Реферат по предмету "Психология"


Тренинг как один из видов активного социально-психологического обучения

Министерство экономического
Министерство развития и торговли образования
Российской ФедерацииРоссийской Федерации
Государственный университет – Высшая Школа Экономики
Факультет психологии
Реферат по курсу
“Активное социально-психологичекое обучение”
на тему
“Программа проведения тренинга как одного из видов активногосоциально-психологического обучения”
 
 
 
Выполнила:
студентка IV курса 481 группы
Аткишкина Е.В.
Проверила:
Белоусова В.В.
Москва, 2008

1. Теоретическаячасть
Вотечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга,объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способностии установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом. Этопонятие ввел в обиход М. Форверг.
Подсоциально-психологическим тренингом в самом широком смысле понимается практикапсихологического воздействия, основанная на методах групповой работы. В ходеСПТ происходит овладение определенными социально-психологическими знаниями икоррекция поведения личности, формируются навыки межличностного взаимодействия,развиваются рефлексивные способности (например, способность анализироватьситуацию и собственное поведение), умение гибко реагировать на ситуацию ибыстро перестраиваться в различных условиях. В процессе тренинга возможноизменение стереотипов, имеющихся у участников группы и мешающих им справлятьсяс нестандартными обстоятельствами профессиональной деятельности.
Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделятьих среди других методов практической психологии, являются:
·          соблюдениеряда принципов групповой работы;
·          нацеленностьна психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощьисходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самихучастников;
·          наличиеболее или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодическисобирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (такназываемые группы-марафоны);
·          определеннаяпространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении,участники большую часть времени сидят в кругу);
·          акцентпа взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации«здесь и теперь»;
·          применениеактивных методов групповой работы;
·          объективациясубъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего вгруппе, вербализованная рефлексия;
·          атмосферараскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
В рамках этих черт существует огромное количество модификацийконкретных форм тренингов, сильно разнящихся между собой по целому рядупризнаков.
Работатренинговой группы отличается рядом специфических принципов, большое вниманиекоторым уделяется в психологической литературе. Вот перечень основных:
·         Принцип активности
·         Принцип исследовательской творческой позиции
·         Принцип объективации (осознания) поведения
·         Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения
Cоблюдениеэтих принципов в процессе тренинга является важнейшим условием егоэффективности.
Такжеэффективность тренинга будет зависеть от подготовки ведущего (тренера).Высококвалифицированный тренер должен иметь психологическое, педагогическое илиспециализированное образование в области проведения тренингов; он должен пройтикурс обучения данному виду тренинга, а также пройти супервизию с опытнымтренером.
Болеетого, каждый тренер должен отработать свою собственную, индивидуальнуюструктуру тренинга, а не использовать уже подготовленные “шаблоны”.
Эффективностьтренинга во многом зависит не только от адекватности осуществляемой тренеромдиагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает длядостижения той или иной цели. Поэтому тренеру необходимо овладевать новымитехниками и методиками.

2. Программа
Мы предлагаем программутренинга “Сплочение поликультурного коллектива международной компании”,который мы разрабатывали в качестве учебного задания курса “Методикапреподавания этнокультурной компетентности”.
Во введении к программетренинга мы подчёркивали актуальность темы разрабатываемого нами тренинга.
Процветаниекомпании невозможно без дружного коллектива единомышленников, твердонастроенных на успешное достижение единой цели. Поэтому сплочение коллектива –важная задача руководства компании.
Тренингина сплочение призваны помочь членам коллектива осознать собственную ценность изначимость, а также научиться разрешать конфликты между личными приоритетами иинтересами команды.   
Обучающиетренинги – это один из важнейших процессов в становлении профессиональногоколлектива. Корпоративные тренинги позволяют усилить мотивацию сотрудников,точно донести до каждого человека главные цели, поставленные перед фирмой. Этопозволяет почувствовать людям единый дух фирмы, способствует командообразованиюи позитивному настрою в коллективе.
Поданным разных источников, фирмы с ярко выраженной, сложившейся корпоративнойкультурой гораздо эффективнее в использовании человеческих ресурсов.
Сплочённостьколлектива важна в любой компании, независимо от её величины. Но если вмаленьких компаниях, где члены коллектива имеют представление о сфередеятельности другу друга и поддерживают достаточно близкие связи, сплочённостьчасто достигается естественным путём, то в более крупных компаниях могутвозникать проблемы. Очень же крупные международные компании сталкиваются с ещёодним фактором, который порождает трудности на пути к сплочению членовкомпании.
Поликультурностьколлектива создаёт дополнительные проблемы в процессе совместной деятельности.Эти проблемы связаны с отсутствием этнокультурной компетентности у работников –представлений о ценностях, особенностях поведения других культур. В этойситуации тренинг на командообразование, сплочение коллектива, должен такжеучитывать и межкультурные различия членов группы, а упражнения должныподбираться таким образом, чтобы отрабатывалась также и этнокультурнаякомпетентность.
2.1 Цель работы
Цельюпроведения тренинга является решение основных задач, направленных на сплочениеполикультурного коллектива международной компании:
o сплочениекоманды, знакомство членов коллектива с культурами друг друга; 
o построениеэффективных, с учетом культурных особенностей, коммуникаций в команде;
o получение опытапозитивного командного взаимодействия;
o разрешениеконфликтных ситуаций, связанных в том числе с этнокультурной некомпетентностью,и улучшение взаимодействия в рамках подразделения или всей компании;
o развитиегоризонтальных и вертикальных неформальных связей, навыков командной работы.
2.2 Аудитория
Тренинграссчитан на работниковмеждународных компаний и всех, кто стремится узнать:
·          как обеспечить комфортное сосуществование врабочем коллективе:
·          какстимулировать сотрудников на поддержание и развитие контактов со своимиколлегами;
·          какдобиться быстрого и качественного выполнения задач, для которых требуетсявзаимосвязанная работа не только определенных отделов, но и компании в целом.
2.3Продолжительность.
Продолжительностьтренингов варьируется от нескольких часов до нескольких суток. В нашем случаетренинг рассчитан на 2 рабочих дня, с учётом перерывов.
2.4 Необходимыйвспомогательный материал
Впроцессе тренинга могут потребоваться всевозможные вспомогательные материалы,которые условно можно разделить на 2 группы:
1)специальные материалы, заранее приготовленные тренером, используемые вупражнениях, такие как: карточки с заданиями, распечатки текстов заданий,костюмы и др.
2)доска или стенд с чистыми листами, на которых ведущий фиксирует основные этапытренинга и ключевые моменты; чистые листы, ручки, карандаши, маркеры и т.п.
Длянашего тренинга не требуется наличия специальных материалов, но необходимыдоска, маркеры, чистые листы.
Втренинговой работе стало всё более распространённым использованиявидеозаписывающих устройств. Мы считаем, что записи тренинга впоследствиипомогут его участникам освежить полученные навыки, а также послужат отличным“подкреплением” и приятным подарком в конце тренинга.
2.5 Этапы реализациипрограммы.
День 1.“Баранья голова”Цель упражнения: знакомство, установление неформального стиля общения.
Инструкция: Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужнопознакомиться и запомнить имена друг друга.
В тренинге нам представляется шикарная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, — выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то неочень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает формаобращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ейхочется, чтобы к ней обращались “Леночка” или “Ленуля”. Есть люди, которые вдетстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас внеформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунддля того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные членыгруппы и ведущий в течение всего тренинга будут обращаться к вам только поэтому имени.
А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобысразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будеторганизовано так: первый участник называет свое имя, второй — имя предыдущего исвое, третий — имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом,должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать именанельзя — только запоминать. Эта процедура называется “баранья голова”. Почему?Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите “бараньяголова”, конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительноеусловие — называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.
“Какоевы блюдо?”Цель упражнения: введение в изучение другой культуры, знакомство страдициями.
Инструкция: Участники тренинга разбиваются накоманды по признаку принадлежности к той или иной культуре. Размер группыдолжен быть примерно одинаковым, если одна из кльтурных групп намного больше, чемдругая, ей следует также разделиться на несколько.
Каждаягруппа получает задание: расскажите о национальном блюде вашей культуры.Постарайтесь проявить оригинальность и задействовать всех членов группы.Представление блюда будет проходить от первого лица, например, “Я плов. Меняготовят в казане с морковкой…”  и т.п.
Послетого, как все группы представили свои блюда, следует обсуждение.“Найди пару”
Цельупражнения:развитие прогностических возможностейи интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
Инструкция: каждому участнику при помощибулавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя илилитературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена иЧебурашка, Ильф и Петров и т.д.
Каждыйучастник должен отыскать свою «вторую половину», опрашивая группу.При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня написано налисте?». Отвечать на вопросы можно только словами «да» и«нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.
Можноподобрать представителей пары, которые знакомы не всем участникам, а толькопредставителям одной из присутствующих культур. Это несколько усложнитупражнение, но будет являться отличной тренировкой командной работы.
Послепроведения упражнения участники делятся своими впечатлениями, говорят о том,какие возникали сложности, делятся опытом разрешения ситуаций. «Дискуссия»
Цель упражнения:формированиепаралингвистических и оптокинетических навыков общения; совершенствованиевзаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.
Инструкция: группа разбивается на «тройки». В каждой тройкераспределяются обязанности. Один из участников играет роль«глухого-и-немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в егораспоряжении — зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль«глухого и парали­тика»: он может говорить и видеть; третий«слепой-и-немой»: он способен только слышать и показывать. Всейтройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и целивстречи.
Перерыв
“Пересядьте те,кто...”
Цельупражнения:помочь участникам ближе узнать другдруга, физическая разминка.
Инструкция: Стоящий в центре круга (для началаим буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладаетобщим признаком. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто родилсявесной» — и все, кто родился весной должны поменяться местами. При этом,тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно изосвободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.
Послевыполнения упражнения можно спросить у участников:
— Как вы себя чувствуете?
— Как ваше настроение?
— Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?
“Пословицы”
Цельупражнения:  изучение культуры членов коллектива,формирование представлений о ведущих ценностях представителей другой культуры.
Инструкция: коллектив разбивается на группы взависимости от принадлежности к культуре. Каждая группа получает задниевспомнить наиболее характерные для их культуры пословицы и поговорки, а такжевыделить основную ценность, которую описывает пословица.
Послеэтого группы получают по списку, состоящему из 10-15 поговорок другой культуры(материал заранее подготавливается тренером). Задача группы – подобратьаналогичную данной пословице и также выделить основную ценность, которую онаописывает.
Напоследующем этапе происходит обсуждение (лучше выписывать на доску) основныхценностей, характерных для той или иной культуры. Участники обсуждают общее иразличия в ценностях.
“Изобразипословицу”
Цельупражнения:ближе познакомиться с ценностямидругих культур; сплочение группы.
Инструкция: Группа делится на подгруппы, взависимости от принадлежности к той или иной культуре (можно сохранить составгруппы с прошлого задания).
«Сейчасу каждой из двух подгрупп будет время на самостоятельную работу, в течениекоторого вам следует выбрать пословицу или поговорку другой кульутры ипридумать, как вы можете все вместе ее изобразить. Сделать это надо без слов,невербально, можно использовать действия. В изображении должны приниматьучастие все члены подгруппы. После десятиминутной подготовки одна группапокажет то, что она сделала, а другая будет смотреть и постарается понять,какая культура имелась в виду, что изображено, и наоборот».

«Cглаживаниеконфликтов»
Цельупражнения:отработка умений и навыков сглаживания конфликтов; знакомство с протеканиемконфликтов в различных культурах, способами их разрешения.
Инструкция: ведущий рассказывает о важноститакого умения, как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты. Объявляет отом, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методыурегулирования конфликтов у различных культур.
Участникиразбиваются на группы по 3 человека в соответствии с принадлежностью к одной изкультур. Смешанные тройки не возбраняются.
Напротяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двоеучастников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов),а третий — играет миротворца, арбитра.
Наобсуждение ведущий выносит следующие вопросы:
— Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?
— Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?
— Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?
“Дарубеждения”
Цельупражнения: оказаниепомощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитиенавыков убедительной речи; знакомство со способами убеждения в различныхкультурах. 
Инструкция: вызываются два участника. Каждомуиз них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветнаябумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежитбумажка — каждый начинает доказывать «публике» то, что именно у негов коробке лежит бумажка. Задача публики решить, у кого же именно лежит в коробкебумажка.
Вовремя обсуждения важно проанализировать те случаи, когда «публика»ошибалась – какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить вложь, какие культурные особенности, возможно, запутали публику.
“Вспомни”
Цельупражнения: Упражнениепроводится в конце дня, перед тем как участники будут высказывать своивпечатления от работы. Его выполнение позволяет лучше запомнить структурироватьприобретенный опыт.
Инструкция: Все участники садятся по кругу.
«Сядьтетак, чтобы вам было удобно. Закройте глаза и вспомните все, что вы делалисегодня в группе в обратном порядке, начиная с того момента, как я закончуговорить. Постарайтесь вспомнить как можно подробнее все, что происходило свами в течение дня, ничего не объясняя и не интерпретируя».
День 2.
“Здесьи теперь”
Цельупражнения:упражнение позволяет получить полезный в содержательном плане материал, в то жевремя решая задачу включения каждого участника в ситуацию групповой работы.
Инструкция: Все участники садятся в круг.
«Сейчасу каждого из вас будет 1,5 минуты для того, чтобы обратиться к группе. Цельобращения: помочь каждому отвлечься от проблем, не относящихся к нашей работе,сосредоточиться на ситуации „здесь и теперь", полностью включиться вработу».
Послетого как все участники выполнят это задание, тренер обращается к группе с вопросом:
«Чьеобращение подействовало на вас наиболее сильно, помогло включиться в ситуацию„здесь и теперь", отвлечься от проблем, не относящихся к групповойработе?»
Обсуждениепрозвучавших обращений выявляет те моменты, которые позволяют наиболееэффективно выполнить это задание. Наилучшего результата достигают те участники,которые во время обращения смотрят в глаза тем, к кому они обращаются, фразыпроизносят четко, ясно, понятно, ориентируются на интересы слушателей, говорято том, что созвучно их переживаниям, проявляют подлинную заинтересованность,искренность, открытость, гибкость, не оказывают давления, не навязывают своюточку зрения и т. д.“Что в нем нового?”
Цель упражнения: развитие наблюдательности.  Участники тренинга настраиваютсяна работу в команде.
Инструкция: Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидетькаждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком онсостоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет несколько минут.
Пауза.
А сейчас вы будете бросать мяч друг другу, сообщая при этом человеку, которомуадресован мяч, что нового по сравнению со вчерашним днем вы в нем увидели.Будьте внимательны и старайтесь никого не пропустить". «Карусель»
Цель упражнения: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении вконтакты; развитие эмпатии и рефлексии.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз сновым человеком.Инструкция: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е.лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешнийподвижный. Упражнение
Примеры ситуаций:
• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольнодолго не видели. Вы рады этой встрече...
• Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
• Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался.Подойдите к нему и успокойте его.
• После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую),вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следую­щемуучастнику.
Этоупражнение поможет участникам почувствовать на себе особенности установленияконтакта в различных культурах. Тренер должен обращать особое внимание на то,чтобы участникам было комфортно.
“Марионетка”
Цельупражнения: датьучастникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, таки состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Это упражнение нацелено напонимание чувств другого. Можно побывать в чужой шкуре.
Впроцессе тренинга в различных ролевых ситуациях руководитель сможет побыть вроли подчиненного, и на себе почувствовать разницу между давлением,манипуляцией и равноправным стилем общения. Именно эта разница позволит начатьнеобходимые изменения в собственной организации.
Инструкция: участники разбиваются на тройки. Вкаждой выбирается «марионетка» и два «кукловода».Упражнение заключается в том, что каждой подгруппе предлагается разыгратьмаленькую сценку кукольного представления, где «кукловоды» управляютвсеми движениями «марионеток». Сценарий сценки участникиразрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения.
Послеобдумывания и репетиций подгруппы по очереди представляют свой вариантостальным участникам, которые выступают в роли зрителей. После того как всевыступят, тренер проводит групповое обсуждение, во время которого все желающиеделятся своими впечатлениями. Хорошо, если в обсуждении будет сделан акцент какна чувствах «марионетки», так и на чувствах «кукловодов»,управлявших ее движениями.
Участникимогут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувствесобственного превосходства, комфорта; важно показать, что и состояниезависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искаженными инеполноценными.
Перерыв«Раз, два, встали»
Цель упражнения: упражнение способствует мобилизации внимания, даетвозможность участникам осознать их регулятивные ресурсы, создает условия для ихтренировки.
Инструкция: Участники садятся по кругу. «Сейчасмы будем с вами считать, просто считать: один, два, три и т. д. Кто-то из насначнет счет, а рядом сидящий (по часовой стрелке) продолжит и так далее.Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдатьодно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6(например 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можноусложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа).
Есликто-то из нас ошибется, то он выбывает из игры, но при этом остается сидеть вкругу. И мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а ктопродолжает играть».
Этоупражнение очень динамично, особенно в том случае, если условия упражнениямодифицируются непосредственно в ходе его выполнения. Упражнению можно придатьболее конкурентный характер, введя условия выхода за круг тех кто сделалошибки. В этом случае ошибающимся дается инструкция внимательно наблюдать запродолжением упражнения и стараться понять причины и характер ошибок. «Пишущая машинка»
Цельупражнения:упражнение позволяет участникам «вернуться в круг», лучше почувствовать группу.В результате проведения упражнения мобилизуется внимание, улучшается настроение,повышается активность участников занятий. Упражнение позволяет осознать необходимостьпостоянной включенности в процесс совместной деятельности, что в определеннойстепени интегрирует группу.
Инструкция: Группа садится по кругу.
«Давайтепредставим себе, что все мы — большая пишущая машинка. Каждый из нас — буквы наклавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по три буквыалфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорюслово, например, „поезд", и тогда тот, кому достается буква „п",хлопает 6 ладоши, потом мы все вместе хлопаем 6 ладоши, затем хлопает в ладошитот, у кого буква „о", и снова общий хлопок и т. д. (Тренер распределяетбуквы.) Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать слово с самогоначала».
Тренерприступает к проведению упражнения, подбирая при этом такие слова, чтобы всечлены группы могли принять в нем участие.
Впроцессе выполнения упражнения тренер может усложнить задачу: предложить водном слове всем вместе хлопать в ладоши между буквами 2 раза, а в следующем —1 раз после согласных и 2 раза после гласных, можно заменить хлопки навставание.
Еслив ходе выполнения упражнения было много ошибок, то после его окончания можнозадать вопрос: «Какие трудности у вас были?».
“Телефон”
Цельупражнения: развитиеспособности к пониманию невербальных сигналов; знакомство с особенностяминевербальных сигналов различных культур.
Инструкция: Участники группы садятся полукругом.Перед ними в центре стоит стул.
«Сейчасна этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и „говорить" по воображаемомутелефону. При этом они не будут произносить на одного слова вслух. (Предварительнотренер договаривается с 3—4 участниками группы. Одного из них тренер просит«поговорить» по телефону с ребенком, другого — с начальником, третьего — сдругом или с любимым человеком и т. л) Наша задача постараться понять, с кем ио чем идет разговор».
Каждыйразговор длится около минуты. После этого тренер просит наблюдавших высказатьпредположения, с кем и о чем говорили. На следующем этапе обсуждения тренерможет задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кемразговаривала (к примеру) Таня?». С этим вопросом лучше обратиться к темучастникам группы, которые дали правильные ответы на первом этапе обсуждения.
Вовремя обсуждения, как правило, обнаруживается, что основным ориентиром дляопределения того, с кем «разговаривает» человек, были его состояния,идентифицируемые с помощью наблюдения за невербальными, прежде всего мимическимипроявлениями.
“Мыидём по густой чаще леса…”
Цельупражнения: развитиеспособности к пониманию и прогнозированию состояний, отношений и свойствчеловека и групп.
Инструкция: Участники группы стоят по кругу.
«Сейчасмы будем ходить по комнате и тот из нас, чье имя я назову, предложит ситуацию,в которой каждый попробует себя представить, постарается в нее включиться иосознать те чувства, состояния, которые при этом возникают. Итак, я начну: мыидем по густой чаще леса...»
Далеечерез каждые двадцать-тридцать секунд тренер называет имя следующего членагруппы. После завершения упражнения можно задать вопросы: «Какие состояния увас возникали в разных ситуациях?», «В какой из предложенных ситуаций вам былолегче всего себя представить, в какой — сложнее?».
Входе обсуждения имеет смысл обратить внимание на следующие моменты;
Ø  одна и та жеситуация вызывает у разных людей очень разные, порой полярные состояния; этоможет быть вызвано, в том числе, и культурными различиями участников тренинга.
Ø  люди обладаютразной способностью переходить от одного состояния к другому, и эту способностьможно развивать;
Ø  легче представитьсебя в тех ситуациях, которые чаще всего встречались в жизни; участники получатзнания о том, как ведут себя представители другой культуры в той или инойситуации.
Ø  воспроизведениехарактерных для той или иной ситуации жестов, походки или позы облегчаютпогружение в нее, осознание специфических состояний и чувств, которые в нейвозникают.
2.6 Форма завершениязанятия
 
Обсуждениеосновных моментов тренинга.
Тренерподводит итог проведённой работе. Упоминает основные упражнения, успешнорешённые задачи, отработанные навыки.
Далееон просит каждого участника по кругу высказать собственное мнение о тренинге:наиболее запомнившиеся задания, наиболее эффективные, на его взгляд,упражнения, впечатления.
Завершающееупражнение.“Аплодисменты по кругу”
Цельупражнения:закрепление позитивного настроя после тренинга.
Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вамигру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятсявсе сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одномуиз участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому ониаплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участникуаплодирует уже вся группа.
Все участники получают диск с видеозаписью проделанныхупражнений, а также фотографии.
Каждый участник получает сертификат,подтверждающий прохождение программы.
2.7  Основные трудностии проблемы метода тренинга
Различные проблемы могут возникать на различных этапах тренинга.
Так, на самом первом этапе формирования команды, когда участникиещё не вполне ясно представляют себе цели и ожидания, межличностные отношенияносят поверхностный, формальный характер. В команде ещё нет атмосферы доверия;отсутствует ясность в понимании целей; не установлены отношения с лидером.Тренер сталкивается с тем, что участники в неодинаковой степени вовлечены впроцесс, тогда как от него требуется, чтобы работала вся группа.
С другой стороны, по мере вхождения участников тренинга в работу,по  мере того, как все члены команды находят свои роли, возникаетпротивоположный эффект: участники успокаиваются и, соответственно, снижаетсятемп и эффективность работы. Здесь тренеру необходимо “встряхнуть” команду,вернуть былой интерес и энтузиазм.
Зачастую со стороны участников тренинга присутствует элементскепсиса или недоверия по отношению к тренеру (в частности, к молодому).Особенно когда участники тренинга не знакомы с тренером лично или недостаточноосведомлены об уровне знаний и послужном списке тренера. Поэтому, правильноеначало тренинга поможет избежать потребности в постоянном самоутверждениитренера перед аудиторией, которое будет неизбежно отвлекать ресурсы от целимероприятия.
Очень помогает наладить контакт короткое, по ходу знакомства,разъяснение функций тренера относительно аудитории. Например, констатация того,что никто не будет ничему учить, а будет налаживаться процесс продуктивного деловогообщения, снимет значительную часть накопившегося напряжения и расположитаудиторию к тренеру. Особенно если тренер сделает очевидной прямую пользу отэтого общения для участников.
Следующая сложность проведения тренинга заключается в том,что большинство взрослых людей в принципе не считают приемлемым играть в игры,а при коллегах особенно, и часто находят это довольно унизительным занятием.Поэтому для практических упражнений, применяемых в тренингах, полезноиспользовать симуляции деловых процессов, с которыми эти люди обычно имеютдело. Таким образом, участники незамедлительно смогут оценить полезностьприобретенного навыка и по окончании тренинга будут точно знать, как и где егоприменять.

Список литературы
1.        Борисова С. Е.Деловая игра как метод социально-психологического тренинга // Вопросыпсихологии. – 1999. — №4. – С. 52.
2.        Вачков И.В.Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. – М.:Ось-89, 1999.
3.        МакшановС. И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб.1993.
4.        Торн К., МаккейД. Тренинг. Настольная книга тренера. — СПб.: Питер, 2001.
5.        Цзен Н.В.,Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения — Изд. 2-е, доп. — М.: Не­зави­симаяфир­ма “Класс”, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.