Содержание
Введение
1. Понятие о трудотерапии
2. Трудотерапия при галлюцинаторномсиндроме
3. Трудотерапия при депрессивныхсостояниях
4. Трудотерапия при двигательнойзаторможенности
5. Трудотерапия при олигофрении
Заключение
Список литературы
Введение
«Учение и труд всеперетрут» — с этой пословицей трудно не согласиться. Обучение и трудоваядеятельность – это важнейшие составляющие человеческой жизни, при их отсутствиичеловек вряд ли реализуется как полноценная личность. Труд не только являетсястимулом для самоактуализации, он также благотворно влияет на состояниездоровья человека. В психологии давно известно, что депрессию можно преодолеть,если взять себя в руки найти занятие, работу, т. е. над чем-то потрудиться,сосредоточиться на выбранном деле, что поможет отогнать тоскливые мысли,повысить жизненный тонус.
По этим и многим другимпричинам в лечебной медицине возник такой вид терапии как трудовая терапия, т.е. использование трудовых процессов с лечебной целью. При некоторыхзаболеваниях трудотерапиюприменяют для повышения тонуса организма, нормализации обменных процессов,используя при этом труд на свежем воздухе, требующий участия многих мышц(например, работа в саду). В травматологии и ортопедии для восстановленияфункций конечностей используют специальные виды труда с определённым объёмомдвижений и участием определённых групп мышц. Наиболее широко трудотерапиюприменяют впсихиатрии с целью благотворного воздействия на психику больных. Именно обиспользовании изучаемого нами вида терапии в лечении и реабилитации людей спсихическими заболеваниями и состояниями пойдет речь в дальнейшей нашей работе.
1. Понятие отрудотерапии
Трудотерапия, трудовая терапия– лечениеразличных физических и психических заболеваний с помощью привлечения больных копределенным видам деятельности; это позволяет больным постоянно быть занятымиработой и достичь максимальной независимости во всех аспектах их повседневнойжизни. Виды трудовой деятельности, к которым привлекается больной, специальноподбираются таким образом, чтобы максимально использовать способности каждогочеловека; при этом всегда необходимо учитывать его индивидуальные потребности исклонности. К таким видам деятельности относятся: изготовление изделий издерева и металла, роспись изделий из глины и другие художественные промыслы,домоводство, различные социальные навыки (для психически больных людей) иактивный досуг (для престарелых). К трудотерапии также относится процессосвоения механических средств передвижения и адаптация к жизни в домашнихусловиях.
При использовании данного вида терапии влечении психически больных трудовые процессы, подобранные в зависимости от состояниябольного, оказывают активизирующее или успокаивающее действие.Трудотерапияпри подостром ихроническом течении психических заболеваний и состояниях, обусловливающихизменения личности больных, играет большую роль в системе их социально-трудовойреабилитации. Постепенно усложняющиеся трудовые процессы тренируют и укрепляюткомпенсаторные механизмы, облегчая переход к труду в условиях производства.
Проблема психологии трудотерапиипсихически больных – пограничная для психологии труда и клинической психологии.Психологическая теория и практика трудотерапии составляют раздел психологиитруда, так как это направление, в котором изучается, по словам С.Г.Геллерштейна, «труд как фактор развития и восстановления».
В отношении психически больных врачии психологи выделяют несколько уровней социально-трудовой реадаптации (т. е.восстановления больного после перенесенного болезненного периода):
1) профессиональная реадаптация(возврат к прежней профессиональной деятельности, когда коллеги «дефект незамечают»).
2) производственная реадаптация(возврат к труду, но при снижении квалификации);
3) специализированно-производственнаяреадаптация (возврат на производство, но на трудовой пост, специальноприспособленный для лиц с нервно-психическими дефектами в особых щадящихусловиях);
4) лечебно-производственнаяреадаптация (доступна лишь работа во внебольничных лечебно-производственных мастерских,когда у больного сохраняются стойкий дефект работоспособности либо патологияповедения);
5) внутрисемейная реадаптация(выполнение домашних обязанностей);
6) внутрибольничная реадаптация (приглубоких дефектах психики).
Задачи трудотерапии заключаются втом, чтобы больной дocтиг максимально высокого, доступного для него уровняреадаптации.
Опыт 30-х гг. XX века, когда в психиатрическихклиниках вводилась терапия занятостью в самых простых формах (больнымпредложили клеить бумажные аптечные пакеты), оказался весьма эффективным. С.Г.Геллерштейн и И.Л. Цфасман (1964) приводят данные па Калининскойпсихоневрологической больнице, где число несчастных случаев с больными, побеговбольных и других происшествий за год сократилось в 10 раз – с 14416 (1930 г.) до 1208 (1933 г.), при условии, что в 1930 г. – никто из больных не привлекался к труду, а к 1933 г. Лишь 63% больных были занять трудом. Частота агрессивных действий в«рабочие» дни сократилась па сравнению с «нерабочими» днями в мужском отделениина 78%, а в женском – на 49%.
Какими же свойствами обладает ручнойтруд как разновидность лечебно-восстановительного, воздейственного средства поотношению к психически больным?
Трудотерапия понималась С.Г.Геллерштейном как разновидность средств психологии воздействия, как стимуляторроста, стимулятор трудовой активности больного на пути восстановленияспецифически человеческого образа жизни.
Геллерштейн видел суть целебныхсторон ручного труда в том, что этот вид деятельности обладает такими весьмаценными признаками, как:
1) соответствие человеческимпотребностям;
2) целевой характер деятельности;
3) мощное воздействие упражнения;
4) мобилизация активности, внимания ит.д.;
5) необходимость приложения усилия,напряжения;
6) широкие возможности компенсации;
7) преодоление трудностей ипрепятствий, возможность регулирования их и дозировки;
8) включение в жизненно полезный ритм;
9) результативность, предпосылкиорганизации обратной связи и совершенствования функций;
10) благодарное поле для отвлечения,переключения, смены установки;
11) рождение положительных эмоций –чувства удовлетворения, полноценности и др.;
12) коллективный характер труда.
Трудотерапия, однако, может помогатьили ухудшать состояние больного, эта зависит от его состояния, используемойформы труда, дозировки трудовых занятий, формы организации труда и егосодержания.
Так, трудотерапия абсолютно противопоказанапри острых болезненных состояниях, сопряженных с расстройcтвом сознания; прикататоническом ступоре; при соматических тяжелых заболеваниях; временнопротивопоказана во время активного медикаментозного лечения; при выраженныхдепрессиях и астенических состояниях. Относительно противопоказана трудотерапиядля больных с явно отрицательной установкой на труд (при остройпсихопатологии). Во всех этих случаях нужен индивидуальный подход к личностибольного.
Психологу необходимо учитывать каждыйфактор отдельно и все вместе. Целесообразно построить классификацию видовтруда, доступных в качестве трудотерапии с точки зрения представленности вкаждом из них отмеченных выше полезных свойств труда. Это важно, так какпозволяет проектировать формы трудотерапии осознанно (а не методом проб иошибок), с учетом характера дефекта больного и «зоны ближайшего развития», по Л.С.Выготсткому, доступной для него и актуальной. С.Г. Геллерштейн предлагалпсихологу, проектирующему программу трудотерапии, выявить предварительнопотенциальные возможности разных видов труда, провести их содержательный иструктурно-функциональный анализ, чтобы сознательно использовать труд каклечебное средство, как это принято в любой другой области терапии. Другимисловами, предлагалась специализированная модификация профессиографии.
Геллерштейн писал: «Чем тоньше иглубже мы сумеем понять связи между конкретными формами трудовой активности ипатологическим состоянием и особенностями личности больного, которого влечебно-восстановительных целях мы приобщаем к труду, тем скорее мы приблизимсяк научно-обоснованному программированию рационально построенной трудовойтерапии».
Геллерштейн и Цфасман придерживалисьдвух основных принципов использования трудотерапии:
1. Труд больных должен быть результативными больной должен видеть результаты своей деятельности. Этот принцип часто нарушался:например, инструктор предлагала больным заниматься вязанием в палате, но неотмечала индивидуального характера работы. Предмет труда и орудия вязанияубирались на ночь (видимо, чтобы больные не поранили себя и других). Утроминструктор могла дать больной не ее начатую варежку, а чей-то недовязанныйносок.
2. Необходим индивидуальный учетвыработки больных.Только в этом случае можно контролировать эффект трудотерапии.
Вариант трудотерапии, применявшийсяГеллерштейном и Цфасманом, был эмпирическим в своей основе, ориентированным нанегативные симптомы, свойственные разным видам психических заболеваний, а такжена подбор тех видов труда по содержанию и форме организации, которыепредположительно могли купировать болезненные симптомы и содействовать развитиюбольного намеченном, доступном для него прогрессивном направлениисоциально-трудовой реадаптации.
2. Трудовая терапия пригаллюцинаторном синдроме
Пример. Больной шизофренией сослуховыми галлюцинациями продуктивно и систематически плел корзины влечебно-трудовых мастерских, но галлюцинации даже не ослабевали. Его перевелина разработку торфа, требующую большого напряжения сил при норме выработкиздорового человека. Через 1,5-2 месяца «голоса» стали слышаться реже. Больнойстал другим человеком: оживленным, подвижным, более общительным, заявлял, чточувствует себя прекрасно, «голоса» слышит редко, причем «они стали тихими, елеслышно», а главное – «они говорят исключительно в положительную сторону, чтобыхорошо работалось, быть веселым» и т. д., причем сам больной считает этиположительные сдвиги в своем состоянии результатом именно той «настоящейработы», какой явилась добыча торфа.
Пример. Больная шизофренией (галлюцинаторно-параноидальнаяформа) чувствовала в себе присутствие посторонних «существ», боролась с нимиприжиганием горящей сигаретой, била себя кулаком, кричала. С помощью методанаблюдения в течение трех часов работы и трех часов отдыха, было установлено,что количество реакций больной на галлюцинаторные «раздражители» снижалосьболее существенно при поливе огорода (38 случаев) и прополке (83 случая), чем вусловиях отдыха – при починке белья (289 реакций).
Вывод
При активном включении больных втрудовые процессы галлюцинаторные переживания ослабевают. Но это возможно приусловии, что труд должен быть напряженным, активным и мало поддающимсяавтоматизации (т. е. требующим непрерывного сознательного контроля,мобилизованности внимания, разнообразной динамической интенсивной работы).Механизм лечебного действия труда – подавление патологической доминантысозданием новой доминанты – трудовой. Больные страдают не столько от самихгаллюцинаций, сколько от поглощенности психики этими переживаниями. Активныйтруд уменьшает эту поглощенность, наполняя психическую жизнь больного новымздоровым содержанием.
3. Трудовая терапия при депрессивныхсостояниях
Пример. Больная З. (52 года)находилась а Тихвинской психиатрической колонии шестой год с диагнозомшизофрения. Была замкнута, угнетена, часто плакала, большую часть дня лежала впостели, укрывшись с головой, часто отказывалась от пищи. Летом началатрудотерапию во время беседы говорила, что все кругом давит, что не хочетвидеть людей, свет, поэтому закрывает голову полотенцем. Просила не называть еепо имени, ибо она этого не достойна. Долго отказывалась от всякой работы. Какуюработу ей предложить? Работать в поле – нельзя, жарко, состояние и без тоготяжелое. Клеить пакеты? Это не отвлечет от тягостных переживаний. Вязать,вышивать — не умеет, нужно учить, продуктивный труд отодвинут надолго.Оказалось, что больная умеет прясть (на «самопряхе»). Для нее специальнопривезли в больницу «самопряху». Это работа живая, динамичная, знакомая и приэтом индивидуальная, нет необходимости общаться с другими людьми. 14.04.1950г.- качество работы низкое, затем постепенно улучшалось. 16.04.1950 г. — тяготится бездельем: «Я жду-не дождусь, пока мне дадут работу, мне тяжело безработы, даже грудь разрывается». На восьмой день повязывает голову платком, ане полотенцем. Глубокая тоска уступает место ровному настроению. Работает всевремя без перерыва, адекватно реагирует на происходящее вокруг. Через некотороевремя встал вопрос о ее выписке. Больная просит помочь вернуть ей ее домик,занятый на время болезни родственниками. Стала целеустремленной, активной,поехала в Красноярск добиваться помощи от прокуратуры.
4. Трудотерапия при двигательнойзаторможенности
Пример. Больной Б., диагноз:шизофрения, кататоническая форма. Целый день лежит в постели в однообразнойпозе, действия импульсивные, агрессивен, неконтактен. Его упорно привлекали ктруду — стал ежедневно участвовать в индивидуальном труде по наружным работампод руководством медсестры. В психическом состоянии замечены некоторыеулучшения. Но когда его включили в состав бригады больных (12-15 человек),состояние больного резко ухудшилось, опять проявляется агрессия, застывает водной позе. Коллективная работа оказалась непосильной. Перевели в бригаду изчетырех человек — поведение улучшилось. Но опять наступило ухудшение, когда кнему прикрепили в качестве партнера активного, хорошо работающего больного.
Вывод
Партнером по работе может быть лишьбольной, незначительно превосходящий по активности, либо инструктор по труду.
Психологи делают вывод о том, что втрудотерапии важно отслеживать трудовые возможности больного в каждый моментвремени, соблюдать постепенность, ступенчатость в увеличении нагрузки, избегатьситуации демонстрации больному его недостатков. Предлагается.метод рабочихпроб: инструктор некоторое время работает вместе с больным на спаренной работе,выделяет свойственные больному ритм, темп движений, стиль его работы,характерные недостатки и т.д.
Для активизации речи больныхинструктору по труду, врачу, медсестре рекомендуется активно вызывать ответнуюречь больного и организовывать труд так, чтобы речь была необходима, включатьбольного в культурные мероприятия, спорт, игры, стимулирующие речевуюактивность. Таким образом, трудотерапия должна быть не единственной универсальнойформой восстановительно-реабилитационной активности, но звеном в системереабилитационных мероприятий.
5. Трудотерапия приолигофрении
Для психологии труда представляют интерестакже исследования грубых форм психопатологии и возможности социальнойреадаптации такого рода больных с помощью трудотерапии. В 70-е гг. XX в. в практике отечественныхинтернатов для психохроников активно внедрялись занятия трудом. В конце 70-хгг. было проведено сравнительное исследование интернатов госпитального типа(руководители которых убеждены в том, что «больной должен только кушать испать») и интернатов социально-реабилитационного профиля (в которых инвалидыпривлекались к трудовой деятельности, а олигофрены (имбецилы) даже работали вцехах настоящих заводов, правда, по 4 часа в день). Психологам удалосьэкспериментально доказать, что комплексная социально-реабилитационная программаобеспечивает возможность личностного развития больных, страдающих олигофренией,и перехода их на более высокую ступень социально-трудовой реадаптации. Вэкспериментальном обследовании сравниваемых групп инвалидов применяласьметодика Е.И. Рузера, позволявшая измерять продуктивность умственного труда приразной стимуляции. Оказалось, что инвалиды (олигофрены) из интернатов реабилитационногопрофиля (при одинаковом медицинском диагнозе) проявляли себя в большей степеникак здоровые люди: они не только быстрее и качественнее справлялись с тестом,но и работали более продуктивно, если в качестве награды предлагались похвалаперед коллективом, экскурсия в город, в кино. Инвалиды из интернатовгоспитального профиля предпочитали наглядно-действенные стимулы — конфету,игрушку.
трудотерапия реабилитацияпсихический больной
Заключение
Таким образом, ознакомившись с общимии некоторыми частными аспектами трудотерапии при психопатологии, можно сделатьобщий вывод, состоящий в том, что если для каждого больного, страдающегопсихическим заболеванием, подобрать индивидуально, терпеливо подходящий видтруда, можно существенно улучшить состояние больного после медикаментозноголечения, снизить выраженность патологических симптомов, восстановить визвестной мере его активность, поддержать в личности больного ее человеческие,социальные качества.
Список литературы:
1. Геллерштейн С.Г., Цфасман И.Л.Принципы и методы трудовой терапии психически больных. — М.: Медицина, 1964. –164 с.
2. Греблиовский М.Я. Трудовая терапияпсихически больных. – М.: Наука, 1966.- 253 с.
3. Носкова О.Г. Психология труда:учебное пособие для студентов высш. уч. зав. — М.: Академия, 2007. – 384 с.
4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2005. – 480 с.
5. Рябинова Ф.С. Эффективность трудовойтерапии при психических заболеваниях. – Л., 1971. – 236 с.