Реферат по предмету "Психология"


Уникальные феномены памяти

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАРЬКОВСКИЙПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Курсоваяработа по общей психологии
на тему:«Уникальные феномены памяти»
Выполнила:
студентка 2курса
Группы ИФ –17 а
ШевченкоЕлена Михайловна
Руководитель
асс.каф.
Богдан ЖаннаБорисовна
Харьков
2009

Содержание
 
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1 Общее представление о памяти…………………………………………3
1.1. История изучения памяти……………………………………………………3
1.2 Классификация памяти какпсихического процесса………………………..6
1.3 Характеристики, механизмы изаконы памяти…………………………….12
Глава 2 Особенности феноменов памятии их объяснение в современной литературе………………………………………………………………………..19
2.1 Необычные явления, связанные спамятью………………………………..19
2.1.1 Дежавю ижамэвю…………………………………………………………20
2.1.2 Феномен детектора ошибок……………………………………………….22
2.2. Объяснение феномена………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Введение
Издавна человечествоинтересовал вопрос, что же такое память, и откуда у некоторых людей такиеневероятные способности в запоминании. Почему кому-то для запоминания нужно 10минут, а кому-то час. Почему кто-то запоминает всё, а кто-то только отрывки.
Память изучается снезапамятных времён, и вряд ли возможно определить количество лет, ушедших наеё изучение.
В период античностизнаний не хватало, и представления о памяти были весьма размытыми.
Однако даже сейчас мы неполучили ответы на все интересующие нас вопросы. Остаётся много загадок,которые не так просто разгадать.
Феноменальная памятьотмечалась ещё у таких древних жителях, как Цезарь и Сократ. Тогда у людей былисмутные понятия о памяти вообще, а про людей, обладавших такой памятью ониговорили, словно о богах.
Сейчас, когда науканаходится на пике развития, уникальные феномены памяти активно изучаются.Появилось много гипотез о причинах такой феноменальной памяти. Люди оченьинтересуются этим явлением, и поэтому эта тема очень актуальна на сегодняшнийдень.
Целью моей работыявляется изучение феноменов памяти, их разновидности, и теорий, объясняющих из.
Предметом изучения в моейработе непосредственно выступает память.
В ряд задач, которые яставлю перед собой, при выполнении курсовой работы входят:
— изучение памяти, еёвидов, характеристик, механизмов;
— рассмотрение феноменовпамяти;
— попытка объяснитьфеномены памяти;
— рассмотреть способыулучшения памяти.

Глава 1«Общее представление о памяти»
Каждый день, каждый час,каждую минуту человек получает какие-то впечатления об окружающем его мире. Этивпечатления сохраняются, закрепляются, а когда человеку потребуется –воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С. Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво длябудущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы впрошлом.»
1.1.История изучения памяти
Обладатели хорошей памятибыли окружены уважением и часто занимали высокое положение. Оглядываясь назад,мы видим, что в течение многих веков истории было мало прогресса в изучениипамяти. Даже сейчас ученые находятся только в начале своего поиска.
Древниегреки
Трудно с уверенностьюсказать, где и когда появились впервые четко сформулированные идеи о том, чтотакое память. Однако резонным будет сказать, что первые научные концепции могутсвязываться с Древней Грецией, относиться ко времени приблизительно за шестьвеков до нашей эры.
В шестом веке до нашейэры Парменид считал память смесью света и темноты или тепла и холода. А в пятомвеке до нашей эры Диоген Аполлонский выдвинул другую теорию. Он предположил,что память — это процесс, состоящий из событий, которые являются причинойравномерного распространения воздуха в организме.
Автором первойдействительно значительной идеи был Платон в четвертом веке до нашей эры. Еготеория известна как гипотеза восковой пластины и до сих пор находит признание унекоторых людей, хотя наблюдается рост числа не разделяющих ее.
Немного позже Зенон Стоикнесколько видоизменил идею Платона, предположив, что на самом деле впечатленияна восковой пластине записываются ощущениями.
Аристотель первым ввелболее научную терминологию в четвертом веке до нашей эры. Он понимал, чтодеятельность сердца как-то связана с циркуляцией крови, и считал, что памятьосновывается на движении крови в организме. Забывание, как он предполагал,является результатом постепенного замедления циркуляции крови.
Аристотель сделал такжеважный вклад в более позднее учение о памяти, когда ввел свои законы связиидей.
Герофил считал одним изкачеств, возвышающих человека над животными большое количество складок в мозге(их теперь называют извилинами коры). Герофил никак не подтвердил это своенаблюдение. Только в девятнадцатом веке, на две тысячи лет позже, была открытазначимость коры головного мозга.
Влияниехристианской церкви
Следующим, кто сделалзначительный вклад в развитие представления о памяти, был великий врач Гален вовтором веке нашей эры.
Как и древние греки,более поздней эпохи, он был согласен с тем, что память и психические процессыявляются частью животного духа низшего порядка. Эти духи, как он полагал,вырабатывались боковыми отделами мозга, и, следовательно, именно тамзарождалась память.
Идеи Галена о памяти былиочень скоро приняты и одобрены церковью, которая в те времена начиналаприобретать огромное влияние. Они стали доктриной, и по этой причине в даннойобласти не произошло никаких сдвигов в течение следующих пятнадцати веков.
Почти все без исключениявеликие философы без всякой критики приняли на веру примитивные представления опамяти.
Переходныйпериод — восемнадцатый век
Одним из первыхмыслителей, испытавших влияние нового подъема науки и идей Ньютона, был ДэвидХартли, который разработал колебательную теорию памяти. Применяя идеи Ньютона околеблющихся частицах, Хартли предположил, что имеются колебания памяти вмозгу, которые начинаются еще до рождения.
Другими крупнымимыслителями этого периода являлись Занотти, который первым нашел взаимосвязьэлектрических сил с функциями мозга, а также Шарль Бонне, который продолжилразвитие идей Хартли относительно гибкости нервных волокон.
Девятнадцатыйвек
С прогрессом науки вдевятнадцатом веке в Германии произошло несколько важных открытий. Многие изидей, предложенных греками, были отвергнуты, и механизм памяти объяснялся припомощи биологических наук.
Прохазка окончательно ибесповоротно отверг бытующую идею о животных духах на основе того, что она неимела научной основы и подтверждающих ее свидетельств.
Основная теория,представленная в этом веке, принадлежала Мари-Жан-Пьеру Флорану, который«поместил» память в каждую часть мозга. Он говорил, что мозг действует какединое целое и не может интерпретироваться как взаимодействие элементарныхчастей. Его взгляды продержались в физиологии в течение некоторого времени, итолько недавно были сделаны подлинно успешные шаги в развитии нашего знания опамяти.

Современныетеории
Современные разработки вобласти памяти в огромной степени обусловлены прогрессом технологии иметодологии. Почти все без исключения психологи и другие мыслители в этойобласти согласились с тем, что память размещена в коре головного мозга,покрывающей его поверхность и имеющей благодаря складкам большую площадь.Однако даже сегодня точная локализация памяти является трудной задачей наряду справильным пониманием функций памяти как таковой.
Реальное мышление в этойобласти в течение двадцати пяти веков продвигалось вперед медленно (в течениепочти двадцати из них не было сделано практически вообще никакого прогресса). Итолько через несколько сотен лет после раскрепощения научной мысли человекперешел от представления о памяти как о духе к неясной концепции прослеживанияее размещения в достаточно малой области тела.
1.2.Классификация памяти как психического процесса
«Формы проявления памятичрезвычайно разнообразны. Это объясняется тем, что память участвует вреализации всех видов деятельности человека.
Существуют разныеклассификации видов человеческой памяти:
1. Классификация постепени волевой регуляции памяти;
2. Классификация попсихической активности, которая преобладает в деятельности (по объектузапоминания).
3. По продолжительностисохранения информации;
4. Различают три видабиологической памяти, появление которых связано с разными этапами эволюционногопроцесса»[2]
1. По степени волевойрегуляции память делят на произвольную и непроизвольную.
а) Непроизвольная памятьозначает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
б) Произвольная памятьподразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминанияиспользуются волевые усилия. В данном виде памяти большую роль играет цель.Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен длячеловека, который имеет большое значение.
2. По психическойактивности, которая преобладает в деятельности.
По характеру психическойдеятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на:
а) двигательную(моторную);
б) эмоциональную(аффективная);
в) словесно-логическую;
г) образную;
По виду анализаторов,которые участвуют при запоминании впечатлений человеком образная память можетбыть:
-зрительной;
-слуховой;
-обонятельной;
-осязательной;
-вкусовой.
д) «рабочая память»;
а) «Двигательная(кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при необходимостивоспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует вразвитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручныедвижения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется учеловека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.
б) Эмоциональная память –память на пережитые чувства. Особенно этот вид памяти проявляется вчеловеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человекаэмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительныйсрок. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляетсебя эта память очень рано: около 6 мес.»[3]
в) «Словесно-логическаяпамять выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий,словесных формулировок. В данном случае человек старается понять усваиваемуюинформацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, итолько после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логическойпамятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы»[4].
г) «Образная память — связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов иявлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться квозрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образымогут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общеепредставление о них, с каким-то абстрактным содержанием.
·         Зрительная память– связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитойзрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть»информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важнадля людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов.Эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется сильнойобразностью.
·         Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи,музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков,музыкантам.
·         Осязательная,обонятельная и вкусовая память – это пример памяти, (существуют и другие виды,которые не будут упомянуты), которая не играет существенной роли в жизничеловека, возможности такой памяти очень ограничены и ее роль – это удовлетворениебиологических потребностей организма. Они развиваются особенно остро только у людейопределенных профессий» [7].
д) «рабочая память» — тотобъем информации, которым мы пользуемся повседневно и который складывается припомощи механизма селективного (избирательного) внимания. Другими словами, есливы инженер, то храните в ней нужные формулы и чертежи, если художник — токраски и образы, если музыкант — то мелодии и ритмы… Рабочая память размещенав лобных долях головного мозга.
3. По продолжительностисохранения информации;
а) «Мгновенная память.Данная память удерживает материал, который был только что получен органамичувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти — от0,1 до 0,5 с. Часто в этом случае человек запоминает информацию безсознательных усилий, даже против своей воли.» [8].
б) Кратковременная памятьпредставляет собой способ хранения информации в течение короткого промежуткавремени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает несколькихдесятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). Эта память работает безпредварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой напоследующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризуеттакой показатель, как объём. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации иопределяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точновоспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявленияему этой информации.
в) Оперативная память — память,рассчитанная на сохранение информации в течение определенного, заранеезаданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд донескольких дней. После решения поставленной задачи информация может исчезнутьиз оперативной памяти. Этот вид память является как бы переходным, откратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той идругой памяти.
г) Долговременная память- память, способная хранить информацию в течении неограниченного срока. Этапамять начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, аспустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса надругой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и ихмеханизмы полностью разные.
Интересно заметить, чтоумственные способности не всегда являются показателем качества памяти.Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременнаяпамять.
4. а) Генная память. Мозгчеловека хранит массу наследственной информации, оставленной нам предками.
Генетическая памятьотображается в количество нейронов и их связи друг с другом. Этот этап можноназвать этапом синтеза, в противовес начинающемуся сразу по его окончании этапурасщепления и уничтожения. Чем большей сложности удастся синтезироватьструктуру, тем большему ее удастся в дальнейшем научить, используя механизмсаморазрушения.
Подход объясняет, почемучеловек способен вспомнить и остро пережить (например, в состоянии гипноза) тесобытия, которых не было в его жизни. В силу того, что память распределена повсему множеству нейронов, по их связям между собой, по их весовымкоэффициентам, можно утверждать, что человек уже рождается «набитым»неизвестными ему воспоминаниями". В течение жизни эти воспоминанияпостепенно разрушаются новой информацией. Однако существуют специальные приемы(ЛСД, специальные сновидения, гипноз, медитация), позволяющие отобразитьактивное сознание в еще не использованные (не разрушенные) структуры, хранящиегенетическую память. В результате мы имеем сменяющие друг друга процессырождения и гибели. И те, и другие направлены на обучение.
Чтобы жить, органическаясистема должна постоянно себя воспроизводить, иначе говоря, помнить своёстроение и функции Память о структурно-функциональной организации живой системыкак представителя определённого биологического вида получила названиегенетической. Носителями генетической памяти являются нуклеиновые кислоты (ДНК,РНК).
б) Иммунологическаяпамять. В эволюции она возникает позже генетической и проявляется в способностииммунной системы усиливать защитную реакцию организма на повторноепроникновение в него генетически инородных тел (вирусов, бактерий и др.).
в) Неврологическая, илинервная память появляется у животных, обладающих нервной системой Её можноопределить как совокупность сложных процессов, обеспечивающих формированиеадаптивного поведения организма (субъекта). Неврологическая память используетне только собственные специфические механизмы, но и механизмы более древнейгенетической памяти, способствующей выживанию биологического вида. По этому вневрологической памяти выделяют генотипическую, или врождённую, память. Именноона у высших животных обеспечивает становление безусловных рефлексов,импринтинга, различных форм врождённого поведения (инстинктов), играющих роль вприспособлении и выживаемости вида Фенотипическая память составляет основуадаптивного, индивидуального поведения, формируемого в результате научения. Еёмеханизмы обеспечивают, хранение и извлечение информации приобретаемой втечение жизни в процессе индивидуального развития.
г) Мышечная память. Есличеловек начал тренировать мышцы после длительного перерыва, то ему гораздопроще набрать предыдущие результаты размера мышц и их мощи, нежели достигатьэтих высот с нуля. Даже при значительном атрофировании (“сдутии” мышц), имеющемместо после значительного перерыва, прежде очень развитые, гипертрофированныемускулы возвращают свой пиковый размер гораздо быстрее, чем обычно.
1.3Характеристики, механизмы и законы памяти
К характеристикам памятиотносятся: длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность,готовность, объем. От этих характеристик зависит то, насколько продуктивнаяпамять человека.
1. Объем — способностьодновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти — 7элементов (единиц) информации.
2. Быстрота запоминания — отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощьюспециального тренирования памяти.
3. Точность — точностьпроявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, атакже в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении
4. Длительность –способность в течении долгого времени сохранять пережитый опыт. Также оченьиндивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьныхдрузей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет.Длительность памяти имеет выборочный характер.
5. Готовность квоспроизведению — способность быстро воспроизводить в сознании человекаинформацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использоватьприобретенный раньше опыт.
 «Вопрос о механизмахпамяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология.
— Физиологи говорят отом, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей(ассоциаций);
— Биохимики – сизменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимическихструктур;
— Психологи подчеркиваютзависимость памяти от характера деятельности человека и направленностиличности»[2].
Основные процессы памяти- это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание — главный процесспамяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительностьхранения материала и т.д. Запоминание и воспроизведение обычно происходит ввиде произвольных и непроизвольных процессов. Человек очень много запоминает ивоспроизводит без особых усилий. Забывание — это обычно непроизвольный процесс.
Теперь подробнеерассмотрим каждый процесс:
1. Запоминание — процесс,в котором человек воспринимает предметы и явления, это приводит к переменам внервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временныеусловно-рефлекторные связи или следы памяти. Их физиологическая основа до сихпор не совсем ясна. Запоминание может быть как произвольным, запланированным,так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека. Это имеетгромадное значение, так как именно так воспринимается большая часть информации,необходимой каждый день. Произвольное запоминание может проходить двумяспособами: через механическое фиксирование, или быть смысловым (логическим).Уже было упомянуто, что второй способ обычно достигает лучших результатов, таккак человек работает с материалом, а ведь только действуя на основанииматериала, мы запоминаем его.
2. Сохранение — когдаследы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после тогокак исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому «банк информации»постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образыостаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают. Еще раз хочуподчеркнуть важность личного психического отношения личности к материалу, впроцессе запоминания и сохранения.
3. Воспроизведение — этапвспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов.Благодаря этой фазе информация извлекается из «огромной» «библиотеки»памяти. Воспроизведение проходит в три фазы:
·  «Узнавание — при повторном восприятииобъекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на васраньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент.
·  Припоминание — наиболее активнаяформа воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которыедействовали на человека в заданное время, хотя сейчас они и не действуют.
·  Репродукция или реминисценция — самыйсложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимыйматериал. До этого он уже
1)               различаем,
2)               обновляется всознании, но теперь нужно полностью воспроизвести образ, который вы ненаблюдаете сейчас, например, написать, рассказать, нарисовать.»[3]
4. Забывание — процесспротивоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие междуоригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, чтоматериал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Быловыяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день послезапоминания. Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая илимешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, чтооно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и недопускает перенагрузки памяти. Негативным забывание становится тогда, когдапамять стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который, тем неменее, необходим для нормальной плодотворной жизни. Есть несколько теорий,почему происходит забывание, хотя на практике ни одна из них не можетисчерпывающе объяснить явление забывания.
1)               «Теориясистематической деформации следов памяти – говорит, что перемены в памятисвязаны с переменами в тканях мозга. То есть в следах памяти происходятбесконтрольные спонтанные перемены.
2)               Теорияретроактивного и проактивного торможения говорит, что любое получение новогоматериала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях.
(Ретроактивное). Таким жеобразом любое предыдущее обучение, негативно влияет на процесс дальнейшегообучения и воссоздания нового материала. (Проактивное) Например: немудро мослематематики сразу учить физику или химию, процесс забывания материала будет идтидовольно быстро.
3)               Теориямотивируемого забывания говорит, что цель и мотивация человека влияет назабывание. Например: человек намеренно забывает о болезненной информации,которая вызывает боль, страх или вину. З. Фрейд посвятил много времени изучениюименно этой теории и изучению мотивированного забывания. По мнению Фрейда,когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, он это делает с цельюизбавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний.
Ученые всё же расходятсяво мнениях относительно механизмов работы нашей памяти. Однако существуютнесколько практически общепризнанных механизмов, позволяющих упроститьзапоминание, сделать его надежнее и облегчить воспроизведение (вспоминание)запомненной информации. Эти механизмы можно назвать законами памяти. Вотглавные из них:
1. Закон внимания. Для хорошего запоминания необходимаконцентрация внимания на материале. Далее перечислено несколько факторов,которые негативно влияют на сохранение информации в памяти и которые нужно повозможности исключить:
-посторонние мысли;
-отвлекающие воздействия;
-усталость, раздражение;
-спешка.
2. Закон яркости. Лучшевсего запоминается все яркое и необычное. За день вы встречаете множестволюдей, но вечером можете вспомнить только тех из них, кто чем-то выделялся,отличался от других. Поэтому перед запоминанием будет полезно попытатьсяпридать информации яркий, необычный вид.
3.Закон значимости. Позначимости для человека информацию можно разделить на три группы. В первуюпопадает жизненно важная информация. Она запоминается без усилий и практическинавсегда. Ко второй группе относится интересная и субъективно важная длячеловека информация. Она тоже усваивается относительно легко. К третьей группеотносится вся остальная информация. Она усваивается хуже всего. К сожалению,такой информации подавляющее большинство. Отсюда вытекает несколько законов,облегчающих запоминание:
4. Закон интереса. Какуже было сказано, информация, относящаяся к интересам человека (вторая группа),запоминается легко. Поэтому нужно хотя бы временно заинтересовать себя тем, чтособираешься запомнить.
5. Закон мотивации.Необходимо убедить себя в важности для вас запоминаемой информации.Представьте, какие выгоды принесет вам ее запоминание: более быстроепродвижение по службе, победа в викторине и т.д. Тогда информация временноперейдет во вторую группу и будет запоминаться значительно надежнее.
6. Закон деятельности.Информация, с которой вы производите какие-то действия, запоминается лучше.Поэтому попробуйте что-нибудь сделать с ней: что-то подсчитать, сравнить ее счем-то и т.п.
7. Закон понимания иосмысления. Пытаться запомнить что-либо, не понимая — практически безнадежноедело. Поняв и осмыслив информацию, вы очень поможете своей памяти.
8. Закон предыдущихзнаний. Запоминаемая информация взаимодействует с той, что уже хранится в вашеммозге. Происходит установка ассоциативных связей, сравнение, выделение общихпризнаков,… Поэтому, чем больше у вас информации по какой-либо теме, темлегче запоминается новая информация по этой теме. И вообще, чем больше вызнаете, тем легче усваиваются новые знания. Так что чтобы запоминать лучше,запоминайте больше.
9. Закон настройки иустановки. На запоминание нужно настроиться. Прежде всего, решите для себя,сколько времени вам нужно помнить запоминаемые данные: день, год, всю жизнь.Это поможет мозгу правильно разместить их. Перед запоминанием бегло просмотритематериал, который нужно запомнить. Это подготовит мозг к его запоминанию,позволит оценить сложность материала. Очень полезно перед запоминаниемвспомнить известный вам материал по этой теме. А для улучшения вспоминанияпредставьте себе ситуацию, когда вы будете вспоминать это, экзамен, например.
10. Закон тормозовпамяти. Существуют два процесса, тормозящие (ухудшающие) запоминание. Проактивноеторможение: предыдущая запоминаемая информация ухудшает запоминаниепоследующей. Ретроактивное торможение: последующая запоминаемая информацияухудшает запоминание предыдущей. Наличие данных процессов связано с тем, чтодаже после завершения восприятия запоминаемой информации в мозгу идут процессыее усвоения и размещения. В связи с этим можно дать следующие рекомендации позапоминанию:
— Запоминайте важнуюинформацию утром или вечером. В это время влияние процессов торможениянаименьшее.
— Делайте перерывы призапоминании. Во время перерывов нельзя получать никакую другую информацию(читать, смотреть телевизор, слушать радио). Это уменьшит влияние процессовторможения.
— Не запоминайтеоднотипную информацию друг за другом. Так не следует учить математику послезапоминания исторических дат. И там, и там работа происходит с цифрами. Этозатруднит запоминание.
— Не делайте сразу послезапоминания ничего сложного для вас. Мозг сосредоточится на сложнойдеятельности и не сможет правильно разместить запоминавшуюся информацию.
Следующие два законапозволяют упростить вспоминание информации.
11. Закон временного слоя.Информация хранится в памяти слоями. Типов этих слоев очень много, и одним изних является временной слой. Вся информация, запоминавшаяся примерно в одновремя, хранится рядом. Поэтому, если вам нужно что-то вспомнить, попробуйтеприпомнить то, что вы делали в тот день, когда к вам поступила нужнаяинформация.
12. Закон тематическогослоя. Еще одним из слоев памяти является тематический. Вся информация посходной тематике хранится в мозге рядом. Поэтому, пытаясь вспомнить что-то,попробуйте вспомнить близкую по тематике информацию. Например, если вы забылиназвание города, вспомните названия нескольких других городов.

Глава 2. Особенностифеноменов памяти и их объяснение в современной литературе
Человеческий мозгявляется совершенным устройством, возможности которого оценены в настоящеевремя лишь весьма приблизительно. Тем не менее, уже имеющиеся оценки поражаютвоображение. Известный американский математик фон Нейман, который придумалиспользуемую и поныне структуру компьютеров, рассчитал количество информации,которую способен запомнить человеческий мозг. Это количество огромно — около 10в 20-й бит, т. е. элементарных единиц информации. Столько информации несодержат даже крупнейшие библиотеки мира.
К сожалению, свойствомозга запоминать весьма избирательно. Информация может быть представлена вомногих видах, но с теми из них, с которыми мы сталкиваемся в сознательнойжизни, человеческий мозг работает хуже всего. Вероятно, в ходе эволюцииспособность человека запоминать будет развиваться, и в далеком будущем любой изнаших потомков сможет хранить в памяти тексты целых книг и множество большихчисел. Пока же такие люди встречаются настолько редко, что являются феноменами.
2.1 Необычныеявления, связанные с памятью
Процесс памяти сам посебе является феноменом, однако существуют люди, у которых даже этот феноменнеобычаен. То есть у этих людей необычайные способности. Одни из них могутзапоминать огромное количество информации, другие могут запоминать еёудивительно быстро. Кто-то очень хорошо запоминает числа, а кому-то лучшедаются тексты.
В ходе истории было многолиц, обладающих памятью подобного рода: Юлий Цезарь, Александр Македонский,Наполеон, Моцарт и многие другие.
Однако существуютфеномены и другого рода. Такие феномены памяти проявлялись практически укаждого человека в ходе его жизни.
2.1.1.Дежавю и жамэвю
Слово «дежавю»(в переводе с французского «уже виденное») в последнее время сталомодным. Между тем в психиатрии так называют одно из расстройств памяти — такназываемое «ложное узнавание».
«Дежавю» какхудожественный прием было использовано в культовом фильме «Матрица»,там оно объясняется сбоем в работе этой самой матрицы.
Противоположное«ложному узнаванию» расстройство называется «жамэвю» (тоесть «никогда не виденное»). Так называют внезапно наступающееощущение того, что хорошо знакомое место или человек совершенно тебе неизвестны. Все знания о них мгновенно и полностью стираются из памяти.         Исследованияпоказывают, что ощущение «дежавю» хотя бы раз в жизни испытывает до97% человек. «Жамэвю» встречается гораздо реже. Но повторяющиесякриптомнезии врачи считают одним из симптомов психического расстройства. Чащевсего это шизофрения, органический или старческий психоз.
Феномен дежавю — явление,очень мало изученное современной наукой, несмотря на то, что впервые терминэтот был использован еще в конце XIX века французским психологом ЭмилемБуараком. «Déjà vu» от французского «уже виденное».
До некоторого времени этоявление искусственно, в качестве эксперимента, даже не пытались воспроизвести,поскольку ученые не знали, вследствие чего оно возникает. Последниеисследования американских ученых установили, что за возникновение эффектадежавю отвечает определенная область головного мозга – гиппокамп. Именно здесьсодержатся специфические белки, ответственные за моментальное распознаваниеобразов. В этом исследовании даже определена структура клеток в головном мозге,которая содержит «своего рода «слепок» проекта любого нового места, вкоторое мы попадаем». Возникает вопрос – получается, что мозг запрограммировалвсе заранее?        
Явление дежавю относят кпроявлениям ложной памяти – в работе мозга, вернее, в работе определенных егообластей, происходит сбой, он начинает принимать неизвестное за известное. Дляложной памяти выделяют свои возрастные пики, когда активность этого процессанаиболее выражена – от 16 до 18 и от 35 до 40. Первый всплеск объясняетсяэмоциональной выраженностью подросткового периода, способностью очень остро идраматично реагировать на события, отсутствием жизненного опыта. Человекобращается за поддержкой к фиктивному опыту, выуживая его из ложной памяти.Второй пик также приходится на переломный возраст – это уже так называемыйкризис среднего возраста. Но в этот период моменты дежавю — это моментыностальгии, сожаления о прошлом, желания вернуться на 20 лет назад. Этот эффектможно назвать «обманкой» памяти, ведь воспоминания могут быть не настоящими, апредполагаемыми, прошлое представляется как идеальное время, когда все былопрекрасным.
А вот психиатрыклассифицируют дежавю как психическое расстройство, если оно проявляетсячрезмерно часто и носит характер галлюцинаций. Кстати, при некоторыхзаболеваниях головного мозга, например, при эпилепсии, явление дежавюнаблюдается в несколько раз чаще, чем у здоровых людей. Медики отмечают, чтоданное расстройство памяти нередко наблюдается у людей, страдающих различнымидефектами памяти. Если дежавю становится проблемой, преследует человека имешает ему жить, лучше обратиться за помощью к врачам.
Еще одна версия есть упарапсихологов: она связывает этот эффект с реинкарнацией – переселением душипосле смерти тела в другое тело до бесконечности. Конечно же, классическаянаука не приемлет такое объяснение, потому что оно находится на уровне верычеловека, объяснить множественные факты невозможно.
Вобщем, ясно, что дежавю — это определенное нарушение памяти, которое связываютс некоторыми биохимическими изменениями в головном мозге. Оно может недоставлять сильных неприятных эмоций, вызвав лишь кратковременное эмоциональноенапряжение. Напротив, может преследовать человека и мешать его повседневнойдеятельности. То, что лежит за гранью человеческого понимания, всегда пугаетнас. Кто знает, возможно, собственный организм предупреждает нас или напоминаетнам о каких-либо изменениях в работе мозга?
 
2.1.2 Феномен детектора ошибок
Существует феномен“детектора ошибок”, открытый в Институте мозга еще в 1968 году. Возникает он ввиде реакции мозга на отклонение деятельности человека от какого-либо плана.
Например, уходя из дома,человек проверяет, выключил ли он утюг. Достаточно сделать это один раз, как вмозгу формируется некая контролирующая программа. В результате спешащий наработу человек, уже на улице начинает чувствовать дискомфорт. Его беспокойствоусиливается до тех пор, пока он не возвращается домой и не обнаруживает, чтозабыл выключить утюг.
Оказывается, мозг сам,независимо от человека, проверяет, все ли его хозяин сделал правильно. Еслинет, он доступными способами пытается сообщить об ошибке.
На протяжении определенногоотрезка времени в мозгу формируются определенные «охранные» программы.
Последствия их работы мывидим на каждом шагу, поскольку наш “детектор ошибок” не знает, что есть норма.При решении задач взаимоотношений между людьми он пользуется физическимизаконами, вроде “сила действия равна силе противодействия”.
“Детектор ошибок” всеголишь часть возможностей человеческого мозга. Сотрудник Институтаэкспериментальной медицины Владимир Михайлович Смирнов занимался стимуляциеймозга больного. Внезапно тот как бы резко “поумнел” – в два раза улучшиласьпамять, он стал быстрее считать. Пациент сказал, что ощутил что-то вродеозарения. Такое чувство возникает у творческих людей в момент, когда онистановятся способны написать выдающиеся стихи, музыку, сделать открытие илиизобретение.
Выходит, что в мозгукаждого человека имеется все необходимое, чтобы стать гением? Скорее всего, этотак. Каждый мозг, несомненно, обладает сверхвозможностями, и этот фактподтвердила наука. У людей, которых мы называем талантами, эта способностьоткрыта с рождения. Бывает, что она включается в экстремальных ситуациях.Большинство же людей этими возможностями не пользуется.
Известно, что для гениевхарактерно “сжигание” себя. Немногие гении доживали до преклонного возраста.Это происходило потому, что при активированных сверхвозможностях у них в мозгубыли выключены защитные механизмы, призванные защитить человека от самого себя.
2.2.Объяснение феномена памяти
Существует множествогипотез относительно феномена памяти.
«Феномен мышечной памяти.Если человек начал тренировать мышцы после длительного перерыва, то ему гораздопроще набрать предыдущие результаты размера мышц и их мощи, нежели достигатьэтих высот с нуля. Даже при значительном атрофировании (“сдутии” мышц), имеющемместо после значительного перерыва, прежде очень развитые, гипертрофированныемускулы возвращают свой пиковый размер гораздо быстрее, чем обычно.
Недавнее исследование,при ближайшем рассмотрении, преобразований типа волокон в период мышечнойгипертрофии , вероятно прольет свет на возможный механизм этогофеномена. Во время этого исследования были проанализированы распределениеизоформ тяжелых соединений миозина (ТСМ). Миозин, фибриллярный белок, один изглавных компонентов сократительных волокон мышц — миофибрилл; составляет 40-60% общего количества мышечных белков. При соединении миозина с другим белкоммиофибрилл — актином — образуется актомиозин — основной структурный элементсократительной системы мышц (На электронных микрофотографиях молекулы миозинаимеют вид палочек (1600´25 ) с двумя глобулярными образованиями на одномиз концов).Также исследованы состав типа волокон, и размер волокон мышцы вгруппе взрослых мужчин, ведущих сидячий образ жизни, до и после 3х месячногокурса постоянных усиленных тренировок, а также после 3х месяцев отдыха. Вовремя периода постоянных тренировок, содержание ТСМ IIX уменьшилось от болеечем 9% до 2%, при соответствующем увеличении ТСМ IIA с 42% до 49%. Впоследующий период отдыха, содержание ТСМ IIX достигло велечины, превышающейуровень, имевшийся до и в процессе постоянных тренировок, свыше 17%! Как иожидалось, значительныя гипертрофия наблюдалась в волокнах типа II послеусиленных тренировок и даже превышала норму после 3х месяцев отдыха.
ТСМ, относится кразновидности сокращающегося мышечного волокна, и определяет, как функционируютмышечные волокна. ТСМ заставляет волокна быстро сокращаться, медленносокращаться или что-то в промежутке. Определенные ТСМ могут преобразовываться вответ на усиленные тренировки. В этом случае, волокна содержащие ТСМ IIX — этоволокна, которые не определены однозначно, к какому типу волокон ониотносятся, до тех пор, пока не будут приведены в действие. Как только они будутзадействованы, они становятся ТСМ IIAs. Так, что волокна, содержащие ТСМ IIXпротеины служат резервом типов мышечной ткани при мышечной гипертрофии,поскольку они способны преобразовываться в волокна, содержащие ТСМ IIX, которыерастут легче в ответ на тренировки.
Это исследованиепоказало, что усиленные тренировки уменьшают количество ТСМ IIX при взаимномувеличении содержания ТСМ IIA. Это ожидалось, и прежде было отмеченоизменениями в типе волокон после усиленного тренинга. В период отдыха,следующий за интенсивными усиленными тренировками, возникает превышение илиудвоение в процентах ТСM IIX изоформ, значительно выше измеренных в обычномсостоянии (до начала тренировок с тяжестями). Это может означать, что большееколичество волокон доступно для гипертрофирования (роста) именно после перерываот тренинга, нежели было доступно изначально!!! Это довольно хорошо можетобъяснить эффект мышечной памяти, который многие из нас испытывали насебе.»[12]
Генетическая память. Мозгчеловека хранит массу наследственной информации, оставленной нам предками.
По своим физиологическими психическим способностям организм человека подобен дереву. И точно так же,как по годичным кольцам пня можно прочесть его историю, по следам «генетическойпамяти» можно проследить «этапы большого пути» любого человека. Подсознаниечеловека хранит массу наследственной информации, проявляемой подчас в страннойприверженности к меньшим братьям нашим — не только к домашним, но и к дикимживотным. По этой же причине нецивилизованные племена до сих пор ведут своюродословную от тотемных диких животных. А половина населения Земли в той илииной степени верит в перевоплощение (реинкарнацию) после смерти.
По канонам восточнойфилософии, после смерти живого тела остается информационно-энергетическоеобразование, которое содержит все сведения о закончившейся жизни, — рассказывает исследователь. — Оно может сформировать новое тело, причем необязательно человеческое, а, например, волчье, в зависимости от духовностипредыдущего существования, или воплотиться в камень, соответствующий деградацииумершего человека — патологического убийцы или садиста. И все эти этапыперевоплощений записываются в нашей генетической памяти и передаются потомкам.
«Голографическая память.Общепринятая теория памяти не способна объяснить каким образом мозгу удаетсязапомнить такое колоссальное количество информации. Если же обратиться кголограммам, то все становится совершенно понятно. Так, например, голограммапозволяет записывать на одно и то же место огромное количество изображений, дляэтого достаточно всего лишь изменить угол наклона под которым лазер освещаеткусок фотопленки. Чтобы прочитать в последующем отдельное изображение достаточнопросто направить лазерный луч под тем же углом, что был использован при записиизображения. Используя данный метод на 1 квадратном сантиметре фотопленки можнозаписать просто колоссальные объемы информации. И если память в своей работеиспользует голографический принцип, то ее колоссальная вместимость совершенноне должна вызывать у нас никакого удивления.
Нашу способностьвспоминать что-либо, можно представить как считывание лазером изображениязаписанного под определенным углом, если постепенно изменять угол наклоналазера, то можно вызывать последовательно образы различных событий, а когда мычто-то забываем это просто означает, что мы не можем найти правильный угол, подкоторым следует осветить нашу «голограмму», чтобы извлечь из нее давно «забытое»восмоминание
Еще один интересныйфеномен наблюдается, если осветить лучом лазера какие-либо 2 предмета, напримеряблоко и стул, и записать их интерференционный образ на пленку. После этогоесли направить свет от лазерного луча на стул и направить отраженный от стуласвет на эту пленку на ней проявиться трехмерный образ яблока. То есть одинобраз, может приводить к появлению второго образа. Это очень напоминаетмеханизм работы ассоциативной памяти. Наверно у каждого случалось в жизни такаяситуация, когда какой-то образ вызывал в памяти далекие воспоминания, иногдаказавшиеся давно забытыми, например какая-то мелодия, запах или визуальныйобраз.
При голографическомраспознавании образов, образ предмета особым способом записывается на пленку(тут технические подробности не так важны), далее свет отраженный от другого,но похожего предмета пропускается через эту пленку, и на пленке появляетсяяркое световое пятно, причем чем больше эти два предмета похожи друг на друга,тем ярче и больше получается пятно, если же предметы не похожи друг на друга,то пятно не появляется. То есть, используя голографические принципы, становитсявозможным решить очень сложную для большинства компьютеров и чрезвычайнопростую для людей задачу по распознавания образов. Это объясняет, почему людинамного лучше справляются с подобными задачами, чем компьютеры.
Голографическая теорияпозволяет объяснить феномены фотографической памяти, так как если мозгдействует как голограмма, то он сохраняет в себе все, что когда-либо видел и слышалс голографической точностью. Некоторые люди умеют извлекать из своей памяти этиколоссальные объемы информации. Так человек, обладающий фотографическойпамятью, может представить себе страницы из любой книги, которую он когда-либовидел в жизни в течение всего нескольких секунд, с такой ясностью, что сможетпрочесть текст напечатанный на странице.
Таким образом, все людиобладают этой способностью и возможно в будущем будут найдены специальныеметодики, позволяющие растормошить голографическую память в каждом человеке.
Память воды. У воды, как выяснилось, есть своя«память». Сложное строение и позволяет ей запоминать информацию.
Когда мы опускаем в водукакое-то вещество, и оно растворяется — это значит, что молекулы веществаподошли к нейтральной оболочке ячейки.
Поскольку молекула любоговещества имеет некую электронную плотность или распределение зарядов (все те же«плюсы» и «минусы»), подойдя к нейтральной части, онаначинает притягивать к себе соответственно «плюсы» или «минусы»внутри ячейки. Ячейка «выворачивается», при этом ее поверхностьтеряет нейтральность и становится матрично-поляризованной. То есть на оболочкеячейки, по сути, отпечатывается «рисунок заряда», характерный длярастворенного вещества.
А поскольку химическиесвойства вещества зависят оттого, как распределен заряд на его поверхности,когда «рисунок заряда» отпечатался на воде, вода перенимает этисвойства, продолжая «перепечатывать» этот рисунок на оболочках другихячеек. Вот это и есть «прямая память воды».
Вода способна передаватьзаписанную на ней информацию.
В Алтайскомполитехническом институте, в лаборатории профессора Павла Госькова был проведенследующий эксперимент: Святая вода добавлялась в обычную воду в соотношении — 10 миллилитров «святой» на 60 литров «обычной». Анализ полученной воды показал удивительные вещи: через какое-то время обычная вода по своейструктуре и биологическим свойствам превратилась в «святую». Меняласьэлектропроводность, кроме того, она приобретала новые биологически активные иантимикробные свойства, аналогичные воздействию ионов серебра.
Все эти экспериментыприобретают совершенно особый смысл, если вспомнить, что мы состоим на 70% изводы.
Мы — не что иное, каксистема сообщающихся сосудов, по которым движутся потоки разнообразныхжидкостей, взаимодействующих между собой. Наша жизнь поддерживается химическимиреакциями в водном растворе поступлением питательных веществ в клетки черезмежклеточную жидкость и удалением отработанных продуктов через нее же.
Раз так, почему бы непопробовать превращать воду находящуюся в нас в целебную?
Вода способна запоминатьдаже звуки. Президент Токийского института общих проблем доктор Имато Масару.Дает воде «прослушать» мелодию Моцарта, Бетховена или Баха, послечего эту жидкость замораживает и получает изображение. Выяснилось, что оно укаждой мелодии индивидуальное. И, по утверждению Масару, во всех экспериментахкаждое из них точно повторяется. Общим является одно — полученные снимки всегдакрасивы, гармоничны и строго симметричны. А «портрет» металлическогорока — сплошной хаос.
Еще одна галерея,созданная Масару, — изображения слов. Такие из них, как «благодарю»,«красота», «любовь», «душа», «ангел»,«мать Тереза» — радуют глаз изысканным орнаментом. Совсем иная картинас фразами типа «мне больно», «ты дурак», или «я тебяубью» — их изображения чем-то напоминают изображение металлического рока.(см. Приложение№1)
Гипотеза Унгара.Скотофобин – молекула памяти. Американский физиолог Унгар связывал хранение вЦНС с функцией целого ряда пептидов и белков. Он открыл, выделил из мозга крыси расшифровал структуру одного такого нейропептида — скотофобина, состоящего из15 аминокислот. Для того, чтобы отличить вновь синтезируемый при обучениипептид от множества других, имеющихся в мозге, Унгар вырабатывал у крыснеестественный для них условный рефлекс — избегания темноты. Крыса, как ночноеживотное, в норме избегает света и стремится в экспериментальном открытом полескрыться в какую-либо затемненную норку.Но как только она забиралась в темнуюнорку, она получала удар тока. В конце концов такая крыса приучалась избегатьтемноты, чем существенно отличалась от своих сородичей, лишенных данногонавыка. Из мозга обученных крыс Унгар выделил особый пептид (скотофобин: скотос- темнота, фобия — страх), который никогда не встречался в мозге нормальныхживотных. Однако вскоре выяснилось, что и скотофобин не явился той молекулойпамяти, которая была бы способна записывать ту или иную конкретную информацию.По своей структуре скотофобин оказался похож на молекулу АКТГ, которая такжеобладала способностью улучшать формирование памяти, но не являлась специфичнойни для одного навыка.
Гипотеза Мак-Коннелла. Имбыли выполнены знаменитые опыты на белых червях — планариях по «переносупамяти». У планарий вырабатывали условный рефлекс избегания света. Дляэтого их подвергали действию электрического тока, если, они попадали восвещенный участок специально сконструированной камеры. После выработкиустойчивого навыка избегания света планарий умерщвляли, размельчали и затемскармливали порошок «обученных» планарий необученным. После этого унеобученных планарий появлялся навык избегания света. Однако, если порошок«обученных» червей предварительно обрабатывали раствором РНК-азы, а затемскармливали его другим необученным планариям, то у них навык избегания света непоявлялся. Из результатов этих опытов Мак-Коннелл делал вывод о том, чтомолекула РНК, являясь носителем информации в ЦНС, способна передавать память наконкретные события. Опыты Мак-Коннелла неоднократно пытались воспроизвестимногие исследователи. Результаты чаще не повторялись, однако, несомненно, чтосуществует некая связь между накоплением информации в нейронах и повышением вних содержания РНК.
Гипотеза Хидена. В 50-ыхгодах шведский исследователь Хиден установил тесную связь между степеньювыработки двигательных навыков и содержанием РНК в нейронах соответствующихмоторных центров. В ходе обучения содержание РНК в нейронах заметно повышалось.Хиден обнаружил, что нейроны — самые активные продуценты РНК в организме. Водном нейроне содержание РНК может колебаться от 20 до 20 000 пикограмм,причем, нейроны, содержащие наибольшее количество РНК, оказывалисьответственными за хранение большого объема информации. На основании этих данныхХиден высказал предположение, что именно молекула РНК является главнымнейрохимическим субстратом памяти.
Опыты по изучениюактивности головного мозга в процессах запоминания и воспроизведения. Ключи кразгадке феномена памяти — в активности нашего головного мозга. Запоминание иузнавание уже знакомых объектов осуществляется задней и передней областями корыголовного мозга.
Человек обладаетудивительной возможностью постоянно откладывать получаемую информацию вхранилище своей памяти, даже если затем он не может осознать запомненное. Таксчитают исследователи Duke University Medical Center researchers,опубликовавшие 24 мая 2006 года в издательстве «Journal ofNeuroscience» отчет об изучении мозговой активности человека в процессезапоминания.
Исследователи сначалапредъявили 16-ти испытуемым список слов. Затем испытуемые были помещены вустройство, работающего по принципу магнитного резонанса. И им был предъявлендругой список слов, некоторые из которых были из старого списка. Исследователинаблюдали мозговую активность с помощью измерения изменений в кровотоке,выводившихся на сканер, в то время как участники смотрели на список.
Когда участникамисследования встречалось виденное ранее слово, монитор показывал повышеннуюактивность задней области коры больших полушарий, независимо от того, опозналили они это слово сознательно или нет. Обнаруженная зависимость показывает, чтомозг всегда имеет точный ответ, даже если мы не осознаем то, что уже виделислово раньше.
Итак, если у нашего мозгавсегда готово правильное решение, почему же мы совершаем ошибку, когда наспросят восстановить последовательность предъявления событий?
Исследователи обнаружили,что, когда испытуемый действительно видел слово впервые, сканер фиксировалповышенную активность в передней области коры — она была гораздо сильней, чем взадней области, которая отвечает за узнавание уже знакомых слов. Но когдаиспытуемый ошибочно относил новое слово к старым, активность возрастала в обеихобластях коры.
Данные участки корыголовного мозга дают нам смешанные сообщения, которые и приводят к ошибкам впроцессе узнавания.
Исследования генетическойпамяти. Памела Сильвер (Pamela Silver) из медицинского колледжа Гарварда(Harvard Medical School) и её коллеги преобразовали геном клетки так, что онасмогла запоминать определённые химические воздействия и хранить сигнал о нихдаже после прекращения «экспозиции».
Данная работапредставляет собой один из ярких опытов по синтетической биологии. Учёные давнопробуют конструировать живые системы, создавая для них уникальный генетическийкод, а эксперименты с клетками, в частности, позволяют проверить, как работаетто или иное нововведение.
Сильвер и её командапостроили биологическую петлю памяти. Они сконструировали два новых гена,собрав их из нескольких кусочков ДНК, и встроили всё это в геном дрожжевойклетки.
Первый ген активировался,когда клетка подвергалась действию сахара галактоза. Этот ген запускал синтезбелка — фактора транскрипции, который в свою очередь давал команду«старт» второму искусственному гену. А второй ген был спроектировантаким образом, что запускал синтез того же самого фактора транскрипции, которыйего активировал.
Так получилась замкнутаяпетля обратной связи, никак, однако, не влиявшая на нормальное функционированиеклетки.
Пока клетка не «пробовала»галактозу, она работала как обычно. Но стоило лишь добавить сахар в раствор скультурой, как генетическая петля памяти активировалась и клетка начинала всёвремя вырабатывать специфический фактор транскрипции (что было видно посвечению флуоресцентного красителя). Причём это ключевой момент изобретения:свечение продолжалось безостановочно, даже после того как клетку перестали«кормить» сахаром.
Авторы этой искусственнойбиологической системы подчёркивают, что её принцип может пригодиться длясоздания искусственных организмов, способных индицировать уровень загрязненияокружающей среды. И даже кратковременное наличие загрязнителя не пройдётнезамеченным, поскольку будет записано в клеточной памяти.
Аналогичный принциппридётся кстати при разработке новых методов ранней диагностики рака (клеткиможно запрограммировать на индикацию определённых повреждений ДНК). Кроме того,исследователи намерены разработать биологический клеточный имплантат длямлекопитающего (в перспективе — для человека), который будет суммировать ихранить данные о повреждении клеток тела под действием ультрафиолетовогооблучения.
Экстрасенсорные опыты повоспроизведению генетической памяти. На одном из выступлений в НовосибирскомДоме ученых известный экстрасенс Валерий Авдеев продемонстрировал интересныйпсихологический опыт. Погрузив участника эксперимента в гипнотическоесостояние, он последовательно вызывал у того возрастные ассоциации,направленные вспять, в детство. Достигнув «младенческого состояния», Авдеев ссогласия испытуемого погрузил его в тот период, когда он еще даже не был…зачат. То, что происходило, не укладывалось в известные рамки жизненного опыта.Испытуемый последовательно воспроизводил действия крестьянина XIX века, сеющегорожь и плетущего со знанием дела лапти.
Авдеев усложнилэксперимент: «А сейчас доисторические времена. Что происходит с вами?» И здесьначалось нечто, внушающее суеверный ужас. Солидный мужчина сорока лет, встрогом черном костюме, при галстуке, неожиданно встал на четвереньки,запрокинул голову вверх и завыл по-волчьи.»[12]

Заключение
В ходе выполнения своейкурсовой работы я рассмотрела основные представления о памяти, различные еёфеномены, теории, объясняющие их.
В течении всей своейжизни человек получает огромное множество информации, которая закрепляется ивоспроизводится с помощью психического процесса, который называется памятью.
Память помогает в нам втечении всей нашей жизни. Без памяти наше существование было бы немыслимо. Мыбы ничего не запоминали и не воспроизводили бы, и в таком случае человечествоникогда не достигло бы такого уровня цивилизации, который мы имеем сейчас.
Представление о памятипоявилось ещё во времена древних греков, и с того времени память подвергаласьизучению. Чем только не считали память – и смесью тьмы и света, тепла и холода,восковой пластиной, движением крови в организме, частью животного духа.
Сейчас учёные пришли квыводу, что память расположена в коре головного мозга, покрывающей егоповерхность и имеющей благодаря складкам большую площадь. Но до сих пор точнаялокализация памяти так и не установлена.
Память бывает разная:произвольная и непроизвольная, зрительная и слуховая, эмоциональная исловесно-логическая, кратковременная и долговременная, генетическая иневрологическая и т.д.
Возможности человеческогомозга на сегодняшний день ещё не до конца изучены, и никто не может сказать,какой объём информации способен вместить наш мозг, однако факт остаётся фактом,никто из людей не использует свой мозг в полную мощность.
Однако существуют особыезаконы памяти, знание которых помогает людям лучше запоминать какую-либоинформацию.
В ходе развитиячеловечества было множество людей, поражавших окружающих своей необыкновеннойпамятью. У них были необычные способности, связанные с запоминанием иудержанием в памяти информации. Некоторые запоминали длинные ряды чисел, анекоторые могли воспроизвести музыкальное произведение, слышанное лишь одинраз.
И до сегодняшнего дняучёные так и не смогли дать ясный ответ, объясняющий такую феноменальнуюпамять.
Так же существуют такиефеномены памяти как дежавю, жемавю и феномен детектора ошибок. Эти феноменыпереживал практически каждый человек, однако и их природа не до конца изучена,и существуют лишь различные взгляды на их сущность. Некоторые относят явлениедежавю к явлениям ложной памяти, а психиатры вообще считают дежавю психическимрасстройством.
Феномен памяти пыталисьобъяснить множество учёных, которые предложили множество гипотез. Среди нихмного интересных теорий, таких как «память воды», «молекула памяти». Однакообщепризнанной теории о феномене памяти до сих пор не существует.
И даже сейчас не до концаизвестно, что такое феноменальная память – уникальные способности, одарённостьили может всё-таки психическое расстройство.
Феномен памяти – тема доконца не изученная и не раскрытая. Но учёным открывается огромный простор вобласти исследования памяти и её феноменов, и эта тема чрезвычайно актуальна внаше время дл изучений. Не только потому, что она сейчас довольно модная, а ипотому, что узнав всё о памяти, мы, возможно, смогли бы применить наши знанияна практике, и таким образом достичь новых ступеней эволюции.
И я думаю, что всё жечерез некоторое время мы узнаем все тайны и загадки человеческой памяти, и онипомогут нам в дальнейшем развитии человечества.

Списокиспользованной литературы:
1.        Р. С. Немов«Психология», Москва, 2006; стр.218-220
2.        http://www.membrana.ru/lenta/?7668
3.        http://bioinfo.ru/01.htm
4.        http://mystery-universe.info/
5.        http://all4you.kiev.ua
6.        www.psycport.com
7.        Крылов A., Маничева С. А. Практикум по общей,экспериментальной и прикладной психологии. С.-Петербург: Питер, 2000 — С. 89. — 92
8.        Крутецкий В. А.Психология. – Москва, Просвещение, 1986. – С. 116 — 122.
9.        http://siava.ru/
10.     Эрик Берн«ВВЕДЕНИЕ В ПСИХИАТРИЮ И ПСИХОАНАЛИЗ ДЛЯ ​НЕПОСВЯЩЕННЫХ» ЭКСМО, 2003, стр.323-324
11.     Крылов А. А.,Психология. — М.: Проспект, 2007. — С. 89.
12.     http://www.sunhome.ru/journal/11232/
13.     Р. Комер «Основыпатопсихологии». Санкт Петербург, 2001, с.66-68
14.     http://www.erudition.ru/
15.     М. Г. Ярошевский«История психологии»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.