Оглавление
1. Анализ уровня представления, его специфика, отличие отдругих уровней. 3
1.1. Познавательные уровни человека. 3
1.1.1.Восприятие. 3
1.1.2.Мышление. 4
1.1.3.Внимание. 6
1.1.4. Память. 9
1.1.5.Речь. 10
1.1.7.Ощущение. 11
1.2. Представление (Воображение). 13
Определение. 13
Сущность процесса. 13
Классификация. 13
Развитие процесса. 14
1.3. Отличие представления отдругих уровней. 15
2. Школа Гештальт в психологии. 17
2.1. Система живет всегда и только в виде уникальногогештальта. 18
2.2. Эстетическое суждение как первичная форма отношения. 20
2.3.Самоподобие — принцип управлениягештальт-системами. 21
4. Гешталь психология глазами современных психологов. 24
5. Проблемы современной психологии. 32
6. Список литературы. 35/>1. Анализ уровняпредставления, его специфика, отличие от других уровней./>1.1. Познавательные уровничеловека1.1.1.Восприятие.
Восприятие – сложныйпроцесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражениеобъективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственногоотражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различениеотдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания,адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
Восприятие – осмысленный(включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтезразнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, которыйвыступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходеактивного их отражения.
Образ, складывающийся врезультате процесса восприятия предполагает взаимодействие и скоординированнуюработу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур,участвующих в восприятии и реагировании на раздражители.
Свойствавосприятия:
Предметность–способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг сдругом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами,вызывающими данные ощущения.
Целостность– восприятие выражается в том, что образвоспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимымиэлементами.
Константность – определяется, как способностьвоспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине рядудругих параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия.
Категориальность – каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относимк определенному классу.
В зависимостиот активности работы анализатора:Анализаторы: Тип восприятия: - Зрительный - зрительное - слуховой - слуховое
- мышечный
- кожный - осязательное
Развитие восприятия обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением опыта, знаний,усилением его связей с памятью, воображением, мышлением, вниманием, чувствами иволей.1.1.2.Мышление.
Мышление
- это высшийпознавательный процесс.
- это движение идей,раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.(понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих исущественных особенностях)
- этоособого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая системувключенных в нее действий и операций ориентировочно — исследовательского,преобразовательного и познавательного характера.
Мышление- высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о такихобъектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут бытьнепосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законымышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией инейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачамимоделирования некоторых мыслительных функций.
Мышлениепредставляет собой порождение нового знания, активную форму творческогоотражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такойрезультат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный моментвремени не существует. Отличие мышления от других психологических процессовсостоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемнойситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, вкоторых эта задача задана.
Мышлениев отличии от других процессов совершается в соответствии с определеннойлогикой.
Теоретическоепонятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачиобращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела сопытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решениязадачи с начало до конча в уме, выраженными в понятийной форме, сужденияхумозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научныхтеоретических исследований.
Теоретическое образноемышление — отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решениязадачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они илинепосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением.Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще людитворческого труда, имеющие дело с образами.
Наглядно – образное – мыслительный процесснепосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающейдействительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно,человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образыпредставлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этогообразы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памятии затем преобразуются).
Наглядно –действительное –Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность,осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широкопредставлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатомкоторого является создание какого – либо конкретного материального продукта.
Теоретическоепонятийное и теоретическое образное в действительности оба сосуществуют. Онидополняют друг друга. Теоретическое понятийное мышление дает точное обобщениедействительности, а теоретическое образное — позволяет получить конкретноесубъективное ее восприятие. Без того или другого вида мышления наше восприятиедействительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразнымиоттенками, каким оно является на самом деле.
Разницамежду теоретическим и практическими видами мышления состоит в том что «они поразному связаны с практикой». Работа практического мышления в основномнаправлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работатеоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.
Мышлениеподнимается на более высокий уровень вместе с развитием его научногомировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональнойнаправленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимальноприближенных к реальным – трудовым.1.1.3.Внимание.
Способностьчеловека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с цельюего изучения (познания).
Внимание- сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенныйобъект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное(активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно.Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, котороеможет быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий моментвремени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознанияобъекты различных деятельностей), возможность переключения.
Внимание– один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права насамостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия.Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания несуществует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другогопсихического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что вниманиепредставляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфическийвнутренний процесс, имеющий свои особенности.
Вниманиеможно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующеединамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательногоили бессознательного отбора одной информации, поступающей через органычувств, и игнорирования другой.
Вниманиечеловека обладает пятью основными свойствами:
Устойчивость – способность в течении длительноговремени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.
Сосредоточенность – способность сконцентрировать своевнимание на ОДНОМ объекте при этом отвлечении от других.
Переключаемость – перевод с одного объекта на другой,с одного вида деятельности на иной.
Распределение – способность рассредоточить вниманиена значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видовдеятельности.
Объем – размер информации которую человекспособен сохранять в сфере повышенного внимания.
Внимание, как и всеостальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первыепредставлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.
Внимание у человекаформируется с рождения, и в процессе формирования его происходитвзаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.
Этапы развития:
1. Первые две недели жизни – проявлениеориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признаканепроизвольного внимания ребенка.
2. Конец первого года жизни –возникновение ориентировочно — исследовательской деятельности как средствабудущего развития произвольного внимания.
3. Начало второго года жизни – зачаткипроизвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.
4. Второй – третий год жизни – развитиепроизвольного внимания.
5. Четыре с половиной – пять лет –направление внимания на сложные инструкции взрослого.
6. Пять – шесть лет – возникновениеэлементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.
7. Школьный возраст – развитие исовершенствование произвольного внимания. 1.1.4. Память.
ПАМЯТЬ- способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойствнервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию имногократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессызапоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание,собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную,непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особыевиды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память«чувств»), образная и словесно-логическая.
Впечатления,которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след,сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся.Эти процессы называются памятью.
Памятьможно определить как способность к получению, хранению и воспроизведениюжизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмыповедения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству илиприобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, еесовершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, накоторых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества безпостоянного улучшения этой функции немыслим.
Развитие памяти в целомзависит от человека, от сферы его деятельности.
И на прямую зависит отнормального функционирования и развития других «познавательных» процессов.Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает итренирует память.1.1.5.Речь.
Речь – совокупностьпроизносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение,что и соответствующая им система письменных знаков.
Речь – один из видовкоммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения сдругими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения(речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемыепамятью или письмом).
Благодаряречи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясьличным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большейстепени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого,непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие,внимание, воображение, память и мышление.
Через речь психология иопыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их,способствуют их развитию.
Речьявляется полиморфной деятельностью — в своих различных функциональныхзначениях представлена в разных формах:
внешняя, внутренняя,монолог, диалог, письменная, устная и т. д.
Внешняя – средствообщения;
Внутренняя – средствомышления;
Письменная – один изспособов запоминания информации;
Диалог – двустороннийобмен информации;
Монолог – процессрассуждения;
Первое слово ребенка посвоему значению как целая фраза. То, что взрослый человек выразил быразвернутым предложением, ребенок передает одним словом. С развитием мышленияпроисходит развитие всех форм речи человека.
С помощью речи обучаемыеизучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себяв процессе самовнушения.
Чем активнее обучаемыесовершенствуют устную, письменную и другие виды речи. Пополняют свой словарь,тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.1.1.7.Ощущение.
Ощущение – отражениесвойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств ивозбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны:осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественнаяособенность тех или иных ощущений называется их модальностью
Ощущение — простейшее извсех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый илинеосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки егоцентральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней иливнутренней среде.
Ощущения являются самымипростыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всехживых существ, обладающих нервной системой. Способностью же воспринимать мир ввиде образов наделены только человек и высшие животные.
Ощущения в своем качествеи многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающейсреды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстродоводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней ивнутренней окружающей среды наличие в ней значимых биологических факторов.
Жизненная роль ощущенийсостоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервнойсистемы как главного органа управления деятельностью сведения о состояниивнешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.
Этот процесс осуществляется посредством органовчувств, или анализаторов человека, которые с рождения приспособлены длявосприятия и переработки разных видов энергии в форме стимулов-раздражителей.Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит некотороевремя или латентный период, во время которого происходит преобразованиеэнергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение поструктурам нервной системы и ее уровневое переключение. Итогом возникновенияощущения является чувство.
В зависимости от видов стимулов-раздражителей:
- пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе)
- интероцептивные (дают информацию о состояниивнутренних органов),
- специфические виды ощущений, несущихинформацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.
Взависимости от энергии, воспринимаемой стимулами-раздражителями:
- зрительные,
- слуховые,
- вкусовые,
- обонятельные
- осязательные и т.д.
Ощущения поддаютсятренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта.Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения.
Важно владеть приемамивременной активизации работы органов чувств (разминка, глубокое дыхание,обтирание при высокой температуре, массаж биологически активных точек.1.2. Представление (Воображение).Определение
Представление(Воображение) – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно отостальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточноеположение между восприятием, мышлением и памятью
Воображение – (фантазия),психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленныхситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.
Представление — образранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), атакже образ, созданный продуктивным воображением.Сущность процесса
Досих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характернатолько для человека и странным образом связана с деятельностью организма.Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность иуправляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления,позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи безнепосредственного вмешательства практических действий.
От восприятиявоображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности,в них есть элементы фантазии, вымысла.
Душевнаяжизнь – это безостановочное движение представлений.
В разные отрезкивремени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания.Классификация
Определяетсячетырьмя видами:
Активное
Пассивное
Продуктивное
Репродуктивное возникает по собственному желанию, усилием воли. возникает у человека спонтанно, по мимо воли и желания.
действительность сознательно конструируется человеком. (но при этом в образе она творчески преобразуется)
воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть. (элементы фантазии)
Представление разделяют
· по функционированию ведущего органа чувств
- зрительные
- двигательные
- и др.
· по содержанию
- технические
- топографические
- музыкальные
- и др.Развитие процесса
Первичной базой длявоображения всегда остается реальность – жизнь.
Воображаячеловек, творит – художник – картины, конструктор – сооружения. Наращивая своюпотенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые «проекты» в жизнь.Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, безвзаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.
Дляуспешного развития полноты, правильности, ясности представления необходиминтерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее иярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека.Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем.Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематическихпредставлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы./>1.3. Отличие представленияот других уровней.
Воображение особая формачеловеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов ивместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением ипамятью
Воображение (фантазия),психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленныхситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.
Представление — образранее воспринятого предмета или явления представление памяти, воспоминание), атакже образ, созданный продуктивным воображением.
До сих порученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна толькодля человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодарявоображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляетею. Воображение является основой наглядно образного мышления, позволяющемучеловеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственноговмешательства практических действий.
От восприятия воображениеотличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них естьэлементы фантазии, вымысла.
Душевнаяжизнь это безостановочное движение представлений.
Вразные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разныхобластях сознания.
Первичной базойдля воображения всегда остается реальность жизнь.
Воображаячеловек, творит художник картины, конструктор сооружения. Наращивая своюпотенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые проекты в жизнь.Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, безвзаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.
Для успешного развитияполноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретномувиду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этотпредмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторениевосприятия объекта не формирует представление о нем. Средствами формированиязрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихсяявляются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы./>2. Школа Гештальт впсихологии.
Представители:
Макс Вертгеймер(1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941)
Предмет изучения.
Учение о целостностипсихических явлений.
Основныетеоретические положения.
Постулат: Первичнымиданными психологии являются целостные структуры (гельштаты), в принципе невыводимые из образующих их компонентов. Гельштатам присущи собственныехарактеристики и законы.
Понятие «инсайта» — (от англ.понимание, озарение, внезапная догадка) – интелектуальное явление, сутькоторого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.
Практика.
В основе практики лежалаодна из двух сложных концепций мышления – либо ассоцианистская (обучениестроиться на упрочнении связей между элементами), либо формально – логическогомышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. Удетей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех кто вообще необучался.
Вклад.
Гештальтпсихологиясчитала, что целое определяется свойствами и функции его частей.Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что егоанализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостнымипсихическими образами.
Гештальтпсихологиявыступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.
Гештальт — по-немецкиобраз, форма, целостность. Школа начала формироваться с 1912 года в Германии.По мнению гештальт-психологов, предметы, из которых состоит окружающая насСреда, воспринимаются не в виде отдельных элементов, которые должныинтегрироваться либо сознанием (менталисты), либо механизмами образованияусловных связей (Бихевиористы), а виде целостных образов. Уже в основныхпонятиях гештальтпсихологии видно противоречие с бихевиоризмом, который отрицалобраз, признавал лишь элементы движения.
Теория Гештальтнаглядно описала структуры жизни и тем самым представила живые системы какединство во множестве и множество в единстве. Их сила направлена как вовнутренний, так и во внешний мир, для психолога она представляет собойпсихическую и социальную энергию. Их авто — поэтическое возникновение ужехорошо исследовано, равно как и значение границы для продолжительности ихжизни. Аристотель охарактеризовал их как «энтелехтичные», Лейбниц — как монады,монады без окон. Обоснования продемонстрированы, следствия разъяснены. Полевзаимосвязей в достаточной мере очерчено./>2.1.Система живет всегда и только в виде уникального гештальта
В дополнениек содержанию, гештальт подразумевает индивидуальный облик каждой живой системыв Универсуме. Жизнь предстает перед человеком в повседневности не в видеструктуры или органиграммы, а всегда в виде гештальта. В гештальте (внешнемобразе) конкретных проявлений живого существа, например, его тела, егорасцветки, его двигательной силы, его строительной деятельности, его способовразмножения, его поведения по отношению к особям своего вида и т.д. и т.п.Понятие гештальта формирует эмпирическую индивидуальность всего живого.
Это верно иотносительно окультуренной природы. Человек представляет собой машинуформирования гештальтов. Он должен непрерывно формировать гештальтные сущности.Гештальт — это единственная человеческая потребность, ибо все другиепотребности, такие как голод, борьба за выживание, размножение, свойственны нетолько человеку, но и другим живым существам. В процессе последовательныхмутаций, который мы уже не можем реконструировать детально, человек вырвался изузкого спектра формирования гештальтов, свойственного, например, розе илидрозду, кристаллу или обезьяне, и заменил его самопорождающими силамиформирования гештальтов. Они вынуждают человека самостоятельно вырабатыватьгештальт, что он и делает в бесконечном разнообразии. Истерия как судорога формированиягештальта представляет собой столь же яркое свидетельство этого разнообразия,как и любая культурная форма.
Если мы соединим систему и гештальт,то получим социологический предмет — гештальт-систему.Гештальт-системы — это живые системы, чей гештальт собирает вокруг себясвоих приверженцев и уплотняет их в энергетическом поле с обратной связью.Таковыми являются город и симфония, промышленное изделие или зданиефилософского учения. Они созданы людьми, люди живут в них как в гипер — органическихживых существах, и такого рода гештальт-системы по всей Земле борются за душилюдей, свою территорию. Сущностные признаки гештальт-системы ужеохарактеризованы Гете довольно точно.
· Они «определеныво взаимосвязанном». Здесь имеется в виду их единство, которое в качествесоциальной воли управляет отдельными элементами. Именно таким образомстановятся немцем, русским, петербуржцем или гегельянцем.Гештальт-системы — это нормативные регуляторы.
· Они «закончены».Это подразумевает, что они решительно противостоят внешнему миру. Ихцентростремительная социальность неизбежно ведет к внешней асоциальности. Тот,кто обращает лицо к своим любимым, поворачивается спиной ко всему остальномумиру. А поскольку мы видим так много спин, мы ищем лица. Центр мира для респондентоввсегда там, где они живут.
· Они фиксированы всвоем характере. Сотни согласованных деталей создают их гештальт, какая-либодругая гештальт-система — это уже другой гештальт. И это так, несмотря нато, что с точки зрения теории систем они могут быть одними и теми же. Так,Мюнхен — это не Гамбург, а Санкт-Петербург — не Москва, хотя все онипредставляют собой крупные города с одинаковыми структурами./>2.2.Эстетическое суждение как первичная форма отношения
Гештальтноесуществование каждой системы приводит к тому, что первичный тип отношения к нейесть всегда эстетическое суждение. Способность эстетического суждения представляет собойантропологическую константу, что имеет большое значение для психолога.Эстетическое суждение практикует каждый человеческий организм. Иммануил Кантзамечательно описал это как единственное свободное суждение. Любая социальнаясвязь и любая асоциальная вражда суть следствие эстетического суждения. Жизньгештальт-систем, как внутренняя, так и внешняя, поддерживается коллективнымиэстетическими суждениями. Конфликты гештальт-систем выражаются в отвращении,презрении, ненависти, а их связи — в симпатии, почитании и любви, — ивсе это есть результат эстетического суждения.
Трансцендентальныйисточник гештальта с помощью эстетического суждения человека создает по всейЗемле все больше и больше гештальт-систем. Права человека, хотя и являютсяизобретением разума, представляют собой проявление хитроумия гештальта: этаидея равенства мощно стимулирует притязание каждого гештальта на жизенноепространство. Это может быть проиллюстрированно на примере сепаратизма любоготипа. Эстетическое суждение — это основа устойчивости и преобразования всоциальной жизни. Так как люди хотят, чтобы жизнь вокруг них становиласькрасивее, они придумывают новую мебель, новые философии и новые государства.Потенциал Универсумагештальтов еще далеко не исчерпан./>2.3.Самоподобие —принцип управления гештальт-системами
Какосуществляется управление гештальт-системами? Наука стремится не толькоописывать, но и совершенствовать. Каковы же критерии, обеспечивающиевозможность принимать оптимальные решения — отказаться от чего-то одного иделать что-то другое? Эти критерии предоставляет принцип самоподобия. Что подним подразумевается? Процессы жизни характеризуются взаимодействием повторенияи варьирования. Кровяная клетка живет от шестидесяти до ста двадцати дней. Этоприводит к тому, что весь объем нашей крови замещается на новую за три-четыремесяца. За год полностью обновляются кости, ткани и даже эмаль наших зубов. Такмы всегда оказываемся новым организмом.
И все-такитем же прежним Адамом, то есть, взаимосвязанным телом именно этой личности. Всевремя, пока протекают эти процессы, мы, тем не менее, без помех пользуемсянашими руками, сердце не прекращает биться, а кровь выполняет своиразнообразные задачи. Обновление отдельных клеток происходит согласовано повремени и гарантирует бесперебойное функционирование частей тела. Системазнает, когда и сколько ее клеток должно умереть и когда и сколько новых клетокона должна создать. Творческая игра обновления и устойчивости не мешаетжизни — она и есть жизнь. Она регенерирует себя по собственному подобию.
Понятие«самоподобие» заимствовано из фрактальной геометрии, разрабатывавшейся с начала60-х годов прошлого столетия Б. Мандельбротом. Мандельброт констатировалотсутствие математики, с помощью которой могли бы быть описаны неправильныеформы, явно доминирующие в природе над четкими евклидовыми формами. Чтобывосполнить этот пробел, он разработал фрактальную геометрию. В ней самоподобиеобозначает качество, которым обладают многие фракталы: они подобны сами себе.Это значит, что общий гештальт фрактальной структуры воспроизводится в еефрагментах. Самоподобие оказывается особой формой симметрии, для этой формыхарактерно то, что фрагметны ее целостности, из которой они происходят,являются струтктурно подобными.
«Самоподобно»не значит «идентично». Идентичность в смысле а=а можно представить себе толькомысленно, когда же обе «а» написаны на доске, они уже (только еще) самоподобны.Как таковые они, однако, весьма продуктивны. Хотя все листья одного дубадубовые, но мы не найдем среди них и двух, которые были бы идентичны другдругу. Уже Лейбниц в монадологии использовал самоподобие как принцип:гештальт-системы живут по своему внутреннему принципу, они, как позднее отметилГете в своей морфологии, находятся «в постоянном движении», они обновляются в рамкахзакона гештальта.
Созданныекультурой гештальт-системы должны управляться также самоподобно. Что довольносложно, поскольку они состоят из элементов, обладающих собственнойинтерпретирующей волей. Эта воля следует эстетическому суждению. Благодаря емулюди достаточно своевольны, хотя экзистенциально они прочно включены вколлективно-исторические гештальт-системы. Хотя такого рода гипер-организмыпредоставляют человечеству в качестве материала все исторические феномены,отдельные человеческие экземпляры постоянно готовы к отклонениям. Поскольку имчто-то нравится, а что-то нет. Из этого образуется история.
В отличие отинстинктивно управляемых гештальт-систем, культурные гештальт-системы должнысами интуитивно создавать или рефлексивно-аналитически находить алгоритм своегоуспеха. Когда те, кто принимает решения, понимают и соотносят реалии и ихструктуру, они знают, какие компоненты нельзя изменять и следует постоянновоспроизводить, а какие можно, вероятно, эволюционно развить, чтобы передатьуспех гештальт-системы — объединения, фирмы, театра, религии — внаследство следующему поколению. Ибо самоподобные гештальт-системы необходимопостоянно развивать.4. Гештальпсихология глазами современных психологов.
Законы формирования иразвития образов, открытые гештальтпсихологами, противоречат многим концепциямПавлова. По Павлову — для формирования сложных понятий требуется серия повторений.Только тогда образ запечалится. По-гештальттеории: сложнейшие образы частозапечатлеются практически мгновенно и навсегда.
Роль образов в длительноевремя недооценивалась. Теперь известно, что зрительных образов намного важнееакустических восприятий и даже акустических коммуникаций. Сейчас считают, чтоименно восприятие зрительных образов и эволюционирует, усложняясь от группы кгруппе.
Причиной длительнойнедооценки образа было представление о том, что мышление неразрывно связано сязыком. Считалось, что мышление о понятии возможно только через язык.
Интересно, что Эйнштейнсчитал, что он никогда не мыслил языком, словами, а только образами. Из книгиВольфганга Келера, одного из основателей ГП, об Эйнштейне. Сейчас считают, чтословесно-понятийный язык сформировался наиболее поздно в эволюции. Первичнапредметно-образная форма мышления.
О двух видах мышленияговорит и Юнг в своей работе Либидо, его метаморфозы и символы. Юнг пишет, чтоэволюционно первично образное мышление, которое есть мечтание и фантазирование.Это мышление, в отличие от словесного, или определенно-направленного мышления,не создает приспособления к действительности, а высвобождает субъективныежелания. Образное мышление более близко бессознательному. Образами человекмыслит в детстве и во сне. Если считать, что в психологии, как и в морфологии,онтогенез есть повторение филогенеза, то инфантильное образное мышлениеявляется ни чем иным, как повторением доисторического периода и античности.Тогда понятно высказывание Ницше о том, что во сне человек умозаключает так,как умозаключало все человечество на протяжении многих тысячелетий в бодрствующемсостоянии.
Основные постулатыгештальтпсихологии: (были сформулированы в противопоставление бихевиоризму, каки сама ГП возникла как противоречие бихевиоризму, отсюда специфическаяограниченность ГП)
1) Элементомпсихики являются целостные структуры, гештальты.
2)Формирование гештальтов подчиняется внутренне присущей организмам способностиобразовывать простые симметричные замкнутые фигуры.
3) Отдельно изолированные ощущения есть фикция.
Сущность борьбыдвух школ, бихевиоризма и ГП, это решение проблемы части и целого. Психологамибыла опровергнута идея сложения элементов при создании целостного образа.
Процесснакопления информации по гештальттеории происходит на основе:
а) реорганизации болееранних представлений;
б) группировки в новыхсоотношениях;
в)центрирования(выделения доминанты).
В основевзаимодействия организма со средой лежит проблемная ситуация. Сам процессрешения этой ситуации — четкое формирование образа. Проблемная ситуацияпереструктурируется и перецентрируется в процессе накопления информации. Частиначинают восприниматься в других соотношениях. Как только образ сформировался,то есть произошло выделение главного в виде фигуры и второстепенные деталипредстали в виде фона, осуществился инсайд.
Например,лисица мышкует в пойме реки Волги. Если выпал свежий снег, скрывший следы иотчасти запахи, лисица ориентируется в поисках грызунов на звук. При этом онане замечает рева автотракторной техники, общего шума города, свиста ветра. Этизвуки для нее как бы и не существуют, она слышит только писк мыши под снегом.Но если в это время на нее нападут собаки, звуки жизнедеятельности грызуновисчезнут из ее восприятия. Произойдет, как говорят гештальтпсихологи,перецентрирование проблемной ситуации.
Значительныйвклад в гештальтпсихологию внес Вольфганг Келер. Он изучал обезьян,впоследствие перешел на изучение людей. Келер сформулировал ряд принциповгештальтпсихологии (то есть положений, свойственных данному типу мышления).
1) Механизмывосприятия целостности врожденны. Если предъявлять только что вылупившимсяцыплятам мелкие предметы разной формы, то они будут клевать, в основном,предметы круглой формы. Это узнавание формы существенно для выживания, так какцыплятам не нужно учиться отличать зернышко от других предметов, округлая формакак бы навязывается им с первых попыток добычи пищи. Так же обстоит дело и смладенцем: с самых первых дней он проявляет больше интереса к форме, схожей счеловеческим лицом ( он задерживает взгляд на лице или его изображении дольше,чем на других предметах).
2) Решениезадачи — внезапное озарение, отчасти независимое от предшествующейдеятельности, совершенно противоположное пробам и ошибкам из прошлого опыта.Доказательств этому представлению известно немного, главным образом из опытов свысокоразвитыми человеческими обезьянами — орангутангами и шимпанзе. Для нихотмечена чрезвычайная легкость переноса основного принципа решения задач надругие аналогичные ситуации. Инсайд в понимании Келера — это обретение фигурыи фона и действие на основе сформированного образа.
Так же былисформулированы ряд закономерностей, которые позже представителями других психологическихшкол были названы не законами образования гештальтов, а просто отдельнымифактами, характеризующими процесс восприятия. Это следующие закономерности:
а) любойпредмет или образ, если они имеют для нас какой-то смысл, выступают как фигурана некотором фоне. Восприятие фигуры более структурировано, чем восприятиефона;
б) следующаязакономерность — принцип заполнения пробелов. Наш мозг всегда старается свестифрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром, добавляянедостающие части. Образование фигур сопровождается чувством удовольствия.Пример — игра Угадай мелодию.
в) близлежащиеэлементы воспринимаются группами;
3 4
5 4
4 4
г) схожиеэлементы самопроизвольно образуют группы ( пример — двуцветная клавиатуракомпьютера — русские буквы напечатаны красным цветом, латинские — черным.).Восприятие организованного пространства обладает преимуществом перед восприятиенеорганизованного пространства.
д) для образахарактерны: удерживание в памяти, симметричность, неравноправие элементов,подчинение элементов целому.
е) любой образможет подвергаться транспозиции (деформации), оставаясь в своей основенеизменным. Пример: мы можем очень сильно искажать написание буквы, но тем неменее мы ее узнаем. Другой пример: художники часто искажают свое видение мира,с тем, чтобы подчеркнуть какую-то особенность видения. Мы узнаем образ, хотя унас свое представление об этом образе. Вообще, художественноетворчество(имеется в виду изобразительное), как считают авторы книги Красота имозг — это процесс отметание части информации, несущественной для авторской концепцииреальности. Отметание — избирательное уменьшение информации в определеннойполосе пространства, то есть формирование структурированной фигуры и менееструктурированного фона. Такую же концепцию художественного творчествавысказывал и Райнер Мария Рильке, австрийский поэт, основательэкзистенциального искусства. В своей книге Огюст Роден он отмечает особенностиработы этого скульптора, которые Роден почерпнул у Микеланжело — это слабаяпроработка некоторых деталей скульптуры. Рильке некоторое время был секретарем Родена.
Сейчас считают, чтопсихические процессы управляются полями медленных потенциалов мозга.Предположение о том, что билатеральная симметрия тела животных, как исимметричное формирование образа, является результатом влияния слабых электромагнитныхполей, сформировавших этот тип симметрии, было выдвинуто Вольфгангом Келером.
Итак, что жебыло положительного в гештальтпсихологии:
1)гештальтпсихологи в качестве оппозиции ассоциативной психологии предложилицелостный подход к изучению психики; Они исходили из положения, что всепроцессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс восприятия определяетсяне единичными элементарными ощущениями и их сочетаниями, а всем полемдействующих на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации вцелом.
2) второйважный принцип гештальтистского подхода — принцип динамичности, согласнокоторому течение психических процессов определяется динамическими,изменяющимися соотношениями, устанавливающимися в самом процессе.
Л. фон Берталанфи указывал, что гештальтпсихология была историческим предшественником общейтеории систем.
Макс Вертгеймер, один изоснователей гештальтпсихологии определил основную проблему ГП как изучениевлияния внутренней структуры целого на состояние отдельных элементов, слагающихэто целое. До этого полагали, что целое является всего лишь суммой элементов, агештальтпсихологи показали, что сами элементы зависят от целого.
Пример: Вывеска ТРЕЙДбыла прочитана как ФРЕЙД.
Другой пример: ребенокчитает ДЕТскаЯ литеРАТУра как ДЕТЯРАТУ скалитера.
Существенным женедостатком гештальтпсихологии является то, что методы исследования психикиограничивались описанием наблюдателем содержания своего восприятия. Тем неменее использование этого метода обогатило исследование восприятия.Гештальтпсихологи считали, что поведение целиком определяется структуройситуации, при этом затушевывали активную роль личности, противопоставляющейсебя ситуации, выделяющей себя из ситуации и преобразовывающей ситуацию. Вигнорировании роли личности, по Рубинштейну, заключается ограниченностьгештальтистского подхода.
Синтез гештальтпсихологии и бихевиоризманеобихевиористской теорией
Первые попытки синтезабихевиоризма и гештальтпсихологии были осуществлены в 20-е годы ХХ в. КларкомХаллом и Эдвардом Чейсом Толменом. Одной из причин разрыва с классическимбихевиоризмом было отрицание пассивности организма во внешней среде. Попредставлениям бихевиористов организм можно уподобить кувшину кувшину, вкоторый льются стимулы. Халл и Толмен выдвинули принцип активности организма вовнешней среде.
Халл создал теорию,названную теорией навыков. Она основана на биологических потребностяхорганизма. В классическую пару Стимул-Реакция он ввел еще одно звено — промежуточные переменные. получилась формула С-О-Р. Эти промежуточныепеременные могут быть разнообразными, они зависят от наследственности особи (для человека — индивидуума), от физиологического состояния, прошлого опыта, отприроды стимула. В основе промежуточных переменных лежит стремление кустойчивому состоянию организма, то есть к поддержанию гомеостаза.
Так же Халл ввелпредставление о стремлении к цели. Это стремление формируется потребностями,причем интенсивность этого стремления неодинакова на разных этапах достиженияцели. Халл говорит о градиенте цели — чем ближе к цели, тем выше активностьорганизма. И.П.Павлов ввел понятие рефлекс цели раньше Халла. Павлов такжераньше бихевиористов ввел понятие подкрепление. Позже Халл (как и Келер)перешел от изучения животных на изучение человека.
Толмен провозгласил теорию, согласно которой ведущую роль в стремлении к цели играет познавательныйфактор. Путь к цели, по Толмену — это заучивание последовательности стимулов.
Единицей поведения по Толменуявляется целенаправленный акт, использующий мускульные движения, организованныевокруг цели и направляемыми процессами познания. В ходе анализа внешней Среды,считал Толмен, в мозгу животных создаются познавательные карты, отражающиеособенности Среды. Толмен изучал научение на экспериментах с крысами сиспользованием лабиринтов. Свою концепцию он изложил в труде Целевое поведениеу животных и человека.
Толмен считал, что особьучится устанавливать смысловые связи между стимулами, то есть усваивает, говорясловами Толмена, что ведет к чему. То, что выучено, обнаруживается вдеятельности только частично.
Толмен отвергпредставление о решающей роли двигательной (кинестетической) памяти постановкойэкспериментов с лабиринтами. Сначала крыса запоминала путь к цели в лабиринте.Затем лабиринт опускали под воду и крыса доплывала до цели, повторяя все ейизвестные ранее повороты. Так как при плавании крыса совершала другие движения,чем при беге, роль кинестетической памяти не могла быть существенной присоздании когнитивных карт.
Эксперименты, приведшие квозникновению понятия познавательная карта, были следующими. По лабиринтубежала крыса и, достигнув цели, получала пищевое подкрепление. За ней, наприкрепленной тележке, ехала другая крыса, которая не получала подкрепления ине видела, как подкрепление получала первая крыса. Затем пассивную крысувыпускали на исходной позиции, и она находила правильный путь как и перваякрыса, получавшая пищу.
Свой вклад внеобихевиоризм Толмен завершил концепцией ожидания и сравнения. Он считал, что наоснове познавательной карты в мозгу создается ожидаемый образ. В результатесравнения ожидаемого образа с действительностью выбирается тот вариантповедения, который приводит к ожидаемому. Толмен считал, что ожидаемый гештальтраспознается по его знаку. Поэтому теорию Толмена называют еще теориейзнакового обучения. Толмен так же ввел понятие латентного (то есть скрытого)обучения.5.Проблемы современной психологии.
Психологияизучает психику как на уровне животных, так и на уровне человека. Однаковажнейший предмет психологии — изучение психики человека и её высшей,специфически человеческой формы — сознания. Развитие трудовой деятельности иоснованных на труде общения людей и языка необходимо породило новую формупсихического отражения — сознание. Особенность сознания состоит в том, чтоотражаемое содержание словесно означается и открывается перед субъектом какявляющаяся ему картина мира, включающая в себя его собственные действия.
Сознание- высшая, хотя и не единственная форма психического отражения у человека. Однаиз фундаментальных проблем психологии заключается в изучении условий и«механизмов» осознания, связи между несознаваемыми формамипсихического отражения и сознанием. Недоступная для самонаблюдения, эта связь,как показывают современные исследования восприятия, памяти, словесных обобщенийи др., успешно решается с помощью объективных методов. Другую фундаментальнуюпроблему психологии составляет раскрытие природы тех процессов, к-рыесубъективно переживаются как происходящие во внутреннем мире. Изучение сложной(интеллектуальной) деятельности высших животных, т. н. наглядно-действенногомышления у человека и особенно онтогенетического формирования умственныхпроцессов привело к необходимости устранения в психологии противопоставлениявнутренней деятельности (как якобы единственно входящей в её предмет) идеятельности внешней и практической, анализ которой прежде изымался изпсихологического исследования. Были показаны генетическая связь между этими формамидеятельности, общность их принципиального строения, а также существованиевзаимопереходов между ними; особо исследовался самый процесс преобразованиявнешних действий и операций во внутренние, умственные; вместе с тем передпсихологией открылся и противоположно направленный процесс — развёртываниевнутренней деятельности во внешних формах.
Введениев психологию категории деятельности создало возможность и для адекватногоподхода к проблеме биологического и социального в развитии психики человека.Решение этой проблемы сводилось к утверждению того, что психика имеет учеловека двойную детерминацию — биологическую и социальную, что вопросзаключается лишь в относит, значении каждой из этих детерминант; при этомупускалось то, что в процессе усвоения человеческим индивидом опытаобщественно-исторической практики человечества необходимо преобразуются егоисходные биологические потребности и влечения, врождённые способы поведения ипознания. Поэтому проблема биологического и социального в психологии не сводитсяк соотношению двух разных сил или факторов, движущих развитием психики, — наследственности и социальной среды, а выступает как проблема снятия законовбиологического развития психики законами её общественно-историческогоформирования.
Наиболееизученными в психологии являются познавательные процессы — ощущение,восприятие, память и мышление, которые всё более рассматриваются как различныемоменты, виды и формы предметной деятельности субъекта, функционально илигенетически связанные с внешней деятельностью, с практикой. Это выразилось вразвитии исследований мышечных движений, входящих в состав процессовнепосредственно чувственного отражения, в подходе к процессам восприятия,запоминания и припоминания как к особым действиям и операциям и в понимании мыслит,деятельности как происходящей из деятельности практической. Благодаря этомупсихологические исследования распространились также на внешнедвигательнуюактивность, которая в субъективно-эмпирической психологии выступала главнымобразом в качестве выражающей внутренние психические явления. Вместе с темпреодолевался взгляд на психику как на совокупность отдельных «психическихфункций»; было обнаружено их сложное системное строение. Изменилось ипонимание соотношения мышления и восприятия; сохранив идею относит,самостоятельности мышления, которое способно далеко выходить за пределычувственного познания, современная психология раскрыла важную роль образов какв протекании мыслит, процессов, так и в отнесении мысли к познаваемойреальности.
Гораздоболее сложными являются проблемы внутренней регуляции деятельности — проблемыпотребностей, мотивов, аффективно-волевых процессов. Хотя их изучению посвященобольшое число исследований, однако понимание их у разных авторов остаётсядалеко не однозначным. Главная причина этого лежит в смешении разных уровнейанализа — физиологического и психологического, требующего рассматривать этипроблемы в общей системе психической регуляции предметной деятельности, ипрежде всего со стороны тех специфических особенностей, которые приобретаютпотребности, мотивы и чувства человека в зависимости от обществ. отношений, вкоторые он вступает, и от того места, которое он в них занимает.
Крупнейшуюпроблему представляет собой изучение личности, которое развивается в психологиипо трём направлениям: дифференциально-психологическому (изучение индивидуальныхособенностей), онтогенетическому (формирование личности в детском, подростковоми юношеском возрасте) и общепсихологическому (характеристика целостностиличности в отличие от целостности человека как биологического индивида).Наибольшее число исследований относится к дифференциальной психологии личности;они имеют важное практическое значение для проф. ориентации, отбора ирасстановки кадров. В большинстве случаев эти исследования носят комплексныйхарактер, включая в себя изучение черт соматической конституции человека, типоввысшей нервной деятельности и др. индивидуальных особенностей. Продуктивнытакже возрастные исследования, прослеживающие формирование личности вонтогенезе; они составляют основу теории и практики воспитания и частосочетаются с педагогическими проблемами, в первую очередь с вопросаминравственного воспитания. В общепсихологическом плане важно изучениестановления человеческой личности в процессе общественно-исторического ионтогенетического развития, природы самосознания и переживания «Я».
Впроблеме методов психологии принципиальное значение имеет вопрос о примененииинтроспекции (самонаблюдения). Отказ от интроспекции как основного методапсихологического познания и переход к объективному изучению природы психическихявлений не исключает использования субъективных показаний. Объективный характерпсихологической науки заключается не в игнорировании внутренних субъективныхявлений, а в раскрытии порождающих их объективных отношений и управляющих имизаконов, которые скрыты от интроспекции./>6. Список литературы.
1. Электронный сборник к 80-летиюпрофессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители», выпуск 4. СПб.: Санкт-Петербургскоефилософское общество, 2001.
2. История психологии / М. Г. Ярошенко — М.: Мысль. 1976.
3. Психология Словарь справочник / М. И.Дьченко, Л. А. Кандыбович — Мн.: Хэлсон. 1998.
4. Основы психологии / Л. Д. Столяренко– Ростов – на Дону. 1997.
5. Психология / Р. С. Немов. М: 1998
6. Осгуд Ч. Точка зрения гештальттеории.Перцептивная организация: Хрестоматия по ощущению и восприятию/ Под ред. Ю. Б.Гиппенрейтер, М.Б. Михалевский. – М., 1995.
7. Психологическийсловарь./ Под общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. — . . М., 1990.
8. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.