Реферат по предмету "Психология"


Теоретический анализ основ рационально-эмотивной терапии и особенностей её практического применения

Содержание
Введение
1.Теоретические основы рационально-эмотивной терапии
1.1Основные принципы рационально-эмотивной терапии
1.2Формула А-В-С в рационально-эмотивной терапии
2.Терапевтический процесс в рационально-эмотивной терапии
2.1Цель, задачи и этапы терапевтического процесса
2.2Основные техники рационально-эмотивной терапии
3.Уникальность и ограничения рационально-эмотивной терапии
Заключение
Списокиспользованных источников и литературы

Введение
Пытаясьпривнести в психотерапию логику и рассуждение, в 1954 году Эллис началразвивать свою систему консультирования, основанного на принципах логического ирационального анализа. На это его натолкнула неудовлетворённость результатами,а также теорией и техниками психоанализа, в которых он видел пассивность ибездеятельность.
Врезультате своей терапевтической деятельности Эллис убедился в том, чтоиррациональные, невротические ранние навыки обладают значительной стойкостью,поскольку индивиды упорствовали в переобучении себя этим навыкам, оказываясопротивление терапии и достижению инсайтов. Тогда Эллис принялся обучать своихпациентов изменять мышление и принимать рациональный подход к проблемам. Чтобыусовершенствовать и популяризовать этот подход, названный впоследствиирационально-эмотивной терапией, Эллис написал сотни книг, статей и даже песен икнижек-раскрасок.[1] Много лет он посвятилсовместной с коллегами работе над созданием прочной эмпирической базы для своейтеории.
Нашатема является актуальной, потому что в настоящее время рационально-эмотивнаятерапия является подходом, к которому время от времени прибегает почти каждыйконсультант.[2] При этом она продолжаетразвиваться и совершенствоваться.
Объектомизучения является психотерапия.
Предмет– рационально-эмотивная терапия.
Целюнашей работы является изучение теоретических основ рационально-эмотивнойтерапии и особенностей её практического применения. Для этого необходимо решитьследующие задачи:
1.Изучить основные принципы рационально-эмотивной терапии.
2.Рассмотреть формулу А-В-С.
3.Определить цель, задачи и этапы терапевтического процесса врационально-эмотивной терапии.
4.Изучить основные техники, используемые в рационально-эмотивной терапии.
5.Выявить, в чём заключается уникальность и ограничения рационально-эмотивнойтерапии.
Нашаработа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованныхисточников и литературы.
Вовведении мы обозначили актуальность проблемы, выделили объект и предметизучения, поставили цель, в соответствии с которой сформулировали 5 основныхзадач. В основной части работы эти задачи последовательно решаются. Заключениесодержит выводы, сделанные в процессе изучения подхода рационально-эмотивнойтерапии. Список литературы состоит из 22 источников.

1.Теоретические основы рационально-эмотивной терапии
1.1Основные принципы рационально-эмотивной терапии
Основныеидеи рационально-эмотивной терапии (РЭТ) былисформулированы Альберотм Эллисом в 1955 г. и продолжают развиваться. По даннымГ. Кассинова, озвученным во время I съезда Российской ПсихотерапевтическойАссоциации[3], А. Эллис былпризнан одним из трех самых выдающихся и влиятельных психотерапевтов в Америкеи Канаде.
Первоначальнометод получил название рациональной терапии, т.к. был нацелен на коррекциюспособа мышления пациентов. Затем он был переименован в методрационально-эмоциональной терапии, чтобы «сфокусировать внимание психотерапевтана лечении эмоциональных нарушений, вызванных дезадаптивными процессамимышления»[4], а также длятого, чтобы избежать путаницы с другими рациональными подходами и классическойрационалистической философией, от которой, по мнению Паттерсона, А. Эллис хотелотмежеваться[5].
В1993 г. А. Эллис вновь переименовал этот метод, назвав егорационально-эмоционально-поведенческой терапией (РЭПТ), чтобы подчеркнуть, чторечь идет о полной и всеобъемлющей форме психотерапевтического вмешательства,использующей самые разные методы (когнитивные, эмоциональные и поведенческие)для решения как эмоциональных, так и поведенческих проблем.
Эллисутверждает, что концепции, составляющие его систему, не являются оригинальными.Хотя многие из них он открыл на собственном опыте, некоторые уже были ранеесформулированы древними и современными философами, психологами, психотерапевтамии социологами[6].
Рационально-эмотивнаятерапия (РЭТ) основывается на ряде допущений о человеческой природе ипроисхождении человеческих несчастий, или эмоциональных нарушений. Вотнекоторые из этих допущений:[7]
1.Люди сочетают в себе рациональное и иррациональное. Когда они мыслят идействуют рационально, более вероятно, что они будут эффективны, счастливы икомпетентны.
2.Мысли и эмоции неразделимы. Эмоции сопровождают мышление, а мышление, какправило, предвзято, субъективно и иррационально. Эмоциональное илипсихологическое нарушение — невротическое поведение — является результатомиррационального и нелогичного мышления.
3.Люди по своей биологической природе предрасположены к иррациональному мышлению,строят в соответствии с этим окружающие условия и переживания. Индивиды ссерьезными нарушениями (психотики) отличаются более выраженной склонностью красстройствам мышления.
4.Мышление у людей происходит обычно с использованием символов или языка. Индивидовс выраженными эмоциональными нарушениями характеризует то, что они поддерживаютсвои нарушения и сохраняют нелогичное поведение за счет внутренней вербализациисвоих иррациональных идей и мыслей. Эллис утверждает, что фразы и предложения,которые люди часто себе повторяют, становятся их мыслями и эмоциями. По егословам, постоянная стимуляция служит причиной стойкости расстройств поведения иэмоций, а простое понимание корней нарушения в процессе психоанализа неявляется достаточным условием устранения нарушения.
5.Продолжительность состояний эмоциональных нарушений, которые являютсярезультатом внутренней вербализации, определены, таким образом, не внешнимисобытиями или обстоятельствами, а восприятием и установками в отношении этихсобытий, которые включены в интернализованные высказывания о них. Эллисобнаруживает истоки этой концепции у Эпиктета и приводит его высказывание:«Люди расстраиваются не столько из-за вещей, сколько из-за своих взглядов наних». Он также цитирует сходную фразу из «Гамлета»: «Нет ни хорошего, ниплохого, все делает таким или другим наш разум»[8].
6.Негативные и направленные во вред себе мысли и эмоции можно устранить путемперестройки восприятия и мышления, чтобы мышление стало логическим ирациональным, перестав быть нелогичным и иррациональным.
В РЭТ выделяется три основныхпсихологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), эмоции иповедение.
А. Эллис выделял два типа когниций:дескриптивные и оценочные.
Дескриптивные когниции содержатинформацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это«чистая» информация о реальности. Оценочныекогниции отражают отношение человека к этой реальности. Дескриптивные когницииобязательно соединены с оценочными связями разной степени жесткости.[9]
Эллис также разделяет когниции нахолодные, тёплые и горячие. Горячие когниции влияют на более интенсивные чувства.Холодные когниции являются дескриптивными и предполагают наличие относительнослабого чувства или его отсутствие. Тёплые кокниции —это предпочтительные мысли или рациональные установки. Они включают в себяоценку холодных когниций, влияют на чувства, как слабые, так и сильные, ипорождают такие чувства.[10]
Источником психологических нарушений, помнению Эллиса, является система индивидуальных иррациональных представлений омире, усвоенная, как правило, в детстве от значимых взрослых. Эти нарушения А.Эллис назвал иррациональными установками. С точки зрения А. Эллиса, это жесткиесвязи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования,обязательного приказа, не имеющего исключений. Поэтому иррациональные установкине соответствуют реальности как по силе, так и по качеству этого предписания.Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным,неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида. Сердцевиной жеэмоциональных нарушений, по мнению Эллиса, является самообвинение.[11]
Важным в РЭТ является понятие«ловушка», т.е. все те когнитивные образования, которые создаютнеобоснованную невротическую тревогу. У нормально функционирующего человекаимеется рациональная система оценочных когниции, которая представляет собойсистему гибких связей между дескриптивными и оценочными когнициями. Онавыражает скорее пожелание, предпочтение определенного развития событий, поэтомуприводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они и могут носить интенсивныйхарактер, однако не захватывают индивида надолго и поэтому не блокируют егодеятельность, не препятствуют достижению целей.[12]
Исходяиз допущений, перечисленных выше следует, что все трипсихологических аспекта функционирования человека (когниции, эмоции, поведение)взаимосвязаны, изменение одного из них часто вызывает изменение других. Если человек изменяет способмышления, т.е. думает о событии по-другому, очень вероятно, что вслед за этимизменится и его эмоциональная реакция на событие и, возможно, также изменитсяповедение.
Поведенческая психология делает акцент наизменении окружающей обстановки для изменения поведения, в то время как наизменении содержания мыслей сосредотачивается когнитивная психология. Психологическихнаправлений, ориентированных непосредственно на эмоции, существует немного,поскольку на эмоции, как считаютС. Уолен, Р. Дигуссепп и Р. Уэсслер, трудно оказатьпрямое воздействие. В этом отношении теория РЭТ, по их мнению, являетсяуникальной, поскольку она фокусируется на взаимодействии мыслей и эмоций.[13]
Итак,первый и наиболее важный принцип рационально-эмотивной теории состоит в том,что мысли являются главным фактором, определяющим эмоциональное состояниечеловека. Проще говоря, как мы думаем, так и чувствуем. Не события и другиелюди заставляют нас «чувствовать хорошо» или «чувствоватьплохо», а наши собственные мыслительные процессы определяют самочувствие.Поэтому, хотя внешние события в прошлом или настоящем оказывают влияние на нас,но они не являются причиной наших эмоций. Наши внутренние качества, нашевосприятие и оценка внешних событий и обстоятельств являются более прямым имощным источником наших эмоциональных реакций.
Второй главный принцип рационально-эмотивнойтеории гласит, что в основе патологии эмоций и многих психопатологическихсостояний лежат нарушения мыслительных процессов. К ним относятся:преувеличение, упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные предположения,ошибочные выводы, абсолютизация.[14]Для описания этих когнитивных ошибок Эллис использует термин«иррациональные суждения», который ниже мы рассмотрим более подробно.

1.2Формула А-В-С в рационально-эмотивной терапии
РЭТсчитает, что практически всё, что делает человек, он делает потому, что хочетжить и получать удовлетворение от жизни. Целью человека обычно являетсяполучение удовлетворения от общения с самим собой и другими людьми, получениеудовлетворения в работе и финансах, а также в других видах деятельности. Когдана пути к осуществлению этих целей возникает препятствие, у человека появляетсявыбор между адекватной и неадекватной эмоциональной реакцией и между полезным ивредным для себя поведением.
Дляиллюстрации этого процесса Эллис создал модель A-B-C.В этой модели А – activatingevent, возбуждающее событие,В – beliefsystem, система убеждений, C– emotional consequence,эмоциональное последствие.
Когда за важным возбуждающим событием «А» следуетсильное эмоциональное последствие «С», может показаться, что именно А вызываетС, но на самом деле эмоциональное последствие возникает под влиянием В –системы убеждений человека.[15]
Рассмотрим подробнее каждый из трёх компонентовАВС-модели.
Пытаясь достичь своих целей, люди взаимодействуют срядом активирующих событий «А», которые могут способствовать достижению этихцелей или блокировать его. Чаще всего это события, происходящие в настоящемвремени, или собственные мысли и чувства людей, возникающие в настоящий момент,но иногда активирующие события могут заключаться в воспоминаниях или мыслях опрошлом опыте. Эллис считает, что людям свойственновыискивать и реагировать на подобные «А» в силу биологической и генетическойпредрасположенности, конституциональной истории, предшествующего межличностногои социального опыта и обусловленных врожденной предрасположенностью иприобретенных привычек.
Эллис также подчёркивает, что «А»фактически никогда не находятся в чистом состоянии, они почти всегдавзаимодействуют с «В» и «С» или частично включают их в себя.[16]
Согласно теории РЭТ, у людей имеетсямножество взглядов, мыслей или идей «В» по поводу активирующих событий «А», иэти «В» оказывают сильное влияние на когнитивные, эмоциональные и поведенческиеследствия «С». Как было уже сказано выше, часто кажется, что «А» напрямуювызывают «С» или играют в них важную роль. Эллис показывает, что этопредставление редко является верным, т.к. по его словам, обычно «В» служатглавным медиатором между «А» и «С» и потому более непосредственным образом вызываютили определяют «С».
«В» может принимать различные формы, потому что существуетмножество видов когниций. В РЭТ внимание уделяется главным образом рациональнымвзглядам, которые, по мнению Эллиса, ведут к продуктивному поведению, ииррациональным взглядам, которые ведут, согласно его теории, ксаморазрушительному и асоциальному поведению.
Основные виды «В», выделяемые в РЭТ: безоценочное наблюдение,безоценочное заключение, позитивные оценки-предпочтения, позитивныеоценки-долженствования, негативные оценки-предпочтения, негативныеоценки-долженствования.
«С» всегда порождается взаимодействием«А» и «В». Хотя «С» и не вызывается напрямую возбуждающим событием «А», оновсегда находится под значительным влиянием «А», потому что люди всегда в тойили иной степени реагируют на стимулы окружающей среды.
Когда «С» представляет собойэмоциональное расстройство, «В» обычно является главной или самойнепосредственной причиной «С». Однако в случаях, когда «А» очень сильно, еговоздействие на «С» может быть весьма существенным. Примером таких сильныхвозбуждающих событий «А», вызывающих значительные эмоциональные нарушения,могут быть стихийные бедствия, такие как наводнение, землетрясение и т.п.
«С» обычно включают в себя чувства и поведение, но может включать мысли.Эллис приводит такой пример: если «А» — какое-то неприятное событие и «В» — рациональная или иррациональная идея, то «С», скорее всего, будет в первомслучае представлять собой здоровое чувство фрустрации или разочарования, вовтором – нездоровое чувство сильной тревоги, неадекватности, депрессии.[17]
Такимобразом, в основе патологических эмоциональных реакций чаще всего лежатиррациональные убеждения.
В своём первом докладе по РЭТ,сделанном на конференции Американской психологической ассоциации, Эллисперечислил 12 выделенных им иррациональных убеждений. Продолжая разрабатыватьРЭТ, он пришёл к выводу, что все иррациональные убеждения можно свести к трёмосновным. Все остальные являются как бы их подпунктами. Эллис сформулировал этитри убеждения следующим образом:
«Ядолжен добиваться успеха и получать одобрение значимых других, а если я неделаю того, что должен и обязан, значит, со мной что-то не в порядке. Этоужасно, и я ничтожество». Это иррациональное убеждение ведет к тому, чточеловек впадает в депрессию, испытывает тревогу и отчаяние, сомневается в самомсебе. Это требование Эго. «Я должен добиваться успеха, иначе я –ничтожество».
Второеиррациональное убеждение таково: «Вы – люди, с которыми я общаюсь, моиродители, моя семья, мои родственники и сотрудники – должны, обязаны относитьсяко мне хорошо и быть справедливыми! Просто ужасно, что вы этого неделаете!» Отсюда озлобленность, ярость, убийства, геноцид.
И,наконец, третье иррациональное убеждение: «Условия, в которых я живу –окружающая среда, общественные отношения, политическая обстановка, – должныбыть устроены так, чтобы я с легкостью, не прилагая больших усилий, получалвсе, что мне необходимо. Разве не кошмар, что эти условия трудны и причиняютмне огорчения? Я не могу переносить этого! Я никак не могу быть счастливым; яили навсегда останусь несчастным, или убью себя!» Отсюда низкаяустойчивость к фрустрации.[18]
Эллисубеждён, что эти ложные идеи, принимаемые и подкрепленные постояннымсамовнушением, могут привести к эмоциональным нарушениям или неврозу, посколькуих невозможно осуществить.[19]
Этиосновные иррациональные убеждения, в действительности являющиеся разнообразнымикомбинациями двенадцати идей и сведенные к трем, отражают еще один ключевоймомент РЭТ: использование выражений типа «следовало бы», «надо» и «должен» в нашеммышлении. Согласно Эллису, именно такое категоричное мышление заводит людей вбеду. Категоричные утверждения такого типа отражают иррациональность и могутвызывать или усугубить эмоциональное нарушение. Все эти «долженствования»являются отличительными особенностями иррациональных или алогичных убеждений всистеме РЭТ.[20]

2.Терапевтический процесс в рационально-эмотивной терапии
2.1Цель, задачи и этапы терапевтического процесса
Рационально-эмотивнаятерапия, согласно Эллису, представляет собой «лечение неразумности здравымсмыслом».[21] Несмотря насуществование других способов контролирования эмоций — за счет электрических ихимических процессов, использования сенсомоторных техник или каких-либодействий, продиктованных любовью и уважением к другому человеку,— психотерапияделает все это за счет использования церебральных процессов. Люди, как существамыслящие, способны избегать большинства эмоциональных нарушения или несчастий,научившись мыслить разумно.[22]
Основнаяцель РЭТ – помочь людям осознать, что они могут жить более рационально ипродуктивно. По мнению Глэддинга, люди часто вызывают у себя расстройство,заменяя желания и стремления долженствованием, внутренними императивами.[23]Эллис указывает, что, когда человек использует слова типа «должен», «обязан»,«вынужден», он превращает желания в требования и начинает думать иррационально.Многие считают, что желания должны осуществляться и что если желания остаютсяневыполненными, результат будет катастрофическим. РЭТ помогает клиентампрекратить формирование таких требований и превращение неудачи в «катастрофу».В РЭТ клиенты могут выражать некоторые отрицательные чувства, но главная цельсостоит в том, чтобы помочь им избежать чрезмерной эмоциональной реакции насобытие.
Однойиз задач терапии является помощь клиентам в устранении или ослаблениииррациональных последствий, или эмоциональных нарушений. Второй задачейявляется уменьшение тревоги (самообвинения), враждебности и гнева (обвинениядругих или обстоятельств). Третья задача — снабдить клиентов методом разумногоанализа их собственных нарушений, с помощью которого они смогут поддерживатьсостояние минимальной тревожности и враждебности.[24]
Паттерсони Уоткинс считают, что в рационально-эмотивной терапии существуют и другиезадачи, касающиеся психического здоровья, которые не выражены явно, а лишьподразумеваются. Они включают, хотя и не ограничиваются этим, пробуждениеинтереса к себе (с признанием прав других); социальный интерес, стремление кнезависимости, самостоятельности и ответственности; терпимое отношение кнесовершенству человеческой природы; принятие неопределенности; гибкость иоткрытость изменениям; научное мышление; приверженность чему-либо вне себя;готовность рисковать или желание попробовать что-то новое; принятие себя;реализм (осознание нереальности утопий).[25]
Длятого чтобы помочь клиентам избавиться от алогичных, иррациональных идей иустановок, заменить их логичными, рациональными идеями и установками,психотерапевт, во-первых, должен показать клиентам, что эти идеи и установкиалогичны, разъяснить, почему это так, продемонстрировать (с помощью модели A-B-C)взаимосвязь между иррациональными идеями, с одной стороны, и несчастьями иэмоциональными нарушениями, с другой. Эллис полагает, что это делается вбольшинстве психотерапевтических подходов; однако это делается пассивно,косвенно и дальше этого не идет.
Во-вторых,необходимо помочь клиентам осознать то, что их эмоциональное нарушениеподдерживается за счет алогического мышления; иначе говоря, их состояниеобусловливается их собственным иррациональным мышлением в настоящем, а вовсе несохраняющимся влиянием ранних событий.
В-третьих,психотерапевт должен помочь клиентам изменить их мышление и отказаться отиррациональных идей. Если при некоторых подходах предполагается, что клиентысделают все это самостоятельно, сторонники рационально-эмотивной терапиисознают, что алогическое мышление может быть настолько сильно, что клиенты немогут достичь изменений без помощи извне. Таким образом, терапияпреимущественно состоит из оспаривания иррациональных убеждений.Предполагается, что в процессе оспаривания возникают желаемые когнитивныеэффекты, эмоциональные эффекты и поведенческие эффекты.
Четвертыйи заключительный шаг предполагает выход за обсуждение конкретных алогичных идейклиентов; рассматриваются иррациональные идеи в целом наряду с болеерациональной философией жизни. В результате этого процесса клиенты усваиваютрациональную философию жизни; иррациональные установки и убеждения заменяютсярациональными. Таким образом, удается избавиться от негативных эмоций, а такжесаморазрушающего поведения.[26]
Прииспользовании метода рационально-эмотивной терапии работа с клиентом строится внесколько этапов и опирается на модель А-В-С.
Первый этап – кларификация, прояснениепараметров события «A», в том числе параметров, наиболее эмоциональнозатронувших клиента, вызвавших у него неадекватные реакции. «А» включает в себяобъективное событие и субъективное восприятие этого события.
На этом этапе происходит личностнаяоценка события. Кларификация позволяет клиенту дифференцировать события,которые могут быть и которые не могут быть изменены. При этом целью коррекции,по мнению Осиповой, является не поощрение клиента к уходу от столкновения ссобытием, не изменение его (например, переход на новую работу при наличиинеразрешимого конфликта с начальником), а осознание системы оценочных когниций,затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка этой системы и только послеэтого – принятие решения об изменении ситуации. В противном случае клиентсохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях.
Второй этап – идентификацияэмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события «С». Цель этогоэтапа – выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие, так как невсе эмоции легко дифференцируются человеком, а некоторые подавляются и неосознаются из-за включения рационализации и других механизмов защиты.
У некоторых клиентов осознание ивербализация испытываемых эмоций могут быть затруднены. Осипова считает, чтотакие затруднения могут возникать у одних – из-за словарного дефицита, у других– из-за поведенческого дефицита (отсутствие в арсенале поведенческихстереотипов, обычно связанных с умеренным проявлением эмоций). Такие клиентыреагируют полярными эмоциями, или сильной любовью, или полным отвержением.
Выявлению иррациональных установокпомогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональнымиустановками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональнойвовлеченности клиента (кошмарно, ужасно, потрясающе, невыносимо и др.), имеющиехарактер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), атакже глобальных оценок лица, объекта или события.
А. Эллис выделил четыре наиболеераспространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы[27]:
1. Катастрофические установки.
2. Установки обязательногодолженствования.
3. Установки обязательной реализациисвоих потребностей.
4. Глобальные оценочные установки.
Цель этапа достигнута, когда впроблемной области выявлены иррациональные установки (их может быть несколько),показан характер связей между ними (параллельные, артикуляционные, иерархическойзависимости), делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в проблемнойситуации.
Необходимо также выявление рациональныхустановок клиента, поскольку они составляют позитивную часть отношения, котораяможет быть расширена в последующем.
Третий этап – реконструкцияиррациональных установок. К реконструкции следует приступать, когда клиентлегко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Она можетпротекать: на когнитивном уровне, уровне воображения, уровне поведения – прямогодействия.
Реконструкция на когнитивном уровневключает доказательство клиентом истинности установки, необходимости еесохранения в данной ситуации. В процессе такого рода доказательств клиент ещеболее отчетливо видит негативные последствия сохранения данной установки.Применение вспомогательного моделирования (как бы другие решали эту проблему,какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на когнитивномуровне новые рациональные установки.
При реконструкции на уровне воображенияиспользуется как негативное, так и позитивное воображение. Клиента просятмысленно погрузиться в психотравмирующую ситуацию. При негативном воображениион должен максимально полно испытать прежнюю эмоцию, азатем попытаться уменьшить ее уровень и осознать, за счет каких новых установокему удалось достичь этого. Такое погружение в психотравмирующую ситуациюнеоднократно повторяется. Тренировка может считаться эффективно завершенной,если клиент уменьшил интенсивность испытываемых эмоций с помощью нескольких вариантовустановок. При позитивном воображении клиент сразу представляет проблемнуюситуацию с позитивно окрашенной эмоцией.
Реконструкция с помощью прямого действияявляется подтверждением успешности модификаций установок, проведенных накогнитивном уровне и в воображении. Прямые действия реализуются по типу методикнаводнения, парадоксальной интенции, техники моделирования.
Четвертый этап – закрепление адаптивногоповедения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно. Онитакже могут проводиться на когнитивном уровне, в воображении или на уровнепрямых действий.
РЭТ прежде всего показана клиентам,способным к интроспекции, рефлексии, анализу своих мыслей.[28]
2.2Основные техники рационально-эмотивной терапии
Некоторые когнитивные психотерапевты,например, Поль Дюбуа и Альфред Адлер использовали в своей работе почтиисключительно интеллектуальные техники – такие, как убеждение и обучение.Другие когнитивисты, к примеру, Джордж Келли, работали в основном с эмотивнымитехниками, скажем, с фиксированной ролевой игрой. Некоторыекогнитивно-бихевиоральные психотерапевты – один из них Эммелькамп – в основномприбегали к бихевиоральным методам, например к десенситизации in vivo.[29]
Теория РЭТ гласит, как уже было сказановыше, что мысли, эмоции и чувства неразрывно связаны между собой. Поэтому ссамого своего возникновения РЭТ уделяла одинаковое внимание всем трёммодальностям (когнитивной, эмотивной и бихевиоральной). Она стала первойпо-настоящему мультимодальной психотерапевтической школой.[30]
РЭТ свободно заимствует техники издругих терапевтических систем, но принимаются лишь те из них, которые непротиворечат базовой теории РЭТ. Говоря о техниках, Эллис подчёркивает, чтоРЭТ-терапевтов волнуют, в частности, кратковременные и долговременные эффектыконкретных терапевтических методик: они редко будут использовать методики,имеющие моментальный позитивный результат, но негативные отсроченныепоследствия.[31]
В настоящее время существует огромноеколичество когнитивных, эмоциональных и поведенческих техник, но они, по мнениюЭллиса, не являются «чистыми». Это значит, что каждая содержит в себе икогнитивные, и эмоциональные, и поведенческие элементы, но один из них являетсяпреобладающим.[32]
Рассмотрим основные техники РЭТ.
Когнитивныетехники.
Самойраспространенной техникой является дискутирование(оспаривание) иррациональных идей. Есть три подкатегорииоспаривания:детекция, дебатирование идискриминация.
Детекциявключаетв себя поиск дисфункциональных взглядов, которые ведут к саморазрушительнымэмоциям и поступкам. Когнитивно-иррациональные установки могут быть обнаруженыблагодаря явным или не выраженным непосредственно признакам требовательности«должен», «обязан», «надо». Кроме того, Эллис обращает внимание на явные инеявные фразы типа «Это ужасно!» или «Я не могу этого вынести», которыеуказывают на производные от имеющихся первичных и вторичных иррациональныхубеждений.
Дебатированиепредставляетсобой множество вопросов, которые терапевт задает клиенту, чтобы помочь емуотказаться от своей иррациональной идеи. Терапевт требует от своих клиентовиспользовать разум, логику и факты при защите своих убеждений. Целью этогоопроса является объяснение клиентам, почему их иррациональные убеждения невыдерживают критики. Нельсон-Джоунс перечисляет некоторые вопросы дляобсуждения, которые терапевты должны задать клиентам, а клиенты — самим себе:
«Какоеиррациональное убеждение я хочу обсудить и от какого иррационального убежденияя хочу отказаться?»
«Могули я рационально защищать это убеждение?»
«Какиесуществуют доказательства истинности этого убеждения?»
«Какиесуществуют доказательства ошибочности этого убеждения?»
«Почемуэто ужасно?»
«Почемуя не могу этого вынести?»
«Какимобразом это делает меня отвратительным (слабым) человеком?»
«Почемуя должен всегда все делать плохо в будущем?»
«Какимэффективным новым убеждением (философией) я могу заменить мое иррациональноеубеждение?»[33]
Помнению Нельсон-Джоунса, желательный когнитивный результат обсужденияопределенных иррациональных убеждений и их производных — это составлениеоптимального набора предпочтительных убеждений или эффективных новых философий,связанных с каждым убеждением. Желательные эмоциональные и поведенческиерезультаты должны быть получены на базе эффективных новых философий, и этирезультаты должны взаимодействовать с данными философиями.[34]
Дискриминация обозначает помощьтерапевта клиенту в определении четких различий между неабсолютными ценностямии абсолютистскими. Формальная версия дискутирования, которая включает несколькоглавных компонентов, известна как ДИВ (Дискутирование Иррациональных Взглядов).ДИВ – это один из примеров когнитивной домашней работы, которая часто даетсяклиентам между сеансами после того, как их научили его проводить.
Клиенты могут пользоватьсяаудиокассетами, чтобы облегчить процесс дискутирования. Они могут прослушиватьаудиозаписи терапевтических сеансов, и записывать собственные дискуссии по поводусвоих иррациональных идей.
Существует три когнитивных метода,которые терапевты часто предлагают клиентам для закрепления новой рациональнойфилософии:
– библиотерапия,когда клиентам рекомендуются материалы для чтения и книги по самопомощи;
– прослушиваниеаудиокассет с записью РЭТ – лекций на различные темы;
– проведениеРЭТ с другими, когда клиент использует РЭТ, чтобы помочь своимдрузьям и родным решить их проблемы.
Также применяется множествосемантических методов. Иногда используются техникиопределения, цель которых – помочь клиенту использовать язык менеесаморазрушительным образом. Например, вместо слов «Я не могу…» Эллис предлагаетиспользовать выражение «Я еще не научился».[35] Достаточночасто используют техники «за» и «против».Здесь клиентов побуждают перечислить как негативное, так и позитивное,относящееся к конкретному понятию, например, «курение».
РЭТ-терапевты используют множествоимажинативных техник. Часто прибегают к рационально-эмоциональномувоображению и к методувременной проекции.
Эмоциональные техники.
РЭТ-терапевты предлагают своим клиентам эмоциональную установку на безусловное принятие,множество юмористических методов,рассказов, басен, стихов, афоризмов, девизов и острот.
РЭТ-терапевты полагают, что клиенты самиспособны помочь себе перейти от интеллектуального инсайта к эмоциональномуметоду энергичного оспаривания своих иррациональных взглядов. Сила и энергияиграют большую роль в широко распространённых РЭТ-упражнениях атаки стыда. Эллистак описывает эти упражнения: клиенты преднамеренно стремятся вести себя«неприлично» на публике, для того чтобы научиться принимать себя и переноситьпоследующий дискомфорт. Поскольку клиенты не причиняют вреда ни себе, ни другимлюдям, небольшое нарушение социальных правил часто служит подходящимупражнением на преодоление стыда.[36]
Упражнение на принятие риска относитьсяк той же категории. Клиенты умышленно идут на просчитанный риск в тех областях,где они хотят что-либо изменить. Вместе с такими упражнениями частоиспользуется повторение рациональных самоутверждений с чувством и силой.
Поведенческие техники.
РЭТ приветствует использованиеповеденческих техник (особенно домашнего задания) с самого своего зарождения в1955 году, поскольку она признает, что когнитивные изменения зачастуюоблегчаются изменениями поведенческими.
Поведенческие методы, применяемые в РЭТ,включают в себя упражнение «оставайся там», которое предоставляет клиентувозможность вынести хронический дискомфорт, оставаясь в неприятной ситуации втечение длительного времени; упражнения, в которых клиента побуждают к тому,чтобы он заставлял себя приступать к делам сразу, не откладывая их на потом, втоже время претерпевая дискомфорт от борьбы с привычкой откладывать все назавтра; использование наград и наказаний, чтобы побудить клиента взяться занеприятное задание, преследуя отсроченные цели; время от времени в РЭТ прибегаютк терапии, принятой Келли, когда клиентов побуждают вести себя так, «как будто»они уже мыслят рационально, чтобы они могли на опыте понять, что изменениявозможны.
Мы перечислили основные техники,применяемые в РЭТ. Кроме этого существуют техники, которых в РЭТ избегают.Приведём ниже названные А. Эллисом и У. Драйденом примеры таких техник. К нимотносятся:
– техники, которые делают клиентов болеезависимыми (излишняя теплота терапевта как сильное подкрепление, создание ианализ невроза замещения);
– техники, которые делают клиентов болеелегковерными и внушаемыми (восприятие мира через розовые очки);
– техники многоречивые и малоэффективные(психоаналитические методы свободные ассоциации);
– методы, которые в короткие срокипомогают клиенту почувствовать себя лучше, но не гарантируют стабильногоулучшения (эмпирические техники, техники гештальт – терапии);
– техники, которые отвлекают клиентов отработы над своим дисфункциональным мировоззрением (релаксация, йога и др.);
– методы, которые могут случайноподкрепить философию низкой толерантности к фрустрации (постепеннаядесенсибилизация);
– техники, в которых присутствуетантичная философия (лечение внушением и мистицизм);
– техники, которые пытаются изменитьактивирующее событие «А» прежде, чем продемонстрировать клиенту, как можноизменить свои иррациональные взгляды «В» (техники семейной терапии);
– техники, не имеющие достаточнойэмпирической поддержки (нейролингвистическое программирование, недирективнаятерапия, ребефинг).[37]

3.Уникальность и ограничения рационально-эмотивной терапии
По мнению Эллиса, любой из видовпсихотерапии, включая РЭТ, имеет свои ограничения. Он утверждает, что никого изклиентов, даже при эффективном использовании РЭТ, не удавалось излечитьполностью (хотя состояние многих существенно улучшалось), потому что людисклонны создавать свои эмоциональные нарушения и от этой склонности никогда неудаётся полностью и безвозвратно избавиться.[38]
Эллис также перечисляет некоторыефакторы, ограничивающие эффективность РЭТ. К ним относятся слишком ярковыраженные неадекватные чувства, которые люди ошибочно считают неизбежными,поэтому предпринимают лишь слабые попытки изменить их. Некоторые «вредные»чувства (чрезмерная тревога, ярость, чувство вины) иногда имеют положительныйрезультат, люди начинают считать их всегда благоприятными и взращивать их всебе, вместо того, чтобы от них отказаться. Это также значительно снижаетэффективность РЭТ. Некоторые техники РЭТ,например, принятие клиентом ответственности за неправильное поведение безобвинения себя, требуют от клиентов умения проводить весьма тонкие различия, нотаким умением наделены не все. Ещё одним ограничением является критерий,определяющий возраст и интеллектуальные способности клиентов, а именно, имдолжно быть не меньше 8 лет и их интеллектуальный уровень должен быть не нижесреднего, для того, чтобы понять и научиться применять РЭТ.
Эллису принадлежитмысль о том, что у большинства людей от природы существует склонность слёгкостью создавать свои проблемы, но с трудом их решать. Он выделяет различныемеханизмы сопротивления, помогающие людям противостоять благоприятнымпеременам. Перечислим некоторые из них:
1) привычка мыслить, чувствовать и вести себя дисфункционально,от которой трудно отказаться;
2) склонность к физической, эмоциональной и интеллектуальнойинерции;
3) желание получить удовольствие прямо сейчас, любой ценой,не думая о будущем (“близорукий гедонизм”);
4) совершение некоторых действий и употребление некоторыхвеществ (таких, как игра на деньги или неумеренное потребление алкогольныхнапитков), несмотря на их очевидный вред;
5) чрезвычайно развитые внушаемость, доверчивость иконформизм;
6) тенденция поддаваться подозрительности и панике вместотого, чтобы быть внимательными и осторожными;
7) склонность к мании величия;
8) приверженность принципу “все или ничего”;
9) нереалистичное мышление;
10) желание тянуть время и избегать того, что не нравится;
11) часто проявляющееся нежелание быть настойчивым;
12) склонность к чрезмерным обобщениям и другим логическимошибкам;
13) бездумность и торопливость;
14) склонность создавать свои эмоциональные расстройства, апотом обвинять себя в этом;
15) наличие таланта догматического, абсолютистского,жесткого, антинаучного мышления.[39]
Несмотря на все ограничения, у РЭТ есть и преимущества. Эллисвыделяет следующие преимущества РЭТ:
1. Она может приносить положительные результаты достаточнобыстро. Часто удается помочь людям (при условии их активности) достичьсущественных улучшений в течение 3—6 месяцев.
2. РЭТ пользуется в основном теми техниками, которые подходятбольшинству клиентов. Если эти техники не оказываются эффективными при работе сконкретным клиентом, психотерапевт выбирает из имеющегося в его распоряженииарсенала другие когнитивные, эмотивные и бихевиоральные методы, которые могутподойти для необычного или трудного случая.
3. Несмотря на то, что РЭТ оказывается наиболее эффективнойпри работе с умными, образованными клиентами, обладающими высоким уровнеммотивации, ее можно применять и в упрощенной форме с несложным языком длядетей, малообразованных или внутренне сопротивляющихся. РЭТ применима к гораздоболее широкому кругу людей, чем любой другой популярный вид психотерапии.
4. РЭТ находит применение не только в обычной психотерапевтическойработе — она широко используется в образовании, общении, бизнесе. Основныеположения и техники РЭТ описаны в многочисленных популярно-психологическихкнигах. Через эти каналы РЭТ помогает миллионам людей, не получающим илиполучающим недостаточно психотерапевтической помощи.
5. РЭТ, исходно появившаяся как индивидуальная психотерапия,сегодня успешно применяется в других формах, включая группы, “рациональныемарафоны”, семинары, интенсивные занятия, компьютерную терапию, работу скризисами и т.д.[40]
Существует также и множество других мнений относительноположительных и отрицательных сторон РЭТ. К примеру, Дж. Коттлер и Р. Браунсчитают, что любой человек многогранен, у него есть как мысли, так и чувства;РЭТ уделяет чрезмерное внимание мыслительным процессам, в то время как чувства вработе не затрагиваются, что может привести к их подавлению и отрицанию. Также,по их мнению, РЭТ не подходит для работы с некоторыми клиентами, например, стеми, у кого уже есть проблемы с чрезмерной интеллектуализацией. Они обращаютвнимание на то, что многие когнитивно-поведенческиеконсультанты жалуются на скуку и профессиональное «выгорание», когда имприходится использовать одни и те же аргументы и доводы в работе со всемиклиентами.
Дж. Коттлер и Р. Браун считают, что консультант, использующийРЭТ, должен обладать определенными психологическими качествами;РЭТ сложно использовать в своей работе тем консультантам, которые не настроеныдостаточно воинственно и в то же время не умеют быстро остывать и которых непривлекают жаркие споры и яростные схватки. По их мнению, консультант в РЭТиграет достаточно активную и директивную роль и при этом довольно многословен,из-за этого клиент может чувствовать с его стороны доминирование и подавление ипри этом не брать на себя ответственность за результаты работы.[41]
Нарядус приведёнными выше недостатками, РЭТ обладает также и специфическимидостоинствами. Дж.К. Зейг и В.М. Мьюнион выделяют некоторые из них:
1.РЭТ последовательно и активно помогает людям приходить в лучшее состояние изатем оставаться такими, а не просто почувствовать себя лучше.
2.Она быстро выявляет самые важные когнитивные, эмотивные и поведенческие аспектытех нарушений, которые имеются у людей, и показывает им, как активно искоренятьи изменять присущие им тенденции самосаботажа. Она является, по сути,краткосрочной психотерапией. Большое внимание уделяется в ней методамсамопомощи.
3.Рационально-эмотивная психотерапия всегда стремится осуществить глубинныеизменения в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах; почти неизменноиспользует ряд методов влияния на мышление, чувства и действия и,следовательно, может быть отнесена к числу первых интегративных (и вопределенной степени эклектических) направлений в психотерапии.
4.В ней применяется необычный для других направлений психотерапии подход, которыйможет быть назван психообразовательным: постоянное использование брошюр, книг,аудио- и видеозаписей, диаграмм и применение других методов, принятых вобразовании. Это делается для того, чтобы ускорить психотерапию и сделать ееболее интенсивной. Данные методы приносят также большую пользу тем людям,которые не посещают психотерапевтов или делают это редко.[42]
рациональный эмотивный терапия эмоциональный

Заключение
В рационально-эмотивной терапии выделяется три ведущихпсихологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), эмоции иповедение. Эти три аспекта взаимосвязаны, изменение одного из них ведёт кмзменению других. РЭТ основывается на том, что мысли определяют эмоции, а воснове патологических эмоций лежат нарушения мыслительных процессов, которыеЭллис назвал иррациональными убеждениями.
РЭТ использует модель А-В-С, разработанную Эллисом. С точки зренияРЭТ, не объективные события А вызывают позитивные или негативные эмоции С, а ихвнутреннее восприятие и оценка В.
Основная цель РЭТ – помочь людям осознать, что они могут житьболее рационально и продуктивно.
Работа консультанта сводится к опознаванию иррациональныхустановок, к конфронтации с ними, их пересмотру и, наконец, к закреплениюфункционирования рациональных, уже гибких (а не первоначально абсолютистских) установок.
РЭТотличается большим разнообразием применяемых в процессе терапии когнитивных,эмоциональных и поведенческих техник. Совместное использование различных видовтехник значительно улучшает результаты терапевтического процесса.
РЭТ находит применение не только в обычнойпсихотерапевтической работе — она широко используется в образовании, общении,бизнесе. Исходно появившаяся как индивидуальная психотерапия, сегодня РЭТуспешно применяется в других формах, включая группы, “рациональные марафоны”,семинары, интенсивные занятия, компьютерную терапию, работу с кризисами и т.д.
Каки любой вид психотерапии, РЭТ имеет свои достоинства и недостатки, оцениваякоторые каждый консультант или психотерапевт сам определяет, будет ли ониспользовать РЭТ в своей работе.

Списокиспользованных источников и литературы
1. АйвиА.Е., Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование ипсихотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М.: Психотерапевтическийколледж, 2009. – 487 c.
2. АлександровА.А. Психотерапия: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 480 с.
3. ГейвинХ. Когнитивная психология /Пер. с англ. – М. И др.: Питер, 2003. – 268 с.
4. ГлэддингС. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2009. – 736с.
5. ГулинаМ.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Речь, 2009. – 352с.
6. КассиновГ. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия как метод леченияэмоциональных расстройств // Психотерапия: От теории к практике. Материалы Iсъезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. — СПб., изд.Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. — С. 88-98
7. Когнитивно-бихевиоральныйподход в психотерапии и консультировании: Хрестоматия /Сост. Т.В. Власова. –Владивосток: ГИ МГУ, 2009. – 110 с.
8. КорсиниР., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. – 2-еизд. — СПб.: Питер, 2006 г. — 1876 с.
9. КоттлерДж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб.: Питер, 2001. – 464с.
10. МакМаллин Р. Практикум покогнитивной терапии: Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2009. — 560 с.
11. Нельсон-ДжоунсР. Теория и практика консультирования – СПб.: Издательство «Питер», 2000. –464с.
12. ОсиповаА. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002. – 510с.
13. ПаттерсонС, Уоткинс Э. Теории психотерапии. – СПб.: Питер, 2003. – 544с.
14. Психотерапия— что это? Современные представления/Под ред. Дж.К. Зейга и В.М. Мьюниона /Пер. с англ. Л.С. Каганова. — М.: Независимая фирма «Класс», 2009. —432 с.
15. Психотерапия.Справочник практического психолога//под.ред. С.Л. Соловьевой – СПб: АСТ, 2005.– 352с.
16. Уолен С., Дигуссепп Р., Уэсслер Р. Практическоеруководство по рационально-эмотивной терапии. – СПб.: Питер, 2000. – 307с.
17. Фёдоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – СПб.: Питер,2009. – 352с.
18. Эволюцияпсихотерапии: Сборник статей. Т. 2. Осень патриархов: психоаналитическиориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия / Под ред. Дж.К. Зейга /Пер. с англ. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — 416 с.
19. ЭллисА. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – СПб.: Питер, 1999. – 224с.
20. ЭллисА. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональныйподход /Пер. с англ. — СПб.: Сова, 2002. — 272 с.
21. ЭллисА., Драйден У. Практика рационально – эмоциональной поведенческой терапии. 2-еизд./ Пер. с англ. Т. Саушкиной. – СПб.: Издательство «Речь», 2002. – 352с.
22. ЭллисА., Ландж А. Не давите мне на психику! — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 224 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.