Реферат по предмету "Психология"


Тренировка эмоциональной устойчивости, готовности к экстремальным ситуациям

Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный факультет
Кафедра психологии труда и инженерной психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА НА ТЕМУ:
Тренировка эмоциональной устойчивости, готовности к экстремальнымситуациям (С.Г. Геллерштейн, Ю.В. Котелова)
Проверил:
_____________________
(оценка дата роспись)
Выполнил:
____________________
(дата сдачи роспись)
Красноярск 2009
ВВЕДЕНИЕ
В понятие«эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различныеэмоциональные феномены. При этом несуществует «общей» эмоциональной устойчивости. К различным эмоциогеннымфакторам эта устойчивость будет разной. Эмоционально-волевая устойчивость впрофессиональной деятельности проявляется в различных аспектах, таких какотсутствие в экстремальных ситуациях психологических реакций, снижающихэффективность действий и порождающих неточности, промахи, ошибки;натренированность в безукоризненном выполнении профессиональных действий впсихологически сложных условиях; умение сохранять профессиональнуюбдительность, проявлять разумную настороженность и внимание к риску, опасности,неожиданностям и многих других.
В современных условияхдеятельности успех выполняемой работы, эффективность совместного трудасотрудников, психологический климат в коллективе в значительной степени зависятот умения регулировать свое поведение, сдерживать чувства, контролироватьнастроение, считаясь с требованиями ситуации и окружающих.
В свое время огромноезначение в понимание эмоциональной устойчивости внесли такие психологи как С.Г.Геллерштейн и Ю.В. Котелова.
эмоциональнаяпсихолог профессиональная деятельность

1. ПОНЯТИЕЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, ГОТОВНОСТИ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ СИТУАЦИЯМ
В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов,включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л.М. Аболин(1987), М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко (1990) и др. Так, некоторые авторырассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а нефункциональную устойчивость человека к эмоциогенным условиям. При этом под«устойчивостью эмоций» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивостьэмоциональных состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Такимобразом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают посвоему содержанию с понятием «эмоциональная устойчивость».
Для Т. Рибо (1899), Е.А. Милеряна (1966,1974), С.М. Оя (1969),О.А. Черниковой (1980), Н.А. Аминова и ряда других авторов эмоциональнаяустойчивость равнозначна эмоциональной стабильности, так как они говорят обустойчивости определенного эмоционального состояния.
С.М. Оя одним из признаков эмоциональной устойчивости считаетналичие незначительных сдвигов в величинах показателей, характеризующихэмоциональные реакции, а Е.А. Милерян в книге «Психологический отбор летчиков»(1966) пишет, что под эмоциональной устойчивостью следует понимать иневосприимчивость к эмоциогенным факторам (наряду со способностьюконтролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции). Я. Рейковскийполагает, что у некоторых лиц эмоциональная устойчивость проявляется из-за ихнизкой эмоциональной чувствительности. К.К. Платонов и Л.М. Шварц (1948) кэмоционально неустойчивым относят тех, кто повышенно эмоционально возбудим исклонен к частой смене эмоциональных состояний. В то же время авторы признаютбольшую роль воли в обеспечении эффективности деятельности при возникновениисильной эмоции. Н.Д. Левитов (1964) связывает эмоциональную неустойчивость снеустойчивостью настроений и эмоций, а Л.С. Славина (1966) — с «аффектомнеадекватности», проявляющимся в повышенной обидчивости, замкнутости,упрямстве, негативизме. Л.П. Баданина (1996), понимая под эмоциональнойнеустойчивостью интегративное личностное свойство, отражающеепредрасположенность человека к нарушению эмоционального равновесия, включила вчисло показателей этого свойства повышенную тревожность, фрустрированность,страхи, нейротизм.
Так же понимают эмоциональную устойчивость и зарубежные авторы.Дж. Гилфорд (Guilford, 1959) рассматривает эмоциональную неустойчивость каклегкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебание настроений. П.Фресс (1975) в качестве главной характеристики эмоциональности выделяетэмоциональную неустойчивость (невротичность), характеризующуюся чувствительностьючеловека к эмоциогенным ситуациям. Близко к такому пониманию эмоциональнойустойчивости-неустойчивости введенное, Р. Кеттеллом и др. (Cattell, Eber,Tatsuoka, 1970), понятие «аффективная устойчивость», под которой понимаетсяотсутствие невротических симптомов и ипохондрических проявлений, спокойствие,устойчивость интересов.
Таким образом, эмоциональная устойчивость, с точки зренияназванных выше авторов, характеризуется эмоциональной невозмутимостью,невпечатлительностью, то есть нереагированием человека на эмоциогенныераздражители, ситуации.
Некоторые авторы понимают под эмоциональной устойчивостью неэмоциональную невозмутимость, а преобладание положительных эмоций (Ольшанникова,1974; Аболин, 1974). В.М. Писаренко (1986а), например, рассматриваетэмоциональную устойчивость как «такое свойство личности, которое обеспечиваетстабильность стенических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различныхстрессоров» (с. 63). Е.П. Ильин полагает, что это не самое лучшее определениеэмоциональной устойчивости, поскольку эмоциональное возбуждение как раз инаблюдается при воздействии различных стрессоров. Гораздо точнее он определяетэмоциональную устойчивость, когда понимает под ней самообладание, выдержку,хладнокровие.
В других случаях под эмоциональной устойчивостью понимают такуюстепень эмоционального возбуждения, которая не превышает пороговой величины ине нарушает поведение человека (Рейковский, 1979) и даже положительно влияет наэффективность деятельности (Писаренко, 1964; Черникова, 1967, 1970, и др.).Например, О.А. Черникова пишет, что «эмоциональная устойчивость спортсменавыражается не в том, что он перестает переживать сильные спортивные эмоции, а втом, что эти эмоции… достигают оптимальной степени интенсивности» (1967, с. 6).По В.Л. Марищуку (1982), эмоциональная устойчивость представляет собойспособность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения привыполнении сложной деятельности. В. А. Плахтиенко и Ю.М. Блудов (1985)связывают с эмоциональной устойчивостью надежность деятельности: «Эмоциональнаяустойчивость — это свойство темперамента… позволяющее надежно выполнятьцелевые задачи...» (с. 78). Они полагают, что эмоциональная устойчивостьобеспечивается оптимальным использованием резервов нервно-психическойэмоциональной энергии.
Л.М. Аболин считает правомерным под эмоциональной устойчивостьюпонимать устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженныхусловиях. Понимая слабость такой позиции в связи с тем, что в этом определениине отражены собственно эмоциональные явления, Аболин уточняет и расширяет его,отмечая, что эмоциональная устойчивость «это, прежде всего, единство различныхэмоциональных характеристик, направленных на достижение поставленной цели». Исходяиз этого, он дает следующее расширенное определение эмоциональной устойчивости:«это свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности,отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя междусобой, способствуют успешному достижению поставленной цели» (с. 36). Авторутверждает, что, по существу, это функциональная система эмоциональногорегулирования деятельности.
Отсюда главным критерием эмоциональной устойчивости для многихученых становится эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации. О.А.Сиротин (1972) включает в определение эмоциональной устойчивости способностьчеловека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженнойэмоциогенной обстановке. В.М. Смирнов и А.И. Трохачев (1974) пишут, что подэмоциональной устойчивостью понимается константность психических и двигательныхфункций в условиях эмоциогенных воздействий. Я. Рейковский (1979) определяетэмоциональную устойчивость как способность эмоционально возбужденного человекасохранять определенную направленность своих действий, адекватноефункционирование и контроль над выражением эмоций. Ю.Н. Кулюткин и Г.С.Сухобская (1996) считают, что она проявляется в том, «насколько терпеливым инастойчивым является педагог при осуществлении своих замыслов, насколько характерныдля него выдержка и самообладание даже в самых стрессовых ситуациях, насколькоон умеет держать себя в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороныдругих людей» (с. 169). Н.А. Аминов (1988) приписывает высокую эмоциональнуюустойчивость тем лицам, которые «лучше осуществляют контроль своих собственныхэмоциональных реакций» (с. 76).
В данных высказываниях за эмоциональную устойчивость по существупринимается способность подавлять эмоциональные реакции, то есть «сила воли»,проявляемая в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке(самообладании), ведущих к стабильности эффективности деятельности.
Не случайно К.К. Платонов (1984) подразделяет эмоциональнуюустойчивость на эмоционально-волевую (степень волевого владения человеком своимиэмоциями), эмоционально-моторную (устойчивость психомоторики) иэмоционально-сенсорную (устойчивость сенсорных действий).
Еще один подход в понимании эмоциональной устойчивости имеется уП.Б. Зильбермана (1974), который под этим понятием понимает «интегративноесвойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных,волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельностииндивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение целидеятельности в сложной эмотивной обстановке» (с. 152). Сходна и позиция Б. X.Варданяна (1983), который определяет эмоциональную устойчивость как «свойстволичности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентамидеятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнениюдеятельности».
М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко (1990) понимают эмоциональнуюустойчивость как качество личности и психическое состояние, обеспечивающеецелесообразное поведение в экстремальных ситуациях. По мнению авторов, «такойподход позволяет вскрывать предпосылки эмоциональной устойчивости, кроющиеся вдинамике психики, содержании эмоций, чувств, переживаний, а также диалектическиустанавливать зависимость ее от потребностей, мотивов, воли, подготовленности,информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач».
Однако этот подход имеет и слабые стороны, которые отмечают М.И.Дьяченко и В.А. Пономаренко. По этому поводу они пишут: «Считая эмоциональнуюустойчивость интегральным свойством личности или свойством психики, очень важноопределить место и роль в нем собственно эмоционального компонента. В противномслучае трудно избежать отождествления эмоциональной устойчивости с волевой ипсихической устойчивостью, которые также могут рассматриваться как интегральныесвойства личности, обеспечивающие успешное достижение цели деятельности всложной эмотивной обстановке. Другими словами, соотнося результаты деятельностис эмоциональной устойчивостью, нельзя не учитывать, что успех выполнениянеобходимых действий в сложной обстановке обеспечивается не только ею, номногими личными качествами и опытом человека».
Можно согласиться с необходимостью интегральной характеристикичеловека, действующего в напряженной эмоциональной ситуации. Однако для такойхарактеристики имеется другое название — надежность.
Различия в механизмах устойчивости человека к действиюэмоциогенного фактора (например, однообразия впечатлений) при развитииэмоционального состояния (например, через какое время появляются скука, апатия,сопровождающие состояние монотонии) и при проявлении самообладания во времяпереживания страха (смелости, решительности) очевидны. Поэтому вряд лицелесообразно объединять эти, в сущности различные психологические феномены,под общим названием, что имеет место у П. Б. Зильбермана. Так, рассматриваяэмоциональную устойчивость как адаптацию к эмоционально значимой ситуации, онвыделяет две стадии. Первая — эмоциональной реактивности — характеризуетсявегетативными сдвигами, возникающими в организме под влияние эмоциогенноговоздействия. Вторая стадия — эмоциональная адаптация к возникшим в организмесдвигам вегетатики. Ее смысл состоит в подавлении возникших вегетативныхсдвигов и саморегуляции, направленной на сохранение целесообразного поведения.Но саморегуляция — это волевой процесс и тогда становится неясным, чем являетсяэмоциональная устойчивость — волевым свойством личности или эмоциональным.
Делаются попытки выявить общие факторы, влияющие на «эмоциональнуюустойчивость» человека. О.А. Сиротин (1974), например, выявил связь«эмоциональной устойчивости» с силой и подвижностью нервной системы. О.Н.Лукьянова и др. (1975), изучая зависимости между эффективностью деятельностипри разной степени эмоционального напряжения и свойствами нервной системы,установили, что группа эмоционально устойчивых по сравнению с эмоциональнонеустойчивыми в ситуации напряжения характеризуется большей лабильностью иотносительной слабостью нервной системы. По Р.И. Аллагулову (1971),эмоциональная устойчивость имеет отрицательную связь с силой нервной системы.С.А. Изюмова и Н.А. Аминов (1978) обнаружили связь эмоциональной устойчивости свысокой лабильностью и активированностью (последняя рассматривается как баланснервных процессов), но не выявили связей с силой нервной системы. По данным Г.Б.Суворова (1981), использовавшего опросник Кеттелла (форма А), у лиц с хорошейконтролируемостью эмоций сила нервной системы и инертность торможения выраженыв большей степени, чем у лиц с плохой контролируемостью эмоций. Л.М. Аболин(1976) отмечает, однако, что связь эмоциональной устойчивости со свойстваминервной системы выявляется только у молодых спортсменов. У опытныхэмоциональная устойчивость базируется на особенностях психической организациидействий (планировании, ориентировочных действиях, игровых двигательныхдействиях). Следовательно, у первых проявляется природная эмоциональнаяустойчивость, а у вторых — обусловленная опытом, умениями.
Различия в выявленных связях объясняются, очевидно, тем, что иэмоциональная устойчивость и сила нервной системы измерялись разными способ.
Сточки зрения Е.П. Ильина, об истинной эмоциональной устойчивости следуетговорить в том случае, когда определяются:
1)время появления эмоционального состояния при длительном и постоянном действииэмоциогенного фактора (например, время появления состояния монотонии иэмоционального пресыщения при выполнении однообразной работы); чем позднеепоявляются эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость;
2)сила эмоциогенного воздействия, которая вызывает определенное эмоциональноесостояние (страх, радость, горе и т. п.); чем больше должна быть сила этоговоздействия (например, значимость потери или успеха), тем выше эмоциональнаяустойчивость человека.
Крометого, не существует «общей» эмоциональной устойчивости. К различнымэмоциогенным факторам эта устойчивость будет разной. Поэтому корректнее было быговорить не об эмоциональной устойчивости, а об устойчивости личности кконкретному эмоциогенному фактору (например, о монотоноустойчивости).
Эмоционально-волеваяустойчивость в профессиональной деятельности проявляется в:
·  отсутствии в экстремальных ситуациях психологическихреакций, снижающих эффективность действий и порождающих неточности, промахи,ошибки;
·  натренированности в безукоризненном выполнениипрофессиональных действий в психологически сложных условиях;
·  умении сохранять профессиональную бдительность,проявлять разумную настороженность и внимание к риску, опасности,неожиданностям;
·  неподатливости к психологическому давлению со сторонытретьих лиц;
·  умении владеть собой в психологически напряженных,конфликтных, провоцирующих ситуациях.
В современных условияхдеятельности успех выполняемой работы, эффективность совместного трудасотрудников, психологический климат в коллективе в значительной степени зависятот умения регулировать свое поведение, сдерживать чувства, контролироватьнастроение, считаясь с требованиями ситуации и окружающих.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.Г. ГЕЛЛЕРШТЕЙНА
ГеллерштейнСоломон Григорьевич (1896-1967) —советский психолог, один из создателей психотехники в СССР. Его фундаментальные труды посвящены проблеме упражненияв простой и сложной, сенсомоторной реакции, его основным закономерностям. Именно ему принадлежаттеоретические и экспериментальные разработки в области авиационной психологиии медицины, эргономики и технической эстетики, психологииспорта.
Послеареста И.Н. Шпильрейна в январе 1935 года в связи с его, якобы,контрреволюционной троцкистской деятельностью, а также после разгрома педологиии психотехники в 1936 году, живым связующим звеном, соединяющимдеморализованных и дезориентированных психотехников, стал С.Г. Геллерштейн. Втечение многих лет он поддерживал коллег дружеским словом, письмом, и в еголичном архиве, хранящемся в Институте психологии РАН, можно найти этомумногочисленные доказательства.
С.Г.Геллерштейн получил базовое образование в коммерческом училище, обучался в инженерномвузе, окончил Высшие педагогические курсы, но азы научной психологии он постиг входе общения с И.Н. Шпильрейном. Хорошее знание английского языка (ему пришлосьвместе с матерью прожить несколько лет в США) способствовало глубокому освоениюученым мировой научной психологии начала ХХ века.
С.Г.Геллерштейн был рядом со своим учителем и другом с 1923 года и пронес верностьдружбе через всю свою жизнь. В период борьбы с космополитизмом, в 1949 году,еще полный сил Соломон Григорьевич оказался без работы. Он был уволен изо всехучреждений: с кафедры авиационной медицины военного факультета Институтаусовершенствования врачей, с кафедры психологии философского факультета МГУ,где он по приглашению Б.М. Теплова читал курс «Психология труда», из ЦНИИфизической культуры, где он заведовал кабинетом «Психологии движений».Приходилось существовать на случайные заработки: в это время Геллерштейн переводилработы Ч. Дарвина, Ж.Б. Ламарка, Я.Э. Пуркинье, готовил к академическомуизданию сборник работ И.М. Сеченова. Но его дом в 1-ом Обыденском переулкередко оставался без гостей. В те годы, когда многие книги по психотехнике всееще находились в спецхране, особую роль в передаче и сохранении богатого опытаотечественной школы психотехники приобретает личное общение. Среди людей,которых консультировал С.Г. Геллерштейн, были – М.И. Бобнева, В.М. Мунипов,В.А. Пономаренко, В.Н. Пушкин, О.Н. Чернышева и многие другие.
В годыВеликой Отечественной войны Геллерштейн исследовал проблемы восстановленияутраченных психических функций, возвращения трудоспособности раненым,находившимся в эвакогоспиталях.
Совместноетворчество связывало также С.Г. Геллерштейна и Н.А. Бернштейна. Так, в книге1943 года Геллерштейн впервые публикует (с согласия Н.А. Бернштейна) представленияоб уровневой регуляции произвольных движений и строит на этой основе теориюуправляемого восстановления нарушенных при ранениях верхних конечностейпсихических функций.
 Впсихологии спорта Соломон Григорьевич выявлял возможности усовершенствованиядвижений спортсменов при помощи сознательной регуляции скорости двигательнойреакции («Чувство времени и скорость двигательной реакции», 1958).
Книга С.Г.Геллерштейна «Чувство времени и скорость двигательной реакции» (1958), которуюА.Н. Леонтьев назвал «штурмом психофизиологических констант», расценивается какклассический образец исследования, послужившего одной из основ направлениянаучного поиска в области психологии времени в переживаниях профессионала (Ю.К.Стрелков). В работах С.Г. Геллерштейна были систематизированы лучшие достиженияотечественных индустриальных психотехников (В.М. Коган; А.А. Нейфах; Р.И.Почтарева; Д.И. Рейтынбарг; А.И. Розенблюм; Л.И. Селецкая; М.Ю. Сыркин; В.В.Чебышева и др.), поставлены новые проблемы (соотношение осознаваемых ибессознательных элементов в труде, проблема антиципации в труде; вопросы психологическогопрофессиоведения и др.).
Кроме этого И.Н. Шпильрейн (1928), С.Г. Геллерштейн (1929, 1930, 1933)выделили группы ПВП, которые характеризовали функциональные возможностичеловека с разных сторон:
а) ПВП, важные для профессионального успеха функции, но трудноподдающиеся тренировке, развитию, выражающие стойкие индивидуальные особенностилюдей (такие ПВП и лежащие в их основе способности требовалось выявлять впрофессиографировании, они должны были составить предмет психодиагностики вцелях прогнозирования будущей профессиональной успешности у новичков ипоступающих в профессиональные школы);
б) ПВП и важные для профессионального успеха функции, которые удаетсяразвить в обучении, и поэтому они должны быть включены в программыпрофподготовки;
в) ПВП и важные для профессионального успеха функции, которые оказываютсянаиболее колеблемыми, подверженными функциональному распаду под влияниемдлительной и/или напряженной профессиональной работы. Такие ПВП должнысоставить предмет диагностики в исследовании динамики работоспособности,утомления, а концептуальное представление закономерной связи данных функций собъектными параметрами труда может служить основой рационализации труда,мероприятий по повышению работоспособности и продуктивности труда.
Таким образом, деятельность С.Г. Геллерштейна сыграло большую роль вразвитии психологии труда, а его работы до сих пор имеют практическуюзначимость.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ю.В. КОТЕЛОВОЙ
Котелова Юлия Владимировна (1903—1980) — российский психолог, кандидатбиологических наук (1951), доцент, специалист в области психологии труда.Закончила педологический факультет 2-го МГУ (1929), физико-математическоеотделение Государственного пединститута им. В.И. Ленина (1941). С 1922 по 1930г. работала воспитателем-педагогом в детских учреждениях, затем под руководствомС.Г. Геллерштейна — в Центральном институте охраны труда ВЦСПС (Москва) влаборатории психологии труда (1930—1941). В годы ВОВ (1942—1944) быланачальником производства на военных заводах, работала в ЦНИИ экспертизы иорганизации труда инвалидов (1944—1946). Впоследствии результаты работы,связанной с восстановлением двигательных функций после ранений, стали основойее кандидатской диссертации. С 1950 г. Котелова — старший преподаватель, позже— доцент кафедры психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, былаодним из организаторов факультета психологии МГУ, заместитель декана факультета.Основными направлениями научной деятельности Котеловой были психология ипсихофизиология труда, восстановительная трудотерапия, психология мышления,история психологии труда. Она исследовала техническое мышление слепых детей,процесс формирования понятий. Занималась психологическим изучением профессий вцелях профотбора, профподготовки (1930-е гг.). Вместе с А. Нейфахом провелаисследование труда аппаратчиков химического производства — одно из первых вотечественной психологии, позволившее выделить профессионально важные качестваспециалистов операторского труда и построить тренажер для их формирования(«Опыт рационализации производственного обучения аппаратчиковмеханизированной химической промышленности». Психологические исследования,1968, в соавт.). В области авиационной психологии К. (совместно с С.Г.Геллерштейном и Б.С. Алякринским) исследовала состояние работоспособностичеловека в условиях пониженного барометрического давления, создала рядуникальных экспериментальных установок для изучения упражняемости сенсомоторныхфункций в условиях переключения внимания, при восприятии быстро движущихсяобъектов, для изучения меры изменчивости основных свойств нервной системы(подвижности) и др. (1940-е гг.). Являлась автором свыше 20-ти аппаратов иприборов для психологических исследований: для изучения пространственныхпредставлений (1929), элементов плаката (1932), объемного глазомера (1933). Еюсозданы: учебный щит для обучения газогенераторщиков (1935), тремометр дляисследования тремора формовщиков (1934), установка для изучения сенсомоторныхреакций на движущийся раздражитель (1946—1947) и др.
Кроме этого Юлия Владимировна занималась проблемамивосстановительной трудотерапии при ранениях верхних конечностей. В 1950—70-егг. К. руководила группой сотрудников факультета психологии МГУ, занимавшихсяпроблемами психологии труда, эргономики, разрабатывала вопросы историипсихологии, восстанавливая объективную картину развития отечественнойпсихологии труда («Очерки по психологии труда», 1986).
Многие годысотрудничества связывали Ю.В. Котелову и С.Г. Геллерштейна. Ю.В. Котелова еще встуденческие годы предпочла индустриальную психотехнику педологии; ее научныйпуть начался в 1930 года с Института охраны труда, где она работала подруководством С.Г. Геллерштейна, являвшегося научным руководителем еекандидатской диссертации, посвященной восстановительной трудотерапии. Вместе сним она работала и на кафедре авиационной медицины. Именно благодаря Ю.В.Котеловой была передана в МГУ научная библиотека С.Г. Геллерштейна, завещаннаяим Университету. Ю.В. Котелова вела в 60-70-е годы студенческий кружок попсихологии труда, свыше 20 лет читала курс «Психология труда», сменив на этомпоприще тяжело заболевшего К.К. Платонова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В широком смысле подэмоционально-волевой устойчивостью понимают способность сохранять в сложныхусловиях благоприятное для успешной работы психическое состояние.
Различные авторыпо-разному подходят к пониманию эмоционально-волевой устойчивости.
Однакобольшинство из них согласно, что об истинной эмоциональной устойчивости следуетговорить в том случае, когда определяются:
1)время появления эмоционального состояния при длительном и постоянном действииэмоциогенного фактора (например, время появления состояния монотонии иэмоционального пресыщения при выполнении однообразной работы); чем позднеепоявляются эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость;
2)сила эмоциогенного воздействия, которая вызывает определенное эмоциональноесостояние (страх, радость, горе и т. п.); чем больше должна быть сила этоговоздействия (например, значимость потери или успеха), тем выше эмоциональнаяустойчивость человека.
В свое время огромноезначение в понимание эмоциональной устойчивости внесли такие психологи как С.Г.Геллерштейн и Ю.В. Котелова. Именно они заложили основы понимания сути имеханизмов эмоциональной устойчивости, а также оставили множество работ поданной тематике.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства[Электронный ресурс]. – Режим доступа: psiem.ru.
2. Историяотечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, пониматьнастоящее, предвидеть будущее: Материалымеждународной конференции по истории психологии «IV московские встречи»,26—29 июня 2006 г.  [Электронный ресурс]/ Отв. ред. А.Л.Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Издательство «Институт психологииРАН», 2006. – Режим доступа: psyche.ru.
3. Словари [Электронный ресурс]. –Режим доступа: slovari.yandex.ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аргоновый лазер
Реферат Миграции
Реферат Проблема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина Недоросль
Реферат Законы распределения случайных величин и их применение
Реферат Developing Ways On How To Counsel Children
Реферат Основные направления развития международного туризма история, социально-экономические аспекты
Реферат Технологический процесс балансировки
Реферат Аннотация программы дисциплины «Иностранный язык» Общая трудоёмкость изучения дисциплины
Реферат Виды нейродерматозов и их патогенез
Реферат Рецензия на рассказ И.А. Бунина Чистый понедельник
Реферат Virginia Woolfs Vision Essay Research Paper Virginia
Реферат Учения Ф. Бэкона и Р. Декарта: общее и различное
Реферат Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики
Реферат Публицистика русской эмиграции о советской молодежи. 1950-1960-е годы
Реферат Музыка и развитие мыслительной деятельности дошкольников