследования
2.2 Исследование уровня притязаний устудентов
2.2.1 Качественный анализ данных
2.2.2 Статистический анализ данных
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение 1.
Приложение 2. Сводная таблица первичныхданных
Приложение 3. Сводная приведеннаятаблица данных
Введение
У каждого человека существуют потребности, желания, которые онстремиться удовлетворить. Если речь идет о биологических потребностях, то вбольшинстве случаев здесь никаких проблем и препятствий не возникает. Но еслиречь идет о высших потребностях, тогда мы можем столкнуться с рядом проблем и препятствийна пути к достижению наших целей. Но основная проблема заключается в том, чточеловек, достигая одну цель, ставит перед собой другую. И вот как индивидуумвидит себя в этой жизни, как ставит цели, достигает их, справляется струдностями, во многом зависит от уровня притязаний.
В современном мире образование играет важную роль. Но окончитьшколу- это еще не значит получить образование. В нашей стране особенно ценитсявысшее образование. И многие абитуриенты стремятся поступить именно в ВУЗы. Насегодняшний день существуют две формы образования: бюджетная и платная. Каждаяиз которых имеет свои преимущества и недостатки. И в первую очередь формаобучения может в определенной мере обуславливать отношения студентов кобучению, их мотивацию и притязания.
В данном исследовании нас интересует: каков уровень притязаний устудентов, обучающихся на этих разных формах обучения. И в дальнейшем данноеисследование может стать первым шагом для проведения более глобальныхисследований по данному вопросу в нашей системе образования. Тем самымувеличить впоследствии уровень и качество образования.
Цель исследования: исследоватьуровень притязаний студентов, обучающихся на бюджетной и платной формахобучения.
Задачи исследования:
· провести анализ материалов отечественных и зарубежных исследованийпо проблематики уровня притязаний;
· изучить достоинства и недостатки системы образования в РеспубликиБеларусь, касающиеся платной и бюджетной форм образования;
· эмпирически изучить уровень притязаний студентов платной формыобучения;
· эмпирически изучить уровень притязаний студентов бюджетной формыобучения;
Объект исследования: студенты,второго курса Белорусского государственно университета и Белорусскогонационального технического университете, платной и бюджетной форм обучения.
Предмет исследования: различия вуровне притязаний у студентов, обучающихся на бюджетной и платной формах.
Гипотеза исследования: существуютразличия вуровне притязаний студентов, обучающихся на бюджетной иплатной формах обучения.
База исследования: исследованиепроводится в Белорусском государственном университете, среди студентов второгокурса, учащихся на платной форме (20 человек) гуманитарного факультета,специальность «Психология». И в Белорусском национальном техническомуниверситете, среди студентов, учащихся на бюджетной форме (20 человек)факультета энергетического строительства, специальность «Теплогазоснабжения,вентиляции и охрана воздушного бассейна».
Методология и методы исследования:
В основу исследования были положены теоретические идеи Ф. Хоппе попроблеме уровня притязаний. Методы исследования: теоретический анализлитературы, тестирования, количественно–качественный анализ, методстатистической обработки данных.
1. Теоретико-методологический анализ проблемы уровня притязаний устудентов, обучающихся на платной и бюджетной формах
1.1 Современное состояниепроблемы изучения уровня притязаний в психологии
Одним из психологических феноменов, отражающих индивидуальныеособенности мотивации достижения и целенаправленного поведения человека,является уровень притязаний. Оценка уровня притязаний проводится с точки зренияего адекватности — соответствия реальным возможностям человека. Различаютчастный и общий уровень притязаний. Частный уровень притязаний относится кдостижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) иличеловеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, вдружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такогоуровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области. Уровеньпритязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многимобластям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которыхпроявляются его интеллектуальные и нравственные качества.
Уровень притязания тесно связан c самооценкой личности, т.е.стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человексчитает себя способным. В основе уровня притязания личности лежит такая оценкасвоих способностей, сохранение которой стало для человека потребностью [13].
Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человекаведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего егоповедение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышеннаятревожность, агрессивность и др.). Люди,обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своихсилах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностьюв оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайненереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении этопроявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышеннойтревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуациисоревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза ит.п.Уровень притязаний как психологическая характеристика личности впервые былэкспериментально изучен в 20-х годах под руководством К. Левина немецкимпсихологом Ф. Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудностизависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выборуболее трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи — наоборот, болеелегких (снижение уровня притязаний). Выяснилось также, что среди испытуемыхсуществуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобыдобиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлятьвыбор между задачами различной степени трудности, они выбирают, либо самыелегкие задачи, либо самые трудные. Первые — потому, что убеждены в успехе(элемент риска минимален); вторые — потому, что неудача в этом случае будетоправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажетсяуязвленным) [8].
Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствииповторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующуюзакономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний междуочень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранитьна должной высоте свою самооценку [16].
Особый интерес представляет тот факт, что большая вариабельностьуровня притязаний характерна для патологии и личностей с высоким уровнемтревожности. Оказалось, что неврастеники и дистимики ставят перед собой болеевысокие цели, чем нормальные люди. А истерики выбирают минимальный уровеньпритязаний, часто ставя перед собой более низкую цель, чем та, которую онитолько что достигли [6].
Формирование уровня притязаний определяется не толькопредвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутноосознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач.
Понятие “уровень притязаний” в дальнейшем встречается в работе Дж.Фрэнка, где оно трактуется как широко охватывающие цели личности, включающие еевзгляд на себя. М. Юкнат называет это образование самосознанием. К. Левинговорит об учете субъектом своих возможностей при прогнозировании вероятностидостижения цели. С точки зрения Б.В.Зейгарник, во всех случаях речь идет осамооценке, и такая редакция является наиболее точной, ибо Дж. Фрэнк, обобщаяобширные исследования уровня притязаний в интервале между 1930-1940 г.г. прямоуказывает, что анализ притязаний позволяет выявить то, как индивид оцениваетсебя, т.е. его самооценку [14]. Аналогичный взгляд на уровень притязаний даютДж. Гарднер [15], Р. Сирс [4], Д. Роттер [17], в определенном смысле — Р. Мейли[5] и Я. Рейковский [9], той же логики придерживается Х. Хекхаузен [12] имногие другие зарубежные исследователи. Резюмируя мнение большинства, В. Гошекпишет, что уровень притязаний представляет собой самооценку, косвенновыраженную посредством требований к качеству собственной деятельности [2].
Наряду с этим Х. Хекхаузен видит в уровне притязаний показательиндивидуальной специфики мотивации достижения, ее конкретно-личностноевыражение. Имеется и более широкий контекст изучения уровня.
С момента введения обсуждаемого понятия в психологический обиход влитературе накопилось довольно много различных частных определений уровняпритязаний. Каждый из авторов подчеркивает отдельные аспекты, так что терминприобретает множество вариативных значений и, несмотря на своюраспространенность, сохраняет неоднозначность в понимании обозначаемого имфеномена. По представлениям В.Н. Мясищева уровень притязаний — это текачественно-количественные показатели, которым должна удовлетворять, с точкизрения исследуемого лица, его производительность. В трактовке Б.Г. Ананьевауровень притязаний связан с оценочными потребностями, будучи притязаниями наоценку [2].
Согласно В.С. Мерлину, уровень притязаний отражает ту степеньоценки, в которой нуждается человек, чтобы испытывать удовлетворение.Анализируя динамику уровня притязаний, В.С. Мерлин находил, что легкость илитрудность приспособления личности к деятельности путем изменения уровняпритязаний зависит от свойств темперамента (тревожность, экстра — илиинтровертированность) и от таких сугубо личностных свойств, как начальныйуровень притязаний, адекватность или неадекватность самооценки, степень ееустойчивости, мотивы самоутверждения [1].
В свою очередь Л.В. Бороздина считает, что уровень притязанийявляется важным структурообразующим компонентом личности. Это достаточностабильное индивидуальное качество человека, которое характеризует: во-первых,уровень трудности намечаемых задач, во-вторых, выбор субъектом цели очередногодействия в зависимости от переживаний успеха или неуспеха предыдущих действий,в-третьих, желаемый уровень самооценки личности [2].
И все-таки большинство авторов сохраняет в качестве наиболееобщего понимание уровня притязаний, близкое к исходному, при которомрассматриваемый концепт имел значение уровня трудности выбираемых субъектомцелей. Эта интерпретация достаточно прочно удерживается за рубежом. Она жеявляется основной и в отечественной психологии. Нетрудно заметить, что в такомопределении нивелируется отмеченный выше оттенок операциональности и болеерельефно выступает другой — представление об уровне притязаний как о важнейшемличностном образовании, своеобразном индикаторе способа целеполагания субъекта[2].
Таким образом, понятие “уровень притязаний” имеет очень широкую ине односложную трактовку. В рамках данной исследовательской работы следуетвыделить какое-либо одно определение, охватывающее все стороны уровняпритязаний.
Так, уровень притязаний – это разница между уровнем трудностивыбираемых субъектом целей, формирующихся в результате прошлого опыта, оценкисвоих способностей и возможностей и результатом действия, направленного надостижение данной цели.
1.2 Системавысшего образования в Республики Беларусь
В каждой стране существует своя системаобразования. И Республика Беларусь не является исключением. В нашей странеобразование делиться на основное и дополнительное. Нас интересует основное, аточнее высшее образование, которое входит в основное, а не в дополнительноеобразование. Основное образование в Республике Беларусь включает следующиеуровни:
· дошкольное образование;
· общее базовое образование;
· общее среднее образование;
· профессионально-техническое образование;
· среднее специальное образование;
· высшее образование;
· послевузовское образование;
Как мы уже отмечали, нас интересуетвысшее образование, т.к. наше исследование проводится на студентах, учащихся вВУЗах Республики Беларусь. Таким образом, нам следует рассмотреть основныеположения в Законе о высшем образовании в Республики Беларусь.
Высшее образование – уровень основногообразования, достигаемый на основе общего среднего образования, илипрофессионально-технического образования с общим средним образованием, илисреднего специального образования в ходе последовательного и целенаправленногопроцесса обучения и воспитания, обеспечивающего подготовку квалифицированныхспециалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциалаличности, и завершающийся итоговой аттестацией, по результатам которойприсваиваются соответствующая квалификация, а также степень магистра в случаях,предусмотренных настоящим Законом [3].Система высшего образования в РеспубликеБеларусь включает:
· высшие учебные заведения и другие организации, обеспечивающиефункционирование и развитие системы высшего образования;
· республиканские органы государственного управления и местные,исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы и другиеорганизации, в подчинении которых находятся высшие учебные заведения, впределах их полномочий в сфере высшего образования;
· участников образовательного процесса;
· образовательные стандарты высшего образования, разработанные на ихоснове учебные планы и учебные программы [3].
Формы получения высшего образования:
1. Высшее образование в Республике Беларусьможет быть получено в очной (дневной, вечерней) или заочной (в том числедистанционной) формах.
2. Очная (дневная, вечерняя) формаполучения высшего образования предусматривает постоянное личное участиеобучающихся в регулярных учебных и аттестационных мероприятиях высшего учебногозаведения.
3. Заочная (в том числе дистанционная)форма получения высшего образования предусматривает преимущественносамостоятельную учебную работу обучающихся, лично участвующих только вограниченном числе учебных мероприятий, а также в аттестационных мероприятиях,организуемых высшим учебным заведением.
4. Для всех форм получения высшегообразования:
4.1. действуют единые образовательныестандарты высшего образования;
4.2. допускается обучение поиндивидуальным учебным планам в порядке и случаях, определяемых Министерствомобразования Республики Беларусь.
5. Перечень специальностей, по которымне допускается обучение в вечерней и заочной формах получения высшегообразования, утверждается Правительством Республики Беларусь [3].
В данном исследовании нас интересуетсистема высшего образования, т.к. мы проводим исследования в рамках двухведущих ВУЗов страны. Как мы уже выяснили, в нашей стране существуют платная ибюджетная формы обучения. И каждая имеет как свои достоинства, так и своинедостатки.
Что касается бюджетной формы обучения,то, учась на этой форме, студент не платит за образование, чем значительноэкономит бюджет семьи. Но еще студент получает стипендию, размер которойзависит от его академической успеваемости. Но у этой формы есть также инедостатки. Мы же остановимся на самом главном: студент по окончаниюуниверситета обязан быть распределен по усмотрению деканата. Тем самым студентлишается возможности самостоятельно найти рабочее место. И также его имеютправо направить в другой город, который не является местом его обучения или,проживания, или проживания его родных или близких.
На платной форме обучения все обстоитиначе. Студент при получении диплома о высшем образовании является свободнымспециалистом и самостоятельно имеет выбирать место работы. Недостатком являетсятот факт, что образование является платным, что, конечно же, значительно влияетна семейный бюджет. И, учась на платной форме обучения студент, естественно неполучает стипендию, но имеет право на скидки в размере 20, 40, 60 % заакадемические, общественные, спортивные успехи.
Таким образом, в ВУЗах РеспубликиБеларусь существует две формы образования: бюджетная и платная. Каждая из этихформ имеет определенные достоинства и недостатки. Но на кокой из этих формстудент захочет обучаться зависит от него самого (если речь идет о бюджетномобразовании) и от финансовой возможности его близких и родные (если речь идет оплатном образовании). Но также стоит отметить, что форма образования в той, илииной степени обуславливает отношение студента к обучению, его мотивацию ипритязания. Но что касается мотивации и притязаний, при обучении на платной илибюджетной формах, зависит от студента, обучающегося на одной из этих двух форм.
1.3 Психосоциальноеразвитие студентов
Как уже было отмечено ранее, мы проводимнаше исследование среди студентов вторых курсов. И нам необходимо выяснитькаковы особенности развития данного возраста. Таким образом, мы должнырассмотреть различные периодизации психического развития личности зарубежных иотечественных ученых, и отнести нашу группу к одной из них.
Само же понятие возраста включает в себяряд аспектов:
1) хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2) биологический возраст — совокупность биологических показателей, функционированиеорганизма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
3) психологический возраст — определенный уровень развития психики, в который включается:
а) умственный возраст — понятие,введенное для характеристики интеллектуального развития индивида на основе егосравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественновыражается как возраст, в котором по среднестатистическим данным решаются тетестовые задания, которые доступны данному индивиду. В.Штерн предложил простуюформулу для определения коэффициента интеллекта (IQ) как отношения умственноговозраста к хронологическому;
б) социальная зрелость :SQ — социальныйинтеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает);
в) эмоциональная зрелость:произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость. В реальной жизниотдельные составляющие возраста не всегда совпадают;
Существуют разные возрастныепериодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разномуназываются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложилиразные критерии.
Периодизация Р. Заззо:
0-3 года раннее детство;
3-5 лет дошкольный возраст;
6-12 лет начальное школьное образование;
12-16 лет обучение в средней школе;
17 и старше высшее или университетскоеобразование;
Автор этой периодизации основывается насистеме воспитания и обучения. Но главный недостаток данной периодизациизаключается в том, что после получения среднего образования далеко не всеполучают высшее образование, что не является отклонением от той нормы, которуюустановил автор. Это доказывает, что данная периодизация не охватывает и необъясняет все этапы психического развития.
П.П. Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный ссущественными особенностями конституции растущего организма признак — появлениеи смену зубов.
0-8 мес.;
2,5 года — беззубое детство;
2,5 — 6,5. лет — детство молочных зубов;
6,5 и старше — детство постоянных зубов(до появления зуба мудрости);
Он считал, что процесс развитияопределяется нарастанием энергетических ресурсов организма, которые и задаютвремя кальцинации – окостенения скелета, смену зубов. Такой прямой параллелизмничем не подтвержден, не говоря уже о том, что и выделенные периоды неравнозначны: скажем, время прорезывания зубов очень важно для ребенка, апереход к постояннозубому детству ничем в психическом плане не примечателен[10].
А З.Фрейдсчитал главным источником, двигателем человеческогоповедения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детскаясексуальность понимается 3.Фрейдом широко, как все, приносящее телесноеудовольствие, — поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.
0 — 1год. Оральная стадия (эрогеннаязона — слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко,а в отсутствие пищи — собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинаютделиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность,жадность.
1 — 3 года. Анальная стадия (эрогеннаязона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность,аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов,в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третьяинстанция – «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура,совесть.
3 — 5 лет. Фаллическая стадия (высшаястадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии.Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас детиначинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики кматери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболеестрогих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».
5 — 12 лет. Латентная стадия как бывременно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно»,хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересыребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.
12 — 18 лет. Генитальная стадиясоответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенныезоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.
Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Процесс развития интеллекта представляетсобой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становлениетрёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторныеструктуры — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затемвозникают структуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в уме,но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становлениеформально — логических операций. Основной критерий — интеллект.
от 0 до 1,5-2 лет. Сенсомоторная стадия.Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает пониманиепостоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь иотсутствуют представления, а поведение строится на основе координациивосприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).
от 2 до 7 лет. Дооперациональная стадия- мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточномразвитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапедооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению.Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в ихвнутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственноевосприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).
от 7 до 12 лет. Стадия конкретных операций- возникновение элементарного логического рассуждения.
от 12 лет. Стадия формальных операций — формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактнымипонятиями, выполнять операции в уме.
Периодизация Л. Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.
Выявленные в исследованиях Л. Колберга 3уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейскимпредставлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборепоступка.
I уровень. Страх наказания (до 7 лет):
1. Страх перед правом силы;
2. Страх быть обманутым и недополучитьблаг;
II уровень. Стыд перед окружающими людьми (13 лет):
3. Стыд перед товарищами, ближайшимокружением;
4. Стыд общественного осуждения,негативной оценки больших социальных групп;
III уровень. Совесть (после 16 лет):
5. Желание соответствовать своимнравственным принципа;
6. Желание соответствовать своей системенравственных ценностей;
Что касается предыдущих трехпериодизации (З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. Колберг), то стоит отметить тот факт, чтов основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признакразвития. Что объясняет периоды и закономерности психического развития, нотолько с одной стороны, на основе того единственного признака, что был взят заоснову той или иной периодизации.
Автором данной периодизации является В.И. Слободчиков.
1 ступень — оживление (0-12 мес.);
1 ступень — одушевление (11-12 — 5-6 лет);
3ступень — персонализация (5,5 — 18лет);
2 ступень — индивидуализация (17-42 года);
В основу теории общего психическогоразвития и соответствующей ей периодизации положено понятие «событийнойобщности».Данное понятие, по мнению В.И. Слободчикова, одновременноохватывает две стороны развития – его объект и источник. Внутри событийнойобщности образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду,во-первых, входить в различные общности и приобщаться к определенным формамкультуры, а во-вторых, выходить из общности, индивидуализироваться и самомутворить новые формы, т.е. быть самобытным.
Данная идея событийной общности связанас фундаментальным представлением Л.С. Выготского об интерпсихическом этапесуществования каждой высшей психической функции.
С точки зрения такого пониманияисточников психического развития его периодизация должна представлять собойсвоеобразную карту человеческих общностей, внутри которых только и могут бытьдостигнуты различные уровни развития всех психических функций, необходимых дляпребывания внутри этих общностей, их преобразования и построения новых [11].
Это периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. Вних используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущаядеятельность и центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития — это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психикеребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие же «ведущая деятельность» было введеноЛеонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияниена развитие психики.
Новообразование — те качественныеособенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Младенчество 0-1.
Ведущая деятельность и Новообразование:
эмоциональное общение ребенка совзрослым ходьба, первое слово;
Социальная ситуация: освоение нормотношений между людьми;
Ранний возраст 1-3.
Ведущая деятельность и Новообразование: предметнаядеятельность «внешнее Я сам» по Выготскому;
Социальная ситуация: усвоение способовдеятельности с предметами;
Дошкольный возраст 3-6(7).
Ведущая деятельность и Новообразование: ролеваяигра произвольность поведения;
Социальная ситуация: освоение социальныхнорм, взаимоотношений между людьми;
Младший школьный возраст 6(7)-10(11).
Ведущая деятельность и Новообразование: учебнаядеятельность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта;
Социальная ситуация: освоение знаний,развитие интелектуально-познавательной деятельности;
Средний школьный возраст, подросток 10(11) — 14(15).
Ведущая деятельность и Новообразование: интимно-личностноеобщение в учебной и других видах деятельности чувство «взрослости»,возникновение представление о себе «не как о ребенке».
Социальная ситуация: освоение норм иотношений между людьми;
Старший школьник (ранняя юность) 14(15) -16(17).
Ведущая деятельность и Новообразование: учебно-профессиональнаядеятельность профессиональное и личностное самоопределение;
Социальная ситуация: освоениепрофессиональных знаний, умений;
Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25.
Ведущая деятельность и Новообразование: трудоваядеятельность, профессиональная учеба;
Социальная ситуация: Освоениепрофессионально-трудовых умений;
Зрелость 25-50 лет.
Поздняя зрелость 50-75.
Старость 75- …(и до смерти) [10].
Изучив и сравнив все эти периодизации, мыпришли к выводу, что самая подходящая периодизация будет Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. Т.к. она наиболееполно описывает особенности данного возрастного этапа развития. Возрастстудентов, учащихся на вторых курсах в среднем равен от 19 до 21 года, чтосоответствует ранней взрослости согласно периодизации Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
На данном этапе развития наблюдается установление интимности, личных близких связей с другим человеком.Это начало самостоятельной личной жизни, профессиональной деятельности,реализации планов на будущее. Главная задача данного возрастного периодасвязывание, соотнесение идеально построенных планов, надежд на будущее,мечтаний с реальностью. Основные проблемы возраста: поиск себя, выработкаиндивидуальности, осознание себя взрослым человеком со всеми правами иобязанностями, сознание обобщенного, нереалистического характера юношеских(подростковых) мечтаний, конкретизация представлений о будущей жизни,вступление в брак [7].
Таким образом, следует отметить, чтоданный возрастной период, студенты второго курса, мы рассматриваем в рамках периодизацииЛ.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, чтосоответствует периоду ранней взрослости. Этот период крайне важен длядальнейшего развития личности, т.к. на данном этапе происходит формированиеконкретных целей, задач и их решение. Также в этот период происходит выборжизненной стратегии — мечтаний, планов, принципов построения собственнойжизнедеятельности и ее основная направленность.
2. Эмпирическое исследование уровня притязаний у студентов,обучающихся на бюджетной и платной формах 2.1Организация и методологические основы исследования
В данном исследовании нас интересует: каков уровень притязаний устудентов, обучающихся на этих разных формах обучения. И в дальнейшем данноеисследование может стать первым шагом для проведения более фундаментальныхисследований по данному вопросу в нашей системе образования. Тем самым улучшитьвпоследствии, или изменить систему образования, учитывая уровень притязанийстудентов.
Цель исследования: исследоватьуровень притязаний студентов, обучающихся на бюджетной и платной формахобучения.
Задачи исследования:
· провести анализ материалов отечественных и зарубежных исследованийпо проблематики уровня притязаний;
· изучить достоинства и недостатки системы образования в РеспубликиБеларусь, касающиеся платной и бюджетной форм образования;
· эмпирически изучить уровень притязаний студентов платной формыобучения;
· эмпирически изучить уровень притязаний студентов бюджетной формыобучения;
Объект исследования: студенты,второго курса Белорусского государственно университета и Белорусскогонационального технического университете, платной и бюджетной форм обучения.
Предмет исследования: различия вуровне притязаний у студентов, обучающихся на бюджетной и платной формах.
Гипотеза исследования: существуютразличия вуровне притязаний студентов, обучающихся на бюджетной иплатной формах обучения.
Методология и методы исследования:
В основу исследования были положены теоретические идеи Ф. Хоппе попроблеме уровня притязаний. Методы исследования: теоретический анализлитературы, тестирования, количественно–качественный анализ, методстатистической обработки данных.
Как уже было отмечено, в основу эмпирического исследования былположен тест Ф. Хоппе (Приложение 1).
Данная методика содержит 10 карточек, на каждой карточке естьвопрос, испытуемый же должен выбрать любые 5 карточек, но в соответствии с темфактом, что 1 карточка самая легкая, а 10 – самая сложная.
Проводя данный тест, нас не интересовали интеллектуальныеспособности респондента. Нас интересовала его реакция на те или иные вопросы всоответствии с его прошлым успешным, или неуспешным опытом (правильно, или нет,он ответил на предыдущий вопрос, и какова сложность этой карточки).
После проведения методики, номера, выбранные респондентом,суммируется и выясняется какой у него уровень притязаний. Согласно методикеХоппе уровень притязаний имеет 3 уровня: низкий средний и высокий.
Низкий уровень притязаний характеризуется низким уровнеммотивации, вероятнее, что низкой самооценкой, и не ярко выраженнойцелеустремленностью, или отсутствием ее вовсе.
Средний уровень – средний уровень мотивации, чаще завышеннаясамооценка, такое качеств как целеустремленность присутствует, но проявляетсяне во всех ситуациях.
Высокий уровень – высокий уровень мотивации, завышеннаясамооценка, ярко выраженная целеустремленность.
Объем выборки равен — 40 человек. 20 студентов, обучающихся набюджетной форме Белорусского национального технического университета,факультета Энергетического строительства, специальность «Теплогазоснабжения,вентиляции и охрана воздушного бассейна», из них 9 парней и 11 девушек ввозрасте от 19 до 20 лет. И 20 студентов, обучающихся на платной формеБелорусского государственного университета, Гуманитарного факультета, специальность«Психология», из них 3 парня и 17 девушек в возрасте от 19 до 20 лет.
2.2 Исследование уровняпритязаний у студентов
2.2.1 Качественный анализданных
Мы провели сбор первичных данных иполучили следующие результаты (Приложение 2 и 3).
Из 20 человек, обучающихся на бюджетнойформ имеют:
· 10%-низкий уровень притязаний
· 85%-средний уровень притязаний
· 5%-высокий уровень притязаний
/>
А из 20 человек, обучающихся на платнойформе имеют:
· 30%-низкий уровень притязаний
· 40%-средний уровень притязаний
· 30%-высокий уровень притязаний
/>
Таким образом, мы можем сделать вывод.Так как уровень притязаний связан с мотиваций, то можно смело говорить о том,что для данной выборки характерны следующие результаты. Для большинствастудентов, обучающихся на платной форме характерен достаточно средний уровеньпритязаний, соответственно и средняя мотивация и целеустремленности. В своюочередь, для студентов, обучающихся на платной форме в равной степенихарактерен и низкий, и средний, и высокий уровень притязаний, соответственно имотивации согласно этим 3 уровням и целеустремленность также.
И на наш взгляд это связано с тем, чтоидя на платную форму обучения студент, может учиться исключительно радиполучения диплома, а не ради получения профессиональных знаний и навыков, чтообъясняет низкую мотивацию и соответственно низкий уровень притязаний.
Студенты же со средним уровнемпритязаний, вероятнее всего, идут на платную форму обучения для того, чтобыизбежать распределения.
А студенты с высоким уровнем притязанийвысоко замотивированны, что можно объяснить попыткой реализовать вложенные(чаще не своих) финансов в их образование, то есть в их будущее.
Что же касается бюджетной формыобучения, то на ней больше присутствуют люди сл среднем уровнем притязаний.Связанно это, на наш взгляд, с тем, что с низким уровнем притязаний абитуриентне поступит на бюджетную форму, так как в большинстве случаев бюджетная формапредполагает наличие более высоких баллов, нежели для поступления на платнуюформу, то есть предполагает довольно высокую мотивацию, чего нет у людей снизким уровнем притязаний. Поэтому на бюджетной форме практически нет, илиотсутствуют люди с низким уровнем притязаний.
С высоким уровнем притязаний набюджетной форме обучения студентов мало, на наш взгляд, по другой причине.Бюджетника некуда стремится, им не надо оправдывать те деньги, что вкладывают вих образование (как на платной форме), стипендия, судя по всему, не является важнымфактором для образования более высокой мотивации и целеустремленности. И можетсыграть большое значение тот факт, что добившись поступления на бюджетную формуобучения студент «снижает планку», так как считает, что он уже многого добился,и остальное уже не зависит от него.
Таким образом, на бюджетной формеобучения со среднем уровнем притязаний подавляющее большинство. А на платнойформе обучения в равной степени есть студенты и со среднем, и с низким, и свысоким уровнем притязаний.
2.2.2 Статистический анализданных
Но стоит подчеркнуть, что полученныерезультаты характерны исключительно для данной выборки.
К такому выводы мы пришли, когда провелистатистический анализ данных и выяснили, что не существует различия в уровнепритязаний у студентов, обучающихся на бюджетной и платной формах.
Статистическая обработка была проведенапри помощи программы «STATISTIKA 6.0» по расчету U-критерию Манна-Уитни.U-критерий Манна-Уитни – непараметрический критерий, предназначенный длясравнения независимых выборок. U-критерий не требует проверки на нормальностьраспределения, с его помощью можно сравнивать маленькие выборки объёмом от 3-хнаблюдений. Так же он подходит для сравнения выборок, данные в которыхраспределены ненормально.
Rank Sum
Group 1
Rank Sum
Group 2
U
Z
p-level
alid N
alid N
2*1sided
Var3 417,0000 403,0000 193,0000 0,189351 0,849818 20 20 0,861987
Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась, хотя различия есть,но они характерны исключительно для данной конкретной выборки.
Гипотеза не подтвердилась, так как выборка не достаточно большая.Но различия в данной конкретной группе все же существует. В будущем же следуетпроводить данное исследовании на значительно большем количестве человек, длятого, чтобы точно убедится, есть ли различия в уровне притязаний у студентов,обучающихся на различных формах.
Выводы
Итак, уровень притязаний – эторазница между уровнем трудности выбираемых субъектом целей, формирующихся врезультате прошлого опыта, оценки своих способностей и возможностей ирезультатом действия, направленного на достижение данной цели.
В нашем исследовании уровень притязаний выявляется у студентов,учащихся на бюджетной и платной формах. Как уже было отмечено ранее и та идругая формы обучения имеет как свои достоинства, так и свои недостатки.
И также, следует отметить, что студенты, учащиеся на вторыхкурсах, относятся согласно своему возрастному этапу развития, к периоду раннейвзрослости в рамках периодизации Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
Чтокасается эмпирического исследования, то наша гипотеза не подтвердилась, чтоможет быть связано с недостаточно большой выборкой.
Таким образом, проведя анализ материалов отечественных изарубежных исследований уровня притязаний, и изучив достоинства и недостаткисистемы образования в Республики Беларусь, касающиеся платной и бюджетной формобразования, а также проведя сбор и обработку эмпирических данных по проблемеуровня притязаний у студентов, обучающихся на бюджетной и платной формах, мысправились с поставленными задачами.
И мы надеемся, что данное исследование в дальнейшем может статьпервым шагом для проведения более фундаментальных исследований по данномувопросу в нашей системе образования. Тем самым изменить или улучшить системуобразования в зависимости от уровня притязаний студентов.
Заключение
Данная работа просвещена изучению уровня притязаний у студентов,обучающихся на бюджетной и платной формах.
Уровень притязаний как психологическая характеристика личностивпервые был экспериментально изучен в 20-х годах под руководством К. Левинанемецким психологом Ф. Хоппе. Уровень притязаний является одним изпсихологических феноменов, который отражает целенаправленное поведение человекаи его индивидуальные особенности мотивации достижения. Однако с моментавведения обсуждаемого понятия в психологический обиход в литературе накопилосьдовольно много различных определений уровня притязаний. Каждый из авторовподчеркивает отдельные аспекты, таким образом, термин приобрел множествовариативных значений. Дать определение «уровню притязаний» стремились какотечественные, так и зарубежные ученые. В их числе: Дж. Фрэнка, Дж. Гарднер, Р.Сирс, Д. Роттер, Р. Мейли, Я. Рейковский, Х. Хекхаузен, В.С. Мерлин, В.Н.Мясищева, Б.Г. Ананьева, Л.В. Бороздина.
Но мы в данной работе опираемся на теоретические идеи Ф. Хоппе.Выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решениипредыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышениеуровня притязаний), неудачи — наоборот, более легких (снижение уровняпритязаний). Стоит отметить тот факт, что уровень притязания тесно связан cсамооценкой личности, т.е. стремлением к достижению целей той степенисложности, на которую человек считает себя способным. И в экспериментах Ф.Хоппе (впоследствии они в различных модификациях были повторены многимиисследователями) результаты позволили выявить следующую закономерность: обычноличность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и оченьлегкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте своюсамооценку.
Таким образом, проведя анализ материалов отечественных изарубежных исследований по проблематике уровня притязаний, мы справились спервой поставленной задачей.
Что касается второй поставленной задачи, то здесь необходимоотметить достоинства и недостатки системы образования в Республике Беларусь. Ит.к. наше исследование проводится на студентах, учащихся в ВУЗах, то насинтересует система высшего образования в Республике Беларусь. Образование внашей стране может быть получено в очной (дневной, вечерней) или заочной (в томчисле дистанционной) формах. Что же касается форм высшего образования, то к нимотносятся: платная и бюджетная формы. Каждая из которых имеет свои преимуществаи недостатки. К недостаткам платной формы обучения относится оплата за обучение(что значительно влияет на семейный бюджет), а достоинством является свободныйвыбор места работы. К недостаткам бюджетной формы обучения относитсяобязательное распределение деканатом, тем самым студент лишается возможностивыбора рабочего места. Достоинством данной формы обучения является получениестипендии (что положительно сказывается на бюджете семьи).
Также следует отметить особенности психосоциального развитиястудентов, учащихся на вторых курсах (т.к. данное исследование проводится средистудентов вторых курсов ВУЗов г. Минска). Существует множество периодизацийпсихического развития. В данной работе были рассмотрены периодизации: Р. Заззо,П.П. Блонского, З. Фрейда, Ж.Пиаже, Л. Колберга,В.И. Слободчикова, Л.С. Выготского иД.Б. Эльконина. Изучив и сравнив все эти периодизации, мыпришли к выводу, что самая подходящая периодизация будет Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. Т.к. она наиболееполно описывает особенности данного возрастного этапа развития. Возрастстудентов, учащихся на вторых курсах в среднем равен от 19 до 21 года, чтосоответствует ранней взрослости согласно периодизации Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.Главная задача данного возрастного периода связывание, соотнесение идеальнопостроенных планов, надежд на будущее, мечтаний с реальностью. На данном этапе развития наблюдается установлениеинтимности, личных близких связей с другим человеком.
Что же касается третьей и четвертой задачи, то мы также с нимисправились. В ходе исследования мы выяснили, что, так как уровень притязанийсвязан с мотиваций, то можно смело говорить о том, что для данной выборкихарактерны следующие результаты.
Из 20 человек, обучающихся на бюджетнойформ имеют:
· 10%-низкий уровень притязаний
· 85%-средний уровень притязаний
· 5%-высокий уровень притязаний
А из 20 человек, обучающихся на платнойформе имеют:
· 30%-низкий уровень притязаний
· 40%-средний уровень притязаний
· 30%-высокий уровень притязаний
И как мы видим, для большинства студентов, обучающихся на платнойформе характерен достаточно средний уровень притязаний, соответственно исредняя мотивация и целеустремленности. В свою очередь, для студентов,обучающихся на платной форме в равной степени характерен и низкий, и средний, ивысокий уровень притязаний, соответственно и мотивации согласно этим 3 уровнями целеустремленность также. Но данные результаты характерны исключительно дляданной выборки. К такому результату мы пришли, когда провели статистическийанализ данных и выяснили, что не существует различия в уровне притязаний устудентов, обучающихся на бюджетной и платной формах. Таким образом, нашагипотеза не подтвердилась, что может быть связанно с маленькой выборкой и вдальнейшем следует провести данное исследование на большем количестве людей,чтобы точно подтвердить, или опровергнуть данную гипотезу.
Библиографический список
1. Блейхер, В.М.Патопсихологическая диагностика / В.М. Блейхер, И.В. Крук. – Киев: Здоровье,1986. – 280 с.
2. Бороздина, Л.В.Исследование уровня притязаний / Л.В.Бороздина. – М., 1986. – 103 с.
3. О высшем образовании:Закон Респ. Беларусь от 11 июля. 2007 г. № 252-З: принят Палатой представителей14 июня 2007г.: одобр. Советом Респ. 22 июня 2007 г.
4.Левин, К. Уровень притязаний / К. Левин, Т. Дембо, Л. Фестингер, П. Сирс //Психология личности: тексты. /МГУ. – М., 1982. – С. 86–92.
5.Мейли, Р. Различные аспекты Я / Р. Мейли // Экспериментальная психология / подред. П. Фресса, Ж. Пиаже. – М., 1975. – С. 132–141.
6.Нюттен, Ж. Процесс формирования цели / Ж. Нюттен // Экспериментальнаяпсихология / под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. – М., 1975. – С. 36–40.
7.Полякова, А.М. Психология развития: учеб. пособие для ВУЗов / А.М. Полякова. –Минск: ТетраСистемс, 2006. – 304 с.
8.Психология личности: тексты / Ю.Б. Гиппенрейтер [и др.]; под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 288 с.
9. Рейковский, Я.Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский; под ред. О.В.Овчинниковой. –М.: Прогресс, 1979. – 392 с.
10. Сапогова, Е.Е.Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. – М.:АспектПресс, 2001. – 461 с.
11.Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития / В.И.Слободчиков // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С. 37–49.
12. Хекхаузен, Х. Мотивацияи деятельность в 2т. / Х. Хекхаузен. / пер.с немец. Под ред. Б.М.Величковского. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 1.
13. Шапарь, В.Б. Словарьпрактического психолога / В.Б. Шапарь. – М.: АСТ, Харьков: Торсинг, 2005. – 734с.
14. Frank, J.D. Individual differences in certain aspects of the level of aspiration /J.D. Frank // Amer. journ. psychol.– 1935. – Vol 47. – Р. 119–128.
15. Gardner, J. W. The useof the term level of aspiration / J. W. Gardner // Psychol.Rew. – 1940. – Vol.47, № 1. – P. 59–68.
16. Hoppe, F. Erfolg undmisserfolg / F. Hoppe // Psychologische Forchung. – 1930. – № 14. – P. 1—62.
17. Rotter,J.B. Generalizedexpectancies for internal versus external control of reinforcement / J.B.Rotter // Psychological Monographs. – 1966. – Vol 80. –P.1–28.
Приложение 1
Тест Ф. Хоппе «Уровень притязаний»
1. Назвать 3 слова на букву Т;
2. Назвать 4 животных на букву Л;
3. Назвать 5 полных имен на букву Д;
4. Расшифровать известные аббревиатуры: АНП, СЭВ, НТР, МВД, ТАСС,ДОСААФ;
5. Назвать 6 предметов одежды на букву Т;
6. Назвать фамилии 5 известных советских киноартистов на букву М;
7. Назвать государства на букву И;
8. Назвать фамилии 8 президентов США;
9. Назвать все Зодиакальные Созвездия;
10. Назвать фамилии 5 известных западноевропейских художников набукву Р.
Приложение 2Сводная таблицапервичных данных№ Пол Возраст Форма обучения Уровень притязаний 1 Ж 19 Платная Средний 2 М 19 Платная Высокий 3 Ж 19 Платная Средний 4 Ж 19 Платная Средний 5 М 19 Платная Низкий 6 Ж 20 Платная Высокий 7 М 19 Платная Низкий 8 Ж 20 Платная Высокий 9 Ж 20 Платная Высокий 10 Ж 20 Платная Средний 11 Ж 19 Платная Высокий 12 Ж 19 Платная Средний 13 Ж 19 Платная Средний 14 Ж 19 Платная Низкий 15 Ж 19 Платная Средний 16 Ж 20 Платная Низкий 17 Ж 19 Платная Высокий 18 Ж 19 Платная Средний 19 Ж 19 Платная Низкий 20 Ж 19 Платная Низкий 21 Ж 19 Бюджетная Средний 22 М 20 Бюджетная Средний 23 М 19 Бюджетная Средний 24 М 20 Бюджетная Низкий 25 Ж 19 Бюджетная Средний 26 М 19 Бюджетная Средний 27 Ж 19 Бюджетная Средний 28 Ж 19 Бюджетная Средний 29 М 20 Бюджетная Средний 30 Ж 19 Бюджетная Средний 31 Ж 19 Бюджетная Средний 32 М 19 Бюджетная Средний 33 М 20 Бюджетная Средний 34 М 19 Бюджетная Высокий 35 Ж 19 Бюджетная Средний 36 Ж 19 Бюджетная Средний 37 Ж 19 Бюджетная Средний 38 М 19 Бюджетная Средний 39 Ж 20 Бюджетная Низкий 40 Ж 19 Бюджетная Средний Приложение 3Сводная приведеннаятаблица данных№ Var 1 Var 2 Var 3 1 1 1 2 2 2 1 3 3 1 1 2 4 1 1 2 5 2 1 1 6 1 1 3 7 2 1 1 8 1 1 3 9 1 1 3 10 1 1 2 11 1 1 3 12 1 1 2 13 1 1 2 14 1 1 1 15 1 1 2 16 1 1 1 17 1 1 3 18 1 1 2 19 1 1 1 20 1 1 1 21 1 2 2 22 2 2 2 23 2 2 2 24 2 2 1 25 1 2 2 26 2 2 2 27 1 2 2 28 1 2 2 29 2 2 2 30 1 2 2 31 1 2 2 32 2 2 2 33 2 2 2 34 2 2 3 35 1 2 2 36 1 2 2 37 1 2 2 38 2 2 2 39 1 2 1 40 1 2 2
Var 1 – пол: 1-Жен; 2-Муж
Var 2 – форма обучения:
1-Платная; 2-Бюджетная
Var 3 – уровень притязаний: 1-Низкий;
2-Средний;
3-Высокий