Контрольная работаПо дисциплине: ПсиходиагностикаНа тему:Тесты достижений, область их применения
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ
I. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ
I.1 Диагностика учебных достижений
I.2 Тесты профессиональных достижений
ЗАКЛЮЧЕНИЕСписок литературы
ВВЕДЕНИЕТестирование (англ. test — испытание, проверка) —экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирическихсоциологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологическихкачеств и состояний индивида.Тесты достижений не относятся к ряду психологических. Темне менее, разработка психологических тестов во многом влияла на разработкуинструментов оценки знаний и умений. К их созданию приложили руку многие видныепсихологи. Поэтому, психодиагностика не обходит вниманием тесты достижений,основным потребителем которых была и остается сфера образования. О измерений в образовании в США был признан Э. Трондайк,издавший в 1903 году книгу «Образовательная психология». Публикация этой книгиознаменовала появление новой области — образовательной психологии. Э. Трондайк обсуждаетпринципы построения тестов и применения статистических методов в книге«Введение в теорию теорию умственных и социальных измерений». Затем один задругим появляются шкалы оценки почерка и письменных сочинений, Стандартныетесты Стоуна и Серии арифметических тестов С.А. Куртиса. Стремительномуразвитию тестов способствует приток в США иммигрантов, приведших к увеличениюнабора учащихся. Также возросла потребность в квалифицированных рабочих, чтопотребовало разработки методики оценки качества их обучения. В 1947 годусоздается Служба тестирования в образовании(ETS), со временемпринявшая на себя ответственность за все программы тестирования для университетов,профессиональных училищ, правительственных учреждений и других организаций.В дореволюционной России с начала XX векаиспользовались и разрабатывались психологические тесты для нужд образования. В 1936г.в советской психологии под вилянием идеологических установок на применениетестов налагается запрет. Возрождение исследований происходит лишь в 1960году.Тесты достижений используются не только в сфереобразования, но и при отборе поступающих на работу в промышленность игосударственные учреждения. В Китайской империи систематические экзамены приприеме на гражданскую службу были введены примерно за 150 лет до н.э. вевропейских странах отбор правительственных служащих на основе экзаменов былвведен в конце XVIII- начале XIX в. Комиссия гражданской службы СШАутвердила обязательные конкурсные экзамены в 1883г. Методы составления тестов,разработанные до и во время Первой мировой войны, были внедрены вэкзаменационную программу государственной гражданской службы США в 1922г. В настоящее время тесты достижения по численности занимаютпервое место среди диагностических методик. Таким образом, мы видим, что актуальность диагностикидостижений со временем только возрастает. Что явилось главной причиной выборамной темой своей контрольной работы «Тесты достижений, область их применения».Целью работы является выявление основных функций тестовдостижения и определение областей их применения.
I. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ
Тестдостижений – это группа психодиагностических методик, направленных на оценкудостигаемого уровня развития навыков и знаний.
Выделяют 2группы тестов достижений:
1. Тесты успешностибучения (используются в системе образования)
2. Тестыпрофессиональных достижений (тесты диагностики специальных знаний и трудовыхнавыков, необходимых для выполнения профессионально-трудовых действий).
Тестдостижения противоположен тесту способностей. Различия: между этими тестамисуществует различие в степени единообразия предшествующего опыта, который идиагностируется. Если тест способностей отражает влияние совокупногоразнообразного опыта, получаемого учащимися, то тест достижений отражаетвлияние относительно стандартного курса обучения чему-то.
Цельприменения тестов способностей и тестов достижений:
· тестыспособностей – для предсказания различия успешности выполнения деятельности
· тесты достижений– делают конечную оценку знаний и навыков по завершении обучения.
Ни тестыспособностей, ни тесты достижений не диагностируют способности, навыки,одаренность, а только успешность предшествующего достижения. Идет оценка того,чему человек научился.
Классификациятестов достижений
Широкоориентированные– для оценки знаний и навыков, соответствие основным целям обучения(рассчитанным на продолжительное время). Например: тесты достижений напонимание научных принципов.
Узкоспециализированные– усвоение отдельных принципов, отдельных или учебных предметов. Например:усвоение темы в математике – раздел простые числа – как усвоен этот раздел.
I. 1 Диагностика учебных достижений
психодиагностикатест достижение способность
Длядиагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которыеразными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности,дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут такжеподразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качествпедагогов). Как утверждает А.Анастази, по численности этот тип тестов занимаетпервое место.
В литературевстречается следующее определение тестов достижений.
Тесты — этодостаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы,испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценитьпреподавателями и студентами результативность познавательной деятельностистудентов, т.е. оценить степень и качестводостижения каждым студентом целей обучения (целей изучения).
Одним изважных преимуществ тестов достижений над учительской оценкой является ихобъективность и непредвзятость. Поскольку, зачастую оценка учителя выступаеттакже методом воздействия, отражая в себе отношение учителя к личности ученика.
Удобство тестовдостижения состоит в том, что они очень компактны и пригодны для оценкидостижений больших групп.
Тестыдостижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике)ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем,уровня владения навыками (например, счетными).
Такие тестывыполняют несколько функций:
· выступают каксредство оценки знаний,
· определяютготовность ребенка к обучению в школе,
· выявляютнедостатки обучения,
· подсказываютнаправление последующего обучения,
· обеспечиваютмотивацию учащегося,
· помогаютприспособить обучение к потребностям индивида,
· дают информациюоб уровне знаний, усвоенных учащимися.
Тестыдостижений отличаются также и от тестов интеллекта Последние направлены не надиагностику конкретных знаний или фактов, а требуют от учащегося умениясовершать с понятиями (пусть даже и учебными) определенные умственные действия,такие, как проведение аналогии, классификации, обобщение и др. Это отражено и вформулировании конкретных заданий тестов того и другого типа.
Отдельныетесты достижений можно объединять в батареи, что позволяет получать профилипоказателей успешности обучения по разным школьным предметам. Как правило,тестовые батареи предназначены для разных образовательно-возрастных уровней ине всегда дают результаты, которые можно сопоставлять друг с другом дляполучения целостной картины успешности обучения от класса к классу. Наряду сними созданы батареи, которые позволяют получать такие данные. Это, например,тесты основных навыков (штата Айова) и успехов в обучении, тесты достижений итесты учебных навыков Стэнфордского университета и др.
В США тестыдостижений получили очень широкое распространение и используются не только вшколе, но и в дошкольных учреждениях и для выборок взрослых людей (например,для определения уровня грамотности тех или иных слоев населения).
I. 2 Тесты профессиональных достижений
Тестыпрофессиональных достижений используются для оценки эффективности обученияпрофессионалов или профессиональных тренировок. Для отбора людей на наиболееответственные должности – профотбор. Используется для оценки уровняквалификации работников, при переходе на другую должность. Цель – оценитьуровень обученности профессиональным знаниям, навыкам.
Выделяют 3формы тестов профессиональных достижений:
1. Тесты исполнения.Выполнение ряда заданий, обнаруживающих владение основными навыками илидействиями. Используются те механизмы, аппаратура, инструменты, которыеиспользуются в трудовой деятельности или моделировании отдельных элементовпрофессиональной деятельности, способность воспроизводить отдельные операции.
2. Письменные тестыдостижений. Используются там, где требуется выяснить, насколько человек владеетспециальными знаниями. Задания на бланках. Выполняются в письменной форме сопределенной формой ответов.
3. Устные тестыпрофессиональных достижений. В период первой мировой войны тестыпрофессиональных достижений использовались для отбора персонала. Сериивопросов, выявляющих специальные знания. Диагностика в виде интервью.Проводилась индивидуально. Удобны в применении. Не нужно распечатывать.Испытуемый должен в заданной форме отвечать.
Тестыпрофессиональных достижений создаются, как и тесты достижений. Создаетсябольшое количество заданий, заведомо больше в несколько раз. Проверяют.Испытывают три группы работников:
1. эксперты высокойквалификации
2. новички
3. представителисмежных профессий.
Заданиевключается в тест, если:
· задание выполненобольшинством экспертов (это есть признак валидности)
· задание выполненоменьшим процентом новичков (приблизительно 60-70%)
· и, если ещеменьший процент представителей смежных профессий выполнило задание.
Тесты профессиональныхдостижений способны помочь в решении целого ряда проблем:
1.Оценка эффективностипрофессионального обучения.
2.Сравнение разных методов и учебныхпрограмм путем сопоставления достижений групп, обучающихся разными способами.
3.Выявление пробелов в знаниях уначинающих профессионалов и их своевременного доучивания с помощьюиндивидуализированных методов и приемов.
4.Аттестации работников на разряд, дляоценки квалификации.
Однако работа по созданиютаких тестов не проста, она требует специальных знаний и квалификации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тесты достижений делятсяна две основные группы:
1. Тесты успешностиобучения.
2. Тесты профессиональныхдостижений.
Первая группа тестовиспользуется в сфере образования для диагностики успешности обучения. Одним изважных преимуществ тестов достижений над учительской оценкой является ихобъективность.
Удобствотестов достижения состоит в том, что они очень компактны и пригодны для оценкидостижений больших групп.
Тестыдостижений выполняют несколько функций:
· выступают каксредство оценки знаний,
· определяютготовность ребенка к обучению в школе,
· выявляютнедостатки обучения,
· подсказываютнаправление последующего обучения,
· обеспечиваютмотивацию учащегося,
· помогаютприспособить обучение к потребностям индивида,
· дают информациюоб уровне знаний, усвоенных учащимися.
Тестыпрофессиональных достижений используются для оценки эффективности обученияпрофессионалов или профессиональных тренировок. Для отбора людей на наиболееответственные должности – профотбор. Они используется для оценки уровняквалификации работников, при переходе на другую должность. Цель – оценитьуровень обученности профессиональным знаниям, навыкам.
Выделяют 3формы тестов профессиональных достижений:
1. Тест исполнениядействия.
2. Письменный.
3. Устный.
Тестыдостижений в настоящее время широко распространены за рубежом, например в СШАони разработаны более чем для 250 различных профессий В нашей стране такихтестов практически нет, что обусловлено сложностью создания и валидизацииданных методик.
Оцениваятесты учебных и профессиональных достижений в целом, следует отметить иххорошие возможности в осуществлении контроля за процессами обучения иформирования профпригодности.
Списоклитературы
1. Анастази А.,Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – Спб.: Питер, 2007.-688 с.:ил.- (Серия «Мастера писихологии»)
2. Бурлачук Л.Ф.Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд.- Спб.: Питер, 2010
3. Словарь-справочникпо психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б.Крымский. – Киев: Наук. думка, 1989. С.
4. Шмелев А. Г. иколлектив. Основы психодиагностики- Учебное пособие для студентов педвузов. —Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
5. Настольная книгапрактического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. —М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога сдетьми разного возраста.
6. Настольная книгапрактического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. —М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционныеприемы и упражнения.
7. Учебное пособие /Под П 86 ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО,
8. Гайда В.К.,Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. – Л.: Изд-во ЛГУ,1982.