Реферат по предмету "Психология"


Теория человеческих потребностей Уильяма Тэлли

Теория человеческих потребностей Уильяма Тэлли.
Реферат выполнил: студент 4-го курса ФП Ценев В. В.
Томский государственный университет
Факультет психологии
г. Новосибирск, 2000
Предыстория: появление Иерархической теории потребностей Абрахама Маслоу.
Когда Абрахам Маслоу подчеркивал, что он «…не анти-бихевиорист, а антидоктринер»(4), он, безусловно, лукавил: в 50-е годы, когда на подиуме психологической науки выступали лишь две глобальные психологические концепции – бихевиоризм и психоанализ, трудно и, наверное, невозможно было противостоять абсолютизации опыта их школ, не критикуя их фундаментальные положения и не ища своих, Третьих, путей в психологии. Поэтому, с одной стороны, Маслоу критиковал позиции психоаналитической школы и бихевиоризм, с другой же – не только говорил о необходимости нового подхода в понимании психики, но и искал этот подход посредством небольших пилотажных исследований, которые так нехарактерны для бихевиоризма, эксперименты которого всегда были глобальны и крупномасштабны.
Одним из самых больших недостатков психоанализа, по Маслоу, является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое явление с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью.
Не менее активно Маслоу выступал и против сведения всей психической жизни к поведению, что было свойственно бихевиоризму. Самое ценное в психике, по мнению Маслоу, – ее самость, ее стремление к саморазвитию – не может и не должно быть понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая бы исследовала «Я-концепцию» личности.
Существенно различались и подходы в экспериментах: новые подходы и методы психологии, которая будет названа Гуманистической противопоставляются, ставшими уже классическими, методам школ бихевиоризма и психоанализа. Как уже было сказано, от бихевиоризма исследования Маслоу отличались, прежде всего тем, что были небольшими, направленными даже не на поиск новых идей, а на подтверждение того, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. А в отличие от психоаналитиков, которых интересовало, главным образом, отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не категоризируя трудности и ошибки средних и невротических индивидуумов. Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях». (Любопытный факт: сформулировав свою теорию потребностей, Маслоу столкнулся с жесточайшей критикой не только оппонентов, но и его последователей, доказывающих, что он необоснованно узко установил границы самоактуализации личности в аспекте его теории потребностей, и, на самом деле, эти границы гораздо шире.). Это положение Маслоу реализовал на практике. Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек, при этом девять из них были его современниками, а девять – выдающимися историческими личностями (А. Линкольн, А. Эйнштейн, В. Джеймс, Б. Спиноза, У. Уитмен, Бетховен и др.)(4).
Эти исследования привели Маслоу к мысли, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая препятствует (или способствует) росту и самоактуализации человека в зависимости от степени их удовлетворенности. Согласно Маслоу, «выбор когнитивной деятельности может быть адекватно осуществлен только тогда, когда организм в оптимальной степени активирован и его элементарные потребности удовлетворены. Смертельно голодный человек не старается «чем-то заняться»(1), и еще в меньшей степени он стремится заняться такой деятельностью, в которой он смог проявить бы свою компетентность. Он думает только о том, чтобы найти какую-то, не важно какую, пищу, – он ее проглотит невзирая ни на что. Таким образом, существует иерархия потребностей от самых примитивных до самых утонченных, причем, высшие потребности не могут проявиться, если более примитивные не удовлетворены». Маслоу также сделал попытку статистически подтвердить свою теорию. Согласно его цифрам, «физиологические потребности среднего гражданина удовлетворяются на 85%, потребности в самосохранении – на 70%, в любви на 50%, в чувстве собственного достоинства – на 40%, и в самоуважении – на 10%»(2).
Одно из самых слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации и уважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии и сам Маслоу (1967) отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: дефициентные базовые, которые имеют иерархическую структуру, и метапотребности (потребности в справедливости, красоте, доброте, порядке, симметрии), которые не имеют иерархии, одинаково сильны и могут замещаться одна другой. Метапотребности также врожденны, как и базовые, и, когда они не удовлетворяются, человек заболевает. Эта метапатология представлялась Маслоу такими состояниями, как отчужденность, страдание, апатия, цинизм и другие.
Ирония судьбы теории Маслоу об иерархии потребностей заключается в том, что именно бихевиористы через некоторое время инициировали пересмотр основных положений его теории, сделав серьезную попытку прагматически переструктурировать модель в целях использования ее в рекламных целях, где позиции бихевиористов столь же сильны, как и позиции психоанализа. Одна из самых успешных таких попыток – метамодель человеческих потребностей Уильяма Тэлли (W. Tally) – американского психолога скандинавского происхождения.
Метамодель потребностей Уильяма Тэлли в теории.
1.1. Предыстория появления новой теории потребностей.
У. Тэлли известен как математик и психолог, специалист в области теории социального научения, ученик Бандуры (Bandura), который характеризовал Тэлли как «феноменально скучного человека, у которого, впрочем, есть чему поучиться, если речь идет о системном мышлении…»(5)Немногий из ученых, кто, помимо научной деятельности, непосредственно вовлечен в бизнес – с 1969 года вице-президент солидного рекламного агентства «Target Art Groop», и его главный научный руководитель годом позже.
Как и Маслоу, который открыл теорию потребностей скорее случайно, чем закономерно, Тэлли в 1986 столь же случайно создал новую потребностную модель, работая в стороне от этой задачи и занимаясь узко специфичным исследованием. В 1981 году несколько крупных американских компаний, специализирующихся на изготовлении высоконадежных дверных замков и механических средств защиты от взлома помещений, инициировали исследования новых возможностей и подходов в сфере психологии продаж на этом ранке. После объявления Рейганом о начале программы «звездных войн» их традиционная маркетинговая и рекламная политика перестала быть эффективной и потребовались новые идеи.
Тэлли и его сотрудники (Tally, 1982(6)), на основе социологического опроса почти пяти тысяч американцев (4790), показали существенные различия в маркетинговой политике средств безопасности и защиты среди нескольких групп, названных ими, «группами специфической социальной позиции»(6). В дальнейшем все эти группы были классифицированы и подробно описаны. Развитие этих групп, что было показано Тэлли в 1982 году, имеет тот же принцип иерархического развития, что и в теории Маслоу. И этот принцип – пожалуй, единственное, в чем схожи эти теории.
1.2. Модель групп специфической социальной позиции Уильяма Тэлли.
Исследуя особенности человеческой потребности в безопасности, Тэлли показал, что существуют четыре области человеческого бытия, где эти потребности проявляются и требуют удовлетворения в соответствии со специфичными условиями деятельности человека. Так например, для человека, обеспокоенного и фрустрированного давлением чужих интеллектуальных установок и парадигм, отличных от его опыта и знания, неутешительны любые материальные субстраты, призванные удовлетворить его потребность в безопасности. Напротив же, человек, личностное пространство которого серьезно нарушено, не сможет довольствоваться заверениями других людей о том, что он в полной безопасности, даже если они представляют собой власть или безусловный авторитет.
Тэлли выделяет следующие компоненты социальной позиции(6):
1. Человеческая индивидуальность.
2. Когнитивная сфера личности.
3. Социальная деятельность, взаимодействия с окружающим миром.
4. Ближний социальный круг, приоритетная группа.
К человеческой индивидуальности (D1-4) Тэлли отнес все особенности одного конкретного лица. Это его конституциональные и морфологические особенности личности, темперамент, характер, индивидуальные черты личности, самооценка, самосознание, умение, навыки, вкусы, привычки, и прочее.
К когнитивной сфере личности (C1-4) – интеллект, креативность, творчество, мышление. Любой процесс обучения, творчества, поиска, размышления, усвоение интеллектуального опыта. Процесс активного информационного обмена с окружающей средой.
К социальной деятельности (S1-4)– любые социальные взаимодействия. Работа, активный отдых, спорт, церковь, театр, и прочее.
К приоритетной группе (P1-4)– дети, семья, родственники, друзья, домашние животные и т.д.
/>/>

/>/>

/>

/>/>

/>

/>/>

/>/>/>

/>/>/>/>/>/>

/>/>/>/>/>/>

/>

/>/>/>/>

/>/>/>

/>/>

/>

/>

Рисунок 1.
Рассмотрим схему Тэлли подробней. Рисунок условно разграничен на четыре зоны, являющие собой специфические социальные позиции. Литеры «D» обозначают индивидуальность, «C» – когнитивные действия, «S» – социальную деятельность и «P» – ближний круг, «малый социум». «…И хотя некоторые мои сотрудники сомневались, что можно так обобщенно подходить к моделированию, – теперь я могу сказать, что именно это позволило нам сделать прорыв в наших исследованиях». Факторы «1-4», выделенные на рисунке зеленым цветом, содержат в себе сумму человеческих потребностей двух типов: дефицитарных и метапотребностей. «Мне пришлось объяснять ребятам из «KeyMarket», что существуют люди, – Слава Богу, немногие люди, – которым вообще ничего невозможно продать, пока они не ответят себе на некоторые очень важные для них вопросы. Например, зачем они живут и в чем смысл их существования. Пока они не живут, а выясняют, зачем именно они это делают – мы не в состоянии повлиять на них»(3)(Hartlow, 1985). По Тэлли фактор со значением «1» всегда дефицитарный, и при его прохождении дефицитарные потребности сменяются другими, менее осязаемыми.
Фактор –N+ Телли определил как «ситуацию индексации потребности»(6). «Представьте себе, что вы раз и навсегда решили проблему голода. Ваш холодильник полон и вы всегда имеете в кармане десяток другой долларов на «горячую собаку». Вы нормально спите и у вас все в порядке с питьевой водой. И что тогда? Так я вам скажу – теперь вы хотите большего. Вы хотите не болеть и не испытывать зубной боли. Вам бы очень не хотелось наткнуться в переулке на грабителя, размахивающего «кольтом». Вы не хотите, чтобы в вашем доме завелась мышь или другое привидение. Вы хотите быть в безопасности. И чтобы сенатор от вашего штата обязательно ввел ограничения на продажу огнестрельного оружия». По всей видимости, «ситуацию индексации» можно охарактеризовать в терминах Выготского – «зона ближайшего развития» до момента, когда потребность в том или ином будет или удовлетворена, или останется неудовлетворенной.
Содержательная часть факторов раскрыта в таблице 1. (Тэлли, 1982)
Needs:
Индивид (D)
Креативность (С)
Социум (S)
Малый социум (P)
Fhisiological needs (F1)
Базальные потребности.


Потребности, связанные с выживанием, с физиологической устойчивостью организма: голод, жажда, потребность во сне, в отдыхе. Частично – потребность избегать болевые стимулы и получать позитивные.
Сенсорная информация и стимулы, так называемый «сенсорный голод» (очень известные эксперименты по сенсорной изоляции).
Потребность взаимодействовать с окружающим миром, участвовать в его процессах. То, что Э. Берн назвал «структурным голодом».


Сексуальное влечение, стремление к сексуальным контактам. То, что обычно называют «половой голод».


Need for safety (F2)
Потребность в безопасности, защищенности.


Потребность избегать боли, болезней, пугающих объектов, пугающих ситуаций. Потребность иметь защитника, защиту, спасительные средства.
Потребность защитить актуальную парадигму, систему мировосприятия, структуру познавательного опыта. То, что Эрхард назвал «стремлением ума выжить».
Потребность быть в безопасности, взаимодействуя с окружающим миром. Стремление защититься, избежать давления общества.


«Мой дом – моя крепость». Безопасность дома, семьи, здоровье близких и важных для человека людей (животных).


Need for group (F3)
Потребность в хорошем отношении, быть любимым, принадлежать к группе.
Потребность «радоваться своему отражению в зеркале». Здесь же – начинают развиваться требуемые обществом качества: волевые акты, умение себя контролировать, мотивация к личностным изменениям.


«Желание» хорошо учиться, перенять чужой опыт, освоить новые навыки. Конформистское, некритичное мышление.


Потребность слиться с большинством, стремление иметь компанию, группу,
«молчаливое согласие» с большинством.


Стремление понравиться лицам противоположного пола или тем людям, которые симпатичны. Ухаживание, забота, соответствие ожидаемым требованиям близких и значимых людей.


Respect(F4)
Потребность в уважении, одобрении, признании, компетентности, благодарности.


Потребность в самоуважении, в гармонии с собой, в уверенности в себе и своих силах и возможностях. Парадоксальная потребность – человек нуждается в уважении и любви к самому себе.
Потребность быть продуктивным, креативным, порождающим хорошие вещи, идеи, продукты мышления и творческой деятельности.
Потребность быть значимым, «заслуженным работником», получить Оскар или Нобелевскую премию, выслушивать одобрение или восхищение других.


Быть значимым в глазах своего ближайшего окружения.
Таблица 1
Можно отметить полное совпадение факторов Тэлли со структурой пирамидальной иерархии потребностей Маслоу. Однако, несмотря на это совпадение, позиция Тэлли прямо противоположна теоретическим заключениям Маслоу. Тэлли утверждает, что именно дефицитарные потребности (в первую очередь, и в меньшей степени – метапотребности) «легко взаимозаменяются в случае, если та или иная дефицитарная потребность не может быть удовлетворена по той или иной причине». Доказательством этого, помимо всего прочего, может служить даже факт точных семантических совпадений в языке, таких, как описательные ярлыки, характеризующие пищевой, половой или структурный голод. Следует также обратить внимание на позицию сотрудника Тэлли – Хартлоу (D. Hartlow, 1985), который прямо оппонирует Маслоу: «В условиях хронического недоедания или любого другого хронического дефицитарного состояния можно считать самоочевидным, что человек не в состоянии преодолеть эту фрустрирующую ситуацию и реализовать данную потребность путем компенсации в другой социальной ситуации. И хотя это имеет свои исключения, в подавляющем большинстве случаев мы признаем это положение как истинное. В то же время следует подчеркнуть, что временный характер той или иной дефицитарности легко компенсируется совершенно, на первый взгляд, неподходящими для этого способами»(3). Тэлли дополняет это высказывание: «По сути, в этом давно нет ничего нового и оригинального. Если вас удивляет, что исследовательское поведение может удовлетворить чувство голода – мне остается лишь посоветовать вам перечитать некоторые работы Пригожина об адаптивной структуре. Там вы утолите свое удивление в полной мере»(5).
Тэлли использует для вектора человеческого роста термин «самореализация», не давая к этому каких-то специальных комментариев. Можно предположить, что он считал самоочевидным, что путь человека к своей полной самореализации идет через значительное количество сложных и труднопреодолимых преград. Здесь важно учитывать еще одну принципиальную позицию в разнице подходов Маслоу и Тэлли. Вот что пишет по этому поводу Хартлоу:
«Считается само собой разумеющимся, что человек, гармонично удовлетворивший все свои дефицитарные и метапотребности становится этакой необычайной личностью типа Эйнштейна или Спинозы. И совершенно не учитывается тот факт, что изменившаяся социальная ситуация может отбросить человека от состояния безмятежной гармонии и наслаждения красотой мира в состояние, где он оказывается лишенным всего того, чего добился и к чему пришел за многие и многие годы. Такие события, как война, травма, гибель близкого человека, неожиданная тяжелая болезнь, финансовый крах, экономический кризис, изменение социальных вкусов и интересов, – все это и многое другое с обидной легкостью низвергает человека с его высот в самую низину, где все придется начинать с начала»(3).
И еще: «…человек, в одночасье потерявший все, может страдать от чувства голода, не имея для этого никакой явной причины. Если вы хорошо разбираетесь во вкусовых оттенках маслин и кокосового соуса к индейке – вам трудно понять и принять, что вино с пластмассовой пробкой – это тоже вино и вы можете его попробовать…»(3) (Hartlow, 1985). --PAGE_BREAK--1.3. Теория Тэлли и опросник EPQГанса Айзенка.
«Мы шли своим путем и каково же было наше удивление, когда один из менеджеров проекта произнес слово «нейротизм». Я полагаю, что мы можем взглянуть на нашу работу и глазами Ганса Айзенка. Действительно, факторы «D/S» можно рассматривать как интраверсию/экстраверсию, а факторы «C/P» как шкалу нейротизма. У нас, правда, нет шкалы лжи, как в EPQ, но, думаю, Ганс не будет на нас за это в обиде»(7).
1.4. Сходство и отличия моделей Маслоу и Тэлли.
Позиции двух ученых, как уже было сказано, одинаковы в одних аспектах, и совершенно противоположны в других. Следующая таблица (таблица 2) иллюстрирует эти сходства и различия.
Критерий
Маслоу
Тэлли
Иерархический принцип
Да
Да
Последовательность уровней иерархии
Биологически обусловлена, неизменяема
Биологически обусловлена, неизменяема в пределах (Fn)*
Вектор самореализации
Единственный
Несколько (4F)**
Вектор регрессии
Нет
Да
Дефицитарные потребности
Да
Да
–взаимозаменяемость
Нет
Да
Метапотребности
Да
Да
–взаимозаменяемость
Да
Да
–метапатология
Да
Да
Индексация перехода
Нет
Да
Исследовательская группа
Исторические личности
Реальные респонденты
Сфера применения
Теоретическая ценность
Психодиагностика, реклама
Таблица 2
__________________________________________________________________________
Примечание:
*(Fn) – только в пределах некоторого фактора (D, S, и пр.).
**(4F) – четыре вектора: D, S, C, P.
1.5. Значение теории Тэлли.
Теоретическая модель У. Тэлли привлекательна по нескольким причинам. Первая – это представление о том, что человек даже на уровне дефицитарных (физиологических) потребностей не является всецело зависящим от их подавляющих личность и личностный рост воздействий и, во многих ситуациях и при многих обстоятельствах временного (нехронического) дефицита, может легко обходиться без их прямого (часто невозможного) удовлетворения путем переключения своей активности в другую сферу жизнедеятельности. Чувство голода, например, в значительной мере может утоляться сенсорными сигналами внешнего мира или коммуникативным событием. Вторая – позиция Тэлли, в понимании которого человек не имеет той категоричной однонаправленности своей самореализации, как это предполагал Маслоу, а имеет возможности спонтанного (или осознанного) выбора ее сферы и направления. Тэлли предлагает более сложный трехмерный мир по сравнению с плоским одномерным Абрахама Маслоу, который имеет не только больше возможностей, но и больше подводных камней и препятствий, которые необходимо учитывать в практиках помощи личности при ее трудностях в самореализации. Дефицитарная заменяемость может дать человеку новые возможности и снять некоторые искусственно возведенные барьеры на его пути, но может и сама быть патогенным фактором, если приобретает свойства удовлетворять потребность таким образом даже тогда, когда в этом отпала необходимость. Третья – Тэлли в гораздо большей степени, чем Маслоу, придает значение волевым актам и активной жизненной позиции в стремлении достичь полной самореализации. Он вводит значение «индексации потребностей» как сложную психологическую ситуацию развития, с которой человек не только должен справиться, но и найти и использовать все необходимые ресурсы для того, чтобы очередная вершина той или иной потребности перестала казаться и быть недостижимой. Тэлли полагает, что многие потребности человека – потребности социогенные, не имеют биологических корней и не гарантируют «изначальной нравственной» или «доброй» природы человека. Если говорить в терминах Роттера, позиция Тэлли интернальна по своей сути: человек таков и природа его такова, какой его «сделало» общество. Человека нельзя испортить, отобрать у него «доброе начало», которого он не имеет: он лишь может достичь определенного уровня развития в ту или иную сторону, и это всегда – со-творение – его индивидуальности и его личности – окружающим его миром и им самим.
2.0. Сфера практического применения метамодели потребности Уильяма Тэлли.
В 1986 году Тэлли теоретически обосновал возможность использовать модель потребностей в терапевтических целях и, особенно, в психодиагностике. Им была анонсирована возможность создания опросника, исследующего потребностную ситуацию респондента. Предполагалось, что опросник будет состоять примерно из 60-80 вопросов, по результатам которого диагност получит достоверную и достаточную картину его личности. TNI (Tally Needs Inventory)(7)был запатентован годом позже как торговый знак, но так и не был создан по сегодняшний день.
2.1. Картограмма личности по Тэлли.
Анонсируя саму возможность создания опросника, Тэлли предполагал, что он будет выявлять актуальную ситуацию респондента в каждой специфической социальной позиции. На каждый из факторов предполагалось примерно 15-20 вопросов, которые выявят текущее значение фактора, что и определит зону дальнейшей терапевтической или социальной работы с респондентом. Тест предполагается как перспективный в индивидуальном консультировании клиента, в логотерапии, а также инструмент, помогающий более эффективно проводить кадровый набор и тестирование кандидатов. В последнем случае Тэлли предполагал, что само понятие кадрового заказа должно быть видоизменено с учетом особенностей получаемых результатов. С другой стороны, подобная при использовании в парах уже апробированных методов, может не только ответить на вопрос, каков, например, интеллектуальный потенциал респондента, но и какова его динамика и дальнейшие перспективы. Например, при использовании стандартного IQ, устойчивый IQв пределах 105-130 при FC1 непригоден для работ, требующих повышенного внимания и усидчивости, при FC2, напротив, хорошая склонность к методологии и рутинной интеллектуальной работе, при FC3 – подразумевается высокая обучаемость и склонность к использованию в тех видах деятельности, где требуется постоянное усвоение нового материала и новые навыки, а при FC4 – респондент малопригоден к командному стилю работы и может быть максимально адекватен в индивидуальной работе.
На рисунке 2 приведен условный пример результата опросника респондента по Тэлли. Результаты теста наглядно отображаются на профиле (картограмме TNI). Для анализа результата, как предполагал Тэлли, достаточно знать лишь результаты значений по каждому фактору. В данном случае: (C3/3–S+4/D3/P2)
/>

/>

/>

/>

/>

/>/>

/>

/>/>

/>

Рисунок 2
«Что мы можем сказать об этом человеке. Знаете, первое, что приходит в голову – что он работник совсем не умственного труда. Он мало зарабатывает, и поэтому не чувствует, что он и его семья находятся в безопасности, проживая в ста шагах от не самого благополучного квартала. Он молчаливо примет точку зрения других людей, у него не очень много собственного мнения – но, обратите внимание: его деятельность в социуме индексирована, он ждет чего-то большего.
Вероятно, он трудится на фабрике, или чинит автомобили, и делает он это, как он сам предполагает, весьма хорошо, поэтому и находится в ожидании, что это будет оценено по достоинству. Впрочем, честно говоря, я полагаю, что ему придется ждать еще целую вечность. Ничего из того, что он есть и каков он, – ничего не говорит в пользу того, что его жизнь изменится в лучшую сторону. Он достиг, как он предполагает, своего конечного результата, поверил в результаты своего труда – но не плоды, которые ему не даются – и ждет от мира, что его заметят и предложат нечто более лучшее и сытное. Но я вас уверяю – ему придется ждать еще очень долго, если вы ему не поможете сдвинуться с места»(7).
Тэлли отказался от понятия метапатологии в том смысле, в котором это предлагал Маслоу, «который указывал, что метапотребности составляют континуум с фундаментальными потребностями, так что фрустрация этих потребностей вызывает метапатологии», проявляющиеся в недостатке ценностей, бессмысленности или бесцельности жизни. По мнению Тэлли, любые проявления метапатологии есть не что иное, как кризисы перехода от низших потребностей к более высшим в тех случаях, когда эти переходы так и остались незавершенными. Индивид, который не смог преодолеть трудностей и препятствий на пути к удовлетворению своих потребностей, «застревает» на стадии «индекса» словно «буриданов осел», не в состоянии как смириться с неудовлетворенностью и отступить к довольствию уже обретенным, так и достичь покорения нового рубежа. На стадии индекса, которая приобретает затяжной, хронический характер, человек может вести себя так или иначе, но одна из самых распространенных форм поведения – это «девальвирование потребности», стремление взорвать ее смысл, поставить под сомнение. Тэлли приводит на этот счет не только известные всем принципы «зелен виноград», но и такие, когда хронически неудовлетворенный человек начинает оппонировать и противостоять желаемому социальному положению, качеству или свойству. Так, по Тэлли, фактор 2–FP+3 в случае, если он приобретает хронический характер, может говорить о таких качествах индивида, как грубость, цинизм, инвективизация лексики, склонность к алкоголизации и наркотизации, раздражительность, беспорядочная смена половых партнеров, неприязнь к детям, деланно холостяцкий образ жизни, нетерпимость к людям, ненависть к животным и даже садистские черты личности. Это, как подчеркивает Тэлли, очень обобщенная картина. Более точную же сможет дать TNI, особенно в сочетании с другими психодиагностическими инструментами.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Практическое значение теории Тэлли.
Как уже было сказано, опросник TNI (Tally Needs Inventory), анонсированный Тэлли, так и не был создан, что, впрочем, не снижает перспективность его применения. Психодиагностический метод выявления особенностей личности и ее развития на материале не- или удовлетворенности его дефицитарных и метапотребностей может быть весьма ценным инструментом для терапевта как возможность дать быструю и объективную оценку его текущему состоянию самоактуализации и саморазвития. Метод может быть очень полезным при работе в экзистенциальных группах, в когнитивной и бихевиористской терапии, в логотерапии. Метод TNIможет иметь исключительную ценность в отборе персонала кадровыми агентствами, а факторная структура потребностей – в более точном определении целевых групп при позиционировании объекта рекламы и Public Relations.
Список литературы
1. Годфруа Ж. Что такое психология?, М. «Мир», 1992, т.1, стр. 79, 91, 245.
2. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама. Теория и практика. М., «Прогресс», 1989 год, цит. по: Викентьев И. Л. Приемы рекламы и Public Relations, С-Пб., «БП», 1998 год, стр. 146.
3. D. Hartlow, Management and Needs, New York Viking, 1985, стр. 40, 41, программныйперевод.
4. Journal of Transpersonal Psychology. Editorial Staff. 1983, A. H. Maslow and others. (2) 2: iv, стр. 92, 94-98, программный перевод.
5. Manas, W. Tally, Journal, 1987, стр. 46-47, программный перевод.
6. W. Tally, Motivation and Personality, Rew. Ed. Van Nosiran, 1982, стр. 251, программный перевод.
7. W. Tally, Tally Needs Inventory, Monterey, Calif. Brooks/Cole, 1986, стр. 177, 191, 202, 211, программный перевод.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Характеристика функциональных стилей речи
Реферат Формообразование в жанре хорового концерта
Реферат Педагогічні погляди і просвітницька діяльність Олени Пчілки
Реферат Суд в Московском государстве
Реферат Конституционный строй в Польше
Реферат Ассортимент технология приготовления, оформление пирогов из дрожжевого теста
Реферат 2 Психологические игры Вначале остановимся на том, что представляет собой познавательная психологическая игра
Реферат Государство и экология
Реферат Органы выделения, терморегуляция кожи, скелет, мышцы, размножение и развитие человека
Реферат Митина любовь
Реферат Анализ эпизода литературного произведения: композиция, содержательные функции художественной детали
Реферат Human Rights Abuses On The Mexican Border
Реферат Взаємозв язок учбової і позакласної роботи у формуванні природничих знань молодших школярів
Реферат 5. Список использованной литературы
Реферат Народная мысль в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"