Реферат по предмету "Психология"


Уолт Дисней и три фазы творчества

--PAGE_BREAK--
 



Физиология и творческий цикл Диснея

Как и при других познавательных процессах, физиологические проявления являются важным фактором влияния на творческую способность и эффективность планирования. На микро- и макроуровнях существуют поведенческие ключи, сопутствующие состояниям Мечтателя, Реалиста и Критика, которые, в свою очередь, могут способствовать более эффективному вхождению в “расположение ума”, необходимому для выработки эффективного плана или замысла.

Вспомните, например, что происходит, когда вы “фантазируете” или находитесь в самом начале творческого процесса или планирования, когда количество возможных вариантов выбора велико? Какие типы поведенческих ключей, по вашему мнению, наиболее существенны в вашем процессе “мечтания”? Какая у вас поза? Расхаживаете ли вы или сидите спокойно? Как вы держите голову и куда направлен ваш взгляд?

Что происходит, когда вы “реализуете” идею или “мечту”? Какие типы поведенческих ключей, по вашему мнению, наиболее существенны в вашем процессе “реализации”?

Что происходит, когда вы “критически” оцениваете свой план? Какие типы поведенческих ключей, по вашему мнению, наиболее существенны в вашем “критическом” процессе мышления?


Какой из трех стилей мышления — Мечтатель, Реалист или Критик — кажется наиболее естественным для вас?

На основании описаний поведения Диснея и результатов моделирования ряда людей, которым хорошо удается достигать этих состояний, можно сделать следующие обобщения относительно ключевых особенностей и паттернов физиологических проявлений, связанных с каждым из этих стилей мышления, вместе составляющих творческий цикл Диснея:
Мечтатель:голова поднята, взгляд устремлен вверх; поза симметричная и расслабленная.

Реалист:голова расположена ровно или слегка наклонена вперед, взгляд направлен прямо вперед.

Критик:глаза опущены; голова опущена и слегка склонена набок; поза искривлена.

Пути практического применения

творческой стратегии Диснея

Особые познавательные схемы, применявшиеся выдающимися людьми типа Уолта Диснея, могут моделироваться с помощью техник и категорий НЛП таким образом, чтобы ими могли воспользоваться и другие. Одной из целей НЛП является создание подробных и удобных для использования карт внутренних стратегий людей, преуспевших, подобно Уолту Диснею.
Особенности физических ключей, ассоциируемых

с состояниями Мечтателя, Реалиста и Критика

В каждом из нас уже есть Мечтатель, Реалист и Критик. Но, к сожалению, обычно между Мечтателем и Критиком вспыхивает непримиримая вражда, и в результате вместо процесса, в котором эти стратегии усиливали бы друг друга, мы получаем полный хаос и неразбериху.

Одна из громаднейших проблем заключается в том, что Критик жестко оценивает не только фантазии, но и самого Мечтателя, заявляя, что глуп не только замысел, но и тот, кому он пришел в голову. Успех Диснея отчасти заключается именно в том, что он никогда не критиковал ни себя, ни своих сотрудников, а только план реализации фантазии. И, по-видимому, именно Реалисту удавалось развести Критика и Мечтателя по разным углам, до того как они успевали затеять перепалку.

Очень важно структурировать взаимоотношения между этими творческими стратегиями таким образом, чтобы получить гармоничный процесс. Ключевой момент в данном случае состоит в признании того, что один и тот же предмет непременно будет наблюдаться в нескольких разных перспективах — в двойном или тройном описании. Любой план необходимо рассматривать как с позиций Критика, так и с позиций Реалиста и Мечтателя.

Примеры ввода в действие

творческого цикла Диснея

В данном разделе мы исследуем процесс ввода стратегий в действие (installation). После того как обнаружена эффективная стратегия, возникает вопрос: “Каким образом ввести ее в действие, чтобы она работала самостоятельно и естественным путем?”
Мечтатель

Прежде всего, со слов самого Диснея нам известно, что у нас имеется “зрительное пространство” Мечтателя. Нам известны также некоторые микроаспекты Мечтателя. Он пытается визуализировать реальный образ (gestalt). Согласно основополагающим принципам НЛП, зрительное восприятие должно сопровождаться определенными физиологическими проявлениями (вспомним шарж на Уолта Диснея: он смотрит вверх и вправо).
Реалист

Далее, нам необходимо ввести Реалиста. Как известно, микростратегия Реалиста включает:

1) перевоплощение в персонажей, порожденных фантазией

и

2) разбивку фантазии на ряд этапов или “кадров”.
Критик

И, наконец, мы принимаемся за Критика. Ему необходимо в достаточной мере дистанцироваться от фантазии и плана ее реализации, чтобы обрести возможность бросить “повторный взгляд”. Взгляд издалека не только помогает Критику лучше увидеть всю картину в целом, но и позволяет избежать ее влияния, неизбежного при чрезмерной близости.

Приводимая далее последовательность шагов представляет собой методику увеличения собственной творческой способности, использующую ключевые элементы Диснеевской стратегии творчества.
1. Установите нейтральное положение, или “метапозицию”, и выберите три пункта в физическом пространстве, обозначив их следующим образом:
(1) Мечтатель

(2) Реалист

(3) Критик



Творческий цикл Диснея
2. Осуществите якорение соответствующей стратегии в каждом из выбранных пунктов. Используйте метапозицию для того, чтобы убедиться, что физиологическое состояние, связанное с каждой отдельной позицией, остается “чистым”.

а) Подумайте о таком случае, когда вы могли дать волю своему творческому воображению без каких бы то ни было ограничивающих влияний; встаньте в пункт (1) и постарайтесь еще раз пережить этот опыт.

б) Определите случай, когда вы оказались способны думать весьма реалистично и сумели разработать эффективный план претворения в жизнь какого-либо замысла; встаньте в пункт (2) и попробуйте пережить этот опыт повторно.

в) Подумайте о таком случае, когда вы могли выразить конструктивную критику плану, то есть высказать позитивные и конструктивные критические замечания, а также указать на существующие проблемы. Убедитесь, что этот пункт находится на достаточном удалении от других и не оказывает на них никакого влияния. Встаньте в пункт (3) и переживите этот опыт повторно.

3. Определите, какого результата вы собираетесь достичь, и встаньте в пункт “Мечтатель”. Зрительно представьте себя в процессе достижения этой цели, как если бы вы были героем кинофильма. Думайте об этом в свободной, раскрепощенной манере.

4. Встаньте в пункт “Реалист”, перенеситесь мысленно в эту “фантазию” и ощутите себя на месте всех интересующих вас персонажей. Затем взгляните на процесс так, как если бы это была “раскадровка” (последовательность изображений).

4. Встаньте в пункт “Критик” и постарайтесь определить, чего здесь недостает или что следует привнести. Далее, завершив критическую оценку перейдите к адресуемым Мечтателю вопросам “каким образом?”

а) Помните, что Критик должен оценивать только план, а не самого Реалиста или Мечтателя.

б) Часто оказывается весьма уместным, чтобы Критик с самого начала указал, какие элементы плана являются вполне удовлетворительными, и только после этого начал задавать вопросы.

6. Вернитесь опять в пункт “Мечтатель”, чтобы выработать необходимые творческие решения, альтернативы и дополнения и ответить на вопросы, поставленные Критиком. Если вопросы Критика кажутся вам слишком резкими или их обдумывание вне состояния Критика затруднительно, пройдите через метапозицию, прежде чем вернетесь в пункт Мечтателя. Возможно, что из метапозиции вам захочется перефразировать вопросы Критика.

7. После того, как вы осуществите этот цикл несколько раз, начните осознанно думать о чем-нибудь еще, что вам по-настоящему нравится и что у вас хорошо получается, но не прекращайте при этом проходить через пункты Мечтателя, Реалиста и Критика. Это будет способствовать латеральному мышлению и бессознательному вызреванию плана.

Продолжайте цикл через этапы 4, 5 и 6, до тех пор пока ваш план не начнет хорошо вписываться в каждую позицию.

Пример использования Диснеевской стратегии

Р.Д.: Нам уже известны некоторые шаги диснеевской стратегии. Теперь мы хотим определить некоторые из ваших естественных стратегий. Ввод стратегии в действие включает в себя одновременно и обучение, и инструктирование ее пользователей. Кто хотел бы попытаться сделать это?

(Выходит участник Х.)

Это первый шаг. Определите, в каком пункте будет находиться ваш Мечтатель.

Начнем с того, что мы хотим сконцентрироваться исключительно на процессе. Постарайтесь отрешиться от содержания ваших состояний. Теперь подумайте о том случае, когда вы могли думать по-настоящему свободно, когда ваш ум мог охватить невероятно широкое пространство, неважно, реальное или нет. Сейчас действительно важно только то, что было настоящим “бегством” в мир фантазии, прочь из реального мира. Это был ваш собственный мир, который вы могли создавать по своему усмотрению.

Теперь встаньте в этот пункт и переживите то же состояние.

(Х становится в соответствующий пункт, тело его при этом выпрямлено, но расслаблено, взгляд устремлен прямо вперед.)

Чтобы немного усилить это состояние, слегка поднимите голову и смотрите чуть выше. Так вы сможете видеть немного дальше.

Когда вы действительно почувствуете, что сумели войти в свое состояние, можете покинуть этот пункт.

(Х смущенно улыбается и слегка колеблется, прежде чем оставить этот пункт.)

Р.Д.(обращаясь к аудитории): Некоторые люди весьма неохотно покидают это пространство! (Обращаясь к Х.) Теперь я хотел бы, чтобы вы где-нибудь здесь же, чуть позади “пункта Мечтателя”, начали думать о каком-то случае, когда вы планировали или выполняли какое-то конкретное дело, прилагая к этому все усилия. Вы — Реалист, когда думаете: “Что нужно делать, чтобы это осуществить?”

Важно, чтобы при выявлении в себе Реалиста вы пользовались этой микростратегией, поскольку некоторые люди часто путают Реалиста с Критиком. Поверьте, критики вовсе не реалисты. Они могут быть так же далеки от реальности, как и мечтатели: “А вдруг это не получится, а вдруг то не получится?”

Когда вы являетесь Реалистом, вы стараетесь мысленно пройти все этапы своего пути к осуществлению мечты, одновременно составляя поэтапный план действий.

(Обращаясь к Х.)Приведите себя в это состояние и встаньте в пункт Реалиста.

(Х встает в пространство Реалиста, тело его чуть наклонено вперед, взгляд направлен вперед, но глаза слегка опущены.)

Когда вы достаточно хорошо прочувствуете это состояние, можете из него выйти.

(К аудитории.)С тех пор, как я занялся программированием, это состояние мне хорошо известно. Вы начинает составлять план программы и уходите в это занятие с головой. А когда приходите в себя, уже пять утра!


(Обращаясь к Х.)Теперь я хотел бы найти пункт, достаточно удаленный как от вашего Мечтателя, так и от вашего Реалиста. Здесь вам предстоит поместить своего Критика. Для меня важна пространственная отдаленность. Дисней говорил: “Я должен отойти достаточно далеко и бросить повторный взгляд… так, чтобы можно было взглянуть на это глазами публики”. Вам следует постараться выносить суждение, как если бы это была не ваша собственная идея.

Как правило, Критик сильно ориентирован на аудиальное восприятие и устоявшиеся нормы. Если у вас действительно хорошо получается критиковать чужие идеи, вы должны так же преуспеть и в критике своих собственных.

Возможно, вам было бы неплохо подумать об этом с позиций своего самого беспощадного критика. Если вы работаете над конкретным проектом, например, разрабатываете учебную программу, я бы предложил вам встать на позицию человека, который, вероятнее всего, будет оказывать ей противодействие. Отыщите самого беспощадного критика, поскольку, если даже такой человек не сможет обнаружить каких-либо недостатков, то этот план действительно основательный.

Когда вам предстоит быть действительно критичным, советую вам изучить все досконально на холодную голову. Я вовсе не хочу сказать, что критику следует быть только негативным. А теперь встаньте в пункт Критика.

(Х становится в пункт Критика, туловище наклонено в сторону, голова откинута назад, рука на подбородке.)

Хорошо, а сейчас выйдите из этого пространства и вернитесь опять сюда, на метапозицию. Теперь у вас есть три пункта. Между прочим, вы всегда можете воспользоваться дополнительными стратегиями и увеличить число пунктов. Например, если вы находитесь в положении Мечтателя, то можете воспользоваться метафорой — образом какого-то другого человека, преуспевшего в этом, и смоделировать его. Вы даже можете вообразить, что вы сам Уолт Дисней.

“Какова была бы реакция Уолта Диснея на эту проблему?”

“Как бы подошел к ней Леонардо да Винчи?”

Быть может, вы предпочтете представить себе сначала только первый шаг, а не все целиком. Но я бы советовал придерживаться широкого взгляда. Часто при выполнении замысла проблемы возникают не потому, что он недостаточно хорошо продуман, а из-за того, что наш взгляд на вещи был ограничен.

(Обращаясь к Х.)А сейчас я бы хотел, чтобы вы подумали о содержании идеи или задачи, над которой работаете. Можете ли вы сказать, эта задача общего характера? Или же личного плана?

Х:Она, главным образом, касается переосмысления всего, что происходит в моей жизни.

Р.Д.:Иными словами, это своего рода духовный вопрос для вас. В чем же состоит ваша цель?

Х:Найти какой-то иной процесс, который будет мне больше по душе, в котором будет больше терпимости.

Р.Д.:Прекрасно. Вот вам и исходная точка. Начинайте прямо отсюда, из пункта Мечтателя и вообразите себе чудесный мир, где существуют все те вещи, которые могли бы увлечь вас полностью. Как если бы вы взмахнули волшебной палочкой и получили мир, который вам по душе.

(Обращаясь к аудитории.)Вот сейчас я уже заметил кое-что важное. (Х держит руку на подбородке). Я видел вас в таком положение, когда вы были в пункте Критика.

(Смех)

Это тот случай, когда НЛП может быть очень полезно. Вернитесь назад, поблагодарите Критика и скажите, что мы дадим ему высказаться немного позже. А теперь отойдите назад и побудьте некоторое время Мечтателем.

(Х переходит в указанный пункт уже с физиологическими проявлениями Мечтателя.)

Итак, здесь у нас именно то пространство, о котором мечталось. Рассмотрите весь предмет целиком, как он выглядит?

Это именно тот самый тип обворожительной терпимости?

Может быть, у вас возникла какая-то метафорическая аналогия или даже фантастический образ, картина?

Речь идет не о том, как решить проблему, а том, как получить общую картину. Поэтому вам не нужно убеждаться в том, будет ли этот образ работать, просто получите его.

Итак, удалось вам чего-нибудь добиться?

(Х кивает.)

Хорошо. Возьмите этот образ, встаньте в пункт Реалиста и спросите себя: “Что могло бы произойти, если бы это было именно тем?” Какие шаги следовало бы предпринять, чтобы выразить этот образ? Кем являются персонажи, присутствующие там? Есть ли там какие-то элементы вас самого, как они взаимодействуют между собой? Но это не должно быть метафорической аналогией. Вам не нужно просматривать весь “фильм” целиком. Это как бы не смонтированный эпизод. Продолжайте: “Как я собираюсь выполнить эту работу?”

(Рука Х тянется к подбородку, Р.Д. перехватывает ее.) До вас еще дойдет очередь, Критик!

(Участники смеются.)

По крайней мере, приготовьте для него что-нибудь получше, чтобы потом можно было хорошенько раскритиковать.

(У Х вновь проявляется физиология Реалиста.)

Вы можете проделать несколько шагов, которые, возможно, необходимы для осуществления этой мечты...

Хорошо. Сейчас вы можете дать волю Критику. Подойдите сюда, в его пункт.

(Х становится в пункт с характерными для него физиологическими проявлениями.)

Итак, что вы думаете об этих шагах? Чего недостает? Будет ли это работать или оно по-прежнему без движения?

От вас не требуется немедленно найти решение. Единственное, что вам нужно, это обнаружить, что здесь не так.

Это тот человек, который занимается поиском проблем, а не их решением. Поиск проблем играет такую же важную роль, как и их решение.

Х:Мне не понятно, например, каким образом я узнаю, что проделал первый шаг.

Р.Д.:Хорошо. Итак, это первый вопрос, который ставит Критик.

Х:И это не будет работать, если я не смогу держать все под контролем.

Р.Д.:Великолепно. Это важные вопросы, относящиеся к процедуре свидетельства. А сейчас, взяв с собой эти опасения, перейдите в пункт Мечтателя, которому предстоит выдумать способ, как вам узнать, каким образом будет сделан первый шаг. Мечтатель может сказать: “А, первый шаг! Я знаю, как его сделать. Какая изящная постановка вопроса!”

Вы можете придумать метафорическую аналогию. Она может быть самой сумасшедшей. Ведь это всего лишь плод фантазии.

(Физиологические проявления Х претерпевают изменения. Он расплывается в улыбке.)

Х:Хм-мм… (Смех среди присутствующих.)

Р.Д.:Эйнштейн, как правило, пытался визуализировать, каким образом выглядела бы поездка верхом на луче света. Идея немного безумная, не так ли? И, разумеется, она переворачивает ваши представления о вселенной.

А сейчас воспользуйтесь этим обогащенным видением и встаньте сюда, в пункт Реалиста.

(Х переходит в пункт Реалиста. Его физиологические проявления меняются в соответствии с состоянием Реалиста.)

Как вы собираетесь с ним поступить? Скажите сами себе: “Ну хорошо, мне нужно сделать это. Мне нужно сделать то!”; “Каковы необходимые шаги?”; “Как я смогу это узнать?”; “Может быть, придумать какой-то хитрый способ понять все это?”

Принимайтесь за дело. Вам нужно сделать первый шаг, и вы об этом знаете. Что он в себя включает?

Есть у вас какие-то соображения?

Х:Хм-мм...

Р.Д.:Ну, хорошо. Давайте вновь обратимся к Критику.

(Х переходит в пункт Критика, и у него соответственно изменяются физиологические проявления.)

Ну, каково ваше мнение?

(Х колеблется, затем начинает улыбаться.)

(Взрывы хохота среди присутствующих.)

Похоже, оставаться таким критичным становится все труднее, а?

Давайте-ка на время перейдем на следующий участок. Я хотел бы, чтобы вы, осознанно ни о чем конкретном не думая, перешли в пункт Мечтателя, задержались там ненадолго, затем перешли в пункт Реалиста, а затем уже вернулись на место Критика. Проделайте это трижды, не держа в голове ничего конкретного.

Х:А нужно мне при этом видеть тот образ?

Р.Д.:Можете. Но можете также временно переключиться на что-нибудь другое.

(Х проходит через все пункты в соответствии с указаниями Р.Д.)

(Обращаясь к аудитории.) Вы когда-нибудь видели людей, расхаживающих взад и вперед, когда они пытаются найти решение проблемы? Мы постоянно проделываем это.

(Х обходит все трижды.)

Р.Д.(обращаясь к Х): А теперь перейдите на метапозицию и сосредоточьтесь на какое-то время на картине. Довольно. Произошли ли в ней какие-нибудь изменения, по сравнению с тем, когда вы ее рассматривали в последний раз?

Х:Да. У каждого шага есть дополнительная функция. Возникают и другие возможности. Все стало более связным и усилилось.

(Обращаясь к аудитории.)Другими словами, казалось, что он всего лишь прохаживался взад и вперед, но стратегия продолжала свое действие, поскольку была заякорена на пунктах.

Он начинает собирать разрозненные отрывки в единую картину бо­лее осознанно. Состояния заякорены в конкретных точках физического пространства, и им безразлично, о чем вы сознательно мыслите в данный момент. Эти состояния будут воздействовать на происходящее, даже если вы думаете всего лишь о вчерашнем ужине.

Как и раньше, вы продолжаете чередовать эти три перспективы. Вы нацеливаете их на обычное видение. Когда вы — в буквальном, физическом смысле — нацеливаете все функции в одном и том же направлении, то сами можете отойти в сторону. Когда я выхожу из пункта Реалиста, все, что там подлежит критике, — это план, а не я. Там нет никакой личности, а только различные части плана.

Таким образом, вы выстраиваете некую целенаправленную стратегию, которая создает положительно подкрепляющую цепь обратной связи. В ее координировании участвует вся ваша нервная система

Эти психологические состояния в буквальном смысле опрашивают несколько миллиардов клеток головного мозга одновременно. Вы можете представить себе этот процесс в виде огоньков, проходящих сквозь ваше тело, и при этом слышите нисходящий на вас тонким пучком сияющий яркий свет. Вы, можно сказать, наблюдаете нервную систему, ее мерцание при попеременном включении различных своих частей, и начинаете осознавать, что она над чем-то работает. Как сказал Моцарт, “рано или поздно это становится приятным сном в движении и цвете, в котором каким-то чудесным образом возникает нечто определенное”.

(Обращаясь к Х.) Пусть рядом с вами окажется Дисней!

(Обращаясь к аудитории.)Обратите внимание, как важно досконально проработать первые два цикла обратной связи между пунктами. Если в пункте Мечтателя у меня будут физиологические проявления Критика, это исказит данное пространство. Так бывает в 90% случаев, когда люди берутся за решение проблемы. Они начинают именно с того, что искажают проблемное пространство, — неважно, один это человек или целая группа.

Если вы сумеете организовать его в последовательность, а затем разбить на отдельные части, то получите бесперебойно работающую систему. Поэтому первые два цикла обратной связи имеют огромное значение. Затем весьма желательно, чтобы физиология приобрела некую интегрированность, поскольку в результате вы можете обнаружить, что все эти три функции образуют единую, более масштабную макростратегию, в которой все происходит одновременно (вспомните шарж на Диснея). Поэтому-то и важно, чтобы введение стратегий в действие происходило гладко.

Меня всегда удивляет, что ни дома, ни на работе люди не бывают расположены к творчеству. Иногда, когда мне приходится работать над проблемой и действительно хочется пофантазировать на эту тему, я вдруг обнаруживаю, что мой Мечтатель живет в соседнем лесу. Поэтому я отправляюсь в этот лес, наполненный феями и гномами. В то же время мой кабинет — это вотчина Реалиста. Я прихожу туда и работаю на компьютере, ни на что не отвлекаясь. После этого я покидаю кабинет и отправляюсь на кухню или в гостиную. Там я уже начинаю рассматривать свою идею с позиций Критика. Действительно ли это получится?

Как правило, чем дальше вы можете отодвинуться в пространстве, когда только приступаете к решению проблемы и устанавливаете цепь обратной связи, тем от большего количества неприятностей и недоразумений вы ограждаете себя в будущем.

Есть ли ко мне какие-нибудь вопросы?

Вопрос 1:Насколько важно, чтобы все начиналось с визуальных образов у Мечтателя и с аудиальных у Критика?

Р.Д.:Все зависит от ваших предпочтений: насколько вводимая вами в действие стратегия должна быть вашей собственной, а насколько — диснеевской.

Я полагаю, всегда лучше иметь хоть какой-то выбор, чем вовсе никакого. Если вы начинаете с аудиальных образов, возможно, вам захочется воспользоваться еще и зрением, чтобы просто увидеть, выиграет ли от этого процесс. Я, по крайней мере, не стал бы отказываться от выбора.

Вопрос 2:Применимо ли это к тому, чего мы хотим достичь в будущем?

Р.Д.:Да. В данном случае вовсе не обязательно, чтобы это была проблема, которой вы занимаетесь. Я предлагаю всем начать с некоего имеющегося у вас образа. Если цепь работает, возможно, у вас появится повод для удивления.

После того, как упражнение завершено.

Вопрос 1:Это производит впечатление. А можете вы проделать то же самое с несколькими людьми одновременно?

Р.Д.: Я использую этот процесс в своей компьютерной компании. Для этого у нас есть несколько разных комнат, куда мы отправляемся, чтобы думать с различных позиций: одна для “мозговых атак”, другая — для планирования и еще одна — чтобы подводить итоги. Когда мы проводим мозговую атаку, то, как правило, садимся в круг. Когда начинаем планировать, мы сидим в ряд и смотрим на план, вывешенный на доске. А когда оцениваем, то садимся вокруг стола с планом посередине и спрашиваем: “Действительно ли это должно получиться?” Поэтому вы тоже можете создать обстановку, обеспечивающую коллективную работу с цепью обратной связи.

Вопрос 2:В таком случае, когда принимается решение?

Р.Д.:При критической оценке.

Вопрос3: Можем ли мы принять во внимание, что на момент оценки только один человек отвечает за принятие решения?

Р.Д.:В некоторых компаниях с иерархической структурой — да. Но то, что называется “партнерским” менеджментом, основано на групповом одобрении, а не на иерархии. Все зависит от того, какой процедурой свидетельства вы пользуетесь.

Вопрос4: Я просто удивлен, насколько это изменило мое отношение ко времени. У меня есть проект, который даст результат через три года и к которому я собираюсь приступить завтра вечером, а теперь ничего ждать не нужно, потому что сейчас я представил себе, что всегда могу что-нибудь придумать, а затем реализовать то, что придумал.

Р.Д.:Некоторые люди начинают мечтать о том, что представляется им совсем далеким будущим, может быть, вопросом нескольких лет. Но после того, как они начинают применять стратегию Диснея, будущее оказывается совсем рядом.

Вопрос5: В состоянии Критика я довольно часто начинал все отрицать и впадал в меланхолию. Но теперь, когда я знаю, что могу вернуться в состояние Мечтателя, я себя ощущаю гораздо лучше.

Р.Д.:Вся динамика цепи претерпевает определенный сдвиг, если Критик знает, что я могу обратиться к нему за советом и что он может искать поддержки у других частей. А это как раз и позволяет не чувствовать себя таким потерянным и одиноким.

Иногда происходит даже что-то наподобие чуда, и мы получаем по-настоящему конструктивную критику. Критик начинает давать позитивную обратную связь, в противоположность прежней негативной. И когда ваш суровейший Критик говорит: “Давай, действуй!” — вы знаете, что вас уже ничто не может заставить остановиться.

Вопрос6: Я заметил, что именно со стороны Критика приходило ощущение уверенности.

Вопрос7: После того, как мы побывали во всех трех разделах, у нас возникло ощущение, что здесь не достает еще одного — четвертого, — который заключал бы в себе “волю”, и по характеру предмета требует помещения перед разделом Мечтателя.

Р.Д.:На определенном этапе вам захочется взять и соединить свою мечту со своим предназначением. Я думаю, это именно то, что вы назвали “волей”. Так, однажды я соединил видение, мечту с предназначением, после чего это стало моей обязанностью. Это очень красивый следующий шаг.

Что касается проблем, с которыми может быть связан этот процесс, я хочу сказать только одно. При использовании любой стратегии мы должны полностью давать себе отчет в том, что прочность всей цепи определяется прочностью самого слабого ее звена. Другими словами, если какая-то часть стратегии слаба, она может полностью разбалансировать все. Иногда человек говорит: “Я не умею визуализировать, я не могу сделать того, что требуется от Мечтателя”. Совершенно очевидно, что способность к творчеству будет определяться вашей способностью совершенствовать и употреблять свои пять чувств. Некоторые люди лучше всего чувствуют себя в роли Критика и 90% своей жизни проводят именно в этой роли. Именно здесь умение быть гибким по отношению к микростратегиям и играет решающую роль.

Разграничение различных процессов в каждом пункте помогает организовывать и координировать их, а также избегать наложений или взаимного “загрязнения” различных состояний.

Превращение критических заявлений в обычные вопросы позволяет избежать “негативных” эффектов, присущих Критику, и стимулировать Мечтателя.

Если творческий цикл надежно введен в действие, его можно обогатить процессами, стимулирующими латеральное мышление и бессознательное дозревание плана.

Процесс группового обучения: “раскадровка”.

Множественность перспектив замысла

и проблемного пространства

Творческий цикл группы или коллектива часто влечет за собой перемещения от крупных разбивок (масштабной картины или “видения”) к мелким (выработка микроцелей для достижения более масштабной цели). Ключевой момент в управлении групповым творческим процессом заключается в способности разбивать привычные роли членов группы или команды на отдельные познавательные интерактивные процессы, создавая взаимодействие, необходимое для осуществления замысла. Например, цели, стимулирующие творчество, ставятся, как правило, в расчете на нечто в будущем. В фазе Мечтателя они более долгосрочные. В фазе Реалиста — более краткосрочные.

Вовлекая и поощряя к творчеству других, важно уметь выявлять и приспосабливать к ситуации как физическое, так и психологические ограничения. Управление творческим циклом целой группы требует также введения определенных физических и психологических ограничений, которые направляют групповой процесс в той фазе творческого цикла, в которой она находится.

Различные этапы творческого процесса подразумевают также ограничивающие факторы, относящиеся к разным типам свидетельств. Одним из свидетельств процесса воображения может быть количество выработанных идей. Но для критика большое количество идей может рассматриваться как проблема.

Элементы метапрограммы в естественных группах часто бывают взаимозависимыми (например, сокращение временных рамок проекта способствует тому, что его участники больше сосредоточиваются на задании, а не взаимоотношениях). Как мы уже отмечали, существуют группы элементов метапрограммы, которые ассоциируются с Мечтателем, Критиком и Реалистом. Осведомленность об этих группах позволяет узнавать их в других, либо специально вызывать у людей их проявления.

Для эффективного группового творчества необходимо сочетать следующее:
1. Все три стадии творческого цикла (Мечтатель, Реа-

лист, Критик)


и

2. Различные точки зрения членов группы на всех трех

стадиях.
Во время собраний часто может возникать осложнение, связанное с тем, что Мечтатель способен высказать нечто неординарное, вызывающее изумление окружающих и одновременно — негативную реакцию Критика. Отвечая Критику, Мечтатель может начать запальчиво защищать свой замысел. Критик будет протестовать, еще сильнее подливая масла в огонь, и они не смогут вырваться из этого порочного круга, пока Реалист не скажет: “Наше время истекло. Пора вернуться к работе”. В итоге получится лишь непримиримая борьба диаметрально противоположных мнений и никакого прогресса в развитии цикла, поскольку Мечтатель и Критик постоянно перебивают друг друга.

В эффективно действующей группе каждый будет стараться поддержать или содействовать другим: Мечтатель будет предлагать свои идеи Реалисту, который будет предлагать черновой проект Критику, который будет его оценивать, и т.д.

Важным фактором стимулирования коллективного творчества является поддержание равновесия в группе. С одной стороны, важно добиться как можно более полного раскрытия потенциала всех членов группы. С другой — выявить и найти применение способностям отдельных лиц.

Диснеевская стратегия признает, что разные люди обладают различными способностями. Один человек более способен быть Мечтателем, другой — Реалистом, третий — Критиком. Один из методов стимулировать творчество в коллективе — развивать у каждого умение проявлять себя на всех этих этапах. Другая стратегия заключается в выявлении и последующем использовании наиболее ярко выраженных способностей отдельных индивидуумов. При этом не следует закреплять за ними какую-то определенную роль, — “навешивать ярлыки”. Различные процессы по-разному стимулируют творческую способность на различных этапах творческого цикла. Если вы помните, у Диснея были разные комнаты для Мечтателя, Реалиста и Критика. Одна из комнат,— комната Мечтателя была сплошь увешана картинами, рисунками и цитатами, будящими воображение. В этой комнате был полный беспорядок и буйство красок. Никакой критики здесь на допускалось — только фантазии! В качестве пространства Реалиста у мультипликаторов были их собственные рабочие столы, оснащенные самой совершенной техникой и рабочим инструментом, необходимыми им для передачи фантазий. Все столы стояли в одной большой комнате, в которой все мультипликаторы могли видеть друг друга и общаться между собой. Критику у Диснея была отведена маленькая каморка под лестницей, в которой можно было изучать и оценивать первичные карандашные наброски. Комната всегда казалась тесной и жарко натопленной, отчего ее и прозвали “карцером”.

Одна из наиболее действенных форм группового обучения и творчества основывается на том, что каждый человек обладает своей собственной картой мира. Способ, с помощью которого проблема или идея конкретного индивидуума излагается кем-то еще, может сам по себе послужить средством прояснения этой проблемы или обогащения идеи.

Приводимый ниже процесс разработан для применения диснеевских стратегий в естественном процессе группового обучения и совместного творчества. Это так называемое “горизонтальное видение”. В “вертикальном видении”, когда все решает руководитель, в межличностных отношениях изначально присутствует элемент иерархии — начальник обеспечивает подчиненного “правильной картой”. В “горизонтальном видении” подразумевается, что люди действуют на равных и никаких “правильных карт” не существует. Термин “видение” также имеет важный смысл. Одна из задач данного упражнения состоит в том, чтобы использовать визуальные и символические мыслительные стратегии в групповом контексте.

Упражнение прояснит, какое влияние различные способы представления и определения “проблемного пространства” плана или замысла оказывают на нашу способность к поиску потенциального пространства решений. Выполнять его лучше в группе из четырех человек, чтобы добиться достаточного разнообразия.

Упражнение проходит в три стадии: 1) Мечтателя; 2) Реалиста и 3) Критика.

На стадии Мечтателя один из участников группы — “исследователь” должен описать план или замысел другим членам группы. Содержание замысла или плана ничем не ограничивается. Это может быть и деловой проект, и план летнего отдыха семьи — в зависимости от взаимоотношений членов группы.


Слушая выступающего, члены группы должны следить за тем, чтобы их стратегия и физиология соответствовали перспективе Мечтателя. Например, вместо того чтобы критически оценивать или судить о замысле и возможности его выполнения, каждый участник группы на данном этапе должен постараться “ясно увидеть в своем сознании, как будет представлено каждое отдельное действие в данном повествовании”. Когда члены группы будут пытаться увидеть “масштабную картину”, им следует слушать с поднятой головой и обращенным вверх взглядом, в симметричной расслабленной позе.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.