Реферат по предмету "Психология"


Теоретический анализ проблемы коммуникационных барьеров и причины их возникновения

Оглавление
 
Ведение
1.Коммуникационные барьеры – основные аспекты
1.1Понятие коммуникационных барьеров и основные причины их возникновения
1.2Классификация коммуникационных барьеров
2.Характеристика методов и средств преодоления барьеров в коммуникациях
2.1Правила и принципы построения эффективной коммуникации
2.2Методы и средства преодоления коммуникационных барьеров
Заключение
Библиография

Введение
Коммуникацииявляются важнейшей составляющей в деятельности руководителя, поскольку коммуникации- это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут вместеработать, формулировать задачи и решать их.
Коммуникации – важнейший элемент обеспечения эффективностиуправления. Руководитель тратит от 50 до 90% своего времени именно на коммуникации.Не только слово, цифра и другая информация, которая может быть представлена письменноили графически, занимает основное место и является важнейшим в коммуникационномпроцессе, но и другие элементы (жесты, мимика, паузы) могут быть определяющими спозиций оценки эффективности управления
При обмене информацией могут возникать специфические коммуникативныебарьеры. Они существуют как на уровне межличностных, так и на уровне организационныхкоммуникаций. Возникновение барьера понимания обычно связано с рядом причин какпсихологического, так и иного порядка.
Каждый сотрудник участвует ежедневно в процессе обменаинформации в организации, и эффективность коммуникационного процесса влияет на успешностьбизнеса в целом. Если нарушается процесс обмена информацией в организации, то сразунаступает рассогласование коллективных действий, а следственно снижается эффективностьведущихся работ. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.
Целью курсовой работы является рассмотреть проблему коммуникационныхбарьеров и выявить причины их возникновения.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
—   изучить теоретические материалы по данной проблеме;
—   дать определение коммуникативных барьеров;
—   рассмотреть различные виды коммуникационных барьеров;
—   проанализировать причины возникновения барьеров в коммуникациях;
—   сделать выводы и внести предложения.
С целью написания работы были изучены труды отечественныхи зарубежных авторов: Мескона М, Абчук В.А., Басовского Л.Е. и других.

1. Коммуникационные барьеры – основные аспекты
 
1.1 Понятие коммуникационных барьеров и основныепричины их возникновения
Коммуникации — это связи междуфункциями, подразделениями системы управления, между людьми. Коммуникации — взаимодействия,двусторонние усилия, без которых невозможна совместная деятельность, это первоеусловие существования всякой организации. [6, c. 25]
Осуществление коммуникаций – это связующий процесс, необходимыйдля любого важного управленческого действия, – планирования, организации, мотивации,контроля, принятия решений.
В процессе коммуникации могут возникнуть различного родапрепятствия или барьеры.
Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адаптивной информациимежду партнерами по общению. [16]
При диалоге людей различной национальности,например, может возникнуть языковый барьер, а при прохождении радиосигнала – радиопомехи.
В коммуникациях между руководителем и подчиненнымв качестве помех и барьеров могут служить статусные различия между руководителеми подчиненным, или желание слышать только то, что хочется услышать. В беседе помехоймогут быть и отвлечения, и неправильная интерпретация полученной информации реципиентом,и семантические проблемы (придание различных значений одним и тем же словам). Всепомехи и барьеры искажают передаваемый сигнал, поэтому коммуникатору важно убедитьсяв том, правильно ли понята реципиентом информация. Для этого в систему коммуникациивключается канал обратной связи. В разговоре в качестве канала обратной связи можетбыть, например, краткий пересказ реципиентом услышанного. С помощью обратной связикоммуникатор может оценить, насколько эффективно осуществляется коммуникация.
Условно можно выделить следующие причины возникновениябарьеров в коммуникациях:
/> Сложность содержания сообщения (связанныес речью, словами, жестами, телодвижениями);
/> Непривычность и сложность формы сообщения;
/> Проблемы со средствами передачи сообщения;
/> Плохая обратная связь;
/> Запаздывание информации и другие.
 
1.2 Классификация коммуникационных барьеров
Преграды существуют как на уровнемежличностных, так и на уровне организационных коммуникаций.
Межличностные барьеры.
К ним относят:
/>  Барьерывосприятия;
/>  Семантические барьеры;
/>  Невербальные преграды;
/>  Плохаяобратная связь;
/>  Неумениеслушать.
/>  Сложные (смешанные) межличностные барьеры:
ü Барьер «авторитет»
ü Барьер «избегание»
ü Барьер «непонимание»
ü Барьер «логическое непонимание»
Восприятие можетбыть определено в самом общем виде как процесс получения и обработки информации.Этот процесс заключается в том, что информация, полученная из внешней среды, проходитобработку, приводится в определенный порядок и систематизируется [8, с. 67]. Восприятиекаждым человеком действительности различно и всегда носит субъективный характер.Люди интерпретируют одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленногоопыта. Расхождение между основами суждений может стать причиной избирательного восприятияинформации в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состоянияи внешнего окружения людей. Человек, используя зрительные, звуковые, осязательныеканалы получения информации, воспринимает не всю поступающую к нему информацию,а только ту, которая имеет для него специальное значение. Из этого следует, чтово многих случаях люди воспринимают лишь часть сообщения, полученного ими, в силуизбирательности, идеи, закодированные отправителем, могут оказаться искаженнымии не полностью понятыми. Информация, вступающая в противоречие с нашим опытом илиранее усвоенными понятиями, зачастую либо полностью отторгается, либо искажаетсяв соответствии с этими опытом или понятиями.
Семантические барьеры. Целью коммуникаций является обеспечение понимания информации,служащей предметом общения, то есть сообщения. Вступая в контакт и используя символы,мы пытаемся обмениваться информацией и добиваться ее понимания. К используемым намисимволам относятся слова, жесты и интонации. Отправитель кодирует сообщение с помощьювербальных и невербальных символов.
Рассмотрим использование вербальных символов – слов. Семантикаизучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку словамогут иметь разные значения для разных людей, то, что некто намеревается сообщить,необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации.Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многихслучаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу отправителем. Символне имеет неповторимого неотъемлемого значения. Значение символа выявляется черезопыт и варьирует в зависимости от контекста, ситуации, в которой использован символ.Поскольку у каждого человека свой опыт, и каждый акт обмена информацией в определенноймере является новой ситуацией, никто не может быть абсолютно уверен, что другоелицо припишет то же значение символу, которое придано отправителем. Семантическиебарьеры могут создавать особо сильные коммуникативные проблемы для компаний, действующихв многонациональной среде. Семантические барьеры, обусловленные культурными различиями,могут серьезно затруднять обмен информацией.
Невербальные преграды. Хотя вербальные символы (слова) – основное средство длякодирования идей, предназначенных к передаче, часто используются невербальные символы– жесты, улыбки, выражение глаз, поза и т. д. В невербальной коммуникации используютсялюбые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременнос вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Еще одна разновидностьневербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова, то есть интонация,модуляция голоса, плавность речи, паузы и т. д. К невербальным преградам можно отнеститакже культурные различия в поведении людей (например, кивание головой у японцевозначает «нет», а во многих других странах – согласие).
Во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которыемы произносим. Нужно добиваться, чтобы используемыедля передачи невербальные символы соответствовали сообщаемой идее.
Плохая обратная связь. Некоторые сообщения не требуют обратной связи, однако дляповышения эффективности обмена информацией он должен быть двусторонне направленным.Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли сообщение,принятое получателем, истолковано в том смысле, который был изначально. Преградойна пути эффективных коммуникаций может быть как плохо налаженная обратная связь,так и отсутствие ее.
Неумение слушать. Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляяи принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. Многим кажется, что слушать – означаетлишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить, однако это всего фрагментпроцесса внимательного сосредоточенного слушания. Важно уметь слышать конкретныеизлагаемые вопросы. Мало воспринимать факты – нужно прислушиваться к чувствам.Выслушивание фактов и чувств это выслушивание сообщения полностью, благодарячему расширяются возможности понять ситуацию.
Сложные (смешанные) межличностные барьеры. В процессе делового общения возможно возникновение, покрайней мере, трех сложных коммуникативных барьеров.
/> «авторитет»;
/> «избегание»;
/> «непонимание».
Первые два обеспечиваютзащиту от источника информации, последний — защиту от самого сообщения.
Барьер «авторитет»
Разделив всехлюдей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказываетв доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются изависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например,пожилые люди слабо прислушиваются к советам молодых.
Отнесение человекак авторитетным зависит от следующих факторов[15]:
/> социального положения
/> (статуса)http://www.elitarium.ru/2007/03/23/socialnye_statusy_i_socialnye_roli.html, от принадлежности к реальной «авторитетной» группе. ПсихологП. Уилсон показывал студентам разных классов колледжа одного и того же мужчину.В одном классе психолог представлял этого мужчину как студента, во втором — каклаборанта, в третьем — как преподавателя, в четвертом — как доцента, в последнем— как профессора. После того как гость уходил, студентов просили максимально точноопределить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост незнакомцанеуклонно увеличивался по мере увеличения его социального статуса, в то время какрост психолога не менялся. Интересно, что разрыв в росте незнакомца от первого допоследнего класса составлял 14—15 см;
/> привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, выбритли, застегнут ли на все пуговицы и др.);
/> доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простотав обращении и др.);
/> компетентности;
/> искренности, причем если слушающий доверяет говорящему, то он оченьхорошо воспринимает и запоминает выводы и практически не обращает внимания на ходрассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, затоочень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.
При возникновении данного барьера соединяются такие межличностныебарьеры как барьер восприятия, неумение слушать (нежелание слушать) и невербальныепреграды.
Барьер «избегание» Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником.Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение(невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог дляпрекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенныхситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмовужасов).
Установлено, что чаще всего барьер обусловлен той или инойстепенью невнимания. Поэтому, только управляя вниманием собеседника, аудиторией,можно преодолеть этот барьер. Главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы:
1. привлечь внимание;
2. удержать внимание.
На наше внимание больше всего влияют следующие факторы:актуальность и важность информации, ее новизна, нестандартность подачи, неожиданность,интенсивность передачи информации, звучность голоса и его модуляция. Поэтому дляпривлечения и удержания внимания необходимо использовать несколько приемов, учитывающиеданные факторы.
При возникновении данного барьера соединяются такие межличностныебарьеры как барьер восприятия и неумение слушать (нежелание слушать).
Барьер «непонимание»
Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен,однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем).
Обычно выделяют четыре барьера непонимания:
фонетический (фонема— звук)
семантический (семантика— смысловое значение слов)
стилистический (стилистика— стиль изложения, соответствие формы и содержания)
логический.
Фонетическийбарьер непонимания возникаетв следующих случаях:
· когда говорят на иностранном языке;
· используют большое число иностранныхслов или специальную терминологию;
· когда говорят быстро, невнятно и сакцентом.
Преодолеть фонетическийбарьер вполне возможно, и для этого важны:
—   внятная, разборчивая и достаточно громкая речь;
—   учет аудитории и индивидуальных особенностей людей (чемхуже знает человек предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить, тем подробнеенужно разъяснять, люди разных национальностей говорят с различной скоростью: насевере и в средней полосе — медленнее, на юге — быстрее; маленькие дети и старикиплохо воспринимают быструю речь и др.);
—   наличие обратной связи с собеседником, с аудиторией.
Семантическийбарьер непонимания возникает,когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно последующим причинам.
/> любое слово имеет обычно не одно, анесколько значений;
/> «смысловые» поля у разных людей разные;
/> зачастую используются жаргонные слова,тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры (например,смысл слов «перо», «капуста» и др. на воровском жаргоне существенно отличается отистинного значения).
Возникновениебарьера можно объяснить так: мы обычно исходим из того, что «все понимают, как я»,а между тем правильнее было бы сказать обратное — «все понимают по-своему».
Для преодолениясемантического барьера необходимо:
- говорить максимально просто;
- заранее договариваться об одинаковомпонимании каких-то ключевых слов, понятий, терминов, если надо разъяснить их в началеразговора.
Стилистическийбарьер непонимания возникает,когда человек обязан понять и, следовательно, отразить в каком-то ответе или действиитолько то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре.В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием,возникает стилистический барьер.
Другими словами,если стиль изложения слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем, не соответствуетсодержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать.
Чтобы преодолетьданный стилистический необходимо правильно структурировать передаваемую информацию.
При возникновении данного барьера соединяются такие межличностныебарьеры как барьер восприятия, неумение слушать (нежелание слушать), семантическийбарьер и невербальные преграды.
Барьер логического непонимания
Данный барьервозникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречиис правилами логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоциональновоспринимаем его слова отрицательно.
Преодоление логическогобарьера возможно при соблюдении следующих условий :
· учет логики и жизненной позиции собеседника.Для этого необходимо примерно представлять себе позицию партнера, собеседника (ктоон, на каких позициях стоит и др.), а также индивидуальные и социально-ролевые особенности;
· правильная аргументация.
При возникновенииданного барьера соединяются такие межличностные барьеры как барьер восприятия, неумениеслушать (нежелание слушать), семантический барьер, невербальные преграды и плохаяобратная связь (обмен информацией происходит, но смысл до получателя информациидоходит искаженным, причем его же сознанием).
Автор курсовойработы рассмотрел межличностные барьеры, а так же их соединения, которые могут возникатьпри коммуникационном процессе. Но даже избегая влияния этих барьеров, мы не можембыть уверенны в эффективности коммуникации, т.к. существуют еще организационныебарьеры.
Организационные барьеры
В дополнение к межличностным контактам, нужно иметь представлениео преградах в организационных коммуникациях. К ним относят:
/> Искажение сообщений;
/> Информационные перегрузки;
/> Неудовлетворительная структура организации.
Искажение сообщений – одна из преград в организационных коммуникациях. При движении информациивнутри организации смысл сообщений может несколько искажаться в силу некоторых причин:
/> несознательное искажение происходитиз-за межличностных барьеров;
/> сознательное искажение может происходить,когда кто-то, несогласный с сообщением, модифицирует сообщение так, чтобы изменениесмысла происходило в его интересах;
/> фильтрация происходит по мере движениясообщений вверх, вниз или с уровня на уровень организации или отдела. Фильтрациянеобходима для того, чтобы с одного какого-то уровня на другой уровень или отделанаправлялись только те сообщения, которые его касаются. Для этого их приходитсясуммировать и упрощать, акцентировать одни и отсеивать другие перед отправкой. Такойотбор и может стать причиной искажения содержания или непопадания важной информациив нужный сектор организации;
/> сообщения, направляемые наверх, могутискажаться в силу несовпадения статусов уровней организации. Иногда возникает тенденцияснабжать руководителей высшего звена только положительно воспринимаемой информацией,что может привести к несвоевременному реагированию руководителя на возникшую иливозникающую проблему. Кроме того, причиной ухудшения информации может быть повышенноевнимание руководителей среднего звена к сообщениям с верхних этажей власти по сравнениюс информацией от подчиненных.
Информационные перегрузки. Руководитель, поглощенный переработкой поступающей информациии необходимостью поддерживать информационный обмен, как правило, не в состоянииэффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информациюи оставлять только ту, которая кажется ему наиболее важной. Могут возникнуть проблемыиз-за различия в понимании важности сообщений.
Неудовлетворительная структура организации. В организации с многочисленными уровнями управления растетвероятность информационных искажений, поскольку каждый последующий уровень управленияможет корректировать и отфильтровывать сообщения. Могут вызвать проблемы неудовлетворительныйсостав и использование комитетов, рабочих групп, кадров вообще, а также способ организациивласти и распределения задач. Несомненно, при обмене информацией мешают конфликтымежду различными людьми, группами или отделами.


2. Характеристика методов и средств преодолениябарьеров в коммуникациях
 
2.1 Правила и принципы построения эффективнойкоммуникации
Все «барьеры» и ошибки — негативные факторы,мешающие реализации функции коммуникации, для повышения эффективности которой необходимоих преодоление.
Существуютобщие правила и принципы построения эффективных коммуникаций.
Наиболееобщее правило — не приступать к передаче идеи до тех пор, пока она не станет доконца понятна самому себе.
Правило«постоянной готовности к непониманию» и допущенияза исполнителями «права на непонимание». Руководитель часто заблуждается, считая,что его нельзя не понять. Однако многообразие «барьеров» часто приводит к неполномуи неточному пониманию.
Правилоконкретности. Не следует употреблять двусмысленные,расплывчатые выражения и слова, перегружать сообщения профессионализмами.
Правилоконтроля за невербальными сигналами. Необходимконтроль за мимикой, жестами, интонацией, позой.
Правилоадресата. Надо стараться говорить на языкесобеседника,
учитываяего уровень — жизненный, профессиональный, культурно-образовательный.
Правило«собственной неправоты». Необходимо допускатьошибочность личной точки зрения.
Правило«места и времени». Эффективность руководящихраспоряжений возрастает при их своевременности и выборе наиболее благоприятной обстановки,в которой они реализуются.
Правилоактивного и конструктивного слушания, правило обратной связи. Существует ряд принципов обеспечения эффективной обратнойсвязи, являющихся конкретными средствами реализации коммуникативной функции. Эффективнаяобратная связь:
Ø должна быть направленана изучение действий членов организации;
Ø конструктивна, и благодаряей получателю сообщаются полезные для него идеи;
Ø обнаруживает тенденциюк специфичности, точно устанавливая, в чем неполадки и что конкретно должно бытьсделано для их устранения;
Ø носит незамедлительныйхарактер;
Ø основывается не столькона оценке сказанного (хорошо или плохо), сколько на изложении того, что должно (илине должно) быть сделано;
Ø полезна члену организациив той мере, в какой она предоставляет ему способы улучшения работы;
Ø характеризуется своевременностьюпоступления к работнику, давая ему возможность внести улучшения в свои действия;
Ø для того чтобы обратнаясвязь была эффективной, члены организации должны проявлять желание и готовностьпринять ее;
Ø должна быть четковыражена таким образом, чтобы стать понятной получателю;
Ø должна быть надежной.
Также в теории управления существуют три наиболееобщих принципа эффективной коммуникации: ясности, целостности и стратегическогоиспользования неформальной организации.
Соблюдение этих правил и принципов способствуетреализации функции коммуникации в управленческой деятельности, определяет ее содержаниеи специфику.

2.2 Методы и средства преодоления коммуникационных барьеров
 
Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом,чтобы их правильно понимали, чтобы их слушали и слышали. Поэтому, важно знать способыпреодоления барьеров.
Преодоление избегания. Борьба с этим видом барьеров включаетв себя управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием.
Привлечение внимания. Психологические исследования показывают,что внимание может привлекаться внешними и внутренними факторами. Внешние — этоновизна (неожиданность), интенсивность и физические характеристики сигнала, внутренние- это те, которые определяются актуальностью, значимостью, важностью сигнала длячеловека в зависимости от его намерений и целей в данный момент.
Поддерживание внимания. Умение поддерживать внимание связанос осознанием тех же факторов, которые используются при привлечении внимания, нона этот раз — это борьба с тем, чтобы внимание другого отвлекалось какими-то «чужими»,не от нас исходящими стимулами.
Внимание слушающего может быть отвлечено любым постороннимпо отношению к данному взаимодействию стимулом — громким стуком в дверь, собственнымиразмышлениями не по теме и т.д. Первая группа приемов поддержания внимания в сущностисводится к тому, чтобы по возможности исключить все посторонние воздействия, максимально«изолироваться» от них. Еще одна группа приемов поддержания внимания — постоянное изменение характеристик голоса и речи, чтобы избежать монотонности.
Управление вниманием в общении — важная задача не толькодля говорящего, но и для слушающего.
Использование феномена авторитета. По критерию авторитетностичеловек решает вопрос о доверии к собеседнику. Если он признается неавторитетным,его воздействие не будет иметь успеха, если же авторитет есть — тогда коммуникациябудет эффективной.
Преодоление фонетического барьера. Вряд ли кого-нибудьудивит совет: для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво,достаточно громко, избегать скороговорки и т.д. Для каждого вполне ясно, что выполнениетакого рода условий улучшает «проходимость» информации, оптимизирует коммуникацию.Кроме того, для преодоления фонетического барьера необычайно важна обратная связь.В конкретном общении оптимальную скорость речи или дикцию можно установить по ходудела, опираясь на реакцию слушателя.
Преодоление семантического барьера. Семантический барьерявляется следствием несовпадения тезаурусов людей. В силу того, что каждый человекимеет неповторимый индивидуальный опыт, он имеет и неповторимый тезаурус. Что жепозволяет преодолеть этот барьер? Это возможно при более полномпредставлении о тезаурусе партнера. В сущности, в этом нет ничего невозможного — мы постоянно учитываем тезаурус партнера в общении, хотя и делаем это непроизвольно.Многочисленные ошибки в коммуникации связаны именно с недооценкой разности тезаурусов.Мы постоянно недооцениваем разность тезаурусов, исходя из убеждения «все всёпонимают как я». Между тем правильно как раз обратное «все всё понимаютпо-своему».
Преодоление стилистического барьера. Для преодоления стилистическогобарьера необходимо уметь правильно структурировать передаваемую информацию, котораябудет легче пониматься, лучше запоминаться. Преодоление логического барьера.Логика, как известно, бывает разная, значит, при построении воздействия важно учестьи любимую логику партнера.
Преодоление логического барьера связано со знанием эффективностиразных аргументов и способов аргументации. Выделяется два основных способа построенияаргументации: восходящая и снисходящий. Восходящая аргументация — это такое построениепоследовательности аргументов, при котором их сила возрастает от начала к концусообщения. При нисходящей аргументации, наоборот, сила аргументов убывает к концусообщения. Необходимо подчеркнуть, что понятие «сила аргумента» — субъективное,определяющееся субъективной значимостью аргументов для данного человека или группылюдей, что еще раз подтверждает роль именно непонимания — в данном случае логического. Вывод: для того, чтобы бытьпонятым собеседником, надо по возможности учитывать логику партнера. Для этого необходимопримерно представлять себе позиции, а также индивидуальные и социально — ролевыеособенности, так как приемлемость или неприемлемость той или иной логики для партнера.
Пожалуй, наиболее важным индивидуальным коммуникативнымнавыком является умение слушать. Слушать активно — значит задавать вопросы, проявлятьинтерес и время от времени перефразировать то, что сказал собеседник, дабы убедиться,что вы правильно его поняли. Слушать активно — значит, обеспечивать обратную связьс отправителем сообщения.
Во-вторых, для передачи собственных сообщенийнеобходимо выбирать подходящие каналы. Сложное сообщение требует использования емкогокоммуникативного канала (телефон, личная беседа), рутинные послания и данные могутпередаваться в виде записок, писем или по электронной почте.
В-третьих, и отправитель, и получатель должныстараться понять точку зрения другой стороны. При получении информации менеджерыдолжны проявлять особое внимание, что позволит им распознать наличие у собеседникакаких-либо предубеждений, уточнить то, что было понято неправильно, скорректироватьсобственное сообщение. Когда мы правильно оцениваем взгляды собеседников, мы болееточно истолковываем семантический смысл передаваемых слов, ощущений и вообще относимсяк ним более объективно.
И, наконец, управлениеоснованное на выходах в народ. Менеджер должен периодически покидать свой офис исамостоятельно проверять состояние коммуникативных каналов в фирме. Когда менеджервидит все своими глазами, встречается с людьми, он получает гораздо более полноепредставление об организации, получает возможность напрямую донести до сотрудниковважные идеи и ценности.
Атмосфера доверия и открытости в организациипобуждает сотрудников к честному общению друг с другом, когда сотрудники безбоязненнопередают наверх как хорошие, так и плохие новости. Для создания такой атмосферынеобходимы усилия по развитию межличностных качеств работников.
Во-вторых, менеджеры обязаны разработать ииспользовать формальные каналы коммуникации, причем во всех направлениях.
В-третьих, менеджеры должны стимулироватьодновременное использование нескольких каналов коммуникации, формальных и неформальных.К числу таких множественных каналов относятся письменные директивы, дискуссии лицомк лицу, «выходы в народ» и «виноградная лоза».
В-четвертых,структура организации должна соответствовать потребностям в коммуникациях. Еслив организации существует дефицит горизонтальных каналов коммуникаций, в ней могутбыть созданы подобные команды, другие группы «быстрого реагирования», введены должностименеджеров-интеграторов, матричные структуры. Организационная структура, помимовсего прочего, должна отражать и потребности в информации. Если отдел или командавыполняют сложные нестандартные задачи, необходима децентрализация структур, чтопозволяет интенсифицировать дискуссии и вовлечь сотрудников в процесс управления
коммуникация барьер непонимание
 

Заключение
Итак, обобщая все выше сказанное, можно выделить следующиемоменты:
Осуществление коммуникаций — это связующий процесс, необходимыйдля любого важного управленческого действия. В ходе коммуникации могут возникать различные барьеры.Это помехи и препятствия, которые искажают исходныйсмысл сообщения, мешают конструктивному и грамотному диалогу.
Существуют два основных видабарьера — объективные и субъективные. Физический шум, плохая телефоннаясвязь, медленный интернет при online-конференции — все это относитсяк независящим от субъектов общения объективным барьерам. Субъективные барьеры разнообразнее.Можно выделить такие виды субъективных барьеров как: семантический, барьер восприятия,некорректная обратная связь, неумение слушать и другие.
Если говорить про бизнес-коммуникациюили организационную коммуникацию, то тут можно выделить следующие виды барьеров:искажение сообщений, информационныеперегрузки, неудовлетворительная структура организации.
Эффективной можно назвать ту коммуникацию, при которойвлияние барьеров снижено по минимуму. Преодоление коммуникационных барьеров осуществляетсяразличными способами, такими как: устранение всех объективные барьеров, использованиемаксимально понятной собеседнику лексики, избежание сложной или профессиональнойтерминологии, формулирование сообщения максимально четко и ясно, определите успешностиконтекста конкретной коммуникационной ситуации, регулярная обратная связь.
Таким образом, барьеры в коммуникациях неизбежно ведутк неэффективному управлению организацией и мешают работе менеджера, если вовремяне принимаются меры по их устранению.


Библиография
1.Абчук В.А. Менеджмент. – Санкт-Петербург: «Союз»,2002.
2.Авдеева Л.И. Менеджмент организаций: теория ипрактика. – Донецк: «ДонНУ», 2002.
3.Басовский Л.Е. Менеджмент – Москва: «ИНФРА-М», 2007.
4.Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент. – Москва:«Экономистъ», 2006.
5.Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю.Менеджмент. — Москва: «ИНФРА-М», 2008.
6.Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. –Санкт-Петербург:
« Союз», 2005.
7.Каймакова М.В. Коммуникации в организации. –Ульяновск, 2008.
8.Лукичева Л. И. Управление персоналом — Москва.:«Омега», 2004.
9.Мескон М. Основы менеджмента. – Москва: «Дело»,1997.
10.Пустоветова И.К. Менеджмент. – Омск, 2007.
11.Ревская Н.Е. Психология менеджмента –Санкт-Петербург: «Альфа», 2001.
12.Цыренова А.А. Менеджмент. – Улан-Удэ: «ВГТУ», 2006.
13.www.aup.ru
14.www.dic.academic.ru
15.www.elitarium.ru
16.www.fooder.ru
17.www.management.ru
18.www.psyznaiyka.net
19.www.twirpx.ru
20.www.voluntary.ru
 
.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.