Реферат по предмету "Психология"


Умственная отсталость: причины возникновения, классификация, основные симптомы и синдромы

ВЯТСКИЙСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедраобщей психологии
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
ПОДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХИАТРИЯ»
Умственнаяотсталость, причины возникновения, классификация, основные симптомы и синдромы
Выполнила:
Студентка 5 курса, группаПС – 31
Факультета психологии иправа
Перминова Н.А.
Проверил:
Преподаватель:
Киров
2009

Умственная отсталость, недоразвитие интеллекта или – в более широкомсмысле – нижняя часть спектра распределения интеллекта в популяции. Умственнаяотсталость не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее этообщее название многих отклонений, различных по своей природе.
Умственнуюотсталость следует отличать от нарушений интеллекта, возникающих в пожиломвозрасте, а также в результате психических или неврологических заболеваний. Втаких случаях интеллект снижается от предшествующего более высокого уровня,тогда как при умственной отсталости он никогда нормального уровня не достигает.
Умственноотсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихсяв своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детскойпопуляции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие,проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностированииу ребенка умственной отсталости.
Олигофрения.Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении интенсивно велось в 50—70-е гг. XX в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, какГ.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, Д.Н.Исаев, В.В.Ковалев и др.
Г. Е.Сухарева выделила критерии отграничения олигофрении от сходных состояний, ккоторым она отнесла преобладание интеллектуального дефекта и отсутствиепрогредиентности состояния. В.В.Ковалев, определяет олигофрению как «сборнуюгруппу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениямнепрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых являетсяналичие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общегопсихического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальныхспособностей».
Классификацияолигофрении по степеням:
Наиболеераспространенной классификацией детей с общим психическим недоразвитием(олигофренов) в нашей стране является классификация, предложенная М. С.Певзнер, в соответствии с которой выделяются пять форм.
1). Пограничнаяумственная отсталость — IQ = 70 — 90. Это предболезнь.
2). Дебильность(легкая умственная отсталость) — IQ = 50 – 70 — как ребенок 8-12 лет. После обученияв специальных школах или классах, находящихся при массовых школах, или послевоспитания и обучения в домашних условиях многие из них социально адаптируютсяи трудоустраиваются.
3). Нерезковыраженная имбецильность — IQ = 35 – 50, как у ребенка 6 — 7 лет. Некоторые изних посещают специальную школу или учатся в специальных классах школы дляумственно отсталых или воспитываются и обучаются в домашних условиях родителямиили приглашенными педагогами. Они обычно живут в семьях. Их трудоустройствозатруднено.
4). Резковыраженная имбецильность (выраженная умственная отсталость). IQ = 20 – 35, т.е. как уребенка 5 лет. Дети с таким уровнем интеллекта овладевает лишь навыкамисамообслуживания и простейшими трудовыми операциями, эти дети частонаправляются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты населения.
5). Идиотия(глубокая умственная отсталость) – IQ = 0 — 19. Соответствует ребенку 2 лет. Глубокоумственно отсталые дети в большинстве своем пожизненно находятся в интернатах.Некоторые, по желанию родителей, живут в семьях. Их общее количество — примерно5% от всех умственно отсталых детей. Мышление таких детей практически полностьюнеразвито, возможна избирательная эмоциональная привязанность таких детей кблизким взрослым. Обычно они не овладевают даже элементарными навыкамисамообслуживания.
Степеньвыраженности дефекта существенно зависит от тяжести заболевания, от егопреимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в болееранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются егопоследствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей,перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития. В такомслучае срок нормального развития головного мозга ребенка минимален.
Классификацияолигофрении по эмоционально-волевым нарушениям (по Исаеву):
1). Астеническийтип: варианты:
а). основной г).дисмнестический
б).дислалический д). брадипсихический
в).диспраксический
2).Дисфорический тип.
3).Стенический тип: уравновешенный или неуравновешенный.
4).Атонический:
а).аспонтанно-апатический
б).акатизический (при передозировке нейролептиков) – бесцельное
возбуждение.
в).мориоподобный (с дурашливостью, цинизмом).
Отличияолигофрении от педагогической запущенности:
Педагогическаязапущенность — это задержка психического развития, которая возникает в условияхсоциального неблагополучия.
1). Узапущенного ребенка – остается интерес ко всему новому.
2). Узапущенного ребенка отсутствует тугоподвижность мышления.
3). Тестороны психики, которые подверглись благоприятному воздействию – у запущенногоребенка развиты нормально.
Частныйслучай педагогической запущенности – синдром сиротства:
1).Псевдоаутизм.
2). Дистимия(пониженное настроение).
3).Педагогическая запущенность.
4). Слаборазвита моторика.
Деменция — умственная отсталость, возникшая в более позднем возрасте. Как правило,интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. Она можетбыть:
а).Органическая
б).Эпилептическая
в).Шизофреническая.
Органическаядеменция бывает частичной (парциальной) или общей. При частичной деменциисохраняется ядро личности (оно складывается из 2 критериев: сознание болезни истремление корригировать ее), а также сохраняются социально-этические установкиличности.
Причины,вызывающие у ребенка умственную отсталость, принято разделять на внешние(экзогенные) и внутренние (эндогенные). Они могут воздействовать в периодвнутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы(или годы) его жизни.
Известен рядвнешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболеераспространенными из них являются следующие:
ü тяжелыеинфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, — вирусные гриппы, краснуха и др.;
ü различныеинтоксикации, т.е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающиепод действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена.Интоксикация нередко является следствием неумеренного употребления беременнойженщиной лекарств. Они могут изменить развитие плода;
ü тяжелыедистрофии женщины во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ ворганах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении;
ü заражениеплода различными паразитами, существующими в организме матери. К их числупринадлежит токсоплазмоз, являющийся паразитарным заболеванием, возбудителькоторого — паразит, относящийся к простейшим животным. Женщина заражается отдомашних животных — собак, кошек, кур, голубей, коров или от диких — мышей,зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз);
ü призаболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи зараженияплода спирохетой;
ü травматическиепоражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба, также могут бытьпричиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствиемродовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головкиребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмернобыстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своимследствием умственную отсталость ребенка;
Средивнутренних причин, обусловливающих возникновение умственной отсталости, следуетвыделить:
ü факторнаследственности. Установлено, что примерно 75 % составляют генетические формыумственной отсталости. Фактор наследственности проявляется, в частности, внесовместимости крови матери и ребенка (так называемый резус-фактор), вхромосомных заболеваниях. В норме при делении половой клетки в каждую дочернююклетку попадает 23 хромосомы; при оплодотворении яйцеклетки возникаетстабильное число хромосом — 46. При болезни Дауна нерасхождение двадцать первойпары приводит к тому, что у этих лиц имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом;
ü нарушениябелкового обмена в организме. Так, например, особой формой тяжелого слабоумияявляется фенилкетонурия, в основе которой лежит именно эта причина;
ü воспалительныезаболевания мозга и его оболочки (менингиты, менингоэнцефалиты различногопроисхождения), возникшие у младенца, нередко служат причинами умственнойотсталости;
ü впоследние годы умственная отсталость детей все в большей мере оказываетсяобусловленной резко повышенной радиацией местности, неблагополучнойэкологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенноматери. Определенную роль играют также тяжелые материальные условия, в которыхнаходятся некоторые семьи. В таких случаях ребенок с первых дней жизни, а затем— постоянно не получает полноценного питания, необходимого для физического иумственного развития.
Приведемдалее в качестве примеров некоторые синдромы, для которых характерна умственнаяотсталость.
Синдромповышенной ломкости X-хромосомы наследуется по X-сцепленному доминантному типу.Клиническая диагностика этого синдрома обычно трудна, поскольку егофенотипические проявления многообразны и неспецифичны. Его классическиепризнаки: большие оттопыренные уши, удлиненное лицо, выступающая нижняячелюсть, макроорхизм - появляются, как правило, только после пубертатногопериода. Самыми ранними симптомами обычно являются задержка развития иповеденческие расстройства, в том числе гиперактивность и аутизм.
Болезнь Лиобусловлена дефицитом цитохром-C-оксидазы и пируватдегидрогеназы. Заболеваниеначинается обычно в возрасте до двух лет и проявляется задержкой развития,мышечной гипотонией и слабостью, атаксией, офтальмоплегией, нарушением ритмадыхания.
Синдром MERRF(миоклоническая эпилепсия с пятнистыми мышечными волокнами) обусловлен точечноймутацией в нуклеотидной паре ДНК. Синдром проявляется атаксией, мышечнойслабостью, деменцией, низкорослостью, снижением слуха, лактацидозом.
Синдром MELAS(митохондриальная энцефаломиопатия, лактацидоз и инсультоподобные эпизоды)связан с точечной мутацией в нуклеотидной паре ДНК. Клинические проявлениявключают низкорослость, эпилептические припадки, повторную рвоту, периодическиеголовные боли, рецидивирующие инсультоподобные эпизоды, деменцию. В кровивыявляется лактацидоз, в мышцах - пятнистые волокна.
СиндромКирнса-Сейра, для которого характерны прогрессирующая наружная офтальмоплегия,атаксия, мышечная слабость, дегенерация сетчатки, нарушения проводимостисердца, лактацидоз, повышение уровня белка вСМЖ, пятнистые мышечные волокна.
БолезньОлперса связана с недостаточностью комплекса I дыхательной цепимитохондрий. Кроме слабоумия, для нее характерны рано появляющиесяэпилептические припадки, деменция, спастичность, слепота, нарушение функциипечени.
X-сцепленнаяадренолейкодистрофия обычно начинается в детском возрасте, однако иногдасимптомы появляются в подростковом или в зрелом возрасте. Вначале обычновозникают поведенческие расстройства и изменения личности, затем присоединяютсяпрогрессирующие неврологические нарушения, ослабление интеллекта и признакинадпочечниковой недостаточности.
Детскийцеребральный паралич - это хроническое непрогрессирующее заболевание,характеризующееся выраженными двигательными нарушениями, часто сочетающимися сэпилептическими припадками и умственной отсталостью. В зависимости отневрологических симптомов выделяют спастическую, хореоатетозную, атаксическую исмешанную формы детского церебрального паралича. Двигательные расстройстваиногда становятся явными лишь на втором году жизни, что значительно затрудняетдифференциальный диагноз с прогрессирующими неврологическими заболеваниями.Важнейшая причина детского церебрального паралича - недоношенность и ееосложнения. У доношенных детский церебральный паралич обычно бывает обусловленвнутриутробными факторами, а перинатальные воздействия не играют ведущей роли.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ1.      Основы специальнойпсихологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В.Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. —М.: Академия, 2002.2.      Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М., 1998.3.      ФернандесР. , Самуэльс М. Неврология. / Под редакцией М. Самуэльса. Пер. сангл. — М.: Практика, 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.