Реферат по предмету "Психология"


Типология акцентуаций характера

Содержание
Введение
Глава 1 Проблема изучения особенностейхарактера в современной психологии
1.1 Определение и сущность характера
1.2 Теории акцентуаций характера
1.2.1 Концепция «акцентуированныхличностей» К. Леонгарда
1.2.2 Модель А.Е. Личко
1.3 Проявления характера и темпераментав структуре акцентуированной личности
1.4 Методы выявления акцентуаций
Заключение
Список литературы

Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, чтоособенности поведения человека находится под прямым влиянием характера.Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всегопроявляется в том, что для человека значимо. В настоящее времямногие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическимнапряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки,усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитиюпограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиеныи псхопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека.Решение этих проблем связано прежде всего с необходимостью с ранней диагностикисубклинических проявлений такого рода состояний и предрасположенности к ним.Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые подвоздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическоесостояние.
В научной литературеглубоко исследованы вопросы типологии черт характера. Например А.Е. Личко всвоей книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» даетразработанный им патохарактерологический диагностический опросник, носоответственно он ориентирован в большей степени на подростковый возраст. Также существует еще одна широко известная теория акцентуаций личности немецкогоавтора К. Леонгарда, на базе которой и разрабатывал А.Е. Личко проблемыакцентуаций у детей и подростков, дополнял и несколько изменял классификацию.
Проблема исследованиязаключается в точной диагностики акцентуаций характера и патологическихотклонениях психики, так как грань между ними очень тонкая. Важно понимать чтоакцентуация характера это крайняя степень нормы, а не болезнь. Википедия даетнам следующее определение понятия акцентуации характера: «Акцентуа́ция (отлат. accentus — ударение), Акцентуа́ция хара́ктера, Акцентуа́цияли́чности, Акцентуи́рованная ли́чностная черта́ —нормальная особенность характера (в других источниках — личности), при которойотдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживаетсяизбирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий присохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическимирасстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяетделать предположения о наличии между ними связи.»
Объектом исследования вмоей курсовой работе является характер человека в его крайних проявлениях.Соответственно предметом в таком случае является проявление акцентуированныхчерт характера личности.
Гипотеза: акцентуациихарактера в силу своей яркости на фоне других черт характера могут мешатьнормальной социализации человека, особенно в детском и подростковом возрасте,когда этот процесс особенно важен в дальнейшем формировании личности человека.
Цель моей курсовойработы научиться дифференцировать акцентуации характера и патологическиеизменения поведения личности, изучив типы акцентуаций и их роль в социализацииличности.
Задачи:
1. Изучитьразработки данной проблемы в развитии психологии.
2. Рассмотретьметоды исследования данной проблемы.
3. Предложитьметодические рекомендации по дифференциации акцентуаций характера ипатологические изменения в поведении личности.
Методы исследования: вработе исследовались теоретические методы исследования в соответствии сгипотезой, целью и задачами.

Глава 1. Проблемаизучения особенностей характера в современной психологии
1.1 Определение исущность характера
Как и полагается,следует начать с определения характера. Однако этого нельзя сделать безнекоторых предварительных замечаний. Дело в том, что «характер» трактуется впсихологии далеко не однозначно. Много спорных вопросов возникает при попыткеразвести понятия «характер» и «личность».
В психологическойлитературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий:характер и личность практически отождествляются, т. е. эти терминыупотребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматриваетсякак ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая частьхарактера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся»образования.
Избежать смешенияпонятий характера и личности можно, если придерживаться более узкого ихтолкования.
Характер в узком смыслеслова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которыхвыражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.
При таком определениихарактера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесенык формальнодинамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти,свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же онинесут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Так, длядвигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый»,«подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера — «собранный»,«организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристикиэмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как, «живой»,«импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера —«добродушный», «замкнутый», «недоверчивый». Впрочем, как уже говорилось,граница, разделяющая темперамент и характер, достаточно условна. Гораздо важнееглубже понять различие между характером и личностью (в узком смысле).Рассмотрим, как употребляются эти понятия в обыденной речи. Прежде всегообратим внимание на то, как сильно различаются наборы прилагательных, которыеприменяют для описания личности и характера. Говорят о личности «высокой»,«выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т. п. В отношении характераиспользуются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный»,«мягкий», «золотой». Ведь мы не говорим «высокий характер» или «мягкаяличность».
Таким образом, анализжитейской терминологии показывает, что налицо разные образования. Но еще болееубеждает в этом следующее соображение: когда даются оценки характера и личностиодного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но ибыть противоположными по знаку.
Вспомним для примераличности выдающихся людей. Возникает вопрос: известны ли истории великие люди сплохим характером? Да сколько угодно. Существует мнение, что тяжелым характеромотличался Ф.М. Достоевский, очень «крутой» характер был у И.П. Павлова. Однакоэто не помешало обоим стать выдающимися личностями. Значит, характер и личностьдалеко не одно и то же.
Интересно в связи сэтим одно высказывание П.Б. Ганнушкина. Констатируя тот факт, что высокаяодаренность часто сочетается с пcихопатией, он пишет, что для оценки творческихличностей недостатки их характера не имеют значения. «Историю, — пишет он, —интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют неличный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер».
Итак, «творение»человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используютрезультаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человекасталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные иблизкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, вотличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, болеезначимым, чем его личность.
Если попытаться совсемкратко выразить суть различий между характером и личностью, то можно сказать,что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то,ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения инаправленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы,можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же целиразными способами.
Характер – словогреческое, означает «царапать на твердом материале», или
инструмент дляклеймения, чеканки.
Характер – это каркасличности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанныесвойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Всечерты характера – это черты личности, но не все черты личности – чертыхарактера.
Характер –индивидуальное сочетание устойчивых, свойств личности, определяющих отношениесубъекта к окружающей действительности. Структура характера рассматриваетсяпрежде всего по сложившимся у человека типам отношений:
отношение к другимлюдям (например, доверчивость – недоверчивость, сочувствие – безразличие,щедрость – скупость и т.п.);
отношение к самому себе(самооценка и уровень притязаний, самокритичность, скромность, гордость и др.);
отношение кдеятельности (трудолюбие – лень, ответственность — безответственность и др.);
отношение к коллективу,к обществу в целом (общительность – замкнутость, принципиальность –беспринципность, целенаправленность, убеждённость и др.).
В отличие оттемперамента как динамической стороны поведения характер позволяет оценитьсодержательную социальную сторону поведения субъекта, его ценностныеориентации.
Характер являетсярезультатом развития личности в онтогенезе в связи с закреплением в поведениииндивида различных проявлений психических процессов: познавательных,эмоциональных, волевых. Поэтому в связи с генезисом характера различают тригруппы черт:
интеллектуальные черты (критичность,наблюдательность, мечтательность и др.);
эмоциональные черты (чуткость,тщеславие, честность и др.);
волевые черты (целеустремлённость,принципиальность, настойчивость и др.).
По отношению к уровнюнормы характер может быть:
· нормальным,сбалансированным, т.е. отвечать адекватными реакциями на различные стимулы;
· акцентуированным,с чрезмерным проявлением некоторых черт (например, экзальтированность,гипертимность, неуправляемость и др.);
· психопатическим,когда некоторые черты проявляются на уровне патологии.
Практически все авторытипологий подчеркивали, что характер может быть более и менее выражен.Различение между патологическими и нормальными характерами, включающимиакцентуации, очень важно.
Известны три критерияпсихопатий Ганнушкина — Кербикова.
Характер можно считатьпатологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабиленво времени, т. е. мало меняется в течение жизни. «Этот первый признак, помнению А.Е. Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой: «Каков в колыбельке, такови в могилку».
Второй признак —тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характераобнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, исреди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек,предположим, дома один, а «на людях» — другой, то он не психопат.
Наконец, третий и,пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация.Последняя заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности,причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо итот и другие вместе. Вот такой простой житейский и в то же время вполне научныйкритерий.
Остановлюсь для примерана двух типах психопатий, описанных Ганнушкиным.
Первый тип принадлежитк астенической группе. Эта группа включает две разновидности (частные типы):неврастеников и психастеников. Их общие свойства — повышенная чувствительностьи быстрая истощаемость. Они возбудимы и истощаемы в нервно в психическом смысле.
В случае неврастениисюда добавляются еще некоторые соматические расстройства: человек жалуется напериодически возникающие неприятные ощущения, боли, покалывания, плохую работукишечника, плохой сон, усиленное сердцебиение и т. п. Все эти неполадки в работеорганизма имеют психогенную природу, заметная органическая основа их, какправило, отсутствует. Они возникают по причине слишком повышенного вниманияневрастеника к отправлениям своего организма. Тревожно вчувствываясь в них, онеще более их расстраивает.
Теперь о трудностях всоциальной жизни. Слабость и истощаемость астеников приводит к тому, что ихдеятельность, как правило, оказывается малоэффективной. Они плохо преуспевают вделе, не занимают высоких постов. Из-за частых неудач у них развивается низкаясамооценка и болезненное самолюбие. Их притязания обычно выше, чем ихвозможности. Они тщеславны, самолюбивы и в то же время не могут достичь всеготого, к чему стремятся. В результате у них образуются и усиливаются такие чертыхарактер, как робость, неуверенность, мнительность.
У психастеников нетсоматических расстройств, зато добавляется другое качество — боязливость,нерешительность, сомнения во всем. Они сомневаются относительно настоящего,будущего и прошлого. Часто их одолевают ложные опасения за свою жизнь и зажизнь близких. Им очень трудно начать какое-то дело: они принимают решение,потом отступают, снова собираются с силами и т. д. Им трудно принимать решенияпотому, что они сомневаются в успехе любого задуманного дела.
С другой стороны, еслиуж психастеник что-то решил, то должен осуществить это сразу; иными словами, онпроявляет крайнюю нетерпеливость. Постоянные сомнения, нерешительность инетерпеливость, вот такое парадоксальное сочетание свойств. Однако оно имеетсвою логику: психастеник торопит события потому, что опасается, как бы что-нибудьне помешало совершить задуманное; иными словами, нетерпеливость происходит изтой же неуверенности.
Таким образом, астеникив основном сами страдают от своего характера. Но у них есть некоторыеособенности, которые заставляют страдать окружающих близких. Дело в том, чтомелкие обиды, унижения и уколы самолюбия, которых много в жизни астеника,накапливаются и требуют выхода. И тогда они прорываются в виде гневных вспышек,приступов раздражения. Но это случается, как правило, не среди чужих людей —там астеник предпочитает сдерживаться, а дома, в кругу близких. В результатеробкий астеник может стать настоящим тираном семьи. Впрочем, эмоциональныевзрывы быстро сходят на нет и кончаются слезами и раскаянием.
Рассмотрим еще один типпсихопатий — эпилептоидный.
Характерные признакилиц этого типа, по Ганнушкину, — крайняя раздражительность, доходящая доприступов ярости и гнева; периодические расстройства настроения с примесьютоски, страха, гнева и, наконец, определенные моральные дефекты.
Эта формулараскрывается П. Б. Ганнушкиным в следующих содержательных характеристиках.Эпилептоиды — люди, которые крайне эгоистичны, напряженно деятельны, настойчивыи очень аффективны. Это страстные любители острых ощущений. Они склонны кобразованию сверхценных идей. Одновременно у них может наблюдаться скрупулезнаямелочность, педантизм, скопидомство. Им свойственны также лицемерие иханжество.
Во всех проявленияхэпилептоидов содержатся элементы раздражительности, озлобленности, гнева. Этотпостоянный аккомпанемент их жизни делает их чрезвычайно тяжелыми для окружающихи близких. Они агрессивны, мелкообидчивы, придирчивы, готовы все критиковать иисправлять, крайне злопамятны и мстительны. Они также склонны к насильственнымдействиям, в результате чего оказываются иногда на скамье подсудимых.
Физиологическую основуэпилептоидного характера, по предположению Ганнушкина, составляют силапримитивных влечений, с одной стороны, и вязкость нервных процессов — с другой.
Теперь перейдем какцентуациям характера. Повторю еще раз, акцентуации — это крайние вариантынормальных характеров. В то же время отклонения акцентуаций от средней нормытакже порождают для их носителей (хотя и не в столь сильной степени, как припсихопатиях) некоторые проблемы и трудности. Вот почему как сам термин, так ипервые исследования акцентуированных характеров появились в работах психиатров.Однако не в меньшей, а может быть в большей мере проблема акцентуированныххарактеров относится к общей психологии. Достаточно сказать, что большеполовины подростков, обучающихся в обычных средних школах, имеютакцентуированные характеры.
В чем же отличиеакцентуаций характера от психопатий? Это важный вопрос, в котором следуетразобраться, так как он связан с различием патологии и нормы.
В случае акцентуацийхарактера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий,по крайней мере никогда не присутствуют все три признака сразу. Отсутствиепервого признака выражается в том, что акцентуированный характер не проходит«красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте,а с повзрослением сглаживается. Второй признак — тотальность — также необязателен: черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке,а только в особых условиях. Наконец, социальная дезадаптация при акцентуацияхлибо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. При этом поводом длявременных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия.(как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшегосопротивления характера.
Введение понятия «местанаименьшего сопротивления» (или «слабого звена») характера, а также описаниеэтих мест применительно к каждому типу — важный вклад в психологическую теориюхарактера. Он имеет также неоценимое практическое значение. Слабые местакаждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишнихнагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей, организациисобственной жизни и т. п.
1.2Теории акцентуаций характера
Теперьперейдем к акцентуациям характера. Повторю еще раз, акцентуации — это крайниеварианты нормальных характеров. В то же время отклонения акцентуаций от среднейнормы также порождают для их носителей (хотя и не в столь сильной степени, какпри психопатиях) некоторые проблемы и трудности. Вот почему как сам термин, таки первые исследования акцентуированных характеров появились в работахпсихиатров. Однако не в меньшей, а может быть в большей мере проблема акцентуированныххарактеров относится к общей психологии. Достаточно сказать, что большеполовины подростков, обучающихся в обычных средних школах, имеютакцентуированные характеры.
Понятие«акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологииневрологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард, автор концепции«акцентуированных личностей», которая послужила теоретической основой длясоздания личностного опросника, разработанного в 1970 году другим немецкимпсихиатром и психологом – Г. Шмишеком.
Внаиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничноеразвитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что обусловливаетповышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий.Акцентуация затрудняет адаптацию личности в некоторых специфичных ситуациях.
Приэтом важно подчеркнуть, что избирательная уязвимость в отношении определенногорода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетатьсяс хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно также, адаптационные затруднения личности в некоторых специфичных ситуациях могутсочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях.
КарлЛеонгард разработал известную классификацию акцентуаций личности, кроме того,широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера известногодетского психиатра, профессора А.Е. Личко. Однако и в том и другом подходесохраняется общее понимание смысла акцентуаций.

1.2.1Концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда
Какпрактик и ученый, К. Леонгард пытался найти подход к целостному описаниючеловека через выделение основных характеристик, или черт, которые определяютстержень личности – ее развитие, процессы адаптации и психическое здоровье.Согласно концепции К. Леонгарда, основные черты у разных людей проявляются вразной степени и обычно варьируют в пределах нормы. Однако, если черта выраженав большой степени, она является акцентуированной, т.е. при воздействиинеблагоприятных факторов может перерасти в патологию. Наличие акцентуированных,«заостренных черт» накладывает отпечаток на всю личность, которая в этом случаехарактеризуется как акцентуированная.
Разъясняясвое понимание акцентуированных личностей, Леонгард подчеркивал, что они, какправило, не являются патологическими, и аргументировал свою позицию так: «Приином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным можносчитать только среднего человека, а всякое отклонение от середины (среднейнормы) должны были бы признать патологией. Это вынудило бы нас вывести запределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются нафоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, окоторых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что онаобладает ярко выраженным оригинальным психическим складом».
Такимобразом, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможностисоциально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Легкаястепень выраженности акцентуации, чаще всего, связана с положительнымипроявлениями личности, высокая – с отрицательными проявлениями. О патологииможно вести речь только в том случае, когда акцентуированная черта выражена вочень сильной степени и оказывает разрушительное воздействие на личность вцелом. Неверно было бы толковать акцентуацию как патологическое проявлениеличности, скорее всего акцентуация есть крайний вариант нормы
Модельличности, разработанная К. Леонгардом, содержит 12 типов акцентуаций, каждая изкоторых описана в его книге «Акцентуированные личности», опубликованной в 1989году. Поскольку автор работал в психиатрической клинике и имел дело спатологическими личностями, его описания акцентуаций содержат крайние, ярковыраженные проявления, типичные для пациентов, но утрированные с точки зрениянормы. Этот факт необходимо учитывать при анализе акцентуаций психическиздоровых людей с целью избежать «ярлыков», не имеющих под собой реальногооснования.
Помнению К. Леонгарда, у 20 – 50% взрослых людей некоторые черты характеранекоторые черты характера заострены (акцентуированы).
Выраженностьакцентуаций может быть различной – от легкой до крайнего ее выражения –психопатии.
Хотявопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, можно все же суверенностью говорить о более ярком проявлении акцентуированных черт вподростковом возрасте. В дальнейшем, вероятно, происходит сглаживание иликомпенсация, а также переход явных акцентуаций вплоть до социальной опасности.
Согласноконцепции К. Леонгарда об акцентуированных личностях, черты каждой личностимогут быть разделены на две группы: основную и дополнительную. Основных чертзначительно меньше, но они являются стрежнем личности, определяют ее развитие,адаптацию и психическое здоровье. При большой степени выраженности основныхчерт они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятныхсоциальных условиях могут разрушить структуру личности.
Основныетипы акцентуаций по К. Леонгарду:
демонстративный;
педантичный;
застревающий, ригидный;
неуравновешенный, возбудимый;
гипертимный;
дистимичный;
тревожный, боязливый;
циклотимный;
экзальтированный;
эмотивный, лабильный.
Подробноеописание типов акцентуаций
Гипертимныйтип.
Сраннего детства гипертимы отличаются общительностью, подвижностью, склонностьюк озорству. У них может не быть проблем с окружающими, они не вызываютнеприязни, не вступают в конфликты ни со сверстниками, ни со взрослыми если импозволяют делать все, что они хотят.
Когдародители начинают чрезмерно опекать, контролировать или подавлять, навязываянеинтересный им круг общения или дел, то подростки расценивают такие действиякак покушение на их свободу и самостоятельность и реагируют однотипно –вспышками гнева и раздражения.
Какправило, гипертимы отличаются хорошей памятью, сообразительностью и живым умом.Но в силу отсутствия усидчивости и дисциплинированности, их успехи в учебемогут быть неровными – там, где достаточно способностей, они все легкосхватывают, а на занятиях, требующих упорства и настойчивости, их успехизначительно хуже. Они могут прогуливать те школьные занятия, которые им ненравятся. Если же родители начинают контролировать посещение школы и выполнениедомашних заданий, то территория конфликта расширяет границы, включая дом исемью. Это порождает усиление гипертимной реакции и, например, могутсовершаться побеги из дома, причем подросток не задумывается, где он будетжить, чем питаться, он может совершать мелкие кражи продуктов или денег, у негонет четкой границы между дозволенным и недозволенным. Поэтому мелкиеасоциальные действия совершаются им не потому, что сознательно желает нарушитьзакон, а потому что не думает об этом.
Обычноподростки – гипертимы стремятся занять лидирующее положение в своей компании,они во все вмешиваются, командуют другими и это может встретить противодействиесо стороны других членов группы. Кроме того, конфликт со сверстниками можетвозникнуть изза того, что гипертимам быстро надоедает привычный круг общения,они начинают искать новую компанию, без труда входят в нее, как правило, поначалу их воспринимают как остроумных и компанейских. Но в новой группе онитоже начинают проявлять лидерские претензии, а в подростковой компании, какправило, уже есть свой лидер, это может вызвать соперничество и новый конфликт.
Сверстниковможет тяготить чрезмерная активность гипертимов, далеко не всех увлекает ихбесшабашность и склонность к авантюрам, это тоже может стать причинойконфликта. Поэтому гипертимы часто меняют подростковые компании и не всегдаоставляют о себе положительное впечатление в покинутой группе, поэтому их уходчлены компании порой воспринимаю с облегчением.
Послеокончания школы и изменения статуса в связи с поступлением в вуз, началомтрудовой деятельности ломается их жизненный стереотип, но основные чертыличности, как правило, остаются неизменными.
Вовзрослом периоде жизни гипертимы по-режнему легко адаптируются в обществе,легко улавливают общий фон настроения. Они приветливы, добродушны, общительны,свободно проявляют свои чувства, не могут подолгу обижаться, таить злобу,вынашивать планы мести. Эмоции их просты и естественны, они понятны окружающим.С людьми гипертимной акцентуации легко и просто общаться, если непротиводействовать их стремлениям.
Гипертимыв новом коллективе вызывают симпатию из-а их хорошего настроения, остроумия.Они вносят новую струю оживленности и веселья в коллектив. Но, будучи взрослым,они выбирают такой круг общения, который им импонирует, где они могут проявлятьсвою активность. В условиях постоянной студенческой группы или трудовогоколлектива их безграничная общительность порой не может быть реализована. Онимогут сбегать с занятий, пренебрегать своими обязанностями, способны привлечьпри этом к своей затее нескольких приятелей.
Втрудовой деятельности вначале гипертимов воспринимают как очень способных, вначале деятельности они могут высказывать оригинальные идеи, но терпения надетальное продумывание они не имеют и в итоге могут дело до конца не довести.Закономерно, что это может привести к потере интереса в работе.
Гипертиматяготит ограничение рабочего пространства, он пытается расширить его за счетпосещения во время рабочего дня своих многочисленных приятелей, работающих вдругих помещениях.
Продуктивностьработы гипертима невелика, поэтому по отношению к нему часты замечания состороны руководителя, вплоть до серьезных конфликтов и необходимости сменыработы. В новом коллективе ситуация чаще всего повторяется. Изза конфликтовтрудовая жизнь гипертима нестабильна, он часто меняет работу. Ему противопоказаныдолжности, требующие упорства и сосредоточенности. Гипертимные личности судовольствием занимаются общественной работой, организацией разных мероприятий.
Еслиработа по специальности не получается, гипертим легко может от нее отказаться.В силу того, что он обладает гибкостью мысли, новая профессия осваиваетсялегко.
Убольшинства гипертимов много друзей и приятелей, они заражают своим весельем иоптимизмом, но при более длительном и близком знакомстве они могут утомлятьсвоей поверхностностью, бесцеремонностью, самоуверенностью. Некоторые гипертимыотчаянные спорщики, не терпят никаких возражений и контраргументов. Убольшинства отсутствует критическое отношение к своим недостаткам
Вчистом виде гипертимы встречаются редко, обычно это сочетание гипертимности сдругими акцентуациями характера.
Точкинаименьшего сопротивления. Ситуации, в которых человек лишен возможностишироких контактов и проявления инициативы, одиночество и монотонная работа,требующая аккуратности и тщательности, жесткий мелочный контроль, отсутствиеаванса доверия, чрезмерная опека
Протестныереакции. Взрываются гневом, их агрессивность направлена во вне, на окружающихлюдей или вещи, в более серьезных случаях их протест всегда действенный, оникак то поступают, а не просто говорят. Побеги, противоправное поведение вгруппе, алкоголизация, особенно в компании, где предпочитают быть лидером.
Сильныестороны. Активность, выносливость, умение вызывать доверие, общительность,находчивость в нестандартных стрессовых ситуациях, готовность братьответственность на себя.
Застревающий,ригидный тип.
Застревающиеличности в юности отличаются выдающимися достижениями в различных областях, таккак они искренне и с увлечением ищут удовлетворения в осуществлении своихчестолюбивых замыслов.
Застревающийтип характеризуется очень долгой задержкой сильных чувств (аффектов): ярость,гнев, страх, особенно, когда они не были выражены в реальной жизни иззакакихлибо внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать или вспыхивать сновой силой спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи человек с даннымтипом акцентуации может переживать тоже довольно долго и ярко. Этому типу почтивсегда свойственно честолюбие, которое может проявляться как положительнаячерта – успехи достигаются усердием, и как отрицательная черта – есличестолюбие удовлетворяется принижением окружающих или использованием их в своихинтересах. В любом случае люди этого типа отличаются обидчивостью и долгойпамятью на обиды. В отличие от демонстративного характера, который уверен в своейисключительности и признании окружающих, застревающему характеру нужно реальноеуважение и признание, которое он будет добиваться любым путем.
Самыераспространенные идеи, темы для застревания: ревность, преследование, месть,несправедливость, непризнанные инициативы или изобретения.
Точкинаименьшего сопротивления. Ситуации, в которых на авторитет и власть покушаетсяболее сильный лидер, когда кто то пытается обидеть его.
Протестныереакции. Обвиняет всех и вся, кроме себя, в раздраженном состоянии легковпадает в гнев, при сильном раздражении жестокий и не помнит, что делает,успокаиваются, только разрядившись на ком-нибудь, мстят.
Сильныестороны. Огромное упорство в достижении поставленной цели, пунктуальность иобязательность, выносливость, внимание к мелочам, деталям, стремление вседелать досконально, а не поверхностно.
Эмотивный,лабильный тип.
Эмотивность– это склонность глубоко и долго переживать жизненные впечатления, события,эпизоды взаимных отношений как позитивного, так и негативного содержания. Вдетстве эмотивность часто сопровождается боязливостью. Эта боязливость связанас общей повышенной чувствительностью. В кругу хорошо знакомых людей такие детибывают общительными, уверенными и спокойными.
Вовзрослом периоде жизни эмотивные люди характеризуются чувствительностью иглубокими реакциями в области тонких чувств. Для них характерна отзывчивость,гуманное отношение к миру, обычно их называют мягкосердечными, иногдазадушевными. Их легко распознать в беседе: их глубоко захватывают чувства, чтоотчетливо выражается в мимике. Они быстрее, чем кто-либо испытывают особуюрадость от общения с природой.
Эмотивныеличности любое жизненное событие воспринимают серьезнее, чем другие люди, легкоподдаются чувству жалости и сострадания. У них легко появляются слезы радости,растроганности. Как правило, их глубоко захватывают чувства при рассказе офильме, захватившей их книге, причем, такой способ реагирования характерен какмужчинам, так и женщинам. На эмотивную личность воздействие оказывает только самособытие, вызывая адекватную эмоциональную реакцию, она не может «заразиться»весельем или печальным настроением без причины. Душевное потрясение можетоказать глубокое воздействие и вызвать глубокую депрессию, при этом тяжестьдепрессии, соответствует тяжести события. Радостные события эмотивный человекпереживает также глубоко.
Жизненныеориентиры эмотивных людей – теплые и добрые взаимоотношения с коллегами,лояльное отношение со стороны начальства. Они редко меняют место работы, таккак, адаптировавшись один раз в определенном коллективе, они предпочитают неизменять ему.
Точкинаименьшего сопротивления. Грубость, равнодушие к эмоциональному состоянию,черствость окружающих, отсутствие теплых эмоциональных связей.
Протестныереакции. Плачут, но причиной неудач считают скорее внешние обстоятельства, чемсебя, « и это после того, что я для тебя сделала!», «бесчувственные!» и т.п.
Сильныестороны. Мягкость и способность к сопереживанию, развитое чувство благодарностик тем, кто проявляет к ним теплые чувства.
Педантичныйтип.
Поведениепедантичной личности не выходит за пределы разумного, чаще всего именно этоявляется преимуществом в деловых вопросах. Основательность, четкость,законченность, добросовестность – вот черты, помогающие в работе педантичномучеловеку. Очень ответственное задание может оказать на педантичного человекаугнетающее действие, если он не получит четких инструкций и перечня требований.Такие люди хорошо осознают ответственность по отношению к делу, которое импоручено, к месту работы, которое предпочитают не менять в течение длительноговремени или на протяжении всей трудовой жизни.
Педантическаяскрупулезность может выражаться не только в высоких деловых качествах, но вусиленной заботе о своем здоровье. При умеренном проявлении это положительноекачество. Сверхаккуратный человек осторожен, не употребляет или малоупотребляет алкоголь, не курит.
Негативнымичертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случаяили ошибки, что побуждает постоянно проверять и перепроверять свои действия:выключен ли газ, нет ли ошибки в отчете, не грязны ли руки.
Точкинаименьшего сопротивления. Ситуации, требующие принятия решения, оперативныедействия выбора, повышенные нагрузки, ответственность, возлагаемая на него.
Протестныереакции. Протест принимает словесную форму – «бурчат», ругаются, но всегдаизбегают поступков, во всем винят себя.
Сильныестороны. Заботливость, способность брать на себя ответственность за здоровье иблагополучие других, чувство эмоциональной привязанности к другим, к матери,ответственность за порученное дело, способность все проверять и перепроверятьдо мелочей.
Тревожныйтип.
Тревожностьвыражается в мнительности, чувстве обеспокоенности, не имеющем под собойвидимых причин, но вызываемом внутренними коллизиями. Тревожные люди проявляютповышенную боязливость с детства – боятся засыпать в темноте или в одиночестве,испытывают стрех перед собаками, грозой, сторонятся других детей, потому чтоони могут их дразнить, от нападений они предпочитают не защищаться, тем самымони могут провоцировать издевательства. Так они могут стать мишенями для шутокили «козлами отпущения», потому что постоянно «вызывают огонь на себя». Какправило, сверстники быстро обнаруживают слабое место в характере этой личности.Такие дети могут испытывать страх перед учителями и воспитателями, а те в своюочередь, не замечая этой робости, могут усугублять состояние ребенка своейстрогостью. Иногда при определенной шалости дети специально сваливают вину натревожного ребенка, который действительно становится «козлом отпущения».
Вовзрослой жизни страх поглощает такого человека меньше, чем ребенка. Окружающиелюди не представляются им столь угрожающими, поэтому их тревожность не стольбросается в глаза. Но остается неспособность отстаивать свою позицию в спорах,особенно в ситуациях, когда противник показывает силу. Поэтому у таких людей мыможем наблюдать проявления робости, иногда покорности и униженности. Временамик робости может присоединяться пугливость, проявляться внезапный страх.Источником робости могут служить либо внешние раздражители, либо собственноеповедение, которое все время в центре внимания. Таким людям может бытьсвойственна сверхкомпенсация в виде самоуверенного и даже дерзкого поведения.
Точкинаименьшего сопротивления. Ситуации, требующие мобилизации усилий ивыносливости: экзамены, соревнования. Болезни или смерть близких, разговоры осмерти.
Протестныереакции. Протестуют редко, их протестные реакции настолько вытеснены изсознания, что проявляются в виде болезненных симптомов: аллергий, повышеннойтемпературы.
Сильныестороны. Повышенная чувствительность, способность рассчитать свои силы.
Циклотимныйтип.
Вдетстве личность с таким характером может мало отличаться от других детей. Лишьиногда может становиться необычайно шумливым, озорным, веселым, постоянно что-топредпринимающим. А затем снова становиться спокойным и управляемым. Снаступлением половой зрелости возникают периодические фазы смены настроения отгрустного и печального к радостному и веселому, длительность которых может бытьот нескольких дней до недели и более.
Впериод понижения настроения подросткам становится трудно учиться, онираздражительны и быстро устают. То, что легко и просто давалось раньше, требуетв этот период большого напряжения. В это время подросток предпочитает сидетьдома и ни с кем не встречаться. Если начать расспрашивать его, то можетвозникнуть бурная реакция со слезами, грубостью, резкими ответами на расспросыродителей.
Послеспада начинается подъем, в этот период подросток может быстро наверстать всеупущенное в учебе, восстановить связи с друзьями. Искренность и отзывчивость,добродушие и приветливость восстанавливают отношения подростка с егородителями.
Увлеченияциклотимного подростка обычно не устойчивые. В фазе подъема интерес к разнымзанятиям может проявляться очень ярко, подросток ищет новое увлечение, откоторого отказывается в период спада.
Такоечередование периодов подъема и спада, может сохраниться на всю жизнь.
Вобычном настроении циклотимные личности общительны и приветливы, легкознакомятся с новыми людьми и находят со всеми общий язык. Они не склонныпротивопоставлять себя другим, не считают себя лучше. Как правило, они реалистыи терпимо относятся к недостаткам других.
Кработе и своим обязанностям такие личности относятся добросовестно, но приповышенном настроении могут проявлять легкомыслие, бессистемность. В периодповышенного настроения они проявляются как оптимисты, их не пугает будущее. Имне свойственны самокопание, сомнения и самоанализ.
Уних могут быть резкие вспышки, когда они сердятся, но при этом напряжение излоба не проявляются, быстро успокоившись, они никого не успевают обидеть.Период пониженного настроения они ожидают с неприятным чувством. Взрослыециклоиды уже хорошо знают свою способность впадать в хандру, жаловаться наусталость. Они становятся апатичными и бездеятельными, все валится из рук.Работа, которой они занимались с увлечением, начинает их тяготить.
Впериод спада они не звонят друзьям, отказываются от приглашений на вечеринки,избегают всяких контактов, стараются проводить время дома и в одиночестве. Онис трудом засыпают, аппетит может быть снижен или отсутствовать. Настроениебывает хуже с утра. Они встают невыспавшимися, вялыми, ощущают упадок сил. Весьмир может быть окрашен в мрачные тона, из оптимистов они превращаются впессимистов, мрачно переживают мелкие неудачи.
Ноони знают, что период спада все равно закончится, и у них впереди возвращение кувлечениям и привязанностям – жизнь напоминает зебру – черные полосы чередуютсяс белыми.
Точкинаименьшего сопротивления. Ситуации, когда от находящегося в депрессивной фазечеловека требуют или ожидают характерного для него «нормального поведения». Исама ситуация резкой и глубокой смены состояний.
Протестныереакции. В «хорошей» фазе по форме протеста напоминают гипертимных, в плохойфазе агрессия может быть направлена на себя.
Сильныестороны. Активность, выносливость, умение вызывать доверие, общительность,находчивость в нестандартных стрессовых ситуациях, готовность братьответственность на себя.
Демонстративныйтип.
Первыепризнаки демонстративной акцентуации появляются у детей в возрасте двух-трехлет. Это может быть обидчивость, капризность, склонность к паясничанью, онимогут передразнивать взрослых или подражать им.
Оченьчасто такой ребенок является кумиром семьи, его способностями и талантамивосхищаются, различные умения ребенка демонстрируют гостям. И он с удовольствиерассказывает стихи или поет песенки, при этом никаких особых вокальных иартистических данных может и не быть. Получая обилие внимания, дети быстропривыкают к нему, и в дальнейшем требуют его любой ценой. У таких детей всегдазавышенная самооценка, особенно при поддержке ее родителями.
Возможностейдля привлечения внимания в их реальной жизни может оказаться недостаточно,тогда они прибегают к вымышленным историям, где они сами выступают, какправило, в роли главного героя. Для каждого нового слушателя эти рассказы могутиметь разную сюжетную линию. Если поймать его на лжи, он способен искренне обидеться,объяснив это завистью к его успехам.
Частодля повышения своего авторитета человек с такими чертами характера можетвыдавать чужие стихи и рассказы за свои. При условии недостатка внимания к нимсо стороны лиц противоположного пола, они способны выдумать себе легенду.
Еслиу людей с таким типом характера проявляются способности среднего уровняразвития, то они способны преподнести их так, что многие будут считать ихисключительно способными личностями. В том, что эти способности мнимыедогадаться сразу нелегко, их могут хвалить, ставить в пример другим.
Вшколе демонстративная личность живет бурной жизнью, выдвигая множествоинициатив, предложений и идей, которые естественно выполнять не собирается. Отаких людях существует мнение, что они способные лентяи, которые учатся не вполную силу.
Снаступлением взрослой жизни в поведении человека с демонстративным типомхарактера мало что меняется, по-прежнему ему необходимо внимание всехокружающих, которое он стремится получить любой ценой. При выборе учебногозаведения они руководствуются соображениями престижа и даже если в школе ихуспехи были скромны, обладая хорошей памятью, они могут подготовиться квступительным экзаменам и произвести впечатление на экзаменатора.
Ихтрудовая жизнь может быть связана с профессиями искусства не из-за того, чтоони очень талантливы, а из-за постоянной возможности быть на виду. Помимоудовлетворения тщеславия очень важны и высокие гонорары, которые расцениваютсякак признание исключительных заслуг и таланта.
Эмоциидемонстративных личностей бурные, яркие, но недолговечные. Поверхностностьэмоций проявляется у них даже в отношении к собственным детям. Поначалу иммогут приписываться необыкновенные способности и достижения, при этом можетподчеркиваться, что такие необыкновенные дети могут быть рождены тольконеординарными родителями.
Демонстративнаяличность может проявляться как завистливая и ревнивая к чужим успехам, особенноэто характерно для представителей творческих профессий. Имея склонность всеотносить к собственной личности, чужой успех они расценивают как собственнуюнеудачу. При этом они могут начать винить окружающих, которые недооценили их.
1.2.2Модель А.Е. Личко
Концепцияакцентуированных личностей К. Леонгарда оказала существенное влияние наразработку патохарактерологического диагностического опросника (ПДО),разработанного отечественным психиатром А.Е. Личко. Личко разделяет позициюЛеонгарда в той ее части, где речь ведется об акцентуациях как о крайнихвариантах нормы, однако считал, что правильнее было бы говорить не обакцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. По мнению Личко,«именно типы характера, а не личности в целом, с ее особенностями,наклонностями и другими структурными компонентами, описаны в монографииЛеонгарда, именно особенности характера отличают эти личности от других».
Исходяиз клинических целей, А.Е. Личко предложил иную модель, чем Леонгард, в которуювходят не только типы акцентуаций характера (крайние варианты нормы), но и типыпсихопатий (патологических проявлений характера). Опросник, разработанный А.Е.Личко на основе этой модели, предназначен для лиц подросткового и юношескоговозраста (14 – 18 лет) и используется для диагностики органических нарушений,которые в сочетании с определенными психологическими особенностями приводят кпатологическому развитию характера.
А.Е.Личко, опираясь на клиническую типологию психопатий и личностных акцентуаций, атакже концепцию психологии отношений, которую развивали А.Ф. Лазурский и В.Н.Мясищев, выделил 11 типов психопатий и акцентуаций характера:
гипертимный;
циклоидный;
лабильный;
астеноневротический;
сензитивный;
психоастенический;
шизоидный;
эпилептоидный;
истероидный;
неустойчивый;
конформный.
характеракцентуация поведение личность
1.3Проявления характера и темперамента в структуре акцентуированной личности
Согласноконцепции К. Леонгарда, в структуре личности некоторые акцентуированные черты вбольшей степени определяются особенностями темперамента, некоторые –особенностями характера. К акцентуациям свойств характера К. Леонгард относитдемонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы акцентуаций.Остальные варианты акцентуаций относятся К. Леонгардом к акцентуациямтемперамента.
Характервлияет на направленность интересов человека и форму его реакций. Темперамент –на темп и глубину эмоциональных реакций. Поскольку четкой границы междутемпераментом и характером не существует, вне зависимости от природыакцентуированной черты К. Леонгард употребляет термин «акцентуированнаяличность», но раскрывает содержание этой черты, уделяя больше внимания, либотемпераменту, либо характеру. Так, о характере он чаще упоминает при описаниидемонстративных, педантичных, застревающих и возбудимых личностей. Отемпераменте – при описании личностей гипертимных, дистимных, циклотимных,экзальтированных, тревожных, эмотивных, экстравертированных иинтровертированных.
Такоеусловное разделения акцентуированных личностей на две группы позволило К.Леонгарду обратить внимание на сочетания черт, которые особенно яркопроявляются в характере человека. В качестве примера такого яркого сочетания онприводит одновременное присутствие демонстративной и застревающей акцентуаций,которое может либо способствовать адаптации личности (в случае, если «слабостьистерика компенсируется стойкостью и упорством реакций паранойяльнойличности»), либо приводить к деформации психики (симуляции истерическогоневроза в сочетании с упорной борьбой за признание этого диагноза).
Крометого, К. Леонгарду удалось выделить сочетания черт, которые невозможновстретить у акцентуированных личностей, поскольку их проявленияпротивопоставлены друг другу в одной и той же сфере реакций. Например, всостоянии аффекта демонстративная личность реагирует внезапными действиями потипу короткого замыкания, педантическая, наоборот, проявляет исключительнуюмедлительность и нерешительность. Демонстративная личность вытесняет изсознания сильные эмоции, связанные с вопросами, которые трудно поддаютсяпсихологическому решению, педантическая личность — оказывается не в состояниивытеснить эти эмоции при всем желании. Как пишет Леонгард, если бы в психикечеловека имелись и те, и другие черты, то неизменно возникало бы нечто среднее,не попадающее под разряд акцентуации.
1.4Методы выявления акцентуаций
Важнейшимсредством выявления акцентуаций Леонгард считал наблюдение за реакциямичеловека в процессе беседы, направленной на прояснение и уточнение диагноза, атакже за его поведением в различных ситуациях — на работе, в домашнейобстановке, среди друзей и знакомых, в узком кругу и в большой группе людей. Вовсех этих ситуациях, включая беседу, он обращал особое внимание на мимику,жестикуляцию и интонации, которые позволяют установить соответствие содержаниявысказываний человека его настоящим переживаниям. Например, ничего невыражающее лицо может свидетельствовать о равнодушии обследуемого, вопреки егоутверждению о том, что он полон печали. Или наоборот, человек может заявлять,что «все давно забыто», но при этом проговаривать это слишком быстро или с большимипаузами и сопровождать свою речь едва заметными вздохами, выдающими то, что онпытается скрыть за словами – печаль, огорчение, досаду и т.п.
Дляпрояснения истинной картины поведения Леонгард старался выяснить факты, которыедействительно имели место в жизни и могли бы подтвердить либо опровергнутьналичие тех черт, о которых говорит человек. Так, обследуемый можетотрекомендовать себя как человека старательного, целеустремленного, серьезного,живого и т.д., но все эти заявления ничего не стоят, если он не сможетрассказать, в чем именно проявляется его старательность и серьезность. Помнению Леонгарда, заявления человека могут служить лишь ориентиром для того,кто пытается описать его личность. Объективным же критерием описания являютсяособенности поведения в конкретных ситуациях, подтвержденные яркими примерами,демонстрирующими наличие существенных отличий поведения обследуемого отповедения других людей.
Такимобразом, выяснение фактов и наблюдение Леонгард считал более достовернымиметодами описания личности, чем тесты (вопросники), которые, по его мнению,можно использовать только с большими оговорками. Важно не столько то, чтоотвечает человек на вопрос, а то, как он это делает, то, насколько вопрос поняти то, в каком контексте дается ответ. По этой причине при использованиивопросника, составленного Г. Шмишеком для диагностики акцентуаций, «необходимоделать поправку на возможные ошибки» и уточнять первичные результаты в процессебеседы и наблюдения за поведением человека в разных жизненных ситуациях.
Прианализе акцентуаций необходимо учитывать ряд важных моментов, связанных соспецификой подходов авторов, которые работали в этом направлении.
1.Типология акцентуаций характера представляет собой обобщение опыта работы спациентами психиатрической клиники. Она была разработана К. Леонгардом дляпостановки и уточнения диагноза, на основании которого можно проводить лечениебольных людей.
2.Поскольку наличие акцентуаций еще не является признаком патологии, асвидетельствует об определенном потенциале личности, подход К. Леонгарда можноиспользовать в работе со здоровыми людьми с целью описания их возможностей иограничений, а также прогноза поведения в различных ситуациях. Однако при этомнеобходимо проявлять осторожность в интерпретациях и не забывать о«крайностях», которые Леонгард включил в свои описания выделенных им типов.
3.Личностный опросник Г. Шмишека был составлен на основе вопросов, которые К.Леонгард задавал своим пациентам в процессе клинической беседы, и непротиворечит общему подходу автора концепции акцентуированных личностей. Тем неменее, тест имеет свои ограничения, поэтому результаты, полученные послеподсчета данных, нуждаются в уточнении, которые лучше всего делать в процессебеседы и наблюдения за человеком в реальных жизненных ситуациях.
4.Личностный опросник А.Е. Личко (ПДО) только частично опирается на концепцию К.Леонгарда и предназначен для диагностики типов психопатий и акцентуацийхарактера в подростковом возрасте. Чаще всего, этот опросник применяется вклинических целях, и для его использования необходимы специальные знания вобласти патопсихологии и психологии развития.
5.С позиции индивидуального подхода, подразумевающего целостное описание личностис учетом ее уникальности, наиболее ценным является не столько умение распознатьотдельные ярко выраженные черты и получить подтверждения их реальногосуществования, сколько способность соединить полученную информацию в общуюкартину. В этом смысле полезно рассматривать и интерпретировать сочетания черт– так называемые, «букеты» акцентуаций, которые составляют ядро личности ипозволяют получить достаточно полное представление о поведении человека.

Заключение
Входе нашего теоретического исследования гипотеза частично подтвердилась:акцентуации характера действительно усложняют процесс социализации в юномвозрасте, но чем человек старше тем они становятся наиболее «стертыми». Еслиправильно определить сильные и слабые стороны характера, то акцентуации не то,чтобы не будут мешать процессу социализации, а даже наоборот могутспособствовать реализации личности в обществе.
Цельдостигнута, мы изучили литературу типологии акцентуаций характера, изучилипризнаки психопатий и их различия.
Длясовременной психологической науки изучение акцентуаций весьма необходимо.Задачи, стоящие перед психологами в этой области весьма актуальны. Леонгард,Мюллер, Эвертон лично отличают необходимость исследования акцентуаций, как втеоретическом, так и в практическом приложении.
Во-первых,в современной психотерапии, прикладной психологии, невропатологии существуютряд сложностей в различии, тонком и точном выявлении акцентуации,акцентуированных черт с одной стороны и патологических проявлений в психикеиндивида с другой. Во многом акцентуированные черты могут быть приняты запроявление психопатологии и в этом случае можно допустить непоправимую ошибку.
Во-вторых– акцентуации характеров – весьма частое явление, и задача психологов подробноизучить подобный феномен с целью коррекции негативных акцентуаций. Коррекция исвоевременная психологическая помощь помогут избежать стрессовых проявлений,минимальных психозов, неврозов и т. д.
В-третьихподробное изучение и анализ акцентуаций может выявить и помочь стимулироватьпозитивные акцентуации с целью их активизирования и использования в профессиональнойи общественной ориентации индивида.
Четвертаязадача является одной из наиболее важных и перспективных – исследование чертхарактера, акцентуаций и их проявлений может помочь выработать рядпедагогических методик рекомендательного или чисто практического характера. Тоесть непосредственного применения накопленных знаний по этой теории ввоспитании, общении, ориентации.
Перспективы,стоящие в этой области касаются не только психодиагностики, психологическогоконсультирования, психотерапии и прикладной психологии, но и в областяхпедагогики, образования, развития и реализации творческого понимания людей.

Списоклитературы
1. Акцентуации характера ииспользование опросника Г. Смишека // Методические рекомендации дляпрактических психологов. Составила В. Г. Сахарова. — Владивосток, 1998
2. Кречмер Э. Строение тела ихарактера // Психология индивидуальных различий. – М., 1982
3. Леонгард К. Акцентуированныеличности. – 1999.
4. Личко А.Е. Психопатия иакцентуация характера у подростков. – 1983.
5. Макарова И.В. Психология:Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. с. 174.
6. Основы психологии. Практикум /ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
7. Ратанова Г.А., Шляхте Н.Ф.Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ, 2005.
8. Диагностика психическихсостояний в норме и патологии. под редакцией Случевского Ф. И. — Л.,1980
9. Н.И. Козлов «истинная правда илиучебник для психолога по жизни» — «АСТ-ПРЕСС» 1998г.
10. А.С. Штерн «Введение впсихологию» — ФЛИНТА 2006.
11. Рогов Е.И. Общая психология. –М.: изд. ВЛАДОС, 1998.
12. ЛевитовН.Д. “Психология характера”. – М.: изд. ВЛАДОС, 1997.
13. Немов Р.С. Психология.- М.:изд. ВЛАДОС, 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.