/> курсовая работа по психологиина тему«Технология реабилитациилюдей, страдающих игровой зависимостью»Пенза, 2010
содержание
Введение
1. Игровая зависимость: основныепонятия и стадии
2. Технологияи методы реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью от азартных игр
2.1 Лечение и реабилитациялюдей с игровой зависимостью от азартных игр другой игровой деятельностью
2.2 Когнитивно-поведенческаяпсихотерапия
2.3 Метод Гештальт терапии
2.4Гипносуггестивная психотерапия
3. Технология реабилитации илечения людей, страдающих игровой зависимостью от игровых автоматов
4. Реабилитация людей с игровойзависимостью от компьютерных игр и интернета
Заключение
библиография
ВведениеНе секрет, что азартные игры появились еще на зарецивилизации. Азарт нельзя назвать патологией. На Востоке и на Западе судовольствием предавались азартным играм, и ничто, ни власть, ни церковь, и нитем более доводы рассудка не смогли остановить азартные игры.
Но иногда забезобидным желанием развлечься, может скрываться зависимость от азартных игр.Такой игрок уже не владеет своей жизнью. Вся его жизнь превращается в игру, ивот это уже является патологией личности.
Игроманияможет развиваться очень быстро. Человек в течение одного дня может«заболеть игрой», за неделю разориться, чуть позже покончить собой.
Всамостоятельное заболевание зависимость от игры (гэмблинг, лудомания,игромания) была выделена совсем недавно. Сейчас к ней относятся так же, как и кдругим зависимостям — алкоголизму, наркомании.
По оценкамспециалистов стоечных казино, в Москве около десяти тысяч крупных игроков.
Крупными вказино называют тех, кто ставит не меньше $10 тыс. за время игры. По оценкамспециалистов стоечных казино, в Москве около десяти тысяч крупных, тактическиэти люди уже находятся во власти патологической зависимости, и лишь весьмапризрачная грань не позволяет считать их клиентами психиатров. Однако перейтиэту границу проще простого, тем более что врачи утверждают: зависимость от игрыочень часто сопровождается еще и алкоголизмом или наркоманией.
Алкоголизм,наркомания и игровая зависимость схожи еще и тем, что, каждый думает, будто егоэта напасть не коснется. Впервые сыграв (попробовав наркотик или алкоголь),человек испытывает сильнейшее чувство удовлетворения, которое ему впредьхочется испытывать снова и снова.
Другое дело,что человека с игровой зависимостью довольно трудно выявить: он может хорошовыглядеть и довольно долго (или пока не возникнут неизбежные финансовыепроблемы) не давать никаких поводов семье или коллегам считать его серьезнобольным — в то время как у алкоголика или наркомана все написано на лице.
Но если влечении наркомании и алкоголизма имеется много наработок и способов коррекции,то игромания еще не успела обзавестись таким солидным арсеналом.
Говоря обигровой зависимости, невозможно не упомянуть о еще одной форме аддиктивногоповедения в современных условиях — компьютерной зависимости.
Она проявляетсяв следующих формах:
1. Чрезмернаяувлеченность работой в интернете — собственно поиск информации.
2. Из-занеограниченного доступа к информации и «информационного вампиризма»пользователя она нередко создает иллюзорное ощущение собственной мощи. Особаяопасность стать зависимым от Интернета подстерегает тех, для кого компьютерныесети оказываются почти единственным средством коммуникации с миром.
3. Болезненнаязависимость от видеоигр. Опасность, проявляющаяся в болезненной зависимости отигр, состоит в бесконтрольной компьютерной игровой деятельности.
4. Поглащенностьобщением он-лайн с друзьями по сети. Это дает возможность найти себевиртуального собеседника, практически удовлетворяющего любым критериям. Важно,что при этом не дается никаких обязательств поддерживать с ним общение вдальнейшем.
Основнаяпроблема избавления от зависимости состоит в том, что личность больногоискажена, дисгармонична, а потому, даже при активном желании излечиться,закрепить достигнутый результат бывает очень сложно.
Самостоятельныепопытки оставить зависимость чаще всего приводят к развитию депрессивногосостояния, которое поддерживает неодолимую тягу и проходит, когда больнойвозвращается к привычному занятию — алкоголю, наркотикам, игре. Все остальное вжизни блекнет, теряет свой смысл. Распространенность игромании в развитыхстранах составляет 2-3%, чаще заболевают мужчины.
Характернойчертой этой болезненной зависимости является неоправданный оптимизм в ожиданиивыигрыша.
Игроки каждыйраз искренне надеются на выигрыш, не учатся на своем опыте, рассчитывают налегкие деньги. Для настоящих игроков деньги второстепенны: главным являетсяэйфорическое ощущение в промежутке между ставкой и исходом игры. Они продолжаютигру вне зависимости от размера выигрыша или проигрыша. Остановитсясамостоятельно не могут, испытывают сильную агрессию к любому, кто пытается ихоторвать от игры.
Вовлеченностьв азартные игры повышается в периоды стресса, напряженной работы,эмоционального дискомфорта. Типичным исходом игромании являются долги, кражи,криминальные действия, самоубийства.
За всюисторию человечества из-за своей зависимости от игры тысячи и тысячи мужчин иженщин претерпели неисчислимые страдания и унижения. Тем не менее, ситуациюможно изменить, так же, как можно изменить свою жизнь, сделать ее лучше,светлее, комфортнее. Сделать это нелегко. Ведь для этого надо изменить себя.
Важнейшимшагом на пути преодоления игровой зависимости является признание наличияпроблемы и активная потребность вести здоровый образ жизни.
Целью исследования является изучениепонятия, стадий, технологии и методов реабилитации людей, страдающих игровойзависимостью.
Для достижения указаннойцели поставлены следующие задачи:
— рассмотреть сущностьигровой зависимости, остановившись подробно на понятии и стадиях игровойзависимости;
— дать характеристику технологииреабилитации людей, страдающих игровой зависимостью от азартных игр;
— изучить технологию иметоды реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью от игровых автоматов;
— описать технологиюреабилитации у людей с игровой зависимостью от компьютерных игр и интернета.
В качестве предметаисследования выступила игровая зависимость.
Методологическойосновой работы служитдиалектический метод познания и анализ рассматриваемых явлений.
Характер рассматриваемыхв курсовой работе вопросов обусловил использование комплекса основныхметодов:
– материалистические;
– исторические;
– методсравнительного анализа;
– формально-юридическийметод;
– эмпирические;
– источниковедческие.
Выбор структурыкурсовой работы обусловлен последовательностью решения поставленныхзадач и логикой изучения темы.
– В первой главерассматриваются понятие и стадии игровой зависимости.
– Во второй главедается характеристика технологии и методов реабилитации людей, страдающих игровойзависимостью от азартных игр.
– В третьей главеизучаются технология и методы реабилитации людей, страдающих игровойзависимостью от игровых автоматов.
– В четвертой главеописывается технология реабилитации у людей с игровой зависимостью от компьютерныхигр и интернета.
При написании курсовойработы были изучены учебные материалы, монографии, публикации на страницахпериодической печати.
1.Игровая зависимость: основные понятия истадии
Любаяпатологическая зависимость, будь то к алкоголю, наркотикам или азартным играм,формируется не на пустом месте. Эмоциональный внутренний дискомфорт ипостоянное желание выйти из этого состояния при помощи созданных модуляторовздесь и сразу, не активизируя работу сознания, а лишь убегая отдействительности, — вот фундамент развития лудомании и других аддиктивных формповедения. Кирпичи же на этот фундамент специалисты пытаются наложить уже непервый век. Фрейд оценивал основную идею одержимости игрой бессознательнымжеланием проиграть и почувствовать себя жертвой несправедливости фортуны. Онсчитал, что в основе такой мотивации лежат нарушения взаимоотношений ребенка сродителями, а игра может быть способом вернуть материнскую любовь или средствомсамонаказания за постыдные чувства к матери. Гипотезу инфантильноговсемогущества выдвинул Шандор Ференци — венгерский психоаналитик. Согласно этойгипотезе, игрок впадает в иллюзию сопричастности к высшим силам мироздания, кизбранникам судьбы и абсолютному успеху. В таком аффективном состоянии лудоманаопьяняет уверенность, что он точно знает, какие числа должны выпасть — самафортуна шепчет их на ухо, тем самым выделяя его среди остальных. Генетики ужемного лет ищут ген, отвечающий за предрасположенность к азарту вообще и казартным играм в частности — ген риска. Пока безуспешно. Зато обнаружен некийген синдрома дефицита удовлетворенности — постоянный фоновый дискомфорт.Человек с генетической склонностью к этому синдрому будет непременно искатьспособы, позволяющие ему испытать это чувство, — алкоголь, наркотики и азартныеигры.
Так илииначе, но врачи отмечают, что среди игроков, страдающих патологическойзависимостью от азартных игр (ПЗоАИ), большой процент людей имеет проблемы вмежличностных отношениях и открытом эмоциональном контакте с окружающими. Игрыкомпенсируют неполноценное общение. Практически у каждого игрока есть свойлюбимый игровой автомат или стол в казино, с которым у него устанавливаютсяособые отношения. Лудоман поглаживает его, нашептывает просьбы о выигрыше, даетуменьшительно-ласкательные прозвища. Формируется стойкая зависимость«человек-машина». Человек изливает на игровой автомат своюпривязанность, идентифицирует с ним минуты радости и удачи, видит в немпроводника фортуны, понимающего и всегда ждущего друга. При этом игроки незапоминают отрицательных эмоций, доставленных этим милым автоматом. Аддиктыазартных игр до копейки помнят все свои выигрыши, но никогда не помнят, сколькоони уже проиграли.
На данныймомент в мире настолько развита индустрия азартных игр, что она поглощает всебольше и больше людей. Игра в азартные игры однозначно может вызватьзависимость.
Игромания приобрела широкое распространение в России в связи сдоступностью заведений, в которых любому обывателю предлагается большой выборазартных игр. Кроме азартных игр, к игромании(игровой зависимости)могут привести и компьютерные игры, которые доступны в огромном количествелюдям всех возрастов, в том числе и детям. Возрастных ограничений для тогочтобы появилась зависимость игромания (игровая зависимость) нет, так какигровой зависимости может быть подвержен любой человек, в зависимости отпредпосылок к возникновению игровойзависимости.
Выявленонесколько основных причин появления игромании(игровой зависимости).
· Чувствоодиночества. Чувство одиночества заставляет человека впервые прибегнуть к игре,а полученные впечатления и ощущения в процессе игры заставляют вернуться к нейв очередной раз.
· Чувствонеудовлетворенности. Это чувство заставляет человека проявлять себя в игре.Являясь недостаточно реализованным в реальной жизни, недовольным собой, человекпытается выразиться в игре, где гораздо легче стать победителем, чем в реальнойжизни. И чем успешнее его результаты в игре, тем больше ему хочется вернуться кней вновь и вновь.
· Чувство легкойнаживы. Это касается в первую очередь азартных игр, таких, как игровыеавтоматы, игры в казино и прочие. Получив один раз выигрыш, и ощутив притокадреналина от обладания столь легко доставшимися деньгами, человек пытаетсяповторить свой успех в игре, который зачастую не удается.
· Легкаяподатливость разного рода зависимостям. Игромания (игровая зависимость)является риском для людей, имеющих любые другие зависимости, например,наркотики, алкоголь.
· Психическиерасстройства разной степени и характеристики. Люди, некогда лечившиеся отпсихических расстройств также подвержены такому заболеванию, как игромания(игровая зависимость).
Следует помнить, что игромания — это достаточно серьезнаяпроблема. И если вы обнаружили признаки игроманииу своего родственника, знакомого или близкого человека, следует незамедлительноприменять меры. Иначе игроманияможет привести к непоправимым последствиям.
Решение проблемы игромании предполагает выявлениепричин зависимости и их своевременное устранение. В действительности игровая зависимость это решаемаяпроблема. Для ее решения требуется реабилитация человека испытывающего игровую зависимость.
Признаки сопутствующие игромании (игровой зависимости)очень схожи с признаками наркомании и алкоголизма:
· Повышеннаявозбудимость;
· Чрезмернаянервозность;
· Раздражительность;
· Необоснованныйгнев;
· Апатия кокружающим людям и вещам;
· Неспособностьсамоконтроля (в том числе и неспособность прекратить игру, как после выигрыша,так и после непрерывных проигрышей);
· Сниженная заинтересованностьжизнью вне игры;
· Постояннонарастающее количество времени, проводимое за игрой;
· Так называемая«ломка», когда нет возможности играть;
· Непреодолимоежелание возвращаться к игре вновь и вновь;
· Стремительноеснижение способности сопротивляться соблазну начать игру вновь;
· Поглощенность,озабоченность игрой (вспоминает о прошлых играх, планирует будущие ставки,думает о том, как найти деньги на следующую игру);
· Играя, испытываетвозбуждение и повышает ставки;
· Испытываетзатруднения при попытках прервать игру или усилиях контролировать её ход;
· Чувствует тревогуили раздражение при необходимости ограничить ставки или остановить игру;
· Играет, чтобыубежать от своих проблем или поднять настроение (уйти от чувства вины, тревоги,депрессии);
· Предпринимаетпопытки отыграться на следующий день после проигрыша;
· Обманывает членовсемьи или терапевта с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;
· Совершает такиенезаконные действия как подлог, обман, кража или растрата для финансированияигры;
· Рискует из-застрасти к игре, вызывает игрой риск потерять работу, близких друзей,возможность продвижения по службе или получения образования;
· Перезанимаетденьги у друзей, знакомых, родственников, чтобы расплатиться с долгами, образовавшимисяиз-за игры.
Игроваязависимость — игромания стала серьезной проблемой общества, как с личностной стороны, так и ссоциальной. Игроманияможет привести к самым разным последствиям — от полного разорения дорасстройства личности и даже до самоубийства. Чтобы справиться с игровой зависимостью необходимареабилитация. Поддержка со стороны близких поможет значительно быстрее и болееэффективно справиться с этим недугом. И в то же время, каждому человеку следуетпомнить, что все хорошо в меру. Чрезмерная увлеченность азартными играми исостоянием во время игры может незаметно вовлечь каждого человека взависимость, называемую игромания. Реабилитация при этой зависимости можетпринести свои плоды, но важно не запускать эту проблему, а еще лучше — совсемне допускать ее возникновения.
Игромания — одержимость азартными играми признана эмоциональнымзаболеванием.
Из-заигромании жизнь превращается в мучительное существование. Рушится все:взаимоотношения в семье, работа, отношения с любимыми, друзьями. Практическиневозможно находиться наедине с самим собой, вся жизнь со стремительнойскоростью летит под откос. Сердце наполняется горечью, отчаянием и негодование.
Психиатрыотмечают три стадии развития игровой аддиктивности — стадия выигрыша, стадияпроигрыша и стадия отчаяния. Первая стадия — вовлечение в процесс азартных игр.Когда посещение залов игровых автоматов (казино, виртуальных казино, покупкалотерейных билетов, игра на тотализаторе) приобретает более или менеерегулярный характер. На первой стадии лудоман вполне способен контролироватьсебя, а именно прекратить сеанс игры волевым усилием. Для второй стадиихарактерна замена мотивации — для игрока важнее результатов становится сампроцесс этой игры. Прекратить сеанс игры на данной стадии становится ужепроблематичным — процесс игры способны остановить либо форс-мажорныеобстоятельства извне, либо полное отсутствие денег и возможности их немедленнодостать. В третьей стадии лудомании у игрока уже полностью сформирован букетсоциальных и психических отклонений. Если человек предрасположен к каким-либопсихическим заболеваниям, то данная ситуация — превосходная почва для ихразвития. Кроме того, у лудомана уже практически потеряна способность кнормальной социализации: семья находится на грани развала, а игрок-сотрудник награни увольнения с работы или отчисления из вуза. Многие проходят эту грань ещев азартном опьянении. Грань между второй и третьей стадиями аддиктивнойзависимости от игры заключается в том, что игрок оправдывает свое пагубноепристрастие возможностью отыграться и раздать долги кредиторам.
Желание взятьреванш в игре становится единственной целью в жизни. Крупье одного крупногоказино вспоминал случай, когда от стресса и психоэмоционального истощения игрокумирал прямо в казино.
2. Технология и методы реабилитации людей, страдающихигровой зависимостью от азартных игр
Последние несколько летза психологической помощью стало обращаться все больше людей, страдающихигровой зависимостью и их близких.
В России медицинскоеизучение игромании началось совсем недавно — чуть более 10 лет назад. В 1996году в Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологическийинститут им. В.М. Бехтерева обратился мужчина с жалобами на неспособностьконтролировать свое увлечение азартными играми. С тех пор масштабы проблемы, пословам специалистов, значительно увеличились. Нередко к психиатрам и психологамобращаются отчаявшиеся родственники: «Дочь взяла кредит в 15 тысячдолларов и все проиграла, помогите!», «Сыну 45 лет, он проиграл 200тысяч, которые вся семья копила на строительство дома. Масштабы проблемыосознает, но не может удержаться, срывается и снова играет».
Эта тема считается малоразработанной. Ведутся споры о том, является ли лудомания заболеванием и ккакой из отраслей медицины она принадлежит, большой психиатрии (сверхценные ибредовые идеи) или наркологии (аддиктивное расстройство).
В связи с этим возникаетмножество разных мнений на тему лечения, реабилитации и профилактики даннойпроблемы. Как известно любое мнение имеет право на жизнь. А некоторые методикидоказали свою эффективность на практике. Мы же, постарались взять, все самоелучшее из имеющегося опыта, и попытались объединить это в одной программе.Именно этим обуславливается наличие в программе разнообразия терапевтическихподходов и методик, а именно: гештальт- подход, когнитивно-поведенческиевмешательства, психоаналитическое видение ситуации, тренинговые составляющие,личный опыт зависимости и выздоровления сотрудников программы — психологов-консультантов,опыт и идеология 12-шаговых программ анонимных сообществ.
В СМИ появляется всебольше статей и передач, посвященных этой проблеме. Большинство из нихпосвящены описанию ситуации, признакам компульсивной игры, классификацииигроков.
Как правило, игрокиприходят на консультацию под давлением тех последствий, к которым привела ихигра. Крайне редко человек решает обратиться за помощью или хотя бы получитьинформацию, если нет долгов или не стоит угроза потери семьи. В подавляющембольшинстве случаев дела игрока пришедшего на консультацию обстоят весьмапечально, это долги (кредиты в банках, частные займы и т.д.), разрушенныесемьи, потерянные отношения с друзьями и близкими и пр.
Складывается впечатление,что причин вызывающих игровую зависимость так же много, как и в случае с любойдругой зависимостью (алкоголизм, наркомания).
Безусловно, наформирование зависимости влияют множество факторов социального, биологического,психологического и т.д. характера. С научной точки зрения понимание механизма возникновениязависимости, конечно, представляет собой весьма интересный вопрос и можетиграть ведущую роль в профилактической работе. Увы, для азартного игрока,оказавшегося среди «обломков своей жизни» этот вопрос имеет не многопользы. Поскольку даже если удастся найти и достоверно перечислить все причины,сыгравшие роль в формировании зависимости вообще или у конкретного человека,то, к сожалению, это знание не освобождает от проблемы и актуальность вопроса,что же с этим делать дальше? не становится меньше.
Поскольку основнойзадачей нашей работы является помочь игроку научиться не играть, то для наспредставляются важными другие вопросы.
Например:
· Зачем человекиграет?
· Какие из своихпотребностей игрок пытается удовлетворить в игре?
· Кто на его взглядруководит его жизнью?
· Как случилось,что в реальной жизни не осталось ничего кроме игры?
· Каким образом емуудается выстроить свою жизнь, так что единственным комфортным местомпредставляется игровое заведение?
· Зачем и какимобразом человеку удается сделать себя несчастным?
В связи с этим одной изглавных задач является возможность увидеть и исследовать, привычные паттерныповедения игрока с целью их изменения.
Одна из основныхособенностей отличающих игроков от остальных зависимых это «жизнь в фантазийноммире».
С точки зрения стороннегонаблюдателя поражает, как человеку удается поверить в чудо, при чем этопроисходит молниеносно и игрок только что намеревавшийся (возможно вполнеискренне) погасить часть кредита (взятого на игру) уже идет в игровое заведениев полной уверенности, что именно сегодня ему повезет, и он не только погаситвсе долги, но и купит новую машину (квартиру, домик в курортном городке ит.д.). И так продолжается из раза в раз, а тем временем проблемы в реальнойжизни нарастают лавинообразно и чем больше проблем, тем больше игрок убежден,что игра это «единственный способ решить их». Он надеется выигратьрешить финансовые проблемы, купить близким все то, в чем те давно нуждаются ит.д. В конце концов, к тому времени, когда выигрыш все же случается, его неможет хватить на все то что «запланировал» игрок и он продолжаетигру. Рано или поздно даже игрок вынужден признать, что играет он не радиденег, а ради игры. Порой он может делать попытки бросить, но потом сноваудивительным образом убедив себя, что именно сегодня… и круг повторяется.
Итак, одна изособенностей азартных игроков это жизнь в вымышленном фантазийном мире,который, безусловно, гораздо прекрасней этой «ужасной реальности».
Еще одной особенностьюазартных игроков является изобретательность, с которой они находят деньги наигру, при чем суммы сильно превышают размеры долгов в случае любой другойзависимости.
Вне зависимости отвнешних факторов, которые провоцируют это столкновение, невозможностьсправиться с внутренними проблемами, вызывает дискомфорт и человек начинаетуходить от него в состояние азарта и мир фантазий. Игра становится для негосвоеобразной «анестезией от себя самого». Многие игроки отмечаютощущение «другого мира» за дверью игрового заведения, в котором естьощущение безопасности и принятия. Фантазии и постоянная активность хорошийспособ не видеть и не чувствовать, ни собственных горестных переживаний, ниразрушения жизни как своей, так и близких. Кроме того, это способ очень быстроизменить свое состояние и от апатии перейти к возбуждению, от мыслей опроблемах в мир фантазий и т.д. Таким образом, можно назвать пристрастие казартным играм своеобразным «творческим приспособлением», как квнутренней, так и к внешней реальности. Длительность периода, когда такойспособ адаптации «помогает», зависит от особенностей личности игрокаи часто от поведения близких. Рано, или поздно — объем неразрешенных проблемстановится, настолько велик, что его невозможно не замечать и тогда человеклибо ищет помощи, либо погибает. 2.1Лечение и реабилитация людей с игровой зависимостью от азартных игр другойигровой деятельностью
Ксущественным элементам любой игры относятся: правила, случай и выбор. В разныхиграх удельный вес этих компонентов различен. Азартные игры, особенно наденьги, относятся к играм, в которых доминирует роль случая. Основным методом влечении игровой зависимости выступает психотерапия. Акопов А. Ю. разработалпсихотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции (КАС). Он основан напризнании неоспоримыми некоторых психологических закономерностей.
1. Если человек втечение длительного периода (годы) многократно повторяет по собственной воленекие действия, значит это ему нравится, они доставляют ему удовольствие,комфортное состояние и даже эйфорию, азарт, кураж.
2. Игрок сосформированной зависимостью все богатство мира, различные источники жизненных,реальных радостей подменяет одним — азартной игрой.
3. При выходе иззависимости необходим переход от Подмены к Замене (наркотических удовольствийна другие, естественные радости). В этом стержень метода КАС.
Основныепричины игры — желание играть, игровой азарт и высокая позитивная значимостьигры, рождающая пристрастное отношение к игре. Основными направлениями припсихотерапии игровой зависимости являются:
1. Подавлениежелания играть на осознанном и подсознательном уровнях.
2. Контрольповедения вне игры и в частности, недопущение нарастания азарта и другихгедонистических внутренних состояний психофизического напряжения.
3. Изменениесубъективного отношения к игре с пристрастно крайне желанного сначала нанегативное, а потом и нейтрально-безразличное.
4. Коррекция всехошибок логического мышления игрока, а именно:
o Ошибок желания.Они возникают из-за выраженного желания играть, субъективно-пристрастногоотношения к игре и крайней значимости результата (выигрыша). Из-за этогопроисходит аберрация восприятия игры с возникновением неопределенных надежд(иллюзий игрока), которые нуждаются в жестком и полном развенчании.
o Ошибок познания,познавательной деятельности — когнитивных ошибок (типичная ошибка игрока,тактики подлавливания крупного выигрыша; иллюзия выбора).
o Ошибок веры — иррациональных убеждений (например, безусловной веры в свои способности,успехи, фарт, везение, удачу, счастливый случай).
5. Формированиетвердого, четкого понимания невозможности конечного выигрыша для игрока сзависимостью.
6. Подавлениенавязчивого — компульсивного (неудержимого) характера игры с изменениемповедения.
7. Осознаниенеэффективности всей игровой деятельности по всем критериям выбора принятиярешения и по результату.
8. Выявлениеабсурдности, нелепости, бессмысленности азартной игры на деньги как целостнойпрактической деятельности с переключением на другие виды деятельности,приносящие ранее зависимому человеку не меньше удовольствия, чем прежнийигровой наркотик.
Этодостигается путем:
1. Информирования,просвещения игрока.
2. Мощнымэмоционально-энергетическим воздействием психотерапевта.
3. Психологическогопроигрывания ситуации из его игровой практики.
4. Изменениемповедения игрока.
5. Экранированием,дистанцированием и исключением действия всех провоцирующих игру внешних ивнутренних факторов.
6. Изменениякогниции (познавательного мышления, направленности познания, познавательной активности).
7. Изменениямотивации игрока (необходимо лишить игру побудительно-энергетической подпитки)с формированием новых установок, потребностей, ценностей и целей.
8. Медикаментознойтерапии.
9. Семейной ипроизводственной психотерапии и реабилитации.
10. Подключения непсихотерапевтических методов (аурикулярного микрочипового программированияинтракраниальной транслокации, другой игровой деятельности, в частностииспользования коллективных спортивных игр).
Выше былоупомянуто о фактах, провоцирующих игру. Вот они:
1. Внешняяпровокация (реклама автоматов казино; сами автоматы, казино, встречающиеся напути; внешне обусловленные ассоциации).
2. Конфликты, ссоры,неблагоприятная семейная и производственная ситуация.
3. Алкогольныеэксцессы, алкоголизм.
4. Прием наркотиков.
5. Депрессия идругие патологические психофизиологические состояния.
6. Экзистенциальный(жизненный) вакуум как симптом абстиненции.
7. Усталость,большие нагрузки.
8. Память, в томчисле ассоциальная (об игре, игровых эпизодах, выигрышах, выигрышныхкомбинациях, удовольствий от игры, своих внутренних состояниях азарта, куража,наслаждения).
9. Наличиесвободного времени.
10. Минимальнаяначальная сумма денег, необходимая для того чтобы данный игрок зашел в залказино.
Последние двафактора — ведущие.
Итак, воснове игровой деятельности лежит желание играть, присоединяющиеся по ходу игрыазарт (увлеченность игрой) и меняющееся отношение к игре (повышениесубъективной значимости ее). Это три причины игры. Контрапунктом игровойзависимости и ее лечения выступает контроль (своего игрового поведения, дозыигрового наркотика, времени игры, игровой ситуации и т.д.) и, прежде всего,контроль игрового импульса.
Здесь важнытакие факторы:
1. Необходимость включения контроля допринятия решения об игре.
2. Учет постоянного желания играть наосознанном и бессознательном уровнях.
3. Понимание невозможности контроля надсвоим поведением после принятия решения об игре.
4. Устранение причин игры (осознанногожелания играть; надвигающегося азарта; изменения субъективного отношения кигре).
5. Обнуление мотивов игры, т.е.побудительно-энергетических факторов ее (познавательного интереса; стремления квыигрышу; влияние проигрыша на отыгрыш; наличия долга; всех иллюзий игрока;внутренних гедонических состояний куража, азарта; влияния самого процесса игрына ее продолжение; памяти об игре; идеальных игровых эпизодах;компульсивно-навязчивого характера игры).
6. Устранение (по возможности) иблокирование внешних.
7. И внутренних провоцирующих игруфакторов.
8. Контроль за принятием решения.
9. Фиксация признаков надвигающегосясрыва: нарастания психоэмоционального напряжения, усиления фантазирования обигре, прекращения борьбы мотивов играть — не играть в пользу игры.
По нашемумнению, одним и наиболее удачных общих вариантов замены патологической игрыявляются коллективные спортивные игры, в частности, питербаскет.
Питербаскет иего разновидность — новая игра с мячом. Это и настольная игра, а также вариантыигры для дошкольного возраста. Кроме того: ватерпитербаскет, айспитербаскет,питербаскетвалид, питербаскетпопули. Таким образом, имеем возможностьреализовать идею всепродолжающейся игры с мячом от детского возраста досовершенства лет. От игры детской до олимпийской.
Питербаскет — спортивная игра с мячом, презентация которой состоялась в декабре 2002 года вСанкт-Петербурге во Дворце спорта «Юбилейный» на 9-м международномтурнире «Кубок Владимира Петровича Кондрашина и Александра Белова».Впервые правила питербаскета опубликованы в 2002 году. Играют на площадке,выполненной в виде круга диаметром 18 метров с тремя концентрическими окружностями, ограничивающими зоны 3 секунд (R-3м), двухочковых (R-6м) и трехочковыхбросков (R-9м). В центре игровой площадки установлена стойка с закрепленными наней щитами с корзинами в виде равностороннего треугольника. Участвуют по триигрока от каждой команды, играют три 15- минутных периода с 5-минутнымиперерывами. Каждая из команд имеет право забрасывать мяч в любую корзину.
Игразрелищна, эмоциональна, что увеличивает ее привлекательность и вызывает азартне только у игроков, но и у болельщиков. Первые соревнования по питербаскетусостоялись в 2003 году в программе Всероссийской универсиады по летним видамспорта, среди студентов, обучающихся по специальности «Адаптивнаяфизическая культура» (физическая культура для лиц с отклонениями всостоянии здоровья, включая и инвалидов). Финал с участием 20 женских и 20мужских команд — студентов различных регионов России — состоялся вСанкт-Петербурге с 26 по 28 ноября 2003 года на Большой спортивной арене Дворцаспорта «Юбилейный». Отныне универсиада стала ежегодной. Питербаскетвключен в ее программу.
В периодпроведения выставки INTER Спорт Ленэкспо 26-29.02.04 г. был проведен юношескийтурнир по питербаскету на кубок «Наследие В.П. Кондрашина».
Питербаскетпосвящен предстоящему 100-летию отечественного баскетбола (Петербург, 1906 г.), 30-летию победы на XX олимпийских играх (Мюнхен, 1972 г.) и 300-летию Санкт-Петербурга (2003 г.).
Новая игра смячом и ее разновидности (питербаскет-валид, ватер-питербаскет,айс-питербаскет) взяты под опеку и патронаж Российской академии естественныхнаук (РАЕН), придавшей ей статус академической с правом проведения соревнованийпод флагом РАЕН. Игра и ее авторы награждены почетными медалями академии «Запрактический вклад в укрепление здоровья нации» (2003 г.). Питербаскет включен в программу участия РАЕН в ЭКСПО-2005 (Япония, г. Анчи). Питербаскет — лауреат «Золотой книги Отечества» (2004 г.). Федерация питербаскета Санкт-Петербурга участвует в организации турнира по питербаскету накубок академика Несмеянова, посвященного памяти тренера по баскетболуАлександра Константиновича Сухоносова (г. Нальчик, КБР, апрель 2004 г.). Федерация питербаскета принимает участие в подготовке к турниру по питербаскету,посвященному 70-летию кафедры спортивных игр Санкт-Петербургскойгосударственной академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта(Санкт-Петербург, май 2004 г.).
Простотаправил игры, зрелищность, возможность многочисленно атаковать и добиватьсяжеланных попаданий в ту или иную корзину превращают новую игру питербаскет вмассовую, семейную, народную, сохраняя все признаки классической, претендующейна олимпийскую оптимальную коллективную спортивную игру.
Федерацияпитербаскета предлагает свои услуги по изготовлению площадок, по поставкеоборудования и инвентаря, проведению мастер-классов и организации соревнований.
А вколлективных спортивных играх (в частности питербаскет) заложены большиевозможности:
1. Создают ситуациюуправляемого азарта (чего нет у зависимых).
2. Создают условия(это смысл спортивных игр) для коллективного взаимодействия (и, конечно,общения).
3. Позволяютдиаметрально противоположным образом менять направленность, вектор полясознания (всех устремлений, усилий, планов, целей, программ деятельности) снаправления на себя (эгоцентризм, присущий многим старикам, больным, точнее,любой болезни, и азартным игрокам с зависимостью) на ориентацию, наколлективные действия, что и приводит к вынесению вектора своего поля сознаниявовне, на других (людей, объекты, любую внешнюю деятельность) какпротивоположность прежней эгоцентрической направленности личности.
4. Коллективныйхарактер спортивной игры создает эффекты группового психотерапевтическоговзаимодействия, аналогичные таковым при групповой психотерапии психотерапевтическойгруппы. Это дает, в частности, возможность проследить динамку команды какпсихотерапевтической группы в процессе обучения (тренировок). То есть, притаком использовании игры команда выступает как психотерапевтическая группа, гдекорректируется индивидуальные негативные особенности каждого, а тренер — судьяберет на себя функции психотерапевта.
5. Особенностьювовлечения в спортивные игры и инвалидов, и игроков с зависимостью от азартныхигр на деньги является то, что замена и болезни и азартной игры на спортивнуюколлективную игру осуществляется в основном не путем информирования (то естьвербально), а через деятельность, т.е. это более глубокое, неформальное посути, доходчивое, невербальное воздействие на психологию человека.
6. Спортивная играформирует умение планировать свои действия, контролировать ход событий идинамическую ситуацию («читать игру») и предвосхищать результатдеятельности и своей, и команды в целом, что совершенствует процессыантиципации и прогнозирования.
7. Она формируетчувство ответственности за себя и всю команду через принятие важных,ответственных решений (например, в ситуации, когда игрок берет игру на себя).
8. Она даетуверенность в достижении успеха, и эта уверенность в успехе реальна, как и самапобеда, в отличие от бесконечных иллюзий игрока в азартные игры на деньги.Особенности психологии отмеченные в трех предыдущих пунктах, являются слабымиместами, психологическими качествами у азартных игроков.
9. В спортивной игретренируются механизмы принятия индивидуальных и коллективных решений (а именносовершенствуется их качество, быстрота и эффективность), а также — самоконтроля(контроля своего игрового поведения и коррекции неудачных решений), т.е.замыкания обратной связи результата и последующего витка поведения в единоерефлекторное кольцо совершенного, гармоничного действия.
10. Создаются навыкичастной, коллективной игры с подавлением во многом своих мелких личныхинтересов (борьба с эгоизмом и индивидуализмом), то есть происходит вовлечениев процесс социализации через коммуникативную деятельность.
11. Коллективныеспортивные игры (в частности обсуждаемых в частности питербаскета и егоразновидностей) выступают не только методом, способом в структуре комплексноголечения и реабилитации лиц с игровой зависимостью, но и являют собою прямопротивоположную модель и психологии, и принятия решения, и поведения таковым уазартного игрока.
Коллективнаяспортивная игра (в данном обсуждении — питербаскет и его разновидности)является не только эффективным методом (способом) лечения и реабилитации приигровой зависимости (по существу, деятельностным вариантом психотерапии вотличие от большинства ее вербальных методов), но и полным антиподом ее,идеальной моделью любого позитивного социального поведения вообще (алкоголизм,наркомания др.).2.2 Когнитивно-поведенческая психотерапия
Методкогнитивно-поведенческой терапии — это сочетание когнитивного и поведенческого подхода. Этатерапия сосредоточена на настоящем моменте, то есть когнитивно-поведенческийтерапевт не будет искать причины психологического дискомфорта в прошлом, апросто поможет понять, что в настоящем способствует его поддержанию и научит,как это изменить в будущем.
Чисто поведенческиетерапевты рассматривают симптомы или проблемы, которые возникают у человека,как проявление неадаптивного, т.е., неуместного, не помогающего в даннойситуации, поведения. Соответственно считается, что научение человекаправильному, адаптивному, подходящему поведению, выработка новых навыков и какследствие угасание старых, наработка новых поведенческих стратегий поможетразрешить его проблему. Для усиления эффекта используется метод домашнихзаданий, когда клиенту предлагают повторять и опробовать изученное впромежутках между сеансами.
Конгитивные терапевтысчитали, что причиной негативных чувств и последствий различныхпсихотравмирующих ситуаций является не сама ситуация как таковая, и не нашеповедение, а то, как люди воспринимают эти события и что думают о них. Ведьодно и тоже событие можно воспринимать по-разному. Например, увольнение сработы для одного будет веселым и даже радостным событием, т.к. это хотел,потому что нашел лучшую и более высокооплачиваемую, а для другого — этотрагедия, потому что это все, что он умел делать, и очень хотел работать наэтом месте. Когнитивные терапевты, считают, что для повышения комфортностинашего существования в социуме, для расширения наших способностей справляться сразличными ситуациями, необходимо научиться видеть ситуацию с разных сторон,изменять стереотипы мышления, научиться отслеживать свои негативные мысли,изучать и осваивать новые способы мышления.
Когнитивно-поведенческиетерапевты признают оба из описанных выше подхода и резонно считают, чтосочетание изменений, которые происходят в нашем поведении и одновременно вобразе мышления позволяет увеличить эффективность терапии.
В настоящее время КПТпризнана эффективным методом краткосрочной терапии. Она может быть использованакак в индивидуальной, так и в групповой работе. Метод позволяет работать согромным множеством различных проблем, в том числе с депрессиями,тревожно-фобическими расстройствами, нарушениями сна.
Главным условием,впрочем, как и для любого психотерапевтического подхода, — это желание клиентаизмениться и его активное включение в процесс работы с терапевтом. 2.3Метод Гештальт терапии
Методсозданный американским психотерапевтом Ф. С. Перлcом. В отличие от традиционныхподходов, где все усилия направлены на поиск причин болезненного состояния впрошлом пациента, гештальт терапевт обращает внимание на настоящее(непосредственные переживания, выражающиеся в мыслях, чувствах и реакциях тела «движения»).Такое отражение объективной реальности дает возможность клиенту получатьнаиболее полную информацию о себе на данный момент и восстановить активноевнимание к своим душевным переживаниям — что в гештальт терапии называетсяосознанностью. Осознанность помогает человеку увидеть препятствие на пути кравновесию с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения этой гармониинужно уметь прислушиваться к своим потребностям и не мешать их реализации — этопуть гармоничной и здоровой личности.
Больнымсогласно данному подходу является человек, хронически препятствующийудовлетворению собственных потребностей, отказывающейся от реализации своего «Я»,направляющий все усилия на реализацию ложной концепции, создаваемой для негодругими людьми (чаще всего близкими).
Отказ отсобственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит кнарушению процесса саморегуляции организма.
Различаютследующие механизмы нарушения процесса саморегуляции:
1. Интроекция — человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки,нормы, образы поведения других людей, которые, вступая в противоречия ссобственным опытом, не присваиваются его личности. Этот не присвоенный опыт — интроекции — является чужим для человека частью его личности. Наиболее раннимиинтроентами являются родительские подчинения, которые усваиваются ребенком безкритического осмысления.
2. Проекция — прямая противоположность интроекции, при которой человекне видит присущих ему качеств, поскольку они не соответствуют его представлениюо себе.
3. Ретрофлексия — «поворот на себя»- наблюдаются в тех случаях,когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены. Тогда энергия,предназначенная для их удовлетворения, направляется на себя. Как правило, такоечасто случается с агрессивными чувствами.
4. Дефлексия — уклонение от реального контакта с другими людьмипроблемами и ситуациями. Выражается в форме сплетен, болтливости, шутовства,тенденции к сглаживанию конфликтной ситуации.
5. Конфлюенция или слияние выражается в стирание границ между «Я»клиента и окружающими людьми, такие люди с трудом отличают свои мысли, чувстваи желания от чужих. Характерно употребление местоимения «МЫ» вместо «Я».
Описанные выше вариантынарушений представляют собой защиту, при которой человек отказывается от своегоподлинного «Я», в результате личность перестает быть, целостнойразделяется на фрагменты, отдельные части.
Гештальтпсихотерапияспособствует раскрытию своей истинной индивидуальности своего подлинного «Я». 2.4 Гипносуггестивная психотерапия
Сам феномен гипноза былизвестен веками. Например, исцеление с помощью молитвы, с помощь возложения руксвященнослужителями или царскими особами, имеет гипнотическую природу.Гипнотические состояния знакомы каждому человеку, ибо каждый испытывает ихнеоднократно в течение дня. Так, например, случалось ли Вам, во время поездки вметро глубоко задуматься, так что Вы постепенно перестали замечать то, чтопроисходит вокруг Вас, а полностью погрузились в свои мысли, и, возможно, дажепроехали нужную Вам остановку? А занимались ли вы аутогенной тренировкой? Это иесть те особые состояния сознание, одним из названий которых является гипноз.
Термин "hypnos" был впервые предложендля обозначения данного понятия только в 1843 году шотландским врачом ДжеймсомБредом, и в переводе с греческого означает «сон». Однако, это не сон.Это особое состояние сознания, промежуточное между сном и бодрствованием,характеризующееся резкой фокусировкой на содержании внушения.
Впервые феномен гипнозабыл описан Францем Антоном Мейсмером, которые объяснял явления, происходящие вгипнозе — «животным магнетизмом», который он считал аналогомфизического магнетизма. И хотя в последующем его взгляды были опровергнуты иустановлено, что явления трансового состояния достигаются не благодарямагнетизму, а благодаря силе бессознательного внушения.
Внушение,или суггестия, — это подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающейвлияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Путем внушениявызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и действия, а такжеоказывается влияние на вегетативные функции без активного участия личности, безлогической переработки воспринимаемого.
Сам по себе гипноз неявляется терапией. Он представляет собой вспомогательную технику, котораядолжна применяться в рамках существующей терапии там, где это благоприятно.Так, врачи различных специальностей могут прибегать к гипнозу для контроля надболью, для облегчения депрессии, тревоги и других психологических расстройств.
3.Технология реабилитации и лечения людей,страдающих игровой зависимостью от игровых автоматов
Производство игровых автоматов имеет невысокую стоимость и была быстроосвоена многочисленными фирмами отечественных производителей в огромномколичестве. Владельцы игровых автоматов имеют сверхприбыли и при этомсовершенно не заботятся о судьбе жертв своего бизнеса, бизнеса на здоровьесвоих соотечественников. Не последнюю роль играет влияние западного образажизни, где имеет место поклонение золотому тельцу.
Конечно, человеку свойственно желание иметь всё и сразу и не являетсяпатологией, но лишь до определённого предела, пока желание под контролем. Многоумных людей со здравым образом мышления попадают в зависимость от игровых автоматов. Кэтому подталкивает и отсутствие моральных ценностей, низкий уровень духовностив современной России, где можно видеть огромные рекламные щиты призывающиебрать от жизни всё. Никому и в голову не приходит дать ей, хотя бы что-то. Тоесть осознанно или нет, но формируется потребительское мышление. А это ужеэгоизм, последствия которого могут быть печальными.
Игровые автоматы многими воспринимаются как невинное развлечение, один изспособов развлечься и отдохнуть, но до определенного уровня. Ведь апофеозомигры являются деньги, вернее «легкие» деньги. Люди, имеющиепредрасположенность к азартным играм, как правило, молодые, могут попасть в зависимость от игровых автоматов, ана самом деле от денег.
При этом они могу плавно проходить по этапам зависимости от игровых автоматов. Вначале человек изредка посещает игровые автоматы, делает небольшие ставки, авыигрывая, спокойно уходит, осознавая минимальную вероятность повторноговыигрыша.
Проигрыш отталкивает от частых посещений. Большинство людейостанавливаются на этом этапе. Но природа не терпит однообразия. Некоторые идутдальше и начинают играть чаще и дольше, но желание еще не перешло в привычку ипрекращение игры не представляет трудности. То есть человек еще управляетлошадьми.
Но постепенно человек замечает, что ему иногда трудно остановиться, онначинает заводиться, нервничать при проигрыше, а при выигрыше забрасывает всюсумму обратно в автомат. С каждым проигрышем растет иллюзия близкой удачи,появляется свои системы комбинации чисел, суеверия и ритуалы. Трепетноеожидание желанного выигрыша и есть первый звонок к болезни. Если желаниястановятся заметными и их трудно преодолевать, то возможно лечение игровой зависимости сталоактуальным.
Известный писатель С.Н. Лазарев в популярной серии книг Диагностика кармыописывает свой опыт по избавлению отигровой зависимости. Будучи в Лас-Вегасе и посещая казино, сталчувствовать сильнейшую привязанность к игре, вплоть до её окончания. Придя взал на следующий день, решил поступить следующим образом, как бы нискладывалась игра, в заранее выбранное время (скажем, через сорок минут) встатьи выйти из зала. Вначале сделать это писателю было весьма трудно, однако скаждым разом все легче вплоть до полного безразличия.
Как объясняет автор играть на деньги можно, но при этом от них независеть. Причиной бед являются не деньги (они лишь бумага), а отношением к нимчеловека. Если попал к ним в зависимость, то, сколько бы их у тебя не было,будешь у них рабом. Далее автор пишет, как один из тамошних крупьёпооткровенничал с ним и сказал, что самыми «опасными» в его работеявляются состоятельные пенсионеры. Они совершенно не заинтересованы в выигрыше,для них это просто приятное времяпрепровождение, но при этом они чаще другихвыигрывают.
На следующем этапе сила игровойзависимости столь велика, что как говориться, лошади пошливразнос. Желание постоянно играть заслоняет жизнь. Тот случай, где уже нетместа здравому смыслу. Такой человек, если и не играет, то мысленно онобдумывает варианты игры и, при этом фантазируя о выигрыше. Он живет игрой, незамечая своей личностной деградации, роста денежного долга, семейных проблем ипотери друзей. При такой зависимостиот игровых автоматов можно говорить и о потере социальногостатуса данного человека.
Основной причиной распространения зависимостиот игровых автоматов является не желание и невозможностьобщества противостоять засилью «одноруких бандитов». Хотяпредпринимались неоднократные действия в городах России, направленные навыведение данных автоматов из помещений кафе и магазинов и выделение имотдельных помещений, эти полумеры не принесли пользы.
В результате количество автоматов и отведенных под них площадей заметновозросло, проблему спрятали в тень специальных игровых залов, оборудованных сучетом изоляции игрока от окружающей среды. А ведь проблема не новая, и зарубежом уже давно известны многие способы ее решения.
Достаточно вспомнить истории с возникновением таких центров развлечения,как Лас-Вегас и Монте-Карло, вынесенных подальше от плотно заселенных районов.Однако игровой бизнес далек от морали, ведь доход только от одного игровогоавтомата может составлять сотни тысяч рублей в сутки.
Пока приходится констатировать, что в России эта социальная проблемарешается отдельными частными клиниками с конкретными пострадавшими за немалыйсчет самих пострадавших или их родителей. К месту вспомнить пословицу: спасениеутопающих дело рук самих утопающих. А ведь причина зависимости от игровых автоматов,равно как и аналогичных, лежит в несовершенстве общественного механизма.
Лечение игровой зависимости должно исходить из спецификизаболевания. Поскольку причиной заболевания является слабая психика, искаженноемировоззрение, то и лечение нужно осуществлять психологическое.
В наиболее тяжелых случаях происходят изменения в коре головного мозгавследствие выработки организмом гормонов и эндорфинов (наркотических веществ),которые способствуют быстрому истощению всей нервной системы. В силу этогопроводится параллель между игровойзависимостью и наркоманией. Поскольку не следует забывать, чточеловек является и духовным и физическим одновременно и направленность лечениядолжна быть соответствующей.
В лечении и реабилитации зависимостиот игровых автоматов можно выделить три уровня. На первомнеобходимо торможение и подавление очагов игровой зависимости с помощью соответствующихфармакологических средств. Второй уровень проводится психотерапевтом с цельюубедить пациента в пагубности его болезни, вреде для него самого как личности иокружающих.
Задача психотерапевта дать необходимые советы и рекомендации с цельюизменить сознание человека попавшего в зависимостьот игровых автоматов, переориентировать его мировоззрение всторону высоких идеалов. Ведь немалая часть их это молодые люди, которым можноподсказать заняться интересным, творческим делом, спортом и таким образомотвлечься от пагубного пристрастия. При этом важно и участливое, доброжелательноеотношение членов семьи и друзей. Не секрет, сколько терпения нужно приложить,чтобы помочь любимому чаду, но что в жизни дается легко.
Третий уровень лечения игровойзависимости заключается в желании самого пациента исцелиться.Это самый надежный и эффективный способ изменить себя, свое отношение к жизни.Победа над своими слабостями дается всегда трудно, но и потому ценнее. Оченьважно то, что такие люди часто активно помогают попавшим в беду собратьям,принимают активное участие в реабилитационных центрах, клубах по интересам.Объединяясь, таким образом, и способствуя оздоровлению всего общества в целомможно было бы надеяться на банкротство этой непроизводительной сферы бизнеса.
Отдельно можно выделить важность духовного оздоровления человека подвлиянием Христианской Православной Церкви. В православных храмах постояннопроводятся службы, конкретно направленные на исцеление и от игровой зависимости в частности.Человек, стремящийся отдавать больше, чем брать и имеющий благородные цели едвали может оказаться клиентом психотерапевта.
4.Реабилитация людей с игровой зависимостью откомпьютерных игр и интернета
Зависимость откомпьютерных игр — проблема, которой было уделено довольно много внимания впрессе и различных научных работах. К примеру, ученые выяснили, что 30% игроковпроводят за компьютером слишком много времени, а 10% находятся в сильнойпсихологической зависимости от своей любимой игры. Заодно посмотрели, чем этазависимость иногда кончается — а кончается она плохо, и потому нуждается какминимум в научном присмотре. Что же такое эта «компьютерная игроваязависимость» и в чем она проявляется?
Игроваязависимость являет собой форму сильной психологической привязанности к игре — вкомпьютерном варианте вплоть до желания жить в виртуальном мире. Возвращение вреальный мир связано исключительно с удовлетворением естественных потребностей,общение с живыми людьми сведено к минимуму. Особенно тяжелые формы игровойзависимости предполагают также крупные денежные траты на игру, злоупотреблениекофе и энергетическими напитками, злость и раздражение при отрывании от игры,пренебрежение питанием и сном. Зависимость от игр сравнима с наркотиками иалкоголем, человек не может контролировать себя в плане времяпровождения заигрой, живет в своем собственном мире и не желает общаться с родными и друзьями- ибо они пока еще не «виртуальны». Любое время, проведенное внеигры, является для такого человека мучением.
Самыепопулярные игры среди зависимых людей — это ролевые онлайновые игры, в которыхза каждым персонажем стоит реальный человек. Вместе они создают особенноеигровое сообщество, живущее по своим правилам, имеющее свою культуру изнаменитостей. Становясь частью всего этого, окунувшись в волшебный сказочныймир, в котором возможно практически все, человек — особенно не реализовавшийсядо конца в повседневности — больше не хочет жить обычной жизнью, где нет места «великимподвигам и волнующим приключениям». Со временем он теряет связи с реальныммиром — контакты с друзьями и близкими сводятся на нет, прежние хобби иувлечения отходят в прошлое, игра становится единственным интересом и темойразговора. Общаться с таким человеком, если вы не играете в ту же самую игру,практически невозможно. Были случаи, когда заигравшиеся любители виртуальнойреальности умирали за своими компьютерами от сердечных приступов, вызванныминесколькими сутками непрерывной игры.
Существуетраспространенное мнение, что для избавления от игровой зависимости достаточноотобрать у геймера любимую игру, компьютер или доступ к Интернету, после чегоон вылечится и станет нормальным человеком. К сожалению, это не совсем так — или даже часто совсем не так. Психологическая зависимость от компьютерной игры- весьма серьезная проблема и от нее невозможно избавиться, просто «перекрывдоступ» к игрушке. Наоборот, таким образом можно только усугубитьситуацию, довести человека до отчаяния и стресса — ибо фактически мы вырываемчеловека из его привычной «среды обитания». В ряде случаев такиепопытки заканчиваются совсем трагично — например, недавно американскийподросток застрелил мать и ранил отца за то, что те спрятали от него диск с любимойигрой.
В ряде стран,особенно азиатских (например, в Китае и Корее), компьютерная зависимостьсчитается серьезнейшим заболеванием, требующим длительного лечения. Этапроблема взята под контроль государства, которое финансирует строительствоспециальных реабилитационных центров для больных людей.
При тяжелыхформах игровой зависимости могут помочь лишь профессиональная работаспециалистов различных областей медицины и использование различныхлекарственных препаратов. Главную роль в лечении компьютерной зависимостииграет социальная работа с пациентом, которую проводят психологи.
Как ужеговорилось, основным методом лечения игровой зависимости является психотерапия,поскольку ее целью является устранение психологического конфликта, которыйпочти всегда и есть причина болезни. Самые лучшие результаты лечениядостигаются с больными, которые сами хотят избавиться от зависимости (навязанноелечение, которое практикуется в ряде стран по аналогии с «принудлечением»от наркомании, не всегда дает положительный эффект). Целью сеансов являетсяосознание геймером своей патологической привязанности и причин нарушения связейс обществом, после чего их можно пытаться восстановить. В особо тяжелых случаяхдля лечения используется гипноз.
Проблемой вданном случае является нежелание большинства геймеров лечиться. Многие простоне видят в своем увлечении проблемы или настаивают на своем праве «сходитьс ума» как они пожелают. Те же, кто, может, и согласны изменить свой образжизни, зачастую категорически не хотят связываться со специалистами, чейпрофиль начинается с приставки «психо». Ибо в современном обществе ив глазах государства общение с такими врачами сразу превращает человека во «второйсорт», которому становится что-то недоступно — в силу косности обществаили даже по закону. Россия, к сожалению, также относится к странам, где отслова «психо» стараются держаться подальше — хотя бы из-за опыта «карательнойпсихиатрии».
Однакоизбавиться от игровой зависимости можно и на ранней стадии без особо крупныхусилий, а то и вовсе не допустить ее — это гораздо проще и безопаснее, нежелипользоваться услугами врачей. Если говорить о детях, то сами родители всостоянии оградить своего ребенка от этой болезни. Для этого необходимо уделятьмалышу как можно больше внимания, приобщать к культуре и спорту, чтобы он нестремился заполнить свободное время компьютерными играми. Если же ребенокпредпочитает отстреливать виртуальных монстров, вместо того чтобы заниматьсявязанием или плаваньем, не сердитесь на него и ни в коем случае не запрещайтеиграть. Запреты здесь действуют не во благо, лишь усугубляя желание ребенкаокунуться в «запретный» компьютерный мир. Имеет смысл ограничитьдоступ к играм с насилием и жестокостью, а вместо этого предложить «компьютернуюальтернативу» — поучительные игрушки, расширяющие кругозор. Необходимопомочь ребенку с самого начала усвоить, что есть игра и есть реальность, что несмотряна интересный виртуальный мир, существуют еще настоящие друзья и увлечения.Постарайтесь занять его чем-то еще, кроме компьютера. Не нравятся шахматы игимнастика? Отведите его на танцы или рисование, что-нибудь ребенку обязательнопридется по вкусу, и он станет меньше времени проводить за компьютером. В любомслучае ребенку обязательно нужно чувствовать вашу любовь и заботу, бытьуверенным, что его обязательно поймут и поддержат. Тогда у него будет меньшеповодов отдалиться от вас, «зависнув» в виртуальной реальности.
Кромеуниверсальных средств — понимания и заботы — в реабилитации и лечении игровойзависимости помогают растительные средства, снижающие возбудимость нервнойсистемы и положительно влияющие на работу головного мозга. Врачи рекомендуют экстрактженьшеня, препараты родиолы розовой, душицы и еще целый ряд травок, известныхсо времен прабабушек. Также необходим витаминный комплекс. Конкретно для людей,проводящих длительное время за компьютером, полезны препараты с витаминами А, Еи селеном.
В любомслучае, лучшим способом преодолеть игровую зависимость является желание самогогеймера начать «настоящую» жизнь. Если человек захочет избавиться отпристрастия к компьютеру и сам ограничит себе доступ к нему, не понадобятся нисоветы, ни лекарства, ни помощь психологов.
Заключение
Мир, в котором живетчеловек, сложен и противоречив. Современные темпы жизни настолько высоки, чтоот человека постоянно требуется быстрота реакции, гибкость поведения,спонтанность мышления и поступков. Ценности свободы и творчества предполагаютготовность человека нести ответственность за свой выбор, в противном случае унего возникают внутренние проблемы. Отсутствие чувства определенности,устойчивости и уверенности в себе приводит человека к поиску специфическихсредств психологической защиты, с помощью которых можно достичь хотя быпсевдоощущения определенности, предсказуемости и устойчивости. Одним изнаиболее мощных способов псевдоприспособления человека к сложным условиямсуществования выступает зависимое поведение.
Проблема игромании вомногом является не столько психологической, сколько социальной проблемой. Посути, любая зависимость является формой рабства — психологического. Конечно,можно утверждать, что на общую распространенность игромании в стране влияет ееэкономическое развитие, т. е. именно безысходность человека заставляет сестьего за игровой автомат. Но ведь известно огромное количество случаев, когдажертвами этой пагубной привычки становились очень состоятельные люди.
Основными причинамиигромании являются:
-Чувство одиночества.
В этом случае яркая,веселая атмосфера способствует уходу человека из реального мира.
— Чувствонеудовлетворенности.
Являясь недостаточнореализованным в реальной жизни, недовольным собой, человек пытаетсясамовыразиться в игре, где гораздо легче стать победителем, чем в реальности.
— Чувство легкой наживы.
Получив один раз выигрыши ощутив приток адреналина от обладания легко доставшимися деньгами, человекпытается еще раз повторить свой успех. И даже грустный вид проигравшего несможет заставить человека отказаться от игры.
— Игромания являетсяриском для людей, имеющих любые другие зависимости, например, пристрастие кнаркотикам, алкоголю. также необходимо помнить, что такие люди стремятся клегкой наживе и верят в возможность ее достижения.
— Психическиерасстройства разной степени.
Люди, некогда лечившиесяот психических расстройств, также подвержены такому заболеванию, как игроваязависимость.
Конечно, в современноммире все осведомлены о негативных последствиях любого рода зависимостей, однакочеловеческая природа такова, что ему все хочется испробовать самому.
Психологи утверждают, чтопогружаясь в мир игры, человек уходит от реальности в свой собственныйиллюзорный мир, в котором реальные чувства подменяются псевдоощущениями,реальные поступки — псевдоподвигами и т. д.
К сожалению, еще ненайден метод лечения людей, больных игроманией. Общепринятым является лишьмнение, что человек должен осознать свою зависимость и сам захотеть избавитьсяот нее.
библиография
Литература общего содержания
1. Выготский Л.С. Психология.- М.: АПРЕЛЬ-ПРЕСС,ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
2. Джонстон Д. Психология / Пер. с англ.Л.М.Птицына.- М: АСТ, 2004.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. пособие длявузов.- СПб: Питер, 2005.
4. Першина Л.А. Общая психология: Учеб. пособие длявузов.- М.: Академ. Проект, 2004.
5. Петровский А.В. Психология: Учеб. для вузов / Подред. М.Г. Ярошевского.- 2-е изд., стереотип.- М: Академия, 2001.
6. Полянцева О.И. Психология: Учеб. пособие / Под ред.Э.М. Аванесьянца, Б.В. Кабарухина.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
7. Солсо Р. Когнитивная психология.- СПб: Питер,2002.
8. Эльконин Д.Б. Психология игры.- 2-е изд.- М.:Гуманит. изд-ский центр ВЛАДОС, 1999.
Периодические издания
9. Лозгачева Е.А. Игровая зависимость: особенности исоциальные последствия // Мониторинг общественного мнения.- 2008.- № 3.- С.133.
10. Репрянцева Е.А. Игровая зависимость современныхподростков: сущность, признаки, формы проявления // Вестник Российскогогуманитарного научного фонда.- 2007.- № 4.- С. 173.
Интернет-ресурсы
11. Акопов А.Ю.,Несмеянов А.А. Лечение и реабилитация игроков с психологической зависимостью отазартной игры другой игровой деятельностью // www.piterbasket.com/public3.shtml12. Вылечить игровую зависимость //http://www.sunhome.ru/journal/1701213. Зависимость от азартных игр //http://www.napishem.ru/rabota-zavisimost-ot-azartnyh-igr-91024.html
14. Игроваязависимость и её стадии // switching.ru/rs/player.html15. Игровая зависимость: способы и методы лечения игроманииhttp://www.igra.alex-help.ru/lechenie-igrovoj-zavisimosti.htm
16. Игромания — игровая зависимость // www.zavisimosti.net/ludus.htm17. Лечение игромании // www.magalif.ru/?an=lec_iro
18. Юсуфи А. Игроваязависимость — пути преодоления // www.f-dv.ru/index.php?p=5&aid=4