Реферат по предмету "Психология"


Традиционализм и модернизм в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи УдГУ

--PAGE_BREAK--Следующим значительным курсом процесса является введение совместных степеней.  Участники Стокгольмского семинара выразили единое мнение, что совместные степени – это важный этап становления европейской образовательной системы. Совместные степени содействует мобильности студентов и преподавателей, обеспечению занятости, введению европейских измерений в высшее образование, повышению привлекательности и конкурентоспособности.[16] Следует отметить, что введение совместных степеней потребует создания единой европейской системы соответствующих степеней, выработки базовых критериев и показателей, внесения изменений в законодательства.     
Следующей важным элементом  Болонской декларации является обеспечение качества высшей школы. Эксперты в данной области отмечают, что для осуществления этой цели необходимо развитие методов, подходов и критериев обеспечения качества на всех уровнях — институциональном, национальном, европейском. Высшие учебные заведения, следуя принципу автономии вузов, несут ответственность за поддержания и соответствие качества европейским стандартам. Данное обстоятельство формирует базу для реальной ответственности академического сообщества в рамках национальной структуры качества. Национальные системы обеспечения качества должны включать: системы аккредитации, сертификации международное участие, сотрудничество и международные структуры, процедуры оценивания учебных программ и высших учебных заведений, включая внутреннее и внешнее оценивание, участие студентов и публикацию результатов оценивания[17].
Введение двухуровневой системы образования также является важным принципом Болонской Декларации. Как отмечает Н.С.Ладыжец: «Введение многоуровневого образования является необходимым в целях закрепления международных образовательно-исследовательских контактов и связей. Болонский процесс сфокусировал внимание на стратегических приоритетах, рассматриваемых в качестве операциональных механизмов формирования зоны европейского высшего образования.[18] В большинстве стран были реформированы структуры высшего образования, которые стали базироваться на двух уровнях  – дипломном и последипломном. Бакалавриат и магистратуру как новую структуру образования, поддерживают многие европейские страны.  По содержанию бакалаврские программы условно можно разделить на две категории: имеющие в большей степени профессиональную ориентацию и промежуточные, которые создают основу для последующего обучения.[19] В то же время в ряде направлений подготовки в некоторых странах продолжали действовать традиционные одноуровневые программы, ведущие к получению степени магистра. На данный момент в России начинает вводиться двухуровневая система образования. Многие факультеты начинают применять ее в качестве эксперимента, а затем полностью переходят на данную систему. Существует ряд трудностей с продвижением такой структуры образования. Во-первых, система вводится лишь на некоторых факультетах, это обстоятельство вносит затруднения в учебный процесс в целом: необходимо разрабатывать для каждой системы собственную программу.  Во-вторых, раздробление структуры обучения на две части – новую и традиционную — приводит к различным противоречиям на всех уровнях.
Как отмечают европейские эксперты, недостаточное внимание уделялось такому сектору высшей школы как непрерывное образование. В некоторых случаях, оно даже не рассматривалось как часть системы высшего профессионального образования, между тем непрерывное образование является важным механизмом повышения качества рабочей силы. Непрерывное образование — это, во-первых, всеохватывающее по полноте, во-вторых, индивидуализированное по направленности, темпам и времени, в-третьих, возможность осуществления собственной программы его получения.[20] «Непрерывное профессиональное образование» и «система непрерывного профессионального образования» являются рядо-видовыми понятиями.[21] Первый термин имеет значение целенаправленного и систематического процесса формирования и совершенствования навыков специалиста, а под «системой непрерывного образования» понимают совокупность социально-образовательных институтов, которые различными способами содействуют непрерывному профессиональному образованию.  Разрешением данной проблемы  занялись европейские эксперты, которые на различных научных мероприятиях, посвященных Болонскому процессу,  вырабатывают конкретные рекомендации.
Достижение целей Болонской декларации взаимосвязано с развитием международного сотрудничества в сфере образования. Значимыми становятся такие механизмы, как семинары, круглые столы, конференции, которые являются наиболее эффективными в согласовании различных вопросов и принятии совместных решений.
Особенностью российской образовательной политики является ее противоречивый характер. Теория и практика часто не взаимосвязаны, а в некоторых случаях исключают друг друга. Конституционные и законодательные установления часто не соблюдаются. Светский характер образования, бесплатность его получения становятся все менее вероятными. Как следствие, кризис в образовании, понижение его качества. На данный момент российской  высшей школе необходимо, во-первых, искать пути выхода из кризиса, во-вторых развивать, совершенствовать образовательную систему.
Подписание Россией Болонской декларации сделало возможным ее интеграцию в европейское образовательное пространство, в мировое академическое сообщество. Данное обстоятельство является важной целью образовательной политики Российской Федерации, провозглашенной в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающий период до 2025 г., где выработаны приоритеты, стратегические цели и первоочередные задачи в области образования.[22] Во-первых, это обеспечение условий для соблюдения конституционных прав граждан на получение образования, условий самоопределения и саморазвития личности. Во-вторых, создание оптимальных условий для реализации менталеобразующей функции образования на всех уровнях. В-третьих, строительство системы образования, адаптированной к новым взаимосвязям и взаимодействиям научного знания и практики, адекватной новым условиям жизнедеятельности. В — четвертых, становление развивающего типа образования как ведущего. И в заключение, интеграция российской образовательной системы в мировую систему.
Образовательной политике до 2025 г. необходимо обеспечить значительные содержательные и инструментальные сдвиги, условия для формирования человека как целостной личности, адекватной новым целям учебного процесса и рынка. Изменение образовательной парадигмы предполагает иное, качественно новое содержание образовательных технологий, иные подходы, право, отношения, поведение людей, педагогический менталитет, ценностные ориентации.
В рамках данного социологического изучения проблемы следует также рассмотреть концепции «образовательных рисков».[23] В образовательных стратегиях российской молодежи возникает множество ситуаций, разрешение которых невозможно без теоретико-методологического осмысления феномена риска. В 2006 г., в МосГУ состоялся круглый стол по данной теме. В нем приняли участие Ю.А.Зубок, А.И.Ковалева, Д.Л.Константиновский, В.А.Луков, В.Я.Нечаев, Н.Л.Смакотина и ряд других исследователей. Ю.А.Зубок обозначил основные факторы риска в образовании, они определяются: недостатками правового обеспечения образовательной политики, несоответствием существующего обучения новым реалиям, усилившимися внутриролевыми и межролевыми противоречиями. Как отмечает А.И.Ковалева, «некритические копирование чужого опыта, содержит риск растерять больше, чем приобретет молодое поколение в результате этих реформ.  Поэтому один из основных рисков в образовании молодежи – получение ею некачественного образования».[24] Е.Г.Пантелеев указывает на то, что в условиях неопределенности, развиваются два противоположных процесса в подготовке специалистов: утилитаризм и универсализм.[25] Как утверждает ученый, риск ошибочной специализации, который существовал всегда, в ситуации неопределенности становится несовместимым с рациональным выбором, а решения, которые основываются на ценностном восприятии различных путей становления, уже не могут быть достаточно авторитетными в силу одновременного разрушения ценностно-нормативной базы. Реакция на ситуацию является утилитаризм – в первую очередь выдвигаются образовательные программы, которые соотносятся с конкретной практикой, распространенной в социальной действительности. Вследствие чего, поверхностность и замкнутость  полученных знаний. Универсалисткий подход подразумевает два содержательных компонента: инфраструктуру знаний  и теоретическое обобщение. Главным свойством универсализма является то, что он образует единую систему, которая создает у обучающего когнитивную структуру, где могут присутствовать различные блоки знания. В заключении автор делает вывод, что «управление своими знаниями, своей компетентностью, а не просто ее непрестанное количественное наращивание при помощи разнообразных курсов – вот, что особенно необходимо для успешного становления специалиста в условиях неопределенности».[26] Данные теории подтверждают, что российскому образованию необходимо выработать индивидуальное развитие, в соответствии не с мгновенными  интересами, а на долгий период времени.
Изучение риска выдвигает задачу по исследованию механизмов и путей его регуляции, которая обуславливается направленностью и эффективностью государственной молодежной политики. Исследование неопределенности и риска способствует усовершенствованию существующих социологических теорий и конкретизации современных теорий модифицирующегося общества.
Для успешной интеграции России в Болонский процесс необходимо не только  повышение международного престижа российской высшей школы, но и сохранение лучших традиций отечественной системы образования.[27] Во многих европейских странах, подписавших Болонскую декларацию, национальные, культурные и образовательные традиции сохраняются и оберегаются на всех уровнях, но также поддерживается качественная определенность европейского высшего образования в целом.[28]
1.2.                  Механизмы адаптации ценностных ориентаций российскогостуденчества к современным европейским
социокультурным стандартам
В современном мире динамика  социальных процессов приводит к потребности научного объяснения новых адаптационных механизмов модернизируемого общества. Одним из примеров стремительного  развития и усовершенствования является  сфера образования. Реформа в российском высшем образовании имеет ряд проблем в своем осуществлении: новые механизмы еще не выработаны, а традиционные — в большей части не соответствуют действительности в учебном процессе. Студенческая молодежь может оказаться в противоречивой ситуации, с одной стороны, европейские стандарты примут нормативный характер, с другой, несоответствие этих стандартов российскому менталитету,  как следствие — отчуждение новой структуры образования. Данные процессы вызывают необходимость активного поиска новых форм, методов и средств обучения, направленных на совершенствование учебного процесса и его интенсификацию, подготовки молодого поколения к жизни и деятельности в условиях рыночной экономики. В настоящее время  учебно-воспитательный процесс студентов должен соответствовать  выполнению нового социального заказа, который заключается в формировании самостоятельной, инициативной, творческой и здоровой личности.[29] Как отмечает В.М.Авдеев, «сейчас востребован деятельный тип личности, способной принимать решения в самых разных ситуациях, связанных с риском, недостатком информации, высокой динамической рыночной конъектуры».[30] Одним из путей решения этой важной социальной задачи является изучение адаптации студентов к учебному процессу, что является реальной основой целенаправленной активизации резервных возможностей обучаемых в преодолении трудностей.
Современная научно-техническая революция также сфокусировала внимание  на проблеме адаптации человека. Данный процесс приобретает  значение, так как морфофизиологические, психологические, социальные особенности человека, которые формировались в течение длительного периода эволюции, не способны изменяться с такой же скоростью, с какой трансформируются технологические процессы и окружающий мир. Как отмечает В.И.Соловьев, различное течение  времени между этими процессами способствуют возникновению «своего рода «ножниц» между адаптацией человека и изменениями окружающей среды», что может привести к различным патологическим процессам в обществе.[31] Человек не только приспосабливается к окружающему миру, но и преобразует его, создает новую среду обитания, в этом главное отличие людей от других живых существ. Согласно Ф. Энгельсу, условия жизни человека «никогда не имелись налицо в готовом виде; они должны быть выработаны впервые только последующим историческим развитием»[32].
Для определения основных механизмов адаптации ценностных ориентаций к европейским стандартам, необходимо рассмотреть процесс адаптации и социализации студентов в вузе, так как именно данные концепции объясняют изменение личности, ее целей, мотивов, приоритетов деятельности.
Методологическими положениями о социализации молодежи выступают концептуальные взгляды М. Вебера, Г. Маркузе, А. Маслоу, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, А. Тойнби, А. Тоффлера, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона, К.Ясперса и ряда других.
Обучение в вузе приходится в основном на второй период юности, когда происходит становление молодых людей как социально зрелых  личностей. Студенческая молодежь имеет различное социальное происхождение, этническую принадлежность, верования, возраст, уровень общей образовательной подготовки и культурного развития и множество других факторов, которые  могут создавать барьеры в общении и во взаимоотношениях между ними. Вследствие этого, для успешной социализации студентов, в вузе  создаются равные условия для творческого, духовного, интеллектуального и физического  развития. Высшая школа создает соответствующие  условия для обособления студенческой молодежи в специфическую  группу в обществе, которая имеет общие интересы и цели. Как социальная группа студенчество представляет собой устойчивое объединение  молодых людей и девушек с определенными задачами и устремлениями. Особенностями студенчества как  социальной группы являются такие черты как: преобладающий напряженный умственный труд, который заключается в систематическом обогащении, усвоении, в овладении научными знаниями; переходный период от юности к зрелости в социальном смысле слова; готовность  к решению материальных, общественных и духовных проблем и его особая социальная роль.[33]  Большинство студентов не занимаются деятельностью по  производству материальных и духовных ценностей, но, тем не менее,  они частично участвуют в опосредованном производительном  и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в современном мире постоянно увеличивается. Студенческая группа осуществляет предварительную функцию подготовки к выполнению в будущем социальных функций специалиста в различных сферах, как материального производства, так и  духовной жизни. Общество на период обучения освобождает студентов от обязательного участия в общественном труде, юношей освобождает на время обучения от службы в армии. Это связано, прежде всего, с тем обстоятельством, что повышение образования молодого человека, возможно,  будет способствовать в будущем научно-техническому, социальному и культурному прогрессу. Заинтересованность общества также проявляется в создании и расширении системы льгот для студентов.
К числу специфических особенностей следует также отнести еще несколько типичных черт. Студенчество является самой образованной частью молодежи, это обстоятельство выделяет его среди  других групп молодых людей, выдвигая на передовые позиции. Это, в свою очередь, предопределяет  наличие особых черт психологии  в студенческом возрасте. Также  важными характеристиками студенческих групп является активное взаимодействие с многочисленными социальными организациями  общества и высокая интенсивность общения.
Можно выделить несколько противоречий характерных для студенчества. Первое противоречие — социально-психологическое.  Это противоречие между расцветом  интеллектуальных и физических  сил молодого человека, его возросшими потребностями и «жесткими рамками» учебного процесса. Возникшие потребности студента не могут быть полностью удовлетворены в связи с его экономическими возможностями, которые складываются из стипендии,  непостоянного дополнительного заработка и строгого лимита времени.   Второе противоречие между стремлением студента к самостоятельности в отборе знаний и  определенной учебной программой для  подготовки специалиста. Это обстоятельство может привести к низкой удовлетворенности учебной деятельностью, как со стороны студентов, так и преподавателей вуза. Третье противоречие связано  с огромным количеством информации, которое ежедневно поступает из различных источников. Отсутствие достаточного количества времени для осмысливания многочисленной  информации и желания постоянно это делать, может привести к возникновению  поверхностности в знаниях и умениях.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Данные особенности способствуют выработке общих специфических черт образа и стиля жизни, духовных интересов и потребностей, ценностных ориентаций, жизненных установок, осознания своей сопричастности, принадлежности к особой социальной группе – студенчеству.
Особую важность для исследовательской работы имеет не только рассмотрение концепций социализации студенческой молодежи, но и процесс социальной адаптации, который также характеризуется специфическими особенностями. Во-первых, процесс социальной адаптации идет при участии сознания. Во-вторых, среда, где осуществляется адаптация человека, часто является результатом его деятельности.  В-третьих, человек может изменять результаты адаптации в соответствии с социальными условиями своего существования.[34] Адаптация человека – это сложный, длительный процесс, который обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых проблем и профессиональных затруднений.[35]
Становление процесса адаптации студента на протяжении всего периода обучения в вузе показали в своих исследованиях В.Б.Ластовченко, И.И… Пономаренко. П.Н.Чернобров, А.В.Варежкова, А.Г.Кравченко, Р.С.Япеев, Е.В.Котляревкий, Х.С.Хамитов.   Студент мобилизует волю, энергию, физическую силу, сдерживает эмоции, ведет поиск резервов для успешной социализации в учебном процессе.  При этом происходит изменение стереотипов деятельности, формируются новые наклонности, убеждения, знания, навыки и привычки адекватного поведения. Данные процессы ведут к образованию нового «Я», вследствие чего необходимо вырабатывать  адаптацию  к самому себе.[36] Самоадаптация выступает как реализация психологической компоненты феномена, она стимулирует учебную, научную и воспитательную деятельность студента. Все эти процессы взаимозависимы, а в целом учебно-воспитательный процесс по своему характеру является адаптационным. Без их совместных действий, планирования и реализации становление, развитие студента  и высшего профессионального образования становится маловероятным. Как указывает В.И, Соловьев, «именно адаптационные процессы соединяют развитие внутреннего мира студента и логику обновления вузовского образования».[37] Особое значение приобретает социальный фактор профессиональной адаптации студента  как будущего специалиста, его можно  объяснить как «профессиональное приспособление студента  к специфическим условиям их деятельности в вузе».[38]
Научный интерес в рамках исследования представляет важный адаптационный параметр – специфика вуза, именно она накладывает свой отпечаток на адаптацию всех его участников. В рамках многопараметрической концепции будем рассматривать специфику вуза одним из преобладающих факторов адаптации.[39] Анализ многочисленных источников по данной проблематике показал, что универсальной программы, которая способствовала бы адаптационной подготовки студентов, нет.  В связи с этим, рассмотрению подлежит лишь опыт, который существует у ряда вузов. Исследование накопленных знаний в данной области показывает, что многие мероприятия формализованы, в вузах не функционирует официальный институт куратора, нет специального времени на адаптационное включение. Успешность в учебном процессе для студента и качество его подготовки как специалиста во многом зависят от того, насколько быстро и эффективно студент воспользуется методами познавательной деятельности и адаптируется к условиям вуза. Умение относительно быстро и легко, продуктивно адаптироваться к вузовской деятельности можно отнести к  «адаптационной способности».
Следует отметить, что наибольший результат дает такая система обучения и воспитания в вузе, которая рассчитана на созидательное, ответственное отношение студента к своим обязанностям. Адаптация студента, в первую очередь, зависит от его индивидуальной способности к приспособлению. Данный процесс можно связать, прежде всего,  с определенной мотивацией студента, например, на высокую успеваемость, получение диплома, получение навыков, знаний и других значимых целей для каждого студента. Ценностные ориентации являются важной категорией для обозначения сознательной значимости. Ценностные ориентации связаны с мотивами, целями, желаниями студента. Жизненные установки формируется  в процессе социализации человека,  его воспитания, образования, усвоения общественных ценностей, идеалов, верований, идеологии, социальных норм и обычаев, традиций и множества других взаимосвязанных факторов. Ряд исследователей объединяют и не разграничивают между собой понятия «жизненные установки» и «ценностные ориентации». Другие ученые, такие как В.А.Ядов, М.С. Комаров, разделяют эти термины. Понятие установка рассматривается ими как некое состояние психики индивида. Социологи же  подчеркивают зависимость формирования установок от социальной среды и культуры, обращают внимание на их взаимосвязь, предпочитая термин «ценностные ориентации». Понятие «ценностная ориентация» впервые было введено в социологию У. Томасом и Ф. Знанецким.[40] Они отмечали, что индивид «вбирает» основные социальные ценности и руководствуется ими в своем поведении осознанно. При этом индивид не только ориентируется на социальные ценности других, анализируя их, но и активно вырабатывает свои ценности, а также принимает участие в формировании групповых ценностей.
Общепризнанным подходом к исследованию психических феноменов является системный подход. По отношению к психологическим системам выделяются определенные свойства, такие как многоуровневость и иерархический принцип строения. Важнейшей характеристикой системы ценностных ориентаций является ее многоуровневость, проявляющаяся в иерархическом строении этой системы. Существует два различных подхода к изучению многоуровневого строения системы ценностей. Первый подход – нормативный — описывает модель системы в соответствии с какой-либо психологической теорией. С целью построения нормативной модели структуры ценностных ориентаций выделяются уровни иерархии и их основания. Так, Н.А.Бердяев на верхнем уровне системы ценностей выделяет три типа: духовные, социальные, материальные. Все остальные он рассматривает как частный случай одного из этих трех типов.  Второй подход – дескриптивный -  заключается в выявлении иерархического строения жизненной системы ценностей конкретного испытуемого.
 Первыми отечественными исследователями ценностных ориентации стали В.Б.Ольшанский, А.Г.Здравомыслов, В.А.Ядов. Так, В.Б.Ольшанский ценностные ориентации использовал в контексте выбора ценностей, рассматривая их как устремление личности или группы к различным формам социальной значимости.[41] Основным понятием в концепции современного социолога В.А.Ядова выступает термин «диспозиция» или установка. Диспозиция — это предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации, условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях.[42]  Автор выделяет четыре уровня диспозиций. Низший уровень представлен в его концепции элементарными установками, основу которых составляют витальные потребности. Ко второму уровню относятся «социально фиксированные установки». Существует несколько факторов, которые их формируют. В самый первый ряд факторов  встают социальные потребности и соответствующие социальные условия. Третий уровень диспозиции – это базовые социальные установки. Они характеризуются одной направленностью  интересов человека в различных сферах деятельности, таких как профессиональная занятость, семейная жизнь, проведение отдыха и многих других. Установки третьего уровня занимают большую часть поведения человека в выполнении различных социальных ролей в социальных группах. Высший уровень диспозиционной структуры занимают ценностные ориентации. Они связаны с самыми важными целями и потребностями жизни личности. Поэтому этот уровень является доминирующим в регулировании и координировании поведения индивида. Ценностные ориентации придают направленность поведению человека при выполнении различных социальных ролей в обществе.
В.А.Ядов и А.Г.Здравомыслов считают, что молодежь имеет устойчивые ориентации на ценности ближайшего социального окружения. Устойчивость, по их мнению, проявляется как совпадение желания, стремления личности с ее реальным поведением. Социологи описывают шесть типов личности, пять из которых ориентированы на определенные социальные ценности, такие как семья, образование, общественная работа, работа на производстве, заработок. К отдельному типу они относят молодых людей, не имеющих определенной ориентации.[43]
 Ценностные ориентации личности характеризует, по мнению многих исследователей,  регулятивную функцию психики личности в ее взаимоотношениях с обществом и культурой. Также под этим понятием принято понимать отношение или установку личности на различные ценности материальной и духовной культуры.  Ценностные ориентации определенным образом объединяют  и координирует психологические свойства личности, такие как интересы, потребности, мотивы, желания, цели, а также и психофизиологические процессы, связанные с памятью, мышлением, способностями, воображением.
Период с 18 до 23 лет, И.С. Кон называет поздней юностью  или  началом  взрослости. В этом возрасте большинство людей включаются в процесс учебной и трудовой деятельности. В процессе обучения, человек получает огромное количество знаний и  новой информации, поэтому становится возможным изменение его жизненных приоритетов, идеалов и ценностей. Часто  ценностные ориентации личности формируются именно в студенческие годы, когда человек   наиболее амбициозен, активен, стремиться к самосовершенствованию. Одна из основных функций высшего образования является формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Ценностно-смысловые ориентации личности проявляются, закрепляются и корректируются на этапе профессиональной подготовки, а затем и в деятельности индивида. Процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций и профессиональная подготовка взаимодетерминированы. С одной стороны, отношение к учебной среде формируется на основе системы личностных смыслов человека, обусловленных опытом. С другой стороны, профессиональная подготовка оказывает воздействие на систему ценностных ориентаций личности.
В процессе профессиональной подготовки человек неизбежно вступает в определённые общественные отношения с другими людьми. Учебная деятельность стимулирует развитие личности и её ценностных ориентаций через новые связи, сосредоточением которых является коллектив. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные в основном через межличностные взаимоотношения.
В процессе профессиональной подготовки, при положительной мотивации, формируется профессиональная пригодность, которая накладывает заметный отпечаток  на  облик человека, его психомоторику, на образование стереотипов речи и мышления, на его установки и ценностные ориентации. Для каждой определённой профессиональной группы характерен свой смысл деятельности, своя система ценностей. Если избранная профессия и реализуемый жизненный смысл, достигаемая жизненная ценность составляют ценностно-смысловое единство для субъекта, то профессиональная деятельность приобретает сущностный характер. Если же  основные жизненные ценности субъекта лежат вне профессии, то она является средством реализации этих ценностей.
Жизненные ориентации современной молодежи являются очень разносторонними. Их ориентации включают: профессионально-образовательные, общественно-политические, романтико-познавательные, лично-семейные и материально-бытовые планы.[44] При исследовании ценностных ориентаций студентов ученые выясняют различные аспекты. Так ученый А.В.Соколов при изучении ценностных ориентаций студентов выделил две группы  ориентаций-целей:  материальные и духовные.[45] Материальные ориентации – это ориентация на такие терминальные ценности, как личное здоровье, семья, материальное благополучие. Материальные ориентации включают: ориентации на поддержание и укрепление здоровья,  продолжение рода, планирование семьи, достижение материального благополучия. Духовные ориентации включают: религиозность, самореализацию, познавательные ориентации, коммуникационные ориентации, эстетические ориентации, этические ориентации.
По своему функциональному значению ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное ценности могут быть разделены на высшие и регрессивные. В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.
Представление о системе ценностей личности как иерархии её убеждений получило распространение  также в американской социальной психологии. М.Рокичем выделяются два уровня иерархии: ценности — цели, или конечные цели существования, и ценности — средства, или способы поведения личности.[46] Так, М. Рокич определяет ценности как устойчивое убеждение в том, что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования.[47] По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками. Во-первых, истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности. Во-вторых, влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. В-третьих, общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико. В-четвертых, все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени. В-пятых, ценности организованы в системы.
Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формальные признаки.[48] По мнению ученых, ценности – это понятия или убеждения, которые имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению, ценности носят  надситуативный характер. Ш. Шварц и У. Билски считают, что ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий и упорядочены по относительной важности.[49]
Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов.
Ценностно-смысловая сфера – это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения. С одной стороны, ценностно-смысловые ориентации у человека формируются социумом, но, с другой стороны, и сам человек активно формулирует и конкретизирует их, принимая, изменяя или отвергая ценности и смыслы, предлагаемые социумом. На каждом этапе жизни у человека, исходя из социальных ценностей или биологических потребностей, появляются определенные цели жизнедеятельности, для реализации которых необходимо понимание их смысла. Именно такая осмысленность цели даёт человеку энергию для её реализации.
Многие авторы соотносят ценностные ориентации с определенным типом человека. Так В.Т.Лисовский выделил типологию студентов в соответствии с их жизненными ориентациями. Ученый за отправную точку анализа взял практическую деятельность, выбрал четыре группы качеств, которые наиболее полно отражают роль студента в обществе, а именно  ориентацию на учебу, науку, профессию; общественно-политическую деятельность; культуру; коллектив. У исследователя получились следующие типы студентов: гармоничный, профессионал, академик, общественник, любитель искусств, старательный, середняк, разочарованный, лентяй, творческий, богемный.[50]
Приведенный пример типологии является лишь показательным, так как типология студенческих групп многочисленна. Из этой типологии можно выявить количество наиболее  и наименее часто встречающихся  типов студентов. Отнесение студента себя к определенному типу во многом характеризует его жизненные установки, какие ориентации для него является приоритетными.
Следует отметить, что в эпоху модернизации российского образования ценностные ориентации студента приобретают новый характер. Постоянное «осовременивание» является объективным историческим процессом, который обеспечивает развитие общества. Вместе с тем необходимо учитывать, что модернизация вызывает в обществе кризис традиционной системы ценностей. На данный момент в мире сложились две модели образования: классическая, которая соответствует личностно-отчужденной парадигме, и неклассическая, отвечающая требованиям личностно-ориентированной.[51] Можно констатировать, что классическая модель образования не отвечает вызовам современности, не удовлетворяет новым социальным потребностям, так как принципы, заложенные в ее основу, перестали быть созвучными новым тенденциям мирового развития.  Сложившаяся в прошлом система «поддерживающего обучения» уже не соответствует требованиям формирующейся постиндустриальной цивилизации. Неклассическая модель образования в значительно большей степени отражает социальный заказ по представлению в ней сущности и смысла существования человека: этические отношения в обществе, отношения человека к культуре и природе, формирование синкретического знания, комплексного отражения действительности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Исследования, которые проводились по данной теме, указывают на то, что ценностные приоритеты студентов во многом стали носить европейский характер. Например, согласно исследованию Ю.А.Зубок, у студенческой молодежи наряду с традиционными ценностями, усвоенными поколением родителей, в среде молодежи присутствуют и новые, такие как ценность рынка, материальный достаток, ориентация на успех в жизни и  индивидуализм.[52] Такие же данные приводят многочисленные исследования, проводимые такими учеными, как М.С.Блинова, Т.Н.Кочкаева, В.Т.Лисовский, И.М.Чудинова и ряд других. Социологический мониторинг как форма организации постоянного исследования мнений студентов о высшем образовании, о ценностном мире студентов государственных и негосударственных вузов, проводимый исследователями  И.М. Ильинским,  И.М. Бабочкиным, П.И.Черняевой, М.В.Ушаковой, свидетельствуют, что на первых местах ценностей студенческая молодежь ставит здоровье, на втором месте — счастливая семейная жизнь, затем следует интересная работа, самореализация, личная свобода и на последних – овладение знаниями, культурой, общественное признание, социальное равенство.[53] Такая тенденция выдвижения на первый план личные интересы подтверждается и ответами на вопрос: «Что главное для Вас в жизни?». На первое место студенты ставят задача сделать карьеру, добиться высокого положения, второе — реализовать свои способности, третье – стать богатым, материально-независимым человеком, четвертое – стать  человеком высокой культуры.[54] Стремление стать высококвалифицированным специалистом уступает место желанию жить в свое удовольствие. В ответах  о наличии у студенческой молодежи деловых и гражданских качеств, первые позиции занимает целеустремленность и на последних – патриотизм, социальная активность, гражданское мужество.
Вследствие этого можно констатировать, что европейские стандарты становятся частью ценностных ориентаций российской студенческой молодежи. Данный процесс «осовременивания» ценностных ориентаций обусловлен такими факторами как научно-техническая революция, динамика социальных процессов, реформы в различных сферах и рядом других.
Новая структура ценностных ориентаций задает другие образцы поведения. В этих условиях образованию необходимо отвечать современному рынку труда, изменяющимся  мотивам и целям.[55] Болонский процесс способствует внедрению новых механизмов в учебный процесс, которые соответствуют  действительности на рынке труда. Между тем, адаптационные механизмы к этой реформе необходимы уже на данном этапе, так как студенчеству нужно время на освоение новых методов, форм обучения. Именно от преподавателей и студенческой молодежи будет зависеть течение Болонского процесса в нашей стране, в нашем регионе. К примеру, на факультетах в качестве эксперимента начинает действовать новая структура образования, также некоторые преподаватели начинают использовать европейскую систему оценивания – балловую, она имеет еще не тот вид, который применяется в Европе, но она приспосабливает студентов к новым способам оценивания. Важными механизмами в процессе адаптации студента к новым европейским стандартам, становятся инновационная преподавательская деятельность, также конференции, лекционные занятия, семинары, программы обмена. Прогрессирование знаний студентов об различных системах образования, реформы российской высшей школы способствует осознанию процесса модернизации, и как следствие, осмыслению его значения. Но следует обратить внимание на то, что такой опыт применяется не на всех факультетах, считается, что адаптационные механизмы необходимо применять только тогда, когда вуз полностью перейдет на  европейскую систему образования. Целесообразным является еще раз отметить, что адаптационные механизмы необходимо вводить уже на данном этапе, так как стихийное формирование нового опыта недопустимо, это может отразиться на успеваемости и здоровье студента.[56]
Глава 2. Ценностные ориентации современной студенческой
молодежи УдГУ
2.1. Ценностные основания и приоритеты деятельности студентов
УдГУ
В России происходят динамичные и глубокие изменения ценностных ориентаций молодежи. При этом проявляются  и региональные различия и особенности в формировании социальных интересов, мотивов и устремления молодого поколения. Существенное значение при формировании ценностных ориентаций молодого поколения приобретает тип и размер населенного пункта, а также регион проживания.[57] Степень развитости их производственной базы, социальной инфраструктуры, коммуникаций, особенности культуры определяют возможности выбора жизненной стратегии, способов самореализации молодых людей. В России, система ценностей молодежи отличается неоднозначностью, которая отражает транзитивный характер современного общества. Социолог А.В. Соколов, для объяснения парадокса амбивалентности ценностных ориентаций молодежи, считает необходимым уйти от попыток создать один социальный портрет, представляющий всю молодежь России.[58] Как отмечает исследователь, существует несколько социально-психологических портретов: студенческая молодежь стратифицирована на группы, отличающихся интеллектуальными и этическими параметрами.[59] С целью выявления ценностных ориентаций студенческой молодежи в среднем городе — Ижевске, было проведено исследование в достаточно типичном региональном вузе – УдГУ.
 В результате качественного исследования было проведено двадцать глубинных интервью со  студентами Удмуртского государственного университета следующих гуманитарных и естественно-научных факультетов: социологического, исторического, психологического, иностранных языков и литературы, экономического, нефтяного, математического.  В ходе исследования было опрошено десять  юношей и десять девушек, обучающихся на очном отделении, на различных курсах, в возрасте от 18 до 23 лет. Интервью с респондентами состоялись в апреле 2007 года, по месту их учебы, либо по месту жительства. Тексты интервью фиксировались на магнитной ленте с помощью диктофона, так как данное средство является удобным для организации динамичной и содержательной беседы.
Основная стратегия качественного социологического исследования, ключевые положения которой обоснованы в трудах В.В.Семеновой и        В.Я. Ядова, является поисковой.[60] Н.Ю. Рупасов одним из определяющих принципов этой стратегии называет «необходимость фокусировать внимание на субъективной стороне социальной стороне социальных процессов, что позволяет всесторонне описывать мотивацию информантов, особенности процесса принятия решений, выявлять существенные для изучаемого феномена нормы и ценности».[61] Основополагающим разделом методической части программы становится описания тактики исследования, его технологии и  критериев отбора информантов. В ряду различных технологий проведения качественного исследования наиболее целесообразной для выполнения данной работы является техника полуструктурированного интервью. При его проведении исследователь заранее обозначает тематические блоки беседы и перечень необходимых вопросов.
Первый блок беседы предусматривал прояснение отношения информанта к учебному процессу. Второй блок раскрывал понимание требований Болонского процесса и современных процессов реформирования высшей школы. В последнем третьем блоке выяснялись ценностные основания и приоритеты студента, обсуждалась динамика ценностных ориентаций студенчества. Предпочтение именно этого типа интервью объясняется наличием обширного наработанного задела теоретической и эмпирической информации о ценностных приоритетах студенческой молодежи. Использование метода полуструктурированного интервью предоставляет информанту расширенные возможности для выражения собственного мнения по ряду аспектов тематики исследования, даже без адресных вопросов социолога.
Общий объем выборки, тип которой можно определить как целевой, составил двадцать человек. Величина этого показателя была определена так называемым «смысловым насыщением» выборочного массива. В ходе проведения исследования была получена достаточная информация об отношении студентов к  учебному процессу, его реформированию, Болонскому процессу и также о ценностных ориентациях респондентов.
Главным критерием отбора информантов стала возможность их отнесения к особой студенческой группе, имеющая достаточное представление о современных тенденциях реформирования высшего образования и об основных требованиях Болонского процесса. Основными критериями отбора информантов явились:
— возраст информантов на момент проведения исследования от 18 до 23 лет. Выбор возрастной когорты объясняется статистическими данными. Этот возраст является типичным для обучения молодежи в высшей школе;
— гендер:  было исследовано равное количество мужчин и женщин;
— образование: все молодые люди обучались на очном отделении в УдГУ;
— профессиональная принадлежность: информанты обучались на различных факультетах, как гуманитарных, так и естественно-научных. Этот критерий отбора применился для получения максимальной вариативности при ответах. На каждом факультете опрашивалось по три человека, кроме социологического факультета, где было опрошено два человека;
— на каждом из выбранных факультетов заранее были определены порядковые номера курсов, на которых должна быть получена информация. На выбранном курсе опрашивался только один информант. На каждом по порядковому номеру курсу, с первого по пятый, было опрошено равное количество человек.
Названный выше порядок блоков интервью представляется целесообразным использовать в интерпретации полученных результатов.
Проблема ценностей имеет многоплановый и многоуровневый характер. Ценностные предпочтения фиксируют акт избирательного отношения к окружающей действительности и связаны с его спецификой. Следует отметить, что ценность и оценка – единый комплекс, где ценность – характеристика оцениваемого, а оценка – установление наличия или отсутствия ценности.[62] На различия в ценностных предпочтениях могут влиять разнообразные общественные, групповые, индивидуальные факторы, что обуславливает сложность и неоднозначность их ориентации, придает им мозаичность, фрагментарность.
 Социально-культурное пространство вуза, при некоторых условиях, определяет процесс формирования ценностных ориентаций студенчества. 
По мнению ряда исследователей, высшее образование модернизирующихся стран транслирует культурно-ментальные институты развитых стран, повышая уровень «вестернизации» студенческой молодежи.[63] Из-за реформирования системы образования студенчество переоценивает учебную деятельность, «вбирая» элементы инновационной структуры. Данная переоценка связана, в первую очередь, с восприятием новых возможностей модернизируемого высшего образования. Например, диплом европейского образца, который способствует мобильности молодежи при трудоустройстве.
 В связи с этим в бланк интервью был включен ряд вопросов, посвященных отношению студенческой молодежи к учебному процессу и реформированию системы образования. Адекватная оценка, происходящих процессов в образовании, во многом обуславливает специфику формирования или изменения ценностей в студенческой среде.
К числу наиболее значимого результата первого блока относится высказанное всеми без исключения респондентами мнение о том, что им нравиться учебный процесс в УдГУ. Можно выделить несколько факторов, влияющих на данный ответ. Во-первых, студенты выбрали интересную для них специальность, во-вторых,  преподаватели  творчески подходят к обучению, в-третьих, молодые люди  узнают много нового, приобретают теоретические и практические знания, в-четвертых, студенческая молодежь встречаются для общения друг с другом. К достоинствам российской образовательной системы студенты относят: широкий спектр получаемых знаний, хорошо разработанную программу обучения. Но большинство информантов отмечают, что знания по предметам часто поверхностны, и их недостаточно, чтобы стать востребованным специалистом на рынке труда. Многие из информантов не понимают, «где и кем они будут работать». Содержанием учебных дисциплин, большинство респондентов либо «удовлетворены», либо «скорее удовлетворены, чем не удовлетворены». Пять информантов выразили неудовлетворенность содержанием учебных дисциплин. Качеством преподавания опрашиваемые студенты «удовлетворены» и «скорее удовлетворены, чем не удовлетворены», два респондента дали негативную оценку преподавания в университете. Полученные данные  противоречит тезису студентов о том, что они получают поверхностные знания, так как содержание учебных дисциплин, читаемые дисциплины и качество преподавания их устраивает. Объемом учебной нагрузки все информанты также «удовлетворены» и «скорее удовлетворены, чем не удовлетворены». В вопросе об объективности преподавателей студенты разошлись во мнениях. Одиннадцать респондентов ответили «удовлетворены» и «скорее удовлетворены, чем не удовлетворены», а девять информантов считают, что преподаватели часто бывают необъективны по отношению к студентам, данное утверждение, они выразили в ответах «скорее не удовлетворены, чем удовлетворены» и «не удовлетворены».
 Достоинства учебного процесса на каждом факультете различны, так на социологическом факультете выделили — индивидуальный подход к образованию студентов, наличие и функционирование Интернет-класса,  лояльность преподавателей, на факультете экономики – творческий подход преподавателей к процессу обучения, акцентирование внимания на практических знаниях студентов, хорошую материально-техническая базу факультета, на нефтяном факультете, на факультете иностранных языков и литературы, историческом — выделили профессионализм преподавателей, хорошо разработанную программу обучения, на математическом факультете – также профессионализм преподавателей, дисциплинированность на всех уровнях.  Недостатки образования на каждом факультете индивидуальны. На факультете иностранных языков и литературы, по словам респондентов,  много преподавателей «в возрасте», материально-техническая база факультета находится на низком уровне, например,  нет ремонта в аудиториях, нет компьютерного класса, учебники находятся в плохом состоянии. На историческом факультете сущность проблем такая же: обучению препятствует недоступность интернет-класса, занятость аудиторий. К примеру, студентам факультета приходится заниматься вместо аудиторий в коридоре, в актовом зале, библиотеке. На социологическом факультете выделили – безответственность некоторых преподавателей к своей работе, малочисленность аудиторий, необъективность преподавателей в проставлении экзамена «автоматом» за семинарские занятие. На естественно-научных факультетах, выделили такие недостатки обучения, как – не интересная форма подачи лекционного материала, строгость преподавателей.  Между тем, шестнадцать из двадцати опрошенных студентов не считают, что образование находится в стадии кризиса, на этот факт указывают только четыре студента. Студенты отмечают, что российское образование имеет недостатки, но о кризисе говорить, по их мнению, преждевременно, так как высшая школа выпускает высоко-квалифицированных специалистов, но у которых «мало  шансов к трудоустройству».
Все информанты отметили, что обучение на факультете способствует развитию различных сторон их жизни. Например, многие студенты участвуют в творческих мероприятиях, таких как КВН, фестиваль «Дружбы и народов общежитий», «Мистер и Мисс УдГУ», «Студенческая Весна». Кроме того, информанты принимают участие в спортивных соревнованиях, таких как волейбол, баскетбол. Студенты считают, что образовательный процесс, в первую очередь, развивает их интеллектуальные способности, по словам одного из респондентов, «олимпиады, конференции является важной частью моей жизни». Информант социологического факультета отметил, что гендерная социология, «дала практические знания об отношениях между мужчиной и женщиной».  Основные приоритетными видами деятельности респондентов обозначены – научная, исследовательская, творческая, досуговая.
По мнению большинства опрошенных, обучение на факультете способствует развитию: способности работать самостоятельно, применять знания на практике, способности порождать новые идеи, способности к критике и самокритике, навыков работы в команде, базовых знаний в различных областях; профессиональных знаний, способности к организации и планированию, способности к анализу и синтезу, умения находить и анализировать информацию из различных источников. Ответы на данные вопросы были в большинстве случаев «скорее способствует, чем не способствует» и «способствует в полной мере». Обучение на факультете не способствует, по мнению большинства респондентов,  навыкам работы с компьютером, так как на многих факультетах нет компьютерного класса, а на тех факультетах, где есть –доступ к ним ограничен. Также информанты отмечают, что образование не способствует навыкам ведения исследовательской деятельности. Между тем, шесть человек отметили, что исследовательская деятельность является для них основной, все студенты обучаются на гуманитарных факультетах.  Согласно концепции Н.С.Ладыжец, образовательному процессу  необходимо «произвести перестройку образовательного процесса на всех уровнях в направлении обеспечения обучения через исследование».[64] Данная задача, по мнению автора, не является первостепенной,  но становится приоритетной, в особенности, в определении стратегии университетского образования.[65]
    продолжение
--PAGE_BREAK--Следующей частью интервью было выявление отношения респондентов к реформированию системы образования, Болонскому процессу. Следует отметить, что декабре 2005 – феврале 2006 социологами М.Н. Макаровой и В.С.Соломенниковым  было проведено количественное исследование, с целью выявления мнения субъектов вузовского образовательного процесса о перспективах развития отечественного образования в едином европейском образовательном пространстве.[66] В результате данного исследования было опрошено 300 студентов и 100 преподавателей и сотрудников Удмуртского государственного университета.[67] Вследствие этого, в данной работе можно рассмотреть отношение студенческой молодежи к происходящим процессам не только в контексте качественного авторского исследования, но и в сравнении с количественным, проведенным в том же вузе. Также, возможно проследить некоторую динамику в отношении студентов к Болонскому процессу.
В качественном исследовании, студенты всех факультетов выразили мнение, что  к переменам в учебном процессе следует относиться с осторожностью. По мнению одного из информантов, «преобразований не стоит бояться только в ситуации, когда они точно носят положительный характер».
На вопрос «Какие университеты мира для Вас являются образцовыми?», информанты перечислила следующие университеты — Гарвард, Оксфорд, Кембридж, Эль, Сорбонна. Также информанты отметили  российские университеты, такие как МосГУ, СпбГУ. По оценке большинства опрошенных студентов, европейская система образования не является для них образцовой, и в  европейском учебном процессе существуют недостатки. Основными достоинствами европейской системы студенты считают: свободу выбора необходимых предметов, диплом единого образца, высокую мобильность студентов. По результатам количественного исследования М.Н. Макаровой и В.С.Соломенникова, 66% студентов считают, что Болонский процесс даст реальный шанс получить образование, которое будет котироваться во всем мире, возможность работать за рубежом.[68] По мнению респондентов качественного исследования, основной недостаток Болонского процесса в том, что в нем не учитываются индивидуальные особенности каждой страны. Кроме того, как утверждают опрашиваемые, в европейском учебном процессе нет коллективизма, обучение «более дисциплинированное и жесткое». Основными достоинствами перехода на данную систему образования для российской высшей школы студенты считают: диплом единого образа, как следствие мобильность и более высокая вероятность трудоустройства. Основными недостатками — несовпадение данной структуры образования российскому менталитету, низкая вероятность сохранения всех требований Болонской декларации, в связи  низким финансированием сферы образования. В ходе количественного исследования социологами был выявлен ряд недостатков вступления российской высшей школы в Болонский процесс, которые не обнаружились в процессе  качественного. Во-первых, некоторые респонденты количественного исследования утверждают, что российская система образования лучше европейской. В связи с этим, высшая школа, при вступлении в Болонский процесс, утратит свои преимущества.  Во-вторых, студенты высказали предположение, что образование станет очень дорогим – снизится доступность высшего образования.
В ходе качественного авторского исследования, были выявлены основные трудности, с которыми может столкнуться Удмуртский государственный университет,  при переходе на европейскую систему образования. Во-первых, студенты назвали низкий уровень материально-технический базы, во-вторых, необходимость перестраиваться преподавателям и студентам. Например, многие преподаватели «в возрасте» находят данные изменения ненужными, их основная аргументация: «Мой предмет можно преподавать без применения новых методов».[69] Как отмечают М.Н. Макарова и В.С.Соломенников, в профессорско-преподавательском составе УдГУ преобладают люди «старой закалки».[70] Также авторами количественного исследования было выявлено, что студенты в среднем оценили достаточно невысоко готовность своего вуза к вступлению в Болонский процесс – 3,06 балла по 5-ти бальной шкале.[71]
Все без исключения опрошенные студенты знают суть Болонского процесса,  основные его характеристики, так как в исследовании это был главный критерий отбора информантов. В ходе количественного исследования было выявлено, что введение международного приложения к диплому среди студентов самая известная характеристика Болонского процесса, ее назвали 72% студентов. Академической мобильности студентов и преподавателей в рамках Болонского процесса придается также большое значение. 26% студентов выделили из важнейших характеристик Болонского процесса – введение двухуровневой структуры вузовского образования и внедрение совместных учебных планов. Такие принципы Болонского процесса, как информатизация образования и развитие дистанционных технологий обучения; возрастание престижности европейского высшего образования и расширение его экспортного потенциала; поддержание конкурентоспособности европейской высшей школы, отметило примерно равное число респондентов – около 20%.[72]
В качественном авторском исследовании, большинство информантов отметили, что им сложно анализировать данный процесс на региональном уровне. Этот факт позволяют сделать вывод, что одним из основных моментов интеграции в Болонский процесс российского образования является привлечения внимания всех студентов к этому процессу, для чего необходимо проводить в вузах разъяснительную работу, объяснять учащимся суть проводимых новаций.
Большинство студентов считают, что   России необходимо интегрироваться в единую европейскую зону: выпускники получат доступ на европейские рынки. Все опрашиваемые, хотели бы получить диплом европейского образца, при этом, акцентируя внимание на том, что работать собираются в России. М.Н.Макарова и В.С.Соломенников в зависимости от ответов респондентов относительно изменений, обусловленных вступлением российской высшей школы в Болонский процесс, разделили их на три группы: сторонников, критиков и колеблющихся.[73] В группу «сторонников» вошли 61% опрошенных студентов, 19% — группу критиков и 17% — колеблющихся, это те респонденты, которые выбрали вариант «затрудняюсь ответить».[74] В качестве наиболее приемлемой стратегии вступления вуза в единое европейское образовательное пространство 45%  респондентов из УдГУ определили постепенное или покомпонентное включение отечественного образования.[75]
В ходе качественного авторского исследования, информанты отметили, что реакция друзей и знакомых по поводу  реформировании системы образования неоднозначна. Согласно ответам респондентов, многие студенты не понимают, что конкретно будет изменено, и добавляют, «хорошо, что данная реформа меня не заденет». Шесть человек гуманитарных факультетов уже встречались с определенными европейскими стандартами в УдГУ, например, балловой системой. Отношение к данной системе оценивания неоднозначно. Четыре студента отметили, что основное достоинство этой системы в  объективном оценивании знаний. Двое опрашиваемых, наоборот, считатают, что балловый метод необъективен и к нему сложно адаптироваться: все студенты привыкли к оценкам, переориентация вызовет затруднения как у студентов, так и преподавателей. В ходе количественного исследования было отмечено, что введение ECTS представляется одной из наиболее технически и содержательно сложных задач. 51%  опрошенных студентов считают кредиты по типу  ECTS наиболее трудно адаптируемым компонентом Болонского процесса в условиях УдГУ. Переход на кредитную систему будет нелегким, во-первых, из-за сложности подсчетов учебной нагрузки, во-вторых, ввиду несопостовимости многих отечественных и европейских учебных планов и программ, в-третьих, психологически: наши студенты и преподаватели привыкли к системе зачетов и 5-ти бальных оценок.
Таким образом, анализ ответов двух блоков глубинных интервью показал, что современная российская система образования имеет ряд достоинств, таких как профессионализм преподавателей, хорошо выстроенная структура обучения и другие, но и недостатки, такие как низкий уровень материально-технической базы, невостребованность на рынке труда, поверхностность знаний, но данный тезис студентов не подтверждается в вопросах о качестве преподавания, наборе читаемых дисциплин, содержании учебных дисциплин. В связи с имеющимися недостатками учебного процесса в высшей школе, информанты осознают, что России необходимо интегрироваться в единую европейскую зону, но, при этом, сохранив свои традиции и особенности в Российском образовании. Такую позицию занимают, как респонденты гуманитарных факультетов, так и естественно-научных. Студенты гуманитарных специальностей отмечают, что  гуманитарное образование, в большей части подвержено кризису, так как оно дает больше теоретические знания, чем  практические навыки: «мы в большей степени подвержены риску нетрудоустройства, чем студенты естественно-научных факультетов». К Болонскому процессу респонденты относятся положительно, но с осторожностью, так как не понимают всех предстоящих изменений на региональном уровне, и в какой ситуации окажутся студенты, которые не «попадают» под данные преобразования. Данный параграф целесообразно закончить словами Н.С.Ладыжец: «Необходимым условием успешной интеграции университета  с научной, технической, технологической, предпринимательской и культурными структурами является  встречное движение общества в направлении образования, обеспечения финансовой поддержки и создания условий для реализации целей, соответствующих основным ценностным ориентациям университетской идеи».[76] Результаты третьего блока интервью, касающихся динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи, рассмотрим в следующем параграфе.
2.2.Динамика развития системы ценностей студенческой 
молодежи УдГУ
Анализ полученных данных  в третьем блоке интервью свидетельствует о том, что наряду с традиционными ценностями молодого поколения, такими как создание семьи, обучения, стремления найти работу, присутствуют и новые приоритеты, например, материальный достаток, карьерный рост, связи и знакомства и ряд других. Эти результаты подтверждают теории, разработанные такими исследователями, как М.С.Блинова, Ю.А.Зубок, о том, что существует диалог традиционализма и модернизма в системе ценностных ориентаций молодого поколения в условиях трансформирующегося общества.  В данном исследовании информантам было предложено выделить приоритетную группу ценностных ориентаций. В первую  группу входили такие ценностные ориентации, как семья, учеба, работа, а во вторую группу — успех в жизни, богатство, материальный достаток, развлечения, досуг, связи и знакомства, власть.   Восемь студентов ответили, что их ценностям соответствует первая группа, и шесть респондентов, что их ценностям соответствует вторая группа. Также шесть информантов отметили, что  для них на данный момент важна первая группа, но вторая группа ценностей будет важна в ближайшем будущем, в особенности, при завершении учебного процесса в  университете. Это обстоятельство студенты объясняют тем, что наступит самостоятельная жизнь, где будет необходимо  добиваться успеха, материального достатка. На вопрос: «Можно ли стать богатым, не работая?», все опрашиваемые ответили, что можно, но для них эти способы неприемлемы. Основными методами разбогатеть, не работая, девушки назвали: выгодное замужество,  получение наследства. Также были варианты о незаконных методах, например, ограбить банк, заняться коррупцией, брать взятки, продавать наркотики, особо подчеркивалось, что это тоже является в определенном смысле работой.
Основные источники доходов студентов – это стипендия и материальная помощь родителей. В целом по результатам исследования, материальный достаток можно рассматривать как одну из базовых ценностей молодых людей, обучающихся в УдГУ. Это стремление к достойной, обеспеченной жизни является закономерным, но в некоторых случаях, следует говорить о феномене гипертрофированного отношения к деньгам, богатству, роскоши.
В процессе изучения данной темы, было выявлено, что некоторые авторы также  свидетельствовали о конфликтной форме взаимодействия традиционализма и модернизма. В связи с течением этих  процессов обнаруживаются противоречия между коллективизмом, исторически свойственным российскому сознанию, и индивидуализмом, являющимся характерным для западной культуры. Так, коллективистами себя считают десять информантов, а индивидуалистами восемь. Четверо молодых людей считают «коллективизм» несоответствующей действительности ценностной ориентацией. По словам одного из респондентов, «коллективизм, для меня то же самое, что и коммунизм — пережиток прошлого». Два человека не смогли отнести себя ни к индивидуалистам, ни к коллективистам, так как считают, что необходимо проявлять себя в зависимости от требований учебного процесса и ситуации. Респонденты приводят пример: «для тестовых заданий, творческих работ необходимо быть индивидуалистом, а в групповой работе, соответственно, коллективистом». Анализ данных исследования свидетельствует о том, что у студенческой молодежи УдГУ  формируется прагматичное и взвешенное отношение в выборе жизненных стратегий. На смену традиционализму и коллективизму приходит индивидуализм, когда каждый молодой человек конструирует свою жизнь с индивидуально обусловленными траекториями в труде, образовании, заработке, потреблении, в отношениях с людьми. Этот процесс имеет двоякое значение. Позитивное, поскольку в условиях все большего распространения индивидуализма перед молодыми людьми могут открыться дополнительные перспективы личного контроля над деньгами, временем, жизненным пространством, образованием, карьерой, выбором трудовой деятельности и многим другим. Подобные перспективы оказываются привлекательными в  новых условиях для российской молодежи. Однако существует и негативная сторона индивидуализации: сохраняется высокая межличностная конкуренция. В условиях неопределенности молодой человек может не рассчитывать на помощь от государства, а лишь полагаться на свои собственные силы и принимать ответственность на себя.
Интересен также тот факт, что большинство опрошенных студентов хотели бы, чтобы модель образования была личностно-ориентирована, а не личностно-отчужденная. При этом молодые люди отмечают, что, с одной стороны, личностно-ориентированная модель наиболее эффективна и отвечает требованиям рынка, с другой стороны, студенчество привыкло к другой форме преподавания и переориентация вызовет затруднения.
К наиболее важной и приоритетной категории ценностных ориентаций информанты отнесли духовные, так ответило восемь человек, пять респондентов выделили материальные ценности, и семь студентов считают, что для них важны, как материальные, так и духовные ценности.
В понятие «традиционные ценности» студенты УдГУ включают такие ценности, как «семья, работа, учеба», в понятие «новые ценности», такие как «стремление получить лучшее в жизни и удовольствие от нее, а также стремление проявить себя, свою особенность и индивидуальность». Таким образом, специфика современных ценностных ориентаций молодежи, заключается в диалоге традиционализма и модернизации. Параллельно сосуществуют и переплетаются две ценностные системы: тяготеющая к традиционности – коллективистская и нарождающаяся – индивидуалистская, причем традиционные ценности, претерпевая некоторые изменения, во многом толерантны модернизационным процессам. Смысл взаимодействия традиционных и модернистских ценностей неоднозначен, а существовавшие прежде дихотамичные пары ценностей уже не отражают в полной мере его современного состояния. Комплекс взаимодополнения  и взаимопереплетения ценностей современной российской молодежи приобретает характер сложноорганизованной нелинейной системы. Исследования показывают, что под влиянием глобализации и индивидуализации происходят изменения в ментальности молодежи, но традиционная культура демонстрирует способность адаптироваться к новым реалиям. Однако это не исключает тяготения к другой, индивидуалисткой ценностной системе. Такие ценности западной культуры, как установка на автономность личности, рациональность, уважение к частной собственности признаются значимыми молодежью. Она предпочитает заботиться о материальном достатке, но материальная зависимость молодых людей от родителей велика. Данный тезис подтверждает это исследование.
Ориентация на успех в жизни становится еще одной ведущей жизненной стратегией молодежи в современных рыночных условиях, причем она носит достаточно устойчивый характер. Многие исследователи считают, что динамику роста численности студентов вузов, определяет широко распространенное представление о том, что высшее образование является важной предпосылкой достижения жизненного успеха. Успех в жизни выступает терминальной ценностью, тогда как структура и характер инструментальных ценностей, способствующих достижению этой цели, меняются. Так, если в середине 90-х гг. в ряду приоритетных инструментальных ценностей молодые люди называли работу, семью, друзей, то уже в конце двадцатого века факторами достижения успеха служат предприимчивость, связи и знакомства, образование, богатство и власть. Таким образом, обнаруживается противоречие в жизненных установках молодежи. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, взаимодействует с рынком связей, который определяет  средства обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей. Молодые люди не осознают взаимозависимости между  материальным благополучием и ежедневным трудом. Развитие такой тенденции ведет к дальнейшему разрушению трудовой мотивации.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Требование безопасности при проектировании машин и механизмов
Реферат Игры Древнего Рима
Реферат «Народные движения 17 века»
Реферат Алиментные обязательства 8
Реферат Дослідження асортименту пральних машин
Реферат Транснациональные преступления - понятие и виды
Реферат Культура как явление: социологический анализ
Реферат Все лучшие определения маркетинга
Реферат Транспорт, склад и таможня в условиях кризиса
Реферат проект кафе на 60 мест с мучным цехом в городе Новосибирске
Реферат Ахмед-Заки Ахметшахович Валиди
Реферат Symbolism And Imagery In William Blakes Poem
Реферат Гиподинамический и гипердинамический синдром у детей
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины наименование дисциплины «Технологии составления рекламных и pr -текстов»
Реферат Особенности рекламы туристических предприятий на выставочных мероприятиях